ПРЕМОРБИДНЫЕ СОСТОЯНИЯ, ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И САМООЗДОРОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ
I С.А. Полиевский, А.А. Иванов, В.Б. Рыбаков
Аннотация. В статье приводится симптоматика преморбидных состояний,, их генерализованные и частные симптомы, дается методология оценки преморбидных состояний студентов в связи с их двигательной активностью и формулируется концепция их сомооздоровления с применением различных стимуляционно-вос-становительных средств.
Ключевые слова: состояние преболезни, двигательная активность, самооздоровление, адаптация, стресс-индекс, болевой синдром, кодекс самооздоровления.
Summary. In clause is resulted semiology symptoms before illness, the general and private symptoms, the methodology ofan estimation conditions of expectation of students illness in connection with their impellent activity is given and their concept of self-improvement is formulated with the application of various stimulation-recovery means.
Keywords: mndition of expectation of illness, impellent activity, self-improvement, adaptation, stress-index, a painful syndrome, the code of self-improvement.
В документах Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) неоднократно указывалось, что здоровье людей является социальной категорией. Около пяти с половиной миллионов российских студентов получают высшее и среднее образование посредством различных форм обучения. Двигательная активность каждого десятого студента характеризуется повышенным уровнем физкультурно-спортивной направленности. На 100 обследованных студентов приходится более 95% заболеваний различной этиологии; из 10 студентов 9 имеют отклонения в состоянии здоровья (находятся в донозологическом (ДС) и преморбидном состоянии (ПС)); до
50% студентов находятся на диспансерном учете; каждый пятый студент отнесен к подготовительной и специальной медицинской группе или освобожден по состоянию здоровья от физических нагрузок; более 50% студентов не способны выполнить нормативы, характеризующие средний уровень физической подготовленности, который является одной из гарантий стабильного здоровья [1, 6].
Учитывая вышесказанное, здоровье студентов требует внимания прежде всего со стороны самих студентов. Самооздоровление (СОЗД) в студенческие годы нужно понимать как систему оздоровительных немедикаментозных мероприятий, осущест-
125
ВЕК
126
вляемых силами самих студентов, самоорганизация деятельности, способствующей укреплению здоровья и физической реабилитации ослабленных студентов (контингентов ДС и ПС), предрасположенных к заболеваниям или подверженных им (при наличии типичных заболеваний и преморбидных состояний у студентов).
СОЗД должно проводиться под руководством или наблюдением преподавателей или лечебного персонала студенческих поликлиник, курирующих студентов.
Сущность данного процесса заключается в:
— изучении студентами (по литературным источникам) возможных причин наследственных или приобретенных заболеваний и факторов, способствующих их развитию;
— определении профилактических мероприятий, технологии физической реабилитации;
— практической реализации оздоровительных мероприятий в процессе своей жизнедеятельности в годы учебы в вузе.
Также важной задачей является приобретение студентами навыков укрепления своего здоровья, которые понадобятся им в процессе дальнейшей работы.
Отправным пунктом для медико-социальной интерпретации здоровья является определение, принятое ВОЗ: «Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Такой подход к оценке здоровья соответствует принятой сегодня классификации состояний организма, которая
включает: состояния с достаточным функциональным (адаптационным) резервом, донозологические состояния, при которых неблагоприятные сдвиги в работе организма компенсируются за счет более высокого, чем в норме, напряжения регуля-торных систем, преморбидные состояния, которые характеризуются снижением функциональных резервов организма, состояния срыва адаптации, развития заболеваний [2, 96].
Состояние неудовлетворительной адаптации, когда функциональные резервы снижены, должно уже быть отнесено к преморбидным, всегда имеющим до- и клиническую манифестацию. С точки зрения клиницистов, только срыв адаптации может быть отнесен к состоянию болезни, в то время как все остальные состояния могут рассматриваться как различные уровни здоровья. Значительно менее характерно перенапряжение (разной степени выраженности) регуляторных систем, что диагностируется как преморбид-ное состояние.
