Научная статья на тему 'Информационное обеспечение сопровождения выбора учащимися направления профессионального образования'

Информационное обеспечение сопровождения выбора учащимися направления профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СИСТЕМНО-ОРГАНИЗОВАННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATION SUPPORT / SYSTEMATICALLY ORGANIZED EDUCATION AREA / SOCIAL INTERACTION / PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT / THE CHOICE OF ORIENTATION TO PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буров Константин Сергеевич

Исходя из анализа специфики профориентационной работы, осуществляемой различными социальными институтами, взаимодействующими между собой в рамках образовательного пространства, раскрыто понятие информационного обеспечения выбора учащимися направления профессионального образования, уточнены его признаки, охарактеризованы элементы структуры. Также приведены сведения о реализации информационного обеспечения в образовательной практике, выявлены пути его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SUPPORT IN THE ACCOMPANIMENT OF PUPILS’ CHOICE OF ORIENTATION TO PROFESSIONAL EDUCATION

The notion «information support of pupils’ choice in orientation to professional education» is developed on the basis of the analysis of the specificity of vocational guidance services which are provided by different social institutions interacting with each other within education area. The features of the notion and the elements of the structure are specified. The data on information support in the sphere of education are given. The ways of the support are revealed.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение сопровождения выбора учащимися направления профессионального образования»

УДК 378.016:004 ББК Ч402.5+Ч402.684.3

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫБОРА УЧАЩИМИСЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

К.С. Буров

Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск)

INFORMATION SUPPORT IN THE ACCOMPANIMENT OF PUPILS’ CHOICE OF ORIENTATION TO PROFESSIONAL EDUCATION

K. Burov South Ural State University (the city of Chelyabinsk)

Исходя из анализа специфики профориентационной работы, осуществляемой различными социальными институтами, взаимодействующими между собой в рамках образовательного пространства, раскрыто понятие информационного обеспечения выбора учащимися направления профессионального образования, уточнены его признаки, охарактеризованы элементы структуры. Также приведены сведения о реализации информационного обеспечения в образовательной практике, выявлены пути его совершенствования.

Ключевые слова: информационное обеспечение, системно-организованное образовательное пространство, социальное взаимодействие, педагогическое сопровождение, выбор направления профессионального образования.

The notion «information support of pupils’ choice in orientation to professional education» is developed on the basis of the analysis of the specificity of vocational guidance services which are provided by different social institutions interacting with each other within education area. The features of the notion and the elements of the structure are specified. The data on information support in the sphere of education are given. The ways of the support are revealed.

Keywords: information support, systematically organized education area, social interaction, pedagogical accompaniment, the choice of orientation to professional education.

В периодической печати [2] и многочисленных исследованиях ученых [1, 5, 6] отмечаются негативные факторы, влияющие на некорректный выбор профессии выпускниками школ: традиционная ориентация граждан на получение высшего образования (получение диплома соответствующего уровня), влияние родителей и семьи в целом, влияние сверстников, влияние СМИ, проблема подмены выбора профессии выбором социального статуса, несвоевременность выбора, отсутствие мотивации.

В силу отсутствия опыта работы и профессиональной квалификации учащиеся ориентируются в выборе профессии в соответствии

с развившейся образованностью, не учитывая при этом другие составляющие личностного ресурса [5]. Для того чтобы совершить этот выбор, необходимо самостоятельно уметь анализировать свои возможности, склонности, знания, быть способным принимать решения и действовать на основе сознательно принятого намерения по отношению к будущему [6]. В связи с этим возникает проблема сопровождения выбора направления профессионального образования как части психолого-педагоги-ческого сопровождения развития личности учащихся.

Можно сказать, что такое сопровождение -это многоаспектная проблема, в силу того,

что структура личностного ресурса человека представляет собой интеграцию развивающихся свойств. В структуре личностного ресурса выпускников можно выделить телесную, интеллектуальную, душевную и духовную составляющие [7]. Следовательно, можно выделить следующие аспекты сопровождения выбора направления профессионального образования: социальный, психологический,

педагогический, медицинский. Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении в соответствии с потребностями общества и возможностями личности. Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности. Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов. Медицинский аспект выдвигает такие основные задачи, как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата [1].

