Научная статья на тему 'Проблема восприятия литературного текста в структуре субъективного опыта'

Проблема восприятия литературного текста в структуре субъективного опыта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1235
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОСЕМАНТИКА / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТЕКСТ / ВОСПРИЯТИЕ / PSYCHOLOGY OF SUBJECTIVE SEMANTICS / PSYCHOSEMANTICS / LITERARY TEXT / PERCEPTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Артамонов Денис Геннадьевич

В статье рассматриваются особенности теоретических направлений психологических исследований типологии понимания текста, проблемы восприятия как проблемы образа мира. Приводятся возможные концептуальные основы психологии субъективной семантики, основания взаимодействия психологии и эстетики. Автором ставится вопрос о соотношении структуры субъективного опыта и восприятия литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of perception of the literary text in the structure of subjective experience

In article features of theoretical directions of psychological researches of typology of understanding of the text, a problem of perception as problems of an image of the world are considered. Describes the possible conceptual foundations of psychology of subjective seman tics, foundations of interaction of psychology and aesthetics. The article raises the question of the relationship between the structure of subjective experience and perception of literature.

Текст научной работы на тему «Проблема восприятия литературного текста в структуре субъективного опыта»

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА В СТРУКТУРЕ СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА

Артамонов Д.Г.

В статье рассматриваются особенности теоретических направлений психологических исследований типологии понимания текста, проблемы восприятия как проблемы образа мира. Приводятся возможные концептуальные основы психологии субъективной семантики, основания взаимодействия психологии и эстетики. Автором ставится вопрос о соотношении структуры субъективного опыта и восприятия литературы.

Ключевые слова: психосемантика, литературный текст, восприятие.

Нерешенной выглядит проблема описания реального динамического взаимодействия человека с художественным произведением, обращения к реальным эстетическим переживаниям людей. В литературное произведение вовлекается жизненный опыт не только автора, но и читателя. Открывающиеся при восприятии текста смыслы не обязательно содержатся в нем, а обнаруживаются в своей собственной жизни читателем. В структуру восприятия литературных текстов входят представления памяти и воображения.

А.Н. Леонтьев отмечает, что проблема восприятия должна быть поставлена и разрабатываться как проблема психологии образа мира [6]. Восприятие является как бы построением в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности. Это означает, что всякая вещь первично положена объективно - в объективных связях предметного мира; что она вторично полагает себя также и в субъективности, чувственности человека, и в человеческом сознании (в своих идеальных формах). Из этого нужно исходить в психологическом исследовании образа, процессов его порождения и функционирования.

Поэтому важно изучение представлений, вторичных образов как результата перцептивной деятельности. Актуальная задача состоит в разработке системы классификации свойств и характеристик образа. В этой системе нужно определить общие и частные характеристики вторичных образов, выявить взаимодействие их с двигательной, эмоциональной и сенсорной сторонами психического отражения, описать особенности отношения человека к своим образам. Необходимо также разделить характеристики образа, определяемые формально-динамическими особенностями человека, и свойства более высокого порядка,

раскрываемые только через анализ обусловленности характеристик образов какой-либо определенной деятельностью, например, восприятием литературного текста. В этой связи необходимы расширение диапазона рассматриваемых характеристик образа и систематизация уже известных. Перспективным будет отношение к структурно-функциональным компонентам, характеристикам образа как к единому целому, объединенному системообразующим фактором - целью и задачей.

Задача изучения индивидуальных, субъективных особенностей образных процессов состоит из нескольких моментов и направлений. Обязательно требуется раскрытие того, какой вклад вносят их характеристики или совокупности характеристик в обеспечение успешности какой-либо деятельности. Необходимо знать, чем отличаются люди с разными особенностями образных процессов, субъективного опыта и восприятия текста. Последующее изучение человеческой личности, индивидуальности приведет к более глубокому проникновению психологии в его внутренний субъективный мир, в «мир образов». Общественные практики испытывают необходимость в индивидуализации социальной жизни, в частности, с точки зрения соотношения индивидуальных особенностей образа и характера восприятия информации.

