УДК 378
ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ
ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ
© 2017 Е. А. Тимофеева
Аннотация. Статья посвящена вопросам управления качеством образования в ведомственных вузах ФСИН России. Автором рассматриваются современные тенденции развития и проблемы повышения эффективности высшего ведомственного образования, а также критерии оценки его качества на рынке образовательных услуг. В статье анализируются возможности образовательного и научного процессов ведомственного вуза ФСИН России, позволяющие подготовить высококвалифицированных офицеров, способных к выполнению служебных задач разного уровня сложности. Особое внимание обращается на рациональную организацию управления системой научно-исследовательской деятельности, которая является одним из факторов, влияющих на конкурентоспособность вуза. В качестве основных направлений данной деятельности автор выделяет введение рейтинговой оценки, необходимость включения новых журналов вузов ФСИН России в перечень научных журналов, рецензируемых ВАК, и продвижение научных журналов в Scopus и в Web of Science, активное участие в грантовых проектах, а также развитие инновационной деятельности.
Ключевые слова: качество образования, ведомственный вуз, эффективность, высшее образование, рейтинг, грант, сотрудник.
PROBLEM OF EDUCATION QUALITY MANAGEMENT IN MODERN DEPARTMENTAL
HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
© 2017 E. Timofeeva
Summary. Article is devoted to questions of education quality management in departmental higher educational institutions of the penal system of Russia. Current trends of development and a problem of increase in efficiency of the higher departmental education and also criteria for evaluation of its quality in education market are considered by the author. In article the possibilities of educational and scientific processes of departmental higher education institution of the Federal Penitentiary Service of Russia allowing to prepare the highly skilled officers capable for performance of office problems of different level of complexity are analyzed. Special attention is paid on the rational organization of management of the system of research activity which is one of the factors influencing competitiveness of higher education institution. As the main directions of this activity the author allocates introduction of rating assessment, need of inclusion of new journals of the Russian penal higher educational institutions in the list of scientific journals of the reviewed by Higher Attestation Commission and promotion of scientific journals to Scopus and to Web of Science, active participation in grant projects and also development of innovative activity.
Keywords: quality of education, departmental higher educational institution, efficiency, the higher education, rating, grant, employee.
Среди проблем в российской системе высшего образования особенно значимой на сегодняшний день остается проблема повышения качества образования и управления данным процессом. О ее актуальности свидетельствует тот факт, что вопросы о качестве образовательных услуг систематически находят свое отражение в документах Министерства образования и науки, обсуждаются на конференциях и форумах, ученых советах, в СМИ и т. д.
Процессы, происходящие в системе высшего образования России, зеркально отражаются на деятельности ведомственных высших учебных заведений - в нашем случае вузов ФСИН России.
Современная ситуация в области ведомственного образования характеризуется интенсивными поисками путей обновления его содержания, следствием чего является дальнейшая модернизация образовательных стандартов, применение качественно новых форм организации учебно-воспитательного процесса.
В системе ФСИН России профессиональную подготовку осуществляют 7 высших учебных заведений, 3 института повышения квалификации работников ФСИН России (в Санкт-Петербурге, Кирове и Томске), 10 учебных центров, в том числе 2 межрегиональных (в Краснодаре и Уссурийске).
Рассматривая проблему управления качеством образования в ведомственных вузах, мы опираемся на ряд базовых понятий.
Образование - целенаправленная социализация личности, обеспечивающая освоение обучающимися культурных и профессиональных образцов и ценностей, формирование образа собственного «Я» на основе систематизированных знаний, умений и навыков, а также опыта эмоционального отношения к миру.
Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Обеспечение качества - все планируемые и осуществляемые виды деятельности, доступные постоянному контролю и необходимые для создания уверенности в выполнении требований к качеству.
Понятие «качество образования» в вузах традиционно связывают с главной целью образования - образованностью тех, кто его получает в учебных заведениях, и эффективностью его организации. Поскольку понятие «образование» распространяется и на образование как результат (образованность), и на образование как образовательный процесс, позволяющий получить необходимый результат, то и понятие «качество образования» относится и к результату, и к процессу1.
Таким образом, качество образования как системно-социальное качество есть соответствие образования потребностям общества и личности, установленным определенными нормами, требованиями, стандартами.
В числе показателей оценки качества высшего ведомственного образования выделяют следующие позиции:
1) качество педагогического персонала;
2) профессиональных образовательных программ;
3) обеспеченности информационно-образовательной среды;
4) знаний абитуриентов;
5) знаний обучающихся (курсантов, студентов);
6) педагогической деятельности;
7) управления образовательным процессом в вузе2.
