Научная статья на тему 'Проблема "вечерней утрени" и пути ее решения (в порядке дискуссии)'

Проблема "вечерней утрени" и пути ее решения (в порядке дискуссии) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1148
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УТРЕНЯ / БОГОСЛУЖЕНИЕ / СУТОЧНЫЙ КРУГ / ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ / ВЕЧЕРНЯ / СЛУЖБЫ ЧАСОВ / УТРЕННИЕ МОЛИТВЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Добрыгин Олег Владимирович

Статья посвящена месту утрени в суточном круге Богослужения Православной Церкви, проблеме ее несвоевременного (вечернего) совершения в Богослужебной практике огромного количества приходов и монастырей Русской Православной Церкви. Автором в дискуссионном порядке предложены пути преодоления означенной проблемы. Отзывы, замечания по сути поднятой проблемы и предложениям ее решения приветствуются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема "вечерней утрени" и пути ее решения (в порядке дискуссии)»

Иерей Олег Владимирович добрыгин «Проблема «вечерней утрени» и пути ее решения (в порядке дискуссии)»

ПРОБЛЕМА «ВЕЧЕРНЕЙ УТРЕНИ» И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ (В ПОРЯДКЕ ДИСКУССИИ)

Иерей Олег Владимирович Добрыгин, преподаватель Омской духовной семинарии

Аннотация. Статья посвящена месту утрени в суточном круге Богослужения Православной Церкви, проблеме ее несвоевременного (вечернего) совершения в Богослужебной практике огромного количества приходов и монастырей Русской Православной Церкви. Автором в дискуссионном порядке предложены пути преодоления означенной проблемы. Отзывы, замечания по сути поднятой проблемы и предложениям ее решения - приветствуются.

Ключевые слова: утреня, Богослужение, суточный круг, всенощное бдение, вечерня, службы часов, утренние молитвы.

THE PROBLEM OF THE «EVENING MATINS» AND THE WAYS OF ITS SOLUTION (TO BE DISCUSSED)

Priest Oleg Dobrygin, teacher of the Omsk Theological Seminary

Abstract. The article is devoted to the place of Matins in the daily cycle of Divine service of the Orthodox Church, the problem of its untimely (evening) place in the worship practice of a huge number of parishes and monasteries of the Russian Orthodox Church. The author proposed ways of overcoming this problem as an issue for debate. Feedback, comments on the essence of the raised problem and suggestions for its solution are welcome. Key words: matins, Divine service, daily circle, all-night vigil, vespers, the hours services, morning prayers.

...Для каждого дела или слова надобно знать собственное его время.

святитель Василий Великий1

«Буква» восторжествовала над «духом»

игумен Петр (Прутяну)2

тр

I аждый прихожанин Русской Православной Церкви в своей литургической I жизни сталкивается с необычной для других Поместных Православных Церквей3 практикой совершения утрени вечером, в канун того дня, которому, собственно, эта утреня принадлежит.

'Святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения: В 2 т. Том второй: Аскетические творения. Письма. - М.: Сибирская Благозвонница, 20'2. - '232 с. С. 32.

2Петр (Прутяну), игумен. Монастырский и приходской Уставы Русской Православной Церкви. О совершении Утрени вечером. Перевод с румынского: Елена-Алина Патракова. С. 7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://teologie.net/data/pdf/PP-ustav-utrenya-rus.pdf, свободный. - (Дата обращения: 08.04.2019).

3По крайней мере, для древних.

Всякий раз в конце вечернего Богослужения ему приходится слышать возглас священника перед славословием: «Слава Тебе, Показавшему нам свет!», а также призыв диакона (или священника): «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви!». И если первый возглас, восхваляющий Бога за то, что Он сподобил нас дожить до очередного восхода солнца, увидеть свет нового дня, можно попытаться объяснить себе «символически». То есть как благодарение Господу за то, что Он показал нам Свет Евангелия, Свет Спасения, то с призывом утренней просительной ектении дело обстоит немного сложнее.

Призыв упомянутой ектении вполне определенный: «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви. - Господи, помилуй! ... - Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим. - Подай, Господи!».

Особенно эта определенность видна в русском переводе: «Исполним (совершим, вознесем) утреннюю молитву нашу к Господу! - Господи, помилуй! ... - Испросим у Господа, чтобы этот день был (для нас) совершенным, святым, мирным и безгрешным! - Подай, Господи!». Здесь ясно, что совершается не вечернее Богослужение (вечерня закончилась перед Шестопсалмием), а утреннее. Однако в это время на циферблате часов стрелка расположена около семи часов вечера (если служба началась в пять часов пополудни), и если время летнее - то еще даже солнце не зашло. О каком же утре идет речь?

Некоторые успокаивают себя тем, что, дескать, Богослужебный день в Православной Церкви начинается с вечера. Ссылаются, обыкновенно, при этом на слова из Священного Писания: «И был вечер, и было утро: день один. ... И был вечер, и было утро: день второй» (Быт.1:5,8). При этом - в книге Бытия речь идет о том, что, да, сутки начались с вечера, но утро этих суток было не вечером, а в свое время, потому вечер назван вечером, а утро - утром. Таким образом, объяснение это нисколько не успокаивает, скорее - просто отвлекает от проблемы, причем ложным способом.

Другие успокаиваются тем, что, мол, ничего страшного, если мы заранее совершим утреню, зато утром служба не будет затянута, - ведь совершать утреню утром, а после нее еще и часы с Литургией - это физически тяжело, не каждый прихожанин выдержит такую продолжительную службу. Объяснение человеколюбивое, но все же ложное, ибо заранее обращаться к Богу с утренней молитвой, когда даже ночь не наступила (не то что утро), - абсурдно и выглядит каким-то молитвенным авансом, даваемым Богу: «Благодарим Тебя, Господи, за утро, которое еще не наступило, но мы уверены, что оно наступит». Для всех ли наступит?.. И потом, - в Церкви всё, включая последовательность Богослужебных чинов, устанавливалось с определенным смыслом, а потому привязано к конкретному времени суток.

