Научная статья на тему 'Психосоциальные факторы адаптации и интеграции в общество лиц с глубокими нарушениями зрения'

Психосоциальные факторы адаптации и интеграции в общество лиц с глубокими нарушениями зрения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1815
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНВАЛИД ПО ЗРЕНИЮ / ЛИЧНОСТЬ / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / КОММУНИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / TOLERANCE / VISUALLY IMPAIRED PERSON / PERSONALITY / MODERN SOCIETY / SOCIAL STEREOTYPES / COMMUNICATIONS / SOCIAL INTEGRATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волкова Ирина Павловна

В статье раскрываются основные принципы социальной интеграции в общество людей с ограниченными возможностями здоровья, раскрыта роль коммуникативной толерантности в социальной адаптации и интеграции инвалидов по зрению. На основе эмпирического исследования выявлена специфика затруднений в социальной интеграции и основные направления социально-психологической помощи данной категории людей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Волкова Ирина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychosocial factors of adaptation and integration into society of persons with deep infringements of sight

In this article main principles of social integration of handicapped persons are revealed, the role of communicative tolerance in social adaptation and integration of visually impaired persons is disclosed. On the basis of empirical research the specific difficulties in social integration of visually impaired persons and the basic areas of social and psychological aid to this group of people are considered

Текст научной работы на тему «Психосоциальные факторы адаптации и интеграции в общество лиц с глубокими нарушениями зрения»

И. П. Волкова

(Санкт-Петербург)

ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕСТВО ЛИЦ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

В статье раскрываются основные принципы социальной интеграции в общество людей с ограниченными возможностями здоровья, раскрыта роль коммуникативной толерантности в социальной адаптации и интеграции инвалидов по зрению. На основе эмпирического исследования выявлена специфика затруднений в социальной интеграции и основные направления социально-психологической помощи данной категории людей

Трансформации в социально-экономической и политической жизни России поставили ученых и практических работников перед решением задач, связанных с изучением и поиском эффективно действующих механизмов социально-психологической адаптации к быстро меняющейся жизни в социуме людей с ограниченными возможностями. Один из ведущих принципов устройства современного общества -принцип равных социальных прав и возможностей, которые предоставляются каждому члену общества вне зависимости от его физических, психических, интеллектуальных особенностей. Гуманистическая парадигма становится теоретико-методологической основой в решении проблем социальной адаптации и интеграции в общество людей с ограниченными возможностями здоровья. Основными принципами данной парадигмы являются: признание инвалидов по зрению равноправными, самостоятельными членами общества, имеющими возможности реализовать себя в трудовой и общественной деятельности, общении, способными к принятию социальных и индивидуально-личностных решений, имеющими право на полноценную жизнь и социальный статус, обязанности перед обществом; понимание инвалидности как системы социальных ограничений и барьеров, препятствующих включению в общество лиц с глубокими зрительными нарушениями; определение интеграции людей с глубокими нарушениями зрения как диалогического процесса, предполагающего общественные изменения: создание безбарьерной среды,

формирование позитивного образа незрячего человека в общественном сознании, развитие толерантности в общении с инвалидами по зрению и раскрытие адаптационно-интеграционного потенциала личности инвалидов по зрению [13, 10, 5, 11].

Такой подход предполагает диалог людей с ограниченными возможностями и здоровых людей, изменения как в личности самого инвалида, так и в устройстве общества. Основная стратегия интеграции - это стратегия инклюзии, при которой люди с ограниченными возможностями рассматриваются как активные граждане, потенциальная рабочая сила.

Наличие у человека глубокой зрительной патологии может приводить к нарушению равновесия с предметной, социальной средой и обусловливать социальную дезадаптацию, но принципиально не влияет на ход развития личности [4, 6, 7, 9]. В то же время утрата зрения может провоцировать возникновение у человека специфических установок, затрудняющих взаимодействие с другими людьми и актуализирующих внутриличностные конфликты.

