Научная статья на тему 'Методологические основания исследования и прогнозирования социальной эффективности образования'

Методологические основания исследования и прогнозирования социальной эффективности образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Л. Я.

The paper deals with philosophical and methodological prerequisites and foundations of research and forecasting of social efficacy of education. The author claim that social efficacy of education should be conceived within the context of rational choice of most optimal organization of social milieu and respective goals of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Foundations of Research and Forecasting of Social Efficacy of Education

The paper deals with philosophical and methodological prerequisites and foundations of research and forecasting of social efficacy of education. The author claim that social efficacy of education should be conceived within the context of rational choice of most optimal organization of social milieu and respective goals of education.

Текст научной работы на тему «Методологические основания исследования и прогнозирования социальной эффективности образования»



ТСААГОГПКА П ПШОЛОГП9 А РОФ!СС ПОШЫ1 О ГО ОБ РАЮ Ш П 9

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ОБРАЗОВАНИЯ

Л.Я. Осипова, кандидат педагогических наук, профессор кафедры менеджмента СИУ, г. Самара

При обращении к понятию «социальная эффективность» важно принять к сведению ряд обстоятельств, которые обусловливают невозможность адекватного приложения более распространенного понятия «экономическая эффективность» к оценке социальной практики в широком смысле. Последняя по своему содержанию всегда оказывается гораздо сложнее и неоднозначнее, чем экономическая деятельность хозяйствующих субъектов.

Понятия «экономическая эффективность» и «социальная эффективность» отнюдь не совпадают друг с другом и, следовательно, ошибочно пытаться подменять одно из них другим. В чем же усматриваются наиболее принципиальные различия?

Так, если строго различать два вида деятельности, а именно деятельность целерациональную (детерминированную прежде всего целями) и деятельность ценностно-рациональную (детерминированную большей частью не целями, а ценностями), то становится ясным, что при оценке «экономической эффективности» чаще всего

имеют в виду именно целерациональ-ную альтернативу.

Разумеется, и экономическая деятельность в своих глубинных основах также может определяться ценностями (выгода, комфорт, безопасность, свобода и т. п.). Однако общий баланс целерациональной и ценностно-рациональной детерминации сугубо экономической деятельности складывается в пользу прежде всего целера-циональной деятельности.

Совершенно иначе обстоит дело в социальной практике в широком смысле. Разумеется, экономика сама по себе есть одна из сфер социальной практики. Так, и экономика в целом, и отдельные экономические проекты могут рассматриваться в качестве специфического средства формирования социальной среды. Однако социальная практика в широком смысле в значительной степени детерминируется не рационально обоснованными целями, а ценностями. Этим объясняется тот факт, что образ желаемого будущего здесь чаще всего формулируется не в категориях конкретных целей, а в категориях ценностей

Казанский педагогический журнал

7'2006

(таких, как справедливость, безопасность, самодостаточность, свобода, порядок, благополучие и т. п.).

Релятивность понятия «социальная эффективность» - другой важный аспект анализа эффективности, который ставит проблему анализа «социальной эффективности» в особое положение в сравнении с «экономической эффективностью». Так, если речь идет об «экономической эффективности», то смена субъекта экономической деятельности сама по себе вряд ли меняет принципиальным образом методологию подхода, критерии оценки эффективности и тем более итоговые ее оценки. Принципиально иное положение дел обнаруживается при обращении к представлениям о «социальной эффективности».

Известно, что представления о «хорошем обществе» существенным образом меняются в зависимости от того, кто именно пытается определить, что следует понимать под таким обществом. Идеал «хорошего общества» не остается постоянным и в историческом времени. Впрочем, обнаруживается, что на почву релятивности зачастую вступают и многие экономисты, и, прежде всего, тогда, когда они оказываются вынуждены выносить суждения не сугубо экономического, а скорее, социального характера. Например, когда при разработке каких-либо экономических инноваций речь заходит о том, что справедливо, а что нет, и как обеспечить экономическими методами, скажем, справедливое перераспределение ресурсов, возникают зачастую неустранимые разночтения в поиске единственно «правильного» и «справедливого» реше-

ния. В понятии «экономическая эффективность» обычно закладывается установка на выявление соотношения затрат и результативных доходов, которые могут быть точно измерены и выражены в какой-либо единой валюте. При оценке «социальной эффективности» говорить о каком-либо аналоге подобной валюты, по крайней мере, в настоящий момент весьма проблематично. Так, Е.Ф. Сабуров отмечает: «Следует признать, что мы далеко не всегда в состоянии производить сравнение с помощью правильно определяемых денежных эквивалентов социальных взаимодействий» [7, с. 6].