С целью решения проблемы качества образования ведомственных вузов необходимо создавать систему управления качеством, в которой процессы управления будут нацелены на его повышение.
Управление качеством образования - планомерно осуществляемая система стратегических и оперативных действий, в которой ее субъекты (органы управления образованием) посредством предоставления образовательных услуг обеспечивают организацию совместной де-
1 Тимофеева Е. А. О проблеме управления качеством образования: как не потерять «опору» и сохранить конкурентоспособность // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: сборник трудов Международной научно-практической межведомственной конференции. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2016. - С. 620.
2 См.: Плаксий С. И. Парадоксы высшего образования. - М., 2005. - С. 192-196.
ятельности потребителей образовательных услуг (обучаемых, преподавателей, родителей и др.) и ее направленность на обеспечение, улучшение, контроль и оценку качества образования3.
Новые подходы к управлению качеством образования характеризуются следующими особенностями:
отказом либо значительным отходом от командно-административных методов управления; приоритетностью контроля за результатами образовательного и научного процессов при сокращении контроля за их ходом;
приоритетностью самоконтроля при анализе и оценке хода образовательного процесса; стимулирующим характером, опорой на экономическую заинтересованность субъектов управления.
Процессы управления качеством образования в ведомственном вузе включают следующие элементы:
постановку целей;
определение поддающихся количественному измерению задач, соответствующих целям;
выработку алгоритма выполнения задач;
оценку и контроль деятельности по выполнению задач;
корректировку;
постановку новых задач.
Сегодня как в гражданских, так и в ведомственных вузах четких ориентиров по тому, каковы должны быть цели, задачи, процессы, количественные показатели и содержание корректировочных действий, управление качеством не предписывает. По данным вопросам решение во многом принимает организация (вуз).
Итак, управление качеством образовательной деятельности ведомственного вуза можно считать эффективным, если вуз выпускает компетентного специалиста УИС, профессионала своего дела, способного оперативно реагировать на потребности общества, времени, прогресса.
Показателем же высокого качества подготовки специалистов в вузе и эффективности образовательного учреждения является востребованность выпускников, что прямым образом влияет на престиж и имидж высшего учебного заведения и, как следствие, на дальнейшее существование высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг.
Требования к профессиональной подготовке современного сотрудника УИС постоянно возрастают, так как он должен быть способен после окончания вуза найти оптимальное соотношение между предъявляемыми к нему требованиями пенитенциарной системы, общества и собственными ожиданиями с целью адаптации к профессиональной среде. В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года делается особый акцент на создании системы профессиональной подготовки специалистов, учитывающей сложившиеся социально-экономические условия и перспективы развития России.
Подготовка в вузах ФСИН России определяется спецификой профессиональной деятельности различных структурных подразделений УИС и предусматривает приближение содержания реализуемых образовательных программ к условиям служебной деятельности.
Профессиональная подготовка сотрудников УИС понимается нами как четко регламентированный ведомственными нормативными актами, организованный и целенаправленный процесс, в ходе которого сотрудники овладевают специальными знаниями, умениями и навыками, то есть компетенциями, необходимыми им для успешного выполнения служебных обязанностей.
3 Тимофеева Е. А. О проблеме управления качеством образования: как не потерять «опору» и сохранить конкурентоспособность // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: сборник трудов Международной научно-практической межведомственной конференции. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2016. - С. 617.
Сегодня качество профессиональной подготовки сотрудников УИС приобретает особую значимость. По словам первого заместителя директора ФСИН России генерал-лейтенанта вн. службы А. А. Рудого, «система ведомственного профобразования должна гибко реагировать на любые изменения в организации деятельности учреждений и органов ФСИН России и обеспечивать качественную подготовку кадров, способных к выполнению служебных задач на современном этапе развития УИС. В условиях реформирования приобретает актуальность подготовка работников УИС, владеющих новейшими психологическими и педагогическими методиками и технологиями воздействия на поведение граждан в условиях их изоляции от общества, навыками работы с новыми телекоммуникационными системами, современными техническими средствами охраны и надзора... Содержание программ обучения должно быть максимально приближено к реальным условиям оперативно-служебной деятельности учреждений и органов УИС»4.
Обобщая вышесказанное, в качестве ориентира развития для ведомственных вузов, стремящихся остаться на передовых позициях, сохранив конкурентоспособность, мы можем выделить умение грамотно сочетать в учебном процессе профессиональной подготовки специалистов УИС следующие аспекты деятельности:
- образовательные;
- научные;
- воспитательные;
- инновационные;
- духовно-нравственные.