Суточный круг Христианского Богослужения формировался в 111-1Х веках.4

Вечерня, с которой действительно начинаются Богослужебные сутки, изначально совершалась при закате солнца. После нее вечеряли, то есть вкушали вечернюю трапезу, говоря современным языком - ужинали. После ужина-вечери совершали

4 Толковый типикон / Сост., предисл. и примеч. М. Скабаллановича. - 3-е изд. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. - 816 с. С. 314.

См. также: Православная энциклопедия. Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. V. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. - 752 с. С. 536.

Надо заметить здесь, что к IX веку сформировался суточный круг, сами же чинопоследования этих суточных служб развивались еще долго после этого.

2019 (6)

Иерей Олег Владимирович Добрыгин «Проблема «вечерней утрени» и пути ее решения (в порядке дискуссии)»

повечерие (служба «по вечери», то есть «после ужина»), которое было молитвенным последованием перед отходом ко сну.

В полночь (в середине ночи) вставали на полунощницу.

Летом, когда ночь коротка, полунощница переходила в утреню. Если же после полунощницы желали еще отдохнуть и имели к этому возможность, то утреню после этого отдыха начинали до восхода солнца так, чтобы возглас утреннего славословия «Слава Тебе, Показавшему нам свет!» совпал с утренними сумерками, предвещающими свет восходящего светила.

Служба первого часа совпадала с самим восходом. Потому так она и названа, что ею начинался первый час дня - светлой части суток.

Служба третьего часа совершалась в третий час от восхода - в середине времени между восходом и полуднем.

В сам полдень - служба шестого часа.

В середине же времени между полуднем и заходом солнца правили службу девятого часа. А затем, при закате - снова вечерню.

Со временем, из внимания к невозможности христианам посещать храм несколько раз в сутки для участия в службах суточного круга, эти службы были объединены в группы.

Девятый час был присоединен к вечерне5: им заканчивались уходящие сутки, ею же начинались сутки новые. Повечерие стали присоединять к вечерне, а ужинать некоторые христиане стали после повечерия, что нелогично, ибо повечерие - молитва на сон грядущим, после которой вкушать пищу древние христиане себе, в общем-то, не позволяли, потому что с повечерия начинался Евхаристический пост. Однако, когда все же после повечерия стали ужинать, тогда, вероятно, и начали появляться специальные, дополнительные молитвы на сон грядущим, впоследствии вошедшие в наш Молитвослов именно под этим наименованием, а начало Евхаристического поста отодвинулось на полночь.6 Другие же верующие при таком соединении девятого часа, вечерни и повечерия, совершаемых вечером, поступали логичнее - ужинали до начала этой службы, что совпадало с временем приблизительно девятого часа по восходе, ибо традиционно именно в это время древние христиане вкушали вечернюю трапезу - последнюю трапезу дня.7 Об этом, кстати, свидетельствует появление чина малой вечерни с трапезой, которые предшествовали совершению всенощной, ибо по вкушении освященных на литии хлеба и вина до Шестопсалмия (во время «великого чтения»8) начинался Евхаристический пост в те дни, когда полагалось бдение.

Утром (правда, очень ранним, в конце ночи) совершались утреня (порою предваряемая полунощницей, передвинутой таким образом с полуночи ближе к утру) и первый час.9

5Толковый типикон / Сост., предисл. и примеч. М. Скабаллановича. - 3-е изд. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. - 816 с. С. 730.

6До сих пор началом Евхаристического поста многие считают гражданскую полночь, в то время как на Афоне он начинается с повечерия, как и в древности.

Толковый типикон / Сост., предисл. и примеч. М. Скабаллановича. - 3-е изд. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. - 816 с. С. 484-486.

8О «великом чтении» и прочих чтениях всенощного бдения см. сноску 17.

'Толковый типикон / Сост., предисл. и примеч. М. Скабаллановича. - 3-е изд. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. - 816 с. С. 735-736.

^ 68 /^^С^&ХЙС^

^иЧгО -дЛ^оЧгО С

Службы третьего и шестого часа тоже были соединены вместе, причем совершаться они стали перед Литургией10, - эту практику мы видим в Русской Православной Церкви и поныне. Хотя сама Литургия не является службой суточного круга, однако, согласно объяснению византийского канониста Матфея Властаря (XIV в.), ее следует совершать в час Сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы, которое произошло в третьем часу по восходе солнца11. Исключение составляют те дни, когда Литургия должна совершаться очень рано утром (таким днем является день Пасхи), или вечером (полные Литургии в Рождественский и Крещенский сочельники, а также в Великий четверг и Великую субботу, а также - всегда - Литургия Преждеосвященных Даров). Почему же служба шестого часа совершается у нас перед Литургией - совсем непонятно, ибо его время - полдень, а время совершения Литургии - до полудня (кроме только что названных исключений)...12

Еще позднее в приходских и соборных храмах повечерие и полунощница стали службами келейными (домашними), опять же за несколькими исключениями (Пасхальная полунощница и повечерия будних дней Великого поста и др.). Кстати, в соборной и приходской практике многих Поместных Православных Церквей келейными стали и службы часов, и потому не существует проблемы их несвоевременного совершения. В Русской же Церкви службы часов остались храмовыми, причем, повторимся, службы первого и шестого часов совершаются не в свое время.

Вышеописанное объединение служб суточного круга в группы можно резюмировать следующим образом: 1) вечером - девятый час, вечерня и повечерие (со временем повечерие выпало); 2) рано утром - полунощница, утреня и первый час (здесь со временем выпала полунощница); и 3) в третьем часу по восходе солнца (около 9.00 ч. нашего времени) - третий и шестой часы с Литургией.13

Как же произошло совершенно неизвестное и немыслимое ни для одной из Православных Церквей, кроме Русской, соединение вечерни и утрени (даже будничных), да еще таким образом, что утреня стала совершаться вечером (накануне своего дня)?

