Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ВЫБОРА КОЛОРИСТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ'

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА КОЛОРИСТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДИЗАЙНЕРОВ / ДИЗАЙНЕР / ЦВЕТОВЕДЕНИЕ / КОЛОРИСТИКА / МЕТОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллина Марина Александровна, Гречухина Мария Сергеевна, Морозова Александра Артемовна

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы воспитания будущих профессионалов в сфере дизайна, их способности ориентироваться в цвете, а также овладение фундаментальными понятиями, куда входят: колористика, форма, соотношение оттенков и прочие. Графические, а также художественные дисциплины, такие как рисунок, живопись и композиция, представляют собой центр структуры дизайна и являются образным обучением специалистов, что оказывает немаловажное влияние на формирование компетентной подготовки будущих дизайнеров. Автор приходит к заключению, что в перспективе подготовка специалистов, умеющих владеть цветом, должна быть сосредоточена на исследовании профессиональной деятельности и методах мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдуллина Марина Александровна, Гречухина Мария Сергеевна, Морозова Александра Артемовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF CHOOSING A COLORISTIC SOLUTION IN ARTISTIC ACTIVITY WHEN TEACHING DESIGN STUDENTS

This article discusses topical issues of educating future professionals in the field of design, their ability to navigate in color, as well as mastering fundamental concepts, which include: color, shape, shade ratio and othes. Graphic as well as art objects, which include drawing, painting and composition, represent the center of the structure of design and the imaginative training of specialists, which has an important influence on the formation of the competent training of future designers. The author comes to the conclusion that in the future, the training of specialists in the ability to master color should be focused on the study of professional activity and methods of thinking.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ВЫБОРА КОЛОРИСТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ»

Педагогика

УДК 747.017.4

доцент Абдуллина Марина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Гречухина Мария Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Морозова Александра Артемовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА КОЛОРИСТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ

ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные вопросы воспитания будущих профессионалов в сфере дизайна, их способности ориентироваться в цвете, а также овладение фундаментальными понятиями, куда входят: колористика, форма, соотношение оттенков и прочие. Графические, а также художественные дисциплины, такие как рисунок, живопись и композиция, представляют собой центр структуры дизайна и являются образным обучением специалистов, что оказывает немаловажное влияние на формирование компетентной подготовки будущих дизайнеров. Автор приходит к заключению, что в перспективе подготовка специалистов, умеющих владеть цветом, должна быть сосредоточена на исследовании профессиональной деятельности и методах мышления.

Ключевые слова: дизайн, проектирование, профессиональная подготовка дизайнеров, дизайнер, цветоведение, колористика, метод, профессиональное образование.

Annotation. This article discusses topical issues of educating future professionals in the field of design, their ability to navigate in color, as well as mastering fundamental concepts, which include: color, shape, shade ratio and othes. Graphic as well as art objects, which include drawing, painting and composition, represent the center of the structure of design and the imaginative training of specialists, which has an important influence on the formation of the competent training of future designers. The author comes to the conclusion that in the future, the training of specialists in the ability to master color should be focused on the study of professional activity and methods of thinking.

Keywords: design, professional training of designers, designer, color science, color, method, professional education.

Введение. Имеются ли общие правила и законы цвета в художественной деятельности? Определяется ли познавательное рассмотрение цвето-тонального соотношения личным субъективным мнением? Иоханнес Иттен, ведущий исследователь колористики в области изобразительного искусства, отметил: «В случае, если вы не владеете знаниями о законах цвета, но можете создавать произведения искусства, тогда ваш путь находится в этом «неведении». Однако если вы не можете реализовать качественные предметы с точки зрения управления цветом, то вам следует обратить внимание на получение надлежащих знаний» [11, с. 9].

Актуальность становления задач цветовой грамотности студентов предполагает желание личности возвыситься в области дизайна с помощью такого высокого качества как грамотность цветового восприятия окружающего мира.

