Научная статья на тему 'К вопросу восприятия художественного произведения'

К вопросу восприятия художественного произведения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
6157
590
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ФАЗА ВОСПРИЯТИЯ / PERCEPTION / A WORK OF ART / PERCEPTION PHASE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лхамцэрэн Болд

Статья посвящена проблеме восприятия художественного произведения. Восприятие художественного произведения делится на разные фазы: предкоммуникативная, коммуникативная, посткоммуникативная и т. д. Все фазы являются взаимопроникающими, взаимосвязанными, взаимообусловленными и не могут существовать одна без другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problem of work of art perception

The article is devoted to the problem of work of art perception. The perception of a work of art is divided into different phases: pre-communicative, communicative, post-communicative, etc. All the phases are interpenetrating, interconnected and cannot exist without each other.

Текст научной работы на тему «К вопросу восприятия художественного произведения»

нарушить ее целостность, а значит, психологически здорова. При этом в современных образовательных условиях данная проблема продолжает оставаться за пределами должного внимания со стороны администрации, педагогов, медицинских работников. Между тем речь должна идти о целенаправленной, комплексной программе помощи и поддержки педагогу в достижении и сохранении вершин психологического здоровья.

Таким образом, проблема психологического здоровья в рассмотрении научно-практической публикации задана: психолого-

акмеологическая наука рассматривает психологическое здоровье как высший уровень развития личности, как средство прогрессивных личностных и профессиональных достижений и полноценной самореализации педагога. Однако еще не намечены основные пути, принципы исследования, не разработан должный категориальный аппарат, и сама категория «психологическое здоровье» не насыщена эмпирическим содержанием.

Глубокое и полное раскрытие феномена «психологическое здоровье педагога» позволит выработать общую стратегию исследо-

вания, разработать концептуальную модель развития психологического здоровья педагога, определить адекватные психолого-акмео-логические технологии его достижения. Это является предметом нашего дальнейшего научно-практического поиска.

1. Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2006.

2. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. СПб., 2006.

Поступила в редакцию 11.09.2008 г.

Sysoeva S.A. Teacher’s psychological health as a problem of teacher’s psychological-acmeological theory and practice. In her work S.A. Sysoeva analyzes theoretical and practical approaches of the Russian and foreign psychologists, scholars, practicing teacher’s career counseling and researching the phenomenon of “psychological health”, including teachers of comprehensive schools. The author also introduces her point of view concerning the teacher’s psychological health.

Key words: scientific approach to psychological health research, mental health, teacher’s psychological health.

К ВОПРОСУ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Болд Лхамцэрэн

Статья посвящена проблеме восприятия художественного произведения. Восприятие художественного произведения делится на разные фазы: предкоммуникативная, коммуникативная, посткомму-никативная и т. д. Все фазы являются взаимопроникающими, взаимосвязанными, взаимообусловленными и не могут существовать одна без другой.

Ключевые слова: восприятие, художественное произведение, фаза восприятия.

В теоретическом осмыслении проблемы восприятия искусства главную роль сыграли фундаментальные работы по психологии искусства Р. Арнхейма, М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона, где проблематике взаимодействия произведения искусства с его реципиентом уделено серьезное внимание.

Восприятие искусства - это особое физиологическое и психологическое состояние человека при общении с искусством. Оно насыщенно разнообразными переживаниями,

ценностно-значимым для человека духовным состоянием. В процессе художественного восприятия участвуют: 1) объективная, реальная сторона, т. е. само произведение искусства; 2) субъективная, т. е. человек с его способностями, опытом, культурой.

Р. Арнхейм, рассматривая восприятие искусства как познавательный процесс, указывал, что это не пассивный, содержательный акт, а творческий, активный процесс. Художественное восприятие не является «механическим регистрированием сенсорных элементов, оно оказывается поистине твор-

ческой способностью мгновенного схватывания действительности, способностью образной, проницательной, изобретательной и прекрасной» [1]. На его характер и результат оказывают влияние внеперцептивные факторы, такие как раннее приобретенные знания, индивидуальные особенности субъекта восприятия, эмоциональное отношение к объекту художественного изображения.

В психологической литературе можно выделить два подхода к пониманию сущности восприятия искусства - деятельностный (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, С. Л. Рубинштейн) и личностный (Б.Г. Ананьев).

