УДК 378
О ПОТЕНЦИАЛЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКА УИС
© 2016 Е. А. Тимофеева
Аннотация. В статье обосновывается значение международного пенитенциарного сотрудничества в поддержании мировой и национальной пенитенциарной безопасности, отмечаются факторы, способствующие успешной организации данного вида сотрудничества. Особое внимание уделяется деятельности образовательных и научно-исследовательских институтов ФСИН России в этом направлении.
Ключевые слова: ,международное пенитенциарное сотрудничество, ведомственный вуз, интеграция, передовой опыт.
ABOUT THE POTENTIAL OF INTERNATIONAL COOPERATION IN THE COURSE OF IMPROVEMENT VOCATIONAL TRAINING OF THE EMPLOYEE OF THE PENAL SYSTEM
© 2016 E. Timofeeva
Summary. In article value of the international penitentiary cooperation m maintenance of world and homeland penitentiary security is proved, the factors promoting the successful organization of this type of cooperation are noted. Special attention is paid to activity of educational and research institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia in this direction.
Keywords: international penitentiary cooperation, departmental higher education institution, integration, best practices.
Будучи динамично развивающимся, процесс международного сотрудничества в сфере высшего образования является одним из эффективных путей повышения конкурентоспособности систем высшего образования, их интеграции в мировую образовательную систему.
В пенитенциарной сфере международное сотрудничество способствует поддержанию международно-правового и внутригосударственного правопорядка, является одним из компонентов взаимодействия государств в борьбе с пенитенциарной преступностью, содействует выработке общей стратегии и тактики по вопросам совершенствования управления пенитенциарными системами стран, а также кадрового, образовательно-научного, методического и технического обеспечения их функционирования.
Особенности деятельности ФСИН России в данном направлении на современном этапе во многом обусловлены тем, что Российская Федерация является участником ряда международных соглашений. Россией ратифицированы:
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод;
Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания;
- Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних {Пекинские правила);
- Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, и другие международные стандарты в сфере деятельности пенитенциарных систем;
- Европейские пенитенциарные правила.
Помимо указанных выше документов деятельность ФСИН России в сфере международного сотрудничества регламентирует ряд нормативных актов1.
Организация международного пенитенциарного сотрудничества основывается на следующих объективных факторах:
- взаимосвязи и взаимозависимости государств в современном мире;
- постоянном расширении видов пенитенциарных преступлений, представляющих международную опасность;
- заинтересованности различных национальных пенитенциарных систем в совместном поиске наиболее эффективных путей, средств и методов противодействия криминальным проявлениям.
Данное взаимодействие осуществляется по нескольким направлениям:
- регламентация юридических вопросов и прав личности в области пенитенциа-ристики;
- обмен информацией, представляющей взаимный интерес для правоохранительных органов;
- обмен опытом работы и исследование научно-практических проблем;
- оказание содействия в подготовке кадров для пенитенциарной системы;
- предоставление материально-технической и консультативной помощи.
Международное сотрудничество, протокольное сопровождение мероприятий директора ФСИН России осуществляет отдел обеспечения проведения протокольных мероприятий директора ФСИН России и организации международного сотрудничества, входящий в структуру управления делами ФСИН России.
Основными задачами отдела являются:
- установление и развитие партнерских отношений с пенитенциарными системами иностранных государств для обмена опытом и информацией по различным аспектам исполнения наказаний;
внедрение в деятельность уголовно-исполнительной системы европейских стандартов обращения с заключенными;
- расширение практики применения наказаний, не связанных с изоляцией от общества;
установление взаимодействия уголовно-исполнительной системы России с иностранными неправительственными общественными организациями и зарубежными средствами массовой информации;
1 Приказ ФСИН России от 30 апреля 2015 г. № 400 «Об утверждении порядка приема в ФСИН России иностранных делегаций и иностранных граждан»; Приказ ФСИН России от 26 марта 2015 г. № 181 «Об утверждении норм расходования денежных средств, необходимых для приема в ФСИН России иностранных делегаций и иностранных граждан»; Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 № 812 «О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений»; Постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 763 «О расходовании федеральными органами исполнительной власти средств в иностранной валюте на мероприятия протокольного характера»; Приказ Минфина России от 02.08.2004 № 64н «Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений».