«Транспарентность - нетранспарентность» критериев эффективности - другой важный дифференцирующий признак, тесно связанный с первыми тремя (характер детерминации деятельности, измеримость ее эффектов, релятивность) и также указывающий на различия в содержании понятий «экономическая» и «социальная» эффективность. Под транспарентностью критериев «экономической эффективности» мы понимаем относительную прозрачность и простоту указанных критериев в сравнении с непрозрачностью, неоднозначностью и потенциальной сложностью критериев «социальной эффективности». Отсюда вытекает, что любые образовательные учреждения в России (даже в варианте негосударственных образовательных учреждений), коль скоро за ними признаются полномочия и компетенция решать именно социальные задачи, ошибочно отождествлять с обычными хозяйствующими субъектами вроде ком-

мерческих фирм, организаций, корпораций, имеющих своей основной целью получение прибыли.

Ретроспективный анализ истории развития педагогического знания показывает, что представления о социальной эффективности образования пронизывают его снизу доверху от философии образования до дидактики прямо и непосредственно, либо косвенно определяя характер понимания сущности образовательного процесса, подходы и способы удовлетворения общественных потребностей, связанных с образованием, основополагающие дидактические принципы обучения и воспитания, содержание образования, методы и организационные формы обучения и воспитания, отдельные педагогические технологии.

Указанное влияние косвенного характера можно проследить уже в концепции идеального государства Платона. Однако особенный акцент на проблематике именно социальной эффективности образования возникает в истории педагогики сравнительно поздно. Так, отечественный педагог П.А. Соколов отмечает, что только в Европе XVIII столетия человеческое сознание обращается от индивидуального благоустроения к социальному благоустроению: «Рождается в европейской общественной мысли как бы новое сознание, имеющее предметом своим (объектом) не интересы личности и индивидуально-особенного развития, а интересы рода, интересы человеческого общества и развития его целого... Соответственно этим новым тенденциям меняется и линия педагогики...

До XVIII века воспитание рассматривалось и стояло как дело воспитываемых индивидов и их близких. Воспитывался человек как индивидуум: воспитание ставило себе задачей развить в этом индивидууме все лежащие в нем задатки и возможности,- разумеется, хорошие, как цветовод ставит задачей из луковицы цветка выгнать полный красивый цветок. О воспитании как деле общественно-социальном, о воспитании как факторе общественной связности или солидарности не думали. Но с конца XVIII столетия, когда индивидуалистическая тенденция века Просвещения стала давать себя реально чувствовать и знать, когда индивидуалистические стремления под флагом разных свобод начали разрывать обветшавшие ткани общественных организмов; когда старые формы сложившейся общественной жизни стали трещать, естественно, в глубине культурного сознания должен был возникнуть протест против индивидуализации (обособленности) стремлений человеческих воль» [5, с. 19].

Творцом социальной педагогики как науки и крупнейшим ее теоретиком сегодня считается П. Наторп, который дал философское обоснование комплекса социально-педагогических идей в своей «Социальной педагогике». Им было выдвинуто положение, согласно которому педагогика предполагает целостную философию для себя и в то же время создается как наука о человеке, которая может быть обоснована только философски.

Целенаправленное использование термина «социальная эффективность

Казанский педагогический журнал

7'2006

образования» в истории педагогики связано с именем американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи. Будучи в философии систематизатором прагматизма, а в гносеологии создателем направления инструментализма, на протяжении всего своего творчества Дж. Дьюи оставался приверженцем круга проблем, связанных с человеком и практическими вопросами его существования. Он прямо говорит о «социальной эффективности образования» как цели образования. При этом им выделяются основные индикаторы социальной эффективности.

