Научная статья на тему 'Прогностический подход к социальному образованию'

Прогностический подход к социальному образованию Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
776
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГНОСТИКА / СЦЕНАРНЫЙ МЕТОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIAL EDUCATION / FORECASTING / SOCIAL PROGNOSTICS / SCENARIO TECHNIQUE / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гарашкина Наталья Владимировна

В статье раскрыт потенциал прогностического подхода к проектированию социального образования, определены цели и перспективы вузовской подготовки будущего социального работника как вида социального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гарашкина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGNOSTIC APPROACH TO SOCIAL EDUCATION

The article discloses a potential of the prognostic approach to designing of social education, goals and perspectives of higher education preparation of the future social worker as a kind of social education identified.

Текст научной работы на тему «Прогностический подход к социальному образованию»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 36+378

ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОЦИАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

© Наталья Владимировна ГАРАШКИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере, e-mail: nagaraisr@mail.ru

В статье раскрыт потенциал прогностического подхода к проектированию социального образования, определены цели и перспективы вузовской подготовки будущего социального работника как вида социального образования.

Ключевые слова: социальное образование; прогнозирование; социальная прогностика; сценарный метод; компетентность.

Стратегические ориентиры в развитии российского общества изменили требования к образованию, существенно повысили ожидаемый от него вклад в модернизацию общества, определили образовательный сектор в качестве приоритетного.

В Концепции развития современного социального образования в Российской Федерации до 2020 г. оно рассматривается с учетом, с одной стороны, обеспечения процесса модернизации страны, необходимости государственной поддержки развития социальной сферы и, с другой - активизации деятельности высших учебных заведений, ведущих подготовку специалистов для системы социальной защиты населения [1, с. 7].

Социальное образование в Концепции трактуется как императив жизнедеятельности государства, общества и личности [1, с. 10].

Социальное образование в структуре университетского образования направлено на формирование социального капитала, воспроизводства тех необходимых отношений, которые должны складываться между различными партнерами социального пространства: государства и личности, личности, групп, сообществ, тем самым оно является одним из условий формирования социального государства [1, с. 11].

Считаем, что социальное образование -это приобщение человека к социальной культуре на различных этапах его жизни. Данное

«приобщение» осуществляется в различных формах и видах. Можно выделить формальный и неформальный виды социального образования, а также уровни: дошкольный, школьный, вузовский, профессиональный, постпрофессиональный. Если осмыслить и оценить результаты социального образования, то в самом обобщенном виде их можно охарактеризовать как овладение культурой различных видов социальной деятельности, общения и самосознания, т. е. приобретение способности функционировать, развиваться и самореализовываться в современном обществе.

В непрерывном процессе подготовки профессионалов социальной сферы большое значение имеет обучение в высших учебных заведениях. Дальнейшее развитие вузовской подготовки кадров социальной сферы является обязательным условием позитивных социальных изменений в стране, показателем ее социального благополучия, а также ведущим и определяющим фактором системы непрерывного социального образования.

Любые преобразования, в т. ч. и в системе подготовки будущих кадров для социальной сферы, не дают должного результата, если они проводятся без научно обоснованных подходов. Прогностический подход позволяет проектировать социальное образование, учитывая будущие изменения общества,

потребности рынка труда, тенденции в развитии социальной сферы.

Проникновение в сущность социальных процессов, прогнозирование будущих состояний общества и человека составляют основную задачу социального познания и служат теоретической платформой для развития всех сфер человеческой деятельности, в т. ч. социального образования как социальнопедагогического явления.

Педагогические исследования получают возможность опережать наблюдения, опыты и эксперименты, проектировать, моделировать новые системы воспитания, образования и технологии обучения, применяя потенциал научного прогнозирования.

Современный этап развития педагогики характеризуется существенным повышением требований к прогностическому обоснованию всех компонентов учебно-воспитательной деятельности на всех ступенях социального образования.

Необходимость прогнозирования как на-учно-обеспечивающего этапа и средства проектирования социального образования и специфического вида познавательной деятельности ставит методологические проблемы. Особенно продуктивной для развития философско-методологических основ прогнозирования является идея опережающего отражения в познании, которое рассматривается как форма общественного сознания. Условием опережающего отражения является отражение, при котором происходит накопление и анализ информации для последующей экстраполяции. С этих позиций прогноз представляет собой форму опережающего отражения в научном познании, когда сознание идет впереди развивающейся деятельности.

