УДК 37.04 ББК Ч404.42
КУЛЬТУРА ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ
К.С. Буров Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск)
Обосновано, что резервом решения многих актуальных многоаспектных педагогических проблем, таких, как проблема подготовки учащихся к выбору профессионального образования, является взаимодействие субъектов образования. Рассмотрено понятие взаимодействия субъектов образования, определены его признаки. Понятие проинтерпретировано применительно к решению проблемы взаимодействия субъектов образования в подготовке учащихся к выбору направления профессионального образования. Дана характеристика критериев и показателей качества взаимодействия субъектов образования на административном, профессиональнопедагогическом, учебно-педагогическом уровнях. Показана связь взаимодействия субъектов образования с понятием культуры отношений субъектов образования, которое, в свою очередь, на основе исследования семантического поля понятия в педагогических науках и теории менеджмента интерпретируется как результат достижения высокого качества взаимодействия субъектов образования.
Ключевые слова: взаимодействие субъектов образования, измерение качества, критерии качества, культура отношений субъектов образования, подготовка учащихся к выбору направления профессионального образования, профориентация учащихся.
Многие педагогические проблемы, с которыми сталкиваются образовательные организации в образовательной системе Российской Федерации, являются не только многоаспектными, но и комплексными, требующими постановки общих целей и задач, сотрудничества организаций разного уровня, разработки единых для образовательного пространства критериев оценивания качества деятельности [13, 15].
Такой проблемой, относящейся к сфере профориентации учащихся, является проблема подготовки учащихся к выбору направления профессионального образования. На данный выбор влияет целый ряд факторов: традиционная ориентация граждан на получение высшего образования, влияние семьи, влияние общественного сознания в целом, проблема социального статуса [2, 3]. Кроме того, структура личностного ресурса человека представляет собой интеграцию развивающихся телесную, интеллектуальную, душевную и духовную свойств. Следовательно, можно выделить следующие аспекты сопровождения выбора направления профессионального образования: социальный, психологический, педагогический, медицинский. Со-
циальный аспект заключается в формировании ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении, в соответствии с потребностями общества и возможностями личности. Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности. Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов. Медицинский аспект выдвигает такие основные задачи, как разработку критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата [12].
Данную проблему решают различные социальные институты: семья, социум, средства массовой информации, органы управления образованием, учреждения среднего и высшего профессионального образования, психологические центры, центры занятости, центры профориентации, специализированные консультационные центры, промышленные предприятия. Однако даже в рамках образовательной системы их усилия разобщены, каждая организация предлагает свои услуги, не коор-
динируя действия с другими. Можно выделить противоречие между существующей системой подготовки к выбору профессии, не учитывающей возможности взаимодействия образовательных организаций и фактами некорректного выбора профессии учащимися.
В своих статьях мы уже отмечали, что наиболее очевидным и результативным является организация подготовки к выбору профессионального образования на основе взаимодействия образовательных организаций, выполняющих роль координационных центров; имеющих соответствующую инфраструктуру, ресурсы; практически осуществляющих принцип «образование через всю жизнь». Особенностью такого взаимодействия будет: выделение общих задач для субъектов образования, интеграция их ресурсов в содержании, формах и методах работы [2, 5].
Для того чтобы определить критерии качества взаимодействия, необходимо уточнить признаки самого понятия взаимодействия образовательных организаций. Под взаимодействием в социальном плане понимают процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь [7].
В функциональном аспекте, взаимодействие выступает как интегрированный фактор, способствующий образованию структур. Так, в ходе взаимодействия между частями вновь созданной группы появляются признаки, характеризующие эту группу как взаимосвязанную устойчивую структуру определенного уровня. Особенность взаимодействия - его причинная обусловленность. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что обусловливает развитие объектов и их структур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморегуляции структур.
Взаимодействие как материальный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации: оно относительно, осуществляется с конечной скоростью и в определенном пространстве времени. Но эти ограничения действуют лишь для непосредственного взаимодействия; для опосредованных форм взаимодействия пространственно-временные ограничения многократно ослабляются. В социальном взаимодействии поведение
одного субъекта выступает стимулом для поведения другого субъекта и наоборот [7].