Началось это с сокращения службы, именуемой в Типиконе всенощным бдением или просто бдением и совершаемой обыкновенно в канун воскресных дней, двунадесятых и великих праздников и еще ряда дней памяти особо чтимых святых.

10 Там же. С. 740.

"«...Главная причина (совершения Литургии в 3-й час дня) та, что в это время дня, в третьем часу, Утешитель видимым образом сошел к апостолам и показал им Троический и совершенный свет, а чрез это и нас научил, что час, единоименный с Божественною Троицею (третий), должно посвящать совершению священнодействия в честь Триипостасного Божества; ибо хотя совершение Божественного священно-служения изображает таинство неизреченного домостроительства Слова, но ничем не менее мы знаем и благодать, по благоволению Безначального Его Отца и при содействии Животворящего Духа.» (Матфей Властарь, иером. Алфавитная Синтагма: Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и Божественных канонах. - М., 2006. - 496 с. С. 364).

12 «.В наши дни во многих монастырях на Афоне ... Литургия совершается сразу после первого часа. После этого монахи отдыхают час-два, и затем совершаются третий и шестой часы» (Петр (Прутяну), игумен. Монастырский и приходской Уставы Русской Православной Церкви. О совершении Утрени вечером. Перевод с румынского: Елена-Алина Патракова. С. 2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : ИН:р:/Лео1од1е. net/data/pdf/PP-ustav-utrenya-rus.pdf, свободный. - (Дата обращения: 08.04.2019)).

13Ранняя Литургия, правда, совершается много раньше: в 6 или 7 часов утра.

2019 (6)

с

литургическое богословие

Иерей Олег Владимирович добрыгин «Проблема «вечерней утрени» и пути ее решения (в порядке дискуссии)»

Изначально бдение (предваряемое девятым часом, малой вечерней и вечерей /ужином/) включало в себя великую вечерню с литией, утреню и первый час. Это было очень длинное Богослужение, которое начиналось на закате и оканчивалось к рассвету (потому, собственно, оно и получило наименование «всенощное бдение», то есть - служба всю ночь, без перерыва на сон).14 Подобные бдения совершаются в приходах ряда Поместных Православных Церквей в двунадесятые праздники и некоторые особо важные дни Богослужебного года (правда, с некоторыми сокращениями и местами без первого часа), но с присоединением Литургии (не предваряемой третьим и шестым часами).15

В Русской же Церкви бденная служба совершается намного чаще, но при этом она претерпела (приблизительно к XIX в.) сильное сокращение: из нее исключены повторения (ряд Богослужебных текстов, согласно Типикону, следует исполнять дважды, трижды, а то и более раз), упразднены и все уставные чтения.16 Сокращенное таким образом «всенощное бдение» успевают совершить за вечер (точнее за два-три вечерних часа), и утреня с первым часом, входящие в его состав, неминуемо оказываются совершенными вечером. По этому образцу, почему-то, все будние утрени тоже были присоединены к вечерне, и таким образом почти круглый год мы совершаем утреню вечером.

Мы начали с того, что с проблемой «вечерней утрени» сталкивается каждый прихожанин Русской Православной Церкви, когда вечером слышит ектению «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви!». Этим обычно ограничивается эта проблема и для диаконов. Но перед священниками и архиереями она предстает в большей степени, потому что во время Шестопсалмия они «тайно» (то есть - не вслух) произносят двенадцать утренних молитв.

Почему данные молитвы «тайные» - неясно, ибо в Служебнике они так не именуются, да и по содержанию своему они общественные, произносятся священником (или архиереем) не от своего лица (не от первого лица единственного числа), а от лица всех собравшихся на Богослужение христиан (от первого лица множественного числа).

Вполне вероятно, что «тайными» молитвы утрени стали с целью сократить службу, так как утреня в чреде Богослужений суточного круга - самая продолжительная (особенно, если совершается строго в соответствии с Типиконом).

Итак, молитвы утрени сгруппированы в один корпус и читаются все подряд во время Шестопсалмия, хотя почти для каждой из них имеется свое место в составе Богослужения.

Например, 1-я молитва «Благодарим Тя, Господи Боже наш, Возставившаго нас

"Православная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.pravenc.ru/text/155522. html, свободный. - (Дата обращения: 08.04.2019).

15 Там же.

16«Такое чтение совершается на воскресном бдении 7 раз, а на праздничном 6: после вечерни, после 1 и 2 кафизм, по полиелее, по 3 и 6 песнях канона и после утрени, последнее только в воскресенье. Имея целью наставление и назидание молящихся, эти чтения служат вместе с тем для освежения внимания и отдыхом для тела, так как они выслушиваются сидя. Они разнообразного содержания: тогда как первое, на воскресном бдении, берется из Св. Писания, четыре следующие берутся из святоотеческих бесед на Новый Завет, шестое из житий святых, седьмое нравоучительно-аскетическое - «Оглашения» прп. Феодора Студита» (Толковый типикон / Сост., предисл. и примеч. М. Скабаллановича. - 3-е изд. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. - 816 с. С. 608).

С/|

V*

от ложей наших.»17 является молитвой великой (мирной) ектении, а потому имеет окончание, совпадающее с возгласом данной ектении «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков»18. Следовательно, молитва 1-я должна произноситься вслед за последним прошением великой ектении (в случае «тайного» совершения - во время самой ектении, да так, чтобы по последнем ектенийном прошении возглас молитвы прозвучал вслух в качестве возгласа ектении).

Здесь, кстати, можно привести предположение, почему молитвы утрени перенесены для прочтения во время Шестопсалмия. При совершении утрени священником без диакона одновременное «тайное» произнесение молитв и возглашение ектений невозможно, поэтому вполне объяснимо чисто прагматическое перенесение утренних молитв с ектений на Шестопсалмие.

