Научная статья на тему 'Проблема выявления и предупреждения преступлений, совершенных по мотиву религиозной ненависти и вражды'

Проблема выявления и предупреждения преступлений, совершенных по мотиву религиозной ненависти и вражды Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
428
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ РЕЛИГИОЗНОЙ НЕНАВИСТИ ИЛИ ВРАЖДЫ / РЕЛИГИОЗНАЯ НЕНАВИСТЬ / РЕЛИГИОЗНАЯ ВРАЖДА / ПРЕСТУПЛЕНИЯ СОВЕРШЕННЫЕ ПО МОТИВУ РЕЛИГИОЗНОЙ НЕНАВИСТИ ИЛИ ВРАЖДЫ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кияткина Ирина Александровна

Преступления, совершенные по мотиву религиозной ненависти или вражды представляют собой сложно доказуемую систему. На практике данный мотив преступления заменяют мотивом национальной ненависти или вражды. Выявление и предупреждение преступлений, совершенных по мотиву религиозной ненависти или вражды носит чаще всего профилактический характер. Поэтому нужно более тщательно исследовать мотив лица совершившего преступления. Необходимо более тщательно контролировать тоталитарные религиозные организации, так как зачастую члены именно этих организаций совершают преступления. В своей работе автор предлагает способы контроля государством религиозных организаций. Так же необходимо обучать сотрудников правоохранительных органов работать с членами тоталитарных деструктивных религиозных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кияткина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF DETECTION AND PREVENTION OF CRIMES MOTIVATED BY RELIGIOUS HATRED AND ENMITY

Crimes motivated by religious hatred or hostility represent highly provable system. In practice, this motive is replaced by a motive of national hatred or enmity. Detection and prevention of crimes motivated by religious hatred or hostility is often of a preventive nature. Therefore, we must more carefully examine the motive of the perpetrators. You need finer control over the religious totalitarian organization, as is often the members of these organizations commit crimes. In his work, the author suggests ways of state control of religious organizations. It is also necessary to train law enforcement officers to work with members of a totalitarian destructive religious organizations.

Текст научной работы на тему «Проблема выявления и предупреждения преступлений, совершенных по мотиву религиозной ненависти и вражды»

7.13. ПРОБЛЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ПО МОТИВУ РЕЛИГИОЗНОЙ НЕНАВИСТИ И ВРАЖДЫ

Кияткина Ирина Александровна, аспирант. Место учебы: Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова. Подразделение: кафедра уголовного права и криминологии. E-mail: ira.kiyatkina@yandex.ru

Аннотация: Преступления, совершенные по мотиву религиозной ненависти или вражды представляют собой сложно доказуемую систему. На практике данный мотив преступления заменяют мотивом национальной ненависти или вражды. Выявление и предупреждение преступлений, совершенных по мотиву религиозной ненависти или вражды носит чаще всего профилактический характер. Поэтому нужно более тщательно исследовать мотив лица совершившего преступления. Необходимо более тщательно контролировать тоталитарные религиозные организации, так как зачастую члены именно этих организаций совершают преступления. В своей работе автор предлагает способы контроля государством религиозных организаций. Так же необходимо обучать сотрудников правоохранительных органов работать с членами тоталитарных деструктивных религиозных организаций.

Ключевые слова: мотив религиозной ненависти или вражды; религиозная ненависть; религиозная вражда; преступления, совершенные по мотиву религиозной ненависти или вражды; предупреждение преступлений; выявление преступлений.

THE PROBLEM OF DETECTION AND PREVENTION OF CRIMES MOTIVATED BY RELIGIOUS HATRED AND ENMITY

Kiyatkina Irina Alexandrovna, postgraduate student. Place of study: Moscow state university named after M.V.Lomonosov. Department: Criminal law and criminology chair. E-mail: ira.kiyatkina@yandex.ru

Annotation: Crimes motivated by religious hatred or hostility represent highly provable system. In practice, this motive is replaced by a motive of national hatred or enmity. Detection and prevention of crimes motivated by religious hatred or hostility is often of a preventive nature. Therefore, we must more carefully examine the motive of the perpetrators. You need finer control over the religious totalitarian organization, as is often the members of these organizations commit crimes. In his work, the author suggests ways of state control of religious organizations. It is also necessary to train law enforcement officers to work with members of a totalitarian destructive religious organizations.

Keywords: motivated by religious hatred or enmity; religious hatred; religious strife; crimes motivated by religious hatred or enmity; crime prevention; detection of the crime.

Преступления, совершенные по мотиву религиозной ненависти или вражды представляют собой довольно сложно доказуемую систему преступных посягательств.

Выявления преступлений представляет собой вид правоохранительной деятельности в форме обнару-

жения действия или бездействия, которые содержат в себе признаки, характеризующие его как преступление.

Последние годы отмечены небывалым ростом преступлений, совершенных по мотивам ненависти в России. Так, различные источники средств массовой информации ежедневно сообщают о случаях убийств, вандализма, хулиганства по мотиву религиозной ненависти или вражды.