Первым из них является компетентность индивида: «В переводе на язык конкретных целей социальная эффективность указывает на важность компетентности в работе. Человеку не прожить без средств производства; способы, которыми эти средства используются, оказывают серьезное влияние на все человеческие отношения. Если человек не способен заработать на жизнь себе и своим детям, он - обуза или, хуже того, паразит, живущий за чужой счет. Он лишает себя одной из наиболее важных в образовательном отношении сторон жизненного опыта. Если он не умеет правильно распорядиться тем, что производит промышленность, существует серьезная опасность, что это богатство в его руках может повредить и ему, и окружающим. Никакая концепция образования не имеет права пренебрегать этими важными соображениями, но все же часто именно это и происходит: во имя высших духовных идеалов система образования смотрит на такого рода задачи

свысока, считая их ниже своего достоинства. С переходом от олигархического общества к демократическому на первом плане, естественно, такое образование, в результате которого человек становился бы экономически самостоятельным и способным рачительно распоряжаться ресурсами экономики, а не использовать их только для демонстрации своего преуспевания в жизни» [4, с. 115].

Тем самым выявляются мотивы становления и развития компетент-ностного подхода, который сегодня стал особым предметом обсуждения в педагогике. В его основу, согласно позиции, определенной еще Дж. Дьюи, следует положить цель повышения социальной эффективности образования в современном обществе.

Вторым индикатором социальной эффективности образования, согласно Дж. Дьюи, является гражданственность. «В самом же широком смысле,- уточняет автор,- социальная эффективность есть не что иное, как социализация сознания, активно озабоченного тем, чтобы сделать человеческий опыт более пригодным к передаче и разрушить барьеры социальной стратификации, делающие людей невосприимчивыми к интересам друг друга» [4, с. 116]. «Социальная эффективность и даже общественное служение,- продолжает он далее,-остаются пустыми и холодными словами, если у человека, употребляющего их, нет ясного понимания того, что в жизни разных людей благом могут оказываться самые разные вещи и что поощрять каждого человека к разумному собственному выбору полезно для общества».

6

Трактовки содержания понятия и характер критериев социальной эффективности не остаются неизменными и меняются в разные исторические периоды, приобретая иногда экзотические, либо конфликтующие друг с другом формы.

Сегодня проблематика социальной эффективности образования также обнаруживает себя в обсуждении множества дискуссионных вопросов, которые стоят на повестке дня не только у педагогической общественности, но и в философии и социологии образования, футурологии, прогностике, в политологии и журналистике.

По крайней мере, начиная с работ Дж. Дьюи, в педагогике наблюдается процесс концептуального вызревания и конституирования проблематики социальной эффективности образования в проблему, которая должна быть корректно поставлена и решена, причем не только как проблема социального характера, а прежде всего, как проблема научного плана.

Первым и непременным условием дальнейшей разработки проблемы социальной эффективности образования, на наш взгляд, является назревший синтез социальной педагогики и педагогической прогностики.

Указанный синтез необходим вовсе не на том формальном основании, что речь идет о решении задач прогнозирования социальной эффективности образования. Основания эти, на самом деле, носят более глубокий сущностный характер и вытекают из логики развития научного знания, которое в педагогике, теснейшим образом взаимодействующей со всем ком-

плексом гуманитарного и обществоведческого знания, динамично расширяющегося за последние 100 -150 лет, привело в итоге к появлению и становлению педагогической прогностики,- особой, на наш взгляд, междисциплинарной области педагогического знания, обладающей не только потенциалом предвидения, но и потенциалом интеграции, в которой так нуждается вся педагогика в целом. Так, Д. Крик подчеркивает мысль, что XXI век будет знаменателен тем, что «пролетариат - доминировавшая в индустриальном обществе сила -в постиндустриальном будет активно вытесняться (и уже вытесняется) ког-нитариатом, а это значит, что существенно возрастает роль непрерывного образования, которое будет в конечном счете определять и благосостояние граждан, и безопасность государства» [8, Р. 360].