- участие представителей ФСИН России в работе делегаций, представляющих Российскую Федерацию на различных международных форумах;
организационно-методическое руководство деятельностью учреждений и органов ФСИН России по вопросам международного сотрудничества;
- способствование формированию положительного имиджа УИС на международной арене2.
В рамках международного сотрудничества ФСИН России осуществляются:
- приемы иностранных делегаций;
- служебные командировки за границу;
- реализация совместных проектов, в том числе издательских;
- международные научно-практические мероприятия;
- стажировки в образовательных учреждениях.
И. В. Евдокимов выделяет три группы стран, взаимодействие с пенитенциарными системами которых осуществлялось по определенным направлениям и проблемам3.
Первая группа — это страны, являющиеся разработчиками международных пенитенциарных стандартов, где уже накоплен богатый опыт демократичного развития систем исполнения наказаний, признан авторитет соблюдения прав и законных интересов как лиц, находящихся в местах лишения свободы, так и сотрудников, обеспечивающих их защиту (Великобритания, Германия, Норвегия, Финляндия, Швейцария и др.).
Вторая группа стран - это страны, где проводятся преобразования в организации систем исполнения наказаний в соответствии с признанными международными стандартами, Их опыт поиска сочетания высоких требований мировых стандартов и особенностей национального менталитета, учета реальных, конкретных возможностей экономики, законодательства также представляет определенный взаимный интерес для развития сотрудничества (Польша, Китай, Мексика, Монголия, Никарагуа и др.).
Третья группа стран - государства, возникшие на территории бывшего Советского Союза. Так как ранее это была единая система исправительно-трудовых учреждений, общая законодательная база, то существуют и общие проблемы необходимости преобразований. Сотрудничество осуществляется по линии обмена информацией, методическими разработками, учебными программами, обучения и стажировок сотрудников. Постоянные рабочие контакты налажены с коллегами в Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Украине и др.
Делегации сотрудников ФСИН России в последние годы выезжали в Австрию, Беларусь, Великобританию, Венгрию, Вьетнам, Германию, Казахстан, Киргизию, Китай, Латвию, Мексику, Норвегию, Польшу, США, Францию, Украину, Швейцарию, Швецию и др,
Функции по осуществлению международного сотрудничества и сравнительному анализу возможностей интеграции передового опыта также входят в сферу деятельности образовательных и научно-исследовательских институтов (НИИ) ФСИН России.
Образовательные и научно-исследовательские институты ФСИН России осуществляют международное сотрудничество со странами ближнего и дальнего зарубежья по направлениям, соответствующим профилю их деятельности, в соответствии:
- с международными соглашениями и договорами Российской Федерации;
- действующим законодательством Российской Федерации;
Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года;
: Кадровая структура ФСИН России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studbooks.net/ 1 l48334/pravo/kadrovaya_struktura_tsentra]nogo_appaгata_fsin_гossii (дата обращения: 12.11.2016).
3 Евдокимов И. В. Международное сотрудничество пенитенциарных систем в сфере предупреждения повторной преступности несовершеннолетних осужденных [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр: //пи.йш.5и/ир1оа<1Легп1:огу/ЫШпИ8-2/кгщ$1уу-з!о1 -2013/Евдокимов.рбГ (дата обращения: 12.09.2015).
- нормативными правовыми актами ФСИН России,
- планами основных организационных мероприятий ФСИН России на календарный год;
- приказами и распоряжениями начальников образовательных и научно-исследовательских учреждений;
- основными положениями государственной протокольной практики Российской Федерации.
