ния в области физической культуры, спорта и туризма: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с между-нар. участием (г. Нижневартовск, 30 марта 2012 г.) / отв. ред. А.А. Клетнева. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2012.- С. 115-119.
2. Гачечиладзе Я.В., Орлов В.А. Физическая подготовка стрелка-спортсмена. - М.: ДОСААФ, 1984. -109 с.
3. Давыдов В.Ю., Шамардин А.И., Краснова Г.О. Новые фитнес-системы (новые направления, методики, оборудование, инвентарь): учеб. пособие; Федеральное агентство по физ.культуре и спорту, ВГАФК. - 2-е изд. перераб. и доп. - Волгоград: Изд-во Волгоград. гос. ун-та, 2005. - 284 с.
4. Жилина М.Я. Тренировка специальной выносливости стрелков из пистолета // Разноцветные мишени.- М.: Физкультура и спорт, 1978. - С. 58-60.
5. Иткис М.А. Специальная подготовка стрелка-спортсмена. - М.: ДОСААФ, 1982. - 128 с.
6. Лазутов А.В. Устойчивость позы человека при стрельбе из арбалета и приемы ее регуляции: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. 145 с.
7. Палехова Е.С. Подготовка высококвалифицированных стрелков из арбалета с биомеханическим волновым тренажером: дис. ... канд. пед. наук. - Малаховка, 2006. - 189 с.
8. Пулевая стрельба: учеб.-метод. пособие / под ред. И. Золотарева. - М., 2012. - 314 с.
9. Сушко А.А. ДОСААФ: У истоков российского арбалетного спорта (на примере Бурятской республиканской организации): материалы II Междунар. науч.-практ. конф. - Одесса, 2011. - С. 9-13.
10. Сушко А.А. Российский арбалетный спорт: современное состояние и пути развития // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. -Вып. 13. - С.144-150.
11. Сушко А.А. Проблемы становления и перспективы развития арбалетного спорта в России // Проблемные направления в области физической культуры, спорта и туризма: материалы всерос. на-уч.-практ. конф. (г. Нижневартовск, 25 марта 2011 г.) / отв. ред. А.А. Клетнева. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. - С.140-146.
12. Сушко А.А. Становление арбалетного спорта в России // Педагогические, психологические и медико-биологические проблемы дифференциации нагрузок в физическом воспитании и спорте: материалы I Междунар. электронной науч.-практ. конф. (30 апреля 2010 г.) / отв. ред. В.В. Букаев. - Одесса: ЮжноУкраинский нац. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского, институт физической культуры и реабилитации, 2010. -С. 56-59.
13. Сушко А.А. Факторная структура общей и специальной физической подготовленности стрелков из арбалета // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - Вып. 13. - С.121-124.
Сушко Анна Александровна, аспирант кафедры теоретических основ физического воспитания Бурятского государственного университета. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: [email protected]
Гаськов Алексей Владимирович, доктор педагогических наук, профессор ФФКСиТ Бурятского государственного университета. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: [email protected]
Sushko Anna Alexandrovna, postgraduate student, department of theoretical foundations of physical education, Buryat State University; e-mail: [email protected]
Gaskov Alexey, doctor of pedagogical sciences, professor, faculty of physical culture, sport and tourism, Buryat State University; e-mail: [email protected]
УДК 796.015:615.82
© М. В. Тапхаров
МАССАЖ И САМОМАССАЖ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА
ПОСЛЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ
Статья посвящена результатам теоретико-методического анализа технологии применения массажа и самомассажа в подготовке спортсменов как одного из эффективных и доступных средств восстановления и повышения работоспособности организма после психофизических нагрузок. Выделены основные принципы и приемы проведения массажа и самомассажа.
Ключевые слова: подготовка спортсменов, восстановление, работоспособность, массаж, самомассаж, физическая нагрузка.
M. V. Tapkharov
MASSAGE AND SELF-MASSAGE AS THE BASIC MEANS OF ORGANISM RESTORATION
AFTER PHYSICAL LOAD
The article is devoted to the results of theoretical and methodological analysis of application a massage and self-massage technology in training of athletes as one of the effective and accessible means of restoration and increase of
working efficiency of organism after psychophysiological loads. The basic principles and procedures of conducting massage and self-massage are identified.
Keywords: training of athletes, restoration, working efficiency, massage, self-massage, physical load.
Тренировка спортсмена характеризуется двумя противоположными процессами, составляющими одно целое. С одной стороны, это снижение работоспособности в результате выполняемой тренировочной работы (причем чем выше нагрузка, тем значительнее снижается работоспособность), с другой стороны, это ее восстановление и сверхвосстановление.