Научное прогнозирование предполагает построение теории развития объекта исследования, в которой должны найти отражение все ее основные функции - описательная, объяснительная и предсказательная. В этом контексте прогнозирование выступает как необходимая ценность теоретического знания. Практическое значение прогнозирования - подготовка заблаговременных, научнообоснованных проектов, выявление желательного направления развития объектов в исследуемой области.

Обосновывая роль прогностики в социальном образовании, важна позиция Т. Ша-

нина, который отмечает, что «цивилизованное общество обязано обеспечить всем своим членам некий минимум благосостояния и стабильности в условиях быстрой индустриализации и урбанизации, защищая его права. Это предполагает развитие системы пенсионного обеспечения, проведения мероприятий по борьбе с безработицей и мало-обеспеченностью, общедоступность здравоохранения и образования.

В силу этого выдвигает социальное образование на ведущую роль в системе образования, т. к. именно оно призвано и способно распространять научно-обоснованные представления о социальных тенденциях общества и формировать социально-активную творческую личность» [2, с. 19].

«Прогноз не предусматривает решения проблем будущего. Его задача иная: содействовать научному обоснованию планов и программ развития» (И.В. Бестужев-Лада) [3, с. 5]. Особое значение приобретает прогностический подход в проектировании содержания образовательных программ, образовательных технологий и в целом системы профессионального социального образования, готовящего кадры социальной сферы как проводников социальной политики государства, гармонизирующих отношения в системе «человек-общество».

Перспективы трансформации общества, сценарии развития человека и мира предопределяют и развитие самого социального образования, поэтому современная прогностика имеет особую ценность для проектирования компонентов социального образования и сводится к следующим положениям.

1. Будущее невозможно знать как прошлое, зато можно изменить действиями на основании определенных решений, с учетом возможных последствий таких решений.

2. Исследование будущего необходимо ориентировать на эффективные решения проблем.

3. Прогностические исследования включают изучение документов, опросы, экспертную оценку и др.; результаты их представляются в виде трендовых моделей -экстраполяция в будущее наблюдаемых тенденций, а также в виде аналитических моделей (сценариев, матриц и др.) [3, с. 24-25].

Прогнозирование социального образования, как компонента социально-полити-

ческого управления, должно учитывать социологический, экологический, демографический, культурологический, политологический и другие прогнозы. Одно из прогностических направлений исследования общества -«альтернативистика», занимающаяся поиском путей перехода к цивилизации, альтернативно существующей и способной успешно справиться с глобальными проблемами современности, предлагает пять принципов их решения: «низкой» энергетики; демографического оптимума нормального воспроизводства поколений; экологического баланса; устойчивого развития и международной безопасности; гуманизации образования и культуры. Последний принцип предполагает дифференцированный подход, гуманную систему оценивания, уменьшение учебной нагрузки и перекладывание части ее на занятия по интересам [3, с. 42-43].

В контексте перспектив социального образования важна позиция Жана Фурастье, утверждающего, что «человечество, жившее прежде инстинктами, должно будет жить сознанием, а положение человека все более зависит от коллективных решений и индивидуальных действий [4, с. 153].

Известный американский футуролог Д. Белл считает, что общество стало ориентироваться на будущее во всех измерениях: правительство должно предвидеть грядущие проблемы; предприятие должно планировать свои будущие потребности; индивид должен думать о долгосрочной карьере [3, с. 86].

Прогностика социальной сферы определяет профессию «социальный работник» как профессию будущего. Так, в книге «50 самых быстрорастущих специальностей в США» среди перспективных названа деятельность в социальной сфере, к перспективным специальностям относятся: консультант службы социальной защиты (15 место), работник гуманитарных служб (20 место), сотрудник службы занятости, интервьюер (26 место), социальный работник (35 место) [5].

Расчеты отечественных исследователей показывают, что к 2020 г. сократится количество людей, занятых в сфере материального производства, возрастет роль квалифицированного труда в сфере услуг и быта, следовательно, статус специалиста социальной сферы с учетом перспектив будущего становится невероятно масштабным [5, с. 119].

Понятие «социальный работник» вошло в обиход в конце XIX - начале XX в. Однако как самостоятельная профессия и академическая дисциплина социальная работа утвердила себя лишь после Второй мировой войны. Основным перспективным направлением в развитии профессии «социальная работа» является идея защиты прав человека, являющаяся двигателем и обоснованием политических реформ в наиболее реформаторский современный период человеческой истории. Ядро данной философии составляет набор утверждений о том, что каждый человек обладает абсолютным и очевидным правом на определенные блага. Т. Шанин считает, что «философия прав человека - это комплекс представлений о реальном и об идеальном устройствах общества, и о месте индивида в социуме» [2, с. 19]. Он выделяет два сценария реформ с позиции философии прав человека: мирный и революционный, - проектируемые реформаторами, стремившимися преобразовать общество в соответствии со своими моделями его улучшения.

