Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ОБОРОТНЫМИ СРЕДСТВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ'

МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ОБОРОТНЫМИ СРЕДСТВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
398
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА / УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОТНЫМИ СРЕДСТВАМИ / ПЛАНИРОВАНИЕ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ / НОРМИРОВАНИЕ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ / КОНТРОЛЬ ЗА ФОРМИРОВАНИЕМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ / CURRENT ASSETS / WORKING CAPITAL MANAGEMENT / WORKING CAPITAL PLANNING / RATIONING OF WORKING CAPITAL / CONTROL OVER THE FORMATION AND USE OF WORKING CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галазова Светлана Сергеевна, Мартазанов Ахмед Арсамакович

В статье исследуются основные элементы управления материальными оборотними средствами хозяйствующего субъекта. Определены основная цель и задачи механизма управления материальными оборотными средствами промышленного предприятия. Основным в рамках механизма управления материальными оборотными средствами промышленного предприятия детерминирован блок стратегического планирования. Предложены подходы к нормированию оборотных средств и на этой основе сформирована целевая функция определения совокупного норматива оборотных средств промышленного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods and tools for managing material circulating assets of the enterprise

The article examines the basic elements of the management of material circulating assets of an economic entity. The main goal and objectives of the mechanism for managing material circulating assets of an industrial enterprise are determined. The strategic planning unit is determined as the main within the framework of the mechanism for managing material circulating assets of an industrial enterprise. Approaches to the regulation of working capital are proposed and, on this basis, the objective function of determining the total working capital standard of an industrial enterprise is formed.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ОБОРОТНЫМИ СРЕДСТВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

ту") "Изменения и, направленные на повышение 9. Территориальный орган Федеральной службы

эффективности в сфере образования в республи- государственной статистики по республики Да-

ке Дагестан",утвержденный распоряжением Пра- гестан: электронный ресурс http://dagstat.gks.ru

вительства республики Дагестан от б мая 2014 года (дата обращения: 25.02.2019). № 128-Р".

O

METHODS AND TOOLS FOR MANAGING MATERIAL CIRCULATING ASSETS OF THE ENTERPRISE _q

Galazova Svetlana Sergeevna, DSc ofEconomics, Professor, Department ofEconomics andEntrepreneurship, North- ^ Ossetian State University after K. L. Khetagurov, Vladikavkaz, Republic of North Ossetia ^

Martazanov AkhmedArsamakovich, Postgraduate student, Department of Finance and Credit, ingush State University, ^ Nazran, Republic Of Ingushetia rj

CO CO

=r

The article examines the basic elements of the management of material circulating assets of an economic entity. The main goal and objectives of the mechanism for managing material circulating assets of an industrial enterprise are determined. The strategic planning unit is determined as the main within the framework of the mechanism for managing material circulating assets of an industrial enterprise. Approaches to the regulation of working capital are proposed and, on this basis, the objective function of determining the total working capital standard of an industrial ^ enterprise is formed. i_

Keywords: current assets; working capital management; working capital planning; rationing of working capital; control over the formation and use of working capital. V

МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ удк 336.6 ^^

МА ТЕРИАЛЬНЫМИ ОБОРОТНЫМИ СРЕДСТВАМИ ВАК РФ 08.00.10 кд

ПРЕДПРИЯТИЯ

© МартазановА.А., 2019

41

В статье исследуются основные элементы управления материальными обо- ©Галазова С.С., 2019 ротними средствами хозяйствующего субъекта. Определены основная цель и задачи механизма управления материальными оборотными средствами промышленного предприятия. Основным в рамках механизма управления материальными оборотными средствами промышленного предприятия детерминирован блок стратегического планирования. Предложены подходы к нормированию оборотных средств и на этой основе сформирована целевая функция определения совокупного норматива оборотных средств промышленного предприятия.

Ключевые слова: оборотные средства;управление оборотными средствами; планирование оборотных средств; нормирование оборотных средств; контроль за формированием и использованием оборотных средств.