Молитва 2-я «От нощи утренюет дух наш к Тебе, Боже наш, зане свет повеления Твоя на земли. Правду и святыню совершати во страсе Твоем вразуми ны...» завершается возгласом «Яко благословися и прославися Всечестное и Великолепое Имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков». Данный возглас не соответствует полностью ни одному ектенийному возгласу утрени, и потому неясно, какое место в чине Богослужения она занимала изначально, до включения в сборник, приуроченный к Шестопсалмию.

Молитва 3-я «От нощи утренюет дух наш к Тебе, Боже, зане свет Повеления Твоя. Научи нас, Боже, Правде Твоей.» завершается словами возгласа малой ектении по первой кафизме утрени: «Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».

Молитва 4-я «Владыко Боже, Святый и Непостижимый.» имеет завершение возгласом утренней просительной ектении «Яко Бог милости, щедрот и человеколюбия еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».

Молитва 5-я «Благих Сокровище, Источниче Приснотекущий.», ее последние слова совпадают с возглашением малой ектении по третьей песни канона утрени: «Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».

Молитва 6-я «Благодарим Тя, Господи Боже спасений наших, яко вся твориши во благодетельство жизни нашея.» оканчивается возглашением «Ты бо еси Царь мира, и Спас душ наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков», что соответствует возгласу малой ектении по шестой песни канона.

Молитва 7-я «Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа, Возставивый ны от ложей наших.» имеет окончание «Буди держава Царствия Твоего благословена и препрославлена, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков», которое, как и в случае с молитвой второй, не соответствует никакому ектенийному возглашению утрени.

17Здесь и далее цитаты из утренних молитв приводятся по: Служебник. - Изд. 8-е - М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015. - 592 с. С. 42-54.

18Здесь и далее цитаты из текстов ектений приводятся по: Служебник. - Изд. 8-е - М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015. - 592 с. С. 54-68.

2019 (6)

Иерей Олег Владимирович добрыгин «Проблема «вечерней утрени» и пути ее решения (в порядке дискуссии)»

Молитва 8-я «Господи Боже наш, сонное уныние Отгнавый от нас.»; ее возглас «Яко благословися Всесвятое Имя Твое, и прославися Царство Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков» соответствует малой ектение по полиелее.

Молитва 9-я «Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко, Твоего Бого-разумия Нетленный Свет.», ее концовка, подобно молитвам второй и седьмой, не совпадает ни с одним ектенийным возгласом утрени.

Молитва 10-я «Господи Боже наш, покаянием оставление человеком Дарова-вый.» завершается возгласом «Милостию, и щедротами, и человеколюбием Едино-роднаго Твоего Сына, с Ним же Благословен еси, со Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков», который мы слышим после ектении «Спаси, Боже, люди Твоя.», произносимой после 50-го псалма и его припевов, перед каноном.

Молитва 11-я «Боже, Боже наш, умныя и словесныя Составивый силы Твоею Волею.», ее возглас «Яко Тя хвалят вся силы Небесныя, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков» соответствует малой ектении по девятой песни канона.

Молитва 12-я «Хвалим, поем, благословим и благодарим Тя, Боже отец наших.» оканчивается, как и молитва пятая, возгласом малой ектении по третьей песни канона: «Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем.». Правда, в греческом Евхологии VIII века (Barberini Graecus 336) данная молитва называется «отпустная», и ее возглашение совпадает с возгласом утренней просительной ектении, как у молитвы чет-вертой.19

В чине утрени есть также молитва 13-я, «главопреклонная», «Господи Святый, в Вышних Живый.», которую следует произносить по просительной ектение, после призыва: «Главы наша Господеви приклоним!» («Преклоним головы наши перед Господом!»).20 На практике, однако ее произносят «тайно» во время самой просительной ектении. Это делается или для того, чтобы не затягивать службу ее произнесением в своем месте (в случае ее гласного произнесения), либо чтобы не создавать паузу (при «тайном» ее «вычитывании»).

В чем же проблема вечернего произнесения упомянутых утренних молитв?

Во-первых, во всех изданиях Богослужебных книг они прямо называются «Молитвы утренние».21 При этом никому из христиан, в том числе - священнослужителей,

19См.: Евхологий Барберини гр.336 / Издание, предисловие и примечания Е. Велковской, С. Паренти; Пер. с итал. С. Голованова; Редакция русского перевода Е. Велковской, М. Живовой. - Омск: Голованов, 2011. -512 с. С. 115, 315.

20Служебник. - Изд. 8-е - М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015. - 592 с. С. 68-69.

21См., например: Служебник. - Изд. 8-е - М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015. - 592 с. С. 42.

Великопостный служебник. В 2-х ч. Часть первая. - М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015. - 480 с. С. 32.

Часослов. - Изд. 2-е. - М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011. -288 с. С. 43.

Евхологий Барберини гр.336 / Издание, предисловие и примечания Е. Велковской, С. Паренти; Пер. с итал. С. Голованова; Редакция русского перевода Е. Велковской, М. Живовой. - Омск: Голованов, 2011. - 512 с. С. 109-115, 308-316.

С/|

>5

2019 (6)

произносящих молитвы утрени по вечерам, не придет в голову утреннее молитвенное правило из Молитвослова читать тоже по вечерам. Если второе нелогично, то почему допустимо первое? Кстати, первое - более важно, ибо молитвы из келейного Молитвослова не уставные, а молитвы служебника - уставные.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-вторых, в немалой части этих молитв имеются слова, которые говорят об их сугубо утреннем предназначении.22

Каждый священник и архиерей, произнося эти молитвы вечером, оказывается в весьма странном положении. Согласно «Известию учительному» священник должен читать все молитвы Служебника «с велиим вниманием»23, и как раз эта обязательная сугубая внимательность и должна указывать ему на суточную несвоевременность молитвенных просьб. Если он воссылает эти слова к Богу искренно, то при этом искренность его оказывается неполной, ибо говорит он то, что говорить не время. Уже не время. И еще не время. Ну не будет же священник на Литургии святителя Василия Великого читать анафору из Литургии святителя Иоанна Златоуста, и наоборот. Не будет он молитву на освящение ваий из службы Вербного воскресения произносить при освящении винограда в день Преображения Господня. Не позволит себе молиться о упокоении еще живущих и о здравии усопших. Обращать же к Богу вечером молитвы с благодарностью о восстании от сна, в который он еще не погружался, священник себе позволяет.24

