Научная статья на тему 'ЭКСПРЕСС-ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ В ДИНАМИКЕ УЧЕБНОГО ДНЯ'

ЭКСПРЕСС-ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ В ДИНАМИКЕ УЧЕБНОГО ДНЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
118
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИМУЛЯЦИЯ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / СРОЧНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СТУДЕНТЫ СПОРТСМЕНЫ / ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ / stimulation / recovery / performance / urgent effectiveness / student-athletes / acupressure

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Полиевский С.А., Беличенко О.И., Цой Е.В., Маркарян В.С.

Целью исследования явилась оценка значимости для состояния организма и перенесения учебных нагрузок экспресс - методов восстановления работоспособности студентов спортивных вузов в динамике учебно - тренировочного дня. Проводилось анкетирование, определение кожно - гальванической реакции и уровня физиологического тремора. В работе использованы не медикаментозные и без приборные экспресс - средства и методы срочного восстановления работоспособности - точечный массаж особых точек на пальцах, ладони и ушной раковине. Результаты и их обсуждение. Проведено изучение студентами арсенала экспресс - средств и упражнений. Рекомендованы в качестве основных стимулирующих работоспособность в процессе лекционных, семинарских и практических занятий специальные упражнения и приёмы. Они как простой немедикаментозный метод способствовали улучшению функционального состояния, снятию нервно - эмоционального утомления. Студенты отметили их высокую эффективность и мгновенный эффект (наступает через несколько минут, иногда секунд), доступность и простоту. В результате применения восточных техник отмечена положительная динамика восстановления функционального состояния, работоспособности и самочувствия студентов. Заключение. С учётом результатов приведенных исследований разработано первое в РФ наглядное пособие по оздоровлению студентов с учётом требований дистанта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPRESS RESTORATION OF THE WORKING CAPACITY OF STUDENTS-ATHLETES IN THE DYNAMICS OF THE STUDENT DAY

The research purpose was to assess the significance for the state of the body and the transfer of training loads of express methods of restoring the performance of students of sports universities in the dynamics of the training day. A questionnaire survey was conducted to determine the skin - galvanic reaction and the level of physiological tremor. The work uses non - medical and non - instrument express means and methods of urgent recovery of working capacity - acupressure of special points on the fingers, palm and auricle. Results. The students studied the arsenal of express tools and exercises. Special exercises and techniques are recommended as the main ones that stimulate performance in the course of lectures, seminars and practical classes. They, as a simple non - drug method, helped to improve the functional state, relieve nervous and emotional fatigue. The students noted their high efficiency and instant effect (occurs in a few minutes, sometimes seconds), accessibility and simplicity. As a result of the use of oriental techniques, a positive dynamics of the restoration of the functional state, efficiency and well - being of students was noted Conclusion. Taking into account the results of these studies, the first visual aid for improving students ' health in the Russian Federation was developed, taking into account the requirements of distance learning.

Текст научной работы на тему «ЭКСПРЕСС-ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ В ДИНАМИКЕ УЧЕБНОГО ДНЯ»

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2021 - Vol. 28, № 3 - P. 40-44

УДК: 61 DOI: 10.24412/1609-2163-2021-3-40-44

ЭКСПРЕСС-ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ В ДИНАМИКЕ

УЧЕБНОГО ДНЯ

С.А. ПОЛИЕВСКИЙ, О.И. БЕЛИЧЕНКО, Е.В. ЦОЙ, В.С. МАРКАРЯН

ГБОУ ВО «Российский Государственный Университет Физической Культуры, Спорта, Молодежи и Туризма (ГЦОЛИФК)» Министерства спорта РФ, Сиреневый бульвар, д. 4, г. Москва, 105122, Россия

Аннотация. Целью исследования явилась оценка значимости для состояния организма и перенесения учебных нагрузок экспресс-методов восстановления работоспособности студентов спортивных вузов в динамике учебно-тренировочного дня. Проводилось анкетирование, определение кожно-гальванической реакции и уровня физиологического тремора. В работе использованы не медикаментозные и без приборные экспресс-средства и методы срочного восстановления работоспособности -точечный массаж особых точек на пальцах, ладони и ушной раковине. Результаты и их обсуждение. Проведено изучение студентами арсенала экспресс-средств и упражнений. Рекомендованы в качестве основных стимулирующих работоспособность в процессе лекционных, семинарских и практических занятий специальные упражнения и приёмы. Они как простой немедикаментозный метод способствовали улучшению функционального состояния, снятию нервно-эмоционального утомления. Студенты отметили их высокую эффективность и мгновенный эффект (наступает через несколько минут, иногда секунд), доступность и простоту. В результате применения восточных техник отмечена положительная динамика восстановления функционального состояния, работоспособности и самочувствия студентов. Заключение. С учётом результатов приведенных исследований разработано первое в РФ наглядное пособие по оздоровлению студентов с учётом требований дистанта.

