Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ МЕТОДОВ В ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗАХ НА ПРИМЕРЕ ТЕХНИКИ ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА'

ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ МЕТОДОВ В ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗАХ НА ПРИМЕРЕ ТЕХНИКИ ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / АЛЬТЕРНАТИВА / МАССАЖ / ТОЧКИ / УТОМЛЕНИЕ / СТРЕСС / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клюкина Н.А., Щенкова И.П.

В статье будет рассматриваться тема введения нетрадиционных методов проведения занятий по предмету «Физическая культура и Спорт», повышение интереса у студентов к занятиям, оптимизация оздоровительной деятельности на примере изучения, как альтернативы, техники точечного массажа для снятия напряжения, стресса и физической усталости у студентов при помощи воздействия на определенные точки на теле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клюкина Н.А., Щенкова И.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF INTRODUCING AND OPTIMIZING ALTERNATIVE METHODS IN PHYSICAL EDUCATION LESSONS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS ON THE EXAMPLE OF ACUTE MASSAGE TECHNIQUE

The article will consider the topic of introducing non-traditional methods of conducting classes on the subject "Physical Culture and Sports", increasing students' interest in classes, optimizing recreational activities on the example of studying, as an alternative, acupressure techniques to relieve tension, stress and physical fatigue in students with the help of impact on certain points on the body.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ МЕТОДОВ В ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗАХ НА ПРИМЕРЕ ТЕХНИКИ ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА»

ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ МЕТОДОВ В ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗАХ НА ПРИМЕРЕ ТЕХНИКИ

ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА

Н.А. Клюкина, старший преподаватель И.П. Щенкова, старший преподаватель

Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-2-2-34-38

Аннотация. В статье будет рассматриваться тема введения нетрадиционных методов проведения занятий по предмету «Физическая культура и Спорт», повышение интереса у студентов к занятиям, оптимизация оздоровительной деятельности на примере изучения, как альтернативы, техники точечного массажа для снятия напряжения, стресса и физической усталости у студентов при помощи воздействия на определенные точки на теле.

Ключевые слова: оптимизация, мотивация, альтернатива, массаж, точки, утомление, стресс, студент.

Ритм жизни современного студента, его интересы и запросы, значительно отличается от жизни прошлых поколений молодежи, большой объем учебной нагрузки, низкая двигательная активность, нервно-эмоциональное напряжение оказывают неблагоприятное влияние на работоспособность, эмоциональную сферу и на здоровье студентов [1]. Пандемия и дистанционное образование только усилили негативное воздействие.

Занятия физической культурой обычно проходят однообразно, из-за чего интерес студентов к занятиям падает, а скука - это главный враг образовательного процесса. Обоснование и внедрение в практику новых форм физической активности и теоретических знаний повысит заинтересованность, а альтернативные нетрадиционные навыки, помогут снять напряжение, усталость и различные виды боли, депрессивные состояния у студентов вовремя учебы и сессии. Поиск решения данной проблемы, привел меня к необходимости осмыслить свой педагогический опыт. Выяснилось, что в научно-методических

изданиях, различных исследованиях практически нет комплексов направленных на обучение студентов правилам гигиены своего здоровья. Необходимо больше включать в учебный план занятий, направленных на изучение приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу.

Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать интерес у студентов к занятиям, оптимизировать их оздоровительную деятельность, увеличивать их положительный фон и отсутствием методики проведения этих занятий.

В целях ознакомления с этой проблемой у студентов старших курсов, 96 человек, был проведен небольшой опрос:

1. Интересны, ли Вам традиционные занятия физической культурой, если нет, то почему?

2. Хотели, ли вы изучать нетрадиционные оздоровительные техники, если да, то какие?

3. Знакомы ли Вы с техниками точечного массажа и самомассажа?

Ответы представлены на рисунке 1.

1. Интересны, ли Вам традиционные занятия физической культурой, если нет, то почему?

19%

81%

2. Хотели, ли вы изучать нетрадиционные оздоровительные техники, если да, то какие?

42%

58%

| Да ■ Нет

3. Знакомы, ли Вы с техниками точечного массажа и самомассажа?

9%

91%

| Да ■ Нет

| Да ■ Нет

Рис. 1. Ответы на анкетирование

Анализ анкетирования выявил следующее:

Большая часть студентов не интересуют занятия физической культурой, так как из 96 человек, 78 ответили отрицательно, а это 81%, они аргументируют это тем, что занятия скучны и однообразны. Многие заинтересованы в нетрадиционных оздоровительных техниках и выделяют в приоритете изучения йогу и ушу. Так же анкетирование показало, что мало кто знаком с техникой точечного массажа и самомассажа.

В качестве эксперимента, с студентами группы ААб-31 Пермского Аграрно-Техно-логического Университета, было проведено методико-практическое занятие «Обучение точечному массажу»:

Точечный массаж - древнейший восточный метод лечения, который берет начало с современных восточных стран. Такой массаж имеет также много общего с иглоукалыванием, так как и воздействие иглой и надавливание пальцем на те или иные точки, восстанавливают нарушенные функции и улучшают состояние больного. Но

иглоукалывание должны выполнять люди с медицинским образованием, потому что воздействия иглой на точки без должных знаний можно причинить вред. В случае с точечным массажем проще, так как если та или иная точка будет выбрана ошибочно мы не нанесем ущерб нашему здоровью [2].

Цель занятия: научить технике владения точечному массажу.

Оборудование: проектор, слайды.

Ход занятия:

1. Преподаватель сообщает цель, задачи и структуру занятия, показывает изучаемые точки и правильную постановку пальцев.