22Так в молитве 1-й читаем: «Благодарим Тя, Господи Боже наш, Возставившаго нас от ложей наших.» (в переводе на русский: «Господи Боже наш, благодарим Тебя, Поднявшего нас с постелей наших.»). Молитва 4-я: «Владыко Боже, Святый и Непостижимый, Рекий из тьмы свету возсияти, Упокоивый нас в нощнем сне и Возставивый к славословию и мольбе Твоея благости.» («Владыка Боже, Святой и Непостижимый, Повелевший воссиять из тьмы свету, Упокоивший нас в ночном сне и Воздвигший на славословие и молитву о Твоей благости.»). Молитва 5-я: «Благих Сокровище, Источниче Приснотекущий, Отче Святый, Чудо-творче, Всесильне и Вседержителю, вси Тебе покланяемся и Тебе молимся, Твоя милости и Твоя щедроты призывающе на помощь и заступление нашего смирения. Помяни, Господи, Твоя рабы, приими всех нас утренняя моления, яко кадило пред Тобою.» («Сокровищница благ, Источник Неиссякаемый, Отец Святой, Чудотворец, Всесильный и Вседержитель! Мы все Тебе поклоняемся и Тебя молим, призывая Твои милости и щедроты на помощь и заступление нас, уничиженных. Господи, вспомни умоляющих Тебя, прими от всех нас утренние моления, как благоухание.»). Молитва 6-я: «Благодарим Тя, Господи Боже спасений наших, яко вся твориши во благодетельство жизни нашея, да всегда к Тебе взираем Спасу и Благодетелю душ наших. Яко препокоил еси нас в мимошедшее нощи число и воздвигл еси ны от лож наших.» («Господи, Боже спасения нашего, благодарим Тебя, ибо Ты всё творишь для блага жизни нашей, чтобы мы всегда обращали свой взор к Тебе, Спасителю и Благодетелю душ наших, ибо Ты дал нам покой в прошедшее время ночи и поднял нас с постелей наших.»). Молитва 7-я: «Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа, Возставивый ны от ложей наших и Собравый ны в час молитвы.» («Боже и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Поднявший нас с постелей наших и Собравший нас в час молитвы.»). Молитва 8-я: «Господи Боже наш, сонное уныние отгнавый от нас и сопризвавый ны званием святым.» («Господи, Боже наш, Отогнавший от нас сонную расслабленность и Призвавший нас святым зовом.»). Молитва 12-я: «Хвалим, поем, благословим и благодарим Тя, Боже отец наших, яко превел еси сень нощную, и показал еси нам паки свет дневный.» («Боже отцов наших, восхваляем, воспеваем, благословляем и благодарим Тебя за то, что Ты рассеял тень ночную и показал нам снова свет дня.»).

В этих выписках из Служебника виден, повторимся, специально утренний характер рассматриваемых молитв.

23Служебник. - М.: Издание Московской Патриархии, 1984. - 464 с. С. 431.

24«Если Утреня совершается вечером, задолго до полуночи, а потом после этого некоторые еще и вкушают трапезу, то такое "бдение" не просто лишено смысла, но и является своего рода ложью Богу и самим себе. Мы не можем говорить: "Слава Тебе, показавшему нам Свет", когда на улице темно или солнце едва заходит. Честный и добросовестный священник не может благодарить Бога за то, что он «восстал ото сна», когда он еще не ужинал и после этого пойдет спать. Таким образом, совершая Утреню вечером, мы на самом

Иерей Олег Владимирович добрыгин «Проблема «вечерней утрени» и пути ее решения (в порядке дискуссии)»

Кто-то возразит: мол, мы читаем эти молитвы, имея в виду сон не физический, а духовный, благодарим Бога за то, что Он восставил нас из духовного сна. Однако само содержание молитв и без этого изобилует духовными смыслами, и эти смыслы перемежаются в них с вполне буквальными просьбами. Учитывая же такое странное отношение к буквальному смыслу молитв, хочется спросить: «А Вы уверены, что пребываете в духовном бодрствовании, за которое благодарите?».

Некоторые возражают, что, мол, наши сутки и их деление на части - условны, а мы должны быть свободны от всяких условностей, и от хронологических тоже. Ну, подумаешь, у нас в Омске 6 часов вечера, а в Петропавловске-Камчатском уже начались новые сутки. Мы, дескать, можем начинать утреню тогда, когда на самом восточном краю России начался новый день. Несостоятельность этих «оправданий» однозначна. Почему тогда все, что происходит в Омске (хотя бы в Церковной жизни), происходит не по Камчатскому времени? Почему Пасху мы встречаем по омскому времени, а утреню ежедневно - по камчатскому?

Еще одна беда, сопровождающая проблему несвоевременного совершения Богослужений, состоит в том, что ряд священников читают Богослужебные молитвы лишь бы прочитать - «вычитать», как это называется. В таком случае говорить об искренности и своевременности этих молитв и не приходится.

Каковы же могут быть пути решения означенной проблемы для тех священнослужителей, которые желают, чтобы их слово, обращенное к Богу от лица Его народа, не расходилось с делом (местом и временем, посвященными Богу)? Что делать, чтобы не пришлось додумывать разные лишние, якобы духовные, смыслы в тех местах молитв, которые вполне определенны и конкретны?

Первый, самый кардинальный, выход из ситуации - совершать все-таки утреню всегда только утром. И тогда утренние молитвы будут произноситься священником в свое, присущее им, время (особенно - если они будут читаться не во время Ше-стопсалмия, а каждая в своем пункте чинопоследования утрени). Если в этот день совершается Литургия, то утреня совершается естественно до нее. Однако это сопряжено для некоторых с рядом трудностей.

