Научная статья на тему 'Педагогические предпосылки организации взаимодействия образовательных организаций общего и профессионального образования в сфере профориентации'

Педагогические предпосылки организации взаимодействия образовательных организаций общего и профессионального образования в сфере профориентации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
592
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / INTERACTION OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE SPHERE OF PROFESSIONAL ORIENTATION / INTERACTION OF EDUCATIONAL SUBJECTS / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буров Константин Сергеевич

Описывается проблема и характеризуется актуальность организации взаимодействия образовательных организаций общего и профессионального образования в сфере профориентации с точки зрения современной педагогической науки. С целью определения особенностей взаимодействия образовательных организаций в сфере профориентации проведен анализ феномена профессионального самоопределения личности, процесса профессиональной ориентации личности, признаков взаимодействия субъектов образования. Исходя из анализа явлений и понятий, уточняются педагогические предпосылки такого взаимодействия: цели, компетенции субъектов, содержание и формы деятельности на административном, профессионально-педагогическом и учебно-педагогическом уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буров Константин Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical prerequisites for organizing interaction of educational organizations of general and professional education in the sphere of professional orientation

The problem of organizing interaction of educational organizations of general and professional education in the sphere of professional orientation is described in terms of modern pedagogics. The topicality of the problem is characterized. The following analysis is carried out: of the phenomenon of professional self-determination of a person, of the process of personal professional orientation, of the main features of educational subjects’ interaction. The analysis is carried out to define peculiarities of interaction of educational organizations in the sphere of professional orientation. The pedagogical prerequisites of such interaction are improved starting from the phenomena and notions analysis: goals, the subjects’ competencies, the meaning and forms of the activity on administrative, professional and pedagogical, educational and pedagogical levels.

Текст научной работы на тему «Педагогические предпосылки организации взаимодействия образовательных организаций общего и профессионального образования в сфере профориентации»

УДК 378.04 + 37.04 ББК Ч420.053.6 + Ч448.44

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

К.С. Буров

Описывается проблема и характеризуется актуальность организации взаимодействия образовательных организаций общего и профессионального образования в сфере профориентации с точки зрения современной педагогической науки. С целью определения особенностей взаимодействия образовательных организаций в сфере профориентации проведен анализ феномена профессионального самоопределения личности, процесса профессиональной ориентации личности, признаков взаимодействия субъектов образования. Исходя из анализа явлений и понятий, уточняются педагогические предпосылки такого взаимодействия: цели, компетенции субъектов, содержание и формы деятельности на административном, профессионально-педагогическом и учебно-педагогическом уровнях.

Ключевые слова: взаимодействие образовательных организаций в сфере профориентации, взаимодействие субъектов образования, профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация.

В педагогической науке достаточно давно изучается феномен профессионального самоопределения личности как элемент личностного самоопределения в процессе социализации. При этом накоплен значительный теоретический и эмпирический опыт, обобщающий знания об этом феномене. Отмечается, что профессиональное самоопределение, это отношение личности к профессиональной деятельности, которое реализуется в процессе согласования личностных и социально-профессиональных потребностей в определенной профессиональной группе [4, 13, 15].

Надо сказать, что в современности это отношение к социальной группе, в силу различных причин, изменяется на протяжении всей жизни человека. Современное, динамично развивающееся общество, предлагая личности определенные свободы в выборе направления профессиональной деятельности, обеспечения права на получение профессионального образования и возможности повышения квалификации и переподготовки, вместе с тем предъявляет к ней требования проявлять умения самостоятельно выстраивать свои отношения с профессией, гибко планировать индивидуальную траекторию развития в профессиональной деятельности, определять направления и способы образования [13].

Говоря о феномене профессионального

самоопределения личности, можно утверждать, что на протяжении всей жизни личность решает вопросы, связанные с выбором или сменой вида профессиональной деятельности, реализацией профессиональной карьеры, удовлетворенностью профессиональной деятельностью, соблюдением баланса личных и общественных интересов и т. д. Следовательно, на каждом жизненном отрезке профессиональное самоопределение будет иметь разные задачи для конкретной личности [4].