S

В последнее время с развитием кризисных явлений в экономике России, которые порождают инфляционные процессы и спад производства, промышленные предприятия находятся в затруднительном финансовом положении. Подтверждением этому является их убыточная деятельность, связанная с недостаточностью финансовых ресурсов и снижением спроса на готовую продукцию. Одной из причин этих явлений является чрезмерное отвлечение оборотного капитала из сферы производства в сферу обращения за счет постоянного увеличения размера дебиторской задолженности в структуре оборотного капитала и, соответственно, роста кредиторской задолженности в структуре источников формирования оборотного капитала. Как следствие возникает необходимость привлечения предприятиями в обращение дополнительных оборотных средств.

Возможность выхода промышленного сектора отечественной экономики из кризиса объективно связана с совершенствованием формирования и использования оборотного капитала промышленных предприятий,учитывая имеющиеся условия и принципы хозяйствования.

Действенность процессов управления оборотными средствами промышленного предприятия будет зависеть от использования

ГАЛАЗОВА Светлана Сергеевна, доктор экономических наук, профессор, кафедра Экономики и предпринима тельства, Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова, Владикавказ, Республика Северная Осетия

МАРТАЗАНОВ Ахмед Арсамакович, аспирант, кафедра "Финансы и кредит" Ингушский государственный университет, Назрань, Республика Ингушетия

методов и инструментов управления материальными оборотными средствами.

Отсутствие комплексного подхода к управлению материальными оборотными средствами не позволяет промышленному предприятию обеспечивать согласование маркетинговой и финансовой политики в процессе управления производственным процессом, принимать решения по управлению оборотными средствами с ориентацией на стратегическую перспективу, применять прогрессивные технологии управления и совершенствовать его функциональную составляющую [1].

Основной целью механизма управления материальными оборотными средствами промышленного предприятия является максимизация экономического эффекта от ускорения оборачиваемости производственных материально-сырьевых запасов и запасов готовой продукции.

Основными задачами механизма управления материальными оборотными средствами промышленного предприятия являются: 1) повышение эффективности использования материальных оборотных средств и выбор дешевых источников их финансирования; 2) внедрение новых производственных, ресурсосберегающих технологий; 3) минимизация затрат заку-почно-производственно-сбытовой деятельности; 4) повышение заинтересованности работников служб снабжения и сбыта в эффективном выполнении своих обязанностей; 5) управление качеством продукции и т.д.

Управление оборотными средствами, в том числе и материальными, является важной подсистемой управления промышленным предприятием, поэтомутак необходимо обеспечить принятие решений в области формирования и использования материальных оборотных средств в соответствии со стоимостными концепциями менеджмента. Главной стратегической целью любого промышленного предприятия является рост рыночной стоимости, определяемый на основе дисконтированных денежных потоков.

Использование материальных оборотных средств, несмотря на их краткосрочный характер, тесным образом связано с формированием стоимости промышленного предприятия. Как известно, рост рыночной стоимости предприятия определяется величиной чистой прибыли и условиями производства и реализации конкурентоспособной продукции, что опосредовано определяется структурой материальных затрат на производство продукции. Поэтому основным в рамках механизма управления

материальными оборотными средствами промышленного предприятия выделим блок стратегического планирования, в рамках которого следует выделить такие направления: ориентация на рост рыночной стоимости промышленного предприятия; повышение конкурентоспособности продукции на отечественном и зарубежных рынках, а также предприятия в целом; изучение поведения основных конкурентов и прогнозирование позиционирования рынка готовой продукции; изучение потребительского спроса, предпочтений клиентов и разработка стратегий по ассортиментной политике предприятия. Отметим, что особую актуальность приобретают вопросы определения скрытых потребностей клиентов и прогнозирование объемов спроса по каждому виду продукции предприятия; планирование и прогнозирование ситуации на рынке материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, особенно в области ценообразования, объемов предложения и государственного регулирования; активизация процессов обновления технического оснащения промышленного предприятия, совершенствования технологических процессов и т.д.