Виды взаимодействия в системе образования можно классифицировать: по уровням (управленческое, профессионально-педагогическое, учебно-педагогическое); по способу осуществления связей (субъект-субъектные, субъект-объектные, групповые); по типу продуктивности (партнерство, сотрудничество, кооперация, конкуренция, соперничество). При взаимодействии осуществляется реализация совместной деятельности, которая требует разделения и кооперации функций, а потому - взаимного согласования и координации индивидуальных действий. Б.А. Куган и Г.Н. Сериков по основанию продуктивности выделяют следующие виды взаимодействия: сотрудничество, соперничество [7]. Употребляя термин «взаимодействие», мы подразумеваем, что сотрудничество партнеров является более продуктивным видом взаимодействия, чем соперничество.
Таким образом, взаимодействие субъектов образования, на наш взгляд, - это явление, которое характеризует социальные связи, проявляющиеся в сотрудничестве между субъектами образования, опирающимся на единство целей в решении актуальных проблем, внутренние и интегрированные ресурсы этих субъектов, сопровождающееся передачей информации, возникновением и развитием взаимосвязанных устойчивых структур и систем.
Признаками такого взаимодействия следует считать:
• наличие отношений между субъектами;
• причинную обусловленность;
• направленность на решение актуальных проблем;
• единство целей и задач;
• опору на внутренние и возникающие интегрированные ресурсы этих субъектов;
• информационный характер воздействий;
• направленность на образование и развитие новых взаимосвязанных устойчивых структур и систем.
В аспекте решения проблемы взаимодействия образовательных организаций в подготовке учащихся к выбору направления профессионального образования данные признаки взаимодействия соблюдены. Субъекты данной деятельности чаще всего взаимодействуют в рамках образовательной системы Российской Федерации, т. е. в рамках систематизированного образовательного пространства [7, 13, 16].
Наличие общих интересов в решении собственных задач позволяет говорить об общих целях и задачах взаимодействия: например, учащийся заинтересован в выборе направления образования, удовлетворяющем личностные потребности; школа заинтересована в том, чтобы как можно больше учащихся к концу обучения определились с выбором направления профессионального обучения (как показатель качества деятельности образовательного учреждения); вуз заинтересован в повышении уровня образованности абитуриентов; региональное управление образованием заинтересовано в сохранении привлекательности образовательной системы для учащихся своего и других регионов и т. д. Таких общих целевых ориентиров достаточно много. Таким образом, налицо заинтересованность в объединении целевых ориентиров субъектов образования с точки зрения интеграции их ресурсов.
Информационным обеспечением выбора направления профессионального образования является повышение меры информированности субъектов профориентационной деятельности, действующих в едином образовательном пространстве, протекающее в прямой и опосредованных формах.
В ходе данной деятельности возникает необходимость в создании и функционировании общественно-государственных координационных органов (советов, команд) координирующих и контролирующих данную деятельность. В ходе взаимодействия происходит развитие личностных ресурсов ее субъектов, а также развитие свойств системы в целом, данные свойства и следует считать критериями результативности взаимодействия в целом [5, 9].
По высказыванию Г.Н. Серикова, общим критерием оценки всех подсистем управления является мера соответствия происходящего в них процесса искомому конечному [14]. Следовательно, оценивать качество взаимодействия образовательных организаций в подготовке учащихся к выбору направления профессионального образования, следует в соответствие с комплексом критериев. Необходимо определиться с критериями оценивания действенности такого взаимодействия и их проявлением, т.е. необходимо выявить, что именно наличие взаимодействия будет влиять на адекватный выбор направления профессионального образования. В соответствие с нашими изысканиями можно выделить сле-
дующий комплекс таких критериев на трех уровнях.
1. Критерии качества учебно-педагогического взаимодействия:
1.1. Уровень готовности к выбору учащимися направления профессионального образования. Его показателями можно считать: осознанность выбора, мотивация, самооценка ресурсов, готовность к самообразованию учащихся по выбранному профилю. Данный критерий можно измерить опросным методом [3, 13].
1.2. Соответствие личностных ресурсов учащихся выбранному направлению профессионального образования.
