Научная статья на тему 'О направленности профессионально-прикладной физической подготовки студентов медицинских вузов'

О направленности профессионально-прикладной физической подготовки студентов медицинских вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БЫСТРОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ / АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА / УПРАВЛЕНИЕ ДЫХАНИЕМ / САМОМАССАЖ / PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL TRAINING / FAST RECOVERY / AUTOGENIC TRAINING / BREATH CONTROL / SELF-MASSAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щуров Алексей Григорьевич, Бученков Кирилл Владимирович, Митрюков Александр Семенович, Попадьин Виталий Валерьевич

В статье рассматривается необходимость обучения студентов-медиков приемам быстрого восстановления после нагрузок. Предложены направления воздействия различных средств и методов на организм с целью быстрого восстановления функционального состояния после интенсивной профессиональной деятельности, в том числе в экстремальных условиях. Основными из них являются: аутогенная тренировка, управление дыханием, самомассаж, упражнения для глаз, растяжка, активное восстановление. Включение темы занятия: «Комплекс быстрого восстановления» в раздел «Профессионально-прикладная физическая подготовка» программы дисциплины «Физическая культура», а также освоение этого комплекса студентами медицинских вузов поможет последним не только применять его в профессиональной деятельности для снятия усталости во время рабочего дня, но и в работе с пациентами, применяя эти знания для пропаганды здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щуров Алексей Григорьевич, Бученков Кирилл Владимирович, Митрюков Александр Семенович, Попадьин Виталий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Focus of professional and applied physical training of students of medical universities

The article discusses the need for teaching of the medical students how to quickly recover from stress. The directions of the impact of various means and methods on the body in order to quickly restore the functional state after intensive professional activity, including in extreme conditions, are proposed. The main ones are: autogenic training, breath control, self-massage, eye exercises, stretching, active recovery. The inclusion of the “Rapid Recovery Complex” theme in the “Professional and Applied Physical Training” section of the Physical Education discipline program, as well as the development of this complex by the medical students will help the latter not only use it in their professional activities to relieve fatigue during the working day, but in working with the patients, applying this knowledge to promote a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «О направленности профессионально-прикладной физической подготовки студентов медицинских вузов»

Евгений Иванович. - Тобольск, 2006. - 28 с.

9. Пат. № 183911 Российская Федерация. Тренажер для спортсменов-единоборцев / Ю.В. Чехранов, В.Л. Дементьев, В.Б. Шилакин. - № 2018117554 ; заявл. 11.05.2018. ; опубл. 08.10.2018, Бюл. № 28. - 5 с.

10. Чистяков, В.А. Анализ индивидуальной тренированности спортсменов-единоборцев / В.А. Чистяков, С.Е. Бакулев, О.А. Двейрина // Спорт, Человек, Здоровье : материалы конгресса. -Санкт-Петербург, 2013. - С. 137-139.

11. Юшкевич, Т.П. Тренажеры в спорте / Т.П. Юшкевич, В.Е. Васюк, В.А. Буланов. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 320 с.

REFERENCES

1. Ionov, S.F. (1973), Research methods of improving technical actions in the fight against sambo on the basis of special speed-strength training, dissertation, Moscow.

2. Kan, L.V. and Petrov, V.E. (2012), "Ideomotor training of police officers while mastering combat sambo techniques: concepts and implementation features" Bulletin of the All-Russian Institute for Advanced Studies of the Staff of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Vol. 22, No. 2, pp. 60-65.

3. Kubyshko, V.L. (2014), Vocational training of police officers (police training): a textbook at 2 o'clock, Part 2, DGSK MIA of Russia, Moscow.

4. Ratov, I.P. (1983), "Problems of overcoming contradictions in the process of teaching movements and the implementation of didactic principles", Theory and practice of physical culture, No. 7, pp. 40-44.

5. Samorodsky, P.S. (2002), Methods of vocational training: Teaching aid for the teacher of the specialty "Vocational training", BSU Publishing House, Bryansk.

6. Smirnov, V.N. (2004), Professional and psychological training of employees of special units of internal affairs bodies to act in extreme conditions, dissertation, Moscow.

7. Stepanov, G.I. (2016), "The role and importance of service-applied sports in the physical training of employees of state defense departments of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Eurasian Law Journal, Vol. 94, No. 3, pp. 245-246.

8. Troyan, E.I. (2006), Training in combat techniques in the service-applied physical training of students of educational centers of the Ministry of Internal Affairs of Russia, dissertation, Tobolsk.