Важнейшими задачами международного сотрудничества образовательных и научно-исследовательских учреждений ФСИН России являются:
- изучение и распространение передового зарубежного опыта в сфере исполнения наказаний и содержания под стражей, решения задач, направленных на либерализацию уголовно-исполнительной политики и т. д.;
- проведение совместных научных исследований по актуальным вопросам деятельности пенитенциарных систем Российской Федерации и зарубежных стран;
- подготовка, проведение, а также участие в работе международных научно-практических конференций, форумов по проблемам пенитенциарной практики;
- подготовка и организация визитов зарубежных делегаций с целью участия в международных научных и иных мероприятиях;
- организация работы по подготовке и публикации научных работ сотрудников ФСИН России в периодических изданиях, издаваемых зарубежными партнерами;
подготовка и публикация на русском языке правовых актов, научных работ зарубежных коллег в периодических изданиях, издаваемых в России;
- осуществление взаимодействия с зарубежными пенитенциарными службами и образовательными учреждениями в рамках подготовки высококвалифицированных кадров для УИС;
- осуществление выездов сотрудников ФСИН России в зарубежные командировки с целью сбора, обобщения и анализа зарубежного опыта в сфере подготовки кадров, исполнения и отбывания уголовных наказаний и последующего внедрения полученных результатов в образовательный процесс вузов ФСИН России;
- организация работы по участию курсантов, студентов, адъюнктов в международных научных, спортивных и творческих мероприятиях с целью обмена обучающимися;
- организация работы ио привлечению вузов ФСИН России, территориальных органов к осуществлению международного сотрудничества в соответствии с реализуемыми договорами и соглашениями о сотрудничестве;
- прохождение совместных стажировок и т. д.
При организации международного сотрудничества необходимо учитывать следующие факторы:
- актуальность;
- перспективность;
- системность;
- профессионализм;
- прикладной характер;
- результативность;
- публичность;
- сложившийся научный диалог.
Масштаб международного сотрудничества каждого образовательного учреждения определяется видением его руководства мотивов, целей данного сотрудничества, а также соответствия видов и форм сотрудничества имеющимся внутренним ресурсам и реалиям внешней сферы, развитостью в вузе обмена научно-образовательными услугами.
Рассмотрим отдельные примеры деятельности вузов ФСИН России в рамках международного сотрудничества.
Достаточно результативным было в последние годы российско-швейцарское пенитенциарное сотрудничество. Еще на первом этапе (в период с 1997 по 2008 г.) осуществлялся совместный проект под общим названием «Тюремная реформа в России». Его результатом стало:
- введение в образовательных учреждениях ФСИН России многоуровневой программы подготовки кадров по специальности «Социальная работа в УИС»;
- совместная разработка учебных планов, программ, учебных и методических пособий.
В области профессионального образования была организована информационная поддержка сотрудников, преподавателей, курсантов через веб-сайт в Интернете «Социальная работа в УИС», апробирована во всех учреждениях УИС программа автоматизированного рабочего места социального работника «Социальное досье». В общегражданских вузах, готовящих социальных работников, в программы введена специальная учебная тема «Социальная работа в УИС».
В тарифно-квалификационный справочник была внесена профессия «Специалист по социальной работе в УИС», приказом Минюста России 2001 г. были утверждены в штатах учреждений УИС должности специалистов по социальной работе.
Изданы пособия «Социальная работа в уголовно-исполнительной системе», «Практическое руководство по социальной работе с различными категориями осужденных».
На втором этапе (2005—2009 гг.) при финансовой и методической помощи швейцарской стороны в четырех образовательных учреждениях ФСИН России прошли профессиональную переподготовку с получением диплома о второй специальности «Специалист по социальной работе в УИС» 290 сотрудников групп социальной защиты осужденных исправительных учреждений 74 территориальных органов ФСИН России от Калининграда до Южно-Сахалинска. Проведено повышение квалификации преподавателей данных образовательных учреждений и сотрудников воспитательных учреждений, проводящих практические занятия, организована их стажировка в пенитенциарных учреждениях Швейцарии4.
Помимо этого при активном участии швейцарских экспертов были подготовлены приказы Минюста России «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» и «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы», Концепция развития социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными на период 2006-2010 гг., модель воспитательного центра и т. д.
Современный, третий этап российско-швейцарского сотрудничества начинался в 2009 г. Была подписана Программа сотрудничества между Министерством юстиции Российской Федерации и Департаментом юстиции и полиции Швейцарской конфедерации на 2009-2010 гг. В 2011-2013 гг. 36 сотрудников ФСИН России (начальники воспитательных колоний, социальные педагоги (воспитатели), специалисты по социальной работе, психологи и руководители профессиональных училищ) прошли стажировку в пенитенциарных учреждениях Швейцарии, что позволило активизировать поиск новых форм социальной, психологической и воспитательной работы с несовершеннолетними.
