ВЕСТНИК ТГГПУ. 2010. №4(22)
УДК 327
ПРОБЛЕМА ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В АТЭС
© А.Д.Замалиев
Статья посвящена процессу вступления России в форум Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество; освещаются всесторонние меры, предпринимавшиеся Россией для успешного завершения процесса. Автор исследует сложности, возникшие перед Россией на пути к вступлению в АТЭС, и различные позиции стран-членов форума по этому вопросу.
Ключевые слова: АТЭС, участие в форуме, интеграция, Россия, РНКТЭС, позиции стран-членов по вопросу вступления России.
Азиатско-Тихоокеанский регион всегда представлял интерес для нашей страны в контексте интеграции Сибири и Дальнего Востока в процесс экономического сотрудничества Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Однако после распада Советского Союза восточное направление внешней политики России определенное время оставалось на втором плане, ситуация начинает меняться в первой половине 1990-х годов. Первая концепция внешней политики Российской Федерации в отношении Азиатско-Тихоокеанского региона, одобренная Б. Ельциным в апреле 1993 г., содержала ссылку на необходимость обеспечения независимой роли в данной региональной политической системе [1: 38-39].
Для России одним из интереснейших интеграционных союзов Азиатско-Тихоокеанского региона являлся форум Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), возможность кооперации с которым рассматривалась в качестве перспективы вовлечения Дальнего Востока и Сибири в финансово-хозяйственную деятельность региона.
Данная статья посвящена рассмотрению многогранной проблемы вступления России в форум АТЭС. За отправную точку взят период задолго до фактического принятия нашей страны в форум, а именно процесс переговоров и выработки единой позиции по вступлению России в АТЭС. Комплексное изучение данной проблемы позволило выявить сильные и слабые стороны деятельности России в регионе и определить возможные ориентиры для выработки дальнейшей стратегии взаимодействия Москвы с форумом уже в качестве члена интеграционного объединения.
Новейшая история взаимоотношений РФ с АТР началась после корректировки курса внешней политики России в середине 1992 года, когда наша страна постепенно начала налаживать отношения со странами форума и рядом многосторонних региональных организаций. Для более
активной и успешной дипломатической деятельности в этой области в августе 1992 г. был создан Российский национальный комитет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (РНКТЭС), куда вошли государственные организации, представители деловых и академических кругов России [2: 48]. РНКТЭС был единственной организацией в России, имевшей международно-признанный статус представителя РФ в экономических организациях АТР, действовавших вне системы ООН [3: 5]. В сентябре 1992 г. на IX сессии Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС) в Сан-Франциско Россия вступила в состав этой международной неправительственной региональной организации, которая была образована в 1980 году для содействия развитию торговли и расширению экономического сотрудничества в АТР [2: 48]. Двумя годами позже Россия была принята в другую обще-региональную организацию - Тихоокеанский экономический совет (ТЭС). Этому предшествовало одобрение заявки РНКТЭС и поддержка нашей кандидатуры на постоянном комитете ТЭС. Наконец, в мае 1994 г. в Куала-Лумпуре на XXVII Генеральной сессии ТЭС Россия стала ее полноправным членом [4: 88].
Концепция РНКТЭС определяла несколько приоритетных и взаимосвязанных направлений деятельности в тихоокеанских организациях в интересах страны:
• Участие в разработке стратегии развития тихоокеанского региона и экономического механизма тихоокеанской интеграции;
• Продвижение в СТЭС и ТЭС конкретных проектов российских участников тихоокеанского сотрудничества;
• Использование международных организаций как коллективных инвесторов в экономику России, особенно ее восточных регионов [3: 6].
Приоритетным направлением сотрудничества РНКТЭС являлось вовлечение Дальнего Востока и Сибири в мирохозяйственную деятельность ре-
гиона. Многие политические и экономические проблемы этих субъектов РФ эффективнее было решать на основе многостороннего сотрудничества в рамках АТР. Данная позиция встречала понимание и в руководящих органах СТЭС и ТЭС.
Помимо этого, одним из основных аспектов деятельности Комитета было содействие вступлению России в АТЭС. Комитет достигал этой цели путем участия в подготовке решений СТЭС и ТЭС, обращенных к АТЭС. Другой главной задачей являлась активизация участия в рабочих группах СТЭС, которые постепенно сращивались с аналогичными по тематике группами АТЭС и совместно разрабатывали условия и механизмы тихоокеанской интеграции [3: 9].