Результаты стратегического планирования выступают ориентиром для тактического планирования потребности в материальных оборотных средствах промышленного предприятия. Как известно, на большинстве промышленных предприятий России материальные оборотные средства составляют 3/4 всех текущих активов, поэтому их избыток приводит к замедлению оборачиваемости активов и дополнительным расходам [2].

Величина потребности промышленного предприятия в материальных оборотных средствах определяется рядом факторов: специфика производственного процесса; длительность производственного цикла; величина расхода (заказа) материальных оборотных средств в определенный период времени (сутки, декада, месяц и т.п.); периодичность снабжения сырьем и материалами, контрактные обязательства перед покупателями; сезонный фактор производства и реализации продукции и т.п.

В то же время наличие материальных оборотных средств в структуре текущих активов предприятия сопряжено с рядом дополнительных расходов и рисков, а именно: расходы по эксплуатации складских помещений и содержание дополнительного вспомогательного персонала; истечение срока годности запасов; отвлечение денежных средств из оборота; физический или моральный износ запасов;

влияние инфляционных процессов на стоимость производственных запасов; сокращение объемов производства вследствие затоваривания складов готовой продукции и т.д.

Поэтому в условиях рыночной экономики процесс планирования материальных оборотных средств промышленного предприятия является одним из первоочередных, поскольку позволяет ему продолжать функционирование и определяет предпосылки для дальнейшего развития.

Процесс планирования оборотных средств промышленного предприятия должен быть направлен на решение следующего круга задач: 1) обеспечение необходимыми материальными и финансовыми ресурсами различных направлений деятельности предприятия; 2) выбор оптимальных рынков закупки сырья, материалов (поставщиков) и сбыта продукции (покупателей); 3) обеспечение ритмичности процесса производства и реализации продукции;^ контроль за выполнением договорных обязательств, финансовым состоянием предприятия и т.д.

Эффективный процесс планирования оборотных средств промышленного предприятия должен базироваться на современных концепциях маркетинга, логистики, финансового менеджмента.

Важным направлением ресурсной стратегии предприятия выступает формирование стратегии финансирования оборотных средств.

Необходимым условием эффективного управления оборотными средствами предприятия является научно обоснованное определение их потребности, т.е. установление такого оптимального уровня запасов товарно-материальных ценностей, который обеспечит непрерывное протекание производственного процесса. Планирование потребностей в оборотных средствах на основе норм и нормативов позволит определить рациональное соотношение между величиной оборотных средств и объемом производимой продукции, что будет способствовать нормализации процесса производства и реализации продукции.

Эффективность процесса планирования оборотных средств предприятия определяется степенью взаимосвязи показателей текущего финансового планирования с производственными, коммерческими, строительными и другими планами и программами, что и определило выделение данного этапа планирования.

Завершающим этапом процесса планирования оборотных средств предприятия явля-

ется анализ и контроль за выполнением планов. На данном этапе определяются конечные финансовые результаты функционирования предприятия.

К приоритетным показателям, отражающим эффективность планирования оборотных средств, следует отнести: коэффициент оборачиваемости активов и показатель длительности оборота активов; экономический результат от ускорения (замедления) оборачиваемости активов; наличие собственных оборотных средств; уровень ликвидности и платежеспособности; финансовая устойчивость и независимость предприятия [3].

Дальнейшее внедрение в практику хозяйствования промышленных предприятий планирования оборотных средств позволит повысить эффективность принятия управленческих решений. Однако своего совершенствования требуют методики нормирования отдельных* элементов и общей величины материальных оборотных средств.

Под нормированием оборотных средств промышленного предприятия принято понимать определение в соответствии с научно обоснованной методикой необходимой (нормативной) величины денежных средств, авансируемой в минимальные запасы товарно-материальных ценностей для обеспечения непрерывного процесса производства продукции. В отечественной экономической литературе и хозяйственной практике используются такие методы расчета нормативов оборотных средств, как: аналитический (иссле-довательско-статистический), коэффициентный и метод прямого счета [4]. Данные методы можно считать устаревшими для использования в условиях рыночной экономики, поскольку они учитывают лишь факторы внутренней среды предприятия.