Одна из самых сложных задач, стоящих сегодня перед человечеством, - создание общеприемлемого, конвергентного образа будущего общества. Для этого потребуется четкое представление о цели, которая должна устраивать всех заинтересованных в ней участников, будь то организация, общество или государство. Социолог Д. Янкелович обращает внимание на необходимость управления процессом, определяющим переход от общественного мнения к общественному согласию. Важнейшим средством этого является диалог, направленный на достижение общественного согласия, включающий тему для обсуждения сценариев развития общества [3, с. 277].

Еще в 1999 г. Роберт Костанца представил алгоритм проектирования сценариев развития общества, который состоит из этапов:

- формирование и выражение ценностей с целью поиска разумной политики для управления человеческой деятельностью;

- социальный дискурс и консенсус строятся вокруг широких целей;

- аналитические и институциональные методы для достижения выбранной цели;

- обсуждение и оценка путей достижения цели [3, с. 285].

После обсуждения и оценки этих сценариев можно выбрать, как считает Р. Констанца, два сценария, соответствующие мировоззренческим концепциям: оптимистический и скептицистский.

В известной работе О. Тоффлера «Футу-рошок» рассматривается проблема технологического и психологического состояния общества в связи с «человеческой стороной завтрашнего дня». Социальные последствия НТР разрушают привычные представления о социальном времени и пространстве, о ценностях; рушится семья, разлагается мораль, растет преступность, наркомания, идет деморализация общества; искусство и наука переживают критическое состояние; меняется стиль жизни и организация труда, быта. Это вызывает шок от столкновения с будущим. «Следовательно, необходимо обучение переменам, важна подготовка людей к будущему». О. Тоффлер дает рекомендации, как подготовиться к встрече с будущим, прежде всего, использовать будущее в качестве интеллектуального средства, показывающего возможности, повышающего степень осознания будущего, позволяющего задуматься о будущем [4, с. 42-43].

Представленные выше подходы позволяют выявить различные позиции в отношении социальной прогностики как элемента социального знания, обеспечивающего теоретическую базу социального образования.

В конце XX в. человечество вступило в качественно новый период своего развития, когда, как утверждает основатель Римского клуба А. Печчеи, при решении любых проблем человеку всегда придется считаться с «внешними пределами» планеты, «внутренними пределами» самого человека [6, с. 37].

Мир стоит на пороге грандиозных социальных перемен, глубинное и поразительное по своим следствиям развертывание потенциала технологий оказывает воздействие на все стороны социальной жизни, - так считает

О. Тоффлер, создатель теории третьей волны. Он показывает, что человечество приходит к новой технологической трансформации: третья волна - это исторический сдвиг, связанный с технологическими изменениями, которые вызревают медленно, эволюционно [3, с. 11].

Прогностика находится в поиске моделей развития общества в контексте постоян-

но меняющихся внешних и внутренних обстоятельств, возникающих новых личностных и социальных потребностей. «Правильный выбор пути позволит концентрировать ресурсы человеческой цивилизации. Методологи социального управления считают, что России необходима современная социальная доктрина, которая определит стратегию, государственную идеологию, консолидирует общество на пути решения созидательных проблем» [6, с. 49]. Прогностика должна обеспечивать необходимой информацией для подготовки управленческих решений, а «прогнозирование имеет задачей не только констатировать возможное будущее, но и помогать плановой деятельности, содействовать ее оптимизации» [6, с. 84].

Прогнозирование социального образования многоаспектно и предполагает исследование назревших проблем путем экстраполяции в будущее наблюдаемых тенденций, закономерностей развития, которые в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны, а также определение путей решения этих проблем через оптимизацию таких тенденций.

Прогнозные выводы, подкрепленные конкретными данными, чрезвычайно важны для обоснования перспектив подготовки будущих профессионалов социальной сферы. Институализация социальной работы как подсистемы социальной сферы в самостоятельную, профессиональную область была обусловлена ростом социальных проблем и усложнением социальных связей и отношений. В настоящее время для социальной сферы чрезвычайно актуальной является проблема профессионализации кадров социальных учреждений, выполняющих функцию регулирования социальных отношений в обществе. Развитие системы социальной защиты в соответствии с требованиями построения социального государства, направленного на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: гуманизация как ключевой принцип общественного развития требует преобразования социальной сферы в интересах человека, соответственно усиливается значение подготовки компетентных специалистов социальной работы, способных качественно осуществить гуманистически-ориентированную

деятельность. Все это показывает перспективность социального образования и его про-

гностики. Прогнозирование профессионального социального образования в вузе как части социальной работы позволяет предположить, что накопленные знания о практике социальной работы позволят перейти на новый уровень их взаимодействия, когда результаты качественной подготовки специалистов будут определять организацию и технологии практики социальной работы, и практика будет формировать «заказ» на конкретные научные исследования.