Систематическое увеличение объема и интенсивности тренировочных нагрузок - непременное условие роста спортивных результатов. Но процесс интенсификации тренировочного процесса не может проходить без создания благоприятных условий для восстановительных процессов [1].
Восстановительные мероприятия должны рационально сочетаться с тренировочными на различных этапах тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена. Применение восстановительных средств должно не мешать тренировочному процессу, а помогать ему, повышая скорость восстановительных процессов. Методы восстановления спортивной работоспособности подразделяются на: педагогические, психологические и медико-биологические.
К педагогическим средствам восстановления относится в первую очередь варьирование интервалов отдыха между повторениями отдельных упражнений, забегов и т. п., между тренировочными занятиями, между недельными циклами с разной нагрузкой и т. п. Это выражается, прежде всего, в волнообразном планировании нагрузки как в пределах одного тренировочного занятия, так и в пределах месячных, годичных и олимпийских циклов тренировки.
К этой группе средств восстановления относят также использование различных форм активного отдыха, проведение занятий на местности, на лоне природы, различные виды переключения с одного вида работы на другой и т. п.
Педагогические средства восстановления являются основными, так как определяют режим спортсменов и правильное сочетание нагрузок и отдыха на всех этапах многолетней подготовки. Они включают в себя:
- рациональное планирование тренировки в соответствии с функциональными возможностями организма спортсмена, правильное сочетание общих и специальных средств, оптимальное построение тренировочных и соревновательных микро- и макроциклов, широкое ис-
пользование переключения, четкую организацию работы и отдыха;
- правильное построение отдельно тренировочного занятия с использованием средств для снятия утомления (полноценная индивидуальная разминка, подбор снарядов, мест для занятий, упражнений для активного отдыха и расслабления, создания положительного эмоционального фона);
- варьирование интервалов отдыха между выполнением отдельных упражнений и тренировочными занятиями;
- разработка системы планирования и использования различных восстановительных средств в месячных и годовых циклах подготовки;
- разработка методики физических упражнений, направленной на ускорение восстановления работоспособности спортсменов, совершенствование двигательных навыков, обучение тактическим действиям.
Педагогические средства - основные, так как без них не имеет смысла применение специальных средств ускорения восстановления.
Психологические методы восстановления и повышения спортивной работоспособности направлены на снятие нервно-психологического напряжения, способствуют быстрому восстановлению двигательной среды и физических функций организма и наиболее широко применяются в соревновательном периоде подготовки и выступления на соревновании.
Особое место среди средств восстановления, способствующих повышению физической работоспособности, а также предотвращению возникновения различных отрицательных последствий от физических нагрузок, отводится медико-биологическим средствам, к числу которых относятся: рациональное питание, физио- и гидропроцедуры, фармакологические препараты и витамины, различные виды массажа, белковые препараты, спортивные напитки, бальнеотерапия, баровоздействие, локальное отрицательное давление (ЛОД), использование бани (сауны), оксигенотерапия, кислородный коктейль, адап-тогены и препараты, влияющие на энергетические процессы, использование игловоздействия, электростимуляции, электросон, аэронизация, использование музыки [1, 2].
Одним из незаменимых средств восстановления сил и повышения работоспособности спорт-
сменов, а также реабилитации после травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата, перенесенных заболеваний внутренних органов является массаж. Современный спорт предъявляет большие требования к организму спортсмена. Для дальнейшего роста спортивных достижений необходимо постоянное совершенствование тренировочного процесса с использованием всего арсенала средств, направленных на повышение работоспособности спортсменов [3, 4].
Спортивный массаж - ряд специально подобранных массажных приемов, способствующих сохранению мышечного тонуса, подготовке организма к большим физическим нагрузкам, снятию утомления, скорейшему восстановлению работоспособности после тренировочных (соревновательных) нагрузок. В настоящее время его используют не только при подготовке спортсменов, но и при различных заболеваниях и повреждениях в качестве мощного лечебного и профилактического средства.
Спортивный массаж подразделяют на:
а) тренировочный;
б) предварительный;
в) восстановительный;
г) массаж при спортивных травмах и различных заболеваниях, связанных со спортом.
Тренировочный массаж содействует подготовке спортсмена к наивысшим спортивным достижениям в возможно короткие сроки и с наименьшей затратой психофизической энергии.
Предварительный массаж способствует наилучшей подготовке спортсмена к соревнованию или тренировочному занятию.
Восстановительным называется такой вид спортивного массажа, который применяется после любого рода нагрузки (физической или умственной) и при любой степени утомления с целью максимально быстрого восстановления различных функций организма, а также с целью повышения его работоспособности. Восстановительный массаж - это основной вид спортивного массажа; ему отводится особое место, как в научных исследованиях, так и в спортивной практике.