Совершенно очевидно, что данную работу призваны осуществлять различные социальные институты: семья, социум, средства массовой информации, органы управления образованием, учреждения среднего и высшего профессионального образования, психологические центры, центры занятости, центры профориентации, специализированные консультационные центры, промышленные предприятия. Конечно, каждое учреждение, в силу своих возможностей осуществляя такую деятельность, вынуждено координировать свои действия с другими организациями.

На наш взгляд, взаимодействие образовательных институтов - это явление, которое характеризует социальные связи, проявляющиеся в отношениях между субъектами образования, опирающиеся на их внутренние ресурсы и направленные на решение актуальных проблем. Признаки такого взаимодействия -наличие отношений между субъектами, опора на внутренние ресурсы этих субъектов, направленность на решение актуальных проблем, активный информационный обмен [4]. Взаимодействие как материальный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации: оно относительно, осуществляется с конечной скоростью и в определенном пространстве времени. Но эти ограничения действуют лишь для непосредственного

взаимодействия; для опосредованных форм взаимодействия пространственно-временные ограничения многократно ослабляются. То есть взаимодействие социальных институтов осуществляется на основе информационного обмена, а зачастую ограничивается только этим аспектом.

Субъекты данной деятельности взаимодействуют в систематизированном образовательном пространстве. Существуют различные подходы к систематизации образовательного пространства. Нам представляются интересными группы условий, выделенные на основе систематизации характеристик образовательного пространства, предложенных Г.Н. Сериковым. Он утверждает, что функционирование всякой образовательной системы осуществляется в специфической среде. Всякое образовательное пространство связано с общественной формацией, являясь ее неотъемлемой частью. Нельзя не согласиться с утверждением, что в образовательных пространствах отражаются специфическим образом наиболее характерные признаки соответствующей общественной формации. Характеризуя образовательное пространство, Г.Н. Сериков выделяет четыре основных ориентира, которые называет координатами образовательного пространства [8].

Коммуникативно-информационная координата образовательного пространства служит средством отражения взаимосвязей между различными образовательными системами, входящими в соответствующее образовательное пространство. Эта координата необходима при определении меры информационной обеспеченности участников образования, действующих в образовательном пространстве. С ее помощью можно характеризовать обеспеченность средствами, несущими осваиваемый социально-культурный опыт, культуру общения участников образования и многое другое. Благодаря наличию коммуникативноинформационной координаты, можно целенаправленно осуществлять поиск путей взаимопонимания между участниками образования, сплачивать к сотрудничеству во имя достижения общих целей образования [8].

Таким образом, под информационным обеспечением выбора направления профессионального образования мы будем понимать повышение меры информированности субъектов профориентационной деятельности, действующих в образовательном пространстве, в прямой и опосредованной формах. Его при-

Теория и методика профессионального образования

знаками можно определить целевую ориентацию, направленность на взаимодействие, разнообразие форм и средств.

В связи с тем что указанные субъекты взаимодействуют не только в образовательном пространстве, мы можем сформулировать проблему сопровождения учащихся в выборе направления профессионального образования -это системная организация информационного обеспечения сопровождения учащихся в выборе профессии [3].

Информационное сопровождение, в свою очередь, является подсистемой педагогического сопровождения. Таким образом, мы можем рассматривать информационное обеспечение сопровождения учащимися выбора направления профессионального образования как систему, имеющую целевой, содержательный, организационный и результативный компоненты.

Целью информационного обеспечения, на наш взгляд, является: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; выработка сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

К содержанию информационного обеспечения мы можем отнести: сведения о профессиях, методики определения профессиональных интересов, склонностей, личностных особенностей, алгоритмы выбора профессий, содержание личностных проб, информацию о мировых образовательных системах, об образовательных учреждениях, правилах приема в вузы и т. д.

