Психологические и педагогические науки
Баскакова Ю. В.
аспирант кафедры Психологической реабилитации факультета клинической и специальной психологии МГППУ, г. Москва, научный руководитель—
Щербакова А. М.
Зиганшина А. Ф.
студент Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов, факультет педагогики и методики начального образования, г. Набережные Челны
Малий Д. В.
студент 5 курса факультета психологии Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, г. Тула
Сливкова А. Е.
аспирантка кафедры педагогики ВГСПУ, г. Волгоград
Смирнова В. С.
студентка 5 курса факультета психологии Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых (ВлГУ), г. Владимир
Проблема влияния отношения молодых инвалидов по зрению к собственной инвалидности на успешность их социальной адаптации
Баскакова Ю. В.
Аннотация. Настоящая статья посвящена проблеме изучения отношения молодых (в возрасте от 18 до 40 лет) инвалидов по зрению к собственной инвалидности. В ней сформулировано понятие «отношение к собственной инвалидности» и выделены его основные части. Также в статье описаны основные виды отношения молодых незрячих к собственному первичному дефекту и показано влияние этого отношения на успешность их социальной адаптации.
Настоящая статья будет полезна руководителям и специалистам организаций, предприятий и учреждений, занимающихся реабилитацией инвалидов по зрению, а также всем тем, кто интересуется актуальными проблемами социальной и молодёжной политики.
Как известно, одной из актуальных проблем в области тифлопсихологии является проблема успешной социализации и наиболее продуктивной интеграции молодых инвалидов по зрению в жизнь современного общества. С одной стороны, эта проблема обусловлена тем, что отношение к инвалидам в обществе динамично, то есть, нет единого понимание феномена инвалидности как такового. Это приводит к появлению различных, часто противоречащих друг другу, моделей и способов социальной адаптации и интеграции лиц с ограниченными возможностями в общество. С другой стороны, данная проблема на протяжении достаточно долгого времени остаётся актуальной еще и потому, что у самих молодых инвалидов зачастую формируется неправильное представление о своих возможностях и негативное отношение к собственной инвалидности.
Проблемами успешности адаптации молодых инвалидов в общество в разное время интересовались А. Бандура, М. Селигман, А.Н. Леонтьев. А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Г. Литвак, А.И. Мещеряков и др.
М.И. Сеченов отмечал, что одним из факторов, напрямую влияющих на успешность адаптации к окружающей среде (в том числе и социальной), является адекватность отражения, которая зависит не только от отображаемого объекта, но и от отображающего субъекта. Способность адекватного отражения напрямую зависит от подготовленности субъекта к восприятию и активности, являющейся результатом развития познавательной и практической деятельности. Таким образом, человек, имеющий глубокие нарушения зрительного анализатора, не способен к полной и успешной адаптации к окружающей его среде. Для улучшения процесса адаптации незрячих необходимо работать над «обучением сетчатки глаза», выраженном в «умело осязающей руке», что, в конечном счете. приводит к формированию активно действующей личности.
А.Н. Леонтьев и А.Р Лурия полагали, что активность. Как одно из важнейших свойств личности, оказывает большое влияние на успешность адаптации человека в обществе. Снижение (недоразвитие) активности у лиц с глубинными нарушениями зрения, в первую очередь, отражается в ориентировочно-поисковой деятельности.
Вслед за А.Н. Леонтьевым и А.Р. Лурией А.И. Мещеряков вводит понятие «Деловая активность». В своих работах он отмечал, что именно наличие деловой активности может свидетельствовать о позитивной адаптации человека к окружающей (в том числе и социальной) среде. «Деловая активность слепых, слепоглухих и слепоглухонемых при удовлетворении органических потребностей», то есть вся работа по адаптации таких людей должна
строиться на развитии у них еще в раннем возрасте ориентировочно-исследовательской деятельности.1
Многие исследователи также опирались на работы Б.ГАнаньева, утверждавшего, что у людей «ощущения сами становятся особым видом потребности в познании внешнего мира и адаптации к нему, приобретая самостоятельное, относительно независимое от питания и размножения жизненное значение».2
Л.С. Выготский указывал на то, что основные и наиболее тяжелые последствия слепоты, в первую очередь, являются следствием выпадения человека из коллектива, то есть нарушением социальной адаптации. Дефекты зрения нарушают взаимодействие человека со средой, в результате при врожденной или рано возникшей слепоте затрудняется установление социальных связей и отношений, а у поздно ослепших людей — нарушаются уже сложившиеся связи.
