Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ'

ПРОБЛЕМА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3573
529
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ МОТИВЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арутюнян Гаяне Нориковна

В статье рассмотрена проблема учебной мотивации младших школьников в современной педагогике. Учебная мотивация - это совокупность конкретных причин и стимулов, интересов и наклонностей, эмоций и идеалов, которые заставляют учащихся действовать, учиться, выполнять то или иное действие. Приоритетной задачей современной начальной школы является создание положительной учебной мотивации, пробуждение интереса к учебе и развитие желания учиться у младших школьников. Эффективность учебной деятельности младших школьников напрямую зависит от учебной мотивации, которая побуждает ребенка к школьной активности и определяет его направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF LEARNING MOTIVATION OF YOUNGER PUPILS IN MODERN PEDAGOGY

The article deals with the problem of educational motivation of junior schoolchildren in modern pedagogy. Learning motivation is a set of specific reasons and incentives, interests and inclinations, emotions and ideals that make students act, learn, do this or that action. The priority task of a modern primary school is to create a positive learning motivation, awaken interest in learning and develop a desire to learn from younger students. The effectiveness of the educational activity of primary schoolchildren directly depends on educational motivation, which encourages the child to school activity and determines its focus.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОБЛЕМА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ Арутюнян Г.Н. Email: Harutyunyan 17164@scientifictext.ru

Арутюнян Гаяне Нориковна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Армянский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна, г. Ереван, Республика Армения

Аннотация: в статье рассмотрена проблема учебной мотивации младших школьников в современной педагогике. Учебная мотивация - это совокупность конкретных причин и стимулов, интересов и наклонностей, эмоций и идеалов, которые заставляют учащихся действовать, учиться, выполнять то или иное действие. Приоритетной задачей современной начальной школы является создание положительной учебной мотивации, пробуждение интереса к учебе и развитие желания учиться у младших школьников. Эффективность учебной деятельности младших школьников напрямую зависит от учебной мотивации, которая побуждает ребенка к школьной активности и определяет его направленность. Ключевые слова: мотив, учебная мотивация, внешние и внутренние мотивы, социальные и познавательные мотивы, начальная школа, младший школьный возраст.

THE PROBLEM OF LEARNING MOTIVATION OF YOUNGER PUPILS IN MODERN PEDAGOGY Harutyunyan G.N.

Harutyunyan Gayane Norikovna - PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PEDAGOGY, ARMENIAN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY AFTER KH. ABOVYAN, YEREVAN, REPUBLIC OF ARMENIA

Abstract: the article deals with the problem of educational motivation of junior schoolchildren in modern pedagogy.

Learning motivation is a set of specific reasons and incentives, interests and inclinations, emotions and ideals that make students act, learn, do this or that action. The priority task of a modern primary school is to create a positive learning motivation, awaken interest in learning and develop a desire to learn from younger students. The effectiveness of the educational activity of primary schoolchildren directly depends on educational motivation, which encourages the child to school activity and determines its focus. Keywords: motive, educational motivation, external and internal motives, social and cognitive motives, primary school, primary school age.

УДК 373.31

Проблема учебной мотивации всегда находилась в центре педагогического внимания. Сегодня вопрос формирования мотивации к обучению стоит более остро, поскольку учащиеся не уделяют должного внимания роли обучения в своей жизни и не сосредотачиваются на образовательных вопросах.

С проблемой учебной мотивации учащихся, прежде всего, сталкиваемся в начальной школе, которая считается первым этапом организации учебной деятельности. В современной жизни младшие школьники с одной стороны окружены

разнообразными электронными развлечениями и информационным потоком, что более привлекательно, чем образовательный процесс, организованный в школе, а с другой стороны сталкиваются с родительским бездействием создания положительной учебной мотивации, что во многом связано с занятостью и нехваткой времени, с оценкой и выделением проблемы и т.д.

Мотивация (от лат. moveo - двигаю) - общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования [4, с.182]. Учебная мотивация это совокупность конкретных причин и стимулов, интересов и наклонностей, эмоций и идеалов, которые заставляют учащихся действовать, учиться, делать то или иное действие. Мотивация к обучению стимулирует учебную деятельность ребенка, определяет эффективность обучения. Мотивы всегда представляют собой комплексы, и в педагогическом процессе мы почти никогда не имеем дело с одним действующим мотивом [4, с.182].