4 Евдокимов И. В. Международное сотрудничество пенитенциарных систем в сфере предупреждения повторной преступности несовершеннолетних осужденных [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр: //пи.йш.5и/ир1оа<1Легп1:огу/ЫШпИ8-2/кгщ$1уу-з!о1 -2013/Евдокимов.рс1Г (дата обращения: 12.09.2015).
В качестве примера эффективной проектной деятельности в рамках международного сотрудничества можно привести работу по внедрению в российских ИУ программы «VINN» - «Победа» и проекта ART, в которой принимали активное участие преподавательский состав вузов ФСИН России, сотрудники психологических служб.
Программа «VINN» была разработана Кадровой академией исправительной службы Норвегии (KRUS) и реализована в службе пробации Норвегии и иных скандинавских стран: Швеции, Финляндии, Дании. Цель программы - позитивные изменения у осужденных женщин (в отношении к себе, к окружающим, совершенному преступлению, употреблению алкоголя и наркотиков, построение положительных жизненных планов, пересмотр жизненных ценностей и т. п.). Общий курс обучения длится 3,5 месяца. В итоге в России программа прошла адаптацию в УФСИН России по Архангельской, Московской, Мурманской областям, Республике Мордовии"1.
Проект ART также является примером успешного международного сотрудничества ФСИН России. Он стартовал в 2006 г. в рамках взаимодействия между Норвегией и Республикой Карелией. Одной из целей являлось установление партнерских отношений между 3 российскими и 2 норвежскими учреждениями с целью внедрения, применения и контроля за качеством результатов работы в группах ART, состоящих из проблемных подростковг'. Данная программа тренировки замещения агрессии разработана для подростков А. П. Гольдштейном и Б. Гликом и рассматривает возможности когнитивного поведенческого вмешательства, обучающего человека справляться со своим агрессивным поведением.
В Липецкой области по итогам изучения опыта организации социальной реабилитации осужденных в Германии в деятельность начальников отрядов внедрялись электронные дневники индивидуально-воспитательной работы с осужденными. Были разработаны программы электронного документирования работы психологов и социальных работников учреждений.
Проведение международных научных конференций, форумов, круглых столов с участием иностранных исследователей является еще одним направлением международного сотрудничества вузов ФСИН России. В качестве основной цели данных мероприятий следует выделить совершенствование профессиональной подготовки сотрудника УИС. Остановимся более подробно на опыте их организации.
Основные направления развития уголовно-исполнительной системы России, работа пенитенциарных учреждений иностранных государств, передовой зарубежный опыт в сфере исполнения уголовных наказаний, а также вопросы совершенствования процесса профессиональной подготовки специалистов УИС рассматривались в Академии ФСИН России на Международном пенитенциарном форуме «Преступление, наказание, исправление» (2013 и 2015 гг.). В рамках мероприятий была организована работа круглых столов, на которых обсуждались вопросы истории становления пенитенциарной социальной и психологической работы, отечественный и зарубежный опыт индивидуальной и групповой психосоциальной работы с различными категориями осужденных; актуальные вопросы подготовки управленческих кадров для УИС, в частности, международное сотрудничество в области подготовки кадров для пенитенциарных служб; проблемы повышения эффективности деятельности пенитенциарных психологов, специалистов по социальной работе, сотрудников отдела воспитательной работы с осужденными и др.
В Самарском юридическом институте ФСИН России с 2010 г. традиционным стало проведение ежегодной Международной научно-практической конференции «Пенитенци-
5 См.: Дядченко Е. А. Социальная, психологическая и воспитательная работа с осужденными // Энциклопедия пенитенциарного права / под обш. ред. Р. А. Ромашова. - Самара, 2013. - С. 254.
