Научная статья на тему 'Дополнительные средства физической культуры, используемые в оздоровительных практиках студентов с ослабленным здоровьем'

Дополнительные средства физической культуры, используемые в оздоровительных практиках студентов с ослабленным здоровьем Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1609
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Школина Марина Анатольевна

В статье рассматривается методика применение самомассажа как средства повышения резистентности организма к неблагоприятным условиям окружающей среды, средства коррекционно-оздоровительной направленности, а также результаты исследования использования данной практики для самостоятельных занятий студентов специальной медицинской группы (СМГ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the method of application-massage as a means of increasing organism resistance to unfavorable conditions of environment, means of corrective and health-improving orientation, and the results of studies on the use of this practice for selfstudy of students of special medical group (SMG).

Текст научной работы на тему «Дополнительные средства физической культуры, используемые в оздоровительных практиках студентов с ослабленным здоровьем»

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ СТУДЕНТОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ

ЗДОРОВЬЕМ

Школина Марина Анатольевна Пермский государственный национальный исследовательский университет

г. Пермь, Россия

ADDITIONAL FUNDING OF PHYSICAL CULTURE USED IN WELLNESS PRACTICES

OF STUDENTS WITH POOR HEALTH

Shkolina Marina Anatolevna Perm state national research University

Perm, Russia

Аннотация. В статье рассматривается методика применение самомассажа как средства повышения резистентности организма к неблагоприятным условиям окружающей среды, средства коррекционно-оздоровительной направленности, а также результаты исследования использования данной практики для самостоятельных занятий студентов специальной медицинской группы (СМГ).

Summary. In the article the method of application-massage as a means of increasing organism resistance to unfavorable conditions of environment, means of corrective and health-improving orientation, and the results of studies on the use of this practice for self-study of students of special medical group (SMG).

Введение. Многие авторы в последнее время отмечают не только низкий уровень здоровья, но и низкий уровень знаний и мотиваций в области здорового образа жизни (ЗОЖ) студенческой молодежи. В том числе в области использования гигиенически-оздоровительных методов сохранения и укрепления здоровья [5,6].

Правительственные программы и постановления последних лет направленные на оздоровления нации [8], на практике зачастую не имеют средств их выполнения. Это касается не только низкого уровня материально-технической базы, уровня проведения медицинских осмотров, адекватного методического сопровождения. Но и выведения обязательных занятий физической культурой за рамки учебного процесса (право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты). А также снижением контроля уровня физического развития и подготовленности студентов в высших учебных заведениях (отмена обязательных зачетов по физической культуре) [7]. Вследствие этого, все большее значение приобретают самостоятельные занятия физической культурой и реализации индивидуальных оздоровительных программ. К сожалению, большинство студентов не проявляют готовность к этому не теоретически, не мотивационно. В первую очередь это касается студентов с ослабленным здоровьем и студентов СМГ.

Среди различных средств сохранения, укрепления и восстановления здоровья главное место занимает физическая культура, в том числе и ее гигиенические

средства, к которым относятся различные виды массажа [2]. Гигиенический массаж, известный так же, как профилактический или общеоздоровительный применяется с целью укрепления здоровья, профилактики заболеваний, повышения сопротивляемости организма к различным неблагоприятным факторам внешней среды. Он способствует сохранению функционального состояния, а также повышения уровня работоспособности и стрессоустойчивости организма.

Самомассаж в оздоровительной деятельности студентов СМГ может выступать дополнительным средством физической реабилитации [1]. Так как является доступным методом восстановления с широким спектром применения: перед, вовремя и после физической нагрузки; вовремя пассивного и активного отдыха. Научные исследования доказывают, что массаж имеет не только локальное воздействие. Авторы, которые уделяли внимание изучению механизмов влияния массажа на организм, считают наиболее значимым нейрогуморальное воздействие и нейроэндокринные процессы, регулируемые высшими отделами ЦНС. Массаж оказывает рефлекторное воздействие по типу кожно-висцерального рефлекса на ткани и отдельные органы, на весь организм в целом [3, 4].

Несмотря на то, что самомассаж имеет ряд ограничений (невозможность полностью расслабиться, наличие труднодоступных участков, отсутствие специальных знаний), тем не менее, при методически правильном применении является доступным и эффективным средством оздоровительной физической культуры.

Включение в самостоятельные занятия физической культуры студентов СМГ методик гигиеническо-оздоровительной направленности, адекватных по нагрузке, повышающих интерес и мотивацию к применению их студентами в самостоятельных занятиях на сегодняшний день является актуальным.

Одной из задач нашего исследования является разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности применения самомассажа в самостоятельных занятиях физической культурой студентов СМГ.

Анализ литературы по методике применения самомассажа выявил следующее:

Методика самомассажа основывается на особенностях построения процесса самостоятельных занятий физической культуры с учетом диагноза заболевания. Интенсивности и времени проведения занятий, направленности физической нагрузки, особенности восстановительных процессов. Содержание методики заключается в применении различных видов самомассажа (предварительного, тренировочного, восстановительного; сегментарно-рефлекторного, выборочного, массажа паравертебральных зон) [2].

