УДК 373.2
ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и дошкольного образования Абибуллаева Энисе Эдемовна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крът «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь);
магистрант 2 курса направления подготовки «Управление дошкольными образовательными организациями» Нафиева Зарема Шевкетовна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)
Постановка проблемы. На современном этапе развития дошкольного образования переход дошкольных образовательных организаций на Федеральные государственные образовательные стандарты обуславливает внедрение в педагогический процесс инновационных педагогических технологий, наработке и распространению опыта экспериментальной и исследовательской деятельности. В связи с этим содержание методической работы в дошкольных организациях видоизменилось, произошло постепенное преобразование методической работы в новое направление - научно-методическую работу. Этот факт требует исследования механизмов проектирования содержания работы по управлению научно-методической работой педагогов в дошкольной организации в целях повышения эффективности управления.
На сегодняшний день, имеющийся практический опыт научно-методической работы в практике дошкольной организации не получил достаточного теоретического осмысления и обобщения, остаются не до конца изученными многие теоретические и практические аспекты управления научно-методической работой в дошкольной организации.
Изложение основного материала исследования. Актуальными проблемами управления методической работой в дошкольных организациях занимались такие педагоги-практики как: В.П. Дуброва, К.Ю. Белая, Л.И. Фалюшина, Л.М. Волобуева, А.И. Васильева, В.И. Никишина, Л.В. Короткова и др.
Научно-методическая работа - это составная часть профессионально-педагогической, управленческой деятельности, в рамках которой создаются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические или управленческие действия.
На сегодняшний день произошла технологизация и информатизация педагогического процесса и управленческой деятельности. Трансформировалась система управления методической работы: обновилась работа с кадрами, появилась необходимость вариативного выбора методической работы, поменялось ее содержание, формы работы ориентированы на повышение мотивации, активности и развития компетентности и творчества педагогов, вместе с тем повысился интерес и степень участия педагогов в инновационной и экспериментальной работе сада.
Методическая работа ориентируется на сотрудничество с педагогическими институтами, организуются методические объединения, реализуются городские сетевые проекты. Организовываются экспериментальные площадки, разрабатываются программы, повышается информационная насыщенность программ. Наблюдается повышенный интерес общественности к инновационной работе дошкольных учреждениях, а также интерес родителей к воспитательно-образовательному процессу, проживанию ребенком «жизни» в детском саду. Родители стремятся стать участниками организуемых мероприятий.
Мы также можем наблюдать процесс преобразования методической работы в научно-методическую. Такое преобразование обусловлено современными тенденциями развития образования в целом, в связи с происходящими изменениями преобразуются и функции научно-методической работы. В дошкольной организации функциями управления являются: анализ, планирование, организация и контроль.
Проблема оптимизации управления методической работы разрабатывалась в исследованиях В.П. Симонова, П.Н. Лосева, П.И. Третьякова, С.Ф. Багаутдиновой, К.Ю. Белой и других педагогов. Приобрели актуальность диагностико-аналитический и системный подходы к управлению образовательной организации, возможность и необходимость вариативности выбора или наработке своей актуальной системы методической работы, обновилось ее содержание, а также технологии, формы средства и методы.
В исследованиях П.Н. Лосева была выявлена существенная проблема в детских садах по поводу организации работы с педагогами. Автор характеризует работу с педагогами как «бессистемную» отличающуюся «слабостью связей» между направлениями повышения квалификации педагогов и отсутствием в перспективном планировании методической работы необходимых разделов и блоков содержания актуальных проблем. Пишет о том, что в планировании не заложено и не отражено решение проблем организации форм работ способствующих развитию и совершенствованию профессионального мастерства и педагогической компетенции коллектива. Также обозначает проблему «не учета» затруднений педагогов в реализации воспитательно-образовательной работы. Для того чтобы изменить ситуацию и понять какой должна быть методическая работа необходимо разрабатывать новое содержание на основе современных требований к системе дошкольного образования. Выявить и изучить конкретные актуальные проблемы, возникающие в педагогическом и управляющем процессе, проанализировать уровень развития организации, разработать проект или модель управления методической работой, заменить формы работы с кадрами. П.Н. Лосев утверждает, что нельзя успешно решать проблемы отбора содержания методической работы без научной основы [4].
В.И. Зверева определяет методическую работу как многомерный полифункциональный феномен, являющийся одновременно: средством управления педагогическим процессом в образовательной организации; деятельностью педагогического коллектива и каждого его сотрудника; деятельностью по повышению профессиональной компетентности [3, с. 10].
По определению А.И. Васильевой, методическая работа в дошкольной образовательной организации -это комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми, повышение научно-творческого уровня и методической квалификации [2, с. 13].