Очевидно, что интеграция людей с ограниченными возможностями в существенной степени определяется толерантным сознанием и отношением общества. Толерантность в общем смысле есть способность личности к принятию, пониманию и позитивному взаимодействию с разнообразными людьми - представителями других культур, этносов, носителями других образов жизни, мнений, точек зрения, обладающими особенностями здоровья. Это ин-

тегральное личностное образование, включающее в себя установки и ценностные ориентации, комплекс интеллектуальных, коммуникативных, нравственных черт личности, систему адекватных позитивных представлений о других людях, принятие себя и других людей, коммуникативную компетентность [8, 2].

Изучение представлений о незрячих как феномена общественного сознания, в особенности сознания молодого поколения, представляет несомненную значимость для коррекции существующих отношений в системе «инвалид - общество».

Основными задачами первого этапа эмпирического исследования выступали: выявление характеристик образа незрячего человека как предпосылок толерантного отношения к нему; определение характера взаимосвязей основных составляющих представлений о незрячих людях с показателями коммуникативной толерантности. В проведенном нами эмпирическом исследовании приняли участие 80 человек в возрасте от 18 до 25 лет: студенты вузов Санкт-Петербурга, как имеющие, так и не имеющие опыта взаимодействия с инвалидами по зрению. Респондентам было предложено дать свободное описание образа слепого человека, а также опыта общения с незрячими. Полученные данные были сгруппированы в два «совокупных текста»

- людей с опытом общения с незрячими людьми и не имеющих подобного опыта - и были подвергнуты контент-анализу с помощью автоматизированной экспертной психолингвистической системы ВААЛ [12]. Результаты показали, что в целом образ незрячего человека в сознании молодежи является неадекватным действительности, искаженным и противоречивым. С одной стороны, слепой человек представляется как оптимист, стремящийся к достижению успеха, познанию и к общению с людьми, доброжелательный и спокойный, целеустремленный, высоконравственный. Этот аспект образа можно условно обозначить как идеализированный образ, или стереотип «героя».

С другой стороны, слепой предстает человеком неполноценным по причине отсут-

ствия зрения, ограниченным в действиях, пространственной ориентации и передвижении, неспособным к получению и переработке информации, пассивным и несамостоятельным, пессимистичным, подозрительным, замкнутым и неискренним. Такой человек воспринимается как чуждый, «не такой, как мы», непонятный. Данный аспект образа можно условно назвать как «негативный», или образ «неполноценного человека».

Сосуществующие в сознании противоположные представления о незрячем человеке зачастую создают внутренний конфликт при восприятии слепых людей; амбивалентные чувства - восхищение и принятие наряду с чувством жалости, непонимания, антипатии - приводят к избеганию ситуаций общения с незрячими или к доминантной позиции опеки над ними. Подобные установки в общении становятся барьерами, препятствующими толерантному, открытому партнерскому взаимодействию незрячих и зрячих людей. Об этом свидетельствуют и результаты корреляционного анализа выраженности категорий экспертной психолингвистической системы ВААЛ и показателей методики коммуникативной толерантности В. В. Бойко. Так, низкая коммуникативная толерантность приводит к огрублению, упрощению образа слепого, в котором центральными параметрами становятся неспособность видеть, неполноценность, невозможность ориентироваться в пространстве. Различные неадекватные типы образов незрячего человека опосредованы неконструктивными коммуникативными установками: образ «беспомощного человека» актуализируется у людей со склонностью к эгоцентризму в общении; образ «демонстративной личности» - с выраженным консерватизмом, категоричностью в оценках других; тенденция к вытеснению образа слепого человека характерна при неумении сглаживать неприятные чувства в общении; неадекватные представления о внутреннем мире незрячего, нежелание понять его личность - при склонности к доминированию, тенденции перевоспитывать собеседника; представление о слепом как объекте опеки - при стремлении

делать собеседника «удобным для себя»; примитивизация, схематизация образа незрячего - при неумении прощать ошибки другим; демонстрация социальной желательности при характеристике незрячего -при нетерпимости к дискомфорту окружающих; представление о слепом как неуверенном и зависимом от других - при низкой адаптации к коммуникативным ситуациям.