Испокон веков педагоги и философы были заинтересованы данным вопросом. Томазо Кампанелла, Аристотель, а также Платон пришли к выводу, что в ходе обучения требуется направить учащихся на приобретение таких важных навыков, как развитие художественного вкуса, выработка высоконравственных потребностей, развитие духовности и разума, способность развития созерцания живописности.

Также стоит отметить, что вопрос преподавания цветовой грамотности многогранен, и до сих пор исследований по данной тематике было недостаточно. Наиболее ярко это отражается в системе профессионального образования, где ведущей целью является формирование теоретической основы, с помощью методов цветового воспитания и передачи цвета. В научных трудах отражены конкретные сведения в сфере психологии, а также физиологии понимания цвета. Особое внимание стоит уделить трудам И. Иттена, В.П. Зинченко, Л.С. Выготского, А.С. Зайцева, Б.М. Теплова [16, с. 10].

«Понятие - «цвет» невозможно поставить в один ряд с такими понятиями как ритм, пропорции или масштаб, поскольку цветовые пятна сами имеют пропорциональные отношения, ритмику, могут быть симметричными или ассиметричными» [15, с. 121].

Изложение основного материала статьи. Как все мы знаем, цвет влияет на душевное состояние и конкретный образ. Каждый человек имеет собственный взгляд на тон, цвет, предметы искусства, картины, интерьер. Но не стоит забывать об устоявшихся понятиях о цвете и его характеристиках. Так, выделяют теплые и холодные, контрастные и приглушенные, хроматические и ахроматические цвета. Каждый цвет влияет на человека и порождает определенный ассоциативный ряд.

Определение «колорит» происходит от латинского «color», что в переводе означает «цвет» и «краска». Дисциплина колористика включает в себя все знания о природе цвета: основные цвета, дополнительные, контрастные, смешение цветов, гармоничное сочетание, культура цвета и многое другое.

В обучении будущих профессионалов в сфере дизайна наука о цвете является ведущей дисциплиной, так как при нехватке конкретных познаний в области цвета неосуществима компетентная работа дизайнера. Как известно, цвет представляет особую значимость в жизни человека. Поэтому, недостаток внимания к колориту, может привести в ходе обучения к ситуации, когда учащиеся из-за нехватки важных умений и навыков, создавая тот или иной колорит интерьера, могут способствовать плохому психологическому состоянию человека.

Теоретические положения о проблеме выбора колористического решения, цвете и его характеристиках, а также о цвето-тональном соотношении изучены в трудах по колористике и физике цвета. Следует выделить пособие по исследованию цвета, написанное Э. Делакруа. Методические разработки российских и советских художников-педагогов: К.Ф. Юнга, И.А. Радлова, С. Кирилова, П.П. Чистякова, А.П. Сапожников, Б.И. Нансен, Е.А. Крымова, А.М. Лаптева, Ю.М. Непринцева, П.Я. Павлинова, В.И. Яковлева и др.

Физика цвета заключается в воздействия электромагнитного излучения разных частот на зрительный аппарат человека. Сами предметы не имеют какого-либо цвета, а проявляют его лишь при наличии освещения, в зависимости от того, какую световую волну поверхность предмета не поглощает.

На сегодняшний день период практической работы в преподавании живописи будущим специалистам-дизайнерам во многих образовательных учреждениях ведет к анализу цвета, так как изучения сфокусированы на колористические решения, а не на создание формы. Однако цвет не существует отдельно от формы, как и форма не может быть бесцветной. Известно, что одна и та же форма при одинаковом освещении, под одинаковым углом рассмотрения, в зависимости от цвета, будут восприниматься совершенно по-разному. Из этого следует, что именно цвет меняет объемно-пространственное восприятие формы, или иначе - формообразование происходит с помощью цвета.

В настоящее время исследование цвета в системе подготовки профессиональных дизайнеров создается в соответствии с главными тенденциями. Выделяют основные дисциплины: физика, которая включает в себя структуру, свойства, характеристики цвета; живопись - раздел, в котором изучают цвета, тон окружающего мира; колористика - отрасль дисциплины о цвете; цвет как формирование форм, сочетание методов и техники обработки цветов в трехмерном виде.

