Научная статья на тему 'Проблема взаимоотношения полов в социокультурном проекте Л. Фейербаха'

Проблема взаимоотношения полов в социокультурном проекте Л. Фейербаха Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
202
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ЛЮБОВЬ / ТЕЛЕСНОСТЬ / АНДРОЦЕНТРИЗМ / ПАТРИАРХАТ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ / Л. ФЕЙЕРБАХ / GENDER / LOVE / CORPOREALITY / ANDROCENTRISM / PATRIARCHY / SOCIAL AND CULTURAL PROJECT / L. FEUERBACH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Митина Наталья Георгиевна

Основное содержание исследования составляет анализ гендерных отношений в социокультурном проекте Л. Фейербаха. В статье предпринята попытка определить позицию философа по данной проблеме. В ходе исследования выделен антропологический аспект концепции Л. Фейербаха. Определено особое отношение философа к чувству любви, которое связывает человека с Богом. Религия любви является основой человеческих взаимоотношений. Через категорию телесности, женского и мужского начала раскрывается необходимость их единства в целостности: совершенный человек соединяет в себе мужское и женское начало. Несмотря на отрицание Л. Фейербахом вторичности и греховности женщины, он рассматривает ее как дополнение мужчины. Философ не отходит от традиционного подхода к предназначению женщины, проявляя андроцентризм и маскулинизм. Л. Фейербах делает шаг вперед в философии этого периода, поставив на первое, главное место человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Gender Relations in the Social and Cultural Project by L. Feuerbach

The research analyzes gender relations in Feuerbach’s social and cultural project. An attempt is made to identify the philosopher’s view on this issue. The study highlights the anthropological aspect of Feuerbach’s concept. The research determines the attitude of the philosopher to the feeling of love that connects man with God. The religion of love is the basis of human relationships. Through the category of corporeality, feminine and masculine principles, the need for their unity in integrity is revealed: the absolute man combines femininity and masculinity. Despite the fact that L. Feuerbach rejects woman’s secondary nature and sinfulness, a woman complements a man. The philosopher does not deviate from the traditional approach to dealing with the purpose of women by showing androcentrism and masculinity. L. Feuerbach takes a step forward in the philosophy of this period by putting human first.

Текст научной работы на тему «Проблема взаимоотношения полов в социокультурном проекте Л. Фейербаха»

УДК 1(091):316.346.2Фейербах

https://doi.org/10.24158/fik.2019.8.3

Митина Наталья Георгиевна

доктор философских наук, доцент, профессор кафедры общегуманитарных наук Дальневосточного государственного института искусств

ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОЛОВ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОЕКТЕ Л. ФЕЙЕРБАХА

Mitina Natalya Georgievna

D.Phil., Professor, General Humanities Department, Far Eastern State Institute of Arts

THE PROBLEM OF GENDER RELATIONS IN THE SOCIAL AND CULTURAL PROJECT BY L. FEUERBACH

Аннотация:

Основное содержание исследования составляет анализ гендерных отношений в социокультурном проекте Л. Фейербаха. В статье предпринята попытка определить позицию философа по данной проблеме. В ходе исследования выделен антропологический аспект концепции Л. Фейербаха. Определено особое отношение философа к чувству любви, которое связывает человека с Богом. Религия любви является основой человеческих взаимоотношений. Через категорию телесности, женского и мужского начала раскрывается необходимость их единства в целостности: совершенный человек соединяет в себе мужское и женское начало. Несмотря на отрицание Л. Фейербахом вторичности и греховности женщины, он рассматривает ее как дополнение мужчины. Философ не отходит от традиционного подхода к предназначению женщины, проявляя андроцентризм и маскулинизм. Л. Фейербах делает шаг вперед в философии этого периода, поставив на первое, главное место человека.

Ключевые слова:

гендер, любовь, телесность, андроцентризм, патриархат, социокультурный проект, Л. Фейербах.

Summary:

The research analyzes gender relations in Feuerbach's social and cultural project. An attempt is made to identify the philosopher's view on this issue. The study highlights the anthropological aspect of Feuerbach's concept. The research determines the attitude of the philosopher to the feeling of love that connects man with God. The religion of love is the basis of human relationships. Through the category of corporeality, feminine and masculine principles, the need for their unity in integrity is revealed: the absolute man combines femininity and masculinity. Despite the fact that L. Feuerbach rejects woman's secondary nature and sinfulness, a woman complements a man. The philosopher does not deviate from the traditional approach to dealing with the purpose of women by showing androcentrism and masculinity. L. Feuerbach takes a step forward in the philosophy of this period by putting human first.

