Научная статья на тему 'Проблема взаимодействия школы и социальной среды в педагогическом учении Джона Дьюи'

Проблема взаимодействия школы и социальной среды в педагогическом учении Джона Дьюи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпачева Н. В.

The article is devoted to a problem of interaction of school and the social milieu in John Dewey's pedagogics. The basic philosophical principles of the great teacher's education are showed, the role of the milieu in education development is revealed, and the practical conditions of successful interaction of school and the social milieu are characterized.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of interaction of school and the social milieu in John Dewey's pedagogical doctrine

The article is devoted to a problem of interaction of school and the social milieu in John Dewey's pedagogics. The basic philosophical principles of the great teacher's education are showed, the role of the milieu in education development is revealed, and the practical conditions of successful interaction of school and the social milieu are characterized.

Текст научной работы на тему «Проблема взаимодействия школы и социальной среды в педагогическом учении Джона Дьюи»

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕИСТВИЯ ШКОЛЫ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УЧЕНИИ ДЖОНА ДЬЮИ

Н.В. Карпачева

Karpachyova N.V. The problem of interaction of school and the social milieu in John Dewey’s pedagogical doctrine. The article is devoted to a problem of interaction of school and the social milieu in John Dewey's pedagogics. The basic philosophical principles of the great teacher’s education are showed, the role of the milieu in education development is revealed, and the practical conditions of successful interaction of school and the social milieu are characterized.

Адекватное понимание проблем современного образования предполагает учет тех изменений, которые происходят в социальной сфере, потому что школа, будучи экономически, политически и духовно связанной с ее функционированием, не может не отражать закономерностей ее развития. В то же время школа должна объединить все остальные социальные институты с целью усиления собственных возможностей в создании условий для оптимального развития своих учеников.

Одним из значимых ученых, внесших большой вклад в разработку проблемы взаимодействия среды и школы, был Джон Дьюи, педагогика которого является феноменом мирового порядка и воспринята педагогическими системами многих стран. Им было предложено немало идей, которые рассматриваются сегодня как «рациональные зерна» модернизации, способные прорастать в новых условиях, обогащаться новыми смыслами. На основе философии прагматизма Д. Дьюи разработал педагогическую теорию, где были осмыслены такие важные проблемы, как связь школы с обществом, активизация учебного процесса, обучение посредством делания ит. п.

Философия прагматизма, одним из создателей и систематизатором которой он был, прежде всего и более всего стремилась стать общим методом решения проблем, встающих перед человеком в постоянно меняющемся мире. Его философия сложилась как теоретическое оформление взгляда на мир и подхода к решению жизненных задач, характерных для общества. Ключевое понятие его философии, объединяющее человека и мир в непрерывное единство, - «опыт». Слово это созвучно в английском языке словам «experiment» - специально поставленный научный опыт и «experience» - опыт пережива-

ния и проживания проблемных ситуаций. А человеческая жизнедеятельность всегда социальна.

Д. Дьюи постоянно выражал озабоченность ростом социальной несправедливости и явной неспособностью общества справиться со своими, все более усложняющимися проблемами. По его мнению, в обществе должен измениться сам подход к обучению и воспитанию личности. Предложенная Д. Дьюи социальная философия проникнута верой в возможности образовательного интеллекта находить выход из социальных трудностей.

Тщательно проанализировав деятельность большого количества современных ему американских школ, Д. Дьюи обнаружил в них массу недостатков, среди которых он, прежде всего, выделял следующие: влияние на детей «сверху» и «извне»; навязывание им стандартов взрослой жизни; превращение обучения в статистический процесс постижения детьми накопленного до них знания и опыта; использование детской памяти и механического заучивания как главных источников пополнения информации; стремление подчинить волю ребенка воле взрослого; наконец, отсутствие необходимых для полноценного детского развития условий. Главную же трагедию школы Д. Дьюи видел в том, что «она стремится приготовить будущих членов гражданского общества в обстановке, в условиях которой этого гражданского духа почти не замечается» [1].

Ученый рассматривал воспитание в широком контексте социальной жизни, определив роль общественной среды и среды школы в этом процессе. Средством сохранения сообщества или социальной группы Дьюи видит постоянное самообновление, осуществляемое посредством образования подрастающих членов группы. Действуя разными

средствами как целенаправленно, так и непреднамеренно, общество превращает непосвященных и даже как будто чуждых ему пришельцев в надежных распорядителей его ресурсами и хранителей идеалов.

Конкретная среда, в которой живет человек, подводит его к тому, чтобы видеть и чувствовать одно так, а другое - иначе; она заставляет его строить планы, чтобы его совместные с другими действия были успешными, она укрепляет одни убеждения и ослабляет другие, чтобы вызвать одобрение со стороны окружающих. Так постепенно среда формирует в человеке определенную систему поведения, установку на определенные действия.