Существуют разные виды учебной мотивации: внешние и внутренние, социальные и познавательные. Внешние мотивы часто рассматриваются, как социальные, а внутренние, как познавательные.

Внешние мотивы направлены на другого, связаны с различным взаимодействием школьника с другими людьми, которые исходят от родителей, учителей, одноклассников, общества, путем общественного мнения, требований, принуждений и т.д. А внутренние мотивы направлены на предмет изучения, на собственное самосовершенствование, связаны с содержанием учебной деятельности, возникая внутри ребенка способствуют эффективной познавательной деятельности. Ведущими мотивами ученической деятельности могут быть и внешние, и внутренние мотивы [6].

Желание ребенка утвердиться в обществе, укрепить свой социальный статус, быть принятым друзьями и сверстниками, также чувство долга и ответственности, выбор профессии и т.д. считаются социальными мотивами. А желание ребенка приобретать новые знания, изучать новые предметы, получать удовольствие от процесса и результата обучения и т.д. считаются познавательными мотивами.

Учебная мотивация рассматривается как особый тип мотивации, включаемый в учебную деятельность для повышения эффективности обучения. В процессе развития учебной мотивации учащихся, необходимо учитывать несколько важных факторов:

• определение и уточнение целей обучения (для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо согласовать цели обучения и мотивацию учащихся),

• учет возрастных особенностей учащихся (конкретные мотивы актуальны в конкретном возрасте),

• выявление преобладающих мотивов (необходимо выяснить, какие мотивации у учащихся являются ведущими),

• учет индивидуальных особенностей учащихся (учебная деятельность каждого ученика строится на индивидуальной мотивации, знание которой обязательно для учителя),

• анализ причин изменения мотивов учащихся (причинами изменения мотивов могут быть недостаточное усвоение материала, негативное отношение друзей и т.д.),

• формирование необходимых новых мотивов,

• оценка достижений и планирование дальнейших действий.

Приоритетной задачей современной начальной школы является создание

положительной учебной мотивации, пробуждение интереса к учебе и развитие желания учиться у младших школьников. В младшем школьном возрасте учеба становится ведущей деятельностью, что для ребенка является довольно сложной и ответственной задачей, а просто необходимость учиться, для них еще не является фундаментальным мотивом. Учащихся начальных классов нужно заинтересовать в обучении, поскольку учащиеся часто не осознают мотивацию. На вопрос, почему вы

ходите в школу и почему учитесь, младшие школьники дают разные ответы: люблю играть с одноклассниками, мне очень нравится наша учительница, хочу много знать и получать хорошие оценки, хочу порадовать маму, хочу стать похожим на отца, стать хорошим человеком и т.д. Поступая в школу, первоклассники проявляют неподдельный интерес к школьной жизни, для учителя исключительно важно поддержать этот интерес, не обмануть надежды и не перечеркнуть старания ребенка.

Учебная деятельность, имея сложную структуру, проходит длительный путь становления. Ее развитие продолжается на протяжении всей школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения. В младшем школьном возрасте учебная деятельность имеет определенную структуру, составляющими которой являются: мотивация, задача, обучающие операции, контроль и оценка [5, с. 106-107]. Чтобы добиться успеха в начальной школе, очень важно учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, ориентироваться на глубокое проникновение во внутренний мир ребенка, побуждая, а не принуждая ребенка. В начальной школе, прежде всего, необходимо умело стимулировать учебную деятельность учеников, полагаться на желания учеников, приводить разные примеры, говорить на интересующие их темы, создавать ситуацию успеха и т.д. Очень важно поддержать готовность ребенка к умственному усилию и развивать его способности к активной познавательной деятельности, умение слушать, рассуждать, отвечать на вопросы учителя. Организация учебно-познавательной деятельности младших школьников в основном направлена на то, чтобы развивать их наблюдательность, внимание, самостоятельность [1, с. 95]. Эффективность учебной деятельности младших школьников напрямую зависит от учебной мотивации, которая побуждает ребенка к школьной активности и определяет его направленность.

Для выяснения уровня мотивации учащихся начальной школы, для определения отношения младших школьников к учебной деятельности, мы провели исследовательскую работу в двух параллельных 3-х классах в одной из общеобразовательных школ города Еревана Республики Армения. Исследовательскую работу провели по опроснику «Учебная мотивация школьников» (модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой) предназначенный для учащихся 7-11 лет [3].