В 90-е годы одной из основных целей для вышеуказанных региональных организаций, куда незадолго до этого вступила Россия, являлось стремление к влиянию на деятельность АТЭС, поиск различных форм взаимодействия с форумом. Это обстоятельство было весьма важно и для России с учетом того, что наша страна в марте 1995 года подала официальную заявку на вступление в АТЭС [5: 71]. К тому же ТЭС и СТЭС были интересны для РФ своими статусами наблюдателей в АТЭС. Более того, в 1995 году было решено, что ТЭС следует добиваться предоставления ему функций Делового консультативного форума в АТЭС [4: 173].
Вступление России в форум имело особо важное значение для экономического и социального подъема Сибири и Дальнего Востока, деятельность которых в течение продолжительного времени жестко контролировалась Москвой в целях обеспечения оборонной безопасности государства. В результате указанные субъекты в экономическом плане были оторваны от стран АТР, в этом смысле от своих ближайших соседей. 11 апреля 1996 года Правительством России была принята Федеральная программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья [6]. Одной из ее основных задач являлось вовлечение востока России в мировое хозяйство через расширение экономического сотрудничества со странами АТР. Для дальневосточного региона внешнеэкономическая деятельность была фактором, существенно влиявшим на решение имевшихся социальноэкономических проблем [7: 66]. 23 апреля Президент России придал Федеральной программе экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья статус президентской [8]. Это означало, что развитие этих регионов становилось одним из приоритетов политики интеграции России в экономику АТР.
В 1996 году были поданы заявки о подключении РФ к деятельности рабочих групп и комитетов АТЭС, определен круг ведомств (министерства иностранных дел, экономики, финансов, транспорта и др.), ответственных за участие России в работе групп и комитетов АТЭС. В июле
1996 г. была создана Межведомственная комиссия по делам АТЭС под руководством министра иностранных дел РФ [9].
Россия последовательно реализовывала действия, направленные на будущее вступление в ряды участников форума АТЭС. В частности, осуществлялась практическая и теоретическая работа для вовлечения Дальнего Востока и Сибири России в активное взаимодействие со странами АТР и АТЭС. Однако участие в АТЭС было связано с выполнением определенных условий. Основные заключались в наличии у страны-претендента сильных экономических связей со странами АТР и принятии целей и принципов АТЭС, как это было указано в Сеульской декларации АТЭС [10].
Необходимо отметить, что в 1997 году торговля между странами-членами АТЭС достигала объемов в размере 5,2 триллионов долларов США, что составляло 54 процента от всей мировой торговли. В то же время общий объем торговли между Россией и членами АТЭС составлял 22,3 млрд. долларов США и равнялся 0,4 процентам от всей торговли АТЭС [11: 5]. Члены АТЭС, в свою очередь, занимали 16,2 процента от всей внешней торговли России [12: 142]. Было очевидно, что для полноценного участия в форуме России необходимо было наращивать объемы внешней торговли с членами АТЭС.
На саммите АТЭС, проходившем 26 ноября
1997 года в Канаде, Россия вместе с Вьетнамом и Перу была принята в ряды форума. При этом был определен переходный период в один год, после чего на следующем саммите в Малайзии в
1998 году было официально оформлено членство России в АТЭС. В результате общее количество участников интеграционного объединения достигло двадцати одного и Россия оказалась в едином сообществе вместе со своими основными партнерами в АТР: США, Китаем, Японией, Канадой, странами АСЕАН.
Вступлению России в форум предшествовали бурные споры стран-членов касательно ее участия. Существует мнение, что положительное решение об участии России в АТЭС был больше "продавленным" политическим вопросом, нежели единым консенсусом стран-участниц [12: 142]. Обычно вопрос о вступлении новых членов рассматривался на совещаниях старших должностных лиц (СДЛ). Принятие новых участников
указывалось в заявлениях министров или декларациях глав государств. Однако в официальных документах 1997 года нет ссылок о вступлении России, Вьетнама и Перу в ряды форума. Это означало, что либо не было плана по принятию новых участников в АТЭС, либо страны-члены не могли прийти к единому мнению по этому вопросу до самого конца.