Организационный компонент связан с выбором форм и средств информационного обеспечения. Формы обеспечения определены видами сопровождения. Исходя из многоаспект-ности проблемы, существует целый комплекс форм социальной коммуникации, направленных на сопровождение выбора профессии: профессиональная информация (сведения о знании и путях приобретения различных профессий); профессиональное просвещение (возможность ознакомления с миром профессий, их содержанием); профконсультации (помощь в выборе индивидуального пути получения конкретной профессии); профдиагностика (признаки, характеризующие соответствие человека требованиям профессий); профессиональный отбор (установление психологиче-

ских особенностей человека, его подготовленность к выполнению трудовых функций) [6].

Прямая и опосредованная реализация данных форм осуществляется с помощью различных технологий: речевых (обеспечивающие непосредственное общение), телекоммуникационных (обеспечивающие дистанционную передачу и обмен информацией средствами почты, телефонии и телевидения), электронносетевых (обеспечивающие коммуникацию посредством глобальной компьютерной сети).

К средствам информационного обеспечения стоит отнести носители информации: газеты, журналы, научно-популярные издания, учебные пособия по профориентации, рекламную продукцию, электронные издания, электронные ресурсы и т. д.

Результативный компонент связан с определением ожидаемых результатов. Такими результатами могут выступить: существенное повышение доли самоопределившихся учащихся; развившаяся готовность к выбору учащимися направления профессионального образования; элементы образованности (осознанный выбор, мотивирование, самооценка ресурсов, готовность к самообразованию учащихся по выбранному профилю), количество единиц информационного обеспечение содействия учащимся в выборе профессии; качество содержания сведений на информационных порталах [9].

Определив сопровождение выбора учащимися направления образования как деятельность по взаимодействию различных организаций, на информационной основе, мы провели анализ содержания сведений электронных сетевых ресурсов разного уровня, отвечающих заявленной цели. Задачами нашего анализа были: уточнение уровня системности, интеграции информационного обеспечения, выявление проблем и путей совершенствования информационного обеспечения.

Можно выделить следующие виды ресурсов, представляющих интерес: ресурсы органов управления образованием; бесплатные образовательные ресурсы; ресурсы, предлагающие платные профконсультационные услуги; ресурсы образовательных учреждений.

К ресурсам первого типа можно отнести сайты Министерства образования и науки Российской Федерации [10], Министерства образования и науки Челябинской области [12], на которых представлены информация об образовательных учреждениях, официальные документы, регламентирующие правила по-

ступления в вузы, информация о профориентационных проектах.

К бесплатным ресурсам можно отнести сайт «Время выбирать профессию» [15], который адресован молодым людям, родителям, педагогам, психологам, работодателям. Сайт содержит общие рекомендации по правильному выбору профессии, методики экспресс-диагностики («Матрица выбора профессии», профессиональные интересы, склонности и личностные особенности), материалы о современном рынке труда, уровнях профессионального образования и путях получения профессии, материалы для специалистов в области профессиональной ориентации, видеоматериалы. Сайт «Обучение и карьера» [16] - информационно-справочный ресурс для выпускников школ. Здесь размещены актуальные вакансии и рекомендации по выбору профессии и образовательного учреждения, поиску работы, статьи о профессиях.

Ресурсы, предлагающие платные профкон-сультационные услуги, разнообразны: это сайты профконсультационных центров, кадровых и рекрутинговых агенств, работающих на рынке профессий Челябинской области [11, 13, 14].

В качестве примера вузовских ресурсов можно привести информационные ресурсы ЮУрГУ: официальный сайт ЮУрГУ и его страницы «Виртуальный ЮУрГУ», «Абитуриент»; сайты и блоги факультетов и кафедр [17].

На ресурсе «Абитуриент» организовано информирование абитуриентов: объявление приема; размещение объявлений и документов. Структура специализированного сайта: правила приема, направления подготовки, экзамены, олимпиады, списки, статистика, ответы на часто задаваемые вопросы, форум, контакты, представительства в социальных сетях, ссылки на сайты.