Таким образом, профессиональное самоопределение можно рассматривать как процесс поэтапного принятия решений по согласованию личностных и общественных интересов, и выбору направления профессиональной деятельности и соответствующего уровня образования [1].

Можно утверждать, что образовательные организации играют важнейшую роль, формируя отношение к профессиональной деятельности, нивелируя негативные влияния социума, выполняя определенный социальный заказ на профориентационную деятельность со стороны органов управления образованием, учреждений высшего профессионального образования, бизнеса, администрации школ, самих учащихся и их родителей [3, 6, 12]. Решая эти задачи, образовательные организации ведут целенаправленную деятель-

ность, осуществляя профессиональную ориентацию, подготовку к выбору направления профессионального образования и выстраиванию индивидуальной образовательной траектории. Профессиональную ориентацию можно определить как целенаправленную педагогическую деятельность субъектов образования по формированию готовности личности к профессиональному самоопределению, с учетом интересов личности и социума [2, 8]. В результате формируются признаки самоопределяющейся личности: отношение к профессии, интерес, способности и задатки, уровень притязаний и установки, соотнесенность с требованиями общества и др.

Среди характерных особенностей современного образования можно выделить все большую дифференциацию его форм и направлений и вместе с тем стремление к преемственности уровней, и организации взаимодействия различных видов образовательных организаций в решении социальных проблем [8, 14]. В своих статьях мы уже говорили о разобщенности усилий образовательных организаций в профориентационной деятельности, а также ставили проблему взаимодействия образовательных организаций, выполняющих роль координационных центров; имеющих соответствующую инфраструктуру, ресурсы; практически осуществляющих принцип «образование через всю жизнь» [2]. В частности проблема содействия профессиональному самоопределению понимается нами как непрерывный процесс, что прослеживается в нормативных документах, характеризующих систему образования Российской Федерации. Таким образом, с точки зрения педагогической науки взаимодействие образовательных организаций целесообразно выстаивать на концептуальных принципах непрерывности, преемственности, системности [3, 5, 9, 11, 13].

Для того чтобы уточнить понятие «взаимодействие образовательных организаций в сфере профориентационной деятельности», обратимся к понятию «взаимодействие субъектов образования», выявив его родовые признаки, уточнив их специфику применительно к образовательным системам, выявим значимость понятия для решения нашей проблемы.

Под взаимодействием в социальном плане понимают процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь [6].

В функциональном аспекте взаимодействие выступает как интегрированный фактор, способствующий образованию структур. Так, в ходе взаимодействия между частями вновь созданной группы появляются признаки, характеризующие эту группу как взаимосвязанную устойчивую структуру определенного уровня. Особенность взаимодействия - его причинная обусловленность. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что обусловливает развитие объектов и их структур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморегуляции структур [6, 10].

Взаимодействие как материальный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации: оно относительно, осуществляется с конечной скоростью и в определенном пространстве времени. В социальном взаимодействии поведение одного субъекта выступает стимулом для поведения другого субъекта и наоборот. Взаимодействие субъектов в сфере образования будет учитывать все названные аспекты, при этом имея свои особенности.

Взаимодействие субъектов образования, на наш взгляд, - это явление, которое характеризует социальные связи, продуктивно проявляющие себя в сотрудничестве между субъектами образования, опирающемся на единство целей в решении актуальных проблем, внутренние и интегрированные ресурсы этих субъектов, сопровождающееся передачей информации, возникновением и развитием взаимосвязанных устойчивых структур и систем.

Признаками такого взаимодействия следует считать: наличие отношений между субъектами; причинную обусловленность; направленность на решение актуальных проблем; единство целей и задач; опору на внутренние и возникающие интегрированные ресурсы этих субъектов; информационный характер воздействий; направленность на образование и развитие новых взаимосвязанных устойчивых структур и систем.

