Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ'

ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ / ФУНКЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ / SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL WORK / MANAGEMENT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / MANAGEMENT ACTIVITIES / MANAGEMENT OF SCIENTIFIC AND METHODICAL WORK / THE FUNCTIONS OF SCIENTIFIC AND METHODICAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абибуллаева Энисе Эдемовна, Нафиева Зарема Шевкетовна

В статье описаны проблемы управления методической работой в дошкольных организациях и раскрываются актуальные вопросы преобразования управления методической работой в режиме развития дошкольных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абибуллаева Энисе Эдемовна, Нафиева Зарема Шевкетовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF MANAGEMENT OF SCIENTIFIC AND METHODICAL WORK OF TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION IN MODERN PEDAGOGICAL LITERATURE

The article describes the problems of managing methodological work in pre-school organizations and reveals current issues of transformation of management of methodical work in the mode of development of pre-school organizations.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

УДК 373.2

ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЕ

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и дошкольного образования Абибуллаева Энисе Эдемовна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крът «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь);

магистрант 2 курса направления подготовки «Управление дошкольными образовательными организациями» Нафиева Зарема Шевкетовна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)

Постановка проблемы. На современном этапе развития дошкольного образования переход дошкольных образовательных организаций на Федеральные государственные образовательные стандарты обуславливает внедрение в педагогический процесс инновационных педагогических технологий, наработке и распространению опыта экспериментальной и исследовательской деятельности. В связи с этим содержание методической работы в дошкольных организациях видоизменилось, произошло постепенное преобразование методической работы в новое направление - научно-методическую работу. Этот факт требует исследования механизмов проектирования содержания работы по управлению научно-методической работой педагогов в дошкольной организации в целях повышения эффективности управления.

На сегодняшний день, имеющийся практический опыт научно-методической работы в практике дошкольной организации не получил достаточного теоретического осмысления и обобщения, остаются не до конца изученными многие теоретические и практические аспекты управления научно-методической работой в дошкольной организации.

Изложение основного материала исследования. Актуальными проблемами управления методической работой в дошкольных организациях занимались такие педагоги-практики как: В.П. Дуброва, К.Ю. Белая, Л.И. Фалюшина, Л.М. Волобуева, А.И. Васильева, В.И. Никишина, Л.В. Короткова и др.

Научно-методическая работа - это составная часть профессионально-педагогической, управленческой деятельности, в рамках которой создаются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические или управленческие действия.

На сегодняшний день произошла технологизация и информатизация педагогического процесса и управленческой деятельности. Трансформировалась система управления методической работы: обновилась работа с кадрами, появилась необходимость вариативного выбора методической работы, поменялось ее содержание, формы работы ориентированы на повышение мотивации, активности и развития компетентности и творчества педагогов, вместе с тем повысился интерес и степень участия педагогов в инновационной и экспериментальной работе сада.

Методическая работа ориентируется на сотрудничество с педагогическими институтами, организуются методические объединения, реализуются городские сетевые проекты. Организовываются экспериментальные площадки, разрабатываются программы, повышается информационная насыщенность программ. Наблюдается повышенный интерес общественности к инновационной работе дошкольных учреждениях, а также интерес родителей к воспитательно-образовательному процессу, проживанию ребенком «жизни» в детском саду. Родители стремятся стать участниками организуемых мероприятий.

Мы также можем наблюдать процесс преобразования методической работы в научно-методическую. Такое преобразование обусловлено современными тенденциями развития образования в целом, в связи с происходящими изменениями преобразуются и функции научно-методической работы. В дошкольной организации функциями управления являются: анализ, планирование, организация и контроль.

Проблема оптимизации управления методической работы разрабатывалась в исследованиях В.П. Симонова, П.Н. Лосева, П.И. Третьякова, С.Ф. Багаутдиновой, К.Ю. Белой и других педагогов. Приобрели актуальность диагностико-аналитический и системный подходы к управлению образовательной организации, возможность и необходимость вариативности выбора или наработке своей актуальной системы методической работы, обновилось ее содержание, а также технологии, формы средства и методы.

В исследованиях П.Н. Лосева была выявлена существенная проблема в детских садах по поводу организации работы с педагогами. Автор характеризует работу с педагогами как «бессистемную» отличающуюся «слабостью связей» между направлениями повышения квалификации педагогов и отсутствием в перспективном планировании методической работы необходимых разделов и блоков содержания актуальных проблем. Пишет о том, что в планировании не заложено и не отражено решение проблем организации форм работ способствующих развитию и совершенствованию профессионального мастерства и педагогической компетенции коллектива. Также обозначает проблему «не учета» затруднений педагогов в реализации воспитательно-образовательной работы. Для того чтобы изменить ситуацию и понять какой должна быть методическая работа необходимо разрабатывать новое содержание на основе современных требований к системе дошкольного образования. Выявить и изучить конкретные актуальные проблемы, возникающие в педагогическом и управляющем процессе, проанализировать уровень развития организации, разработать проект или модель управления методической работой, заменить формы работы с кадрами. П.Н. Лосев утверждает, что нельзя успешно решать проблемы отбора содержания методической работы без научной основы [4].