Таким образом, на пути подлинной интеграции существуют препятствия не только объективного характера, связанного с уровнем развития материальной базы, государственной политики, развитием медицины и пр., но и субъективные факторы -укоренившиеся в массовом сознании стереотипы восприятия незрячих людей.

В то же время существенную роль в процессе социальной интеграции играют и личностные адаптационные ресурсы самих инвалидов по зрению. Личностные детерминанты социальной адаптации инвалидов по зрению представлены многоуровневой иерархической системой, включающей в себя индивидуально-психологические свойства, социально-психологические, мотивационные, ценностно-смысловые и духовнонравственные характеристики личности, опосредованной социально-демографическими и биологическими факторами. Базовой детерминантой социальной интеграции выступают характеристики ценностносмысловой сферы личности.

Основной задачей второго этапа эмпирического исследования являлось определение индивидуально-типологических и личностных факторов, опосредующих процесс социальной адаптации и интеграции инвалидов по зрению. Выборочную совокупность эмпирического исследования личностных ресурсов интеграции в общество лиц с глубокими нарушениями зрения составили 270 инвалидов по зрению. Возрастные параметры выборки были определены на основе возрастной периодизации Л. В. Куликова, в соответствии с которой в группу вошли испытуемые первого (22-34 года) и второго (35-60 лет) периодов зрелости и уравновешенные по полу.

Нами был использован комплекс методик, направленных на изучение индивидуально-типологических свойств, системы отношений и социально-психологических характеристик личности и механизмов защитного поведения (опросники Г. Айзенка, В. Русалова, опросник межличностных отношений Т. Лири, опросник Плутчика-Кел-лермана-Конте, методика «Психологическая автобиография» Е. Ю. Коржовой и др.). Оценка эффективности адаптации инвалидов по зрению по внешнему критерию осуществлялась посредством экспертных оценок, а также результатов анкетного опроса. Экспертами выступали реабилитологи специализированных предприятий системы Общества слепых. Оценка эффективности адаптации инвалидов по зрению по внутреннему критерию осуществлялась посредством анкетного опроса, психодиагностических методик: диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерса и Р. Даймонда), уровня социальной фрустри-рованности (Л. И. Вассермана), определения доминирующего состояния (Л. В. Куликова) и авторская анкета «Удовлетворенность инвалидов по зрению трудом».

Как показали результаты корреляционного анализа, системообразующим элементом адаптированности инвалидов по зрению является показатель, характеризующий общественную активность, участие в делах коллектива, интерес к общественнополитической жизни. Второй по значимости характеристикой выступает умение общаться с людьми в непосредственном окружении. Адаптации в условиях современного общества также способствует владение тифлотехникой и информационными технологиями.

Личностные механизмы, способствующие и препятствующие социально-психологической адаптации инвалидов по зрению, отражают ее противоречивый характер. Для инвалидов по зрению характерны «адаптационные конфликты», проявляющиеся в том, что развитие адаптационных умений в одной сфере может приводить к затруднениям в другой либо компенсировать их. К примеру, высокая общественная активность выступает для ряда инвалидов

по зрению средством компенсации, желанием доказать свою значимость окружающим несмотря на объективные проблемы как со здоровьем, так и в системе отношений; именно такие испытуемые не благодаря, а вопреки сложившимся обстоятельствам оцениваются экспертами как наиболее адаптированные.

Другим значимым личностным механизмом социально-психологической адаптации инвалидов по зрению является взаимообусловленность ее различных аспектов («эффект аттракции»): затруднения в одной сфере могут приводить к дезадаптив-ным тенденциям в других, и, соответственно, благополучие в одном из аспектов жизни повышает адаптацию в других. Так, неудовлетворенность содержанием работы снижает желание инвалидов самостоятельно следить за своим внешним видом, осваивать информационные технологии.