9. Chekhranov, Y.V., Dementiev, V.L., and Shilakin, V.B. (2018), Simulator for martial arts athletes. Patent for useful model No. 183911.

10. Chistyakov, V.A., Bakulev, S.E., and Dveirina, O.A. (2013), "Analysis of individual fitness of athletes-martial arts", Materials of the international congress, St. Petersburg, pp. 137-139.

11. Yushkevich, T.P., Vasiuk, V.E., and Bulanov, V.A. (1989), Fitness equipment in sports, Physical Culture and Sport, Moscow.

Контактная информация: shilakinv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.01.2019

УДК 796.011.3

О НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Алексей Григорьевич Щуров, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург; Кирилл Владимирович Бученков,

Северо-Западный государственный университет им. И.И. Мечникова, Санкт-Петербург; Александр Семенович Митрюков, кандидат педагогических наук, Военная академия связи, Санкт-Петербург; Виталий Валерьевич Попадьин, кандидат педагогических наук, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматривается необходимость обучения студентов-медиков приемам быстрого восстановления после нагрузок. Предложены направления воздействия различных средств и методов на организм с целью быстрого восстановления функционального состояния после интенсивной профессиональной деятельности, в том числе в экстремальных условиях. Основными из них

являются: аутогенная тренировка, управление дыханием, самомассаж, упражнения для глаз, растяжка, активное восстановление. Включение темы занятия: «Комплекс быстрого восстановления» в раздел «Профессионально-прикладная физическая подготовка» программы дисциплины «Физическая культура», а также освоение этого комплекса студентами медицинских вузов поможет последним не только применять его в профессиональной деятельности для снятия усталости во время рабочего дня, но и в работе с пациентами, применяя эти знания для пропаганды здорового образа жизни.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, быстрое восстановление, аутогенная тренировка, управление дыханием, самомассаж.

FOCUS OF PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS

OF MEDICAL UNIVERSITIES

Alexey Grigoryevich Shchurov, the doctor of pedagogical sciences, professor, the Military Institute of Physical Training, St. Petersburg; Kirill Vladimirovich Buchenkov, I.I. Mechnikov Northwestern State Medical University, St. Petersburg; Aleksandr Semenovich Mitriukov, the candidate of pedagogical sciences, Military Academy of Telecommunications, St. Petersburg; Vitaliy Valerievich Popadin, the candidate of pedagogical sciences, the Military Institute of

Physical Training, St. Petersburg

Annotation

The article discusses the need for teaching of the medical students how to quickly recover from stress. The directions of the impact of various means and methods on the body in order to quickly restore the functional state after intensive professional activity, including in extreme conditions, are proposed. The main ones are: autogenic training, breath control, self-massage, eye exercises, stretching, active recovery. The inclusion of the "Rapid Recovery Complex" theme in the "Professional and Applied Physical Training" section of the Physical Education discipline program, as well as the development of this complex by the medical students will help the latter not only use it in their professional activities to relieve fatigue during the working day, but in working with the patients, applying this knowledge to promote a healthy lifestyle.

Keywords: professional-applied physical training, fast recovery, autogenic training, breath control, self-massage.

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе рынок труда во многом определяет уровень профессиональной подготовленности специалистов в любой сфере деятельности. В настоящее время в процессе их подготовки применяется компетентностный подход, который ориентирует учебный процесс на формирование общекультурных и профессиональных компетенций с учетом будущей деятельности. Его реализация является основой повышения качества образования.

Для каждой специальности свойственны свои компетенции. В действующих в настоящее время Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) [12] по специальности «Лечебное дело» включены такие профессиональные компетенции, как «готовность к участию в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участие в медицинской эвакуации (ПК-13)», а также «готовность к просветительской деятельности по устранению факторов риска и формированию навыков здорового образа жизни» (ПК-16)».

Каждый выпускник любого вуза, в том числе и медицинского, помимо профессиональных компетенций, должен обладать общекультурной компетенцией, которая подразумевает «способность использовать средства и методы физической культуры для обеспечения полноценной профессиональной и социальной деятельности» (ОК-6). Данная компетенция формируется и реализуются в процессе изучения дисциплины «Физическая культура».

В медицинском вузе профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) обусловлена не только спецификой будущей деятельности врачей различных специальностей: хирургов, терапевтов и т.д., но и тем, что медицинским работникам часто приходится

трудиться в экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях, в условиях боевых действий. Поэтому одно из направлений ППФП - это научить будущих врачей работать в условиях высокой напряженности труда [13].