Именно в рамках отечественной педагогической прогностики появился термин «образовательно-педагогическое прогнозирование». Согласно мысли Б.С. Гершунского, образовательно-педагогическое прогнозирование, как и любой другой вид научного прогнозирования,- это не спонтанный процесс предвидения будущего на основе простой экстраполяции выявленных тенденций, не механически просуммированная совокупность предположений и субъективных мнений, а специально организованное системное научное исследование, направленное на получение опережающей информации о перспективах развития фоновых и собственно образовательно-педагогических объектов с целью формиро-

Казанский педагогический журнал

7'2006

вания политики и стратегии в области образования и принятия оптимальных решений в этой сфере.

Действительно, многие исследователи понимают сегодня, что проблематика социальной эффективности образования вряд ли может быть раскрыта адекватным образом без артикуляции прогностической функции образования, сущность которой заключается в способности образовательных институтов предвидеть возможные направления и ход социальной динамики, чтобы на этой основе в образовании могли быть разработаны и приняты меры предупредительного характера.

Пожалуй, наиболее последовательным и авторитетным сторонником этой позиции в отечественной педагогике являлся Б. С. Гершунский, в работах которого представлены серьезные философские, методологические и методические разработки, являющиеся основой современной педагогической прогностики. Благодаря его деятельности (как, впрочем, и деятельности его многочисленных сторонников), сегодня и наметились пути конструктивного синтеза, в частности, социальной педагогики и педагогической прогностики. Б. С. Гер-шунский, рассматривая методологические основания прогностической деятельности в педагогике, отмечал, что «под педагогической прогностикой следует понимать область научных знаний, в которой рассматриваются принципы, закономерности и методы прогнозирования применительно к специфическим объектам, изучаемым педагогикой». [1, с. 10]. При этом педагогика в духе педагогиче-

ской антропологии К. Д. Ушинского трактовалась и рассматривалась как комплексная наука, опирающаяся на множество других сопряженных наук.

Прогностические способности вводятся многими авторами в состав набора необходимых педагогических способностей, отсутствие отдельных элементов которых в общей совокупности педагогических способностей позволяет говорить о профессиональной неспособности в целом.

В то же время следует отметить некоторую ограниченность трактовок направленности прогностических способностей, прежде всего, по характеру объекта прогнозирования. В пределах же социальной педагогики сфера педагогической компетенции оказывается расширена за счет тех эффектов, которые относятся скорее не к эффектам индивидуально-личностного свойства, а к эффектам социального характера.

Важно подчеркнуть, что педагогическая прогностика, с одной стороны, будучи одной из наук, входящих в состав комплекса педагогических наук, с другой может быть охарактеризована как особый подраздел современной футурологии (в широком толковании последнего термина). Педагогическая прогностика в определенном смысле выступает по отношению к понятию «футурология» как более конкретное понятие, указывающее на специфическую разновидность футурологических (прогностических) исследований. В то же время вводить сегодня новое словоупотребление (скажем, «педагогическая футурология», которое иногда встреча-

ется в научной литературе) представляется неоправданным, поскольку под использующимся термином «педагогическая прогностика» уже закрепилось вполне определенное, хотя и не лишенное изменчивости от автора к автору, содержание. Не исключено, что это содержание будет меняться и далее, поскольку именно в нем, отчасти, и состоит развитие научного знания. Однако в наши задачи не входит выяснение возможных перспектив подобной динамики понятия «педагогическая прогностика».

Здесь важно указать на то обстоятельство, что содержательные взаимодействия между педагогической прогностикой и футурологией сегодня, с одной стороны, становятся все более очевидными, а с другой - все более значимыми для решения тех социальных проблем, которые неизбежно затрагивают и специфическую зону компетенции системы образования в настоящий период ее эволюции. Указанные взаимодействия можно обнаружить, например, в одном из современных направлений футурологии, а именно,- альтернавистике, которая в круг объектов прогнозирования, представляющих особый интерес, регулярно вводит образование и культуру.