Основы преподавания цвета разумно разделить на две части: работа с цветовым восприятием и живопись. Цель дисциплины живописи - развить у учащихся заинтересованность к исследованию и наблюдению за цветом, а также способность выражать свое цветовое видение. В ходе изучения техник рисования важной задачей является развитие глубокого понимания цвета. Курс цветового восприятия направлен на то, чтобы научить рациональному представлению о цвете и изображению в более абстрактном понимании. Это направлено на формирование у дизайнеров способности анализировать цвет, чтобы обобщать и выражать абстрактные колористические решения. Также важно, чтобы на уроках живописи все работы выполнялись «вручную». Благодаря этому, студенты обретут глубокое ощущение цвета с помощью визуального восприятия, эмоционального опыта и технических навыков.

Основная часть предметов изобразительного искусства направлена на структуру и правила академической живописи. Иногда необходимо работать в цвете, где важно не соблюдать правила, а раскрепоститься, так как живопись является не только умственным, но и креативным процессом. Таким образом, на уроках живописи не рекомендуется сводить обучение специалистов только к теоретическим стандартам.

Исследования в области науки о цветовой палитре напрямую связаны с цветовым выбором живописца. Обычно палитра включает в себя большое количество цветовых комплексов с доминирующими цветами, которые создают общий цвет окружающей среды, и акцентными цветами для выделения любого объекта или пространственной области.

Предмет «живопись» - это основная дисциплина в обучении студентов-дизайнеров, именно здесь происходит усвоение необходимого материала в сфере колорита и композиции. Практическая работа над цветовой композицией является ведущей в обучении студентов-дизайнеров, так как подготовка специалистов основывается на работе с интерпретацией цвета [9, с. 127].

В процессе овладения живописным искусством студенты развивают культуру визуального восприятия окружающего мира, предметов и явлений картин. Учащиеся приобретают навыки изображать объекты, связанные с пространством, окружающей действительностью и тоном, учитывая цветовые характеристики. Они изучают теоретические основы живописи, физику цвета, перспективу, базовые правила композиции, техники рисования и применяют знания на практике. Основываясь на минимальных методических знаниях и практических навыках, студенты дизайнеры получают необходимое образование. Неотъемлемой частью в обучении студентов-дизайнеров являются практические упражнения. Практические навыки важно подкреплять теоретической информацией, поэтому занятия по живописи рекомендуется начать с вводного диалога, перечислить задачи, цель задания, и рекомендовать практические способы для их осуществления.

Однако в процессе постановки задания преподаватель в основном делает упор на демонстрацию, объяснение материала и работу отдельных учеников. Также педагог не акцентирует внимание на деталях дизайн - мышления, не останавливается на методах интеллектуальной деятельности, а лишь ставит определенную задачу, излагая только ход выполнения практической работы. Таким образом, обучающая функция преподавателя сводится к функции управления. Другими словами, путем проб и ошибок обучающиеся сами должны достичь содержания концепции через фактическую работу с цветом.

В ходе психологических анализов П.Я. Гальперин, В.П. Зинченко, Н.Н. Нечаев и др. пришли к тому, что на начальных стадиях преподавания недопустима только устная передача знаний, так как это не даст показательного результата в профессиональной подготовке [16, с. 13].

В ходе обучения, на практических занятиях, педагогу следует вызывать интерес студентов к изучаемому предмету, излагая этапы работы. И в то же время раскрывать необходимые понятия и их содержание. В случае несоблюдении данных правил, возникает риск образования разрыва взаимопонимания между педагогом и студентом, а эмоциональный неформальный контакт с педагогом играет большую роль в любом процессе обучения [10, с.1]. Вследствие потери единодушия, приступая к практическому заданию, обучающийся:

1. сталкивается с проблемой непонимания, что именно он обязан изобразить, не знает, как это должно быть представлено, визуально или концептуально. В итоге обучающийся выбирает путь копирования, соблюдая внешние сходства с природой;

2. не может воспроизвести весь план работы по памяти;

3. студент ограничен в своей деятельности, так как не имеет достаточного технического оснащения и необходимого уровня навыков и умений.