Тактическое планирование материальных оборотных средств промышленного предприятия должно соответствовать стратегическим ориентирам, среди которых наиболее значимыми выступают: устойчивые и взаимовыгодные отношения с поставщиками; контроль и мотивация рационального формирования, распределения и использования материальных оборотных средств на стадиях закупки, переработки сырья и сбыта готовой продукции; управление динамическим портфелем заказов; формирование устойчивых связей с покупателями готовой продукции; внедрение новых технологий производства (в первую очередь ресурсосберегающих);ориентация на производство высококачественной продук-

те

1-Н

О си

-О О-

ш <

со со

г

Ё

43

ции, пользующейся спросом у покупателей на внешних и внутренних рынках.

Данные критерии должны найти отражение в системе показателей расчета нормативов по элементам материальных оборотных средств [5]. Так, совокупный норматив оборотных средств промышленного предприятия можно представить в следующем виде:

NeNrI,Nlap,Nrtp,Nя>, (1)

где /V- совокупный норматив материальных оборотных средств предприятия;

N - норматив оборотных средств в производственных запасах;

N - норматив оборотных средств в незавершенном производстве;

^ - норматив оборотных средств в расходах будущих периодов;

N - норматив оборотных средств в готовой продукции.

Норматив оборотных средств в незавершенном производстве представим следующим образом:

е<7,/2.......(2)

где N - подсистема формирования норматива величины НЭП; - длительность производственного цикла;

/2 - среднедневной выпуск товарной продукции по производственной себестоимости; /3 - система управления трудовыми факторами производства;

Е'Мп1р - минимизация незавершенного производства.

Норматив оборотных средств в расходах будущих периодов предприятия представим в следующем виде:

Хтре(к1гк2.....кп)^Е'тр, (3)

где NМгЬр - подсистема формирования норматива расходов будущих периодов; кл - схема движения денежных потоков

предприятия; кг - система бухгалтерского учета и учетная политика предприятия; кз - структура валовых доходов и расходов предприятия на предстоящий период;

Е'Мгар - экономическая целесообразность расходов будущих периодов предприятия.

И аналогично представим норматив оборотных средств в остатках готовой продукции:

NNgp е (т1,т2.....тп) E'Ngp, (4)

где NNgp - подсистема формирования норматива оборотных средств в остатках готовой продукции; т] - суточный выпуск готовой продукции; т2 - количество дней подготовки продукции к реализации; /7?3 - система сбыта продукции; тл - оценка качества продукции; т - система определения надежности

покупателей или анализ рынка; т6 - система стимулирования персонала отделов сбыта продукции; Е'мд, ~ ускорение реализации готовой продукции.

Таким образом, целевую функцию определения совокупного норматива оборотных средств промышленного предприятия представим в следующем виде:

Ne{.Nm,NNnzp,NNrbp,NNsp)^EN, (5)

Е N min'

где 3min - минимальные затраты по формированию запасов материальных оборотных средств.

Решение данных задач в системе управления материальными оборотными средствами промышленного предприятия должно осуществляться методом экспертных оценок.

Главной целью бухгалтерского учета является предоставление более полной и достоверной информации о финансовом положении промышленного предприятия,его прибылях и убытках. В процессе управления материальными оборотными средствами промышленного предприятия важным элементом системы информационного обеспечения выступает управленческий учет как подсистема бухгалтерского учета. Именно он формирует массив информации для анализа, планирования, управления и контроля за процессами формирования и использования материальных оборотных средств. При этом в качестве рычагов воздействия здесь выступают методы учета затрат и калькулирования себестоимости.

Примечания:

1. Герасимов Б.Н., Туркина O.A. Технологизация подпроцесса управления оборотными средствами / Б.Н. Герасимов, А.О. Туркина // Вестник Международного института рынка. - 2019. - Т. 1. - № 2. -С. 13-20.