Наиболее адаптированные по внешним (объективным) критериям люди испытывают сложности в адаптации к собственному внутреннему миру, внутреннюю напряженность во взаимодействии с окружающими людьми. Адаптация такого рода носит компенсаторный характер, охватывает узкий круг жизненных явлений и в конечном итоге может существенно осложнять социальную интеграцию инвалидов по зрению. Люди с глубокими нарушениями зрения, характеризующиеся душевным равновесием, эмоциональным комфортом, - те, кого по внутреннему критерию можно отнести к успешно адаптированным, не являются таковыми по оценкам экспертов (внешние критерии). Они не стремятся к широким социальным контактам, что может существенно осложнять процесс их социальной адаптации и интеграции.

Очевидно, что внутренняя напряженность опосредует стремление сохранить позитивное самоотношение за счет включения защитного поведения, что позволяет человеку примириться с существующей реальностью в острых ситуациях фрустрации.

Результаты корреляционного анализа используемых инвалидами по зрению механизмов защитного поведения свидетельствуют о том, что инвалиды по зрению,

имеющие более высокий уровень адапти-рованности и более активные, с оптимизмом оценивающие свое будущее, эмоционально уравновешенные, а также склонные к доминированию, чаще используют такой механизм защитного поведения, как «отрицание». Наиболее дезадаптированными являются инвалиды по зрению с отрицательным отношением к себе и другим, экстер-нальной направленностью личности, часто испытывающие эмоциональный дискомфорт и склонные к уходу от решения проблем, к эскапизму. Таким людям свойственно использование гиперкомпенсации. Это подтверждает положение В. А. Ананьева [1] о том, что адаптация и дезадаптация осуществляются с участием различных внутренних механизмов. Использование эго-защитных механизмов адаптированными к социальным условиям инвалидами по зрению позволяет не допускать в план сознания травмирующие факторы. Психологическая защита может рассматриваться как адаптивный механизм психической саморегуляции инвалидов по зрению, посредством которого происходит снижение эмоционального напряжения, тревоги, дискомфорта и сохранение непротиворечивости «Я-образа» за счет бессознательной (как правило) искаженной оценки объективной реальности [3]. Однако оптимальное решение жизненных задач предполагает развитие сознательного контроля за включением защитных механизмов.

Характер социальной адаптации и интеграции в общество инвалидов по зрению во многом определяется и тем, какие ценностные ориентации, смысловые установки усваивает и активно воспроизводит в собственном опыте человек. С целью изучения взаимосвязи показателей ценностномотивационной сферы личности инвалидов по зрению с критериями социальной адаптированности нами был проведен третий этап эмпирического исследования. В нем использован комплекс методик, включавший тест смысложизненных ориентаций (Д. А. Леонтьева), тест САМОАЛ (в адаптации Н. Ф. Калина), тест нравственной ориентации личности (В. Х. Манерова), опросник для изучения уровня субъектив-

ного контроля (Дж. Роттера), методика «Ценностные ориентации» (М. Рокича в адаптации Б. С. Круглова) и вышеописанный комплекс методик для изучения адаптации и интеграции инвалидов по зрению.

Полученные результаты свидетельствует о том, что в целом социально-психологическая адаптация людей с глубокими нарушениями зрения характеризуется фрагментарностью, «мозаичностью», сочетанием адаптивных и дезадаптивных проявлений, противоречивыми ценностно-смысловыми механизмами, во многих случаях проявляющимися по компенсаторному принципу. Так, личностными ресурсами социально-психологической адаптации выступают стремление к личной автономии, переживание осмысленности жизни, ценностная направленность на достижение социального и личного благополучия. Ригидность в общении, ориентация только на собственные ресурсы в решении жизненных задач наряду с экстернальностью в области здоровья, неспособность к эмоциональному проживанию актуальных моментов жизни, низкий интерес к познанию нового в мире, способствуя повышению отдельных составляющих адаптации к определенным социальным условиям, в целом препятствуют интеграции инвалидов по зрению в общество, достижению равноправной социальной позиции. В то же время интернальный локус контроля как способствует, так и препятствует достижению гармоничных межличностных отношений, может приводить к отчужденности, противопоставлению себя другим людям и к негативному отношению к ним. Принятие других характерно для инвалидов по зрению, не разделяющих ценность настоящего момента и познания нового. Негативные установки относительно других людей могут компенсироваться поиском мировоззренческих религиозных установок. Убеждение в невозможности изменить состояние собственного здоровья может приводить к стремлению доминировать в общении.