Некоторые психологи и тифлопедагоги отмечают, что решающим моментом в успешной социальной адаптации является восстановление социальной позиции инвалида. Так, например, В.С. Свердлов связал определенный тип поведения слепого человека с успешностью его социализации:
1. Безразлично вялое поведение — человек длительное время находится в депрессивном состоянии и ничего не принимает для совего становления в обществе;
2. Рассудительно волевое поведение — человек прикладывает максимум усилий для преодоления последствий своего дефекта;
3. Контрастное поведение — человек сначала впадает в состояние глубокой депрессии, а затем резко стремиться к восстановлению своего социального статуса;
4. Неустойчивое поведение — человек периодически впадает в состояние глубокой депрессии, которое сменяется позитивным настроением, но четкой выраженности времени периодов депрессии нет.
H.П. Дрызго особое внимание обращал на то, что при утрате зрения в зрелом возрасте адаптационные реакции существенно варьируются по силе и характеру реагирования и степени адекватности влияния дефекта на жизнь инвалида. Он выделяет четыре основных типа реагирования на зрительный дефект:
I. Наличие адекватной реакции и поведения при кратковременных снижениях настроения;
2. Проявление кратковременных невротических реакций в виде эмоциональной дезорганизованности, астении, гипертрофированного представления о своем дефекте;
3. Наличие длительной невротической реакции, снижение психической активности, ипохондрия гипертрофированного представления о дефекте;
4. Отчетливая представленность патохарактерологических черт, повышенная аффективная возбудимость, завышенная самооценка, отчетливо выраженный эгоцентризм.
Современные тифлопсихологи полагают, что социальная позиция инвалида и успешность его адаптации зависят от установок инвалида по отношению к зрячим, труду, общественной деятельности и собственной инвалидности.
Опираясь на вышеописанное и проанализировав сложившуюся ситуацию развития общества, мы пришли к вы-
1. Пути совершенствования социально-трудовой реабилитации инвалидов по зрению: Метод. Рекомендации/Сост. В.П. Жохов, А.Г Литвак и др.Л., 1988.
2. Ананьев Б.Г Теория ощущений. Л., 1961. С. 61.
воду о том, что одним из основных факторов, напрямую влияющих на успешность социальной адаптации молодых инвалидов по зрению, сегодня, безусловно, является их отношение к собственной инвалидности, которое мы предлагаем рассматривать как некоторую комплексную составляющую внутренней позиции человека.
В самом общем смысле отношение человека к собственной инвалидности представляет собой систему ощущений и эмоций, которые он испытывает при осознании наличия у себя первичного дефекта, в основе которой лежат 4 составляющие:
1. Самоэффективность;
2. Локус контроля;
3. Наличие или отсутствие выученной беспомощности;
4. Наличие или отсутствие социальной поддержки. Самоэффективность — это способность человека подстраивать свои мотивационные, когнитивные и поведенческие способности под требования той или иной жизненной ситуации. На формирование самоэффективности наиболее сильно влияют четыре фактора: наличие достигнутых результатов (успех в прошлом), впечатления от успеха или неудачи других людей, словесное подкрепление значимых людей и эмоциональная активация.
Локус контроля — это представление человека о том, где осуществляется контроль над значимыми событиями в его жизни: внутри его самого или во внешней среде. Другими словами, это представление человека о том, кто отвечает за его поступки, он сам или окружающие его люди. В зависимости от стиля общения с инвалидом, у него может формироваться внутренний или внешний локус контроля.
Понятие «Выученной беспомощности» было введено М. Селигманом. В самом широком смысле выученная беспомощность представляет собой отказ инвалида, под влиянием гиперопеки со стороны окружающих, от стремления к достижению положительного результата не только в повседневных (привычных для него) ситуациях, но и в новых ситуациях, в которых он еще не пробовал действовать без помощи окружающих.
Важным фактором, определяющим специфику отношения инвалида к собственной инвалидности, является социальная поддержка, которая включает в себя наличие широкого круга стабильных социальных контактов. Наличие социальной поддержки характеризуется совместным проживанием и проведением свободного времени с другими людьми, наличием друзей, членством в клубах по интересам или общественных объединениях.
Таким образом, основной задачей нашего исследования стало выявление и описание типологии влияния отношения молодых инвалидов по зрению к собственной инвалидности на успешность их социальной адаптации.
Выборку исследования составили 122 инвалида по зрению в возрасте от 18 до 40 лет: по два представителя из 63 регионов Российской Федерации:
1. Инвалид I группы по зрению (тотально слепой или с минимальным остатком зрения);
2. Инвалид II — III группы по зрению (с достаточно хорошим остаточным зрением).
Исключением составили Кировская и Калужская области, а также республика Адыгея и республика Саха, Якутия от которых в исследовании участвовало по одному представителю.
Средний возраст испытуемых составил 28,2 года (29,3 года—для мужчин и 27,2 года—для женщин).
В таблице 1 представлены статистические данные по участникам исследования.