Представители деятельностного подхода во многом опирались на идеи Л.С. Выготского. По его мнению, общее направление в изучении художественного восприятия заключается в переходе от формы художественного произведения через функциональный анализ ее элементов и структуры к воссозданию эстетического переживания и установлению общих законов [2]. Он писал, что художественное восприятие - это своего рода «творческая деятельность», «сложная и трудная умственная работа». И также художественное произведение воспринимается посредством сложнейшей внутренней деятельности, в которой смотрение и слушание являются только первым моментом, толчком, основным импульсом. Моменты чувственного восприятия раздражений - только необходимые первичные толчки для пробуждения более сложной деятельности. Эта особая деятельность, связанная с эстетическим раздражителями, и составляет природу эстетического переживания.

А.Н. Леонтьев полагал, что сознание и отражаемый им мир связаны друг с другом реальными и содержательными процессами, в результате которых происходят превращения, «переходы» объективной реальности в факт сознания, как и обратный переход факта сознания, идеи, в действительность. Формой, посредством которой осуществляются такие взаимопереходы, включая взаимопере-ходы значения и смысла, является деятельность. А с точки зрения С. Л. Рубинштейна [3], личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Деятельность определяется своим объектом

не прямо, а через внутренние, специфические закономерности (цели, мотивы).

Личностный подход в рассмотрении взаимодействия искусства и личности центрирует основное внимание как на взаимодействии средств и видов искусства, так и на роли смысловых, мотивационных характеристик индивидуальности человека. Индивидуальное развитие Б. Г. Ананьев рассматривал как внутренне противоречивый процесс, зависящий от действия множества факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности и т. п.

Уровень развития художественного восприятия, по мнению П.М. Якобсона [4], определяется жизненным опытом, знаниями воспринимающего субъекта; фондом художественных впечатлений; сложившимися привычками; стереотипами, приобретенными в процессе жизни.

В.Б. Блок полагает, что «художественное восприятие - это, безусловно, вид творческой активности, а входящее в его состав сопереживание, поскольку оно происходит с большим участием конструктивного воображения - разновидность той же активности» [5].

Наибольший интерес для данного исследования представляют работы, раскрывающие психологические механизмы художественного восприятия. Этой проблемой занимались В.М. Аллахвердов [6], Л.Л. Бочкарев [7], П.М. Якобсон [4], С.Х. Раппопорт [8], Е.П. Крупник [9], Е.В. Белоногова [10] и др. Часть из исследований посвящена отдельным видам искусства (живописи, скульптуре, кино, музыке, художественной литературе и т. д.).

Все исследователи сходны в одном: они отмечают разные уровни процесса восприятия, т. е. наличие у этого процесса определенных стадий, этапов. Исследователи выделяют в целом несколько фаз в процессе восприятия художественного произведения.

Д.А. Леонтьев, взяв за основу схему С.Х. Раппопорта, подробно рассматривает психологические механизмы художественного восприятия и выделяет основные его этапы:

1) предкоммуникативная стадия общения с искусством (акт выбора конкретного произведения и частная установка, бессознательная настройка на «волну данного произведения»);

2) коммуникативная стадия (физический контакт в его чувственно-материальной

форме и встречная деятельность сознания, подсознательная переработка и переструкту-рирование произведения);

3) стадия вхождения реципиента в действительность художественного произведения (предварительная эмоция и вхождение в произведение на основе механизмов уподобления, идентификации);

4) стадия переработки содержания и реконструкции мира произведения («встречная» деятельность, результатом которой выступает понимание смыслового содержания произведения через внутреннее его воссоздание);

5) стадия художественного переживания (диалог двух ценностно-смысловых миров - мира личности и мира произведения). В процессе художественного переживания осуществляется внутренняя перестройка ценностно-смысловой организации личности в направлении обогащения и усложнения;

6) стадия оценки произведения (интегральный результат деятельности человека по восприятию, пониманию и усвоению смыслового содержания произведения художественной культуры). Оценка дает возможность выявить, состоялось ли художественное восприятие произведения как событие жизни личности, нашла ли реализацию в контакте человека с художественной культурой основная функция художественной культуры - функция обогащения смысловой перспективы культуры личности [11].

Е.П. Крупник исследует художественное сознание через эти три фазы отношения к искусству. Художественное сознание личности в его книге «Психологическое воздействие искусства» рассматривается с двух сторон: 1) с феноменологической, в которой определяются основные структурные «образующие» и их функции относительно друг друга: эмпатия и отчуждение, явный и метафорический план, «прогрессивная» и «регрессивная» тенденции сознания; 2) с операциональной, в которой выделены три коммуникативные фазы, реализующие процесс отношения личности к искусству: предкомму-никативная фаза (художественно-психологические установки), коммуникативная фаза (восприятие произведения искусства) и по-сткоммуникативная фаза (оценка художественного произведения) [12].