2. Бабенко И. В. Управление оборотными активами: логистический подход/И.В. Бабенко,С.А.Тинь-ков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019.- 167 с.

3. Зимин, Н.Е. Диагностика эффективности использования оборотных средствдля обеспечения экономической безопасности предприятия / Н.Е. Зимин // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2019. - № 8. - С. 218-222.

4. Александров, О. А. Экономический анализ: учебное пособие / O.A. Александров. - М.: НИЦ ИНФ-РА-М, 2019. - 179 с.

5. Китаев М.О. Оптимизация состава и структуры оборотных средств, методы повышения эффективности их использования / М.О. Китаев // Молодой ученый. - 2018. - №9. - С. 584-588.

FEA TURES OF SEARCH ENGINE OPTIMIZA T/ON (SEO) AS A TECHNIQUE OF WEBSITE PROMOTION

Gorokhova Polina Andreevna, Specialist in Educational and methodical work of the 1st category, St. Petersburg

State Technological Institute, St. Petersburg

The article is devoted to the study of the features of search engine optimization in the system of marketing techniques of website promotion. In the context of the rapid growth of the amount of information on the Internet, the mechanisms of indexing and systematization of sites are becoming a natural tool to facilitate user activity in the virtual network. In turn, search engine optimization methods are aimed at improving the position of the site in search results. The article presents the features of search engine optimization, classified methods of this technique of website promotion.

Keywords: search engine optimization; website; marketing; promotion; features.

ОСОБЕННОСТИ ПОИСКОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ (SEO) КАК ТЕХНИКИ ПРОДВИЖЕНИЯ САЙТА ОРГАНИЗАЦИИ

Статья посвящена исследованию особенностей поисковой оптимизации в системе маркетинговых техник продвижения сайта организации. В условиях стремительного роста объема информации в сети Интернет механизмы индексирования и систематизации сайтов становятся естественным инструментом облегчения пользовательской активности в виртуальной сети. В свою очередь методы поисковой оптимизации направлены на улучшение позиций сайта в результатах поиска. В статье приведены особенности поисковой оптимизации, классифицированы методы данной техники продвижения сайтов. Ключевые слова: поисковая оптимизация; сайт;маркетинг; продвижение; особенности.

УДК 339.138 ВАК РФ 08.00.05

© Горохова П.А., 2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

оэ

1-Н

о си

-О Q-

LQ <

СО

со =г

г

кдмт

S

45

Сайт (веб-сайт) как базовая информационная единица, обеспечивающая информационно-коммуникационное взаимодействие пользователя сети Интернет и субъекта маркетинговой деятельности в данной сети или виртуальный ресурс, содержащий веб-страницы (документы), объединенные общей темой и связанных между собой с помощью ссылок, в нынешних условиях выполняет ряд значимых функций [6], среди которых ключевое значение приобретает функция продвижения. Связано это как с растущим уровнем проникновения сети Интернет, так и с ростом уровня конкурентной активности в данной сети субъектов маркетинговой деятельности.

По данным исследований, затраты на веб-разработку (или процесс создания и запуска сайта) являются одними из значимых в структуре затрат на Интернет-маркетинг: на 2018 г. на них приходилось 11,5 % (30,3 млрд руб.) в общем объеме названных затрат [2]. Актуальность рассмотрения вопросов, связанных с продвижением веб-ресурсов субъектов маркетинговой деятельности, определяется и динамикой числа зарегистрированных доменов в российском сегменте сети Интернет (рис. 1) [5].

Одной из главных особенностей, присущей виртуальной сети Интернет, отличающей её от прочих информационно-коммуникационных пространств, сточки зрения поведения в Интернете посетителя (и одновременно получателя рекламно-маркетинговой ин-

ГОРОХОВА Полина Андреевна, специалист по учебно-методической работе 1 категории, Санкт-Петербургский государственный технологический институт (Технический университет), Санкт-Петербург

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.