Виды взаимодействия в системе образования можно классифицировать: по типу продуктивности (партнерство, сотрудничество, кооперация, конкуренция, соперничество); по способу осуществления связей (субъект-субъектные, субъект-объектные, групповые); по уровням (административно-управленче-

Педагогические предпосылки организации взаимодействия образовательных организаций...

ское, профессионально-педагогическое, учебно-педагогическое).

При взаимодействии осуществляется реализация совместной деятельности, которая требует разделения и кооперации функций, а потому - взаимного согласования и координации индивидуальных действий. Употребляя термин «взаимодействие», мы подразумеваем, что сотрудничество партнеров является более продуктивным видом взаимодействия, чем соперничество.

Наличие общих интересов в решении собственных задач позволяет говорить об общих целях и задачах взаимодействия. При этом целевые ориентиры, разделяемые всеми субъектами, приводят к взаимной заинтересованности, мотивированности всех субъектов на положительный результат. Таким образом, субъект-субъектные отношения в современной системе образования представляются более продуктивными, что проявляется не только на уровне учебно-педагогического взаимодействия, но и на уровне управленческого взаимодействия в реализации принципа государственно-общественного управления [6, 9].

Говоря об уровнях взаимодействия, мы выходим на уточнение видов взаимодействия между различными группами субъектов образования. На учебно-педагогическом уровне взаимодействуют образующаяся личность (учащийся, студент, курсант, слушатель) и педагог. На профессионально-педагогическом уровне между собой взаимодействуют педагоги и научное сообщество, решая научнометодические задачи. На управленческом уровне взаимодействие происходит с администрацией образовательных учреждений. При этом под взаимодействующими субъектами следует понимать не только личность участника образовательного процесса (учащегося, педагога, менеджера), но и образовательные организации [10].

Таким образом, под взаимодействием образовательных организаций в сфере профориентации мы будем понимать социальные связи, продуктивно проявляющие себя в направленности их сотрудничества на решение проблемы профессионального самоопределения учащихся. Признаками такого взаимодействия могут служить наличие единых целей и задач в области профориентации, интеграция их ресурсов в содержании, формах и методах профориентационной деятельности, информационный характер взаимодействий, созда-

ние организационных структур, курирующих профориентационную деятельность [2].

Целями такого взаимодействия можно считать:

1) разработку форм и технологий взаимодействия и сотрудничества субъектов воспитательного процесса и социальных институтов;

2) методическое обеспечение взаимодействия образовательных учреждений в подготовке к выбору направления профессионального образования;

3) учебно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащегося.

Общими интересами для сотрудничества следует признать: повышение образованности, направленное на продолжение образования; реализацию профильного образования; реализацию индивидуально-ориентирован-

ного образования; укрепление традиций (качество образования, успешность выпускников, профиль образования); научную и инновационную деятельность; дополнительное профессиональное образование педагогов по проблемам профориентации [7, 8, 13, 14].

Предпосылками взаимодействия можно считать ресурсы университета, такие как профессиональная квалификация персонала, образовательные компетенции студентов. К ресурсам школы можно причислить следующие: образованность, здоровье учащихся, положительное отношение учащихся к продолжению образования как ценность и как часть личностного ресурса, профессиональная квалификация педагогических работников. В результате, выделяется интегрированный ресурс, т. е. совокупность ресурсов персонала и контингента образовательных учреждений (администрации, профессорско-преподавательского состава, студентов и учащихся). Опора на эти ресурсы повысит эффективность работы по выбору учащимися направления профессионального образования.

При этом взаимодействие следует осуществлять в соответствие с организационной моделью, включающей три уровня взаимодействия: административный; профессионально-педагогический; учебно-педагоги-

ческий.

На административном уровне ставится цель организации, стимулирования, контроля взаимодействия образовательных учреждений в подготовке к выбору направления профессионального образования. На этом уровне

решаются задачи структурирования управления, создания общественных органов курирующих профориентацию, планирования и реализации сетевых проектов, координации деятельности. Формы взаимодействия административные [8, 12, 14].