Трудности эти вполне разрешимы, и чтобы их преодолеть, нужно хорошо взвесить все «за» и «против».

Одно такое «против»: «А как же воскресное всенощное бдение, ведь оно полагается по Уставу? Бдение - служба неразрывная. Утреня в ней следует непосредственно за вечерней (после литии). Если вернуть бдению его первоначальный вид, при котором утреня в его составе начиналась после полуночи, то это будет нечеловеколюбиво по отношению к прихожанам, да и к клирикам, ведь все мы немощны.».

Ответом здесь будет указание Типикона о том, что «в малых обителех и соборных и приходских храмех, во дни недельныя, идеже всенощныя не бывают, или настоятель не изволит, поется вечерня великая, такожде и утреня во свое время.».25 То

деле служим формально, что по сути является ложью. ... Иными словами, вместо "поклонения в духе и истине" - "поклонение по букве и в неправде"» (Петр (Прутяну), игумен. Монастырский и приходской Уставы Русской Православной Церкви. О совершении Утрени вечером. Перевод с румынского: Елена-Алина Патракова. С. 2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://teologie.net/data/pdf/PP-ustav-utrenya-rus. pdf, свободный. - (Дата обращения: 08.04.2019)).

25Типикон, сиесть Устав. - 3-е изд. - М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015. - 1200 с. С. 38.

74

V*

vj Y t)i

2019 (6)

есть, если настоятель не желает служить бдение или у него нет такой возможности, то он может, ничтоже сумняшеся, совершить в субботу вечером великую вечерню, а утром - воскресную утреню, и Типикон приводит подробные последования таких служб.26

Правда, если утреню служить перед Литургией, то появляется еще одно «против»: удлинение утреннего воскресного Богослужения. Мы, мол, утром совершаем третий час, шестой час и Литургию, а тут еще до них совершать утреню с первым часом, - так мы всех прихожан утомим, а то и уморим.

Что здесь сказать? - Если для кого утомительно совершать утреню перед Литургией, то и здесь имеется ряд выходов.

I. Утреню можно совершать кратким, «келейным» чином (то есть без ектений), так, как если бы мы ее совершали дома без священника и диакона. Многие клирики, монашествующие и миряне так совершают утреню, если у них не было возможности быть на храмовой утрене и они готовятся к участию в Литургии, к Причащению за нею.

«Келейный» чин утрени прост. После начального возгласа (раз это в храме и при священнике, то «Благословен Бог наш.», ибо в случае домашнего последования -«Молитвами святых отец наших.»):

а) обычное начало;

б) Шестопсалмие (опять же - раз в храме со священником, то до Шестопсалмия можно вставить Двупсалмие со священнической сугубой ектенией, но можно и опустить);

в) прокимен «Бог Господь и явися нам.» с уставными тропарями, затем - кафизмы, которые, если дело обстоит в соборе или в приходском храме, можно совершить кратко (читать несколько избранных стихов из Псалмов, но на каждом Богослужении разные, или вообще опустить, ибо кафизмы - деталь монастырского Богослужения27); г) если утреня воскресная и раз это в храме, то священнику следует после тропарей совершить полиелей с чтением Евангелия, но без малой ектении и «Спаси, Боже, люди Твоя.»;

д) затем 50-й псалом и уставные каноны утрени без малых ектений и светильны;

е) стихиры на «Хвалитех» и великое славословие со своим тропарем (в будний день - хвалитные псалмы и вседневное славословие).

И далее без отпуста (ибо никто никуда не расходится) - Литургия (без первого, третьего и шестого часов28; вспомним, что шестому часу здесь вообще не время, так

26 Там же. С. 38-42.

27Самым традиционным для Церкви примером избранного исполнения стихов из Псалмов являются про-кимны. Каждый прокимен - это Псалом, сокращенный за счет выбора из него особенно подходящих к смыслу Богослужения стихов (в обычном прокимне - это всего два стиха, в великом - четыре). И потом -позволяем же мы себе сокращать Полиелейные псалмы (134-й и 135-й), а ведь их полагается петь полностью, однако в подавляющем большинстве храмов и даже монастырей звучат около четырех стихов из этих двух Псалмов. «Подобная судьба постигла также псалом 103 в начале Вечерни, первый антифон Первой кафизмы: "Блажен муж", псалом 102 из чинопоследования Литургии (На литургии русские поют только восемь стихов из этого псалма, а румыны - всего один стих) и т.д.» (Петр (Прутяну), игумен. Монастырский и приходской Уставы Русской Православной Церкви. О совершении Утрени вечером. Перевод с румынского: Елена-Алина Патракова. С. 5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://teologie.net/ data/pdf/PP-ustav-utrenva-rus.pdf. свободный. - (Дата обращения: 08.04.2019)).

28Кстати, в славянском Типиконе, при описании чина воскресного всенощного бдения третий и шестой

Иерей Олег Владимирович добрыгин «Проблема «вечерней утрени» и пути ее решения (в порядке дискуссии)»

как он полуденная служба, а обсуждаемый момент - утро; и вообще, часы - это келейные службы и изначально они совершались в те дни, когда нет Литургии, а раз Литургия есть - то их и не должно быть29).

К слову, почти таким чином (даже еще более кратким) совершают утреню перед Литургию во всех соборных и приходских храмах Элладской Православной Церкви.

Чтобы не затянуть утреннюю службу, современный литургист игумен Петр (Пру-тяну)30 предлагает совершить после вечерни малое повечерие с уставными канонами утрени.31 То есть - весь пункт (д) схемы, представленной в предыдущем абзаце, можно перенести на вечер (50-й псалом уже входит в состав повечерия, как раз почти перед местом для канона, сам же канон - после Символа веры).

Когда же при данном чинопоследовании читать утренние молитвы?

Можно, если священник так привык, и чтобы не затягивать службу - во время Шестопсалмия. А можно - каждую в своем месте (вслух, вместо тех ектений, к которым они привязаны; или, чтобы, опять же, не затягивать службу, - «тайно», приблизительно в тех местах, где они должны быть, не прерывая чтения и пения «келейной» утрени).

