Научная статья на тему 'Учебная программа по Литургике для 2‑го курса'

Учебная программа по Литургике для 2‑го курса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
547
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебная программа по Литургике для 2‑го курса»

Учебная программа по Литургике для 2-го курса1

_»у«_

яп«

Если учащиеся 1-го курса знакомятся и изучают порядок отправления в отдельности тех или иных элементов богослужения, то на 2-м курсе изучается порядок следования богослужения в целом, по суточному кругу. В начале года преподаватель знакомит учащихся с Типиконом как важнейшей уставной книгой. Особое внимание уделяется здесь содержанию первых 25-ти уставных глав, а также главам: 48-й (месяцеслов), 49-й (период пения Постной Триоди) и 50-й (порядок Пятидесятницы). Ознакомляя учащихся с содержанием первых 25-ти глав, преподаватель тем самым суммирует те уставные указания, какие сообщались на 1-м курсе. Далее следует последовательное изложение чинопоследований суточного круга, а именно: 9-го часа, вечерни вседневной и вечерни великой, повечерия малого, вечерни вседневной, субботней и воскресной, утрени вседневной с великим славословием и полиелейной, 1-го часа,

1 Программа составлена на основе соответствующей программы по Литургике

для Московской духовной семинарии. Внесены изменения с учетом особенностей учебного плана Нижегородской духовной семинарии.

чина всенощного бдения и, в связи с ним, малой вечерни, часов 3 и 6-го и Литургии (великое повечерие — чин изобразительных и Литургия Преждеосвященных Даров, как чинопоследования, связанные не с суточным кругом богослужения, а с особенностями некоторых праздников и Великого поста, изучаются на 3-м курсе наряду с прочими особенностями этих праздников и Великого поста).

Изучение чинопоследований суточного круга соединяется с изложением учащимся идейного содержания этих чинопоследований, краткой истории их образования и с изложением их конструкции. Учащийся должен точно знать уставные главы, где излагаются чинопоследования, и порядок чинопоследований. Знания же нумерации псалмов, входящих в тот или иной чин, не требуется, так как для учащегося важнее знать идейное содержание, например, шестопсалмия, его историю и то значение, какое уделяет чтению его церковный устав, нежели нумерацию, поскольку состав псалмов его не меняется. Разумеется, сказанное не относится к таким псалмам, как предначинательный, 50-й, светильничные псалмы 140 и 141, 129, 116-й, хвалитные 148, 149, 150-й и 102 и 145-й, которые должны быть известны студенту и по нумерации Псалтири, и по их названиям в богослужебных книгах. Самое освоение чинопоследований непременно проходится с проведением в аудитории практических занятий, которые ведутся следующим образом: преподаватель, изложив ту или иную тему, распределяет учащихся на группы, по два или три человека, и каждой такой группе назначает самостоятельную проработку изучаемого чина в службе тому и другому святому: например, одной группе — утреня пророку Науму, 1 декабря; другой — великомученице Екатерине, 24 ноября, и т. д. На уроках преподаватель вызывает ту или иную группу, поручает одному из учеников произносить положенное уставом священнику, другому — за диакона или псаломщика, и слушает отправление ими проработанной к занятию службы. Чтобы во время этого прослушивания остальные учащиеся курса не оказались незанятыми, преподаватель поручает всему курсу следить за ошибками отправляющих богослужение и записывать их. После отправленной службы он опрашивает следивших за службой студентов о замеченных ими ошибках отвечавших товарищей и дает свои указания последним. Таким образом должны быть проработаны все службы суточного круга со всеми учащимися, за исключением Литургии. Чин Литургии, связанный не столько

с исполнением сложных со стороны уставного отправления песнопений, сколько со священнодействиями таинственного характера, не может быть проходим в аудитории практически, но от учащихся требуется твердое знание порядка совершения проскомидии, всех ее священнодействий и самой Литургии, причем особенное внимание должно быть уделено разбору Евхаристического канона со стороны его построения и содержания. Преподаватель должен указать суть апостольского преемства Церкви в самом построении Евхаристического канона и священнодействий, связанных с пресуществлением Святых Даров.

Раздел I. Введение

Типикон, его состав и назначение. Общая часть. Главы 1-25. Глава 48-я — месяцеслов, 29-я — Четыредесятница и 50-я — Пятидесятница. Приложения к Типикону. Марковы главы. Храмовые главы.

Раздел II. Круг суточного богослужения

Тема 1. Вечернее богослужение Вечернее богослужение, его древность в христианской Церкви. Девятый час, его идейное содержание, уставной порядок, место и время отправления.