6 См.: Дядченко Е. А. Программы модификации поведения лиц, отбывающих наказание, оказание постпенитенциарной помощи за рубежом // Энциклопедия пенитенциарного права / под общ. ред. Р. А. Ромашова. - Самара, 2013. - С. 254-255,
арная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт», посвященной вопросам теории и практики пенитенциарного права и пенитенциарной безопасности, В работе конференций принимали участие иностранные представители следующих государств: Беларусь, Великобритания, Германия, Голландия, Казахстан, Китай, Колумбия, Монголия, Нигерия, Нидерланды, Норвегия, США, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Франция, Швейцария, Швеция. Положительным моментом организации данного ежегодного научного мероприятия стало традиционное участие представителей Международной ассоциации исправительных учреждений и тюрем (ЮРА), Международной неправительственной организации «Международная тюремная реформа» (РЯ1). По итогам работы ежегодных конференций были разработаны рекомендации по повышению эффективности деятельности пенитенциарных служб, совершенствованию законодательства в сфере применения уголовных наказаний и уголовно-исполнительной практики.
К эффективным формам научных мероприятий можно отнести не только конференции и форумы, но и круглые столы. Так, активное развитие в последние годы российско-китайских отношений проявилось, в том числе в проведении в 2016 г. в СЮИ ФСИН России Международного научно-практического круглого стола «Особенности организации и взаимодействия пенитенциарных систем России и Китая на современном этапе», в работе которого приняли участие 5 представителей Шанхайского пенитенциарного общества Китайской Народной Республики (далее — ШПО). ШПО является членом государственной Китайской ассоциации исправительных учреждений. В основанное в 1984 г. в г. Шанхае общество входит более 800 экспертов и профессоров, посещающих разные виды тюрем, а также исправительные заведения для несовершеннолетних. В рамках работы круглого стола обсуждались теоретические и практические проблемы, связанные с деятельностью пенитенциарных систем России и Китая, в том числе вопросы, касающиеся основных направлений совершенствования и развития уголовно-исполнительной политики, пенитенциарной безопасности, кадрового, психолого-педагогического обеспечения деятельности учреждений УИС, а также международного сотрудничества в части реализации уголовных наказаний, оптимизации профессиональной подготовки сотрудников пенитенциарных служб.
Основные результаты научных мероприятий традиционно отражаются в печатных изданиях вузов. В качестве примеров издательской деятельности образовательных учреждений в рамках международного сотрудничества можно также привести следующие успешные проекты.
Академией ФСИН России совместно с Санкт-Петербургским институтом повышения квалификации работников ФСИН России и сотрудниками пенитенциарной системы Норвегии переведены и опубликованы Закон об исполнении уголовных наказаний в Королевстве Норвегия и справочное пособие «Пенитенциарная система Норвегии», которые используются в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений ФСИН России. Также сотрудниками Академии ФСИН России совместно с зарубежными коллегами осуществлен перевод Закона об исполнении наказаний Финляндии.
В рамках российско-белорусского проекта по вопросам обеспечения учебного процесса реализуется проект «Организация работы библиотек Академии ФСИН России и Академии МВД Республики Беларусь», что позволило значительно расширить книжный фонд редких изданий в Академии ФСИН России, повысить качество обслуживания учебного процесса и научно-исследовательской деятельности.
Вологодским институтом права и экономики ФСИН России совместно с Высшей школой в Ольтене (Швейцария) был подготовлен «Технологический справочник пенитенциарного социального работника».
К наиболее крупным издательским международным проектам СЮИ ФСИН России следует отнести публикацию Энциклопедии пенитенциарного права (далее - ЭПП), в которую вошли 4 тематических блока (части), объединяющие более 300 статей и приложе-
ний и отображающие разнообразие тематики исследований. Вторая часть энциклопедии посвящена пенитенциарному праву зарубежных государств и международного сообщества. Она состоит из 8 разделов, которые посвящены характеристике международного пенитенциарного права как отрасли права; международным пенитенциарным стандартам; социальным гарантиям и защите прав человека в рамках международного пенитенциарного права; характеристике пенитенциарных систем стран СНГ, Европы, Америки и Азии7.
В авторский коллектив по созданию ЭПП вошли ведущие специалисты в области истории и теории государства и права, отраслевых юридических наук, юридической социологии и психологии. География издания представлена научными школами России, Армении, Азербайджана, Украины, Беларуси, Казахстана, Германии, Норвегии, США, Великобритании. В 2014 г. авторский коллектив института по подготовке ЭПП был признан лауреатом премии «Юрист года в Самарской области - 2014» в номинации «Правовое просвещение».