Таблица 1. Участники исследования
Параметр Количество человек % от общего числа участников
Женщины 62 51
Мужчины 60 49
Участники с I группой инвалидности 47 39
Участники со II группой инвалидности 59 48
Участники с III группой инвалидности 16 13
Участники, имеющие ученую степень 2 2
Участники, имеющие высшее образование 48 39
Участники, имеющие неполное высшее образование 16 13
Участники, имеющие среднее специальное образование 40 33
Участники, имеющие среднее полное общее образование 16 13
Работающие в системе ВОС 49 40
Работающие в специализированных библиотеках для слепых и слабовидящих 3 2,5
По возрастному составу всех участников исследования условно можно разделить на 3 группы:
1. Инвалиды по зрению в возрасте 18 — 24 года — выпускники школ, студенты среднеспециальных и высших учебных учреждений, аспиранты;
2. Инвалиды по зрению в возрасте 25 — 34 года — молодые специалисты;
3. Инвалиды по зрению в возрасте 35 — 40 лет—работаю-щие как в системе ВОС, так и вне системы.
На диаграмме 1 представлено распределение участников исследования по возрастным группам у мужчин и женщин.
Диаграмма 1. Половозрастное распределение участников исследования
Из диаграммы 1 следует, что большая часть участников исследования (как мужчин, так и женщин) входят в возрастную группу 25 — 34 лет. Сюда входят 41 участница (примерно 66% от всех женщин) и 31 участник (примерно 52% от всех мужчин). Вторую по численности группу составляют участников в возрасте от 18 до 24 лет. Сюда входят 17 участниц и 17 участников (примерно 28% и 29% всей выборки). Группа участников в возрасте 35 — 40 лет представлена минимально. В эту группу входят 4 участницы (7% от всех женщин) и 12 участников (примерно 3% от всех мужчин).
Распределение участников исследования по группам инвалидности представлено на диаграмме 2.
Из диаграммы 2 видно, что большая часть участников исследования (как мужчин, так и женщин) имеет инвалид-
Диаграмма 2. Распределение участников исследования по группам инвалидности
ность II группы. Таким образом, в исследовании принимало участие 14 участниц и 16 участников с I группой инвалидности без остаточного зрения, 7 участниц и 10 участников с I группой инвалидности с остаточным зрением, 32 участницы и 27 участников со II группой инвалидности и 9 участниц и 7 участников с III группой инвалидности.
Среднее полное общее образование (11 классов) имеют 16 участников исследования (11 участниц и 5 участников), среднее профессиональное образование — 40 человек (18 участниц и 22 участника), в настоящий момент высшее образование получают 16 человек (7 участниц и 9 участников), 2 участника имеют степень кандидатов наук (1 участник—кандидат психологических наук и 1 участник—кандидат исторических наук).
Также необходимо отметить, что около 20% всей выборки имеют достижения в области культуры и спорта, а 6% — активно помогают региональным и местным организациям Всероссийского общества слепых в трудоустройстве и профессиональной реабилитации инвалидов по зрению, имеют награды за общественную работу в системе Всероссийского общества слепых.
Исследование включало в себя 3 этапа. На первом этапе испытуемым предлагалось пройти 3 психологических теста:
1. Тест жизнестойкости—характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности;
2. Шкала оценки уровня самооценки личности — предназначена для психологической диагностики состояния самооценки по следующим параметрам: высота самооценки (фон настроения), устойчивость самооценки (эмоциональная устойчивость), степень реалистичности и адекватности самооценки (при ее повышении), степень критичности, требовательности к себе (при понижении самооценки), степень удовлетворенности собой (по прямым и косвенным индикаторам), уровень оптимизма (по прямым и косвенным индикаторам), интегрированность осознанного и неосознаваемого уровней самооценки, противоречивость или непротиворечивость показателей самооценки, зрелость или незрелость отношения к ценностям, наличие и характер компенсаторных механизмов, участвующих в формировании «Я-концепции», характер и содержание проблем и их компенсаций;
3. Синквейн — определение отношения инвалида по зрению к своему первичному дефекту.
Второй этап включал в себя статистическую обработку и анализ полученных данных, с последующим выделением основных типов отношения к собственной инвалидности. На третьем этапе мы соотнесли результаты, полученные в процессе обработки синквейнов испытуемых и описали типологию влияния отношения молодых инвалидов по зрению к собственной инвалидности на успешность их социальной адаптации.
В результате исследования нам удалось выявить и описать 4 вида отношения молодых инвалидов по зрению к собственной инвалидности. Подробные параметры каждого из этих типов представлены в таблице 2.
