НАВСТРЕЧУ ФОРУМУ АТЭС
МИХОКО КАТО
Россия и АТЭС: проблемы
азиатско-тихоокеанской
интеграции
В 2008 г. исполняется 10 лет с тех пор, как Россия стала полноправным членом АТЭС. Сегодня в АТЭС входит 21 экономика. На страны-участницы АТЭС приходится 41 % населения мира, 55 % мирового ВВП и 49 % общего объема мировой торговли1. Сначала цель организации АТЭС не была ясной, но в 1994 г. на саммите лидеров в Богоре была поставлена стратегическая цель: создать к 2020 г. зону свободной и открытой торговли и инвестиций в АТР2. Причем развитые страны должны устранить торговые и инвестиционные барьеры к 2010 г., а развивающиеся - к 2020 г. Специфические особенности АТЭС: во-первых, эта организация не принадлежит к числу официально зарегистрированных ООН; во-вторых, добровольность исполнения принятых решений; в-третьих, для принятия решений необходим консенсус, если кто-то из лидеров не согласен с тем или иным документом, документ не принимается.
АТЭС была организована в 1989 г. по инициативе правительств Австралии и Японии. С момента вступления в 1998 г. в АТЭС Россия постепенно наращивает активное участие в её работе. В 2012 г. Владивосток станет столицей форума АТЭС. В настоящее время членами форума АТЭС являются: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа Новая Гвинея, Перу, Республика Корея, Россия, Сингапур, США, Тайвань, Таиланд, Филиппины, Чили, Япония. В июле 1986 г. М.С. Горбачев в своей речи во Владивостоке заявил о необходимости активизации двусторонних связей со странами АТР, участия в Совете по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС) и создания Тихоокеанского совета, который использовал бы опыт Хельсинской конференции. В мае 1988 г.
1 http://www.apec.org/apec/about_apec.html (23. 05. 2008 г.)
2 Богорская декларация АТЭС 1994 года: http://www.apec.org/apec/leaders_declarations/1994.html
(23. 05.2008 г.)
МИХОКО КАТО — аспирантка Университета Хоккайдо (Япония) и Дипломатической академии МИД РФ
(г. Москва).
по инициативе М.С. Горбачева организован Советский национальный комитет по Азиатско-Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СНК АТЭС). Цель созданного Комитета - содействовать развитию торгово-экономических и научно-технических связей СССР со странами азиатско-тихоокеанского региона, способствовать созданию на Дальнем Востоке высокоразвитого народнохозяйственного комплекса. Советский национальный комитет был сформирован по принципу «трехзвенного представительства». Его задачей было участие в СТЭС и Тихоокеанском экономическом совете, чтобы поддерживать участие России в АТЭС, так как при разработке документов АТЭС многие вспомогательные функции, в частности работа по анализу экономической ситуации в регионе, выполнялись и продолжают выполняться неправительственной организациией - СТЭС3.
В ноябре 1991 г. в Сеуле в состав организации АТЭС приняты Китай, Тайвань и Гонконг. И следует отметить, что участие Китая в АТЭС за-мечательно для СССР следующими четырьмя моментами4. Во-первых, Китай, исповедующий социалистические ценности, участвует как полноправный член в экономической организации, являющейся капиталистической и по концепции, и на практике. Во-вторых, представители Пекина и Тайбея оказались за одним столом переговоров как равноправные партнеры. В-третьих, в Сеуле состоялась встреча министра иостранных дел КНР Циянь Цичэня с Дж. Бейкером. Это означает, что после вооруженного подавления восстания на площади Тяньань-мэнь, осложнившего китайско-американские отношения, не только вернулись к исходной точке, но и вышли на новый уровень. Наконец, визит министра иностранных дела Китая в Сеул позволил обсудить с государственными лицами Южной Кореи возможности установления дипломатических отношений в будущем году5. Таким образом, АТЭС становится не только форумом экономических консультаций, но и ареной переформирования международных отношений в АТР.