Наряду с формированием таких профессионально-прикладных физических качеств будущих врачей, как специальная выносливость, гибкость, ловкость (координационные способности, быстрота реакции), сила (необходимая для сохранения рабочей позы), необходимо обучить студентов умению быстро восстанавливать свои силы в перерывах между профессиональными действиями, связанными с большими физическими и психическими нагрузками (в течение дня между операциями у хирургов, в перерывах между обходами и приемами больных и т.д.).

Это тем более актуально, так как по данным исследований российских ученых первое место среди заболеваний студентов медицинского вуза занимают нарушения опорно-двигательного аппарата (23,2%), на втором месте - миопия различной степени (19,7%), далее заболевания сердечно-сосудистой системы (10,8%), ЛОР-органов (5,2%), дыхательной системы (5,1%), увеличивается число студентов, имеющих инвалидность из-за различных заболеваний [7].

Приведенные данные актуализируют необходимость поиска профилактических мероприятий. На наш взгляд, одним из них может быть обучение студентов небольшому по длительности (15-20 мин) и интенсивности (пульс до 120 уд./мин) комплексу физических упражнений, направленных на быстрое восстановление, который будет весьма полезным как для профилактики заболеваний, так и для повышения эффективности их последующей профессиональной деятельности.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В соответствии с задачами обучения, изложенными в ФГОС ВО [12], разработана Примерная программа по физической культуре [8], которая включает в методико-практи-ческом разделе темы занятий, направленные на усвоение знаний и приобретение навыков ускоренного восстановления после изнурительной монотонной физической работы и деятельности в экстремальных условиях, такие как «Методика проведения производственной гимнастики», «Средства и методы мышечной релаксации», «Методы регулирования психоэмоционального состояния» и другие.

Учитывая важность наличия для медицинских вузов указанных во ФГОС профессиональных компетенций ПК-13 и ПК-16, их формирование, по нашему мнению, следует осуществлять не только в методико-практическом разделе, но и в разделе профессионально-прикладной физической подготовки, так как именно этот раздел способствует достижению должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.

В данной статье представлены основные направления воздействия различных средств и методов на организм с целью быстрого восстановления функционального состояния после интенсивной профессиональной деятельности, в том числе и в экстремальных условиях.

В первую очередь будущие врачи должны уметь управлять своим психическим состоянием. С этой целью применяются такая методика, как аутогенная тренировка, антистрессовая саморегуляция. Практика мысленных определенных физических действий (идеомотор-ная тренировка) дает возможность восстановить спокойствие и снизить тревогу [1].

Необходимо также знать и определенные приемы, связанные с управлением дыханием. Медленное и глубокое (с участием мышц живота) дыхание способствует мышечному расслаблению, понижает возбудимость нервных центров [9].

Восстановительный массаж - один из главных средств восстановления работоспособности. Он полезен при любой физической и психической нагрузке. Для быстрого восстановления будущие врачи должны обладать навыками самомассажа: точечного массажа

рук, массажа головы, стоп, ушной раковины [10].

Врачебная деятельность связана также с большими физическими нагрузками на глаза. Поэтому необходимой частью группы упражнений на быстрое восстановление являются специальные упражнения для глаз, которые активизируют работу бездействующих во время работы глазных мышц и наоборот, расслабляют те из них, на которые падает основная нагрузка [6].

В комплекс упражнений должны быть включены и упражнения на растяжку (стрет-чинг). Растяжка мышц ускоряет выведение продуктов распада из мышцы, влияет на эластичность мускулатуры, позволяет чередовать напряжение и расслабление мышечных тканей, что способствует быстрому снятию напряжения в мышцах и восстановлению сил [3].

Не менее значимы и навыки по активному восстановлению. Последствия утомления ликвидируются быстрее в том случае, если человек вовлекает в деятельное состояние мышцы, не принимавшие участие в основной работе (после статического положения -ходьба, после длительного нахождения в сидячем положении - упражнения стоя и ходьба). В этой группе упражнений применимы элементы slow-фитнеса: пилатеса, тай-чи, йоги [5].