На девятом совещании на уровне министров иностранных дел и торговли вступление России в АТЭС первыми поддержали КНР, представленная главой внешнеполитического ведомства Цянь Цичэном, Япония, представленная министром Кэйдзо Обути, отметившим, в частности, важность сотрудничества со столь важной и крупной страной, а также представители США [12: 142]. В то же время Австралия, Сингапур и Филиппины выступили против. Неожиданно их поддержали Мексика и Чили. Группу оппозиции усилил и министр иностранных дел Новой Зеландии Дон Маккиннон. Австралия и Сингапур ссылались на весьма слабые экономические связи России с регионом. Мексика и Чили высказались против "особого подхода" к крупной державе. При этом ни одна из упомянутых стран не высказалась против членства Вьетнама и Перу, понимая, что их присоединение мало что изменило бы в расстановке сил в форуме [13].
Австралия и Новая Зеландия, фактически являвшиеся основателями АТЭС, рассматривали форум как площадку, где они могли отстаивать свои позиции и национальные интересы. Страны АСЕАН (Сингапур, Филиппины, Индонезия, Таиланд и др.), являясь своеобразным ядром АТЭС, могли оказывать существенное влияние на принятие каких-либо серьезных решений, к ним вынуждены были прислушиваться и США, и Япония. Страны АСЕАН очень болезненно относились к возможному нарушению баланса сил, который установился на тот момент внутри объединения. Подключение же России, на их взгляд, могло привести к изменениям в расстановке сил в группировке и спровоцировать создание в ней клуба сильных государств в составе Китая, России, США и Японии [13].
Интересен тот факт, что незадолго до этого США и Япония занимали отрицательные позиции по вступлению нашей страны в АТЭС. Однако США решили, что, дав согласие на вступление России в АТЭС, получат одобрение России на расширение НАТО на Восток, и сменили свою позицию [12: 143]. К тому же Вашингтон хотел использовать АТЭС и участие в нем России в качестве механизма контроля над действиями своего бывшего противника [14: 58]. Япония же пыталась манипулировать интересами РФ
в свою пользу, увязывая экономическое сотрудничество с решением территориального спора с Москвой. Однако в 1997 году позиция японского премьер-министра Хашимото неожиданно изменилась и Токио провозгласил курс на улучшение взаимоотношений с Россией, делая акцент на экономическое сотрудничество. Япония предполагала, что можно будет улучшить взаимоотношения между двумя странами, поддержав вступление России в АТЭС [12: 143]. Это в свою очередь подготовило бы почву для решения территориальной проблемы и возможного подписания мирного договора, а также получения доступа к сырьевым источникам Сибири и Дальнего Востока. Токио возлагал большие надежды на проведение политических консультаций с лидерами РФ, США и КНР во время саммитов АТЭС, что могло существенно поднять международное влияние Японии [13]. Однако официально Япония поддержала вступление России в АТЭС лишь в самый последний момент во время российско-японской встречи в Красноярске в начале ноября 1997 г. перед самым началом саммита АТЭС в Ванкувере, проходившем в конце ноября
1997 г. [15: 70].
Китай поддержал Россию с целью приобретения в ее лице стратегического партнера и противостояния в рамках АТЭС блоку США и Японии. По мнению М.А. Потапова, первого секретаря МИД РФ, Китай официально поддержал намерение России вступить в ряды форума в тот момент, когда сотрудничество между Россией и Китаем вступило в активную фазу [16: 85]. К этому времени в начале ноября, за две недели до начала саммита АТЭС, Россия и Китай подписали совместную декларацию об окончании демаркационных работ на восточной части китайско-российской границы [17]. Это, несомненно, добавило позитива в двусторонние отношения между Россией и Китаем.
Страны АСЕАН и другие страны-члены АТЭС согласились на вступление России во многом из соображений того, что подключение Москвы к деятельности форума предполагало появление новой сферы балансирования на противоречиях великих держав [18: 27]. Одновременно участие России рассматривалось рядом развивающихся стран как размывание и снижение эффективности работы форума в целях ослабления влияния США. С экономической точки зрения эти страны не рассматривали Россию в качестве опасного торгового конкурента, поскольку для большинства стран форума она не являлась серьезным или даже ощутимым партнером в их внешнеэкономических связях. Ее больше воспринимали в качестве политического противове-
са США и силы, которая препятствовала бы скатыванию к однополярному миру [14: 58]. К тому же необходимо отметить, что в 1998 году экономическая ситуация в самой России резко ухудшилась. Достаточно вспомнить "черный вторник" и его последствия для экономики страны, что во многом затормозило развитие сотрудничества России в рамках АТЭС.
13 августа 1998 года было принято Постановление Правительства №954 "Об обеспечении участия Российской Федерации в форуме "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество"", в соответствии с которым была образована Комиссия Правительства РФ по вопросам участия в форуме "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" [19]1. Основные задачи комиссии заключались в обеспечении участия России в различных областях деятельности АТЭС и подготовки предложений, направленных на повышение эффективности сотрудничества между Россией и другими участниками форума [7: 68].