Удовлетворенность различными сферами своей жизни как важная составляющая социальной интеграции инвалидов по зре-

нию опосредована переживанием осмысленности жизни, спонтанностью, стремлением к познанию и творчеству, принятием ценностей самоактуализации, тенденцией к принятию христианской мировоззренческой ориентации, контактностью и гибкостью в общении, интернальностью в области межличностных отношений, пониманием собственного внутреннего мира. В то же время, позитивная оценка некоторых аспектов своей жизни (социальная востребованность, материальное положение) может иметь компенсаторный характер и не соответствовать их объективным характеристикам.

Таким образом, ценностно-смысловыми характеристиками, способствующими социальной адаптации и интеграции в общество инвалидов по зрению являются: интернальный локус контроля, направленность на личное и социальное благополучие, полноценное включение в жизнь, самопонимание, переживание осмысленности жизни в настоящем, построение жизненных перспектив и целей в будущем. Затруднения в социальной интеграции могут быть связаны с низким уровнем гибкости в общении, установками на закрытость, формальное взаимодействие. Успешность адаптации и социальной интеграции инвалидов по зрению во многом зависит от степени отрефлексированности, динамизма и открытости ценностно-смысловых ориентаций.

Результаты проведенного исследования актуализируют необходимость целенаправленной социально-психологической работы по повышению уровня адаптиро-ванности и социальной интеграции инвалидов по зрению. С одной стороны, это формирование адекватного реалистичного образа незрячего человека в современном обществе, развитие толерантных установок на общение зрячих и незрячих людей. С другой стороны, поддержка инвалидов в преодолении чувства обособленности от других людей и общества, неполноценности, избегания общения со зрячими людьми. Основными направлениями социальнопсихологической помощи инвалидам по зрению выступают: преодоление психоло-

гических барьеров в социальной адаптации и личностном саморазвитии; гармонизация отношений к себе, другим людям и окружающему миру; конструктивное разрешение ценностно-смысловых конфликтов;

осознание оптимальных индивидуальных способов профессиональной и личной самореализации; повышение адаптационных возможностей в деятельности инвалидов по зрению.

Литература

1. Ананьев В. А. Психология здоровья. - СПб, 2006.

2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М., 1996.

3. Бурлачук А. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. - М.,1998.

4. Выготский Л. С. Слепой ребенок // Основы дефектологии.

- СПБ.: Изд-во «Лань», - 2003. - С.130-150.

5. Егорова С. В. Социальное конструирование в структуре современных представлений об инвалидности // Вестник СамГУ, сер. Социология. - 2002. - №3.

6. Зотов А. И. Дефект зрения и психическое развитие личности // Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников. - Л., 1981. - С.3-18.

7. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. - СПб., 1998.

8. Мацковский М. С. Социология толерантности // Материалы научно-практической конференции «Толерантность - норма жизни в мире разнообразия». - М., 2002.

9. Сорокин В. М. Специальная психология : учеб. пособие / под ред. Л. М. Шипициной. - СПб, 2003.

10. Тарасенко Е. В. Модели инвалидности (конструирование национальной концепции социальной политики) // Управление здравоохранением. - 2003. - №1.

11. Теория социальной работы. - М.,1997. - С.24.

12. Шалак В. И. Современный контент-анализ. - М.: Омега-Л., 2004.

13. Ярская-Смирнова Е. Р., Наберушкина Э. К. Социальная работа с инвалидами : учеб. пособие. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2003.

--------^----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.