В августе 1992 г. после распада СССР СНК ТЭС был переименован в Российский национальный комитет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (РНК ТЭС). Председателем РНК ТЭС с августа 1992 г. по май 1999 г. был А.Г. Гранберг6 , а с мая 1999 г. - губернатор Хабаровского края В.И. Ишаев. В сентябре 1992 г. Российский национальный комитет по Тихоокеанскому сотрудничеству был принят в Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, и в мае 1994 г. он стал полноправным членом ТЭС7. СТЭС имеет статус наблюдателя АТЭС с самого начала, что дает определенные права и для национальных комитетов, включая РНК. И СТЭС,
3 Веремеев Н.В. Международно-правовой статус форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» // Московский журнал международного права. 2004. № 3. С. 119.
4 Известия. 1991. 13 ноября. С. 5.
5 В августе 1992 г. установлены дипломатические отношения между Китаем и Южной Кореей.
6 С 1992 г. по декабрь 1993 г. А.Г. Гранберг был советником Президента Российской Федерации по эко-номичесим и социальным проблемам СНГ.
7 В 2003 г. РНКТЭС вышел из СТЭС из-за отсутствия интереса к работе СТЭС со стороны членов Комитета. http://www.rncpec.fareast.ru/index.htm (28. 04. 2008 г.)
и ТЭС поддерживают принципиальные документы АТЭС, в том числе Бо-горскую декларацию 1994 г.
Во время первого визита в Азию и Республику Корея президент России Б. Ельцин в Национальном собрании впервые выразил намерение участвовать в АТЭС. Но исходя из критериев организации, «участие в АТЭС будет в принципе открыто для тех экономик Азиатско-Тихоокеанского региона», которые: а) имеют сильные экономические связи в регионе и б) принимают цели и принципы АТЭС8. В то же время товарооборот России со странами-членами АТЭС составлял только 0,4 % оборота внутри АТЭС даже в 1997 г. Тем не менее, чтобы ограничить чрезмерное расширение и стабилизировать число участников форума, в рамках АТЭС был введен мораторий на принятие новых участников с 1993 г. до 1996 г.9 Это свидетельствует о том, что Россия на тот момент не была нужна для укрепления экономического сотрудничества в рамках АТЭС.
Кроме того, с 1993 г. Вашингтон начал превращать АТЭС в орудие тихоокеанского господства. В результате противодействия этому со стороны азиатских членов АТЭС они пришли к компромиссу. С этого же года работает ежегодный «неофициальный» саммит глав государств. В то время Россия еще не участвовала в «восьмёрке» и не подписала основных документов с ЕС и НАТО. Другими словами, Россия должна была преодолеть серьезную изоляцию не только на Западе, но и на Востоке.
С точки зрения международных отношений решение о принятии России в АТЭС расценивалось как компенсация за согласие Москвы на расширение НАТО на Восток10. Вашингтон хотел использовать АТЭС и участие России в нем как механизм контроля за действиями своего бывшего противника. В то время США вели усиленные переговоры по расширению НАТО на Восточную Европу, одновременно в Северо-Восточной Азии они исключали Россию из процесса решения ядерной проблемы на Корейском полуострове. Получение пропуска в АТЭС можно расценивать как результат борьбы за договорённость между Россией и США. Впрочем, необходимо рассматривать этот дискурс и в ином свете, т. е. с точки зрения политических и экономических отношений между Россией и странами Восточной Азии. Со второй половины 1990-х годов Москва стала разрабатывать стратегию для АТР. Многие страны Азии как неожиданность принимали российское приближение к Востоку, привязанность к лозунгу о создании многополярного мира и требования нового международного порядка, исключающего презрение к странам АТР, характерное для начала 1990-х годов.
8 http://www.apec.org/apec/ministerial_statements/annual_ministerial/1991_3th_apec_ministerial/annex_b_
seoul_apec.html (28. 04. 2008 г.)
9 http://www.apec.org/apec/ministerial_statements/annual_ministerial/1993_5th_apec_ministerial.html (28. 04. 2008 г.) на самом деле эта мера продолжает действовать до сих пор.
10 John Ravenhill, APEC and the construction of Pacific Rim Regionalism. (N. Y.: Cambridge University Press, 2001. Р. 207. Мотохиде Сайто. Росиа но гаико сэисаку (Внешняя политика России). Токио: Кэйсощобо, 2005. С. 12. (яп.).