Ключевые слова: стимуляция, восстановление, работоспособность, срочная эффективность, студенты-спортсмены, точечный массаж.

EXPRESS RESTORATION OF THE WORKING CAPACITY OF STUDENTS-ATHLETES IN THE DYNAMICS OF THE

STUDENT DAY

S.A. POLIEVSKY, O.I. BELICHENKO, E.V. CHOI, V.S. MARKARYAN

State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism (GTsOLIFK)' of the Ministry of Sports of the Russian Federation, Sirenevy Boulevard, 4, Moscow, 105122, Russia

Abstract. The research purpose was to assess the significance for the state of the body and the transfer of training loads of express methods of restoring the performance of students of sports universities in the dynamics of the training day. A questionnaire survey was conducted to determine the skin-galvanic reaction and the level of physiological tremor. The work uses non-medical and non-instrument express means and methods of urgent recovery of working capacity - acupressure of special points on the fingers, palm and auricle. Results. The students studied the arsenal of express tools and exercises. Special exercises and techniques are recommended as the main ones that stimulate performance in the course of lectures, seminars and practical classes. They, as a simple non-drug method, helped to improve the functional state, relieve nervous and emotional fatigue. The students noted their high efficiency and instant effect (occurs in a few minutes, sometimes seconds), accessibility and simplicity. As a result of the use of oriental techniques, a positive dynamics of the restoration of the functional state, efficiency and well-being of students was noted Conclusion. Taking into account the results of these studies, the first visual aid for improving students ' health in the Russian Federation was developed, taking into account the requirements of distance learning.

Keywords: stimulation, recovery, performance, urgent effectiveness, student-athletes, acupressure.

Введение. Информационное обеспечение студента-спортсмена, знания о средствах минимизации симптомов утомления и повышения работоспособности в состоянии усталости, обучение умениям и навыкам поддержания оптимума функционального состояния в динамике учебного дня студентов-спортсменов представляется актуальными как компоненты самооздоровления и саморегуляции [5,12,14-17].

Каждый третий студент-спортсмен РГУФКСМиТ уже находится в состоянии предболезни [5]. Психофизиологический статус (или функциональное состояние) студента-спортсмена в динамике учебного дня (на учебных занятиях) понижен, что может привести к проявлениям синдрома хронической усталости [10].

Это тревожные данные для физкультурного вуза, при отборе в который предъявляются повышенные

требования к состоянию физического здоровья.

Поэтому наряду со средствами, обладающими кумулятивно-пролонгированным, длительным эффектом интерес представляют стимуляторы-восстановители, отличающиеся экспресс-оздоровительным эффектом.

Представляет интерес вопрос: применять ли экспресс-средства восстановления (ЭСВ) в комплексе, по показаниям, в момент появления конкретного выраженного симптома утомления, или в фиксированные интервалы времени?

Результаты экспериментов по проблеме. Прежде всего для внедрения ЭСВ и стимуляции работоспособности в динамике учебного дня нужно знать время наступления утомления.

ВЕСТНИК НОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ - 2021 - Т. 28, № 3 - С. 40-44 JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2021 - Vol. 28, № 3 - P. 40-44

Исследования проведены на студентах ГЦОЛИФК факультета физической культуры.

Было проведено анкетирование 25 студентов-спортсменов.

24,0% студентов отметили ухудшения самочувствия, с 3-го часа работы (конец 2-го); 36,0% - в конце 5-го часа и 40% респондентов - в конце 4-го часа работы.