Необходимо учитывать, что прогнозировать можно только область возможных состояний, границы которой определяются величиной неразрешаемой объективными методами неопределенности. В.Н. Цыгичко выделяет наиболее общие источники неопределенности, характерные для всех областей знаний: невозможность учета всех взаимодействий, определяющих эволюцию изучаемого объекта; неизбежное упрощение действительности; неполнота и неточность наших знаний о законах природы и общества; неоднозначность причинно-следственных отношений; трудность прогнозирования скачкообразного перехода количества в новое качество (тенденции развития явления до скачка уже не могут служить основанием для прогноза будущего направления эволюции явления после скачка) [7, с. 160-161].

Достоверность прогноза зависит от уровня знаний рассматриваемой тенденции и о закономерностях изменений самой тенденции. В качестве инструмента оценки возможных изменений В.Н. Цыгичко предлагает метод построения возможных вариантов развития прогнозируемой области - сценарный метод, с учетом принципа последовательного разрешения неопределенности [7, с. 162].

В содержательном плане сценарный метод представляет собой практическую реализацию принципа последовательного разрешения неопределенности, который является одной из возможных реализаций ситуационного подхода к принятию управленческого решения в социальной системе, в т. ч. и для системы социального образования.

Действие данного принципа связано с информационным единством многоуровневого методологического описания системы социального образования. Этот принцип утверждает, что процесс проектирования представляет собой движение от обобщенного

представления о целях, характере деятельности, условиях функционирования и развития проектируемой образовательной системы, показателях конструктивного ее развития, условий и критериев успешности всех подсистем и элементов данной системы. В процессе этого движения на каждом уровне из множества альтернативных вариантов для дальнейшего рассмотрения отбираются только те, которые заслуживают внимания с точки зрения целей системы. Правильность выбора альтернатив на каждом уровне обобщения проверяется путем их анализа на нижестоящем, более детальном уровне представления системы. По результатам этого анализа исходные альтернативы уточняются.

Сценарный подход в прогнозировании профессионального социального образования в вузе базируется на системной методологической концепции, и представляет собой определенным образом организованные междисциплинарные исследования, направленные на построение сценариев возможного развития системы.

С учетом этого важными представляются исследования в области прогнозирования, проведенные группой отечественных ученых (С.П. Капица, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинец-кий), в которых рассмотрены стандартные политологические сценарии развития России, выделена роль высшей школы. Пессимистический сценарий предполагает резкое сокращение численности населения, социальные и техногенные катастрофы. При этом жестком варианте развития событий высшая школа не играет существенной роли. Другой сценарий -развитие России по модели третьего мира, где страна - источник сырья и трудовых ресурсов, резервуар для экологически вредных производств. Высшее образование в этом случае не нужно. Третий сценарий - вхождение России во «второй мир», в число быстро развивающихся стран, ориентированных на массовое наукоемкое производство. В этом случае необходимо развитие высшей школы и ее переход к другому режиму, к более интенсивному использованию интеллектуальных ресурсов и «человеческого капитала». Четвертый сценарий ориентирован на «технологический прорыв» и оригинальные особенности России как возможность обеспечить примат духовных ценностей над материальными, коллективных ценностей над

индивидуальными. При этом роль высшей школы и всей системы образования в жизни общества многократно возрастет [8, с. 132133].

Данный сценарный анализ показывает, что подготовка специалистов, приспособленных к условиям рыночной экономики и ориентированных на ценности открытого демократического общества, не может всерьез рассматриваться как цель высшего образования, как не соответствующая конструктивным третьему и четвертому сценариям развития России. Конструктивные сценарии развития страны предполагают аксиологическое (ценностно-ориентированное) целепола-гание вузовской подготовки, ее ориентированность на личность, компетентность и духовно-нравственные качества будущего специалиста, что имеет особое значение для подготовки специалистов социальной работы.

Сценарный метод к решению проблем социальных систем средствами математического моделирования разрабатывается в рамках синергетики. Илья Пригожин и Грегуар Николис показали, что «приспособляемость и пластичность поведения - два основных свойства нелинейных динамических систем, способных совершать переходы вдали от равновесия, относятся к числу наиболее заметных особенностей человеческих сообществ. Поэтому естественно ожидать, что наиболее адекватными для социальных систем будут динамические модели, учитывающие эволюцию и изменчивость» [9, с. 86].