Классификация, предложенная Р.М. Баевским и В.П. Казначеевым, более подробно характеризует отличия ПС от ДС. Как видно из табличных данных, граница между этими состояниями весьма условна и выявление пограничного состояния затруднительно.
К сожалению, проблеме коррекции ДС и ПС у студентов-спортсменов не уделяется должного внимания. На наш взгляд, это связано, прежде всего, с неправильным восприятием «теоретизации» проблемы и отсутствием реальных форм контроля, а если такие формы и су-
Таблица 1
Классификация состояний (по Р.М. Баевскому и В.П. Казначееву)
Состояния Адаптация Функциональные возможности Регуляторные системы Гомеостаз
Донозологичес-кое состояние Уменьшена способность адаптироваться к нагрузкам Снижена мобилизация функциональных ресурсов при нагрузках Напряженность Поддерживается с напряжением
Преморбидное состояние Неудовлетворительная Снижены при нагрузках и покое Значительное напряжение (перенапряжение) Включение компенсационных механизмов
ществуют, то они у многих ассоциируются с долгим и дорогостоящим тестированием функционального состояния спортсмена.
Авторами предлагается упрощенная тест-система, состоящая из двух этапов: на первом проводится анкетирование с целью составления индивидуальной карты студента-спортсмена для выявления возможной направленности срыва, а на втором этапе, по результатам тестов функционального состояния, предсказывается время начала срыва. Тестами, определяющими время начала срыва адаптации, могут выступать тесты оценки функционального состояния Руфье-Диксона; проба В.Л. Карпмана; модифицированная проба ВНИФК; проба Мартине; ор-тостатическая проба и т.д. Материально-техническая база тестирования также не требует дорогостоящего и сложного оборудования. Могут быть использованы: спирометр сухой, миотонометр, термометр, тонометр.
Из комплексов диагностики пре-морбидного состояния целесообраз-
но применять: прибор «Мустанг-диагностик» (фирма «Техникс»); «стресс анализатор Баевского» (НПО «Комета»), спорт-тестер «Олимп» (УП «Медиор», г. Минск) для определения стресс-индекса (индекса напряжения регуляторных систем) [3, 139-140].
Определение индекса напряжения систем регуляции (или стресс-индекса) позволяет объективно контролировать состояние студентов, выявлять вегетативные расстройства, оценивать адаптацию организма к физическим нагрузкам, его реакцию на стрессовые факторы, а своевременное выявление лиц с низкой амплитудой вариационного размаха (ВР) в покое позволяет избежать возможных осложнений и кризисов их состояния при физических нагрузках.
Получены опорные цифры значений стресс-индекса и вариационного размаха пульса. ВР в покое, при отсутствии нарушений ритма и естественном дыхании, может составить от 0,01 с до 0,35 с. ИН (Б1) в состоянии покоя фиксируется на уров-
127
не 25-150 единиц у тренированных лиц и 150-400 единиц — у малотренированных. Недостаточное восстановление после нагрузок, недосыпание или умственное утомление способно повысить его до 400-700 единиц. Болезнь, в том числе артериальная гипертензия повышает ИН до 1500-2500 единиц в покое. По мере роста физической нагрузки ИН достигает величин 4000—6000 единиц. У студентов подготовительного отделения и спецмедгрупп выявлены следующие диапазоны показателей: ВР, с — 0,04-0,10, ИН, ед. — 400-800; неблагоприятные состояния у спортсменов: утомление, ОРВИ, и др. — соответственно 0,08-0,15 и 3001500; неблагоприятные состояния у неспортсменов: болезни сердца и сосудов, нервный стресс, грипп, ОРВИ и др. -0,01-0,04 и 1000-4500 ед. [4, 77-82].
Стресс-индекс можно использовать с целью определения границ периода ПС, у студентов специальных медицинских групп (в зависимости от патологии переносимость I28 функциональных тестов контролируется лечащим врачом), членов групп «здоровья», а также больных стационаров в процессе контроля за процессом их физической реабилитации.
