Научная статья на тему 'Философия пола Л. Фейербаха'

Философия пола Л. Фейербаха Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1515
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСКУЛИНИЗМ / АНДРОЦЕНТРИЗМ / ГЕНДЕР / ЭКОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ / MASCULINITY / ANDROCENTRISM / GENDER / ECOLOGY OF CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Митина Н. Г.

Философия пола Л. Фейербаха строится на переплетении телесного и религиозного аспектов. В концепции ярко проявляется идеология маскулинизма и андроцентризма, о чем свидетельствует противопоставление природы (феминного) и разума (маскулинного). Экология сознания предлагает отказаться от противопоставления мужских и женских ценностей и создать общество социального партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

L. Feuerbach's philosophy of a sex

In the concept the ideology of masculinity and androcentrism is clearly shown to which the nature (feminine) with the reason (masculine) contrast testifies. Ecology of consciousness suggests refusing from opposition of male and female values and to create a society of social partnership.

Текст научной работы на тему «Философия пола Л. Фейербаха»

ФИЛОСОФИЯ ПОЛА Л. ФЕЙЕРБАХА Н.Г. Митина

Философия пола Л. Фейербаха строится на переплетении телесного и религиозного аспектов. В концепции ярко проявляется идеология маскулинизма и андроцентризма, о чем свидетельствует противопоставление природы (феминного) и разума (маскулинного). Экология сознания предлагает отказаться от противопоставления мужских и женских ценностей и создать общество социального партнерства.

Ключевые слова: маскулинизм, андроцентризм, гендер, экология сознания.

Сегодня общество пришло к выводу о необходимости переоценки ценностей, в т. ч. и в вопросе взаимоотношения полов, что стало одной из причин выдвижения концепции экологии сознания. Традиционные философские подходы не позволяют нам найти причину существования дискриминации, а значит, и возможные пути ее уничтожения. Только с созданием гендерной теории в философии исследователи определили причину мужского доминирования в обществе, скрывающуюся в существующих социокультурных стереотипах.

В течение нескольких тысячелетий западная культура все более проникалась идеей доминирования людей над нечеловеческим миром, мужчин над женщинами, здоровых и сильных над слабыми и больными, западной культуры над не западной. Экологическое сознание позволяет нам увидеть опасность этих иллюзий и найти путь к исправлению уродливой одномерности нашего рационализма, где «разнообразие, проявляющееся в индивидуализации, может привести обратно, к единству (выделено мной. - Н. М.). Но только теперь это единство будет осознанным. Не неразрывная общность и не в форме отдельной личности, а различимое многообразие в единстве» [1]. Наука пытается найти новые подходы к рациональности, включает элементы интуиции и творчества в научный поиск, что приводит к постепенному уничтожению противоречий между наукой и философией. Это приводит к переходу «сверхрационализма из дискурсивной практики философии, - отмечает М.В. Олюшина, - в транс-дисциплинарную парадигму мышления и способствует утверждению ее в научном мировоззрении» [2].

Концепция экологии сознания предлагает отказаться от противопоставления муж-

ских и женских ценностей, настаивает на переосмыслении причин противопоставления природы и разума в западной философии и следующей из него дискриминации женщин. Это, в свою очередь, ставит перед обществом задачу осознать ценность каждого пола, а значит, и представить каждому полу равные права.

М.С. Каган подчеркивает: «Коренная задача философии и состоит ныне в том, чтобы раскрыть... диалектику новых взаимоотношений человека и природы, человека и общества, человека и культуры» [3]. Понимание человека как биосоциокультурной системы предполагает обращение к вопросу взаимоотношения природы и разума через призму проблемы взаимоотношения полов.

Современное общество нуждается в целостной философской, этической, социально-политической, идеологической концепции, направленной на достижение гармонии в отношениях как между обществом и природой, так и между людьми. Новая парадигма позволяет рассматривать человека и мир как единое и неделимое целое.