Усталость мышц спины отметили 36,0% респондентов уже к концу 3-го часа работы, а еще 64,0% обратили на это внимание в конце 5-го часа. Ухудшение процесса мышления начиная с 4-го часа отмечают 100% опрошенных. Таким образом, начиная с 5 часа учебного процесса можно рекомендовать средства восстановления.

Проведен также пилотный опрос студентов РГУФКСМиТ (42 опрошенных студента 4-го курса) о применении ими средств восстановления (СВ) в процессе занятий.

Из общего массива опрошенных всего 7 студентов применяли СВ, да и то нерегулярно, хотя нужду в этом отметили 29 человек.

Большинство (27 студентов) хотят использовать СВ со срочным эффектом, и 21 студент согласен их использовать, если они эффективны, кратковре-менны, просты и доступны.

Далее был проведен анализ и определена возможность использования в процессе учебно-тренировочного дня студента-спортсмена различных немедикаментозных оздоровительных средств, характеризующиеся быстрым эффектом прежде всего в виде массажа особых точек на пальцах, ладони и ушной раковине, некоторых дополнительных приёмов рефлексотерапии [1,3,4,6-10].

Студенты были ознакомлены с рекомендуемыми методиками, им были доложены их возможности и особенности воздействия на организм, после чего был с пояснениями специалиста просмотр презентации (рисунки, фотографии и описания отобранных предварительно стимулирующих 14 точек массажа).

Затем выявлялась эффективность отдельных упражнений для улучшения работоспособности и самочувствия с целью перспективности использования.

Для этого студентам были розданы Дневники выполнения мероприятий по оздоровлению и стимуляции работоспособности и самочувствия (табл. 1) и схемы оценки влияния элементов экспресс-методов восстановления работоспособности (табл. 2) с заданием их изучения, апробации и использования.

Всего в эксперименте участвовало 13 студентов. По заданию им нужно было в течении двух недель выполнять упражнения специального комплекса состоящего из предложенных 14 упражнений, фиксировать каждое выполненное задание в анкетах, оценить свое самочувствие и отметить итоговые показатели восстановления самочувствия.

Таблица 1

Дневник выполнения мероприятий по оздоровлению и стимуляции работоспособности и самочувствия

ФИО: Пол

Курс Рост Масса тела

Возраст(лет) Спортивный разряд

День техники 1 2 3 4 5 6 7 Самочувствие

1

2

3

Примечание: в строке графика - время оздоровительных занятий по дням.По вертикали-выполнение № упражнения: Самочувствие выражается по 5-балльной системе

Таблица 2

Итоговые показатели влияния элементов программы экспресс-методов восстановления работоспособности

ФИО:

№ Показатели 0 +

1 Улучшение сна

2 Нормализация аппетита

3 Улучшение общего самочувствия

4 Тонус организма

5 Повышение умственной работоспособности

6 Повышение физической работоспособности

7 Желание заниматься оздоровительными мероприятиями

8 Тактильная чувствительность

9 Улучшение зрения

10 Улучшение слуха

Примечание: «-» - ухудшение показателей; «+» - улучшение показателей; «0» - отсутствие выраженных сдвигов

В результате проведенного анкетирования определились следующие особенности стимуляции. 10 (77%) студентов отметили повышение тонуса, улучшение общего самочувствия, физической работоспособности. 2 (15%) студентов отметили повышение умственной работоспособности.

С учётом данных анкетирования были отобраны и рекомендованы в качестве основных для лекционных, семинарских и практических занятий упражнения под номерами 3, 6, 8.

Они составили оздоровительные задания, направленные на экспресс-снижение нервно-эмоционального возбуждения студентов и улучшения функционального состояния.

Эти же 13 студентов, уже знакомые с методиками стимуляции и одобряющие их, приняли участие в следующем эксперименте (спустя 1,5 месяца) по оценке эффективности рекомендованных приёмов точечного массажа в динамике ученого дня. Испытуемые выполняли 3 упражнения (см. раздел статьи Рекомендации) после наглядных демонстрации и полу-

10иККЛЬ ОБ ЖШ МЕБТСЛЬ ТЕСЫК0ШЫЕ8 - 2021 - Уо1. 28, № 3 - Р. 40-44

чения необходимых инструкций, под строгим контролем. Каждое упражнение выполнялось в течении двух минут.

В начале дня и после занятий определялись показатели кожно-гальванической реакции и физиологического тремора без использования средств стимуляции.