С другой стороны, при проведении функционального динамического контроля за подготовкой спортсменов первостепенное значение имеет дифференциальная диагностика донозологических и пре-морбидных состояний на основе выявления состояния психофизиологической нормы и ее оптимального развития с использованием выше приведенных показателей [5, 34].
Состояния преморбидного характера спортивного плана (перетренировка, перенапряжение) возникают в основном при неадекватном форсировании нагрузок, при переключении тренировочного режима на развитие специальной работоспособности, либо (растрени-ровка) в переходном периоде.
Этапы развития преморбидных состояний у спортсменов связаны с механизмами: растренировки в ходе годового цикла подготовки; начальным перенапряжением (снижением общего самочувствия, утомляемостью, нарушением сна, отсутствием желания тренироваться, признаками недовосстановления, наконец, снижением уровня работоспособности); органными проявлениями при более выраженной степени перенапряжения (со стороны ЦНС-ве-гето-дистонический синдром, СС-системы — метаболические нарушения в миокарде, печени — болевой печеночный синдром, ОДА и др.).
Помимо заболеваний, нередко возникают травматические повреждения во все периоды годового цикла подготовки, зачастую на фоне снижения иммунного статуса, причем роль преморбидных состояний в провоцировании спортивного травматизма весьма существенна.
Для выявления преморбидных состояний у студентов-спортсменов разработана анкета на основе оценки ведущих симптомов ПС.
Учитывая спортивные нагрузки, в анкету введены вопросы: «Применение ортопедических средств»: а. — никогда; б. — иногда; в. — постоянно (тоже в «применении защитных средств»); «Боль» при: а. — выполнении упражнений (невозмож-
ность выполнения (адаптивная техника), мешающая выполнению определенных движений (в определенной фазе движения); (подконтрольная); б. — после тренировки; в. — постоянная; а. — острая; б. — тупая; в. — ноющая.
Уровень тревожности и страха при болевом синдроме. Этот вопрос введен потому, что расстройства здоровья приводят к усилению эмоциональных реакций, а страх связан с перенесенными заболеваниями.
Алгоритм обработки и анализа информации заключается в:
— оценке функционального состояния сердечно-сосудистой системы;
— выявлении индивидуальных факторов риска с определением их интенсивности;
— определении профилей вероятной патологии;
— формировании комплексного заключения.
Для выявления индивидуальных факторов риска также разработан табличный алгоритм. При этом в качестве исходных показателей используются как результаты анкетного опроса, так и данные объективных обследований. Интенсивность каждого фактора риска определяется в процентах по индивидуальной сумме признаков, отнесенных к максимально возможной интенсивности (в баллах). Для определения профилей вероятной патологии используется так же табличный алгоритм. Предусматривается определение 10 профилей патологии по результатам анкетного опроса и данным объективных обследований. Все полученные данные оцениваются в баллах; патологии, определяемые по характерным при-
знакам, были разделены на 3 группы по их значимости. Наименее значимые признаки оценивались 1 баллом, более значимые — соответственно 2 или 3 баллами. Алгоритм предусматривает выделение трех градаций вероятной патологии:
— низкий риск;
— средний риск;
— высокий риск развития данного профиля патологии.
Таковы опорные моменты создания единой методики выявления ПС у студентов-спортсменов.
Для целей СОЗД основной спектр преморбидных состояний студентов представляется в следующем виде.
1. Генетические, наследственные факторы.
Статистика показывает, что в среднем на 1000 студентов до 100 могут иметь тот или иной тип наследственной патологии.
К первой группе (из принятых 3) относятся: хромосомные и генные болезни.
Вторая группа наследственных болезней проявляется в процессе индивидуального развития и обусловлена слабостью определенных наследственных механизмов: такая слабость при нездоровом образе жизни может привести к возникновению некоторых видов нарушений обмена веществ (сахарный диабет, подагра), психическим расстройствам и другой патологии.
Третья группа связана с наследственной предрасположенностью, что при воздействии определенных экологических факторов внешней среды может привести к таким заболевания, как атеросклероз, гипертоническая болезнь, ишемическая бо-
129
130
лезнь сердца, заболевания органов пищеварения, дыхания, сколиоз и многие другие психосоматические нарушения.