По мнению Е.П. Крупника, предкомму-никативная фаза - эта фаза отношения к искусству, представляющая особую систему установок и «ожиданий», включающая в себя метакоммуникацию по поводу искусства, в процессе которой формируется художественно-психологическая установка личности. И также в сфере этой фазы рассматривается эстетический и художественный идеал личности. Е.П. Крупник отмечает, что «существенной особенностью художественного идеала является его организующая, активная, творческая функция, позволяющая его носителям духовно осваивать и «перерабатывать», изменять мир». А эстетический идеал формируется двумя собирательными потоками:

1) главной социальной психологической проблемной ситуацией среды (ее содержательной структурой) и 2) внутренней тенденцией искусства при любых обстоятельствах находить возможности к гармонизации отношений человека с миром [12, с. 69].

Специфику коммуникативной фазы автор рассматривает в сфере трех основных типов восприятия. Первый тип - нецелостного художественного восприятия, которому свойственно восприятие «смысла» вне формы. Не обладая чувствительностью к форме, представители этого типа выделяют те детали формы, которые оказываются созвучными усвоенным ими нормам восприятия искусства независимо от того, находятся ли эти детали формы в центре или на периферии замысла художника. Второй тип - «эстетский» тип восприятия. Усвоив представление о важности оценки формы и не обладая способностью образного видения, эти реципиенты оказываются «формалистами», у них представление об искусстве как образном познании и образной информации сталкивается с неразвитостью образного видения. Третий тип - высокий тип художественного восприятия - базируется на способности личности к интегрированному мировосприятию, к гармонии чувства и разума при контакте с миром.

Что касается последней фазы, по мнению автора, посткоммуникативная фаза отношения личности к искусству включает в себя формирование и формулирование определенной системы критериев оценивания произведения искусства. В результате этой фазы формируется, во-первых, тот личностный смысл, который открывается для личности в

произведении искусства, причем на одном полюсе оценочного отношения смысл может совпадать с общественно принятыми критериями оценки, а на другом - смысл произведения совпадает с индивидуальными предпочтениями. Во-вторых, формируются критерии художественной ценности произведения: ориентация только на «натуральный» смысл произведения искусства лишает отношение к искусству его художественной специфики.

В своей книге «Проблемы художественного творчества: от художника к зрителю»

С.Х. Раппопорт рассматривает три фазы художественного восприятия: предкоммуника-тивная, коммуникативная и посткоммуника-тивная.

Предкоммуникативная фаза (предварительная) подготавливает общую апперцепцию, без которой невозможно постижение художественного произведения.

В коммуникативной фазе складываются психофизиологический, идеомоторный и промежуточный, «осведомляющий» и «суггестивный» слои художественного восприятия, протекает синтез обретенных наблюдений и переживаний в целостную модель действительности, завязываются собственные раздумья зрителя, слушателя, читателя о жизни и ее оценки.

Посткоммуникативная фаза представляет собой переживание полученного впечатления, где реципиент посредством внутреннего монолога, бесед с другими людьми продолжает постижение обретенных им образов действительности и осмысление своих жизненных наблюдений в их свете [8, с. 219-227].

В сфере читательского интереса В. А. Бородина выделяет три фазы в процессе читательской деятельности: мотивационно-по-

буждающую, процессуально-результативную и результативно-оценочную [13]. Автор считает, что мотивационно-побуждающая фаза формируется в зависимости от социальнодемографических данных читателя, его социального статуса и жизненной позиции. В качестве мотивационно-побуждающего фактора может выступать и объект деятельности -текст и его автор, а также общение с другими читателями, их мнение о прочитанном. Доминирующим компонентом здесь является потребность.

Специфика процессуально-результативной фазы, по его мнению, определяется отноше-

нием «мотив-цель», организующим всю систему психических процессов и состояний, включенных в деятельность, а также рядом других факторов: уровнем знаний читателя и автора текста; уровнем речевых умений и навыков - как читателя, так и автора текста; эмоционально-волевыми характеристиками читателя, психофизиологическими особенностями чтения, условиями в которых осуществляется чтение: степенью организованности внимания и т. д.