Как утверждает Б.С. Гершунский, сфера образования способна и обязана оказывать свое существенное влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, поддерживать или, напротив, тормозить их, находить свои специфические возможности решения глобальных или локальных социальных проблем, упреждать не-

желательное развитие событий. Стоит отметить, что по сути своей данное утверждение есть утверждение социально-педагогического характера. Им формулируется проблема поиска формы гармоничного синтеза Знания и Веры, который может быть осуществлен посредством системы образования. Далее указывается также на разрушительность идей силового противостояния и вражды, национальной исключительности, сепаратной государственной самодостаточности и миссионерской амбициозности. Отсюда вытекает вторая составляющая глобального вызова для образовательных институций, которая состоит в эффективном обеспечении процессов единения, конвергенции, духовной интеграции человеческих сообществ, преодоления их разобщенности, ментальной несовместимости, постоянной угрозы конфронтации [3].

Б.С. Гершунский в своем творчестве не остановился только лишь на констатации необходимости интеграционных процессов, которые могли бы быть реализованы посредством системы образования. В плане описания взаимодействий социальной и педагогической прогностики, следует указать на фундаментальную концептуально-методическую разработку, приобретающую, на наш взгляд, особое значение и в контексте образовательно-педагогического прогнозирования. Речь идет о работах А.С. Панарина, в которых систематически и на единой основе раскрывается суть социально-экономических и социокультурных процессов, наблюдаемых как в нашей стране, так и во всем остальном мире.

Казанский педагогический журнал

7'200Ö

Одна из научных заслуг A.C. Па-нарина заключается в том, что он разработал философско-методологиче-ские основания так называемого «глобального политического прогнозирования» [6]. Объектом последнего является глобализация в ее исторической динамике - становление единого взаимосвязанного мира, в котором народы не отделены друг от друга привычными протекционистскими барьерами и границами, одновременно и препятствующими их общению, и предохраняющими их от неупорядоченных внешних воздействий.

Прогностический анализ, по его мнению, может быть развернут на двух уровнях. C одной стороны, на уровне аналитического прогнозирования, исследующего детерминистски предопределенные последствия современных событий и тенденций, которые прогностическая аналитика призвана высветить и развернуть в сценариях. C другой стороны, указывается на уровень синтетического прогнозирования, исследующего то, что запрограммировано в памяти культуры, а также в ее реакциях на невыносимые крайности и одномерности, заявленные в фазе вызова.

A.C. Панарин в своих работах дает не только методологию сущностного синтетического прогнозирования, но и образец применения последней, опираясь при этом на диалектику Вызова-Ответа, в историософском и социологическом плане освещенную A. Дж. Тойнби, а также недавно возникшую и широко распространившую свое влияние парадигму социальной синергетики. При этом, согласно

А.С. Панарину, классический тип прогностики, связывающий наши возможности предвидения с более полным и точным набором неких «стартовых условий», явно не эффективен. Применительно к социальной прогностике, в частности в ее приложении к глобальному политическому прогнозированию, это означает, что:

а) любой перечень начальных условий, или причин, который мы выстраиваем для детерминистского вывода о будущих следствиях, является принципиально неполным;

б) одна и та же причина может порождать неодинаковые следствия (многовариантность событий в точках бифуркации);

в) множество процессов связаны друг с другом не причинно-следственной связью, а отношениями дополнительности; они существуют как бы в параллельных, несоприкасающихся пространствах;

г) классические иерархии типа «причина - следствие», «сущность -явление» не действуют в высокосложных системах или неравновесных состояниях, где причина и следствие, сущность и явление то и дело меняются местами и малые величины и события способны порождать непропорционально мощные эффекты.

В связи с этим А.С. Панарин указывает на основные методологические презумпции глобального прогнозирования, опирающиеся, в частности, на понятия синергетики в ее применении к социальной динамике:

- принцип неопределенности будущего, который соответствует новой научной картине мира, связанной с критикой классического детерми-

10

низма и открытием стохастических процессов;

- понятие бифуркации - раздвоения течения тех или иных процессов, достигших определенной критической величины, после которой однозначная зависимость между прошлым и будущим состояниями системы теряется;

- принцип дискретности пространства-времени, означающий, что в точках бифуркации образуются предпосылки качественно новых состояний, дающих качественно иное будущее. Это предполагает, что механические экстраполяции имеющихся тенденций некорректны и не могут служить основанием для долгосрочного прогноза.