Процесс подготовки спортсменов высокого класса характеризуется большим объемом тренировочных нагрузок, высокой их интенсивностью, большим числом повторений в недельном цикле, серьезными требованиями, предъявляемыми к психологической подготовленности спортсменов. Все это может привести к значительному утомлению, перенапряжению и перетренировке.
Совершенно очевидно, что чем выше уровень нагрузок (как по объему, так и по интенсивности), тем актуальнее становится необходимость восстановления организма. В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения, что восстановление - это неотъемлемая часть тренировочного процесса, не менее важная, чем сама тренировка [1, 5].
Наряду с физической и психологической подготовкой, основными факторами, способствующими восстановлению и повышению спортивной работоспособности, росту спортивных результатов, все большее значение приобретают дополнительные восстановительные мероприятия, применяемые в комплексе. Кроме традиционных, давно известных средств восстановления, таких как пассивный и активный отдых, широкое применение получили другие средства восстановления: водные процедуры, ручной массаж, вибрационный массаж, баня и т. д. Появляются новые средства и методы ускорения восстановительных процессов: гидромассаж, пневматический массаж, баромассаж, вдыхание газовых смесей, обогащенных кислородом, ионизация, электросон, электростимуляция, специальные температурные воздействия, музыкоте-рапия, психомышечная тренировка, фармакологические средства, витаминизации, и все-таки наиболее распространенным средством восстановления в настоящее время для большинства видов спорта является спортивный ручной массаж.
Эффективность восстановительного массажа была доказана многими исследователями и специалистами в области спорта и спортивной медицины. Основоположник советской системы спортивного массажа профессор И. М. Сарки-зов-Серазини говорил: «Восстановительный массаж является одним из главных средств восстановления повышения спортивной работоспособности. Сейчас он признан во всем мире, а через десять лет о нем будут говорить как о незаменимом и самом эффективном средстве восстановления работоспособности при любой физической и психической нагрузке [2].
В последнее время массажу как незаменимому средству восстановления уделяется все большее внимание. Это объясняется главным образом тем, что массаж применим в любых условиях, при любых функциональных состояниях спортсмена, хорошо дозируется по времени и силе приемов и сочетается с другими средствами восстановления, а также дает высокий «экс-пресс»-эффект.
Восстановительный массаж применяется в процессе тренировочных занятий (между упражнениями на отдельных снарядах - у гимнастов, подходами к штанге тяжелоатлетов); между тренировочными занятиями (если они проводятся 2-4 раза в день): после тренировочных занятий; во время соревнований, особенно продолжительных (у прыгунов с шестом, прыгунов в воду, фехтовальщиков); после первого дня выступлений; наконец, после окончания соревнований.
Конкретная методика сеанса восстановительного массажа зависит от решаемой задачи. Восстановительный массаж может быть назначен сразу после физической или психической нагрузки с целью снять нервное напряжение. В этом случае применяется кратковременный легкий массаж. Если была проведена серия прыжков в воду или гимнаст закончил выступление на одном снаряде, проводится кратковременный восстановительный массаж с целью снять чувство усталости. Перерыв между схватками у борцов может составлять 20-60 минут. В этом случае восстановительный массаж должен содействовать наиболее быстрому восстановлению двигательной работоспособности.
Восстановительный массаж обязательно должен проводиться и в том случае, если утомление было вызвано в первой половине дня, а повторная нагрузка будет только на следующий день. Такой длительный перерыв позволяет назначить два сеанса восстановительного массажа. Они не только восстановят работоспособность, но и повысят ее.
Следовательно, в любом случае цель восстановительного массажа - восстановление и повышение общей работоспособности спортсмена после утомления. Частные задачи в каждом случае могут быть разными, и от них зависит конкретное содержание сеанса восстановительного массажа. Если цель массажа другая, его нельзя считать восстановительным. Массаж, например, может быть предварительным, мобилизующим, профилактическим, тренировочным [6].
Спортивный массаж при комплексном лечении травм и заболеваний:
• вызывает активную кожную гиперемию;
• способствует активным мышечным сокращениям;
• уменьшает болезненность в зоне поражения;
• способствует усиленному притоку крови к массируемому участку, улучшая трофические процессы в нем;
• препятствует наступлению гипотрофии или способствует быстрому ее устранению;
• стимулирует регенерационно-репаратив-ные процессы в зоне повреждения (заболевания);
• благоприятствует рассасыванию выпотов, отеков, инфильтратов, гематом;
• способствует укреплению мышц, препятствует возникновению тугоподвижности в суставах.
Массаж (лечебный) при повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата условно подразделяют на: а) подготовительный; б) основной. Под подготовительным следует понимать массаж непораженных сегментов. Вариантом этого массажа является так называемый отсасывающий массаж, который создает благоприятные условия для оттока (отсасывания) лимфы и венозной крови от зоны повреждения. Подготовительный лечебный массаж предшествует основному. Под основным следует понимать массаж, проводимый на пораженном участке [4, 7].