Современные исследователи проблем управления образовательными организациями выделяют следующие функции управления: информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-диагностическую, регулятивно-коррекционную (П.И. Третьяков и К.Ю. Белая).
Эти функции представляют содержательный аспект научно-методической работы как взаимосвязанную систему управления - это последовательность звеньев, из которых слагается процесс управления методической и научно-методической работой. Они также взаимосвязаны и в логической последовательности сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл [5, с. 90].
Все эти функции имеют свои особенности и наполняют содержанием деятельность по управлению научно-методической работой педагогов в дошкольной организации:
- информационно-аналитическая - предполагает сбор и накопление информации о новых фактах, технологиях, явлениях, методах и пр., создание информационной базы о кадровом обеспечении педагогического процесса, создание методический копилок;
- мотивационно-целевая - создание интереса к деятельности, желания и стремления коллектива творчески работать; определение целей и задач методической и научно-методической работы, развития дошкольной организации;
- планово-прогностическая - планирование целей, задач и прогнозирование результатов на разных уровнях планирования (стратегическом, текущем, перспективном) на основе аналитической и диагностической деятельности;
- организационно-исполнительская - предполагает практические действия дифференцированного и личностно-ориентированного характера к организации всей деятельности в дошкольной организации, делегировании полномочий, рациональную организацию труда;
- контрольно-диагностическая - осуществление аналитической и диагностической деятельности как таковой, сочетающей в себе административный и общественный контроль с учетом самоанализа педагогов;
- регулятивно-коррекционная - коррекция действий в управленческом и педагогическом процессах на основе контроля.
Таким образом, выбирая содержание научно-методической работы нужно учитывать уровень развития кадрового потенциала, опыт работы и профессиональную зрелость каждого педагога, сплоченность коллектива, а также их желание и стремление к развитию.
Отличительной чертой научно-методической работы в аспекте управления является системный подход к построению работы по отношению к педагогам и педагогическому процессу и строится в следующей последовательности: анализ, прогнозирование, планирование, организация, регулирование, контроль, стимулирование, коррекция. А результатом управления научно-методической работой будет являться, «своя» сложившаяся эффективная система методической работы в ДОО, высокоразвитый, зрелый, сплоченный педагогический коллектив и каждый сотрудник коллектива, умеющий планировать, прогнозировать, моделировать и проектировать деятельность, педагогический процесс и научно-методическую работу.
Выводы. Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что методическая служба осуществляет руководство и управление научно-методической работой в ДОО. Данная проблема отражена в педагогической литературе, раскрыты основы управления научно-методической работой в ДОО, пути оптимизации управления методической работы педагогов и обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса для воспитанников.
Аннотация. В статье описаны проблемы управления методической работой в дошкольных организациях и раскрываются актуальные вопросы преобразования управления методической работой в режиме развития дошкольных организаций.
Ключевые слова: научно-методическая работа, управление дошкольной образовательной организацией, управленческая деятельность, управление научно-методической работой, функции научно-методической работы.
Annotation. The article describes the problems of managing methodological work in pre-school organizations and reveals current issues of transformation of management of methodical work in the mode of development of preschool organizations.
Keywords: scientific and methodological work, management of pre-school educational organization, management activities, management of scientific and methodical work, the functions of scientific and methodical work.
Литература:
1. Буров К.С. Направленность управления методической работой на обеспечение качества образовательного процесса [Текст] / К.С. Буров // Вестник Южно-Уральский государственный университет. -2013. - Т. 5. - С. 105-113.
2. Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада / А.И.Васильева, Л.А. Бахтурина, И.И. Кобина. -М.: Просвещение,1990. - 143 с.
3. Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. - М.: Айрис - пресс, 2008. - 192 с.
4. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ / П.Н. Лосев. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.
5. Третьяков П.И. Дошкольное образовательное учреждение управление по результатам / П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. М.: ТЦ Сфера, 2007. - 240 с.
УДК 81. 42
СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ ТЕКСТОВ РЕКЛАМЫ (НА МАТЕРИАЛЕ НАРУЖНОЙ
РЕКЛАМЫ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ)
ассистент кафедры рекламы и издательского дела факультета информационно-полиграфических технологий Айдерова Тамила Энверовна Таврическая академия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь)
Постановка проблемы. Сегодня информативность в рекламе приобретает прагматическую окраску [4], и, независимо от вида коммерческой рекламы (реклама товаров, услуг, имиджа) и характера влияния на адресата (внушение) информирование адресата рассматривается как неотъемлемая составляющая влияния [2; 3]. Филолог Л.В. Савченко утверждает, что визуальный образ предмета рекламы усиливается вербальным образом, создаваемым различными языковыми средствами рекламного текста [5]. Поэтому эффективность передачи информации в тексте рекламы зависит от используемых вербальных средств, в частности синтаксической организации.