Таблица 2. Вида отношения молодых инвалидов по зрению
к собственной инвалидности
Тип отношения Самоэффектив- ность Локус контроля Выученная беспомощ- ность Социальная поддержка
1 Высокая Внутренний Нет Есть
2 Высокая Внешний Есть Есть
5 Низкая Внутренний Нет Есть
6 Низкая Внешний Есть Есть
Из таблицы 2 видно, что все 4 типа отношения молодых инвалидов по зрению к собственной инвалидности объединяет наличие такой составляющей, как социальная поддержка, которая характеризуется совместным проживанием и проведением свободного времени с другими людьми, наличием друзей, членством в клубах по интересам или общественных объединениях. В таблице 3 представлено процентное распределение испытуемых по видам отношения к собственной инвалидности.
Таблица 3. Процентное распределение участников исследования по видам их отношения к собственной инвалидности
Тип отношения Мужчины Женщины
1 15% 30%
2 50% 45%
3 20% 15%
4 15% 10%
Материал, полученный в результате исследования, также свидетельствуют и о том, что каждый из выделенных нами типов отношения к собственной инвалидности в разной степени способствует успешности или неспешности социальной адаптации. Так, например, данные, представленные в таблице 3, свидетельствуют о том, что 15% мужчин и 30% женщин, имеющих вид отношения к собственной инвалидности, характеризующейся высокой самоэффективностью, внутренним локусом контроля и отсутствием выученной беспомощности, в общем случае, в синквейнах отмечают, что инвалидность — это некоторое качество, которые делает их уникальными, то есть отличает от других людей, а в остальном они такие же, как и все. Такие незрячие хорошо социализированы и имеют достаточно высокий уровень жизнестойкости.
Второй вид отношения к собственной инвалидности характеризуется наличием высокой самоэффективности, внешним локусом контроля и наличием выученной беспомощности. К этому виду относятся 50% мужчин и 45% женщин. Анализ синквейнов молодых инвалидов по зрению этой группы показал, что инвалидность, в большинстве случаев, рассматривается ими как нечто мешающее добиваться собственных целей. Инвалидность воспринимается
как некоторая преграда извне, именно поэтому принимать решения и нести за них ответственность должен не сам инвалид, а кто-то посторонний, какой-либо человек из его окружения. Такие инвалиды по зрению хорошо ориентируются в социальном пространстве, но очень часто незрячие с таким видом отношения к собственной инвалидности говорят о том, что им постоянно необходим зрячий помощник. Даже простые вещи, которые незрячий может делать самостоятельно, он старается переложить на своего, так называемого помощника.
20% незрячих мужчин и 15% незрячих женщи, имеющих третий вид отношения к собственной инвалидности, характеризующийся низким уровнем самоэффективности, внутренним локусом контроля и отсутствием выученной беспомощности, в своих синквейнах сравнивают инвалидность с деревом, которое устало сопротивляться буре, податливостью, доверчиваться и т.п. Инвалидность часто связывается с трудностями, но эти трудности находятся внутри самого человека. Такие инвалиды по зрению часто имеют низкую самооценку и уровень социальной адаптации, стараются никуда не выходить из дома, не встречаться с друзьями.
Четвертый вид отношения к собственной инвалидности характеризуется низкой самоэффективностью, внешним локусом контроля и выраженной выученной беспомощностью. Этот вид отношения к собственной инвалидности выражен у 15% мужчин и 10% женщин. В синквейнах таких людей встречаются сравнение инвалидности с наказанием, уродством, платой за что-либо. Такие незрячие имеют низкий уровень социальной адаптации, часто все решения принимают за них другие люди.
Опираясь на мнения участников и полученные в ходе исследования результаты, мы можем сделать вывод о том, что отношение молодого инвалида по зрению к собственной инвалидности, действительно влияет на успешность его социальной адаптации. Именно поэтому, результаты нашего исследования могли бы быть полезны руководителям и специалистам организаций, предприятий и учреждений системы Всероссийского общества слепых, занимающихся реабилитацией инвалидов по зрению в возрасте от 18 до 40 лет.
Список использованных источников
1. А.А.Бодалева, Б.Ф.Ломова — Т. 1. — М.: Педагогика,
1980. — 230 с.
2. 37. Выготский Л>. Развитие личности и мировоззрение ребенка // Психология личности/Под ред. Ю. Б. Гиппенрей-тер, А. А. Пузырева. М., 1982. 4 - 2 6 9 .
3. Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. М.И. Земцовой, А.И. Каплан, М.С. Певзнер.-М., 1976.-435 с.
4. Исаева Д.Н. Психология больного ребенка.- СПб., 1993.- 176 с.
5. Кантор В.З. Реабилитация инвалидов по зрению, как специфическая педагогическая деятельность// Дефектоло-гия.-2006.-№5.- 38-44.