По мнению некоторых специалистов, в то время Москва в поисках партнеров по антиНАТОвской дипломатии смотрела на отношения с дальневосточными государствами сквозь призму конфронтации с НАТО. Другими словами, она была готова предоставить экономическую поддержку и политическое содействие странам региона в обмен на поддержку антиНАТОвских усилий Москвы11.
При этом Москва в апреле 1997 г. подписала «Российско-Китайскую совместную декларацию о многополярном мире и формировании нового международного порядка» на двустороннем уровне, а активизировала многостороннее сотрудничество со странами Азии. В первой Концепции национальной безопасности РФ 1997 г. была объяснена новая стратегия России по отношению к Азии. Россия также заинтересована в полноправном участии в мировых, европейских и азиатских экономических и политических структурах. Поэтому, стремясь к взаимовыгодному сотрудничеству, Российская Федерация продолжает развивать конструктивное партнерство с Соединенными Штатами Америки, Европейским Союзом, Китаем, Японией, Индией и другими государствами. Это отвечает политическим и экономическим интересам Российской Федерации и обеспечит возможность полномасштабного включения России во все организации и институты коллективного управления глобальными политическими процессами12. Таким образом, под руководством министра иностранных дел Е.М. Примакова был определён принцип российской внешней политики — «сбалансированный внешнеполитический курс». В этом контексте, в связи с планом привлечения в Сибирь и на Дальний Восток зарубежных капиталов и т. п., Москва считает, что Россия может влиять на своих потенциальных партнеров через АТЭС и другие международные форумы.
В ноябре 1997 г. Россия приняла полноправное участие на форуме АТЭС в Ванкувере. Несмотря на то что торгово-экономические интересы были российским поводом для вступления в АТЭС, с самого начала её принятие основывалось на политических решениях великих держав Северо-Восточной Азии (Китай, США и Япония).
Принятие России в АТЭС расценивалось политологами как «вступление с черного хода». Во-первых, Пекин стремится улучшить отношения с Москвой и получить в ее лице союзника в противодействие доминированию Вашингтона в АТЭС. Считалось, что за последнее время позиция Китая в отношении участия России в процессах экономической интеграции в АТР претерпела заметную эволюцию. В начале 1990-х годов преобладал осторожно-негативный подход, когда делались ссылки на неопределенное кризисное состояние политического и экономического положения России, «объективную необходимость» сосредоточения России на проблемах СНГ, ее недостаточный
11 Михеев В.В. Гамбит «анти-НАТО» и политика России на Дальнем Востоке // Проблемы Дальнего Востока. 1997. № 5. С. 42.
12 Концепция национальной безопасности Российской Федерации 1997 г. // Внешняя политика и безопасность современной России 1991-2002. В 4-х томах: М., 2002, т. 4. С. 68.
потенциал для инвестиционной деятельности и развития торговли в АТР. Начиная с середины 1990-х годов, учитывая реальный поворот российской дипломатии на Восток, ее твердую линию на вступление в АТЭС, наладившееся сотрудничество между двумя странами и поступательный характер развития российско-китайских отношений, КНР перешла на позицию официальной политической поддержки намерения России активно участвовать в деятельности АТЭС13. В 1997 г. на саммите АТЭС в Ванкувере было принято решение о приеме России в состав участников форума14.
Самым жестким противником принятия России в СТЭС, АТЭС, а также в Азиатский банк развития была и остается Япония. Японская реакция на российскую просьбу поддержать её вступление в АТЭС в значительной степени опиралась на застаревшие переговоры с Россией по территориальной про-блеме15.
Премьер-министр Японии Р. Хасимото (с января 1996 г. до июля 1998 г.) отодвинул «евразийскую дипломатию» и стремился улучшать отношения с Россией настойчивым подчеркиванием экономического сотрудничества, что ни в коем случае не означает забвения территориальной проблемы, это стало качественным изменением японской дипломатии в отношении к России. В Токио рассчитывали, что дальнейшая нормализация отношений с Россией будет способствовать возврату Японии части Курильских островов и доступу ее к сырьевым источникам Сибири и Дальнего Востока в плане диверсификации поставок нефти и газа16.