На следующих занятиях утром им раздавались иллюстрированные описания 3 отобранных приёмов точечного массажа с заданием использовать их после 4 часов занятий (на третьей паре). В начале дня и после учебного дня также определялись психофизиологическое показатели.

Как известно, регистрация сопротивления кожи ладони к постоянному току прибором Мищука рекомендуется для измерения нервно-эмоционального напряжения и ранжирования таким образом различных видов производственной и спортивной деятельности.

Показатель КГР определялся до занятий и после 15 часов дня.

Использовался специальный датчик, который прикладывается к коже ладони вертикально и обеспечивает постоянный уровень давления на кожу.

Резкое понижение кожной проводимости свидетельствует обычно о росте эмоционального напряжения и возбуждения. Отмечается корреляция между такими критериями нервно-эмоционального напряжения как частота пульса и объём дыхания, и выходом эмоционального пота.

Обратная зависимость имеет место между качеством деятельности и выраженностью нервно-эмоционального напряжения, измеренного по степени выхода нервно-эмоционального пота (5).

Таблица 3

Данные изучения кожно-гальванической реакции в динамике учебного дня при стимуляции студентов средствами точечного массажа (в кОм)

Показатели До заня- После 15 ча- Показатель

КГР тий сов Р

1. КГР слева 18,3±6,26 23,6±3,89 р<0,05

2. КГР справа 16,4±6,51 20,9±5,53 р<0,05

Таким образом, получены благоприятные сдвиги, свидетельствующие об улучшении нервно-психического состояния испытуемых.

Следующим очень важным и тонким показателем, отражающим функциональное состояние двигательного анализатора студентов-спортсменов, особенно в динамике гиподинамического состояния, что характерно для пребывания на теоретических занятиях, является уровень физиологического тремора. В данном случае нас интересует динамика тремора утомления.

При исследовании тремора как показателя функционального состояния нервно- мышечного аппарата фиксировались касания стенок отверстия щупом за 15 - секундный интервал времени.

Данные уровня физиологического тремора в динамике цикла отражены в табл. 4.

Таблица4

Уровень физиологического тремора у студентов-спортсменов в динамике учебного дня (кол-во касаний)

Время измерения и условия В начале учебного дня В конце

При применении экспресс-средств восстановления работоспособности 19,6±1,24 15,0±1,06

Без их использования 18,9±1,74 23,5±2,41

По табличным данным видно, что уровень тремора в начале пребывания в аудитории был примерно равным. Эти различия были недостоверны при Р>0,05

В конце учебного дня различия были иными; разница между данными первой и второй групп составила 8,5 касаний в сторону лучшего показателя у представителей стимулированной группы, а различия при этом были достоверны при Р<0,05.

Эти данные свидетельствуют о выраженном благоприятном воздействии экспресс-массажных приёмов на функциональное состояние нервно-мышечного аппарата студентов-спортсменов.

Выводы и рекомендации. Функциональное состояние студента-спортсмена в динамике учебного дня (на учебных занятиях) ухудшается.

Несмотря на выявленное желание студентов применять экспресс-средства восстановления в течение учебного дня, они не используются, в частности по незнанию арсенала.

Проведено изучение студентами арсенала экспресс-средств и упражнений.

Ими были рекомендованы в качестве основных стимулирующих работоспособность в процессе лекционных, семинарских и практических занятий упражнения под номерами 1, 6, 8. Приёмы точечного массажа как простой немедикаментозный метод способствовали улучшению функционального состояния, снятию нервно-эмоционального утомления.

Достоинства этих массажных приёмов в следующем - высокая эффективность и мгновенный эффект (наступает через несколько минут, иногда секунд; -доступность и простота.

В результате применения техник точечного массажа отмечена положительная динамика восстановления функционального состояния, работоспособности и самочувствия студентов

Пользование арсеналом средств точечного массажа, описанных в данной статье, ни в коей мере не снижает ценности других средств, которые при одинаковой направленности могут быть использованы для предотвращения эффекта привыкания у студентов-спортсменов, как коллективно, так и индивидуально [11,12].