В качестве еще одного международного издательского проекта, реализованного СЮИ ФСИН России, можно назвать коллективную монографию «Международные стандарты и решения Европейского суда по правам человека в системе пенитенциарного права России», которая была издана в 2015 г. В монографии осуществлен комплексный теорети-ко-праксиологический анализ широкого круга проблемных вопросов, объединенных общим смысловым контекстом — обеспечением прав и законных интересов человека в сфере пенитенциарных отношений. В качестве лейтмотива монографического исследования авторами интерпретирована концепция пенитенциарного права как межотраслевой нормативной общности, включающей в качестве составных элементов нормы и институты различных отраслей российского и международного права, объединяемых предметом правового регулирования - пенитенциарной средой*.
Комплексный анализ функционирования пенитенциарных систем зарубежных стран и особенностей организации их системы профессиональной подготовки кадров проведен в выпушенной в 2015 г. в СЮИ ФСИН России монографии «Профессиональная подготовка сотрудников пенитенциарной системы в зарубежных странах». В издании дается краткая характеристика пенитенциарных систем стран Европы и Азии, освещаются основные аспекты, тенденции и закономерности процесса организации отбора и профессиональной подготовки сотрудников пенитенциарных систем в разных странах, а также анализируются пути международного сотрудничества, роль высших учебных заведений ФСИН России в данном процессе, возможность внедрения передового опыта пенитенциарных систем зарубежных стран в деятельность УИС России9.
Таким образом, использование сотрудниками и обучающимися института переводов нормативных актов, сборников материалов научно-практических мероприятий, других изданий с участием представителей зарубежных государств для подготовки к учебным занятиям и при выполнении собственных научных работ способствует повышению качества образовательного и научного процесса вузов.
В качестве следующего направления международного сотрудничества можно выделить служебные командировки. Так, в мае 2016 г, состоялась служебная командировка делегации СЮИ ФСИН России в Национальную административную пенитенциарную
7 См.: Энциклопедия пенитенциарного права / под общ, ред. Р. А. Ромашова. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2013. - 692 с.
к См.: Международные стандарты и решения Европейского суда правам человека в системе пенитенциарного права России: монография / под общ. ред. А. А. Вотинова, Е. А. Тимофеевой. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2015. - 285 с.
Тимофеева Е. А. Профессиональная подготовка сотрудников пенитенциарной системы в зарубежных странах: монография / Е. А. Тимофеева. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2015. - 250 с.
школу Франции (далее - НАПШ) в г. Ажан. Представители института обсудили с руководителями служб и подразделений НАПШ, ответственными за различные направления деятельности, программы обучения, тематические планы, мониторинг качества подготовки специалистов. В рамках визита состоялся Международный круглый стол «Организация профессиональной подготовки сотрудников пенитенциарных учреждений на современном этапе», на котором обсуждались вопросы, связанные с профессиональной подготовкой сотрудников пенитенциарных учреждений России и Франции. Кроме того, делегация СЮИ ФСИН России с целью изучения опыта функционирования пенитенциарных учреждений Франции посетила ряд учреждений Тулузского региона: тюрьму в Мюрэ; Центр группы быстрого реагирования «ЭРИС» с кинологической службой; Центр электронного мониторинга в Сэисе; пенитенциарную службу трудоустройства и пробации. В ходе визита состоялось подписание договора о сотрудничестве между ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России и НАПШ.
Международное сотрудничество в сфере обучения, повышения квалификации сотрудников пенитенциарных систем осуществлялось с пенитенциарными системами Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Германии, Монголии, Норвегии, Таджикистана, Швейцарии, Финляндии и др.
Так, в рамках договора о сотрудничестве, заключенного между СЮИ ФСИН России и Учреждением высшего образования Турецкой Республики «Университет Едитепе» (г. Стамбул), обучающиеся института дважды проходили обучение в Летней школе «Европейские стандарты в соблюдении прав человека». В процессе обучения в Летней школе студенты слушали курсы лекций и принимали участие в семинарах по конституционному праву Евросоюза, публичному международному праву, правам и свободам человека в правовом поле Евросоюза, международному торговому праву, сравнительному анализу прав человека в Турции и Европе, а также по другим отраслям права Евросоюза. В качестве преподавателей-экспертов занятия проводили профессора ведущих европейских университетов.