Устойчивой структурой, совместным субъектом, курирующим деятельность, может служить координационный совет по профориентации. В его компетенции может входить: постановка задач профессиональной ориентации; подготовка предложений по новым направлениям профориентационной работы; выдвижение инициатив, способствующих повышению престижа профессионального образования; достижение договоренностей по взаимодействию образовательных организаций, органов управления образованием, представителей промышленности и бизнеса; ревизия информационной системы координации деятельности в сфере профориентации; подготовка предложений по обеспечению ресурсами направлений развития профориентационной работы и т. д. В компетенции административных субъектов управления входят: разработка нормативно-правовой базы, разработка концепции содержания профессионально-педагогического взаимодействия и уточнение ее в виде программ и планов деятельности на уровне образовательной организации; создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; разработка мер стимулирования педагогов образовательного учреждения; разработка мер информационно-коммуникативного характера; создание педагогического коллектива, способного к инновационным преобразованиям; организация экспериментальной работы по апробации инноваций координацию общего методического замысла образовательного процесса; контроль качества образования по обобщенным критериям и др.

На профессионально-педагогическом

уровне субъектами взаимодействия выступают только педагогические работники, которые взаимодействуют на основе принятых управленческих решений. Целью взаимодействия будет повышение квалификации и разработка методических средств обеспечения взаимодействия образовательных учреждений в подготовке к выбору направления профессионального образования. Формы взаимодействия на профессионально-педагогическом уровне: методическая работа, научная работа,

дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации педагогов, научные мероприятия; программы, проекты, конкурсы, гранты, в которых планирует принять участие учреждение на совместной основе [2, 7]. При этом организационно-методическая составляющая работы связывается с созданием коллектива, решающего проблемы профориентации; учебно-методическая составляющая подразумевает оказание практической помощи педагогическим работникам в создании методических средств профориентации; научно-методическая составляющая включает организацию экспериментальной работы по апробации инноваций, проведение научно-практических конференций и т. д.

На учебно-педагогическом уровне взаимодействуют педагоги и учащиеся. Целью такого взаимодействия будет реализация подготовки к выбору направления профессионального образования. Формы взаимодействия: организация образовательного процесса, плановая работа в области профориентации; производственная практика, дни открытых дверей, выставки, олимпиады и т. д. Содержание учебно-педагогического взаимодействия в образовательном учреждении общего образования: совместная деятельность обучающихся с родителями (законными представителями); информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности; использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации; формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся по каждому из направлений и т. д. [2, 13, 15].

Итак, мы выяснили, что феномен профессионального самоопределения личности, в современной действительности приобретает новые свойства в свете реализации концепции «образования через всю жизнь». Профессиональное самоопределение следует рассматривать как процесс поэтапного принятия решений по согласованию личностных и общественных интересов, и выбору направления профессиональной деятельности и соответствующего уровня образования. Таким образом, существует определенный социальный заказ

Педагогические предпосылки организации взаимодействия образовательных организаций...

на эту деятельность. При этом существует противоречие между существующей системой подготовки к выбору профессии, не учитывающей возможности взаимодействия образовательных организаций и фактами некорректного выбора профессии учащимися. Рассматривая понятие взаимодействия образовательных организаций в сфере профориентации, можно выделить его признаки, путем уточнения понятия «взаимодействие субъектов образования», и определить его как социальное сотрудничество, проявляющееся в направленности на решение проблемы профессионального самоопределения учащихся. Можно уточнить его признаки, такие как наличие единых целей и задач в области профориентации, интеграции их ресурсов в содержании, формах и методах профориентационной деятельности, информационный характер взаимодействий, создание организационных структур, курирующих профориентационную деятельность. Уточнив каждый из этих признаков, цель взаимодействия, следует выделить три уровня взаимодействия: административный; профессионально-педагогический;

учебно-педагогический, имеющие свои цели и задачи, компетенции субъектов, формы и содержание. Также следует заранее определиться с критериями результативности такого взаимодействия. Таким образом, можно описать педагогические предпосылки организации взаимодействия образовательных организаций общего и профессионального образования в сфере профориентации, что и будет объектом дальнейших изысканий.