Однако на практике существует проблема отличия мотива религиозной от национальной ненависти или вражды. Например: нападение в синагогах, в мечетях; осквернение еврейских и мусульманских кладбищ и прочие преступные деяния, в которых сложно установить мотив религиозной или национальной ненависти или вражды, так как могут отличаться и национальность, и вероисповедание потерпевшего и преступника.

Так же встречается проблема на практике, что в большинстве случаев действия виновных квалифицируются как хулиганство.

Для правильной квалификации преступлений, совершенных по мотиву религиозной ненависти или вражды, необходимо учитывать личность преступника, условия, при которых совершено преступление, место преступления. При изучении личности преступника необходимо составить его психологический портрет. Так же необходимо получить сведения о роде его деятельности, круге общения, принадлежности к той или иной религиозной организации. Именно таки сведения о преступнике позволят узнать истинный мотив совершения преступления.

Так же необходимо изучать способы совершения преступления. Касательно преступлений против жизни и здоровья, способы преступления могут быть весьма разнообразны: истязание, побои, причинение телесных повреждений различной степени тяжести, убийство.

Выявление и предупреждение преступлений, совершенных по мотиву религиозной ненависти или вражды носит чаще всего профилактический характер.

К таким мерам можно отнести: проведение лекционных занятий для школьников и студентов сотрудниками МВД; мониторинг различных интернет ресурсов (социальные сети, тематические форумы); обход жилищного массива; осуществление иных мер.

В правовой литературе под предупреждением преступности принято понимать «целенаправленное воздействие государства, общества, физических и юридических лиц на процессы детерминации и причинности преступности в целях недопущения вовлечения в преступность новых лиц, совершения новых криминальных деяний, расширения криминализации общественных отношений».[1]

Предупреждение преступлений, совершенных по мотиву религиозной ненависти или вражды можно поделить на два уровня: общий уровень; индивидуальный уровень.

Общий уровень характерен для всей преступности в целом, который осуществляется государством и обществом. Общее предупреждение должно основываться на тщательном изучении причин и условий преступлений, совершаемых по мотиву религиозной ненависти или вражды.

Основные задачи предупреждения преступлений, совершенных по мотиву религиозной ненависти или вражды, которые присущи общему уровню:

ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Кияткина И.А.

Во-первых, необходимо постоянное воспитание толерантности ко всем «иным» религиям и религиозным организациям. Важная роль в этом отведена главе государства, именно он является пример для населения страны. Он обязан каждым выступлением, каждой законодательной инициативой, каждым поступком демонстрировать толерантность к окружающим людям вне зависимости от их вероисповедания.

Во-вторых, предупреждение данных преступлений должно базироваться на информационно- аналитической деятельности и криминологическом прогнозе. Для этого необходимо максимально выявлять мотив религиозной ненависти или вражды и вести криминологический учет совершаемых преступлений.

В-третьих, усовершенствование законодательства. Именно действующее законодательство является основным источником регулирования преступлений, совершенных по мотиву религиозной ненависти или вражды. Среди источников главную роль занимает Конституция РФ, которая гарантирует и охраняет право исповедовать любую религию, либо не исповедовать никакой. Также не допускает пропаганду о превосходстве одной религии над другой. ФЗ «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях разжигания религиозной нетерпимости или розни. Однако имеющиеся законодательство не всегда используется в полной мере, так как существует проблема в эффективности правоприменительной деятельности.

В.А. Щегорцов в своей работе «Осторожно - экстремизм!» отмечает: « В России не наработана пока в достаточной степени правоприменительная практика борьбы с экстремизмом, который может быть присущ представителям любой религии. Имеет место кампанейщина, печально известная с советских времен, когда после того или иного трагического случая (вроде нападения на синагогу или убийства иностранного студента) начинается кратковременная пропагандистская шумиха и поспешно принимаются до конца не продуманные решения, реализация которых только загоняет болезнь вглубь. Ощущаются нехватка высококвалифицированных специалистов по истории религий и культур народов, их невостребованность в правоохранительных органах. Отсюда достаточно поверхностный подход к проблеме религиозного ренессанса, особенно в регионах традиционного доминирования ислама». [2]

Одним из важнейших и наиболее эффективным способов предупреждения преступления, совершенных по мотиву религиозной ненависти или вражды должно являться разработка общегосударственной комплексной программы. Которая должна включать не только правоохранительный, но и политический, экономический, идеологический, информационный и другие аспекты, в интересах устранения социальных условий, способствующих радикализации религиозных настроений и национальных чувств в нашем обществе.

Необходимо не просто декларировать свободу совести и вероисповедания, но и обеспечить возможность реализации этой свободы не только отдельными, радикально настроенными религиозными личностями, но и теми, кто исповедует иные религии или не исповедует религию вовсе.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» «решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области го-

сударственной регистрации общественных объединений, или его территориальным органом по субъекту Российской Федерации». [3] Таким образом, контрольная функция за деятельностью религиозных организаций возлагается на центральный аппарат и территориальные органы Министерства юстиции РФ.