Перспективным является стратегическое динамическое проектирование, а основным источником обновления и поиска самобытных путей развития являются адаптивные возможности самой образовательной системы (ресурсы, компетентность).

Б.С. Гешунский отмечает, что понятие «педагогическое прогнозирование» еще не получило однозначного определения, между тем оно имеет существенное методологическое значение поскольку от его содержательной трактовки зависит подход к принятию оптимальных педагогических решений. Итак, это «специально организованный комплекс научных исследований, направленных на получение достоверной опережающей информации о развитии соответствующих педагогических объектов с целью оптимизации содержания, методов, средств и организацион-

ных форм учебно-воспитательной деятельности» [10, с. 198].

Сложность проблемы прогнозирования содержания профессиональной подготовки связана с многочисленностью и своеобразием факторов, влияющих на критерии его отбора и классификации. Само содержание образования является производным от требований, предъявляемых обществом, соответствующей отраслью, к специалистам данного профиля и должно учитывать личностноориентированный характер процесса поэтапного и восходящего комплексного развития человека как личности, гражданина и профессионала. Эти требования - совокупность актуальных общих социально-культурных и профессиональных навыков, умений, знаний, нравственных, социальных и иных свойств и способностей личности, т. е. компетентность.

Очевидно, что на разных этапах общественного развития изменяются структура и содержание требований общества к личности профессионала, изменяются и содержательные границы категории компетентности как результата качественного образования.

Для прогностического проектирования содержания и технологий социального образования существенным является определение ключевых компетенций, которые должны приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего образования.

Именно эти компетенции позволят обеспечить успешную адаптацию будущего выпускника вуза в современном мире, его личностную и профессиональную самореализацию. Высшее профессиональное социальное образование с учетом прогностических исследований должно быть направлено на формирование компетентности.

С учетом прогностического подхода цели проектирования содержания подготовки бакалавров социальной работы как профессионалов в гуманистической деятельности, задаются в вузовском стандарте через требования к компетентности будущего профессионала как интегративному показателю развития личности, готовой к изменениям в будущем и способной профессионально решать задачи в изменяющихся условиях. Соответственно, основные требования к компетент-ностно-ориентированному проектированию дидактической системы вузовской подготов-

ки социальных работников определяются через следующие структурные признаки:

1) содержание подготовки, ориентированное на основные уровни проблем технологической, социальной и личностной сфер решения профессиональных задач (глобальные, государственные, региональные, на уровне службы, клиента) и основные типы целей общества и человека (выживания, функционирования и развития);

2) комплекс технологий, позволяющих освоить решение проблем на всех уровнях и во всех сферах с учетом типа цели;

3) критерии и показатели сформирован-ности компетенций в решении проблем [11, с. 123].

Итак, прогностический подход к социальному образованию позволяет определить перспективность вузовской подготовки будущих социальных работников с учетом сценария развития общества, социальной сферы, выделить прогностическую цель - формирование компетентности будущего профессионала в личностной, социальной, технологической сферах, а также проектировать содержательную, методическую и критериально-оценочную компоненты социального образования.

1. Концепция развития современного социального образования в Российской Федерации до 2020 года. М., 2003.

2. Шанин Т. Социальная работа как культурный феномен // Вопросы философии. 1997. № 11.

3. Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики. 1952-1999 / под ред. И.В. Бестужева-Лады. М., 2000.

4. Тоффлер О. Футурошок. СПб., 1997.

5. Жуков В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. М., 2000.

6. Иванов В.Н., Иванов А.В., Доронин А.О. Управленческая парадигма XXI века. М., 2002.

7. Цыгичко В.Н. Руководителю - о принятии решений. М., 1996.

8. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 2001.

9. Синергетика и психология. Тексты. Вып. 1. Методологические вопросы. М., 1997.

10. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика: теория, методология, практика. М., 2001.

11. Гарашкина Н.В. Проектирование учебных

программ в системе вузовской подготовки будущих социальных работников: компе-

тентностный подход // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 1 (93).

Поступила в редакцию 31.10.2011 г.

UDC 36+378

PROGNOSTIC APPROACH TO SOCIAL EDUCATION

Nataliya Vladimirovna GARASHKINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor, Head of Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, email: nagaraisr@mail.ru

The article discloses a potential of the prognostic approach to designing of social education, goals and perspectives of higher education preparation of the future social worker as a kind of social education identified.

Key words: social education; forecasting; social prognostics; scenario technique; competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.