II. Самый же простой и «безболезненный» выход для священника, со всей внимательностью читающего «тайные» молитвы утрени, может быть таков. При невозмож-

часы не упоминаются вообще. Литургия в этом чине следует за бдением, а из часов упоминается только первый, который служится после утрени, а за ним следует сразу Литургия. См.: Типикон, сиесть Устав. - 3-е изд. - М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015. - 1200 с. С. 28.

29«Часы представляют собой не приходские, а монастырские службы, которые читались в особенности тогда, когда не было Литургии. В том же случае, если Литургия совершалась, то часы не читались. В Уставе Собора Святой Софии в Константинополе был предусмотрен объединенный чин Третьего и Шестого Часов под названием "тритоэкти", а первый час никогда не совершался, потому что его время и смысл накладывались на содержание Утрени. В настоящее время чтение часов необходимо для того, чтобы хватило времени совершить проскомидийные поминовения и каждение в конце них. Однако в Греческой Церкви стало правилом, чтобы Проскомидия завершалась во время «хвалитными» псалмах, а Литургия начиналась сразу же после Великого Славословия. Эта тенденция наблюдается также в Болгарской и Румынской Православных Церквях» (Петр (Прутяну), игумен. Монастырский и приходской Уставы Русской Православной Церкви. О совершении Утрени вечером. Перевод с румынского: Елена-Алина Патракова. С. 6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://teologie.net/data/pdf/PP-ustav-utrenya-rus.pdf, свободный. - (Дата обращения: 08.04.2019)).

30Игумен Петр (Прутяну) (род. 1979) - выпускник Богословского факультета Ясского университета (2001), кандидат Богословия Киевской Духовной Академии (2006), в 2004-2009 гг. - преподаватель Литургики, затем декан Единецкого Православного Богословского факультета, в 2004-2011 гг. - председатель Отдела катехизации и образования Единецкой епархии Православной Церкви Молдовы (Московский Патриархат). В 2009-2011 гг. - преподаватель Кишиневской духовной академии. В 2011-2012 гг. занимался исследовательскими трудами на Афоне и в Салониках. Согласно Постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 июля 2014 г. (журнал № 85) направлен в клир Корсунской епархии для пастырского служения в Португалии. Автор книг и публикаций по Догматике, Патристике и Литургике - в основном на румынском языке.

31«Лучше всего было бы совершать на приходах Вечерню вечером с короткой проповедью + Малое повечерие с включением канонов Утрени (чтобы "честно" сократить Утреню {Тем более, что в их содержании нет упоминаний об утреннем времени}), и во время чтения этих канонов священник может исповедовать тех, кто собирается причаститься на следующий день. . Если на исповедь слишком много людей, Богослужение можно продолжить чтением Последования ко святому Причащению» (Петр (Прутяну), игумен. Монастырский и приходской Уставы Русской Православной Церкви. О совершении Утрени вечером. Перевод с румынского: Елена-Алина Патракова. С. 6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://teologie. net/data/pdf/PP-ustav-utrenya-rus.pdf, свободный. - (Дата обращения: 08.04.2019)).

ности переносить утреню с вечера на утро и при страхе разрывать якобы цельный состав мнимо-всенощного бдения, можно установить следующий порядок произнесения утренних молитв.

Одна часть данных молитв не несет специально утреннего смысла. К ним относятся молитвы 2-я, 3-я, 9-я, 10-я и 11-я, а также - молитва 13-я «главопреклонная». Их можно читать на «вечерней утрене» во время Шестопсалмия, лучше же - каждую в своем исконном месте: 2-ю во время Шестопсалмия или кафизм (так как по возгласу ее изначального места определить невозможно); 3-ю во время малой ектении по кафизме; 9-ю во время Шестопсалмия, или кафизм (ибо ее возглас также не указывает на ее исконное место в утрене; зато она в полном виде присутствует в чине Литургии перед чтением Евангелия); 10-ю во время «диаконства» «Спаси, Боже, люди Твоя.» (если оно произносится, если же нет - то во время 50-го псалма) и, наконец, 11-ю молитву - во время малой ектении по 9-й песни канона.

Другая же часть молитв - сугубо утренние, и их чтение священнику следует все же исключить из вечернего употребления.32 Это молитвы 1-я, 4-я, 5-я, 6-я, 7-я, 8-я и 12-я. Читать их утром келейно, как делают некоторые священники, не следует, так как они все же не домашние, а храмовые (молитвы Церковного собрания). Читать их священник может утром после того, как войдет в храм и, встав перед Царскими вратами, совершит входные молитвы. Здесь можно предложить два варианта.

Первый вариант - прочитать их до входа в Алтарь, а значит до псалма «Вниду в Дом Твой.» (см. Пс.5:8-12). Однако в этом случае диакону (если он есть в клире храма) придется в них тоже участвовать, ибо не зайдет же он в Алтарь до священника, без него, что вообще немыслимо, хотя, к сожалению, наблюдается повсеместно. Немыслимо же потому, что в древней Церкви решительно никто без предстоятеля или до него не входил не только в Алтарь, но даже в храм, все (сослужащие клирики и миряне) ожидали его в притворе. Да и вообще - участие диакона и всех прихожан в этих молитвах должно только приветствоваться.

Вариант второй - чтобы «не смущать» диакона (многие священники и диаконы, к сожалению, суеверно считают, что «тайный» характер молитв утрени распространяется не только на мирян, но и на диаконов), можно прочитать данные молитвы и по входе в Алтарь, после поклонов пред Престолом и лобзания его. Здесь тоже могут быть вариации: 1) до облачения; 2) во время облачения (по одной молитве при каждом элементе ризницы: 1-ю перед облачением в подризник, 4-ю - после него, 5-ю - после епитрахили, 6-ю - после пояса, 7-ю - после поручей, 8-ю - после фелони, 12-ю - после умовения рук); 3) после полного облачения и умовения рук (до Проскомидии).