На современном этапе особое внимание в вузах ФСИН России уделяется разработке и внедрению эффективных методов и методик образовательной деятельности, преодолению сегментарности в процессе образования, когда преподавание складывается из отдельных, не связанных друг с другом дисциплин, обусловливающих разрозненность и отрывочность теоретических знаний, получаемых обучаемыми.
Важным в современном ведомственном вузе становится создание высококачественной образовательной среды для обучаемых, стимулирующей их интенсивное взаимодействие с профессорско-преподавательским составом, включающей активное обучение, обеспечивающей обратную связь, учитывающей разнообразие типов способностей учащихся и возможные образовательные траектории. Для одаренных курсантов и студентов при организации учебного процесса начинают вырабатываться программы подготовки (например, разработки индивидуальных «образовательных траекторий» для одаренных учащихся по результатам освоения ими необходимых компетенций, активной научной деятельности и т. д.).
Говоря о качестве образования, нельзя не коснуться проблемы воспитания в курсантской, студенческой среде «культуры образовательной деятельности», включающей нетерпимость к плагиату (скачиванию в Интернете), списыванию, покупке научных работ и т. д. Зачастую, вышеперечисленные процессы являются реакцией или на скучную, но требовательную образовательную среду, или на среду, где допустима имитация образовательного процесса.
Руководство вузов ФСИН России уделяет внимание устранению несоответствия уровня профессиональной и педагогической подготовки части преподавателей вузов целям и задачам образовательного процесса. В качестве путей решения данной проблемы в вузах ФСИН России предлагается: функционирование школ педагогического мастерства, возрождение института преподавателей-наставников, обязательное прохождение целевых стажировок, а также заключение вузом эффективных контрактов с преподавателями. Конечной целью всех вышеперечисленных мер является формирование заинтересованности профессорско-
4 Рудый А. Задача системы ведомственного профобразования - обеспечить качественную подготовку кадров, способных к выполнению служебных задач на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы // Кто есть Кто в образовании и науке. - 2014. - № 1(11) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ktovobmauke.ra/2014Л/anatoHy-rudyy-zadacha-sistemy-vedomstvennogo-profobrazovaniya-obespechit-kachestvennuyu-podgotovku-kadrov-sposobnyh-k-vypolneniyu-sluzhebnyh-zadach-na-sovremennom-etape-razvitiya-ugolovno-ispolnitelnoy-sistemy.html (дата обращения: 12.08.2017).
преподавательского состава, ученых как в саморазвитии и совершенствовании своей профессиональной деятельности, так и в развитии качественной образовательной среды вуза.
Неотъемлемым элементом, способствующим повышению качества образования в вузе, является усиление связи образовательного и научно-исследовательского процессов.
Основная цель научно-исследовательской деятельности любого вуза - получение качественных результатов, обладающих высоким научным уровнем. Они обеспечивают конкурентоспособность и устойчивое развитие образовательного учреждения. Оптимизации научно-исследовательской деятельности будет способствовать рациональная организация ее управления. Трудно переоценить степень ее влияния на учебно-воспитательный процесс.
Научная составляющая является важной при подготовке современного специалиста УИС. К сожалению, отдельные руководители смотрят на науку как на нечто обременительное, препятствующее, в их представлении, «учебной или практической работе», тем самым искусственно формируются предпосылки для надуманного противопоставления теоретиков и практиков, «мертвой» науки и вечно «живой» прикладной деятельности. Эта нездоровая конкуренция может быть прекращена после введения четких критериев результативности внедрения научных исследований в практическую деятельность вузов и структур (органов) УИС, для которых они готовят специалистов, что будет способствовать созданию ориентиров в выборе актуальных для пенитенциарной системы направлений научных исследований, в том числе диссертационных.
Росту качества подготовки выпускников, количеству защищенных диссертационных исследований и т. д., безусловно, способствует привлечение к образовательному и научному процессам значительного количества специалистов с ученой степенью доктора и кандидата наук (в мировом рейтинге вузов US News & World Report учитывается даже количество присужденных степеней). В данном ключе стремление руководства ведомственных вузов к тому, чтобы должности профессоров занимали ученые с докторской степенью, а на должностях старшего преподавателя работали кандидаты наук, является вполне разумным, хотя пока и трудноосуществимым.