Особое значение, по нашим данным, применительно к студентам имеют мероприятия по предупреждению развития наследственных болезней второй и третьей групп, обусловленных слабостью определенных наследственных механизмов и наследственной предрасположенностью. К числу этих мероприятий следует отнести:
а) рационализацию условий студенческого труда, исключающую воздействие мутогенных факторов;
б) рационализацию образа жизни студентов и направленное применение методов и средств профилактической медицины с учетом индивидуальных наследственных особенностей организма.
При наследственной предрасположенности к сахарному диабету необходимо периодическое медицинское обследование с целью своевременного выявления ранних признаков нарушения обмена и их коррекции, рациональное питание, исключающее переедание, злоупотребление сладостями и сдобой, сохранение нормального веса тела, своевременное лечение воспалительных заболеваний желчных путей и поджелудочной железы.
При наследственной склонности к ожирению рекомендуются частые контрольные взвешивания, ограничения в еде и др.
При наследственной предрасположенности к атеросклерозу в качестве комплексного метода профилактики рекомендуется диетотерапия и др.
Профилактика наследственной гипертонической болезни в студенческом возрасте сводится, по мнению специалистов, к соблюдению также нескольких несложных правил.
Перспективно создание при студенческих поликлиниках медико-генетических консультаций с введением должностей врача-генетика и врача-лаборанта-генетика. Особое значение в деятельности врача-генетика и врача-лаборанта-генетика имеет проведение ими индивидуальных консультаций студентов, страдающих наследственными болезнями или предрасположенных к ним.
2. Неврозы — длительное и выраженное отклонение высшей нервной деятельности от нормы (неврастения, невроз навязчивых состояний, истерия).
Основными причинами неврозов являются:
• перенапряжения нервных процессов и изменения их подвижности;
• слабый тип нервной системы;
• конституционная предрасположенность;
• недостаточное питание;
• витаминная недостаточность.
Факторы, способствующие развитию заболевания:
✓ переутомление;
✓ перетренированность;
✓ недостаточность питания;
✓ витаминная недостаточность;
✓ чрезмерные физические и психические нагрузки.
3. Миопия (близорукость) — нарушение зрения, при котором рассматриваемые предметы хорошо видны только на близком расстоянии.
ВЕК
Факторы, способствующие развитию миопии и других нарушений зрения:
• плохое освещение, ослепляющий свет, большой световой контраст;
• чтение мелкого шрифта в неудобной позе, лежа, в транспорте, во время ходьбы;
• длительная работа с дисплеем, мелкими деталями.
4. Хронический гастрит, гастродуо-денит.
Причины и факторы, способствующие развитию гастрита:
• употребление в пищу продуктов, раздражающих слизистую оболочку желудка;
• пристрастие к горячей пище и питью;
• плохое разжевывание пищи;
• еда всухомятку;
• частое употребление алкогольных напитков, курение;
• неполноценное питание, особенно при недостатке белка, витаминов В, А, С, Е и железа;
• нерегулярность приема пищи.
Часто причиной возникновения
гастрита является также выполнение интенсивных физических нагрузок, в том числе при занятиях спортом.
4. Цистит (воспаление мочевого пузыря) у девушек (болезнь коротких юбок) (возникает внезапно, развивается быстро. Если сразу же не начать лечение, вызывает лихорадку, тошноту и частое мочеиспускание (каждые 15-20 мин.).
Факторы, способствующие развитию заболевания:
• переохлаждение;
• застой крови в области таза (из-за сидячего образа жизни и запоров);
• ношение тесной одежды.
5. Пиелонефрит — заболевание почек, представляющее собой воспалительный процесс, который возникает в промежуточной ткани почки при проникновении в нее болезнетворных микробов.
По своей распространенности занимает второе место в мире после инфекционных воспалений дыхательных путей и легких.