По информации газеты «Известия», глава МИД КНР Циян Цичэнь первым предложил принять Россию в АТЭС17. Позднее его поддержал японский министр Кейдзо Обути, отметивший важность сотрудничества со столь сильной и крупной страной. Однако средние державы, такие как Австралия, Сингапур и Филиппины, выступили против. Они указывали на весьма слабые экономические связи России со странами региона. Совершенно неожиданно их поддержали Мексика и Чили. Эта группа выразила протест против «особого подхода к большой державе», но с другой стороны, никто не возразил против принятия в АТЭС Перу и Вьетнама.
Как было сказано выше, участие России в качестве полноправного члена в АТЭС воспринималось федеральном правительством, а в свете межгосударственных отношении в АТЭС — это результат решения четырёх мировых держав (Китая, США, России и Японии). Вступление в АТЭС было необходимо для России, чтобы, включившись в процесс интеграции в АТР, иметь возмож-
13 Потапов М. А. Опыт участия КНР в АТЭС: уроки для России // Проблемы Дальнего Востока. 2000. № 6. С. 80-86.
14 Там же.
15 См. подробно в книге: Tsuyoshi Hasegawa. The Northern Trrritories Disputes and Russo-Japaneserelations, California: University of California, 1998. Vol. 2.
16 John Ravenhill. APEC and the construction of Pacific Rim Regionalism. N. Y.: Cambridge University Press, 2001. P. 207.
17 Головнин В. Россия закрепляется на Тихом океане // Известия. 1997. 27 ноября.
ность обеспечивать национальную безопасность и территориальную целостность страны.
После распада СССР Россия, перешедшая на рыночный путь развития экономики, стремилась к вступлению в АТЭС по экономическим причинам, но для членов АТЭС вступление России было традиционной политической проблемой. Участие России рассматривалось некоторыми развивающимися странами как фактор снижения эффективности работы форума, имеющего целью ослабление влияния США. Однако деятельность России в рабочей группе, ежегодные выступления представителей государственной власти на саммитах и министерских встречах показали, что сближение России со странами АТР основывается на экономических интересах и интересах безопасности всего региона. Так Россия проявила инициативу в «индустриальном диалоге по цветным металлам», а в 2006 г. внесла предложение по «защите от терроризма критически значимых элементов энергетической инфраструктуры» и «развитию межцивилизационного диалога»18.
Необходимо отметить предстоящий саммит АТЭС в 2012 г. во Владивостоке. В связи с этим в сентябре 2007 г. президент России В.В. Путин подписал указ о проведении организационных мероприятий, связанных с обеспечением председательства России в 2012 г. на форуме АТЭС19.
РНК ТЭС, отмечает А.Г. Гранберг, её председатель с 1992 по 1997 г., был единственной организацией в России, имеющий международно признанный статус представителя РФ в экономических организациях АТР, действующих вне системы ООН20. Имея два офиса (в Москве и Хабаровске), он защищал в основном интересы региона. После того как Россия вступила в ТЭС и была признана членами АТЭС, и инициативу в процессе интеграции России в АТР федеральное правительство полностью взяло на себя. До сих пор эта ситуация сохраняется. Мне кажется, что в 1990-х годах была проблема «центр -регионы», а в настоящее время она стала «локальной-региональной» проблемой. У Москвы есть серьезное опасение, что выделенные средства на федеральные программы исчезнут в приморском тумане21. Прежде всего Москва должна разрабатывать механизм контроля за инвестициями, направляемыми из Центра. Вместе с тем Владивостоку нужно обсуждать конкретный план о дорогах, воде и канализации и утвердить этот план в Городской думе. Успех саммита 2012 г. зависит от координации усилий региональных властей.
18 Интервью В.Н. Добровольского, посла по особым поручениям и старшго должностного лица в АТЭС // Азия и Африка сегодня. 2008. № 1. С. 61.
19 Указ президента Российской Федерации от 12 сентября 2007 г. № 1189 «Об Организационных мероприятиях, связанных с обеспечением председательства Российской Федерации в форуме "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество,,»: http://document.kremlin.ru/doc.asp?ID=041487
(27. 02. 2008 г.)
20 Гранберг А. Г. Деятельность и задачи Российского национального комитета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству // Проблемы Дальнего Востока. 1996. № 1. С. 5.
21 Двойнова Т. «Черная дыра» российской геополитики // Независимая газета. 2008. 11 февраля.