Предметом контроля при регистрации являются - соблюдение устава религиозной организации относительно целей ее деятельности и соблюдение устава религиозной организации относительно порядка ее деятельности.

Однако имеющаяся сегодня система регистрации общественных организаций не всегда отвечает требованиям профилактики преступлений, совершаемых по мотивам религиозной ненависти или вражды. Изучение каждой религиозной организации не должно ограничиваться проверкой на соответствие действующим нормативным актам об общественных объединениях. Необходимо ее исследование с привлечением специалистов в области криминальной психологии и психиатрии, а так же криминологии.

Необходима поэтапная и индивидуальная работа по изучению конкретной деятельности каждой религиозной организации, и эта проверка не может и не должна носить формальный характер.

Запрещение деятельности отдельных религиозных организаций не может быть рассмотрена как единственно возможное средство, так как ведет к переходу ряда религиозных течений на «нелегальное положение», но не прекращает их деятельности. Во исполнение указанных запретов необходимо вести специально- криминологический учет лиц, придерживающихся указанных религиозных взглядов, организовать психологическую реабилитацию лиц, подвергшихся воздействию указанных культов.

Таким образом, государство должно осуществлять следующие функции для предотвращения преступлений, совершенных по мотиву религиозной ненависти или вражды:

а) осуществлять контроль за деятельностью религиозных организаций;

б) осуществлять внеплановые проверки для установления реальной деятельности религиозных организаций;

в) блокировать деятельность тоталитарных и деструктивных религиозных организаций на этапе их становления.

Для эффективности предупреждения преступлений важную роль играет выявление мотивации преступного поведения и его психологических механизмов, изучение которых не возможно без специальных знаний психологии.

Определение мотива преступления — необходимый элемент доказывания по каждому уголовному делу, однако установление истинных мотивов преступления зачастую требует навыков психоанализа. Соответственно, с целью профилактики преступлений, совершаемых по мотиву религиозной ненависти или вражды, необходимо провести обучение сотрудников правоохранительных органов основам психологии, что значительно повысило бы их профессиональный уровень. В выявлении, познании и профилактике противоправной деятельности религиозных формирований правоохранительным органам не обойтись без специалистов, имеющих знания и опыт в вопросах обнаружения деструктивных направлений соответствующей религии по специфическим признакам, в том чис-

ле характеризующим и общественно опасный характер деятельности приверженцев таких направлений.

Приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» в пункте 4.4 указывает на то, что структурные подразделения центрального аппарата МВД могут совместно с религиозными конфессиями участвовать в разработке нормативно правовых актов и программно-целевых мероприятий, направленных на предупреждение преступности.[4]

Одной из форм мероприятий - проведение конференций и семинаров с участием представителей органов внутренних дел, представителей религиозных организаций, психологов и медиков.

Для достижения результатов по предупреждению преступлений, совершенных по мотиву религиозной ненависти или вражды правоохранительные органы должны:

а) иметь должностных лиц, которые будут заниматься сбором информации о деятельности предполагаемых тоталитарных и деструктивных религиозных организаций;

б) иметь должностных лиц, которые будут иметь достаточное количество знаний по юридической психологии для общения с членами тоталитарных и деструктивных религиозных организаций;

в) специализированные подразделения, чья деятельность направлена на борьбу с религиозными преступлениями.

Не маловажную роль играет и индивидуальная профилактика. Данная профилактика направлена на конкретных лиц для предупреждения с их стороны совершения государственных преступлений. Для оснований применения индивидуальной профилактики должны быть установлены достоверные данные о том, что поведение человека может привести к совершению преступления по мотиву религиозной ненависти или вражды.

К методам индивидуальной профилактики можно отнести: личные беседы; воздействие через родственников и близких; использование средств массовой информации; вынесение официального предостережения.

Для активизации индивидуальной профилактики необходимо принятие общероссийского закона «О профилактике преступлений», а подзаконные акты (приказы, инструкции) должны регламентировать технологию этой работы, но не ее принципиальные основы.

Специальным субъектом индивидуальной профилактики должны являться дети, воспитывающиеся в религиозных семьях. Ребенок часто не в состоянии самостоятельно защитить свои права и интересы, поэтому необходим контроль над воспитанием детей в семьях, где родители являются членами религиозных объединений тоталитарного и деструктивного типа. Государство обязано обеспечить принцип свободы совести и вероисповедания независимо от возраста лица. [5]

Список литературы:

1. Криминология: Учебник для вузов/ Под общ. ред. А.И.Долговой. - М.: Издательство НОРМА (Издатель-сткая группа НОРМА-ИНФРА-М), 2002.- С.с.431-432.

2. Щегорцов В.А, «Осторожно-экстремизм!»

3. URL: http://old.redstar.ru/2006/02/02_02/3_05.html

4. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09. 1997 № 125-ФЗ

5. Приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»

6. Шнайдер Л.Г Преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести в уголовном праве Российской Федерации: афтореф.дисс....канд.юр.наук., М., 2006.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; итоговая оценка оригинальности - 73%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.