В свою очередь студенты юридического факультета университета Едитепе принимали очное участие в образовательных программах и конференциях на базе института, в частности в VI Международной научно-практической конференции «Проблемы повышения эффективности режима исполнения наказаний», проходившей 18-19 июня 2015 г.
Несколько слов о значении стажировок в области международного пенитенциарного сотрудничества. С нашей точки зрения, прохождение стажировок иностранными гражданами может способствовать развитию и укреплению международных связей; развитию академической мобильности; проведению научных исследований, касающихся вопросов изучения зарубежного опыта в сфере правового регулирования и оптимизации деятельности УИС; обеспечению соответствия УИС России международным стандартам и потребностям общественного развития; развитию сотрудничества с ведомственными вузами.
Приведем несколько примеров прохождения стажировок зарубежными обучающимися на базе СЮИ ФСИН России. Так, в мае-июне 2015 г. научную стажировку в институте проходили обучающиеся Костанайской академии МВД Республики Казахстан10. Магистранты посетили лекционные, семинарские и практические занятия, проведенные профильными кафедрами института: режима и охраны в УИС; уголовного и уголовно-исполнительного права; уголовного процесса и криминалистики; пенитенциарной психологии и педагогики. В период стажировки магистранты также выступили с докладами
'"Стажировка осуществлялась в рамках реализации договора о сотрудничестве между СЮИ ФСИН России и Костанайской академией МВД Республики Казахстан.
на Международной научной конференции вуза «Уголовно-исполнительная система России: проблемы и перспективы» (22 мая 2015 г.).
В ноябре 2016 г. СЮИ ФСИН России посетили представители ПАПШ Франции. В состав делегации вошли учащиеся первого года обучения по программе руководителей пенитенциарных учреждений. В программу визита было включено посещение исправительных учреждений разного вида и проведение Международного научно-практического круглого стола «Проблемы подготовки пенитенциарных кадров в России и Франции». Участники круглого стола обсудили особенности организации профессиональной подготовки в вузах ФСИН России и НАПШ Франции, организационно-штатной структуры ИУ двух стран, основные задачи отделов и служб и другие теоретические и практические проблемы, связанные с деятельностью пенитенциарных систем России и Франции.
Однако следует отметить, что при осуществлении международного взаимодействия вузы сталкиваются с рядом проблем, среди которых:
- отсутствие у большинства сотрудников специальной подготовки для осуществления международной деятельности;
- низкий уровень развития иноязычной лингвистической компетенции и межкуль-турпой коммуникации значительной части сотрудников;
- наличие определенной доли сотрудников, совмещающих работу в международных службах с другой деятельностью;
- необходимость прохождения дополнительных процедур согласования приезда делегаций при взаимодействии с иностранными партнерами в связи с ведомственной принадлежностью вузов;
- недостаточно сформированная структура вузовских международных служб.
Решение обозначенных проблем позволит повысить эффективность международного сотрудничества при условии скоординированных действий в этом направлении всех участников данного процесса.
В заключение хотелось бы отметить, что реализация задач международного сотрудничества позволяет совершенствовать образовательный и научный процесс вузов ФСИН России, повышать уровень профессиональных знаний выпускников и обеспечивает формирование у них Арйгстнньшнаучно-исследовательских компетенций, необходимых для последующей эффективной профессиональной деятельности в сфере исполнения уголовных наказаний.
Библиографический список
Евдокимов, И. В. Международное сотрудничество пенитенциарных систем в сфере предупреждения повторной преступности несовершеннолетних осужденных [Электронный ресурс] / И. В, Евдокимов. - Режим доступа: http://nii.fsin.su/upload/territory/Nii/nits-2/kruglуу-stol-2013/Евдокимов.рс1Г(дата обращения: 12.09.2015).
Международные стандарты и решения Европейского суда по правам человека в системе пенитенциарного права России: монография / под общ. ред. А. А. Вотинова, Е. А. Тимофеевой. — Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2015.
Тимофеева, Е. А. Профессиональная подготовка сотрудников пенитенциарной системы в зарубежных странах: монография / Е. А. Тимофеева. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2015. - 250 с.
Энциклопедия пенитенциарного права / под общ. ред. Р. А. Ромашова. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2013. - 692 с.