Эпоха Нового времени стала переломным моментом в развитии общества и, соответственно, общественных наук. Происходит изменение традиционных взглядов на роль мужчины и женщины в обществе, природу половых различий, формировавшихся на протяжении античности и средневековья. Это было время, когда на первый план выходили рационально осмысливаемые вопросы свободы, равенства, демократии и прав человека. Именно тогда подавление природного, телесного и - по ассоциации - феминного становится системообразующим принципом западноевропейской мысли. Предлагая различные концепции будущего справедливого общества, западные философы в своих рабо-

тах уделяли значительное внимание вопросам пола.

Целью исследования является анализ философии пола Л. Фейербаха, на примере которой можно выделить основные подходы к проблеме взаимоотношения полов и определить причины несостоятельности проектов общества социальной справедливости, предложенных в западной философии Нового времени применимо к концепции экологии сознания.

Философия пола Людвига Фейербаха строится на переплетении телесного и религиозного аспектов. В основе его философской концепции стоит человек с его желаниями и чувствами, среди которых главное место занимает любовь. Любовь пронизывает всю философию Фейербаха, приобретая статус религии. Именно любовь, уверенно заявляет философ, в будущем станет основой всех социальных отношений. «Любовь есть сам Бог, и вне любви нет Бога... Любовь есть подлинное единство Бога и человека, духа и природы» [4].

Фейербах соединяет в своей религиозной концепции любви Бога и человека и называет новую религию антропотеизмом, т. е. религией, пришедшей к самосознанию. Схема религиозного воспарения восходит от сердца (женского начала) к уму (мужскому началу). Сердце является атеистическим началом, поэтому оно нуждается в другом существе, не обособленном сердцу, т. е. в уме, действующем согласно сердцу.

Любовь во всей полноте воплощена в догмате о Божественной Троице, которая представлена, как слияние женского и мужского начал. Святой дух - женское начало, олицетворенное в образе девы Марии, символизирующем в философии Фейербаха в отличие от канонической христианской традиции взаимную любовь Отца и Сына. Женское начало присутствует и в Сыне Божьем, т. к. это «женственная душа Бога». Сын -связующее звено «между мужественностью отца и женственностью матери; он как бы наполовину мужчина, наполовину женщина»

[5]. Отсюда любовь сына к матери, по мнению Фейербаха, - это первая любовь мужчины к женщине. Любовь к женщине, половая любовь - сокровеннейшая и совершеннейшая форма любви. Философ связывает ее с любовью Бога, с верой в женское начало как

в божественную сущность. Он подвергает критике патриархатность религии, настаивающей на вторичности женщины, ее виновности в грехопадении, проповедующей ущербность человека, его греховную сущность.

Земным воплощением божественной любви является половая любовь, наиболее полно выражающаяся в браке. Брак поэтому приобретает религиозный смысл в концепции Фейербаха. Он тесно связан с одним из главных социальных институтов - семьей, в свою очередь, связанной с родом. Истинный брак - это свободный союз любви, в котором отношения между супругами, детьми и родителями приобретают религиозный характер [4, с. 7]. Философ высказывается против безбрачия, т. к. оно, по его мнению, - узаконенное преступление, поскольку, сохраняя свою индивидуальную свободу, индивид не реализует две назначенные ему природой цели: создание счастливого, полного любви и уважения сообщества и воспитание потомства. Обе цели в первую очередь касаются женщин

[6]. Таким образом, либерализм и принцип равенства полов, достигаемый через равную любовь, исчезают из абстрактных рассуждений Фейербаха, как только речь заходит о социальных ролях женщин и мужчин.

Назначение женщины философ рассматривает вполне традиционно - быть женой и матерью. По его мнению, только в этих ролях в полной мере развиваются ее способности. Как и большинство философов-утопис-тов Нового времени, Фейербах допускает большую свободу для женщин, высказываясь, например, очень резко против института целомудрия. Девственность, по мнению Фейербаха, калечит женщину. Он также оставляет за женщиной право отказаться от выполнения традиционно приписываемой ей роли детородной машины, если она имеет особые способности или особые условия. Таким образом, Фейербах не исключает для женщины возможности занять иное положение в обществе и даже более значительное, чем положение жены и матери семейства. Но, в общем, он придерживается мнения, что главное назначение женщины стать матерью и женой.