Саммит АТЭС в Куала-Лумпуре (Малайзия) осенью 1998 года стал первым саммитом России на форуме, на котором было официально оформлено членство нашей страны в АТЭС. Первым шагом для вовлечения в дела форума стало создание в ноябре 1998 г. по инициативе МИД России "Делового клуба АТЭС" (ДКА) - неформального объединения представителей российских деловых кругов, цель которого заключалась в установлении деловых отношений с представителями бизнеса из стран-участников форума.
Необходимо отметить экономические выгоды, которые Россия получала от членства в форуме. Одной из приоритетных задач в этом плане являлось создание привлекательного инвестиционного климата на Дальнем Востоке и Сибири страны для привлечения прямых производственных капиталовложений из восточноазиатских государств. Страны региона, по оценкам экспертов, должны были стать одними из крупнейших источников прямых инвестиций в другие страны, что открывало перед Россией широкие возможности.
Кроме этого, участие в деятельности АТЭС должно было помочь Москве лучше понять действие рыночных механизмов в других странах региона, а также факторы, влиявшие на развитие определенных отраслей экономики этих стран, что позволило бы бизнес-сообществу России наладить более тесные контакты с представителя-
1 С 2005 года вопросами участия России в АТЭС занимается Правительственная комиссия Российской Федерации по вопросам экономической интеграции.
ми деловых кругов членов форума, способствовало бы появлению новых рынков сбыта их продукции.
Подключение к экономическому интеграционному блоку позволило бы диверсифицировать торговые потоки, традиционно ориентированные на страны Европы, и тем самым интегрироваться в хозяйственную жизнь региона в целом. Принимая во внимание обязательство членов форума следовать принципу отказа от взаимной дискриминации в торговле и инвестициях, Россия могла легко получить доступ на новые рынки экономик АТЭС и укрепить торгово-экономические отношения с членами форума. По оценкам некоторых российских аналитиков, прямые выгоды, которые должна была получить Россия от участия в АТЭС, оценивались в миллиарды долларов [20:
37].
Помимо всего прочего Россия, являясь ядром СНГ и будучи его единственным членом, имеющим выход к Тихому океану, присоединившись к АТЭС, могла играть роль торгово-экономического, а также транспортного, "моста" между СНГ и тихоокеанскими государствами, а в более отдаленном будущем между последними и ЕС [20:
38], что усилило бы экономическую и политическую роль Москвы в самом АТР. Таким образом, выгоды от подключения к деятельности форума были очевидны, поэтому оставалось только целенаправленно работать в рамках АТЭС для получения максимальной пользы от участия в форуме.
Одновременно принятие в ряды форума ставило новые задачи перед нашим государством. Основной из них являлась выработка успешной стратегии деятельности в АТЭС и дальнейшее вовлечение Дальнего Востока и Сибири в экономическое сотрудничество с АТР, усиление взаимодействия со всеми участниками форума. Опыт преодоления препятствий на пути к вступлению в АТЭС показал, что у России есть потенциал действия и способность продавливать свои интересы и она еще заявит о себе как активный член экономической интеграции.
Анализ процесса вступления в АТЭС продемонстрировал России расстановку сил как в регионе, так и в форуме в целом, что должно было помочь нашей стране в ее дальнейшей интеграции в регионе. Эффективное решение проблем, возникших на пути подключения к деятельности форума, должно было не допустить их повторения в будущем и создать предпосылки для более результативного участия России в самом форуме. Экономические выгоды, которые сулило вступление нашего государства в АТЭС, необходимо было максимально эффективно использовать для
экономического развития страны и субъектов РФ, являвшихся ближайшими соседями региона.
В итоге с 1998 года начался новый этап во внешней политике России в АТР в качестве члена форума АТЭС, который позволил усилить ее влияние в регионе и создал возможность для налаживания более тесных взаимоотношений с членами форума.
1. Концепция внешней политики Российской Федерации 1992 г. // Внешняя политика и безопасность современной России. 1991 - 2002: Хрестоматия: в 4 т. / Сост. Т.А.Шаклеина. - М.: РОССПЭН, 2002.
- Т.4: Документы. - С.19-50.
2. Троекурова И. Россия и АТЭС: перспективы сотрудничества в новых условиях // Проблемы Дальнего Востока. - 2004. - №1. - С.48-58.
