Научная статья на тему 'Проблема взаимодействия школы и вуза в сопровождении выбора учащимися направления профессионального образования'

Проблема взаимодействия школы и вуза в сопровождении выбора учащимися направления профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIAL INTERACTION / PEDAGOGICAL SUPPORT / THE CHOICE OF PROFESSIONAL EDUCATION DIRECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буров Константин Сергеевич

Ставится проблема сопровождения выбора учащимися направления профессионального образования. Описываются предпосылки и возможные пути ее решения. Описана технология взаимодействия университетов и школ в аспекте научно-методической работы, направленной на сопровождение выбора учащимися направления профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF UNIVERSITIES AND SCHOOLS FOR SOLVING THE PROBLEM OF SUPPORTING SCHOOL LEAVERS' CHOICE OF THEIR PROFESSIONAL EDUCATION DIRECTION

The problem of supporting school leavers' choice of their professional education direction is raised. The premises and possible ways of solving the problem are described. The techniques of universities and schools interaction in the aspect of methodological work aimed at supporting school leavers' choice of their professional education direction are presented.

Текст научной работы на тему «Проблема взаимодействия школы и вуза в сопровождении выбора учащимися направления профессионального образования»

Теория и методика профессионального образования

УДК 37.048.45 ББК 4421.351

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И ВУЗА В СОПРОВОЖДЕНИИ ВЫБОРА УЧАЩИМИСЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

К. С. Буров

Южно-Уральский государственный университет

INTERACTION OF UNIVERSITIES AND SCHOOLS FOR SOLVING THE PROBLEM OF SUPPORTING SCHOOL LEAVERS’ CHOICE OF THEIR PROFESSIONAL EDUCATION DIRECTION

K. Burov South Ural State University

Ставится проблема сопровождения выбора учащимися направления профессионального образования. Описываются предпосылки и возможные пути ее решения. Описана технология взаимодействия университетов и школ в аспекте научно-методической работы, направленной на сопровождение выбора учащимися направления профессионального образования.

Ключевые слова: социальное взаимодействие, педагогическое сопровождение, выбор направления профессионального образования.

The problem of supporting school leavers’ choice of their professional education direction is raised. The premises and possible ways of solving the problem are described. The techniques of universities and schools interaction in the aspect of methodological work aimed at supporting school leavers’ choice of their professional education direction are presented.

Keywords: social interaction, pedagogical support, the choice of professional education direction.

Существенно изменившиеся социально-экономические реалии, характеризующие современную Россию, такие как переход к рыночной экономике, изменения структуры рынка труда, наряду с положительными выявили и негативные тенденции в сфере непрерывного профессионального образования. К ним можно отнести: невостребованность на рынке труда выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования, девальвацию отношения к социально-значимым профессиям, необходимость неоднократного изменения профессии в течение жизни и т. д. Все это привело к повышенному вниманию государства и общества к проблеме осознан-

ного выбора учащимися школ направления профессионального образования, что значительно способствовало бы адаптации выпускников к быстро меняющимся социально-экономическим условиям, активизации их участия в общественном, государственном строительстве, обеспечении условий для социально значимой деятельности обучающихся. Данные положения были заявлены в концепции и программе развития российского образования на ближайшую перспективу.

В периодической печати [3] и многочисленных исследованиях ученых [1, 2, 4, 6, 7] отмечаются негативные факторы, влияющие на некорректный выбор профессии: это тра-

диционная ориентации граждан на получение высшего образования (получение диплома соответствующего уровня), влияние родителей и семьи в целом, влияние сверстников, влияние общественного сознания в целом (СМИ, массовая культура), проблема подмены выбора профессии выбором социального статуса, несвоевременность выбора, отсутствие мотивации.

Кроме того, существуют и личностные проблемы. Для того чтобы совершить этот выбор, необходимо самостоятельно уметь анализировать свои возможности, склонности, знания, быть способным принимать решения и действовать на основе сознательно принятого намерения по отношению к будущему.