Keywords:

gender, love, corporeality, androcentrism, patriarchy, social and cultural project, L. Feuerbach.

В эпоху Нового времени было положено начало формированию новой системы либеральных ценностей, где на передний план выступает личность человека. И утопические проекты этой эпохи воплотили предлагаемые идеалы свободы и равенства, предложили свое видение справедливого общества. Означенная проблема занимает в них одно из главных мест, поскольку взаимоотношения мужчины и женщины составляют основу социума. Прежде всего это проблема равенства полов, решаемая в целом на основе идеологии маскулинизма, определяющей подчиненное положение женщины по отношению к мужчине. Основой общества практически для всех этих проектов были патриархальные устои, но так или иначе философы-утописты предпринимают попытки заложить основы равноправия полов. Каждый из них по-своему определяет значение и положение женщины в обществе.

Если первые утопии пытались реализовать идею всеобщего равенства, то социальные проекты периода буржуазных революций обратились в большей степени к правовым аспектам формирования справедливого общества и всеобщего равенства. Эпоха XIX в., напротив, обратила внимание на еще один важный аспект в формировании общества - гармонию духовности и телесности. Рассматриваемая концепция уделяет данному аспекту особое внимание, выводя на первый план чувственные стороны взаимоотношения полов.

Философия Людвига Фейербаха предлагает свое видение вопроса социальных взаимоотношений. Это социокультурный проект, где особое внимание уделяется проблеме телесного и религии. Анализ проекта раскрывает особенности концепции, и вопрос гендерных отношений выступает здесь на первое место.

В основе философской концепции философа стоит человек с его желаниями и чувствами, среди которых главное место занимает любовь. Именно любовь, уверенно заявляет он, в буду-

щем станет основой всех социальных отношений. Любовь пронизывает всю философию Л. Фейербаха, приобретая статус религии. «Любовь есть сам Бог, и вне любви нет Бога... Любовь есть подлинное единство Бога и человека, духа и природы» [1, с. 63].

Философ соединяет в своей религиозной концепции любовь Бога и человека и называет новую религию антропотеизмом, т. е. религией, пришедшей к самосознанию. Схема религиозного воспарения восходит от сердца (женского начала) к уму (мужскому началу). Сердце является антирелигиозным, атеистическим началом в теологическом смысле. Оно «.нуждается в другом существе. которое ему сродни, которое от сердца не обособлено, которое не противоречит сердцу», т. е. в уме, действующем согласно сердцу [2, с. 81].

Любовь во всей полноте воплощена в догмате о Божественной Троице, которая у философа предстает как слияние женского и мужского начала. Святой Дух - женское начало, олицетворенное в образе Девы Марии, символизирующем в философии Л. Фейербаха, в отличие от канонической христианской традиции, взаимную любовь Отца и Сына. Женское начало присутствует и в Сыне Божьем, так как это «женственная душа Бога». Сын - связующее звено «между мужественностью отца и женственностью матери; он как бы наполовину мужчина, наполовину женщина.» [3, с. 82]. Отсюда любовь сына к матери, по мнению философа, - это первая любовь мужчины к женщине. Любовь к женщине, половая любовь - сокровеннейшая и совершеннейшая форма любви. Л. Фейербах связывает ее с любовью Бога, с верой в женское начало как в божественную сущность. Он подвергает критике патриархатность религии, настаивающей на вторичности женщины, ее виновности в грехопадении, проповедующей ущербность человека, его греховную сущность.

Земным воплощением божественной любви является половая любовь, наиболее полно выражающаяся в браке. Брак поэтому приобретает религиозный смысл. Он тесно связан с одним из главных социальных институтов - семьей, в свою очередь связанной с родом. Истинный брак -это свободный союз любви, в котором отношения между супругами, детьми и родителями приобретают религиозный характер [4, с. 7]. Л. Фейербах высказывается против безбрачия, так как оно, по его мнению, узаконенное преступление [5, с. 458], поскольку, сохраняя свою индивидуальную свободу, индивид не реализует две назначенные ему природой цели: создание счастливого, полного любви и уважения сообщества и воспитание потомства. Обе цели в первую очередь касаются женщин. Либерализм и принцип равенства полов, достигаемый через равную любовь, исчезают из абстрактных рассуждений философа, как только речь заходит о социальных ролях женщин и мужчин.