Важным является и исследование соотношения вторичных образов с личностным образом мира. Вопрос взаимоотношения субъективного опыта и образа мира является центральным в исследованиях Е.Ю. Артемьевой. Она указывает, что такое интегральное образование, как субъективное представление мира (образ мира), содержит в себе остатки всей предыдущей истории психической жизни субъекта. Об этом свидетельствуют и работы по клинической

нейропсихологии, изучавшие распад поведения в целом и частных его форм при разных затруднениях обращения к прошлому опыту или хранения следов [1]. То есть необходима структура, способная быть регулятором и строительным материалом образа мира, и эту роль выполняет структура субъективного опыта. Она включает три слоя.

Первый, самый поверхностный, соотносимый с перцептивным и представленческим уровнями отражения, можно передать через модельный конструкт «перцептивный мир». Перцептивный мир может быть охарактеризован четырьмя координатами пространства-времени, а также значениями и смыслами. Этот слой соотносится с поверхностными структурами образа мира.

Второй слой - семантический. В нем зафиксированы следы взаимодействия с объектами в виде многомерных отношений, являющиеся результатом трех уровней отражения (генеза следа): сенсорно-перцептивного, представленческого, мыслительного. Семантический слой является переходным между поверхностными и ядерными структурами. Он несет в себе некое целостное единство представления мира, «смысловое поле», являет собой структурированную совокупность отношений к актуально воспринимаемым объектам, тесно связан с собственно восприятием и его модальными аспектами. Этот слой назван «картиной мира».

Наиболее глубоким, соотносимым с ядерными структурами образа мира и формируемым при участии понятийного мышления, является третий слой с трудноописуемым устройством структуры, образующийся при «обработке» семантического слоя. Третий слой может быть назван образом мира в узком смысле.

Самая глубокая, третья структура, внемодальна и относительно статична. Второй же слой, картина мира, подвижен, управляется образом мира в узком смысле, а строительный материал поставляет «перцептивный мир» и восприятие.

След взаимодействия с явлением, ситуацией, объектом, зафиксированный в виде отношения к ним, назван смыслом (ситуации, явления, объекта). Системы смыслов у Е.Ю. Артемьевой названы семан-тиками или, акцентируя их индивидуальный характер, субъективными семантиками. Составляющие семантический слой субъективного опыта смыслы классифицированы по основанию раскрытия ими целостного смысла предмета (выделены частичный модальный смысл (представлен в заданной модальности) и полный смысл (образуется в семантическом слое после синтеза модальных смыслов)), по уровням генеза (выделены предсмыслы (образные следы, зафиксированные в модальных свойствах (слой перцептивного мира), смыслы (внутри семантического

слоя) и личностные смыслы (входят в образ мира, составляют части ядерных структур субъективного опыта)).

Носителями семантического значения могут являться, кроме структур естественного языка, также и схемы, формулы, системы символических образов, произведения искусства (архитектуры, литературы, живописи и т. д.).

В связи со структурно-функциональными описаниями субъективного опыта могут быть оценены и интерпретированы различные психолингвистические модели взаимодействия читателя и текста.

Например, Г.И. Богин предлагает трехступенчатую типологию понимания текстов, расположенную иерархически [2].

Низшим уровнем выступает семантизирующее понимание, декодирование единиц текста, выступающих в знаковой функции. Этот первый тип понимания в большинстве случаев актуализируется при нарушении смыслового восприятия текста во время изучения иностранного языка, например, когда читателю встречается «незнакомое слово», подлежащее семантизации.

Второй уровень - когнитивное понимание, возникающее при преодолении трудностей в освоении содержания, т. е. того, что лежит в основе составляющих текст структур, данных читателю в форме тех же самых единиц текста, с которым и сталкивается семантизирующее понимание, понимание стоящего за словами содержания. Нерефлективными аналогами первого и второго уровней являются процессы, имеющие характер незатрудненного смыслового восприятия текста.

