Научная статья на тему 'Эффективность технологии самооздоровления студента-спортсмена в состоянии предболезни'

Эффективность технологии самооздоровления студента-спортсмена в состоянии предболезни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
147
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИММУНИТЕТ / ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЕ / САМООЗДОРОВЛЕНИЕ / СОСТОЯНИЕ ПРЕДБОЛЕЗНИ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ / THE STATE BEFORE А DISEASE / IMMUNITY / OVERVOLTAGE / SELF-IMPROVEMENT / FUNCTIONAL ASYMMETRY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванов А. А., Полиевский С. А.

В работе дано обоснование и проверка эффективности разработанной технологии самооздоровления студента-спортсмена в состоянии предболезни на основе нетрадиционных средств восстановления и стимуляции работоспособности повышенной привлекательности. Приводятся функциональные эффекты и данные анкетирования студентов до и после прохождения программы. Авторы считают систему самооздоровления студентов-спортсменов в преморбидном состоянии компонентом Концепции здорового образа жизни студентов спортивных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иванов А. А., Полиевский С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFICIENCY OF THE TECHNOLOGY OF SELF-IMPROVEMENT OF A STUDENT-ATHLETE IN THE CONDITION BEFORE ILLNESS

This paper gives a rationale and test the effectiveness of the technology of self-improvement a studentathlete in the state predbolezni based on non-traditional means to restore health and to stimulate increased attractiveness. Provides functional effects, and survey data of students before and after the self-healing system programmy. Authors. believe students athletes in the premorbid state component of the concept of healthy lifestyle sports schools.

Текст научной работы на тему «Эффективность технологии самооздоровления студента-спортсмена в состоянии предболезни»

А.А. ИВАНОВ

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой гигиены, экологии, спортсооружений Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма E-mail: gess.sportedu@mail.ru

С.А. ПОЛИЕВСКИЙ доктор медицинских наук, профессор кафедры гигиены, экологии, спортсооруже-ний Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма

E-mail: sergei.polievskii@mail.ru

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ САМООЗДОРОВЛЕНИЯ СТУДЕНТА-СПОРТСМЕНА В СОСТОЯНИИ ПРЕДБОЛЕЗНИ

В работе дано обоснование и проверка эффективности разработанной технологии самооздо-ровления студента-спортсмена в состоянии предболезни на основе нетрадиционных средств восстановления и стимуляции работоспособности повышенной привлекательности.

Приводятся функциональные эффекты и данные анкетирования студентов до и после прохождения программы. Авторы считают систему самооздоровления студентов-спортсменов в преморбидном состоянии компонентом Концепции здорового образа жизни студентов спортивных вузов.

Ключевые слова: иммунитет, перенапряжение, самооздоровление, состояние предболезни, функциональная асимметрия.

Исследован контингент студентов в состоянии предболезни. Термин «предболезнь» характеризует два состояния: преморбидное и донозологическое. Состояние неудовлетворительной адаптации, когда функциональные резервы снижены, также должно быть отнесено к преморбидным, последние состояния могут рассматриваться как различные уровни здоровья.

Предварительное анкетирование 100 студентов в предсессионный период по выявлению состояния предболезни показало, что 33 % респондентов дали положительный ответ на 25% вопросов в анкете, что отражает выраженную манифестацию состояния предболезни.

Следовательно, каждый третий студент-спортсмен в этот период находится в состоянии предболезни. С помощью данной анкеты с симптоматикой состояния предболезни было проанкетировано 70 студентов РГУФКСМиТ в период © А. А. Иванов, С.А.Полиевский

с апреля по 5 июня включительно (до начала весенней сессии). Спортивный разряд испытуемых от 2 до МСМК.

Из 24 вопросов анкеты 6 и более положительных (пограничный уровень для состояния пред-болезни) ответов дали 30 человек, что составляет 43% от общего количества опрашиваемых, тем самым на момент анкетирования можно было считать, что 43% студентов находилось в состоянии предболезни.

В педагогическом эксперименте согласилось участвовать 19 человек, из которых выполнили в полном объёме экспериментальную программу 15 человек, что составляет 21,4% от всей группы и 50% от группы, находящейся в состоянии предболезни. В контрольную группу вошло 11 человек, что составляет 15,7% от всей группы. (в контрольную группу входили студенты, находящие-

^^^ПЕДАГОГИКАИПСИХОЛОГИЯ^^^=

ся в состоянии предболезни, которые не смогли или не пожелали участвовать в эксперименте).

Студентам опытной группы была предложена программа самооздоровления и составлена карта-схема её выполнения и контроля.

В комплексную программу восстановления работоспособности и оздоровления при состоянии предболезни вошли средства РС-тренинга, психомышечной тренировки, Су Джок тренажёрный массаж, упражнения для восстановления и тренировки зрительного аппарата, физические упражнения ЛФК при заболеваниях органов дыхания, для профилактики заболевания суставов, для тренировки ССС, физические упражнения комплексного воздействия на организм, упражнения и приёмы для улучшения и концентрации внимания, для тренировки мануальной ловкости с помощью «Шаров здоровья», закаливающие процедуры, рекомендации по питанию, приёму бани-сауны и др.

В зависимости от направленности состояния предболезни студенту рекомендовался в соответствии с симптомами тот или иной набор средств с рекомендациями по дозировке.