3. Гранберг А. Деятельность и задачи Российского комитета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству // Проблемы Дальнего Востока. -1996. - №1. - С.5-11.
4. Marris E., Overlana M. The history of the Pacific Basin Economic Council. 1967 to 1997. Bridging the Pacific. - Wellington and Honolulu: Pacific Basin Economic Council, 1997. - 226 p.
5. Иванов О. России резон все больше разворачиваться в сторону АТЭС // Международная жизнь.
- 1997. - №6. - С.68-72.
6. Постановление Правительства Российской Федерации Об утверждении федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" от 15 апреля 1996 г. №480 // URL: http://www.spbustavsud.ru/printdoc?tid=&nd= 9018704&prevDoc=902137812 (дата обращения
23.09.2010).
7. Абашидзе А.Х., Пушкарев И.С., Федоров М.В. Форум Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и Россия // Государство и право. - 2001. - № 9. - С. 63 - 68.
8. Указ Президента Российской Федерации "О Федеральной целевой программе экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы" от 23 апреля 1996 г. №601 // URL: http://www.spbustavsud.ru/printdoc ?tid=&nd=9019337&prevDoc=9018704&mark= 2HI2BPA0AEIPT82GCFDLP2A0FVDK00003
2I0000NM30LPD375279E0SG#I0 (дата обращения
23.09.2010).
9. Постановление правительства РФ от 26 июля
1996 г. №894 "О межведомственной комиссии по делам форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" // URL:
http://www.innovbusiness.ru
/pravo/DocumShow_DocumID_56802.html (дата
обращения 23.09.2010).
10. Asia-Pacific Economic Cooperation Ministerial Meeting. Seoul, 12-14 November 1991. Joint Statement // Selected APEC Documents 1989-1994. -Singapore: APEC Secretariat, 1995. - Р.64-75.
11. 1998 APEC Economic Outlook. APEC Economic Committee. - Singapore: APEC Secretariat, 1998. -255 p.
12. Mihoko K. Russia’s Multilateral Diplomacy in the Process of Asia-Pacific Regional Integration: The Significance of ASEAN for Russia // Iwashita Aki-hiro. Eager Eyes Fixed on Eurasia. Russia and Its Eastern Edge. - Vol.2. - Hokkaido: The Slavic Research Center (SRC) of Hokkaido University, 2007. -Р.125-151.
13. Головнин В. Россия закрепляется на Тихом океане // Известия. - 1997. - 27 ноября.
14. Игнатов А., Шипилов С. Россия и АТЭС // Международная жизнь. - 2007. - №11. - С.56-67.
15. Takeshi Y. Japan’s Multilateral Approach toward Central Asia // Iwashita Akihiro. Eager Eyes Fixed on Eurasia. Russia and Its Neighbors in Crisis. -Vol.1. - Hokkaido: The Slavic Research Center (SRC) of Hokkaido University, 2007. - Р.65-84.
16. Потапов М. Опыт участия КНР в АТЭС: уроки для России // Проблемы Дальнего Востока. -2000. - №6. - С.80-86.
17. Хроника взаимоотношений России и КНР // URL: http://www.abirus.ru/content/564/623/627/634/636/1 1270.html (дата обращения 23.09.2010).
18. Юго-Восточная Азия в 1998 г. Актуальные проблемы развития / Редкол. Д.В.Мосяков, С.И.Иоа-несян. - М.: ИВ РАН, 1999. - 93 с.
19. Об обеспечении участия Российской Федерации в форуме "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество". Постановление Правительства РФ от 13 августа 1998 г. №954 // URL: http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_Do cumID_75767.html (дата обращения 23.09.2010).
20. Кистанов В. АТР на пороге XXI века: к тихоокеанскому сообществу "азиатским путем"? // Проблемы Дальнего Востока. - 1998. - №1. - С.28-39.
TO THE PROBLEM OF RUSSIA’S ENTRY INTO APEC
A.D.Zamaliev
The article is devoted to the process of Russia’s entry into the forum of Asia-Pacific Economic Cooperation. The actions taken by Russia for the successful finalization of the process are highlighted. The author analyses the difficulties that Russia faced during the process of entry into APEC and divergent positions of the member economies on this issue.
Key words: APEC, participation at forum, integration, Russia, RNCPEC, positions of the member economies regarding Russia’s entry.
Замалиев Альфат Джаудатович - аспирант кафедры международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета.
E-mail: alfat2GGб@mail.ru
Поступила в редакцию G9.ii.2GiG