Для Д. Дьюи «... общество есть известное количество спаянных между собой людей, объединенных общей линией работы, общим духом и общими для них задачами. Общие нужды и цели вызывают все растущую потребность в обмене мыслей и в единстве симпатий. Самая главная причина, почему нынешняя школа не может сорганизоваться в естественный социальный союз, заключается в том, что в ней совершенно отсутствует этот элемент общей и производительной деятельности» [1, с. 6].

По мнению Дьюи, «образование - процесс воспитания, обучения, развития» [2]. Все эти слова направляют внимание на условия роста. Слова «выхаживание», «выращивание», «вскармливание» определяют разные уровни целей образования. Английское слово «education» (образование) этимологически восходит к слову, которое означает руководство или выращивание. «Когда нас интересует результат этого процесса, мы говорим об образовании как приведении подрастающих членов общества в соответствие с принятыми в нем нормами» [2].

Проблема, по его мнению, не сводится к чисто физическому воздействию, поскольку приобщение к интересам, целям и идеям, характерным для данной социальной группы, требует качественных изменений опыта. В отличие от материальных предметов, которые можно передавать друг другу, физически перемещая их в пространстве, убеждения и стремления нельзя ни взять откуда-то, ни положить куда-то. Как же их передавать? Если их невозможно передать непосредственно и в буквальном смысле слова, каким

же образом младшие усваивают представления старших, или, иначе говоря, как старшие приводят младших к единомыслию с собой?

В самой общей формулировке Дьюи дает такой ответ: «посредством воздействия окружающей среды, вызывающей у человека определенный тип откликов» [2]. «Необходимые убеждения не вколотишь, нужные установки не приклеишь. Но конкретная среда, в которой живет человек, подводит его к тому, чтобы видеть и чувствовать одно так, а другое иначе; она заставляет его строить планы, чтобы его совместные с другими действия были успешными, она укрепляет одни убеждения и ослабляет другие, чтобы вызвать одобрение со стороны окружающих» [2, с. 18]. Так постепенно, по его мнению, среда формирует в человеке определенную систему поведения, установку на определенные действия. Чем разнообразнее контакты человека с окружающей средой, тем живее и разностороннее его интеллектуальная жизнь, но это не менее справедливо в области социальных контактов.

Согласно Дьюи, главная задача школы -найти удельный вес целенаправленного и неформального образования (неконтролируемого влияния среды), сбалансировать формальное и естественное воспитание. Становление у юных членов общества системы взглядов и установок, необходимых для продолжения и совершенствования жизни общества, невозможно обеспечить путем непосредственной передачи убеждений, чувств, знаний. Такое становление всегда происходит при посредничестве среды. Среда состоит из всей совокупности условий, важных для осуществления деятельности, характерной для данного живого существа. Социальная среда заключает в себе все виды деятельности всех членов группы, от которых зависит выполнение деятельности каждого из них.

По своему воздействию на членов группы среда является подлинно образовательной в той мере, в какой отдельные люди включены в общую деятельность. Участвуя в совместной деятельности, человек принимает и цель, ради которой она предпринята, знакомится с содержанием и технологией этой деятельности, приобретает необходимые навыки и пропитывается ее эмоциональным духом. Самые глубокие и личностные образовательные влияния протекают без участия

сознания в процессе постепенного включения юных членов сообщества в деятельность тех или иных групп, к которым они принадлежат. Однако, по мере того как общество становится все более сложным, возникает необходимость создавать особую социальную среду, которая специально предназначена для развития молодежи.

Три важнейшие функции этой специальной среды таковы: содействие становлению и развитию желательной системы отношений к миру; очищение и оптимизация положения дел, реально существующего в обществе; создание более широкой и сбалансированной среды, чем та, воздействию которой подвергались бы незрелые члены общества, будь они предоставлены самим себе.

Понимая роль школы в формировании мировоззрения и жизненной позиции подрастающих поколений, Дьюи предложил сделать ее средством возрождения общества, объединяющегося вокруг школы. «Все, что общество создало для себя, оно через посредство школы предлагает в распоряжение своих будущих членов... Только будучи справедливыми к полному росту всех индивидуумов, составляющих его, общество имеет хоть какую-нибудь возможность оставаться верным самому себе при всех случаях» [1, с. 7].

Согласно Дьюи, школа должна опираться на интересы детей, а знание содержит как социальную, так и индивидуальную стороны. Оно является результатом активной деятельности. Школа становится динамичной системой, основанной на единстве духовного, интеллектуального и эмоционального. Школа Дьюи - «кооперативное общество небольшого масштаба», осколок социальной структуры. Он считал, что главное назначение школы - дать детям возможность накопить успешный опыт жить в сотрудничестве.

Школы, по его мнению, должны были стать «эмбрионами общественной жизни» [3]. В этом отношении он видел очень значительную роль общества в формировании школ. «Там, где на школу смотрят как на нечто изолированное, необходимую условность, школа и останется таковой, как бы ни совершенствовали методы обучения. Напротив, если общество требует от своих школ конкретного, видимого, признает, что они вносят свою лепту в общее благосостояние наравне с другими общественными учрежде-

ниями, использует интересы и энергию юных граждан, а не только держит их под своим контролем, пока они вырастут, - в таком обществе школы играют роль социальных институтов, развивают общественные интересы и отношения» [3].