Повторимся, подобный выход приемлем не только при вечернем совершении будничной утрени, но и - особенно - при нашей современной «всенощной».

32Тем более, что даже в составе утрени, входящей в чин всенощного бдения, их и не может быть вообще. Можно с большой долей уверенности предполагать, что эти молитвы попали сюда механически из вседневной утрени. Ибо раз бдение - служба без перерыва на сон, то в нем принципиально не может быть молитв с такими фразами: «Благодарим Тя, Господи. Возставившаго нас от ложей наших.» (молитва 1-я), «Владыко Боже. Упокоивый нас в нощнем сне и Возставивый.» (4-я), «Благодарим Тя, Господи. яко препокоил еси нас в мимошедшее нощи число и воздвигл еси ны от лож наших.» (6-я), «Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа, Возставивый ны от ложей наших.» (7-я).

2019 (6)

Иерей Олег Владимирович добрыгин «Проблема «вечерней утрени» и пути ее решения (в порядке дискуссии)»

III. Еще один выход предлагается здесь в порядке дискуссии (!), ибо многим покажется «революционным», «реформаторским», «обновленческим», хотя никакого отношения к этим явлениям не имеет. Он позволит вообще сильно не затягивать утреннюю службу перед Литургией.

В этом случае часть келейно-храмовой «версии» утрени, приведенной в пункте I, можно совершать вечером в составе вечерни (после литии, если она была, но до отпуста вечерни). Сюда можно включить все ее составляющие вплоть до хвалит-ных стихир. Утром же, после входных молитв и Проскомидии, совершить Двупсал-мие с его священнической сугубой ектенией и Славословие (со своим тропарем). После же Славословия совершить первый и третий часы, после которых - Литургию (при этом - опустить можно не только «полуденный» шестой час, но и первый с третьим)33. Молитвы утрени при этом можно произнести по схемам, приведенным в пункте II.

Автор предполагает, что его предложения многими будут «обличаться» как «модернистские». Эти «обличения» будут в основном строиться на недопустимости нарушать Церковные «традиции» (!), существующие в Церкви не менее ста лет. Однако латинское слово traditio - это эквивалент греческого Парабооп («Предание»), которое в Богословском лексиконе используется по отношению к Священному Преданию Церкви. И поэтому - разве можно применять термин «традиция» к «относительно новой литургической практике, если сравнивать ее с двухтысячелетней историей Церкви»?34 Позволительно ли возводить в ранг традиции (Предания) то, что является, скорее, «литургической аномалией».35 Обличать же друг друга следует не на основании псевдотрадиций, но - опираясь на учение святых отцов Церкви. Так, святитель Василий Великий призывает всех нас: «Не должно смешивать того, что между собою несродно; но для каждого дела или слова надобно знать собственное его время».36 Кого же обличают эти святоотеческие слова?..

Возможно, есть и другие выходы из проблемы вечернего совершения утрени, поэтому автор надеется, что настоящая статья послужит продолжением в Русской Православной Церкви дискуссии по данной теме и по другим проблемам, которые имеют место в современной Богослужебной и молитвенной практике.

33При таком чинопоследовании «.все элементы утрени, в которых говорится о "восстании ото сна", "восходе солнца", "явлении света" и так далее, читались бы и пелись утром, в положенное им время и "нелживо". Кроме того, продолжительность вечерних и утренних богослужений была бы более сбалансированной.» (Петр (Прутяну), игумен. Монастырский и приходской Уставы Русской Православной Церкви. О совершении Утрени вечером. Перевод с румынского: Елена-Алина Патракова. С. 7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://teologie.net/data/pdf/PP-ustav-utrenya-rus.pdf, свободный. - (Дата обращения: 08.04.2019)).

34 Там же. С. 1.

35«...Ежедневное соединение Утрени с Вечерней - это литургическая и логическая аномалия, которая не может быть оправдана......Так называемое "бдение" - это элементарное издевательство, где все сокращается и читается с формальным соблюдением схемы, которая есть только "буква", но не "дух"» (Там же. С. 4).

36Святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения: В 2 т. Том второй: Аскетические творения. Письма. - М.: Сибирская Благозвонница, 2012. - 1232 с. С. 32.

5 frVV (!Л9 tr V17 С!л5 bVwSLLS) \pVil С?Л5 UVif (•

библиографический список

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / В русском переводе с параллельными местами. - М.: Библейские общества, 1993. - 1376 с.

2. Святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения: В 2 т. Том второй: Аскетические творения. Письма. - М.: Сибирская Благозвонни-ца, 2012. - 1232 с.

3. Великопостный служебник. В 2 ч. Часть первая. - М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015. - 480 с.

4. Евхологий Барберини гр.336 / Издание, предисловие и примечания Е. Велков-ской, С. Паренти; Пер. с итал. С.Голованова; Редакция русского перевода Е. Велков-ской, М. Живовой. - Омск: Голованов, 2011. - 512 с.

5. Матфей Властарь, иером. Алфавитная Синтагма: Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и Божественных канонах. - М., 2006. - 496 с.

6. Петр (Прутяну), игумен. Монастырский и приходской Уставы Русской Православной Церкви. О совершении Утрени вечером. Перевод с румынского: Елена-Алина Патракова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://teologie.net/data/pdf/ PP-ustav-utrenya-rus.pdf, свободный. - (Дата обращения: 08.04.2019).

7. Православная энциклопедия. Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. V. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. -752 с.

8. Православная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.pravenc.ru/text/155522.html, свободный. - (Дата обращения: 08.04.2019).

9. Служебник. - Изд. 8-е - М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015. - 592 с.

10. Служебник. - М.: Издание Московской Патриархии, 1984. - 464 с.

11. Типикон, сиесть Устав. - 3-е изд. - М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015. - 1200 с.

12. Толковый типикон / Сост., предисл. и примеч. М. Скабаллановича. - 3-е изд. -М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. - 816 с.

13. Часослов. - Изд. 2-е. - М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.