У 7% младших школьников из 58 участвовавших в опросе (4 учащиеся) была выявлена низкая школьная мотивация, негативное отношение к школе, школьная дезадаптация, поскольку у ребят не было желания ходить в школу, во всех возможных случаях они пропускали бы занятия, не хотели делать домашнее задание, в общем, школа им не нравилась. У 79% (46 учащиеся) была выявлена хорошая школьная мотивация, положительное отношение к школе, но школа привлекала их внеучебной деятельностью. Они в большей мере ходили в школу из-за своих одноклассников, хотели больше общаться и играть с ними, также хотели, чтобы у них был менее строгий учитель. А у 14% младших школьников участвовавших в опросе (8 учащиеся) выявился высокий уровень школьной мотивации и учебной активности. Эта часть учеников хотела получать больше знаний и почти не пропускала занятия, что очень обнадеживает. Таким образом, средний уровень школьной мотивации выявлен у большинства учащихся начальных классов, принявших участие в опросе.

Среди одних и тех же младших школьников мы также провели исследовательскую работу с использованием методики Елфимовой Н.В. «Лесенка побуждений» направленной на диагностику учебной мотивации младших школьников [2].

Во время применения методики, когда ученики начальной школы начали строить лестницу под названием «Зачем я учусь», выяснилось, что большинство учеников учатся, потому что хотят радовать родителей своими успехами, удовлетворять учителя, хотят получать высокие оценки и отличаться среди одноклассников, пользоваться авторитетом среди друзей, быть лидером в классе и т.д. А небольшая часть младших школьников участвующих в проведении методики

учились, потому что обучение было для них интересным, им нравился процесс учения, они хотели получать новые знания, хотели быть наиболее осведомленными по всем предметам и т.д.

Таким образом, результаты исследования показали, что у 19% младших школьников (11 учащиеся) в иерархии первые четыре места занимают познавательные мотивы, а у 81% учащихся (47 учащиеся) доминируют социальные мотивы учения. Оказывается, познавательные мотивы еще не играют ведущей роли среди мотиваций у младших школьников 3-го класса. Очень важно в начальной школе развивать познавательную мотивацию в дополнение к социальным мотивам.

В решении важнейшей проблемы учебной мотивации младших школьников учителя играют главную роль. Учитель, зная отношения своих учеников к школе и к образованию, должен уметь развивать положительное отношение к школе и к учителям, направлять в правильное русло имеющиеся мотивы и на их основе формировать внешние познавательны мотивы, создавая благоприятные условия, вселяя уверенность в собственных силах, вызывая естественное любопытство и стремление к новым знаниям и ощущениям и т.д.

В начальной школе для решения проблемы учебной мотивации младших школьников очень важно:

• учитывать желания учащихся,

• стремиться понять детей и их мотивацию,

• подчеркивать достижения и преимущества учащихся,

• поощрять прогресс каждого ученика,

• организовать интересное межличностное общение между учениками,

• поощрять желание учащихся быть узнаваемыми и принятыми в коллективе,

• говорить обо всем, что их интересует,

• приводить положительные примеры,

• давать ученикам возможность на активность,

• создавать ситуацию успеха и т.д.

Список литературы /References

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. 3-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. 608 с.

2. Методика диагностики учебной мотивации младших школьников Н.В. Елфимовой «Лесенка побуждений». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infqurqk.ru/metqdiki-diagnqstiki-mqtivacii-uchebnqy-deyatelnqsti-mladshih-shkqlnikqv-1290781.html/ (дата обращения: 15.06.2021).

3. Опросник «Учебная мотивация школьников» (для обучающихся 7-11 лет) (модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nspqrtal.ru/nachalnaya-shkqla/mezhdistsiplinarnqe-qbqbshchenie/2017/02/26/metqdiki-diagnqstiki-uchebnqy/ (дата обращения: 15.06.2021).

4. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для студентов вузов / И.П. Подласый. М.: Изд-во ВЛАДОСПРЕСС, 2006. 365 с.

5. Психология развития и возрастная психология: учебно-методический комплекс/ авторы-составители О.В.Шапатина, Е.А.Павлова. Самара: Изд-во «Уневерс-групп», 2007. 204 с.

6. Юрьева С.А. Виды мотивов и мотивации учебной деятельности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://svetlana.pro/reader/40.html/ (дата обращения: 10.06.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.