Среди показателей можно выделить:
• соответствие качества образованности учащихся выбранному направлению профессионального образования, включающее уровень образовательной подготовки, уровень воспитанности (данный показатель можно измерить методом изучения учебной документации и синтеза полученных результатов) [13];
• соответствие уровня здоровья и здоро-
вого образа жизни учащихся выбранному направлению профессионального образова-
ния(данный показатель можно измерить методом изучения учебной документации) [13];
• соответствие психологических характеристик учащихся выбранному направлению профессионального образования (данный показатель можно измерить с помощью профориентационных методик) [3];
• соответствие ценностных ориентаций учащихся выбранному направлению профессионального образования (данный показатель можно измерить с помощью известных психологических методик, например методики измерения ценностных ориентаций М. Ро-кича) [10];
2. Критерии качества профессиональнопедагогического взаимодействия.
2.1. Направленность методической работы на решение проблемы подготовки учащихся к выбору профессионального образования: целенаправленность, научность, степень инновационности методов и технологий, системность систематичность, конкретность, реализуемость, перспективность, информационнодокументационная обеспеченность [1].
2.2. Уровень совокупной квалификации педагогических работников по заявленной проблеме: процент работников, повысивших квалификацию по целевой проблеме, владение соответствующими компетенциями мето-
дической работы, создание методических продуктов [1, 15].
2.3. «Портфолио» методической службы и конкретных субъектов методической работы: научные статьи, оригинальные учебно-методические комплексы, рекомендации по изучению трудных тем образовательных программ (с позиций подготовки к выбору направления профессионального образования), программы и сценарии мероприятий, информационное обеспечение содействия учащимся в выборе профессии; содержание сведений на информационных порталах и т. д. [1].
3. Критерии качества административного взаимодействия.
3.1. Наличие единых целевых ориентиров [15].
3.2. Нормативно-документационное обеспечение [15].
3.3. Наличие организационных структур, обеспечивающих управляющих взаимодействием образовательных организаций по подготовке учащихся к выбору направления профессионального образования [15].
3.4. Наличие аналитической документации контроля исполнения требований приказов, координации общего методического замысла, качества образования по обобщенным критериям [15].
На наш взгляд, эти критерии во многом связаны с термином культура отношений субъектов образования. Следовательно, для уточнения данных критериев целесообразно обратиться к термину культура отношений субъектов образования.
Культура в общем виде характеризуется с одной стороны, как совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей, с другой - высокий уровень развития какого-либо качества. И в этом смысле культура может рассматриваться как достижение, результат, высший уровень развития качества [16]. Кроме того в теории менеджмента существует такая область исследований, как организационное поведение, объектом которых является организационная культура. Таким образом, понятие культуры отношений связано с профессиональной и управленческой деятельностью, и представляет собой совокупность общепризнанных норм и правил поведения, принятых и поддерживаемых в области организационных отношений [4, 6].
В то же время, культура, являясь объектом социальной деятельности, исследовалась в аспекте приложения ее к социальным сфе-
рам деятельности человека, в частности к профессиональным отношениям, управленческой деятельности, профессионально-педагогической деятельности. Ученые утверждают, что культура есть показатель высокого проявления личностью применения своих внутренних ресурсов в профессиональной деятельности [8, 11, 13]. Так, Г.Н. Сериков выделял в структуре профессионально-педагогической квалификации такой элемент, как профессиональная нравственность, который связан с проявлением ценностных, моральных и этических качеств личности в профессиональной деятельности [13].
Следовательно, понятие культуры отношений субъектов образования можно интерпретировать как совокупность общепризнанных норм и правил поведения, принятых и поддерживаемых в едином образовательном пространстве и проявление их в деятельности субъектов образования. Если учесть тот факт, что организационные отношения это и есть взаимодействие объектов и субъектов организации внутри или вне ее, то можно утверждать, что соответствие культуре отношений будет отвечать проявлению субъектами высокого качества признаков взаимодействия. То есть совокупностью норм и правил взаимодействия субъектов образования следует считать: направленность на решение актуальных проблем, единство ценностей, целей и задач, стремление к интеграции ресурсов, направленность на образование органов самоуправления, взаимную заинтересованность, высокий уровень самоконтроля. Проявление культуры отношений субъектов образования можно проследить на административном, профессионально-педагогическом, учебно-
педагогическом уровнях.
