УДК 343.2/7
Кияткина Ирина Александровна
аспирант кафедры уголовного права и криминологи Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова [email protected]
Религиозная ненависть или вражда как мотив совершения преступления
Irina A. Kiyatkina
graduate student at the Department of criminal law and criminologists, Lomonosov Moscow State University [email protected]
Religious hatred or enmity
AS A MOTIVE FOR THE CRIME COMMITMENT
Аннотация. Религия является неотъемлемой частью любого государства. Российская Федерация является многоконфессиональной страной с правом на свободу вероисповедания, и зачастую это является поводом для конфликта и совершения преступления. Несмотря на значимость этого, в правовой литературе до конца не изучен данный вопрос, существует множество пробелов. В своей работе автор рассматривает религиозную ненависть или вражду как мотив совершения преступления в двух аспектах: отягчающее обстоятельство и квалифицирующий признак преступления. Автор дает разграничение между составными частями мотивов «религиозная ненависть» и «религиозная вражда».
Ключевые слова: мотив преступления, религиозная ненависть, религиозная вражда, преступление, отягчающие обстоятельства.
Annotation. Religion is an integral part of any state. The Russian Federation is a multireligious country with the right to freedom of religion and often it is the reason for the conflict and the commitment of a crime. Despite the importance of this topic in the legal literature this issue is not studied and there are many gaps. In his work the author examines religious hatred or enmity as a motive for the crime in two aspects: aggravating circumstance and qualifying sign of a crime. The author makes a distinction between the constituent parts of the motive of «religious hatred» and «religious enmity».
Keywords: motive of crime, religious hatred, religious enmity, crime, aggravating circumstances.
Статья 28 Конституции РФ гарантирует всем гражданам свободу вероисповедания, которая включает в себя право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой. Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» подтверждает «равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений». Таким образом, государство гарантирует защиту наших религиозных убеждений, если они не идут вразрез с законодательством. В настоящее время регистрацией всех религиозных организаций занимается Министерство юстиции РФ, оно так же регулярно опубликовывает список запрещенных организаций и организаций, деятельность которых приостановлена. По данным СМИ, в Российской федерации действует более 1000 религиозных объединений, принадлежащих более чем 40 конфессиям. Это указывает на то, что в Российской Федерации нет единой религии, которой придерживалось бы всё население страны. Именно поэтому отношение к религии носит спорный характер и зачастую становится мотивом совершения преступления, ведь каждый член религиозной организации считает, что именно его религия самая правильная
и истинная.
Несмотря на значимость религии в жизни людей, в российском праве мотив религиозной ненависти или вражды до конца не изучен. Существует не так много научных работ на данную тему.
Уголовный Кодекс РФ выделяет религиозную ненависть и вражду, как один из видов мотива совершения преступления. Данный мотив рассматривается в современном уголовном законодательстве с различных позиций: как обстоятельство, отягчающее наказание (п. «е» ч.1 ст. 63 УК РФ), как квалифицирующий признак преступлений против личности.
Квалифицирующий признак мотива религиозной ненависти или вражды содержится в статьях Особенной части УК РФ: убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115), побои (ст. 116), истязание (ст. 117), угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119), вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150), хулиганство (ст. 213), вандализм (ст. 214),
328
надругательство над телами умерших и местами их захоронения (ст. 244). В данном случае мотив имеет значение для квалификации деяния.
Мотив, как отягчающее обстоятельство, предусмотренный п. «е» ч.1 ст.63 УК РФ имеет значение для усиления уголовной ответственности, оказывает влияние на размер и вид наказания.
Различное использование данного мотива требует его единого понимания и толкования.
В уголовной литературе нет единого понимания мотива совершения преступления. Понятие мотив совершения преступления носит дискуссионный характер. В самом тексте УК РФ не встречается определение мотива совершения преступления. Если обратиться к словарю «Толковый словарь живого великорусского языка», составленный В.И. Далем, то в нем мотив трактуется как побудительная причина [2]. Традиционно в правовой литературе под мотивом совершения преступления подразумевается внутреннее побуждение, вызывающее решимость совершить преступление. Мотив является психологической основой того преступления, которое лицо намерено совершить. Мотив является движущей силой, которая ведет субъекта к достижению цели.
В научной литературе мотив совершения преступления чаще носит осознанный характер лица, совершившее преступление. Помимо такой позиции, существует также социально-психологическая концепция мотива совершения преступления, по которой мотив может быть как осознанным, так и подсознательным (неосознанным). Некоторые криминалисты относят к мотиву неосознанные влечения и стремления, тем самым образовывая подсознательный мотив совершения преступления. Выражая свою позицию по данному вопросу, я не могу не согласиться с А.В. Наумовым, который писал: «Мотив преступления - осознанное побуждение (потребность, чувство) к достижению определенной цели посредством совершения преступления» [4]. Любому мотиву присущи интеллектуальные (осознание побуждения) и волевые компоненты (совершение действий).
В умышленных преступлениях мотив носит преступный характер. Так, в преступлениях по неосторожности мотив является нейтральным. Мотив религиозной ненависти или вражды всегда указывает на то, что преступление является умышленным.