Факторы, способствующие возникновению и развитию заболевания:
• мочекаменная болезнь, хронический простатит (у мужчин);
• различные аномалии почек и мочевых путей;
• дефицит витаминов;
• переохлаждения, переутомления;
• стрессы.
6. Гипертоническая болезнь (ГБ) — это хроническое заболевание, характеризующееся повышением артериального давления выше нормы. Обнаруживает неуклонную тенденцию роста среди студентов.
Факторы, способствующие развитию заболевания:
• наследственно-конституционные особенности;
• наличие в жизнедеятельности в процессе учебы (работы) стрессовых ситуаций;
• профессиональные вредности (шум, напряжение зрения, повышенная и длительная концентрация внимания);
• избыточная масса тела;
• курение;
• употребление спиртных напитков;
• избыточное или чрезмерное, без ограничений, недостаточно разноо бразное питание;
131
132
• низкая физическая активность.
7. Бронхиальная астма — хроническое, рецидивирующее заболевание инфекционной или неинфекционной этиологии. Характеризуется приступами удушья различной длительности и частоты. Приступы удушья вызывают спазм бронхиальной мускулатуры и гиперсекрецию бронхиальных слизистых желез. Во время приступа часто бывает сухой кашель.
Причины заболевания бронхиальной астмой:
• неинфекционные аллергены (пыльцевые, пылевые, производственные, пищевые, лекарственные, насекомых, животных);
• инфекционные аллергены (вирусы, бактерии, грибки, дрожжи);
• механические и химические воздействия (пары кислот, щелочей, неорганическая пыль и т.п.);
• физические и метеорологические факторы (изменение температуры и влажности воздуха, колебания барометрического давления, магнитного поля Земли);
• нервно-психические стрессовые воздействия и др.
8. В последней четверти прошлого века появился термин «синдром хронической усталости» — chronic fatique syndrome.
В условиях подъема артериального давления к концу дня, высокой частоты пульса и, по данным анкетного опроса, при постоянном нервном напряжении с отрицательными эмоциями дополнительные стрессы могут привести к выраженному ухудшению функционального состояния, а следовательно, и работоспособности студента, отрица-
тельно сказаться на здоровье, привести к синдрому хронической усталости (СХУ).
СХУ, проявления которого характерны для студентов, — интегральное профессиональное заболевание настоящего времени, заключающееся в длительной усталости по неизвестной причине, не проходящей после отдыха и сопровождающейся мышечным дискомфортом, артралгиями, снижением памяти, депрессией, головокружениями, состоянием тревоги, болью в груди, снижением иммунного статуса и др. [6, 12-15].
Исследования по «этиологии» СХУ позволяет его рассматривать как иммунодефицитное состояние полиэтиологичной природы. Ведущая роль в патогенезе СХУ отводится вирусам и микоплазмам.
Считают, что для постановки диагноза СХУ нужно наличие одного «большого» симптома и не менее 6 «малых».
К большому симптомокомплексу относят следующие: выраженная и прогрессирующая усталость, сопровождающаяся снижением работоспособности и памяти, не проходящая в течение полугода и более после прекращения действия нервно-психических и физических нагрузок и перегрузок при отсутствии хронических заболеваний, в клинической картине которых может наблюдаться сходный набор неспецифических признаков (симптомов).
К малым симптомам относят мышечный дискомфорт, лихорадку, болезненность лимфоузлов, артрал-гии, снижение памяти и депрессию.
Среди других симптомов при СХУ отмечают: боль в горле, фарингиты,
боли в лимфоузлах, спутанность мышления, головокружения, состояния тревоги, боли в груди и другие мало специфические симптомы не выясненного патогенеза.
Одним из ведущих симптомов при СХУ является истощаемость, особенно явно обнаруживаемая при изучении работоспособности. С явлениями истощения при СХУ связана непосредственно недостаточность активного внимания, проявляющаяся как гипостенический или гиперстенический синдромы, что проявляется в увеличении числа ошибок и снижении надежности спортивных приемов и действий, что крайне важно для обеспечения здоровья студента — спортсмена. Анализ данных литературы указывает на необходимость индивидуального подхода при диагностике СХУ, что, несомненно, способствует подбору эффективной схемы реабилитации.