Методики формирования перечисленных навыков широко представлены в научных работах и других российских авторов [2, 3, 4, 5, 6, 11]

Данные навыки быстрого восстановления, если они объединены в единый комплекс упражнений продолжительностью 15-20 мин, хорошо запоминаются и могут быть применены выпускниками медицинских вузов не только в гражданской практике, то также и при прохождении службы в армии. Согласно сложившейся практике, призывники из числа выпускников медицинских вузов, как правило, попадают в медицинские подразделения на военно-учетные специальности санитарных инструкторов или фельдшеров [14] и могут применять свои навыки быстрого восстановления при выполнении задач в боевых и приближенных к ним условиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Включение темы занятия: «Комплекс быстрого восстановления» в раздел «Профессионально-прикладная физическая подготовка» программы дисциплины «Физическая культура», а также освоение этого комплекса студентами медицинских вузов поможет последним не только применять его в профессиональной деятельности для снятия усталости во время рабочего дня, но и в работе с пациентами, применяя эти знания для пропаганды здорового образа жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиев, Х.М. Технология антистрессовой саморегуляции по методу «Ключ» / Алиев Х.М., Михайлов Н.Г. // Спортивный психолог. - 2009. - № 3 (18). - С. 51-54.

2. Амосова, Т.Ю. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой / авт.-сост. Т.Ю. Амосова. -М. : РИПОЛ классик, 2007. - 64 с.

3. Воротилова, Н.Н. Стретчинг - инновационный подход к занятиям по физической культуре и спорту / Н.Н. Воротилова // Современные направления развития системы физкультурного и технологического образования. - Саратов, 2016. - С. 91-96.

4. Кокарева, Е.Г. Самомассаж для профилактики утомляемости и повышения работоспособности студентов / Е.Г. Кокарева, В.Д. Иванов // Безопасность и адаптация человека к экстремальным условиям среды и деятельности : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под редакцией Е.В. Елисеева, Е.Г. Кокаревой, В. Д. Иванова ; Челябинский гос. ун-т. - Челябинск, 2014. - С. 199-206.

5. Кузнецова, Г.П. Электронное пособие «Групповой фитнес урок в вузе» / Г.П. Кузнецова, И.А. Сабаев // Навигатор в мире науки и техники. - М. : Изд-во «Институт управления образованием Российской академии образования», 2017. - № 2 (35). - С. 110.

6. Малютина, М.В. Физическая культура в профилактике заболеваний органа зрения студентов вуза / М.В. Малютина, О.А. Ледовская, Е.П. Моргунова // Вестник Оренбургского

государственного университета. - 2016. - № 7 (195). - С. 23-27.

7. Мандриков, В.Б. Методология профилирования физического воспитания студентов в медицинских вузах : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Мандриков В.Б. - Волгоград, 2002. - 110 с.

8. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» // Официальный сайт «Вузы Москвы». - URL : http://www.instetut.ru/programs-fizkult.php (дата обращения: 15.12.2018).

9. Солопов, И.Н. Физиологические эффекты методов направленного воздействия на дыхательную функцию человека : монография / И.Н. Солопов ; Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград : [б.и.], 2004. - 220 с.

10. Ткач, И.М. Самомассаж для восстановления организма / И.М. Ткач, Е.П. Бала-бухина // Наука и образование в жизни современного общества : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 апреля 2015 г. : в 14 томах. Том 1. - Тамбов : ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. - С. 143-144.

11. Шарандова, Е.К. Физиологические критерии динамики овладения методикой аутогенной тренировки / Е. К. Шарандова, Ю.П. Потехина, П.А. Продиус // Вестник новых медицинских технологий. - 2016. - Т. 10. - № 1. - С. 102-107.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Специальность 31.05.01, «Лечебное дело». - URL : http://fgosvo.ru/upload-files/fgos/5/20111115121946.pdf (дата обращения: 13.01.2019).

13. Психофизиологическая характеристика и оценка напряженности управленческого труда в высшем учебном заведении с позиций риска профессиональному здоровью / О.А. Чурганов, Д.С. Медведев, А.Г. Щуров, С.А. Бондарев // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 70.

14. Щуров, А.Г. Направленность профессионально-прикладной физической подготовки студентов медицинских вузов / А.Г. Щуров, К.В. Бученков, В.В. Метелицкий // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2018. - № 4. - С. 88-92.

REFERENCES

1. Aliyev, Kh.M. and Mikhailov N.G. (2009), "Technology of antistress self-regulation by the "Key" method", Sport psychologist, No. 3 (18), pp. 51-54.

2. Amosova, T. Yu. (2007), Respiratory gymnastics on Strelnikova, compiled by T. Yu. Amosova, RIPOL Classic, Moscow.

3. Vorotilova, N.N. (2016), "Stretching - an innovative approach to classes in physical culture and sports", Modern directions of development of the system of physical culture and technological education, Saratov, pp. 91-96.