Однако следует отметить, что количество диссертационных советов, а следовательно, и защит диссертационных исследований, в том числе по юридическим наукам, в России с каждым годом уменьшается: по данным статистики в 2012 г. было защищено около 30 тыс. диссертаций, в 2013 г. - 23 тыс., в 2014 г. - только 16 тыс. В настоящее время в системе ФСИН России диссертационные советы функционируют только в НИИ ФСИН России (специальности 12.00.08 и 12.00.12) и в Воронежском институте ФСИН России (объединенный диссовет с Воронежским институтом МВД России по техническим специальностям 05.13.18 и 05.13.19).
В последнее время все чаще в образовательных организациях, и вузы ФСИН России не являются исключением, вводится рейтинговая оценка научной деятельности ее сотрудников. Под рейтингом понимается итоговый числовой (балльный) показатель оценки научной деятельности (соответственно сотрудника или подразделения) за некий отчетный период.
Рейтинги оценки научной деятельности необходимы для получения единых комплексных показателей оценки и контроля эффективности деятельности сотрудников и подразделений, позволяющих рационально использовать меры материального и морального поощрения с учетом индивидуального вклада каждого сотрудника.
Основными задачами рейтинговой оценки научной деятельности являются:
- осуществление постоянного мониторинга научной деятельности сотрудников и подразделений по обозначенным показателям;
- определение наиболее и наименее эффективно работающих сотрудников и подразделений;
- выявление причин неэффективности научной деятельности сотрудников, подразделений и подготовка соответствующих рекомендаций начальниками подразделений;
- мотивация сотрудников посредством их материального и морального поощрения по итогам рейтинговой оценки;
- создание автоматизированного информационного банка данных рейтинговых оценок научной деятельности сотрудников и подразделений.
Отметим, что при составлении рейтингов учитывается научная деятельность всех сотрудников образовательной организации, вне зависимости от сроков нахождения в занимаемой должности.
В рейтинге отражается мониторинг объема и результатов научных исследований проводящийся с учетом показателей количества публикаций и индексов научного цитирования (РИНЦ, Web of Science, Scopus и т. д.). Отметим ряд проблем, с которыми сталкиваются исследователи в данной области.
Начнем с того, что анализ публикационной активности зачастую поводится с учетом публикаций в журналах перечня ВАК. Однако, не все ведомственные вузы пенитенциарной системы обладают собственными журналами, входящими в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных ВАК России в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора наук. Включение новых журналов вузов ФСИН России в перечень рецензируемых научных журналов ВАК будет способствовать дальнейшему развитию научно-исследовательской деятельности, поддержке ведущих научных школ, повышению научного потенциала институтов и подготовке кадров высшей квалификации.
В целом у российских научных журналов, в том числе ведомственных, зачастую недостаточно средств на их продвижение в Scopus и в Web of Science. Ведомственных журналов ФСИН России, входящих в базы Web of Science и Scopus, на сегодняшний день нет. Публикации сотрудников УИС на английским языке, безусловно, необходимы, так как за ними стоят рейтинги и известность вузов. Однако следует быть осторожным в подборе материалов для публикаций, особенно в зарубежных изданиях с данным индексом. Особенно эта проблема актуальна для ведомственных и технических вузов.
Среди основных направлений научной деятельности особо выделим широкое использование грантовой деятельности. С помощью грантов оказывается необходимая поддержка проектам, которые не являются прибыльными, но играют важную роль в развитии общества, пенитенциарной системы или учебного заведения. Достаточно часто предпочтение и поддержку получают прикладные и практико-ориентированные исследования УИС. Гранты, получаемые научными коллективами и отдельными учеными, позволяют выделять больше времени на науку. Особенно важно то, что система грантов и конкурсов позволяет осуществлять исследования при финансировании министерств и фондов, действительно заинтересованных в развитии отечественной науки.
В ведомственных вузах ФСИН России прослеживается и такая современная тенденция повышения качества образования, как развитие инновационной деятельности. С этой целью необходимо постоянное взаимодействие вузов и заказчика, так как научная проработка проблем, с которыми повседневно сталкиваются современные специалисты, является фундаментальной предпосылкой их эффективного преодоления. Данное взаимодействие реализуется благодаря ежегодному выполнению образовательными организациями ФСИН России заявок на научные исследования, получаемых от Управлений ФСИН России и территориальных ор-ганов5.
Актуальным является создание внутривузовской, профессионально ориентированной системы контроля качества, несущей в себе потенциал развития ведомственного вуза, предполагающей прогнозирование и учет потребностей всех субъектов образовательного процесса (обучающихся, профессорско-преподавательского состава, руководства образовательного учреждения, работодателей будущих выпускников), включающей планирование контроля качества подготовки специалистов УИС.
5 Методические рекомендации об особенностях организации и осуществления научной и научно-технической деятельности в уголовно-исполнительной системе: письмо ФСИН России от 27.07.2015, исх. № 08-47258.