Назначение женщины он рассматривает вполне традиционно - быть женой и матерью. В этих ролях в полной мере развиваются ее способности. Как и большинство философов-утопистов Нового времени, он допускает большую свободу для женщин, например очень резко высказываясь против института целомудрия. Девственность, по мнению философа, калечит женщину. Философ также оставляет за женщиной право отказаться от выполнения традиционно приписываемой ей роли детородной машины, если она имеет особые способности или особые условия. Таким образом, Л. Фейербах не исключает для женщины возможности занять иное положение в обществе и даже более значительное, чем положение жены и матери семейства. Но в целом он придерживается мнения, что главное назначение женщины - стать матерью и женой.

Сексистский характер философии пола явственно следует из рассуждений Л. Фейербаха о семье. Рассматривая характер супружеских взаимоотношений, он отмечает: «Муж и жена взаимно исправляют и дополняют друг друга и, только соединившись, представляют собой род, т. е. совершенного человека» [6, с. 149]. И этот человек, под именем которого философ подразумевает человека разумного, т. е. мужчину, осознавая свою частичность, ущербность, стремится к целостности. Для ее достижения он нуждается в другом существе. Женщина как «другая» дает ему ощущение полноты бытия, а взамен получает от мужчины недостающие ей силу, защиту, помощь. Так восстанавливается утраченная андрогинность человека. Отождествляя человека с мужчиной, Л. Фейербах, как и его предшественники, придерживается идеологии андроцентризма, характерной в целом для западной цивилизации.

Мужчина существенно и необходимо относится к другому «я» или существу - женщине. «.Природа человека существует только противоположностью "я" и "ты", мужчины и женщины» [7, с. 370]. Совершенный человек - это слияние мужчины и женщины, как и любовь - слияние «я» и «ты». Несмотря на то что философ отождествляет категории «человек» и «мужчина», у него человек-мужчина чувствует свою ущербность, частичность. Однако вторая его часть (женщина), без которой он не может существовать как совершенный человек, называется Л. Фейербахом не человеком, а частичным «существом», необходимым для создания целого. С одной стороны, оба пола нуждаются друг в друге в равной степени, а с другой - мужчина представлен как разумное, рациональное существо, изначально более полноценное, чем женщина.

Чтобы подтвердить свои аргументы, философ противопоставляет дух и плоть, мужское и женское начало. «Женщина представляет плоть, мужчина - дух, т. е. мужчина есть голова, женщина - живот человечества» [8, с. 160-161]. Телесное различие мужчины и женщины, различие чувств рассматривается как противопоставление духа и плоти. «Что такое любовь?» - задает вопрос Л. Фейербах и отвечает: «Единство мышления и бытия. Бытие - это женщина, мышление - мужчина» [9, с. 178].

Телесные различия никоим образом не влияют на дух человека, независимо от его половой принадлежности. В различии мужского и женского тела кроется различие мужской и женской души. Сущность тела упраздняется в сущности духа, следовательно, упраздняется всякое телесное различие. Душа находится одновременно в теле и в каждой его части. И он делает вывод: «"Тело есть орудие души", но и наоборот, душа есть орудие тела». «Я и Ты - субъект и объект -отличные и все же неразрывно связанные. <...> .Я без Ты. женщина без мужчины или наоборот» [10, с. 404, 425].

Проблема телесности связана и с личностью. «Только тело является той отрицающей, ограничивающей сосредоточивающей, сжимающей силой, без которой немыслима личность» [11, с. 97]. Тело - это субъект личности. В свою очередь тело неотделимо от плоти и крови, а плоть и кровь - от полового различия. Таким образом, половое различие является непременным атрибутом личности.

Сущность мужчины - мужественность, сущность женщины - женственность. Мужчина всегда останется мужчиной, а женщина - женщиной. Л. Фейербах отличает мужскую личность от женской личности, но считает, что при всем различии, которое наиболее ярко проявляется в различии между мужчиной и женщиной, одна личность без другой быть не может. Человеку необходимо, чтобы он «как женщина был женщиной и как мужчина был мужчиной».