Тема 2. Вечерня Время отправления, ее идейное содержание, подразделение соответственно дням седмицы и праздникам на великую и вседневную.

Вечерня вседневная. Уставное изложение чина и порядок отправления.

Великая вечерня. Уставное изложение чина и порядок отправления.

Тема 3. Повечерие Повечерие малое. Время и порядок отправления. Чтение канона на повечерии и замена тропарей часослова кондаком праздника. Уставные указания об этом.

Тема 4. Утреннее богослужение Утреннее богослужение, его краткая история в христианской Церкви. Полунощница, ее идейное содержание. Разновидности по-лунощницы: вседневная, субботняя и воскресная. Уставной порядок отправления каждой из них и особенности: замен тропарей Псалтири тропарем и кондаком праздника. Уставные указания об этом.

Тема 5. Утреня Идейное содержание. Подразделения на вседневную, с великим славословием, и полиелейную. Вседневная утреня — уставной порядок совершения. Особенности в отправлении канона и уставные указания об этом.

Утреня с великим славословием. Уставной порядок отправления. Особенности отличия ее от утрени вседневной.

Утреня с полиелеем. Уставной порядок отправления, особенности отличия от вседневной и с великим славословием.

Тема 6. Первый час Порядок его присоединения к вседневной утрене и утрене с великим славословием. Уставной порядок отправления. Пение в конце его «Взбранной Воеводе».

Тема 7. Всенощное бдение История возникновения чина и практическое назначение. Соединение в нем вечернего и утреннего богослужения. Порядок отправления и отличие в нем вечерни от вечерни великой, совершаемой отдельно от утрени. Лития. Ее история и значение. Отличие бдения воскресного от бдения Господских, Богородичных праздников и святых.

Тема 8. Малая вечерня Происхождение, порядок отправления и особенности отличия от вседневной.

Тема 9. Дневное богослужение. Третий и шестой часы Идейное содержание и уставной порядок отправления.

Тема 10. Литургия Литургия как величайшее христианское богослужение. Установление Евхаристии Спасителем. Евхаристия апостольского времени и первых веков христианства. Агапы. Выделение Литургии от агап в самостоятельное священнодействие. Развитие чина в сторону появления великого входа и затем проскомидии и связь с древней практикой пения псалмов и чтения Священного Писания.

Проскомидия. Входные молитвы, их идейный смысл. Облачение священнослужителей и порядок проскомидии. Уставные указания о пении антифонов, тропарей и канонов по входе. Двойные чтения Апостола и Евангелия и чтения «под Зачало». Литургия до великого входа. Литургия оглашенных. Название этой части Литургии в связи с ектениями об оглашенных. Литургия верных. Великий вход. Евхаристический канон, его построение, части: благодарственная, историческая, освятительная и молитвенная. «Достойно есть» и задос-тойник. Чин причащения священнослужителей и мирян. Окончание Литургии, раздаяние антидора. Потребление Даров. Благодарственные молитвы. Литургии св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого, их происхождение и особенности.

Рекомендуемая литература

1. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. М., 1993.

2. Вениамин (Румовский), архиеп. Новая скрижаль, или объяснение о Церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных. М., 1912.

3. Виссарион (Нечаев), еп. Божественная литургия по чину св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого. М., 1896.

4. Всенощное Бдение и Литургия. М., 1982.

Труды Нижегородской духовной семинарии

295

5. Гавриил (Голосов), еп. Руководство по литургике, или наука о Православном богослужении. Тверь, 1886.

6. Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной Литургии. М., 1951.

7. Гумилевский С., прот. Изъяснение всенощного бдения. М., 1854.

8. Дебольский Г., прот. Православная Церковь в ее Таинствах, богослужении, обрядах и требах. М., 1994.

9. Дмитриевский И. Историческое, догматическое таинственное изъяснение Божественной Литургии. М, 1993.

10. Катанский А. Очерк истории Литургии нашей Православной Церкви. СПб., 1888.

11. Киприан (Керн), архим. Евхаристия. Париж, 1947.

12. Муравьев А. Н. Письма о богослужении. Т. 1. М., 1993.

13. Настольная книга для священно-церковнослужителей. М., 1993.

14. Настольная книга священнослужителя. Т. 1. М., 1977.

15. Никольский К. Т. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907.

16. Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. М., 1902.

17. Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. 1-111. М., 1995.

18. Служебник. М., 1984.

19. Смирнов Ф. Богослужение в век апостольский. Киев, 1873.

20. Он же. Христианское богослужение в первые три века. Киев, 1874.

21. Собрание древних литургий восточных и западных. Вып. 1-1У. СПб.,

1874.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.