Контроль функционального состояния осуществлялся посредством методик определения показателя индекса напряжения по Баевскому, температурной асимметрии и оценки мышечной памяти (точности дифференцировок усилия правой и левой кистью) до и после педагогического эксперимента (Иванов А.А., Полиевский С.А., 2011), а также посредством бактотеста.

Студентами вёлся дневник самоконтроля и выполнения программы. В конце 4-х недельного педагогического эксперимента студенты опытной и контрольной группы заполнили укороченную анкету с наиболее значимыми показателями самочувствия. Результаты наблюдений за студентами представлены ниже в таблицах 1- 4.

Как видно из данных таблицы 1, ЧСС у студентов опытной группы была несколько выше, при этом после педагогического эксперимента она несколько снизилась. В то же время в контрольной группе динамика носила противоположный характер - отмечено некоторое увеличение ЧСС.

Амплитуда вариационного размаха (ВР) ВР имеет важное прогностическое значение для оценки физического состояния и работоспособности организма. Многочисленными клиниче-

скими работами показано, что снижение ВР в покое ниже 0,03-0,04 с может рассматриваться как угро-жающее состояние, а величина 0,020,01с является критической для устойчивой работы сердца.

У студентов опытной группы имело место некоторое увеличение этого показателя, а в контрольной - отмечена обратная тенденция. Признаками перенапряжения после нагрузки является превышение ИН обычных пороговых границ (4000=6000 единиц). ИН в состоянии покоя фиксируется на уровне 25-150 единиц у тренированных лиц и 150-400 единиц - у малотренированных.

Недостаточное восстановление после нагрузок, недосыпание или умственное утомление способно повысить его до 400-700 единиц. Болезнь, в том числе артериальная гипертензия, повышает ИН до 1500-2500 единиц в покое. Данные ИН в обеих группах были на уровне, характеризующем студентов-спортсменов как находящихся в хорошей спортивной форме.

В результате прохождения цикла самооздо-ровления в опытной группе отмечено значимое снижение показателя (на 33,06 усл.ед.) при некотором росте в контрольной (на 4,5 усл.ед.). В результате использования разработанной технологии самооздоровления эти сдвиги свидетельствуют об улучшении функционального состояния сердечно-сосудистой системы, снижении уровня перенапряжения студентов-спортсменов, находящихся в состоянии предболезни. Данные оценки напряжения систем регуляции у студентов до и после педагогического эксперимента, полученные при помощи экспресс-анализатора частоты пульса «Олимп», представлены в таблице 1.

Результаты исследования показателей функциональной асимметрии у студентов-спортсменов опытной и контрольной групп представлены в таблицах 2 и 3.

В опытной группе (таблица 2) на протяжении эксперимента отмечено снижение разности температур между правой и левой кистью. Если до педагогического эксперимента она была существенной (0,53 гр. С), то после него снизилась до 0,26 гр.С. Причём различия были несущественны. Следует также отметить некоторый рост температуры кисти на обеих руках к концу эксперимента.

Таблица 1

Показатели вариационной пульсометрии исследуемых групп до и после эксперимента

Показатели

Этапы эксперимента ИН АМ ВР ЧСС

Экспериментальная группа (15 студентов)

До 133,53±11,22 40 ± 3,19 0,28 ± 0,05 88,25 ± 6,65

После 100,47±6,25 40 ±4,34 0,37 ± 0,05 84,88 ± 2,1

Т=1,28 Р< 0,05 Т=0 Р>0,05 Т=1,6 Р>0,05 Т=0,85 Р>0,05

Контрольная группа (11 студентов)

До 115,5±24,74 41,88 ± 2,46 0,5 ± 0,09 79,4 ± 5,12

После 121,0± 28,69 40 ± 4,95 0,36 ± 0,06 81,47 ± 4,66

Т=-0,19 Р>0,05 Т=0,7 Р>0,05 Т=2,48 Р< 0,05 Т=0,77 Р>0,05

Таблица 2

Показатели температурной асимметрии и асимметрии точности воспроизведения усилия у студентов опытной группы до и после эксперимента

Показатели Температура кисти в гр. Точность воспроизведения усилия в кг.

Место измерения Левая рука Правая рука Левая рука Правая рука

До эксперимента 32,32 ± 0,13 32,85 ± 0,15 4,42 ± 0,74 2,8 ± 0,66

Выраженность асимметрии 0,53 Т=2,76 Р < 0,05 1,62 Т = 2,32 Р < 0,05

После 34,03 ± 0,28 34,29 ± 0,27 2,55 ± 0,55 2,31 ± 0,67

Выраженность асимметрии 0,26 Т=3,33 Р >0,05 0,24 Т =0,44 Р> 0,05

Таблица 3

Показатели температурной асимметрии и асимметрии точности воспроизведения усилия у студентов контрольной группы до и после эксперимента

Показатели Температура кисти в гр. кисть Точность воспроизведения усилия в кг.

Место измерения Левая рука Правая рука Левая рука Правая рука

До педагогического эксперимента 32,08 ± 0,11 32,74 ± 0,18 3,4 ± 0,25 2,12 ± 0,23

Выраженность асимметрии 0,66 Т=1,56 Р < 0,05 1,28 Т = 1,16 Р < 0,05

После 32,5 ± 0,12 33,14 ± 0,22 3,65 ± 0,25 2,67 ± 0,18

Выраженность асимметрии 0,64 Т=0,596 Р < 0,05 0,98 Т =1,22 Р>0,05

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.