Из рассуждений Фейербаха явственно следует сексистский характер его философии пола. Так, рассматривая характер супруже-

ских взаимоотношений в семье, он отмечает: «Муж и жена взаимно исправляют и дополняют друг друга и, только соединившись, представляют собой род, т. е. совершенного человека» [5, с. 149]. И этот человек, под именем которого Фейербах подразумевает человека разумного, т. е. мужчину, осознавая свою частичность, ущербность, стремится к целостности. Для ее достижения он нуждается в другом существе. Женщина как «другая» дает ему ощущение полноты его бытия, получая взамен от мужчины недостающие ей силу, защиту, помощь. Так восстанавливается утраченная андрогинность человека.

Отождествляя человека с мужчиной, Фейербах, как и его предшественники, придерживается идеологии андроцентризма, характерной для западной цивилизации. O.A. Воронина в исследовании, посвященном феминисткой философии, рассматривает андроцентризм как одно из понятий, введенных феминистками с целью объяснить подчиненное положение женщины. Она приводит слова Суламифь Файерстоун, известной феминистки, наиболее ярко характеризующие андроцентризм: «Если природа сделала женщину отличной от мужчины, то общество сделало ее отличной от человека» [7].

Мужчина существенно и необходимо относится к другому Я или существу - женщине, подчеркивает философ. Природа человека «существует только противоположностью Я и Ты, мужчины и женщины» [8]. Следовательно, делает вывод Фейербах, совершенный человек - это слияние мужчины и женщины, как и любовь - слияние Я и Ты. Несмотря на то, что он отождествляет категории «человек» и «мужчина», в его концепции человек-мужчина чувствует свою ущербность, частичность. Однако вторая его часть (женщина), без которой он не может существовать как совершенный человек, называется философом не человеком, а частичным «существом», необходимым для создания целого. С одной стороны, оба пола нуждаются друг в друге в равной степени, а с другой - мужчина как разумное, рациональное существо, изначально полноценнее женщины. Концепция вторичности природы женщины, которая проявляется в философии пола Л. Фейербаха, характерна в целом как для западной, так и для русской философии, в т. ч. современной. Мужчина и женщина

рассматриваются в ней как два взаимодополняющих друг друга начала во вселенной.

Чтобы подтвердить свои аргументы философ противопоставляет дух и плоть, мужское и женское начала. «Женщина представляет плоть, мужчина - дух, т. е. мужчина есть голова, женщина - живот человечества» [9]. Телесное различие мужчины и женщины, различие чувств, рассматривается как противопоставление духа и плоти. «Что такое любовь?» - задает вопрос Фейербах и отвечает: «Единство мышления и бытия. Бытие - это женщина, мышление - мужчина» [10].

Таким образом, скрытое противопоставление природы и разума позволяет заподозрить его в нежелании понять истинный характер половой дискриминации. Рассуждения о взаимодополняемости полов есть ни что иное, как попытка завуалировать устойчивую философскую традицию ассоциировать мир с «женским» и «мужским» началами, на основе которых возникает, во-первых, необходимость преодоления «женского» и, во-вторых, признается факт женской недостаточности.

По мнению Фейербаха, телесные различия никоим образом не влияют на дух человека, независимо от его половой принадлежности. В различии мужского и женского тела кроется различие мужской и женской души. Сущность тела упраздняется в сущности духа, следовательно, упраздняется всякое телесное различие. Душа находится одновременно в теле и в каждой его части. Отсюда Фейербах делает вывод: ««Тело есть орудие души», но и наоборот, «душа есть орудие тела»». «Я и Ты - субъект и объект - отличные и неразрывно связанные». Я без Ты -женщина без мужчины, и, наоборот, Ты без Я - мужчина без женщины [11].

Он считает, что проблема телесности связана и с личностью. «Только тело является отрицающей, ограничивающей сосредоточивающей, сжимающей силой, без которой немыслима личность», - подчеркивает философ [5, с. 97]. Тело - это субъект личности. В свою очередь тело неотделимо от плоти и крови, а плоть и кровь от полового различия. Таким образом, половое различие является непременным атрибутом личности в концепции философа.