В последней фазе происходит оценка содержания текста и самого результата, степени достижения поставленной цели. Оценка результата читательской деятельности способствует корректировке процессуальнорезультативной фазы, оптимизации динамики психических и психофизиологических механизмов. Результат чтения оказывает влияние на познавательно-эстетическую и профессиональную сферу деятельности и, в свою очередь, воздействует на мотивацион-но-побуждающую фазу читательской деятельности.

Рассматривая психологические особенности потребности в музыке Г.С. Тарасов выделяет три уровни: 1) потребность эмоционально-контактного уровня; 2) потребность перцептивно-познавательного уровня;

3) потребность уровня интеллектуальноконструктивного [14]. Каждый нижележащий уровень сохраняет свое действие на всех вышележащих.

В сфере художественной коммуникации П.Ф. Кравчук, С.А. Толкушева [15] полагают, что система «художник - произведение -аудитория» представлена следующим образом: художник осмысливает действительность, творчески воссоздает ее явления и процессы, используя средства выражения художественной идеи и воплощая ее в произведении. Художественное произведение является отражением действительности с помощью знаковой системы, несущей художественную информацию. Аудитория и восприятие художественного произведения являются завершающим звеном художественной коммуникации. В свою очередь, восприятие включает:

1) рождающее смысл взаимодействие личности реципиента (зрителя) и текста;

2) расшифровку знаковой системы и постижение смысла художественного текста;

3) интерпретацию смысла;

4) оценку произведения.

Таким образом, позиции многих исследователей согласуются с тем, что все фазы являются взаимопроникающими, взаимосвязанными, взаимообусловленными и не могут существовать одна без другой.

1. Арнхейм Р. Новые очерки психологии искусства. М., 1974. С. 20-21.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1998. С . 33.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. С. 76.

4. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М., 1964. С. 75.

5. Блок В.Б. Сопереживание и сотворчество // Психология художественного творчества. Мн., 2003. С. 477.

6. Аллахвердов В. М. Психология искусства. СПб., 2001.

7. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М., 1997.

8. Раппопорт С.Х. Проблемы художественного творчества: от художника к зрителю. М., 1978.

9. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. М., 2001.

10. Белоногова Е.В. Индивидуальные стратегии восприятия живописи: дис. ... канд. псих. наук. М., 2003.

11. Леонтьев Д.А. Произведение искусства и личность: психологическая структура и взаимодействия // Художественное творчество и психология. М., 1991. С. 53.

12. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. М., 2001. С. 68.

13. Бородина В.А. Читательская деятельность: теоретический аспект // Психология чтения и проблемы типологии читателей. Л., 1984. С. 13.

14. Тарасов Г.С. Психология музыкальной потребности (на материале классического музыкального искусства): автореф. дис. ... д-ра искусствовед. М., 1991. С. 42.

15. Кравчук П.Ф., Толкушева С.А. Искусство в системе социальной коммуникации // Вопр. культурологии. 2007. № 8. С. 35-37.

Поступила в редакцию 8.09.2008 г.

Lkhamtseren B. On the problem of work of art perception. The article is devoted to the problem of work of art perception. The perception of a work of art is divided into different phases: pre-communicative, communicative, post-communicative, etc. All the phases are interpenetrating, interconnected and cannot exist without each other.

Key words: perception, a work of art, perception phase.

ДИАГНОСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАТЕРИНСТВЕ У МОЛОДЫХ ЖЕНЩИН РАЗНЫХ ЭТНОСОВ (НА ПРИМЕРЕ ЖЕНЩИН РУССКОГО ЭТНОСА И ЖЕНЩИН НАРОДОВ ДАГЕСТАНА)

И.В. Рамазанова

Материнство - уникальный объект психологических исследований, представления о котором последнее время претерпели существенные изменения. Представления о материнстве как ценности, возникая в процессе жизнедеятельности субъекта, обусловлены национальной и культурной принадлежностью. В качестве источника содержания представлений выступают внутренние условия личности как ценности. Ценность материнства является значимой при непосредственной включенности женщины в осуществление деятельности материнства.

Ключевые слова: представления о материнстве, этнос, идеальная женщина, образ матери, рождение и воспитание детей, ценность, традиции, материнская любовь, детский опыт, внутриличностный конфликт, значимость семьи, смысл жизни.

Материнство - уникальный объект психологических исследований, представления о котором последнее время претерпели существенные изменения. Произошло смещение акцентов с материнства как ухода за ребен-

ком на материнство - внутреннее личностное образование женщины.

Представления о материнстве, возникая в процессе жизнедеятельности субъекта, будут обусловлены социокультурным контекстом развития; выполняют регуляционную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.