2. Студенты пробуют найти предложенные точки, рассказывают о своих ощущениях.

3. Студенты записывают краткое содержание методики точечного массажа.

4. Обсуждение итогов занятия:

Занятие вызвало огромный естественный живой интерес у студентов, от них поступило предложение продолжить изучение данной темы, опробовать и другие нестандартные формы занятий.

5. По итогу обсуждения студентам дано домашнее задание:

Выучить и уметь находить основные точки для снятия головной боли, состояния тревожности, улучшения сна, умственного и мышечного напряжения, а также для снятия напряженного эмоционального состояния.

Для изучения были выбраны следующие точки:

1. Точка GB 20 ("ворота сознания"). Эта тока симметричная, она расположена во

впадинах между большими вертикальными мышцами шеи под основанием черепа (рис. 2) [3, 4].

2. Точка В 2 ("сверлящий бамбук"). Данная точка симметричная, она находится в глазных впадинах возле внутреннего края бровей (рис. 2) [3, 4].

Данные точки помогают снять головную боль, раздражительность, усталость глаз и снять напряжение мышц шеи.

Рис. 2. Точки воздействия для снятия головной боли

3. Точка В 38 ("Жизненная диафрагма"), она располагается на линии сердца между позвоночным столбом и лопаткой (рис. 3) [3, 4].

4. Точка В 10 ("божественный столб"). Располагается ниже основания черепа на 1,5 см по обе стороны от позвоночного

столба (на расстоянии 1 см), расположение точки представлено на рисунке 3 [3, 4].

Точки В 38 и В 10 помогаю при депрессивном состоянии и снимают эмоциональное напряжение, но стоит помнить, что при длительной депрессии необходимо посещение врача.

Также предлагается изучить точки, которые помогают снять боль в мышцах после тренировки:

5. Точка В 54 («управляющая середина»), расположена на задней поверхности ноги в центре под коленом (рис. 4) [3,

4].

6. Точка В 53 («управляющая деятельность»), находится на внешней части колена, во впадине, образующейся при сгибе сустава (рис. 3) [3, 4].

7. Точка St 36 («точка трех миль»), находится под коленной чашечкой в сторону внешней части кости (рис. 4). Массаж

такой точки укрепит мышцы и улучшит общее состояние организма [3, 4].

Рис. 4. Точки воздействия точки для снятия боли в мышцах после тренировки

Но прежде, чем приступить к массажу необходимо правильно выбрать нужную точку.

Для того чтобы правильно найти месторасположение тех или иных точек, прежде всего необходимо определить индивидуальный «цунь».

«Цунь» - пропорциональные отрезки, размер которых зависит от расстояния между концами складок согнутого среднего пальца (рис. 5), у женщин она определяется на правой руке, у мужчин на левой.

Рис. 5. Нахождение точки «Цунь»

Итак, чтобы определить, где находится определенная точка, нужно разделить все части тела на несколько цуней. Найти ту или иную точку помогут также следующие правила:

1. Точка находится, как правило, на границе данных отрезков.

2. Чаще всего она совпадает с углублением, которое можно нащупать пальцем.

Самое важное в точечном массаже - это правильное положение пальцев. Для различных участков тела и воздействие на ту или иную точку положение пальцев может быть различным, как показано на рисунке 6.

Рис. 6. Положение пальцев при выполнении точечного массажа

Вывод:

Проведенное занятие показало, что студентам необходимо включать нестандартные формы обучения, это активизирует их творческую деятельность, способствует повышению познавательной и двигательной активности. Полученные знания на элективных курсах по физической культуре об основах точечного массажа студент сможет применять самостоятельно, не навредив своему здоровью. Эта информация доступная и очень полезная. На нашем теле около

365 точек для массажа и было бы интересно изучить как можно больше точек, ведь с помощью точечного массажа можно снять симптомы большинства болезней и травм, улучшить свое эмоциональное состояние, состояние тревоги во время сессии, нарушения сна, повышения работоспособности. Таким образом, в результате применения таких форм, студенты получают интеллектуальную удовлетворенность, заинтересованность предметом, устойчивую мотивацию к занятиям физической культурой.

Библиографический список

1. Бобылева Т.А. Средства психофизической культуры и нетрадиционных методов оздоровления в физическом воспитании студентов специальной медицинской группы. - УГТУ УПИ, 2000. - С. 50-53.

2. Лувсан Г. Традиционные и современные аспекты восточной медицины. - М.: Московские учебники и картолитография, 2000. - 400 с.

3. Пак Ву. Су Джок для всех. - М.: Су Джок Академия, 1996. - 112 с.

4. Гэш М. Точечный массаж. Надежный способ избавиться от физической боли, уменьшить стресс и снять напряжение / М. Гэш, Б. Хеннинг. - М.: АСТ, Астрель, Кладезь, 2009. - 304 с.

THE PROBLEM OF INTRODUCING AND OPTIMIZING ALTERNATIVE METHODS IN PHYSICAL EDUCATION LESSONS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS ON THE EXAMPLE OF ACUTE MASSAGE TECHNIQUE

N.A. Klyukina, Senior Lecturer I.P. Shchenkova, Senior Lecturer

Perm State Agrarian and Technological University named after D.N. Pryanishnikova (Russia, Perm)

Abstract. The article will consider the topic of introducing non-traditional methods of conducting classes on the subject "Physical Culture and Sports", increasing students' interest in classes, optimizing recreational activities on the example of studying, as an alternative, acupressure techniques to relieve tension, stress and physical fatigue in students with the help of impact on certain points on the body.

Keywords: optimization, motivation, alternative, massage, points, fatigue, stress, student.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.