Фейербах отличает мужскую личность от женской личности, но считает, что при

всем различии, которое наиболее ярко проявляется в различии между мужчиной и женщиной, одна личность без другой быть не может. Сущность мужчины - мужественность, сущность женщины - женственность. Мужчина всегда останется мужчиной, а женщина - женщиной. Однако человеку необходимо, чтобы он «как женщина был женщиной и как мужчина был мужчиной».

Фейербах осознает ущербность отдельного мужчины и отдельной женщины и поэтому совершенный человек у него предстает в слиянии: «Только мужчина и женщина вместе образуют действительного человека; мужчина и женщина вместе есть бытие рода, ибо их союз есть источник множества, источник других людей. Поэтому человек, не отрицающий свою мужественность, чувствующий себя мужчиной и считающий это чувство естественным и закономерным, сознает и чувствует себя существом частичным, которое нуждается в другом частичном существе для создания целого, истинного человечества» [5, с. 159].

Философия Фейербаха изменяет отношение к женщине, к полу. Он не отделяет ум от чувств, как это делали европейские философы периода Нового времени, отрицает дуализм души и тела, считает, что путь к познанию человека лежит через чувства, главное из которых - любовь. Через любовь субъект осознает, что «Я» и «Ты» - отличные и неразрывно связанные понятия. Только вместе мужчина и женщина образуют у Фейербаха действительного человека, определяемого через половые различия, нравственность, духовную определенность. Однако философу не удалось преодолеть в своей концепции идею второстепенности женского начала по отношению к мужскому.

Таким образом, новые подходы к проблеме пола (использование чувственного аспекта, рассмотрение проблемы личности через проблему телесности, слияния мужского и женского), предложенные философом, не позволили ему преодолеть идеологию маскулинизма и патриархата, господствовавшие в философии Нового времени, и создать проект общества социального партнерства. Попытка соединения маскулинного и феминно-го в философии пола Л. Фейербаха явилась новым в гендерной дифференциации.

Решение проблемы можно увидеть в стремлении личности сохранить самосознание через соотнесение своей уникальности, самости с нуждами, интересами всего человечества, т. е. тех целей, к которым пытался, но так и не смог прийти в своей концепции Л. Фейербах. Принцип диалогического антропоцентризма, сформулированный в философии Нового времени и нашедший свое развитие в современной философии, способен соединить единство общечеловеческого и уникального через особенное. Этот принцип, как основа гуманизма, дает возможность подойти к решению проблемы свободы и равенства, к которой стремится человечество на всем протяжении своего существования.

Мировой гендерный порядок вне сомнения остается патриархатным в том смысле, что он дает больше привилегий мужчинам по сравнению с женщинами. Как подчеркивает

O.A. Воронина: «Гендерная асимметрия фигурирует как один из основных факторов формирования традиционной западной культуры, понимаемой как система производства знания о мире» [12]. Однако социальная и культурная структура общества вполне в состоянии модифицировать и реконструировать биологические и эволюционные тенденции, присущие людям, создать возможности для сдерживания мужской агрессивности и склонности к доминированию.

Экология сознания предполагает отказ от каких-либо приоритетов в системе «природа - общество» и переход к состоянию диалога и партнерства через новый стиль мышления - социоэкологический, который, по мнению В.Н. Мангасаряна, будет способствовать утверждению равноправия участвующих в диалоге сторон [13]. Следовательно, необходимо прийти к пониманию человека как биосоциокультурной системе, способной ощутить себя частью человечества, осознать себя единым субъектом социального и культурного бытия, и тогда станет возможным вести речь о реализации проблемы равенства полов. Через экологию сознания, таким образом, мы подходим к новому пониманию взаимоотношения природы (фе-минного) и разума (маскулинного).

1. Шварцкопф Ф. Метаморфоза Данного: На пути к созданию экологии сознания / пер. с англ. Н. Леняшина. М., 2000. С. 165.