На третьей ступени находится распредмечиваю-щее понимание, необходимое при действовании с идеальными реальностями, опредмеченными именно в средствах текста, смысловое понимание художественного произведения как идеального мира идей. «Распредметить», по мнению автора, означает восстановить при обращении рефлексии на текст какие-то стороны ситуации мыследейство-вания автора текста (или восстановить то, во что эти ситуации мыследействования превратились в ходе последующего функционирования текста в обществе; такое восстановление приводит к выявлению или к появлению многогранности понимаемого, что соответствует многоаспектной роли текста в обществе).

Акт третьего уровня понимания может совмещаться с процессами семантизирующего и когнитивного понимания.

Д .А. Леонтьев выделяет 8 видов психологических средств, служащих для воплощения личностных смыслов в структуре художественных произведений и актуализации у читателя определенных эмоциональных состояний, познавательных схем: тематика,

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

хроника, хронотопика, метафорика, семантика, символика, архетипика и архитектоника [7].

Д.А. Леонтьев предложил гипотетическую схему взаимодействия различных факторов в ситуации контакта искусства и личности. Три фактора характеризуют личность (ценностно-смысловая сфера, потребности и художественная компетентность), три - произведение искусства (смысловое содержание, чувственная эстетическая структура и рекламно-информационная оболочка) и три - ситуацию (культурный фон, групповые нормы и конкретная ситуация взаимодействия) [5].

Личность в эмпирической эстетике может быть представлена в трех ракурсах. Во-первых, как объект воздействия (исследования понимания искусства или его влияния на личностные конструкты (например, в категориях классификации В.Ф. Петренко уровней воздействия на семантические структуры личности - от изменения отношения к некоторому объекту до переструктурирования семантического пространства в целом)).

Во-вторых, личность может выступать как независимая переменная, носитель определенных признаков, например, черт личности, типов и уровней компетентности. Художественная (эстетическая) компетентность - способность осознавать в художественной ткани произведения различные по глубине содержательно-смысловые слои. Выделены три аспекта такой компетентности: когнитивная сложность картины мира реципиента, способность к восприятию многомерности и альтернативности; владение специфическими «языками» разных стилей, жанров, видов искусства, позволяющих дешифровать знаковую структуру художественного текста; степень овладения личностью системой операциональных навыков и умений, определяющих ее способность осуществить адекватную тексту деятельность по его распредмечиванию. Разные виды и жанры искусства предъявляют разные требования к уровню художественной компетентности.

Д.А. Леонтьев выделяет третий подход, в котором личность может рассматриваться как субъект. Здесь нужно учитывать факторы, связанные с личностными вкусами, предпочтениями, определенными формами внутренней активности личности (например, когнитивными и метакогнитивными стратегиями и стилями переработки информации о произведении искусства), внутренним миром личности, т. е. смыслами, ценностями, личностными проблемами, психодинамикой, мотивами [5].

В изучении данной проблемы важным и актуальным является и задача определения типов личности, воспринимающих определенным образом литературный текст, и изучения субъективной формы данных образов в плане выявления зависимости их

содержания от индивидуально-типичной формы «образности» внутреннего мира человека.

Рассмотрение особенностей образной сферы в данном контексте, анализ места и роли образных форм отражения в структуре личности, осмысление образного оформления восприятия литературных произведений - еще один важный аспект системного понимания категории психического образа [4].

Художественный текст в качестве опредмечен-ной субъективности показывает опредмеченные реальности сознания, смыслы, коррелятивные со средствами текста. Понимание текста может быть интерпретировано в качестве усмотрения субъективных реальностей при восприятии материальных средств текста. В таком случае психологический анализ текста и его восприятия позволит изучать процессы понимания либо текстов культуры в целом, восходя к герменевтике культуры, либо отдельной разновидности текстов культуры, которая и значима как придающая текстам смыслопонимающее значение.

Проблемным вопросом является место и роль вторичных образов в структуре личности. Ведь являющийся неотъемлемой и значимой частью внутреннего мира человека, существенным компонентом индивидуальности, субъективный мир образов определяет духовное богатство личности. Антропологическое измерение образной сферы является еще одним следствием системного изучения образов и вытекает из необходимости отражения многоаспектности изучаемых явлений.