В работе «Демократия и образование» Дьюи говорит о том, что воспитание заключается, прежде всего, в передаче опыта в ходе общения. Педагог-прагматист считал, что социальная среда обладает воспитывающей, формирующей силой настолько, насколько индивид участвует в какой-либо «общественного вида» деятельности, знакомится с ее целями, овладевает способами ее осуществления. Он предлагал преобразовать школу в специально организованную среду, общество в миниатюре, своеобразный его слепок, обладающей еще большей воспитывающей и обучающей силой, чем естественная среда. В этих условиях задачей учителя становится опосредованное воздействие на учеников через обучающую среду.

Рассматривая общество через своеобразную модель общества, Дьюи был уверен, что с ее помощью можно решить многие социальные вопросы. «Когда школа воспитает и выработает из каждого ребенка нашего общества члена подобной маленькой общины, пропитает его духом служения обществу и снабдит его средствами для творческой самодеятельности, тогда мы будем иметь самую твердую и самую лучшую гарантию в том, что широкое общество станет более достойным, более приятным и более гармоничным», - считал он [1, с. 35].

Американский педагог призывал обновить «дух» школы и подробно обосновал пути этого обновления, главные из которых: введение в школу активных форм работы; усиление роли «естествознания, начал науки, искусств, истории»; перемена моральной атмосферы между учителями и учениками - перемена дисциплины, введение большей активности, наглядности и самостоятельности.

Самое важное, что нужно помнить, по мнению Дьюи, это то, что введение в школу различных форм активной работы приведет к полному обновлению школьного духа. Это даст школе возможность примкнуть к жизни, сделаться для ребенка обителью, где он будет учиться, не отрываясь от жизни, вместо того, чтобы оставаться лишь уголком, где

ребенок продолжал бы учить свои сухие уроки, имеющие отдаленное отношение к тому, что может понадобиться ему в будущем на жизненном пути. Это даст случай превратить школу в общину в миниатюре, в общество в зародыше. Это - основа, а из нее потекут беспрерывные и правильные потоки образования. «Если школа примет вышеописанный производственный характер, то ребенок, в конце концов, примет участие в общей работе, но не участие для участия, а участие ради результатов его» [1, с. 22]. При этом, предупреждает Дьюи: «Вся работа в школе отнюдь не должна сводиться на практические затеи или способы рутинных занятий, - как выработать лучших по техническим знаниям поваров, швей или плотников; нет, школа должна стать центром научного углубления и изучения материалов и процессов природы - вот те пункты отправления, откуда следует вести детей к уразумлению исторического развития человека», - считал Дьюи [1, с. 23].

Д. Дьюи рассматривает школьные работы по дереву и металлу, тканье, шитье, стряпню как методы жизни и учения, а не как отдельные самостоятельные предметы изучения. «Мы должны признать их в социальном значении, как типы тех процессов, которыми общество продолжает двигаться; как средства для того, чтобы привить ребенку простейшие навыки к общественной жизни; как пути, на которых эти нужды встречаются со все растущими проникновением и изобретательностью человека; короче говоря, как орудия, при посредстве которых сама школа становится действительной формой активной общественной жизни, вместо оторванного уголка, где учат уроки» [1, с. 17].

Остается лишь объединить все эти факторы, оценить во всей полноте их значение, и

тогда заключающиеся в них идеи и идеалы в законченном цельном виде ввести в нашу школьную систему. Поступить так для Дьюи -значит превратить каждую из наших школ в зародыш общественной жизни, создать в ней активную работу, которая отражала бы жизнь более широкого общества и была бы проникнута насквозь духом искусства, истории и науки.

В заключение хотелось бы сказать, что становление системы взглядов и установок ребенка, необходимых для продолжения жизни в обществе и его совершенствования, всегда происходит при посредничестве среды. Среда является образовательной в той мере, в какой люди включены в общественную деятельность. Школы должны снижать влияние экономического неравенства и обеспечивать всем представителям подрастающего поколения равные возможности. Важнейшей задачей школы является научить ребенка жить в общежитии, понимать свои обязанности по отношению к этому общежитию, приспосабливаться к нему. Школа должна стать организатором среды, которая способствует развитию человека, следовательно, она должна стать своего рода слепком общества. Через школу и социальную среду, непрерывно улучшая и изменяя образование и воспитание, можно совершенствовать общественный строй.

1. Дьюи Д. Школа и общество. М., 1925. С. 17.

2. Дьюи Д. Демократия и образование. М., 2000. С. 16.

3. Дьюи Д., Дьюи Э. Школы будущего. Берлин, 1922. С. 99.

Поступила в редакцию 19.02.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.