10иККЛЬ ОБ ЖШ МЕБТСЛЬ ТЕСЫК0ШЫЕ8 - 2021 - Уо1. 28, № 3 - P. 40-44

На основании данных приведенных исследований разработано первое в РФ наглядное пособие с учётом эры дистанта и Ковида по оздоровлению студентов [13]. Оно рекомендовано для студентов высшего и среднего профессионального образования, преподавателей, научных работников РГУФКСМиТ, а также широкого круга читателей.

Научно-методические рекомендации «Кодекса здоровья» и справочная информация нацелены на активизацию интереса читателей к процессу самооздоровления с учётом психологии работы в ди-станте и необходимости срочной стимуляции и восстановления работоспособности студентов. Приведены также средства поддержки иммунной системы и дезинфекции обстановки занятий.

Оздоровительные и контрольные методики, средства и препараты прошли апробацию на кафедре спортивной медицины РГУФКСМиТ. Содержание включает следующие разделы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Постулаты самооздоровления, Программный материал Кодекса здоровья, Простые признаки оптимального функционального состояния и состояния предболезни,

Полезные приборы, тесты контроля здоровья и степени закалённости организма оздоровительные методики, рецепты и приёмы, Экспресс-методы минимизации утомления и стимуляции иммунитета из арсенала рефлексотерапии, наглядную оздоровительную информацию.

Отмечена желательность безвредности процедуры, простота и кратковременность проведения, ясность с временным интервалом и пролонгированно-стью воздействия. Использование экспресс-методов восстановления нуждается в обсуждении и в пропаганде, так как в ряде случаев они могут быть эффективнее средств традиционной медицины.

Для самостоятельного точечного массажа в динамике учебного дня рекомендуются следующие точки воздействия.

Обязательные точки программы точечного массажа (рис. 1-3). Точка «Бай-хуэй» находится на макушке головы (самая верхняя точка). Улучшает память, концентрацию внимания, умственную работоспособность. Устраняет ощущение вялости и сонливости. Обладает общетонизирующим эффектом, нормализует мозговое кровообращение.

Воздействие на точку производят указательным пальцем, в течении одной минуты.

Точка «Хэ-гу» находится на руке, между суставами большого и указательного пальцев, на тыльной поверхности кисти. Точка обладает мощным обезболивающим эффектом. Помогает снять головную боль, повысить умственную работоспособность. Массирование проводят большим пальцем руки, 1-2 минуты.

Точка «Лао-гун» находится в центре ладони. Имеет много полезных свойств. Применяется при нарушении функции органов пищеварительного

тракта. Улучшает работу всех внутренних органов брюшной полости. Так же эта точка способствует нормализации кровообращения и иннервации верхних конечностей.

Массирование точки проводят с помощью большого пальца, противоположной руки, круговыми движениями по часовой стрелке, в течении 1-2 минуты.

Рис. 1. Расположение точки «Бай-хуэй»

Рис. 2. Расположение точки «Хэ-гу» на тыльной поверхности кисти

Рис. 3. Расположение на ладони точки «Лао-гун»

Вращательный массаж осуществляется круговыми движениями в области зоны соответствия с частотой вращения около 60 в минуту.

Это воздействие также производится со значительным давлением Следует выполнять вращательные движения массажного типа в разных направлениях до появления ощущения тепла и исчезновения болевого синдрома.

Рис. 4. Расположение в центре ступни точки «Юн-цюань»

При усталости от занятий в условиях общежития или дома рекомендована дополнительная Точка «Юн-цюань», которая находится в центре ступни, в углублении (рис. 4). При сгибании пальцев стопы там образуется складка. Эта точка обладает выраженным

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2021 - Vol. 28, № 3 - P. 40-44

общеукрепляющим воздействием. Улучшает общее самочувствие. Помогает снять усталость и освободиться от стресса и страха.

Точку массируют по часовой стрелке, большим пальцем руки, в течении 1-2 минут.

Литература / References

1. Авакян Г.Н., Катунина Е.А., Коротаев Н.А. Рефлексотерапия в практике спортивной медицины: методические рекомендации. М.: РГМУ, 2000. 48 с. / Avakyan GN, Katunina EA, Korotaev NA. Refleksoter-apiya v praktike sportivnoy meditsiny: metodicheskie rekomendatsii [Reflexology in the practice of sports medicine: guidelines]. Moscow: RGMU; 2000. Russian.