В заключение мы можем сказать, что достижение качества взаимодействия образовательных организаций в решении проблемы подготовки учащихся к выбору направления профессионального образования может свидетельствовать о развитии культуры отношений субъектов образования на административном, профессионально-педагогическом,
учебно-педагогическом уровнях. Данные критерии качества можно достаточно определено измерить, на основе анализа документации и использования апробированных методик.
Литература
1. Буров, К. С. Направленность управления методической работой на обеспечение
качества образовательного процесса / К. С. Буров // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2013. - Т. 5, № 1. -С. 105-116.
2. Буров, К.С. Проблема взаимодействия школы и вуза в сопровождении выбора учащимися направления профессионального образования / К.С. Буров // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки», 2011. - Вып. 11. - № 3 (220). - С. 40-44.
3. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. - М.: Академия,
2007. - 240 с.
4. Зельдович, Б.З. Организационное поведение / Б.З. Зельдович. - М. : Аспект Пресс,
2008. - 318 с.
5. Котлярова, И.О. Гуманно ориентированное непрерывное образование / И. О. Котлярова, Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». -
2009. - Вып. 6. - № 38 (171). - С. 7-11.
6. Кочеткова, А.И. Организационная культура и культура организации в современной России / А.И. Кочеткова // Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2009. - № 4. -С. 206-210.
7. Куган, Б.А. Управление образовательной системой: взаимодействие субъектов регионального и муниципального уровней /Б.А. Куган, Г.Н. Сериков. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 632 с.
8. Мисливец, Н.А. Организационная культура учителя - составная часть педагогической культуры / Н.А. Мисливец // Известия высш. учеб. заведений. Северо-Кавказский регион. Серия «Общественные науки». - 2003. -№ 10. - С. 88-97.
9. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р. С. Немов. -4-е изд. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001. - 640 с.
10. Ревина, М.А. Формирование корпоративных ценностей как инструмент воздействия на организационную культуру /М.А. Ревина // Вестник МГТУ «Станкин». - М. : Изд-во МГТУ «Станкин», 2012. - Т. 2, № 2. - С. 53-55.
11. Сериков, Г.Н. Гуманно-ориентированная системно-синергетическая интерпретация человеческого ресурса / Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2010. - Вып. 10. -№ 36 (212). - С. 9-17.
12. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения / Г.Н. Сериков. - Курган: Зауралье, 1997. - 464 с.
13. Сериков, Г.Н. Ориентиры измерения качества образования / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2010. - Вып. 7. -№ 3 (179). - С. 19-32.
14. Сериков, Г.Н. Управление образовательным учреждением. Ч. 1: Явление и понятия: учеб. для студентов пед. специальностей / Г.Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ: ИЦ «Уральская академия», 2007. - 280 с.
15. Фалеева, Л.В. Культура, профессиональная культура и культура самоорганизации личности (методологический обзор) / Л.В. Фалеева // Казанская наука. - 2012. -№ 4. - С. 337-339.
Буров Константин Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), [email protected].
Bulletin of the South Ural State University Series “Education. Pedagogy” __________________________________________________2013, vol. 5, no. 3, pp. 59-64
CULTURE OF EDUCATION SUBJECTS RELATIONS AS QUALITY CRITERIA OF THEIR INTERACTION IN THE CAREER GUIDANCE SPHERE
K.S. Burov
The interaction of education subjects is proved to be the reserve for solving many topical multifaceted pedagogical problems such as the task of preparing students to choose their professional career. The concept of education subjects interaction is considered,
its characteristics are defined. The concept is applied to the problem of interaction between the subjects of education in preparing students to choose their professional career. The characteristics of criteria and indicators of quality of education subjects interaction at the administrative, professional and pedagogical, educational and pedagogical levels are given. The connection of education subjects interaction with the concept of education subjects cultural relations are shown, where the education subjects cultural relations are interpreted as the result of achieving high quality of interaction between the subjects of education and based on a study of the semantic concepts in the field of pedagogical sciences and management theory.
Keywords: education subjects interaction, quality measurement, quality criteria, education subjects cultural relations, preparing students to choose their professional career, career guidance for students.
Burov Konstantin, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of the Chair of Life Safety, South Ural State University (Chelyabinsk), [email protected].
Поступила в редакцию 23 апреля 2013 г.