2. Олюшина М.В. Культура и человек в эпоху глобальных трансформаций // Философский век. Альманах. Науки о человеке в современном мире / отв. ред. Т.В. Артемьева, М.И. Ми-кешин. СПб., 2002. Вып. 21. Ч. 1. С. 242.

3. Каган М. С. Человек как проблема современной философии // Философский век. Альманах. Науки о человеке в современном мире / отв. ред. Т.В. Артемьева, М.И. Микешин. СПб., 2002. Вып. 21. Ч. 1. С. 31.

4. Фейербах Л. К критике позитивной философии//Соч.: в 2 т. М., 1995. Т. 1. С. 21.

5. Фейербах Л. Сущность христианства // Соч.: в 2 т. М., 1995. Т. 2. С. 81-83.

6. Фейербах Л. Эвдемонизм // Соч.: в 2 т. М., 1995. Т. 1. С. 458.

7. Воронина O.A. Пол/гендер как категория феминисткой философии // Философские исследования. 1995. №4. С. 85.

8. Фейербах Л. О «Сущности христианства» в связи с «Единственным и его достоянием» // Соч.: в 2 т. М., 1995. Т. 2. С. 370.

9. Фейербах Л. Против дуализма тела и души, плоти и духа // Соч.: в 2 т. М., 1995. Т. 1. С. 160-161.

10. Фейербах Л. Фрагменты к характеристике моей философской CURRICULUM VITAE // Соч.: в 2 т. М., 1995. Т. 1. С. 178.

11. Фейербах Л. К свободе воли // Соч.: в 2 т. М., 1995. Т. 1. С. 404, 425.

12. Воронина O.A. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // Общественные науки и современность. 2000. № 4. С. 13.

13. Мангасарян В.Н. Социокультурные и экологические аспекты исследования взаимодействия человека и природы // Философский век. Альманах. Науки о человеке в современном мире / отв. ред. Т.В. Артемьева, М.И. Микешин. СПб., 2002. Вып. 21. Ч. 1. С. 227.

Поступила в редакцию 14.05.2008 г.

Mitina N.G. L. Feuerbach’s philosophy of a sex. L. Feuerbach’s philosophy of a sex is constructed on an interlacing of corporal and religious aspects. In the concept the ideology of masculinity and androcentrism is clearly shown to which the nature (feminine) with the reason (masculine) contrast testifies. Ecology of consciousness suggests refusing from opposition of male and female values and to create a society of social partnership.

Key words: masculinity, androcentrism, gender, ecology of consciousness.

КОНТИНУАЛЬНОСТЬ ФЕМИННОСТИ И МАСКУЛИННОСТИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XVIII-XIX вв.

Л.В. Евсеева

В отличие от сформировавшейся в классической философии маскулинно-феминной дихотомии последующие времена утверждают представление об их континуальности. В связи с этим исследователи особо выделяют эпоху французского Просвещения. В данный исторический период идеи фемин-ности как тонкие формы саморефлексии активно внедрялись в образ мужчины, в значительной мере его реформируя. Основная идея эпохи - идея равенства прав и обязанностей, в том числе и полов. У Ж.-Ж. Руссо ярко выражается идея относительно позитивности сущностного женского начала. Особое внимание заслуживает точка зрения Ф. Ницше о многообразности облика женщины.

Ключевые слова: континуальность, феминность, маскулинность, дихотомия, саморефлексия.

Исследования, направленные на изучение сущности женского начала, демистификации представлений о природе женщин, присутствия женщин в истории, специфики междисциплинарных и прикладных «женских исследований», стереотипах женского поведения, подсознательных начал феминно-сти, парадоксов самосознания женщин, тактики демаскулинизации культуры, этики заботы, концепций универсального «женского

опыта», приобретают прочный академический статус. Анализируя историко-философ-ские ресурсы постижения сущности фемин-ности, следует отметить явную неоднородность философских суждений, а также отсутствие монолитности в понимании дихотомии феминность-маскулинность. Новое время привело к ярко выраженному падению (decline) статуса женщины. Причем причины ухудшения ее положения уходили корнями в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.