Мотив преступления является важным элементом для определения ответственности за совершенное преступление. Зачастую без определения мотива нельзя правильно решить вопрос о квалификации преступления, а также мотив часто является отягчающим обстоятельством. При совершении преступления по мотиву религиозной ненависти и вражды предполагается не только стремление виновного показать неприязнь к лицу, имеющему иное вероисповедание, а также к неверующим или атеистам. Таким образом, жертвой преступления по данному мотиву является то лицо, которое не разделяет религиозные взгляды лица, совершившего преступление.
Л.Г. Шнайдер в своей работе пишет, что мотив религиозной ненависти или вражды следует понимать как обусловленные определенными потребностями внутренние побуждения, выражающие стремление виновного показать свое превосходство и неполноценность потерпевшего по причине исповедования им определенной религии и вследствие этого выразить свое ненавистное к нему отношение, унизить его достоинство [7].
Мотив религиозной ненависти или вражды, как правило, носит демонстративный характер. Лицо, совершившее преступление, пытается показать, что его взгляды на отношение к религии является правильными и истинными, а взгляды пострадавшего ошибочными. Мотив преступления всегда асоциален, так как лицо, совершающее преступление по мотиву, всегда хочет наступления последствий.
Несмотря на опасность данного мотива, на практике не всегда удается доказать, что преступление было совершенно по мотиву религиозной ненависти и вражды, либо же данный мотив изначально не так заметен в совершенном преступлении.
Далее следует более подробно рассмотреть составные части мотива, а именно понятия «религиозную ненависть» и «религиозную вражду». Стоит понять, тождественны ли составляющие мотивы, либо между ними есть разграничение.
А.А. Кунашев в своей работе указывает, что понятия ненависть или вражда применительно к мотиву следует воспринимать как синонимические понятия [3]. Однако, законодатель между составными частями мотива «ненависть», «вражда» ставит союз «или», что указывает на их различное понимание. Так же законодатель употребляет термин «мотивы», что опять же указывает на множественное число, и на то, что законодатель не отожествляет ненависть и вражду как единый мотив.
Если мы обратимся к словарю, то мы найдем там определение, что ненависть представляет собой стойкое активное отрицательное чувство субъекта, направленное на явления, противоречащие его потребностям, убеждениям или ценностям. Способна вызвать не только соответственную оценку своего предмета, но и активную деятельность, направленную против него [1]. Из данного толкования мы видим, что ненависть может привести к действиям. Таким образом, религиозная ненависть представляет собой стойкое активное отрицательное чувство, т.е. исключительно внутреннюю эмоцию одного лица, направленную на другое лицо (религиозное объединение в целом), взгляды с которым не совпадают по вопросу религии.
Вражда - отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью [5]. Мы видим, что вражда, в отличие от ненависти, представляет собой внешнее проявление. Вражда уже представляет преступное поведение, действия, война по мотиву ненависти. Именно поэтому существует позиция, что религиозную вражду следует исключить из
329
мотива совершения преступления. Я также придерживаюсь данной позиции и считаю, что религиозную вражду стоит трактовать как признак объективной стороны. Мотив совершения преступления следует дополнить «религиозной нетерпимостью или рознью», именно эти термины употребляются в ст. 4 Федерального Закона РФ от 27 декабря 1997 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации». Нетерпимость означает нежелание или невозможность терпеть кого-что-нибудь, что больше подходит под мотив совершения преступления. Рознь имеет несколько смысловых значений, одно из них - это вражда, другое - это отличие одного от другого. Из определения мы делаем вывод, что
Литература:
1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога, Минск. Харвест, 1998 г.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.
3. Кунашев А.А. Мотивы ненависти или вражды в уголовном праве России : автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2012, С. 21.
4. Наумов А.В. Мотивы убийств, Волгоград, 1969, стр.13.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка.
6. Сергун Е.П. Экстремизм в российском уголовном праве (теоретико-дедуктивный подход). М.; Саратов: РПА Минюст России, 2009 .
7. Шнайдер Л.Г. Преступления по мотиву наци-ональной,расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести в уголовном праве Российской Федерации : афтореф. дисс. ... канд.юр.наук., М., 2006. С. 11.
религиозная рознь - различные представления людей по вопросам религии. Е.П. Сергун также выражает мнение, что наиболее правильным является употребление понятия «ненависть» для мотива преступления, но в качестве альтернативы он предлагает использовать понятие «нетерпимость» [6, 106].
Таким образом, я считаю, что п. «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ должен звучать так: «совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, нетерпимости или розни либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы».
Literature:
1. Golovin S.Yu. Dictionary of Practical Psychology. Minsk: Harvest, 1998.
2. Dal’ V.I. Explanatory Dictionary of Russian language.
3. Kunashev A.A. The motives of hatred or enmity in criminal law of Russia : author. dis ... cand. jurid. Sciences. M., 2012. Р. 21.
4. Naumov A.V. A motive for murder. Volgograd, 1969. Р. 13.
5. Ozhegov S.I. Russian dictionary.
6. Sergun E.P. Extremism in the Russian criminal law (theoretical and deductive approach). M.; Saratov: RLA Russian Ministry of Justice, 2009.
7. Schneider L.G. Crimes motivated by ethnic, racial or religious hatred or enmity or blood feud in the criminal law of the Russian Federation : author. dis. ... cand. jurid. Sciences. M., 2006. P. 11.
330