В связи с этим возникает проблема сопровождения выбора направления профессионального образования как части психологопедагогического сопровождения развития личности учащихся. Эту работу призваны осуществлять различные социальные институты: школа, учреждения среднего и высшего профессионального образования, психологические центры, дома творчества, научные общества учащихся, центры занятости, центры профориентации, средства массовой информации, местные органы самоуправления и т. д.

Конечно, каждое учреждение в силу своих возможностей осуществляет такую деятельность, однако их усилия разобщены, каждое учреждение предлагает свои услуги, не координируя действия с другими. Можно выделить противоречие между существующей системой сопровождения, не учитывающей возможности взаимодействия университета и школы, и фактами некорректного выбора профессии учащимися.

В то же время наличие общих интересов в решении собственных задач позволяет говорить о результативности взаимодействия университетов и школ как средства решения задачи сопровождения выбора учащимися выбора направления образования. С одной стороны, школа заинтересована в том, чтобы как можно больше учащихся определились с выбором направления профессионального обучения, т. е. работа в этом направлении была бы признана эффективной. С другой стороны, высшая школа заинтересована в повышении уровня образованности абитуриентов. Таким образом, налицо заинтересованность в объединении усилий школы и вуза с точки зрения интеграции их ресурсов.

Можно сделать предположение, что взаимодействие университетов и школ существенно поможет в решении задачи сопровождения выбора учащимися выбора направления образования. Можно утверждать, что такое взаимодействие станет действенным средством решения обострившихся социально-педагогических проблем.

Под взаимодействием в социальном плане понимают процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь [5]. Взаимодействие выступает как интегрированный фактор, способствующий образованию структур.

Так, в ходе взаимодействия между частями вновь созданной группы появляются признаки, характеризующие эту группу как взаимосвязанную устойчивую структуру определенного уровня. Особенность взаимодействия -его причинная обусловленность. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что обусловливает развитие объектов и их структур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморегуляции структур.

Взаимодействие как материальный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации: оно относительно, осуществляется с конечной скоростью и в определенном пространстве времени. Но эти ограничения действуют лишь для непосредственного взаимодействия; для опосредованных форм взаимодействия пространственно-временные ограничения многократно ослабляются. В социальном взаимодействии поведение одного субъекта выступает стимулом для поведения другого субъекта, и наоборот [5].

При взаимодействии осуществляется реализация совместной деятельности, которая требует разделения и кооперации функций, а потому - взаимного согласования и координации индивидуальных действий. Б.А. Куган и Г.Н. Сериков по основанию продуктивности выделяют два вида взаимодействия: сотрудничество (кооперация), соперничество (конкуренция) [5].

Употребляя термин «взаимодействие», мы подразумеваем, что сотрудничество партнеров является более продуктивным видом взаимодействия, чем соперничество.

Теория и методика профессионального образования

Таким образом, взаимодействие образовательных институтов, на наш взгляд, - это явление, которое характеризует социальные связи, проявляющиеся в отношениях между субъектами образования, опирающиеся на их внутренние ресурсы и направленные на решение актуальных проблем. Признаки такого взаимодействия: наличие отношений между субъектами, опора на их внутренние ресурсы этих субъектов, направленность на решение актуальных проблем.

Опишем возможности практической реализации взаимодействия, направленного на решение заявленной проблемы. Особенностью такого взаимодействия будет: выделение общих задач для университета и школ, интеграция их ресурсов в содержании, формах и методах работы, использование опосредованного взаимодействия на основе компьютерных технологий.

Целью такого взаимодействия является оказание содействия выбору учащимися направления профессионального образования; основанием - государственный заказ со стороны органов управления образованием, учреждений высшего профессионального образования, со стороны бизнеса, администрации школ, социальный заказ со стороны учащихся, родителей. Это взаимодействие мы будем рассматривать в аспекте осуществления научно-методической работы. Объектом является взаимодействие университетов и школ в методической работе по проблеме выбора учащимися направления профессионального образования. Предметом - систематизация содержания, форм и методов взаимодействия.