Философ осознает ущербность отдельного мужчины и отдельной женщины, и поэтому совершенный человек у него предстает в слиянии: «Только мужчина и женщина вместе образуют действительного человека; мужчина и женщина вместе есть бытие рода, ибо их союз есть источник множества, источник других людей. Поэтому человек, не отрицающий свою мужественность, чувствующий себя мужчиной и считающий это чувство естественным и закономерным, сознает и чувствует себя существом частичным, которое нуждается в другом частичном существе для создания целого, истинного человечества» [12, с. 159]. Таким образом, новые подходы к проблеме пола (использование чувственного аспекта, рассмотрение проблемы личности через проблему телесности, слияния мужского и женского), предложенные философом, не позволили ему преодолеть идеологию маскулинизма и патриархата, господствовавшую в философии Нового времени, и создать проект общества социального партнерства.

Социокультурный проект Л. Фейербаха изменяет отношение к женщине, к полу. Он не отделяет ум от чувств, как это делали европейские философы периода Нового времени, отрицает дуализм души и тела, считает, что путь к познанию человека лежит через чувства, главное из которых - любовь. Через любовь субъект осознает, что «я» и «ты» - отличные и неразрывно связанные понятия. Только вместе мужчина и женщина образуют у Фейербаха действительного человека, определяемого через половые различия, нравственность, духовную определенность. Данный проект не останавливается на практических вопросах устройства общества, как большинство утопий Нового времени. Здесь в значительной степени воплощаются культурные доминанты эпохи, идеи создания гармоничного общества на основе гармонии во взаимоотношениях мужчины и женщины.

Ссылки:

1. Фейербах Л. Сущность христианства // Сочинения : в 2 т. Т. 2. М., 1995. С. 5-320.

2. Фейербах Л. Предварительные тезисы к реформе философии // Там же. Т. 1. М., 1995. С. 70-87.

3. Там же. С. 82.

4. Фейербах Л. К критике «Позитивной философии» // Сочинения. Т. 1. М., 1995. С. 5-22.

5. Фейербах Л. Эвдемонизм // Там же. С. 427-475.

6. Фейербах Л. Сущность христианства. С. 149.

7. Фейербах Л. О «Сущности христианства» в связи с «Единственным и его достоянием» // Сочинения. Т. 2. С. 365-376.

8. Фейербах Л. Против дуализма тела и души, плоти и духа // Там же. Т. 1. С. 146-167.

9. Фейербах Л. Фрагменты к характеристике моей философской Curriculum Vitae // Там же. С. 168-190.

10. Фейербах Л. О спиритуализме и материализме, в особенности в их отношении к свободе воли // Там же. С. 323-426.

11. Фейербах Л. Сущность христианства. С. 97.

12. Там же. С. 159.

References:

Feuerbach, L 1995a, 'Against the Dualism of Body and Soul, Flesh and Spirit', Complete Works, in 2 vols, vol. 1, Moscow, pp. 146-167, (in Russian).

Feuerbach, L 1995b, 'Eudaimonism', Complete Works, in 2 vols, vol. 1, Moscow, pp. 427-475, (in Russian).

Feuerbach, L 1995c, 'Fragments Concerning the Characteristics of My Philosophical Curriculum Vitae', Complete Works, in 2 vols, vol. 1, Moscow, pp. 168-190, (in Russian).

Feuerbach, L 1995d, 'On Spiritualism and Materialism, Especially in Relation to the Freedom of the Will', Complete Works, in 2 vols, vol. 1, Moscow, pp. 323-426, (in Russian).

Feuerbach, L 1995e, 'On "The Essence of Christianity" in Relation to " The Ego and His Own"', Complete Works, in 2 vols, vol. 2, Moscow, pp. 365-376, (in Russian).

Feuerbach, L 1995f, 'Provisional Theses for the Reformation of Philosophy', Complete Works, in 2 vols, vol. 1, Moscow, pp. 70-87, (in Russian).

Feuerbach, L 1995g, 'The Critique of "The Positive Philosophy"', Complete Works, in 2 vols, vol. 1, Moscow, pp. 5-22, (in Russian).

Feuerbach, L 1995h, 'The Essence of Christianity', Complete Works, in 2 vols, vol. 2, Moscow, pp. 5-320, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.