Важнейшее методологическое значение имеет также различие между краткосрочным и долгосрочным прогнозированием. В первом случае более применимы процедуры экстраполяции, анализ сложившегося соотношения сил и стартовых условий. При долгосрочном прогнозировании вступают в действие принципиально иные процедуры. Здесь важнейшее значение имеют такие понятия, как временная дискретность, реактивность, альтернативность.

С дискретностью связано понятие открытого будущего. Автор полагает, что мы слишком долго оперировали представлениями о непреложных исторических закономерностях, о восходящей линии развития, о гарантиях прогресса. Собственно только этой уверенностью в гарантированном историческом будущем можно объяснить ту бесшабашную смелость, с какой революционеры и радикал-реформаторы ломают прежний поря-

док. Они мыслят в парадигме прогресса, полагая, что главное - любой ценой расстаться с «проклятым прошлым»; качество будущего кажется им гарантированным самими законами восходящего развития.

Понятие дискретности обозначает тот разрыв между порядком прошлого и порядком будущего, в промежутке между которыми таится хаос. Именно с хаосом связаны как новые риски, так и принципиально новые возможности; в этом смысле он относится к понятию исторического творчества.

Что касается принципа реактивности, то в нем выражается специфическая динамика культуры, которая развивается по законам драмы. Культура будущего представляет собой реакцию на издержки и крайности предыдущего периода - здесь действуют скорее законы контраста, чем экстраполяции и преемственности.

А.С. Панарин уточняет, что обращаясь к понятию альтернативности, важно понять его объективный характер: история действительно может развиваться по разным сценариям, она чувствительна по отношению к нашему выбору и таит неопределенности, которые мы можем использовать себе на пользу или во вред. При этом существенно, что понятие альтернативности включает онтологический и аксиологический аспекты. Последний в социальной сфере особо важен. Как пишет А.С. Панарин, мы можем выявлять и сопоставлять альтернативные сценарии будущего безотносительно к велению нашей нравственной воли, нашим представлениям о должном и достойном.

Казанский педагогический журнал

7'2QQö

Сказанное позволяет заключить, что в методологическом плане при прогнозировании надо придерживаться принципа аксиологической рациональности, который предполагает не только косвенное, но и сознательно-рефлексивное привлечение ценностей, которые разделяет исследователь в роли аналитика социальной реальности и автора прогнозов, в качестве одного из инструментов своего анализа.

Особое методологическое значение приобретает также положение, согласно которому наша прогностическая способность, в конечном счете, измеряется глубиной нашей культурной памяти: те культуры, которые не помнят своего прошлого, имеют столь же мало шансов, как, впрочем, и вкуса серьезно строить свои отношения с будущим.

Литература:

1. Гершунский Б. С. Педагогическая прогностика: Методология, теория, практика.- Киев: Вища школа, 1986.- 197 с.

2. Гершунский Б.С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия: Опыт экспертного исследования российского и американского менталитетов.- М.: Флинта,

1999.- 604 с.- ISBN 5-89349-196-3.

3. Гершунский Б.С. Философия образования XXI века: В поисках практико-ориентированных образовательных концепций / Институт теории образования и педагогики.- М.: Совершенство, 1998.608 C.- ISBN 5-8089-0005-0.

4. Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ.- М.: Педагогика-Пресс,

2000.- 384 c.- ISBN 5-7155-0773-1.

5. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия: Учеб. пособие для вузов / Сост. Л. В. Мардахаев; Моск. гос. строит. ун-т.- М.: Академия, 2003.383 с.- ISBN 5-7695-1398-5.

6. Панарин A.C. Россия в циклах мировой истории.- М.: МГУ.- 1999.- 288 с.-ISBN 5-211-03984-Х.

7. Сабуров Е. Ф. Инвестиционный климат в образовании // Общественные науки и современность, 2007.- № 1.- C. 5-16.

8. Crick D. Being a Learner: a Vitrue for the 21st Century // British Journal of Educational Studies, Vol. 53.- No. 3 (March 2005).- P. 359-374.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.