2. Барбараш Н.А. Оцените своё здоровье сами. СПб.: Питер, 2003. 256 с. / Barbarash NA. Otsenite svoe zdorov'e sami [Assess your health yourself]. SPb.: Piter; 2003. Russian.

3. Евсеев Ю.И. Физическая культура (Сер. «Учебники, учебные пособия»). Ростов н/Д: Феникс, 2003. 384 с. / Evseev YuI. Fizicheskaya kul'tura (Ser. «Uchebniki, uchebnye posobiya») [Physical culture (Series "Textbooks, teaching aids")]. Rostov n/D: Feniks; 2003. Russian.

4. Зеленцова Т.И. Су-джок - дело тонкое // Вокруг света. 2002. С. 66-71 / Zelentsova TI. Su-dzhok - delo tonkoe [Su-jok is a delicate matter]. Vokrug sveta. 2002;66-71. Russian.

5. Иванов А.А. Технология самооздоровления студента-спортсмена в связи с состоянием предболезни. Автореф. Дисс. д.п.н. М., 2012. 47 с. / Ivanov AA. Tekhnologiya samoozdorovleniya studenta-sportsmena v svyazi s sostoyaniem predbolezni [Self-healing technology of a stu-dent-athlete in connection with a state of pre-illness] [dissertation]. Moscow; 2012. Russian.

6. Ниши К. Золотые правила здоровья. СПб.: Невский проспект, 2001. 123 с. / Niches K. Golden rules of health. SPb.: Nevsky Prospect; 2001. Russian.

7. Островский В.А. К здоровью в позе «Лотоса» // Планета Wellness. 2004. № 3 / Ostrovskiy VA. K zdorov'yu v poze «Lotosa» [Health in the Lotus position]. Planeta Wellness. 2004;3. Russian.

8. Пак Ч.В. Су-джок для всех. М.: Су Джок Академия, 2001. 136 с. / Pak ChV. Su-dzhok dlya vsekh [Su-jock for everyone]. Moscow: Su Dzhok Akademiya; 2001. Russian.

9. Пак Ч.В. Су-джок-терапия в экстренных ситуациях. М.: Су Джок акад., 2001. 206 с. / Pak ChV. Su-dzhok-terapiya v ekstrennykh sit-uatsiyakh [Su-jok therapy in emergency situations]. Moscow: Su Dzhok akad.; 2001. Russian.

10. Подколзин А.А., Донцов В.И., Мороз И.Н., Дмитриев Н.Н. Диагностика и лечение синдрома хронической усталости: методические рекомендации. М.: ВУНМЦ, 1997. 39 с. / Podkolzin AA, Dontsov VI, Moroz IN, Dmitriev NN. Diagnostika i lechenie sindroma khronich-eskoy ustalosti: metodicheskie re-komendatsii [Diagnostics and treatment of chronic fatigue syndrome: methodological recommendations]. Moscow: VUNMTs; 1997. Russian.

11. Полиевский С. А., Цой Е. В., Мохаммед Абдалла Абдельмо-нем Ибрагим. Технологии стимуляции и восстановления (СиВ) работоспособности и функционального состояния студентов-спортсменов // Журнал «Терапевт». 2019. № 1. С. 9-19 / Polievskiy SA, Tsoy EV, Mokhammed Abdalla Abdel'monem Ibragim. Tekhnologii stimulyatsii i vosstanovleniya (SiV) rabotosposobnosti i funktsional'nogo sostoyaniya studentov-sportsmenov [Stimulation and recovery technologies (S&R) of

working capacity and functional state of student-athletes]. Zhurnal «Terapevt». 2019;1:9-19. Russian.

12. Полиевский С.А., Григорьева О.В., Цой Е.В. Кодекс здоровья как базовый компонент системы самооздоровления. М.: ООО «Торговый дом «Советский спорт», 2021. 60 с. / Polievskiy SA, Grigor'eva OV, Tsoy EV. Kodeks zdorov'ya kak bazovyy komponent sis-temy samoozdorovleniya [The Health Code as a Basic Component of the Self-Healing System]. Moscow: OOO «Torgovyy dom «Sovetskiy sport»; 2021. Russian.