Субъекты взаимодействия в методической работе: со стороны университета - администрация вуза, преподаватели, научно-методический совет; со стороны школы - администрация школы, педагоги, методический совет.

Предпосылками взаимодействия можно считать ресурсы университета, такие как профессиональная квалификация персонала, образовательные компетенции студентов. К ресурсам школы можно причислить следующие: образованность, здоровье учащихся, положительное отношение учащихся к продолжению образования как ценность и как часть личностного ресурса, профессиональная квалификация работников образовательного учреждения (ОУ) (в рамках исполняемых ими компетенций). В результате выделяется интегрированный ресурс, т. е. совокупность ресурсов персонала и контингента образовательных учреж-

дений (администрации, профессорско-преподавательского состава, студентов и учащихся). Опора на эти ресурсы повысит эффективность работы по выбору учащимися направления профессионального образования.

Формы взаимодействия в рамках научно-методической работы в аспекте содействия развитию готовности к выбору учащимися направления профессионального образования.

1. Интегрированные: межведомственные структурные подразделения, научно-методические советы кафедры, центры, лаборатории и др.

2. Внутриучрежденческие (методическая работа внутри школы).

Мероприятия по реализации данных форм можно разделить по уровням. Управленческого уровня: осуществление инноваций содействия профессиональному выбору учащихся; постановка задач профессиональной ориентации; обмен информацией (данные о поступлении в учреждения профессионального образования, об успешности освоения образовательной программы); создание и наполнение сайтов, обеспечение обратной связи. Для уровня педагогов: научные мероприятия (конференций, семинаров, симпозиумов и т. д.), проводимых учреждением; программы, проекты, конкурсы, гранты, в которых планирует принять участие учреждение на совместной основе. Для уровня студентов и учащихся: плановая работа в области профориентации вуза (специальности); производственная практика, участие в профориентационной работе. Для уровня учащихся: дни открытых дверей, выставки, олимпиады.

Ожидаемые результаты:

1. Существенное повышение доли самоопределившихся учащихся: развившаяся готовность к выбору учащимися направления профессионального образования; элементы образованности (осознанный выбор, мотивирование, самооценка ресурсов, готовность к самообразованию учащихся по выбранному профилю).

2. Результаты научно-методической работы: рост квалификации персонала; программа и сценарий мероприятий, результаты анализа; организационные структуры, обеспечивающие содействие учащимся в выборе профессии; информационное обеспечение содействия учащимся в выборе профессии; содержание сведений на информационных порталах.

Таким образом, можно утверждать, что взаимодействие университета и школ в сопровождении выбора учащимися профессиональ-

ного образования является резервом повышения результативности такого сопровождения. Данная деятельность должна осуществляться на основе общих задач университета и школ, а также интеграции их ресурсов. Это взаимодействие необходимо разработать на теоретическом уровне, а также на практико-ориенти-рованном уровне, что и будет являться предметом дальнейших изысканий.

Литература

1. Грецов, А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога / А.Г. Грецов. -СПб.: Питер, 2007. — 216 с.

2. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. - М.: Академия, 2007.-240 с.

3. Зеличенко, А.И. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора /

A.И. Зеличенко, А.Г. Шмелев // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1987. -№ 4. - С. 33-43.

4. Иванова, Е.М. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие / Е.М. Иванова. -М.: ПЕР СЭ, 2006. - 382 с.

5. Куган, Б.А. Управление образовательной системой: взаимодействие субъектов регионального и муниципального уровней / Б.А. Куган, Г.Н. Сериков. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 632 с.

6. Психология подростка: учеб. пособие / под ред. A.A. Реана. - М.: ACT, 2008. - 512 с.

7. Шадриков, В.Д. Проблемы системо-генеза профессиональной деятельности /

B.Д. Шадриков. —М.: Наука, 1982. - 185 с.

Поступила е редакцию 22 сентября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.