Основные приемы массажа при спортивных повреждениях и заболеваниях те же, что при спортивном (тренировочном) массаже: поглаживание, выжимание, разминание, растирание, пассивные и активные движения, потряхивание, ударные приемы.
Основной массаж можно проводить с различными лечебными и согревающими средствами, способствующими сокращению продолжительности периода восстановления.
Также важным средством борьбы с утомлением, средством восстановления работоспособности является самомассаж. Не всегда в быту и в спорте можно воспользоваться услугами квалифицированного массажиста. Поэтому каждый спортсмен, освоив основные приемы массажа, может делать его сам себе. Конечно, самомассаж не может заменить работу массажиста. Но польза его в определенных условиях несомненна [2].
При выполнении самомассажа необходимо помнить, что все движения должны совершаться по ходу лимфатических сосудов. Узлы массировать нельзя, массируемые мышцы должны быть расслаблены в определенном, наиболее удобном положении. Тело должно быть чистым. В качестве смазывающих веществ можно использовать тальк, детскую присыпку или различные мази.
В самомассаже используют минимум приемов: бедро, голень, стопы, поясничную область массируют двумя руками. При травмах и забо-
М.Ю. Федорова, Е.И. Овчинникова, В.К. Геберт. Двигательная компетентность как неотъемлемая часть профессиональной готовности учителя физической культуры
леваниях, а также после сильного утомления ударные приемы применять не разрешается.
Самомассаж может быть локальным и общим. Продолжительность самомассажа 5-20 мин в зависимости от целевой установки. Последовательность массажа отдельных частей тела таков: волосистая часть головы, шея, спина, поясница, ноги, грудь, живот, руки.
Рационально построенная система спортивной подготовки, куда входит и массаж, способствует предупреждению и лечению значительного числа травм и повреждений, а также заболеваний, связанных с перегрузками, перетренировкой.
Литература
1. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / под общ. ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994. -368 с.
2. Саркизов-Серазини И.М. Спортивный массаж. - М.: Физкультура и спорт, 2003.
3. Белая Н.А. Руководство по лечебному массажу. - М.: Медицина, 2003. - 254 с.
4. Бирюков А.А. Лечебный массаж. - М.: Спорт, 2000. - 352 с.
5. Васичкин В.И. Справочник по массажу. -СПб., 2001. - 236 с.
6. Дубровский В.И., Дубровская Н.М. Практическое пособие по массажу. - М., 2003.
7. Штеренгерц А.Е., Белая Н.А. Массаж для взрослых и детей. - К.: Здоровье, 2002. - 384 с.
Тапхаров Михаил Викторович, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории инновационных технологий подготовки спортсменов Бурятского госуниверситета, e-mail: [email protected]
Tapharov Mikhail Viktorovich, candidate of pedagogical sciences, senior researcher, laboratory of innovative technologies for preparation of athletes, Buryat State University, e-mail: [email protected]
УДК 377.112.4
© М. Ю. Федорова, Е. И. Овчинникова, В. К. Геберт
ДВИГАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье рассмотрены требования компетентностного подхода в подготовке будущих учителей физической культуры; двигательная компетенция как одна из профессиональных компетенций будущих учителей физической культуры.
Ключевые слова: компетентностный подход, двигательная компетенция, двигательная подготовленность, будущие учителя физической культуры.
M. Yu. Fedorova, E. I. Ovchinnikova, V.K. Gebert
MOTOR COMPETENCE AS AN INTEGRAL PART OF PROFESSIONAL READINESS OF PHYSICAL EDUCATION TEACHERS
This article describes the requirements of the competence approach in preparation offuture teachers of physical culture; motor competence is considered as one kind of professional competence of future teachers of physical culture. Keywords: competence approach, motor competence, motor preparedness, future teachers of physical culture.
Изменения последних лет в социальной, политической, экономической сфере обусловили модернизацию российского образования и в том числе высшего профессионального в области физической культуры. Эффективный образовательный процесс обеспечивают педагоги, обладающие профессиональными компетенциями, умеющие адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной деятельности (Крив-сун С.Н., 2011).
По мнению В.И. Григорьева, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистякова (2011), итогом модернизации
высшего профессионального образования стало признание ее многофункциональности в развитии физических, интеллектуальных, эстетических и психологических качеств, что требует от выпускника вуза наряду с владением профессиональной компетентностью и технологиями, социальной мобильности, сформированного высокого уровня адаптивности, определяет необходимость формирования универсальных и специализированных компетенций (Амплеева В.В., Сурнин Д.И., 2012).