13. Полиевский С.А., Цой Е.В. Обоснование экспресс-методов самооздоровления студентов-спортсменов в динамике учебно-тренировочного дня. Современные проблемы формирования и укрепления здоровья: тезисы докладов VII Международной научно-прак-тич. конф., посвящ. 1000-летию Бреста, Брест, 24-26 октября 2019 г. / ред. кол.: А.Н. Герасевич (гл. редактор), А.В. Шаров. Брест: БрГУ им. А.С.Пушкина, 2019. 105 с. / Polievskiy SA, Tsoy EV. Obosnovanie ekspress-metodov samo-ozdorovleniya studentov-sportsmenov v dinamike uchebno-trenirovochnogo dnya. Sovremennye problemy formirovaniya i ukrepleniya zdorov'ya: tezisy dokladov VII Mezhdunarodnoy nauchno-praktich. konf., posvyashch. 1000-letiyu Bresta, Brest, 24-26 oktyabrya 2019 g. / red. kol.: A.N. Gerasevich (gl. redaktor), A.V. Sha-rov [Substantiation of express methods of self-improvement of stu-dent-athletes in the dynamics of the training day. Modern problems of the formation and strengthening of health: abstracts of the VII Inter-national scientific and practical. conf., dedicated. To the 1000th anni-versary of Brest, Brest, October 24-26, 2019 / ed. count .: A.N. Gerase-vich (editor-in-chief), A.V. Sharov]. Brest: BrGU im. A.S. Pushkina; 2019. Russian.

14. Фудин Н.А., Хадарцев А.А., Орлов В.А. Медико-биологические технологии в физической культуре и спорте. Москва: ООО Издательство «Спорт», 2018. 320 с. / Fudin NA, Khadartsev AA, Orlov VA. Mediko-biologicheskie tekhnologii v fizicheskoy kul'ture i sporte [Medical and biological technologies in physical culture and sports]. Moscow: OOO Izda-tel'stvo «Sport»; 2018. Russian.

15. Хадарцев А.А. Не медикаментозные технологии (рефлексотерапия, гирудотерапия, фитотерапия, физиотерапия). Германия: Palmarium Academic Publishing, 2012. 512 c. / Khadartsev AA. Ne med-ikamentoznye tekhnologii (refleksoterapiya, girudoterapiya, fitoterapiya, fizioterapiya) [Nondrug technologies (reflexology, hirudotherapy, herbal medicine, physiotherapy)]. Germaniya: Palmarium Academic Publishing; 2012. Russian.

16. Хадарцев А.А., Фудин Н.А. Психоэмоциональный стресс в спорте. Физиологические основы и возможности коррекции (обзор литературы) // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2015. №3. Публикация 8-4. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2015-3/5256.pdf (дата обращения 30.09.2015). DOI: 10.12737/13378 / Khadartsev AA, Fudin NA. Psikhoemotsional'nyy stress v sporte. Fiziologicheskie osnovy i voz-mozhnosti korrektsii (obzor literatury) [Psycho-emotional stress in sport. Physiological basis and possibilities of correction (literature review)]. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. Elektronnoe izdanie [internet]. 2015[cited 2015 Sep 30];3:[about 9 p.]. Russian. Available from: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2015-3/5256.pdf.

DOI: 10.12737/13378.

17. Шевцов С.А. Саморегуляция здоровья в повседневной жизни. СПб.: Изд-во «Диля», 2005. 160 с. / Shevtsov SA. Samoreg-ulyatsiya zdorov'ya v povsednevnoy zhizni [Self-regulation of health in everyday life]. SPb.: Izd-vo «Dilya»; 2005. Russian.

Библиографическая ссылка:

Полиевский С.А., Беличенко О.И., Цой Е.В., Маркарян В.С. Экспресс-восстановление работоспособности студентов-спортсменов в динамике учебного дня // Вестник новых медицинских технологий. 2021. №3. С. 40-44. DOI: 10.24412/1609-2163-2021-3-40-44.

Bibliographic reference:

Polievsky SA, Belichenko OI, Choi EV, Markaryan VS. Ekspress-vosstanovlenie rabotosposobnosti studentov-sportsmenov v dinamike uchebnogo dnya [Express restoration of the working capacity of students-athletes in the dynamics of the student day]. Journal of New Medical Technologies. 2021;3:40-44. DOI: 10.24412/1609-2163-2021-3-40-44. Russian.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.