Родственный СХУ синдром психоэмоционального выгорания (СПЭВ) заключается в наличии состояния хронической усталости, недомогания с выраженными явлениями разочарования и деморализации. Формирование СПЭВ тесно связано с выполнением в течение длительного времени работы с постоянной психоэмоциональной перегрузкой и формирующейся вследствие этого психологической зависимостью от нее, что ведет к накоплению последствий хронического стресса (дистресс-реакции) и истощению резервов жизненной энергии [7, 4-7], тонуса [8, 27].
Важным аспектом проблемы является также то, что с усугублением проявлений СПЭВ снижаются пока-
затели иммунитета и естественной антиинфекционной резистентности. В клиническом плане это обусловливает значительное учащение заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ), повторными ангинами, а также формированием хронической патологии бронхиальной системы и ЛОР-органов [9, 213-232].
СПЭВ характеризуется развитием пограничных нервно-психических и психосоматических расстройств, которые проявляются астенической, астеноневротической или астено депрессив ной симптоматикой. Лиц с наличием СПЭВ беспокоит чувство усталости, общей слабости, недомогания, повышенной физической и интеллектуальной утомляемости. Для них характерна также озабоченность по поводу выполнения своей работы, боязнь не успеть завершить ее к установленному сроку, бессонница, диффузные головные боли, снижение общего эмоционального тонуса [8, 36-42].
Наряду с разработкой и внедрением в практику единой методики выявления ДС и ПС создание свода правил самооздоровления студентов при донозологических, преморбид-ных состояниях и срыве адаптации становятся особо актуальными в свете прогрессирующего снижения уровня здоровья студентов, в равной мере спортсменов или нет, незнания и нежелания выстроить систему своего оздоровления.
Для реализации возможности студентам на современном уровне решить задачу обеспечения своего здоровья при симптомах его ухудшения студентам предлагается кодекс самооздоровления — свод правил
133
индивидуального здравостроительс-тва, основанного на современных научно обоснованных данных гигиены и валеологии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глиненко В.М., Полиевский С.А., Лакшин А.М., Иванов А.А.,Катаева В.А., Гвоздева Т.Ф., Кожевникова Н.Г. Самооздоровление и физическая реабилитация студентов при донозологи-ческих, преморбидных состояниях и срыве адаптации. Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. — М.: МГМСУ, 2008.
2. Баевский Р.М. Измерьте ваше здоровье / Р.М. Баевский, С.Г. Гуров. — М.: Сов. Россия, 1988.
3. Ярмолинский В.И. Результаты применения экспресс-анализатора частоты пульса «Олимп» в учебном процессе // «Здоровье студенческой молодежи / Сб. материалов 4-й Межд. научно-практ. конф (16-17 декабря 2004 г.), МГПУ им. Танка. — Мн., 2004.
4. Ярмолинский В.И. Практика и теория биоуправления в физическом воспитании студентов // «Здоровый образ
134
жизни» / Сб. научн. трудов. Вып. 3. — Мн.: БГУ, 2006.
Перхуров A.M. Принципы построения функционально-диагностического исследования спортсменов, имеющего донозологическую направленность (Методическое пособие для врачей кабинетов функциональной диагностики и врачей по спорту). — М.: ИД «МЕДПРАКТИКА-М», 2007. Подколзин А.А., Донцов В.И., Мороз И.Н., Дмитриев Н.Н. Диагностика и лечение синдрома хронической усталости: Методические рекомендации. — М.: ВУНМЦ, 1997. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. — СПб.: Питер, 1999. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2005. Фролов В.М., Пересадин Н.А., Кутько И.И. Синдром психоэмоционального выгорания: иммунные нарушения и рациональные подходы к иммунокоррекции //Проблеми еколопчно! та медично! генетики i клтчно! iмунологиI. Зб. наукових праць. — Ки!в; Луганськ; Харыв, 1993. — Вип. 1. ■