Однако определяющая роль образа мира по отношению к любой актуальной ситуации восприятия и познания не отрицает процессов уточнения, исправления, изменения, дополнения или даже радикальной перестройки образа мира в целом [3].

Потребность в чтении художественного текста мотивируется желанием познания эстетической формы мира. Сложное смысловое восприятие текста включает в себя ситуативный контекст, эстетическую компетентность реципиента, текстовую форму и образную форму субъективности. Образное сознание, восприятие и мышление читателя направлено на осмысление и интерпретацию литературных артефактов (жанров, текстов).

Личностный смысл произведения, непосредственно связанный с чувственным аспектом его переживания, формирует итоговый результат понимания художественного текста. Авторская интерпретация действительности при этом может быть и принята, и отвергнута читателем на основе собственного мировоззренческого отношения к выхваченной в тексте фрагментарно-целостной части жизни. Итоговый единый результат восприятия художественного текста отражает, преимущественно, процесс пережи-

вания и проявляется в аффективной окраске оценок художественного произведения, в приобретаемом коннотативном значении текста. В переживании возникает художественный образ, формируемый, с одной стороны, на основе воспринимаемой читателем авторской концепции жизненного опыта, отраженной в художественном произведении, с другой стороны, на основании субъективной читательской картины мира, его восприятия действительности и ценностно-смысловых личностных особенностей. Таким образом, переживание предстает как системообразующий фактор выстраивания художественного образа, освоения художественного произведения, включения его в жизненный мир, его глубинные эмоционально-окрашенные и личностно-значимые образные, интуитивные образования. Особенностью этого процесса является иерархическое распределение переживаний художественного текста, создающих в результате вхождения читателя в авторское пространство произведения связанный ряд эмоциональных отражений от базальных (радость, печаль, гнев, страх, спокойствие) до высших духовных (эстетических, этических, религиозных) уровней. То есть основу для формирования художественного образа, роль и функцию первоначального инструмента его конструирования выполняют базальные эмоции. Но с целью рефлексивного анализа первичного эмоционального образа необходима дополнительная работа механизма понимания для осознания формирующегося психического образа. Здесь наиболее важную роль играют механизмы понимания ситуации, определения значительных и несущественных деталей для построения художественной реальности. Основную роль на этом этапе выполняет опыт воспринимающего, характеристики его мышления и субъективного мира. Художественный образ, в свою очередь, онтологизируется наличием глубокого, объемного переживания, отражающего сложную палитру высших чувств. Следовательно, требуемой задачей исследователя является изучение, анализ довольно слабоизученных потенциально возможных вариантов этих высших переживаний [8].

Возникает необходимость в психологических исследованиях восприятия текста в целом, а не его отдельных конкретных элементов и частей, при этом восприятия не только литературоведческого, а того реального рационально и эмоционально ощущаемого опыта, вытекающего из процесса чтения.

Необходимым остается и внимательное обращение к проблеме индивидуальных особенностей вторичных образов, процесса построения субъективной картины воспринимаемых объектов, поскольку каждая из характеристик образа представляет собой индивидуально меняющуюся переменную, параметр многомерной «образной способности» в том или ином ее аспекте.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. - М.: Наука, Смысл, 1999. - 350 с.

2. Богин Г. И. Обретение способности понимать: введение в герменевтику. - М.: Психология и Бизнес ОнЛайн, 2001. - 731 с.

3. Гостев А.А. Актуальные проблемы изучения образного мышления // Вопросы психологии. -1984. - № 1. - С. 114-119.

4. Гостев А.А. Образная сфера личности // Психологический журнал. - 1987. - Т. 8. - № 3. -С. 33-42.

5. Дорфман Л.Я., Мартиндейл К., Петров В.М., Махотка П., Леонтьев Д.А., Купчик Дж. (ред.) Творчество в искусстве - искусство творчества. -М.: Наука, Смысл, 2000. - 552 с.

6. Леонтьев А.А. Образ мира. Избр. психолог. Произведения. - М.: Педагогика, 1983. -С. 251-261.

7. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.

8. Проект Ю.Л. Понимание и переживание стихотворного текста как предмет психологического анализа // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2007. -№ 29. - С. 189-193.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.