4. Kokareva, E.G. and Ivanov V.D. (2014), "Self-massage for the prevention of fatigue and improving the efficiency of students", Safety and human adaptation to extreme environmental conditions and activities, Proceedings of the All-Russian scientific-practical conference with international participation, pp. 199-206.

5. Kuznetsova, G.P. and Sabaev, I.A. (2017) "Electronic manual "Group fitness lesson in the university"", Navigator in the world of science and technology, Publishing House "Institute of Education Management of the Russian Academy of Education", Moscow, No. 2 (35), pp.110.

6. Malyutina, M.V., Ledovskaya O.A. and Morgunova E.P. (2016), "Physical culture in the prevention of diseases of the organ of vision of university students", Bulletin of the Orenburg State University, No 7 (195), pp. 23-27.

7. Mandrikov, V.B. (2002), Methodology of profiling physical education of students in medical universities, dissertation, Volgograd.

8. The approximate program of the discipline "Physical Education", available at: http://www.in-stetut.ru/programs-fizkult.php. (accessed 15 December 2018).

9. Solopov, I.N., (2004), Physiological effects of targeted methods on the respiratory function of a person: monograph, VGAFK, Volgograd.

10. Tkach, I.M. and Balabukhina, E.P. (2015). "Self-massage to restore the body", Science and education in the life of modern society: a collection of scientific papers on the materials of the International Scientific and Practical Conference, April 30: in 14 volumes, Vol.1, LLC "Consulting Company Ucom", Tambov, pp. 143-144.

11. Sharandova, E.K., Potekhina, Yu.P. and Prodius P.A., (2016), "Physiological criteria for the dynamics of mastering the technique of autogenic training", Bulletin of new medical technologies, Vol. 10, No. 1, pp. 102-107.

12. Federal State Educational Standard of Higher Education. Specialty 31.05.01, "Medicine", available at: http://fgosvo.rU/uploadfiles/fgos/5/20111115121946.pdf. (accessed 13 January 2019).

13. Churganov, O.A., Medvedev, D.S., Shchurov, A.G. and Bondarev, S.A. (2016), "Psychophysiological characteristics and the assessment of the intensity of administrative work in higher education with positions risk occupational health", Modern problems of science and education, No.5, p. 70.

14. Shchurov, A.G., Buchenkov, K.V. and Metelitsky, V.V. (2018), "The direction of professional and applied physical training of medical higher educational institutions students", Actual problems ofphysical and special training of power structures, No.4, pp. 88-92.

Контактная информация: shchag@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.01.2019

УДК 796.011

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ПРОЕКТИРОВАНИИ МОДЕЛИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПРИМЕНЕНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ И ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ

Любовь Николаевна Эйдельман, кандидат педагогических наук, Институт физической культуры и спорта, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург (РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-

Петербург)

Аннотация

В статье рассматриваются особенности применения системного подхода в проектировании модели интегрированного применения танцевальной и физкультурно-оздоровительной деятельности, позволяющего всесторонне исследовать разрабатываемую деятельность с опорой на принципы единства анализа и синтеза, историчности, конечной цели, полноты, непротиворечивости, целостности, структурности, функциональности и интегративности. Применение системного подхода позволяет расширить научные представления, необходимые для понимания роли и места интегрированного применения танцевальной и физкультурно-оздоровительной деятельности в физическом воспитании детей; определить особенности и функциональную роль компонентов в процессе проектирования; рассмотреть модель как объективно полезный проект в современном образовательном пространстве; преобразовать и обогатить культурно-историческим наследием физкультурно-оздоровительную деятельность в целях построения социокультурной комфортной среды для развития целостной личности.

Ключевые слова: системный подход, проектирование, культура, танцевальная деятельность, физкультурно-оздоровительная деятельность, интеграция.

FEATURES OF SYSTEMIC APPROACH IN THE DESIGN OF MODEL FOR INTEGRATED USE OF DANCE AND PHYSICAL ACTIVITY DURING PHYSICAL

EDUCATION LESSONS Lyubov Nikolaevna Eydelman, the candidate of pedagogical sciences, Institute of Physical Culture and Sports, the Herzen State Pedagogical University of Russia,

St. Petersburg

Annotation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article considers the features of the system approach application in the design of the model of integrated application of dance and physical-health activity, which allows a comprehensive study of the developed activity based on the principles of unity of analysis and synthesis, historicity, ultimate goal, completeness, consistency, integrity, structure, functionality and integrativity. The application of the system approach allows us to expand the scientific ideas necessary for understanding the role and place of integrated

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.