Из этого следует, что студентам необходимо получить новую теоретическую информацию о живописи и применить ее на практике, что позволит им в будущем использовать освоенный материал, делая свою работу максимально эффективной. Развитие приобретенных знаний, необходимых для усовершенствования своей предстоящей профессиональной работы, является важной составляющей профессиональной компетентности в подготовке дизайнеров [5, с. 1].

Для успешного обучения студентов-дизайнеров существует необходимость в разработке задания и программы практики по развитию цветового восприятия, в которой методически сформулированы задачи по созданию световой среды. С помощью упражнений учащиеся смогут исследовать закономерности модификации цвета в зависимости от освещения [11, с. 47].

В ходе изучения науки о цвете большую роль играет дисциплина цветового декора, которая, в свою очередь, объясняет все аспекты цветовой основы и изучает развитие художественного восприятия, чувство стиля. Хотя методы обучения этой дисциплины также придерживаются базовых принципов и законов цвета, но данные методы мало связаны с изображением действительности, поэтому происходит уклон в сторону обобщения, применения необычных колористических решений и полета фантазии.

Также важно при обучении студентов ориентироваться на влияние современных тенденций в дизайне интерьера. На данном этапе дизайн-проектирование интерьера известно своим разнообразием функций и стилей. Широко известно, что в области дизайна активно воплощаются многие концепции и направления современного искусства, по этой причине при оформлении внутренних пространств необходимо учитывать разнообразные художественные приемы.

Колористические приемы в дизайне интерьера нужно анализировать на образцах работ ведущих дизайнеров. Эти проекты характеризуются уникальными, передовыми, смелыми решениями, а также отражают основные современные технологии и тенденции дизайна. Исследование работ известных дизайнеров со всего мира побуждает студентов находить новые идеи [6, с. 129].

Конечной целью формирования знаний о цвете и умения владеть им является направленность на развитие дизайн-мышления. Также существует необходимость развивать умение логически мыслить в исследовании колористических и тональных отношений, для более точной комбинации цвета выбранного предмета с окружающей его средой, посредством формирования собственных визуальных и графических приемов.

Выводы. Итак, необходимо обозначить, что современный дизайн внутреннего пространства формируется в абсолютно всех течениях, и в обучении дизайнеров необходимо принимать во внимание современные направления в создании дизайн-проектов, и применять нестандартные колористические решения.

Большую значимость имеет совокупный вывод перечисленных выше факторов, которые направлены на совершенствование процесса обучения будущих специалистов в области дизайна.

Литература:

1. Адамс Ш. Словарь цвета для дизайнеров. / Ш. Адамс. - М.: КоЛибри, 2018. - 272 с.

2. Андрэ Н. Практическая психология цвета / Н. Андрэ, Светлана Некрасова. - М.: Профит Стайл, 2013. - 224 с.

3. Айсмен Л. Дао цвета / Пер.с анг. Т. Новиковой. - М.: ЭКСМО, 2005. - 176 с.

4. Бакдасарова В.Е. Выявление методов дизайна для обучения студентов факультетов технологии // Педагогика и психология: от вопросов к решениям: сб. науч. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. - Томск, 2016. - № 1. - 76 с.

5. Бичева И.Б., Казначеева С.Н. Развитие правовой компетенции педагога дошкольного образования // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №4. - 19 с.

6. Буймистру Т.А. Колористика: цвет - ключ к красоте и гармонии. / Т.А. Буймистру. - М.: Ниола-Пресс, 2010. - 236 с.

7. Васильева Э.В. Цветоведение и колористика: Учебное пособие. / Э.В. Васильева. - Омск: ОГИС, 2012. - 171 с.