Литература

1. Ананьина, Е.В. Готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению /Е.В. Ананьина //Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2006. - Вып. 8. - № 9 (64). -С. 62-67.

2. Буров, К. С. Проблема взаимодействия школы и вуза в сопровождении выбора учащимися направления профессионального образования / К.С. Буров // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». -2011. - Вып. 11. - № 3 (220). - С. 40-44.

3. Голодова, А.А. Система непрерывного профессионального образования как фактор регулирования регионального рынка труда / А.А. Голодова // Научные ведомости Белгород. государственного университета. Серия

«История. Политология. Экономика. Информатика». - 2010. - Т. 7, № 14-1-1. - С. 5-12.

4. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф.Зеер. - М.: Академия, 2007. - 240 с.

5. Котлярова, И. О. Гуманно ориентированное непрерывное образование / И. О. Кот-лярова, Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». -2009. - Вып. 6. - № 38 (171). - С. 7-11.

6. Куган, Б.А. Управление образовательной системой: взаимодействие субъектов регионального и муниципального уровней / Б.А. Куган, Г.Н. Сериков. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 632 с.

7. Молочкина, Н.Ю. Сетевая модель как механизм управления образовательным процессом в общеобразовательной школе / Н. Ю. Молочкина // Перспективы науки. -2011. - № 27. - С. 54-57.

8. Сардушкина, Ю.А. Взаимодействие школы и вуза как средство повышения результативности профориентационной работы /Ю.А. Сардушкина // Вестник Самар. му-ницип. ин-та управления. - 2013. - № 2. -С. 165-173.

9. Сериков, Г.Н. Гуманно-ориентированная системно-синергетическая интерпретация человеческого ресурса / Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2010. - Вып. 10. -№ 36 (212). - С. 9-17.

10. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения / Г.Н. Сериков. - Курган: Зауралье, 1997. - 464 с.

11. Сериков, Г.Н. О непрерывности образования человека в современной действительности /Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2005. - Вып. 6. -№ 15 (55). - С. 16-22.

12. Фишман, Л.И. Специфика деятельности органов управления образованием по повышению качества образования (на примере профилизации старшей школы) / Л.И. Фишман / Вопросы образования. - 2009. - № 3. -С. 42-53.

13. Чистякова, С.Н. Новые подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования / С.Н. Чистякова // Школа и производство. - 2013. - № 1. - С. 9-12.

14. Чупрунов, Е.В., Инновационный университет и новая школа: направления взаи-

модействия / Е.В. Чупрунов, А. О. Грудзин-ский, В.А. Малинин // Высшее образование в России. - 2010. - № 4. - С. 3-7.

15. Шамсутдинова, И. Г. Психолого-

педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся / И.Г. Шамсутдинова, Е.Г. Казарова // Педагогика. - 2008. -№ 10.- С. 62-70.

Буров Константин Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности», Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), kos_chel@mail.ru.

Bulletin of the South Ural State University Series “Education. Pedagogy” _________________________________________________________2013, vol. 5, no. 4, pp. 121-126

PEDAGOGICAL PREREQUISITES FOR ORGANIZING INTERACTION OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF GENERAL AND PROFESSIONAL EDUCATION IN THE SPHERE OF PROFESSIONAL ORIENTATION

K.S. Burov, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, kos_chel@mail.ru

The problem of organizing interaction of educational organizations of general and professional education in the sphere of professional orientation is described in terms of modern pedagogics. The topicality of the problem is characterized. The following analysis is carried out: of the phenomenon of professional self-determination of a person, of the process of personal professional orientation, of the main features of educational subjects’ interaction. The analysis is carried out to define peculiarities of interaction of educational organizations in the sphere of professional orientation. The pedagogical prerequisites of such interaction are improved starting from the phenomena and notions analysis: goals, the subjects’ competencies, the meaning and forms of the activity on administrative, professional and pedagogical, educational and pedagogical levels.

Keywords: interaction of educational organizations in the sphere of professional orientation, interaction of educational subjects, professional self-determination, professional orientation.

Поступила в редакцию 23 августа 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.