При самомассаже студент может сам регулировать интенсивность, силу и время проведения массажа. Правила самомассажа те же, что и для других видов массажа. Самомассаж нецелесообразно проводить после сильного утомления, так как он связан с напряжением. Самомассаж может быть локальным (частным) и общим. В зависимости от состояния организма общий самомассаж может продолжаться до 30 минут. При этом 5-10% времени занимает самомассаж головы и лица, 25-30% верхних конечностей, 25-30% туловища, 5-10% ягодичных мышц и мышц спины, 3035% нижних конечностей. Частный массаж различных областей тела, при необходимости ежедневно чередуемых, более предпочтителен. Самомассаж может быть подготовительным - для поддержания физической формы, массажем готовности - непосредственно перед физическими упражнениями или в перерывах

между ними. Его длительность 10-15 минут в зависимости от области применения и вида воздействия.

Самомассаж в комплексе с водными процедурами, сауной, пребыванием на воздухе, соответствующим двигательным режимом поможет повысить работоспособность и улучшить здоровье.

Самомассаж помогает более интенсивно выполнять физическую работу в быту и на производстве, так как повышает функциональные возможности организма, снижает утомлении и способствует быстрому восстановлению сил после физических и умственных нагрузок, повышает эффективность активного отдыха. Установлено, что 5-8 минутный самомассаж заменяет 20-30 минут пассивного отдыха, восстанавливает силы, возвращает бодрость, хорошее настроение.

Этот вид массажа требует определенного положения тела. Самомассаж нижних конечностей проводят в и.п. сидя на скамейке, низком стуле или на полу, иногда рекомендуется при этом слегка наклонить туловище или голову в сторону (для лучшего расслабления мышц). При самомассаже живота необходимо лечь на спину, слегка согнув ноги в коленях. Участки тела (ягодицы, спину, грудь, шею, верхние конечности) массируют стоя. Приемы (массаж шеи или верхней конечности) целесообразно проводить в и.п. сидя. Массируемые мышцы должны быть полностью расслаблены.

При подготовительном самомассаже отдельные приемы проводят с усилием, повторяя каждый 15-20 раз. Самомассаж, снимающий утомление, выполняют с легкой или средней интенсивностью, каждый прием повторяют 8-12 раз. Исключаются сильные ударные приемы и движения.

При выполнении самомассажа массажные движения проводят по ходу лимфатических сосудов. Лимфатические узлы не массируют. Приемы для самомассажа те же, что и для обычного массажа. Последовательность приемов самомассажа: поглаживание - растирание - разминание - вибрация (потряхивание, встряхивание). Используют различные приемы и упражнения для суставов. В качестве смазывающих средств можно использовать тальк, масло для массажа или мази (после консультации с врачом). После самомассажа необходимо принять душ.

Последовательность самомассажа отдельных частей тела: волосистая часть головы - лицо - шея - спина - поясница - живот - верхние конечности - нижние конечности.

Точечный массаж - это разновидность или метод лечебного сегментарно-рефлекторного массажа. На активные точки воздействуют надавливанием. Для успокаивающего действия применяют метод непрерывного, плавного, медленного, не сдвигающего движение или надавливание с постепенным нарастанием силы. При коротком и сильном надавливании с резким отниманием пальца оказывается возбуждающее воздействие.

Чтобы воздействовать на сосуды рук, ЦНС, органы грудной клетки выполняется техника и приемы лечебного сегментарного рефлекторного массажа на паравертебральных (околопозвоночных) областях спинномозговых сегментов: шейных и верхнегрудных, тканях головы, шеи и зоны воротника. А для воздействия на сосуды ног, органы малого таза и брюшной полости - на паравертебральных областях спинномозговых сегментов: нижнегрудных, поясничных и крестцовых, тканях области таза и грудной клетки.

Самомассаж противопоказан при острых лихорадочных состояниях, острых воспалительных процессах, кровотечениях и склонности к ним, при болезнях крови,

гнойных процессах любой локализации, инфекционных и грибковых заболевании кожи, значительном варикозном расширении вен, тромбофлебите, аневризмах сосудов, воспалении лимфатических узлов, опухали различной локализации. Болевые синдромы после травмы, легочная, сердечная и почечная недостаточность. Недостаточность кровообращения III степени, гипертензивные и гипотензивные кризы, тошнота, рвота, боли невыясненного характера при пальпации живота, бронхоэктазы (хроническое патологическое состояние, характеризующееся расширением бронхов и бронхиол). Однако в ряде случаев противопоказания носят временный характер в остром периоде болезни или при обострении хронического.

Самомассаж показан при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, заболеваниях органов дыхания, травмы и заболевания опорно-двигательного аппарата, заболевания и повреждения нервной системы, заболевания органов пищеварения вне фазы обострения, воспалительные заболевания мужских и женских половых органов вне фазы обострения, нарушение обмена веществ. Самомассаж применяют также при головной и зубной боли, нарушении сна, повышенной раздражительности.