В.И. Зверева определяет методическую работу как многомерный полифункциональный феномен, являющийся одновременно: средством управления педагогическим процессом в образовательной организации; деятельностью педагогического коллектива и каждого его сотрудника; деятельностью по повышению профессиональной компетентности [3, с. 10].

По определению А.И. Васильевой, методическая работа в дошкольной образовательной организации -это комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми, повышение научно-творческого уровня и методической квалификации [2, с. 13].

Современные исследователи проблем управления образовательными организациями выделяют следующие функции управления: информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-диагностическую, регулятивно-коррекционную (П.И. Третьяков и К.Ю. Белая).

Эти функции представляют содержательный аспект научно-методической работы как взаимосвязанную систему управления - это последовательность звеньев, из которых слагается процесс управления методической и научно-методической работой. Они также взаимосвязаны и в логической последовательности сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл [5, с. 90].

Все эти функции имеют свои особенности и наполняют содержанием деятельность по управлению научно-методической работой педагогов в дошкольной организации:

- информационно-аналитическая - предполагает сбор и накопление информации о новых фактах, технологиях, явлениях, методах и пр., создание информационной базы о кадровом обеспечении педагогического процесса, создание методический копилок;

- мотивационно-целевая - создание интереса к деятельности, желания и стремления коллектива творчески работать; определение целей и задач методической и научно-методической работы, развития дошкольной организации;

- планово-прогностическая - планирование целей, задач и прогнозирование результатов на разных уровнях планирования (стратегическом, текущем, перспективном) на основе аналитической и диагностической деятельности;

- организационно-исполнительская - предполагает практические действия дифференцированного и личностно-ориентированного характера к организации всей деятельности в дошкольной организации, делегировании полномочий, рациональную организацию труда;

- контрольно-диагностическая - осуществление аналитической и диагностической деятельности как таковой, сочетающей в себе административный и общественный контроль с учетом самоанализа педагогов;

- регулятивно-коррекционная - коррекция действий в управленческом и педагогическом процессах на основе контроля.

Таким образом, выбирая содержание научно-методической работы нужно учитывать уровень развития кадрового потенциала, опыт работы и профессиональную зрелость каждого педагога, сплоченность коллектива, а также их желание и стремление к развитию.

Отличительной чертой научно-методической работы в аспекте управления является системный подход к построению работы по отношению к педагогам и педагогическому процессу и строится в следующей последовательности: анализ, прогнозирование, планирование, организация, регулирование, контроль, стимулирование, коррекция. А результатом управления научно-методической работой будет являться, «своя» сложившаяся эффективная система методической работы в ДОО, высокоразвитый, зрелый, сплоченный педагогический коллектив и каждый сотрудник коллектива, умеющий планировать, прогнозировать, моделировать и проектировать деятельность, педагогический процесс и научно-методическую работу.

Выводы. Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что методическая служба осуществляет руководство и управление научно-методической работой в ДОО. Данная проблема отражена в педагогической литературе, раскрыты основы управления научно-методической работой в ДОО, пути оптимизации управления методической работы педагогов и обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса для воспитанников.

Аннотация. В статье описаны проблемы управления методической работой в дошкольных организациях и раскрываются актуальные вопросы преобразования управления методической работой в режиме развития дошкольных организаций.

Ключевые слова: научно-методическая работа, управление дошкольной образовательной организацией, управленческая деятельность, управление научно-методической работой, функции научно-методической работы.

Annotation. The article describes the problems of managing methodological work in pre-school organizations and reveals current issues of transformation of management of methodical work in the mode of development of preschool organizations.

Keywords: scientific and methodological work, management of pre-school educational organization, management activities, management of scientific and methodical work, the functions of scientific and methodical work.

Литература:

1. Буров К.С. Направленность управления методической работой на обеспечение качества образовательного процесса [Текст] / К.С. Буров // Вестник Южно-Уральский государственный университет. -2013. - Т. 5. - С. 105-113.

2. Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада / А.И.Васильева, Л.А. Бахтурина, И.И. Кобина. -М.: Просвещение,1990. - 143 с.

3. Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. - М.: Айрис - пресс, 2008. - 192 с.

4. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ / П.Н. Лосев. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.

5. Третьяков П.И. Дошкольное образовательное учреждение управление по результатам / П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. М.: ТЦ Сфера, 2007. - 240 с.

УДК 81. 42

СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ ТЕКСТОВ РЕКЛАМЫ (НА МАТЕРИАЛЕ НАРУЖНОЙ

РЕКЛАМЫ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ)

ассистент кафедры рекламы и издательского дела факультета информационно-полиграфических технологий Айдерова Тамила Энверовна Таврическая академия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь)

Постановка проблемы. Сегодня информативность в рекламе приобретает прагматическую окраску [4], и, независимо от вида коммерческой рекламы (реклама товаров, услуг, имиджа) и характера влияния на адресата (внушение) информирование адресата рассматривается как неотъемлемая составляющая влияния [2; 3]. Филолог Л.В. Савченко утверждает, что визуальный образ предмета рекламы усиливается вербальным образом, создаваемым различными языковыми средствами рекламного текста [5]. Поэтому эффективность передачи информации в тексте рекламы зависит от используемых вербальных средств, в частности синтаксической организации.