Рекламные тексты должны иметь определенное, обусловленное правилами, строение. Коммуникативные обстоятельства служат причиной особых требований к рекламному тексту. Чтобы рекламный текст был правильно воспринят, исследователь в области рекламы Ю.А. Арешенков утверждает, что необходимо обеспечить такую последовательность: привлечь внимание, вызвать интерес к содержанию рекламного сообщения, возбудить желание, привести аргументы в пользу товара, натолкнуть на решение сделать покупку или воспользоваться услугами [1]. Поэтому синтаксические конструкции выступают средствами реализации информационных и коммуникативных тактик рекламного дискурса.
Изложение основного материала исследования. Синтаксические особенности рекламного текста были объектом исследования отечественных и зарубежных лингвистов (П. Владимирский, Х. Кафтанджиев, Н. Коваленко, Ю. Корнева, М. Кохтев, О. Медведева, О. Олексюк, Е. Тюфкий, О. Феофанов, В. Шевченко и др.).
Анализ средств выразительности рекламных текстов на синтаксическом уровне осуществлен на материале украинских (О. Зелинская, Е. Коваленко), русских (Т. Лившиц, О. Попова, Т. Гулак) рекламных текстов.
Большинство языковедов обращаются к описанию разных видов синтаксических образований, использованных для создания действенного рекламного текста (О. Зелинская, Ю. Корнева, Т. Лившиц). Отдельные исследования посвящены рассмотрению синтаксических особенностей структурных компонентов рекламного текста: слогана (Н. Коваленко), рекламного знака (Н. Лысая). Популярным являются исследования экспрессивного синтаксиса рекламы (О. Виноградова, Н. Волкогон, М. Кохтев, Д. Розенталь).
Известно, что главной синтаксической единицей является предложение. Копирайтеры в своей работе отдают предпочтение простым, умеренно расширенным предложениям, хотя, восприятие текста зависит не от длины предложения, а от их структуры [1]. В наружной рекламе г. Симферополя встречается использование сложных синтаксических конструкций: длинных предложений в определенной логической структуре изложения текста. Так, ««Бренд Сейтумер». Новый бизнес в Крыму! Стань частью нашей команды предпринимателей. Ведется набор в реальный бизнес с нуля. Начни жить по-другому. Вашему бизнесу главная дорога».
Слово является самой малой единицей речи, и оно может выступать как минимальное предложение [6]. Например, некоторые рекламные тексты состоят из однословных предложений, как реклама Российского Национального коммерческого банка: «Платежи». Слово в таком предложении получает собственное логико-эмоциональное значение, понятное потребителю.
Важную и неординарную роль в синтаксической организации рекламного текста также играют словосочетания, которые могут формировать заголовки и слоганы, например: «Крымская весна. Строим будущее».
На синтаксическом уровне можно проследить интонацию как коммуникативную характеристику предложений [3]. Например, в рекламных предложениях СТО по ремонту Mersedes - Benz G-class можно увидеть использование точки в конце предложения (рис.4): «Через 5 дней, 1500 км. Поломки АКПП, раздаточной коробки дилер АО «Таврия - авто» делает гарантийный ремонт вне СТО, у частника. Через 8000 км. поломки: АКПП, РК+рулевого».
Нормативные черты предложений в рекламных текстах содержат экспрессивные, композиционные, тематические задания, необходимые для рекламной коммуникации. Синтаксическая организация в рекламном тексте способна обеспечить компактную передачу большого количества информации [2]. Увеличение информационного объема рекламного текста прямо связано с удержанием внимания адресата, а именно - при планировании рекламного сообщения учитывается рациональный характер восприятия, при котором основным мотивом удержания внимания адресата есть нахождения определенной выгоды для него. Удержание внимания достигается смысловыми элементами, которые передают содержание сообщения [6]. Например, в рекламном тексте наружной рекламы магазина техники «СотГу», целью которой являются информирование о новых товарах, наиболее распространенным и действенным приемом аргументации в удержании внимания является перечень технических характеристик нового товара, который синтаксически в подавляющем большинстве оформлен как номинативные предложения в рекламе телевизора (рис.4): SMART. 32". HD качество и т.д. Кроме того, для наружной рекламы на бигборде из целого текста избирается слоган, какой большей частью оформлен как простое односоставное номинативное предложение: например, «Весна просит цены сбросить!».
Социальная принадлежность потенциальных покупателей товара определяет выбор лексического оформления рекламного текста. Например, в рекламных текстах, которые рекламируют молодежные бренды мобильной связи Win mobile, активно используется молодежный сленг: «Тариф «Твой». Яркое общение. 10 Гб + звонки и SMS внутри сети».
Известно, что перед рекламодателями ставятся конкретные прагматические задачи для побуждения людей воспользоваться предлагаемыми услугами. Основным условием положительного решения этих задач