Примерное содержание материалов сайта: перечень направлений подготовки; ежегодные правила приема в высшее учебное заведение; перечень, формы и программы вступительных испытаний; общее количество мест для приема на первый курс по каждому направлению подготовки; льготы, предоставляемые победителям и призерам олимпиад школьников; минимальное количество баллов по результатам ЕГЭ; количество бюджетных мест; информация о факультетах и направлениях подготовки; ответы на часто задаваемые вопросы.

На основе анализа мы можем выделить общие проблемы информационного обеспе-

чения: отсутствие взаимодействия между информационными ресурсами субъектов профориентации; отсутствие межведомственной координации деятельности или ее фрагментарность; отсутствие внутриведомственной координации; информативный характер материалов; отсутствие интерактивности и форм обратной связи; неразвитость технологий коммуникации, обеспечивающих реализацию форм сопровождения.

Следовательно, можно определить пути совершенствования информационного обеспечения: осуществление инноваций содействия профессиональному выбору учащихся; постановка задач профессиональной ориентации; системная организация электронных ресурсов, повышение уровня их интеграции, обмен информацией (данные о поступлении в учреждения профессионального образования, об успешности освоения образовательной программы); создание и наполнение сайтов, обеспечение обратной связи.

Итак, информационное обеспечение сопровождения выбора учащимися направления профессионального образования, определяемое как повышение меры информированности субъектов профориентационной деятельности, действующих в образовательном пространстве, в прямой и опосредованной формах имеет признаки системности. Однако существующие ресурсы информационного обеспечения не всегда соответствуют заявленным целям и признакам системности. Вместе с тем информационное обеспечение сопровождения выбора учащимися направления профессионального образования является резервом повышения результативности такого сопровождения.

Литература

1. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. - М.: Академия, 2007. - 240 с.

2. Зеличенко, А.И. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора / А.И. Зеличенко, А.Г. Шмелев //Вестник МГУ. Сер. 14, «Психология». - 1987. - № 4. -С. 33-43.

3. Котлярова, И.О. Гуманно ориентированное непрерывное образование / И. О. Котлярова, Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». -2009. - Вып. 6. - № 38 (171). - С. 7-11.

4. Куган, Б.А. Управление образователь-

Теория и методика профессионального образования

ной системой: взаимодействие субъектов регионального и муниципального уровней / Б.А. Куган, Г.Н. Сериков. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 632 с.

5. Репин, С.А. Образовательная деятельность и ее влияние на самоопределение личности / С.А. Репин // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2010. -Вып. 10. - № 36 (212). - С. 130-134.

6. Савиных, В.Л. Генезис взаимодействия человека и профессии / В.Л. Савиных // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2009. - Вып. 6. - № 38 (171). -С. 11-23.

7. Сериков, Г.Н. Гуманно-ориентированная системно-синергетическая интерпретация человеческого ресурса / Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2010. - Вып. 10. -№ 36 (212). - С. 9-17.

8. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения / Г.Н. Сериков. - Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. - 464 с.

9. Сериков, Г. Н. Ориентиры измерения качества образования / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2010. - Вып. 7. -№ 3 (179). - С. 19-32.

10. http://минобрнауки.рф/ - Министерство образования и науки Российской Федерации.

11. http://www.bussin.ru - агентство «Бизнес и кадры».

12. http://www.minobr74.ru/ru/ - Министерство образования и науки Челябинской области.

13. http://www.proforientator.ru/ - Центр тестирования и развития.

14. http://www.proftester.ru/ - тесты на профориентацию.

1З. http://www.proftime.edu.ru - «Время выбирать профессию».

16. http://www.start4you.ru - Интернет-версия журнала «Обучение и карьера».

17. http://www.susu.ac.ru - Южно-Уральский государственный университет.

Поступила в редакцию 2в августа 20Ї2 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.