8. Глазычев В. О дизайне и цвете. / В. Глазычев. - М.: Искусство, 1998. - 147 с.

9. Грашин A.A. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды. Дизайн унифицированных и агрегатированных объектов: учеб. пособие / A.A. Грашин. - М.: Архитектура. - С, 2004. - 232 с.

10. Илалтдинова Е.Ю., Оладышкина А.А. «Это лучший педагог во всем мире!»: влияние школьного учителя на профессиональное самоопределение будущих учителей // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №3. - 18 с.

11. Иттен И. Искусство цвета. [пер. с нем. и предисл. Л. Монаховой]. - М.: Д. Адронов, 2010. - 95 с.

12. Карачёв А.А., Шмелёв В.Е. Основы творческо-конструкторской деятельности: предметная среда и дизайн: Учебник для вузов. / А.А. Карачёв. - М.: Академия, 2006. - 320 с.

13. Михалчева С.Г. Компетентностный подход в подготовке дизайнеров в рамках изучения дисциплины «цветоведение и колористика». Перспективы науки и образования. / С.Г. Михалчева. - М.: Юрайт, 2013. - 56 с.

14. Место дизайн-образования в социокультурном ландшафте: сб. науч. трудов. 4 Всероссийской научно-методической конференции, 19 апреля 2016 г. / Под ред. А.С. Фисенко. - Краснодар: КубГУ, 2016. - 353 с.

15. Шабанова, В.А. Междисциплинарная интеграция как средство формирования культуры цвета в процессе подготовки будущего дизайнера // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - №4. - С.121-123.

16. Шаляпин О.В. Перспективы российского образования // 1 региональная педагогическая конференция «Инновационные формы и методы в системе художественного образования (ИЗО)»: сб. док.: в 2 ч. - Томск, 2010. - Ч. 1. -С. 13-15.

17. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории (средовой подход): Учебник / В.Т Шимко. - М.: Архитектура-С, 2009. - 408 с.

18. Шокорова Л.В. Дизайн-проектирование: стилизация. / Л.В. Шокорова. - М.: Юрайт, 2020. - 111 с.

Педагогика

УДК 371.17

доктор педагогических наук, профессор Абдуразакова Диана Мусаевна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); старший преподаватель кафедры иностранных языков и методики преподавания Шабанова Джамиля Садулаевна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема педагогической поддержки развития толерантного сознания молодежи. Авторами, на основе анализа психолого-педагогической литературы, выделены основания использования технологий педагогической поддержки исследуемого феномена. К ним отнесены совокупность подходов(личностно ориентированный, деятельностный, полихудожественный), создание культурно-образовательной среды, учет региональных особенностей). Выделены и описаны компоненты толерантного сознания учащихся - перцептивный, эмоциональный, когнитивный, коммуникативный на трех уровнях проявления - высоком, среднем и низком

Ключевые слова: толерантное сознание, педагогическая поддержка, технологии, подходы.

Annotation. The article deals with the problem of pedagogical support for the development of tolerant consciousness of youth. The authors, based on the analysis of psychological and pedagogical literature, highlighted the grounds for the use of technologies of pedagogical support for the phenomenon under study. These include a set of approaches (personality - oriented, activity - polyartic), the creation of a cultural and educational environment, taking into account regional characteristics). The components of tolerant consciousness of students are identified and described - perceptual, emotional, cognitive, communicative at three levels of manifestation - high, medium and low.

Keywords: tolerant consciousness, pedagogical support, technologies, approaches.

Введение. Процесс развития у представителей молодого поколения толерантного сознания отличается сложностью и многоаспектностью. В особенности это актуально, если говорить о полиэтничных регионах РФ. На основе анализа литературы [1; 3] мы можем с определённой долей уверенности говорить о существовании связи между культурно-образовательной средой с одной стороны и формированием элементов толерантного мушления - с другой. Отмечается,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.