Рекламные тексты должны иметь определенное, обусловленное правилами, строение. Коммуникативные обстоятельства служат причиной особых требований к рекламному тексту. Чтобы рекламный текст был правильно воспринят, исследователь в области рекламы Ю.А. Арешенков утверждает, что необходимо обеспечить такую последовательность: привлечь внимание, вызвать интерес к содержанию рекламного сообщения, возбудить желание, привести аргументы в пользу товара, натолкнуть на решение сделать покупку или воспользоваться услугами [1]. Поэтому синтаксические конструкции выступают средствами реализации информационных и коммуникативных тактик рекламного дискурса.

Изложение основного материала исследования. Синтаксические особенности рекламного текста были объектом исследования отечественных и зарубежных лингвистов (П. Владимирский, Х. Кафтанджиев, Н. Коваленко, Ю. Корнева, М. Кохтев, О. Медведева, О. Олексюк, Е. Тюфкий, О. Феофанов, В. Шевченко и др.).

Анализ средств выразительности рекламных текстов на синтаксическом уровне осуществлен на материале украинских (О. Зелинская, Е. Коваленко), русских (Т. Лившиц, О. Попова, Т. Гулак) рекламных текстов.

Большинство языковедов обращаются к описанию разных видов синтаксических образований, использованных для создания действенного рекламного текста (О. Зелинская, Ю. Корнева, Т. Лившиц). Отдельные исследования посвящены рассмотрению синтаксических особенностей структурных компонентов рекламного текста: слогана (Н. Коваленко), рекламного знака (Н. Лысая). Популярным являются исследования экспрессивного синтаксиса рекламы (О. Виноградова, Н. Волкогон, М. Кохтев, Д. Розенталь).

Известно, что главной синтаксической единицей является предложение. Копирайтеры в своей работе отдают предпочтение простым, умеренно расширенным предложениям, хотя, восприятие текста зависит не от длины предложения, а от их структуры [1]. В наружной рекламе г. Симферополя встречается использование сложных синтаксических конструкций: длинных предложений в определенной логической структуре изложения текста. Так, ««Бренд Сейтумер». Новый бизнес в Крыму! Стань частью нашей команды предпринимателей. Ведется набор в реальный бизнес с нуля. Начни жить по-другому. Вашему бизнесу главная дорога».

Слово является самой малой единицей речи, и оно может выступать как минимальное предложение [6]. Например, некоторые рекламные тексты состоят из однословных предложений, как реклама Российского Национального коммерческого банка: «Платежи». Слово в таком предложении получает собственное логико-эмоциональное значение, понятное потребителю.

Важную и неординарную роль в синтаксической организации рекламного текста также играют словосочетания, которые могут формировать заголовки и слоганы, например: «Крымская весна. Строим будущее».

На синтаксическом уровне можно проследить интонацию как коммуникативную характеристику предложений [3]. Например, в рекламных предложениях СТО по ремонту Mersedes - Benz G-class можно увидеть использование точки в конце предложения (рис.4): «Через 5 дней, 1500 км. Поломки АКПП, раздаточной коробки дилер АО «Таврия - авто» делает гарантийный ремонт вне СТО, у частника. Через 8000 км. поломки: АКПП, РК+рулевого».

Нормативные черты предложений в рекламных текстах содержат экспрессивные, композиционные, тематические задания, необходимые для рекламной коммуникации. Синтаксическая организация в рекламном тексте способна обеспечить компактную передачу большого количества информации [2]. Увеличение информационного объема рекламного текста прямо связано с удержанием внимания адресата, а именно - при планировании рекламного сообщения учитывается рациональный характер восприятия, при котором основным мотивом удержания внимания адресата есть нахождения определенной выгоды для него. Удержание внимания достигается смысловыми элементами, которые передают содержание сообщения [6]. Например, в рекламном тексте наружной рекламы магазина техники «СотГу», целью которой являются информирование о новых товарах, наиболее распространенным и действенным приемом аргументации в удержании внимания является перечень технических характеристик нового товара, который синтаксически в подавляющем большинстве оформлен как номинативные предложения в рекламе телевизора (рис.4): SMART. 32". HD качество и т.д. Кроме того, для наружной рекламы на бигборде из целого текста избирается слоган, какой большей частью оформлен как простое односоставное номинативное предложение: например, «Весна просит цены сбросить!».

Социальная принадлежность потенциальных покупателей товара определяет выбор лексического оформления рекламного текста. Например, в рекламных текстах, которые рекламируют молодежные бренды мобильной связи Win mobile, активно используется молодежный сленг: «Тариф «Твой». Яркое общение. 10 Гб + звонки и SMS внутри сети».

Известно, что перед рекламодателями ставятся конкретные прагматические задачи для побуждения людей воспользоваться предлагаемыми услугами. Основным условием положительного решения этих задач

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.