Современным вузам ФСИН России также необходимо развивать систему позиционирования образовательного учреждения во внешней среде, то есть уметь представлять информацию о себе Правительству, академической общественности, территориальным органам, работодателям и т. д. При этом важна способность руководства высшего учебного заведения анализировать работу «конкурентов», пересматривать систему управления вуза, выбирать модели развития.
В заключение отметим, что одной из ярко выраженных тенденций на образовательном рынке страны стала возросшая межвузовская конкуренция, являющаяся своеобразным трансформатором высших учебных заведений. Именно конкуренция между вузами (их стремление выжить или занять лидирующие позиции) привела в последние годы к возникновению глобального тренда высшего образования - объединению вузов. Причем наблюдается объединение не только слабых со слабыми, слабых с сильными, но и сильных вузов. В системе ведомственного образования примером слияния стало включение в структуру Академии ФСИН России в качестве филиала Псковского юридического института ФСИН России, ранее бывшего самостоятельным учебным заведением.
Не менее важным в процессе управления качеством образования вуза ФСИН России является развитие межвузовского и международного взаимодействия с привнесением в процесс подготовки специалистов УИС передового и инновационного опыта.
Целью развития международного сотрудничества является интеграция института в международную систему науки и образования путем достижения и поддержания международного уровня подготовки специалистов для органов и учреждений ФСИН России и проводимых научных исследований.
Международное сотрудничество предоставляет широкие возможности для внедрения зарубежного опыта в деятельность УИС, что является интеграцией инноваций, то есть передовых научных и (или) технических разработок. Интеграция передового опыта рассматривается нами как одно из направлений инновационной деятельности в ФСИН России наряду с научно-исследовательской деятельностью и использованием ее результатов при выполнении поставленных перед пенитенциарной системой России задач6. Инновационная деятельность - это научно-исследовательская деятельность научных и учебных организаций, входящих в систему ФСИН России. Инновационная деятельность включает в себя выявление и изучение передового и положительного опыта в деятельности одних подразделений ФСИН России и внедрение его в другие подразделения с учетом таких факторов, как направление деятельности подразделения, его территориальное расположение, климатические условия и др.
Таким образом, в условиях повышения требований общества к профессиональному образованию и обостряющейся конкуренции на рынке образовательных услуг успешная работа высшего учебного заведения ФСИН России невозможна без постоянного совершенствования его деятельности по улучшению качества образования. Ориентация ведомственных вузов на соответствие требованиям, предъявляемым органами управления образования к качеству предоставляемого образования, необходима для того чтобы сохранить конкурентоспособность и создать условия для устойчивого развития вузов.
Библиографический список
Методические рекомендации об особенностях организации и осуществления научной и научно-технической деятельности в уголовно-исполнительной системе: письмо ФСИН России от 27.07.2015, исх. № 08-47258.
6 См.: Тимофеева Е. А. О возможности интеграции зарубежного опыта в деятельность УИС России на современном этапе // II Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»: сб. тез. выступлений и докладов участников (Рязань, 25-27 нояб. 2015 г.): в 8 т. - Рязань: Академия ФСИН России, 2015. - Т. 1. - С. 346-354.
Плаксий, С. И. Парадоксы высшего образования / С. И. Плаксий. - М., 2005. - С. 192-196.
Рудый, А. Задача системы ведомственного профобразования - обеспечить качественную подготовку кадров, способных к выполнению служебных задач на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы / А. Рудый // Кто есть кто в образовании и науке. - 2014. - №1 (11) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ktovobrnauke.ru/2014/1/anatoliy-rudyy-zadacha-sistemy-vedomstvennogo-profobrazovaшya-obespecЫt-kachestvennuyu-podgotovku-kadrov-sposobnyh-k-vypolneшyu-sluzhebnyh-zadach-na-sovremennom-etape-razvitiya-ugolovno-ispolшtelnoy-sistemy.html (дата обращения: 12.08.2017).
Тимофеева, Е. А. О возможности интеграции зарубежного опыта в деятельность УИС России на современном этапе/ Е. А. Тимофеева // II Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»: сб. тез. выступлений и докладов участников (Рязань, 25-27 нояб. 2015 г.): в 8 т. - Рязань: Академия ФСИН России, 2015. - Т. 1. - С. 346-354.
Тимофеева, Е. А. О проблеме управления качеством образования: как не потерять «опору» и сохранить конкурентоспособность / Е. А. Тимофеева // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: сборник трудов Международной научно-практической межведомственной конференции. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2016. - С. 616-621.