Овладение методикой самомассажа студентами проводится поэтапно: изучение противопоказаний и показаний к применению самомассажа, по диагнозу заболевания; изучение области применения самомассажа; - изучение основ методики проведения самомассажа; изучение приемов самомассажа; - изучения дополнительных средств самомассажа (массажные коврики, массажеры, зерновые культуры, камни, соли и т.д.); - формирование навыка использования приемов самомассажа в зависимости от поставленных задач.

Результаты исследования.

Студенткам Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) II - III курсов по состоянию здоровья, распределенные в СМГ, было предложено два комплекса самомассажа для ежедневного использования в период с сентября 2014 по январь 2015 года. Первый комплекс - точечный массаж лицевой зоны и зоны кистей для профилактики острых респираторно вирусных заболеваний (ОРВИ) в сочетании с утренней гигиенической гимнастикой. Второй комплекс - самомассаж воротниковой зоны в сочетании с физкультурной паузой. В конце семестра был проведен опрос студенток, участвующих в исследовании, всего 47 человек, из них 25 человек II - курса, 22 человека - III курса.

Анализ опроса показал (рис. 1), что количество студентов III курса применяли предложенные комплексы самомассажа более регулярно. Анализ заболеваемости ОРВИ среди студентов, регулярно применяющих самомассаж в сочетании с физическими упражнениями, за период исследования была ниже на 6,6% (по общим случаям заболевания в группе).

Рисунок 1. Применение самомассажа студентами СМГ в самостоятельных занятиях

Более высокую продуктивность учебного труда эти же студенты (по результатам опроса) отметили на 56,8% выше, чем студенты, не применяющие самомассаж в комплексе с утренней гигиенической гимнастикой и физкультурной паузой или применяющие его нерегулярно (рис. 2).

Рисунок 2. Результаты применения самомассажа студентами

В целом можно отметить более высокую резистентность организма к ОРВИ и более высокую продуктивность учебного труда среди студентов III курса. Возможно, это связанно с обязательностью посещения занятий физической культурой, получением более полной информации по теоретическому курсу, большей практикой под руководством преподавателя для самостоятельного применения полученных

знаний, личной заинтересованностью и мотивацией к регулярным занятиям физической культурой.

Выводы. Студенты, регулярно посещающие занятия физической культурой, обладают большим уровнем умений и навыков к использованию средств физической культуры.

Комплексы самомассажа, используемые студентами СМГ в качестве профилактики ОРВИ и снятия напряжения в области воротниковой зоны, совместно с утренней гимнастикой и физической паузой способствуют повышению уровня резистентности к ОРВИ и повышению продуктивности учебного труда.

со

Список литературы

1. Аткинсон М. Самомассаж. Ваше здоровье в ваших руках. Полная энциклопедия. Советы профессионала. М.: Из-во Контент 2008. - 192 с.

2. Бирюков, А.А. Спортивный массаж: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А.А. Бирюков. - М.; Академия, 2006. - 576 с.

3. Бирюков, А.А. Особенности русского классического массажа в различных видах спорта: монография /А.А. Бирюков. - М.: Физическая культура, 2008. - 304 с.

4. Васичкин В.И., Васичкина Л.Н. Руководство по самомассажу. Ростов- на-Дону, 2006, - С. 11 - 12.

5. Голомолзина, В.П. Влияние нагрузок различной направленности на физическое состояние и заболеваемость студенток специальной медицинской группы / В.П. Голомолзина, С.П. Левушкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2008. - №6 (40). - С. 24 - 28.

6. Горелов, А.А. Коррекция состояния здоровья студентов специальной медицинской группы с нарушениями сердечно - сосудистой системы на занятиях физической культурой / А.А. Горелов, О.Г. Румба, М.Д. Богоева //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2011. - №1 (35). - С. 35 - 38.

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013 года №1367.

8. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 года №329-Ф3.

_Q

to

References

1. Atkinson M. Self-Massage. Your health is in your hands. Complete encyclopedia. The advice of a professional. M.: Content 2008. - 192 p.

2. Biryukov, A. A. Sports massage: studies. for stud. the high. proc. institutions / A. A. Biryukov. Moscow, Academy, 2006. - 576 p.

3. Biryukov, A. A. Peculiarities of Russian classical massage in various sports: monograph /A. A. Biryukov. - M.: Physical culture, 2008. - 304 p.

4. Vasichkin V. I., Vasichkina L. N. A guide to self-massage. Rostov - on-don, 2006, Pp. 11 - 12.

5. Golomolzina, V. P. Influence of loads of different directivity on the physical condition and the incidence of students of special medical group / golomolzina P. V., Levushkin S. P. // scientific notes of University named after P. F. Lesgaft. 2008. - №6 (40). - S. 24 - 28.

6. Gorelov, A. A. Correction of state of health of students of special medical groups with violations of cardiovascular system at the lessons of physical culture / A. A. Gorelov, O. G. Rumba, Bogoeva M. D. // scientific notes of University named after P. F. Lesgaft. 2011. -№1 (35). - P. 35 - 38.

7. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of 19.12.2013 №1367.

8. Federal law "On physical culture and sport in the Russian Federation" dated 04.12.2007 №329-FL.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.