Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА'

ПРОБЛЕМА ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИА / ЧЕЛОВЕК И ТЕХНИКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / СИСТЕМЫ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ИНДЕНТИФИКАЦИИ / ПОСТИНДУСТРИАЛИЗМ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасиева Мария Алановна

Целью данной статьи является выявление взаимосвязи между цифровизацией образования и общим процессом формирования информационного общества, неразрывно связанным с технизацией пространства жизни человека. Наблюдаемые в современном мире глобализация, информатизация и виртуализация жизни общества являются следствием фундаментальных экономических, политических и культурных изменений. Взаимоотношения человека и техники активно трансформируются на протяжении XIX- XX в.в., а особенно значимыми эти изменения становятся в XXI в. Методы исследования включают в себя описательную характеристику наиболее значимых работ, тематически связанных с рассматриваемой проблемой, а также герменевтический и сравнительный подходы при анализе литературы. В результатах исследования раскрывается, что возникновение киберпространства, полностью отражающего все сферы социальной жизни, приводит к формированию нового типа человека «третьей волны»: человек информационного общества постоянно погружен в киберсреду, способен воспринимать потоки огромного количества сжатой, переработанной и «нарезанной» информации. Процесс цифровизации образования является естественным продолжением развития информационного общества. Выводы статьи касаются процесса цифровизации образования, по-новому расставляющего акценты в осуществлении социализации: доступ к информации и коммуникация в процессе обучения не ограничиваются пространством учебного заведения, вовлеченность в процесс обучения достигается в большей степени благодаря самостоятельному вкладу и инициативе обучающегося. В то же время, цифровизация может приводить к глобализации, стандартизации и унификации образования. В статье проведится исследование обозначенной проблемы с культурфилософских и социально-философских позиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT DIGITALIZATION IN TERMS OF INFORMATION SOCIETY CONCEPT

Objective of this article is to determine the relationship between the digitalization of education and general process of forming the information society, connected with the technicalization of human life space. The globalization, informatization and virtualization of modern social life are the result of fundamental economic, political and cultural changes. The relationship between man and technics is being actively transformed during of the 19th - 20th centuries. These changes become especially significant in the 21st century. Applied methods include descriptive characteristics of the most significant works, related to the considered problem, as well as hermeneutic and comparative approaches in the analysis of literature. Results of the article reveal that the appearance of cyberspace, reflecting all spheres of social life, brings the formation of the new type of “third wave” man: constantly immersed to informational space person, who is able to perceive the streams of compressed and “clipped” information. The digitalization of education process is the natural consequence of the networked society's development. Conclusion the article concerns the digitalization of education changes the focus of the socialization: access to information and educational communication are not limited to the space of the school, high involvement in the learning process is achieved due to the independent interest and initiative of the student. At the same time, digitalization is accompanied by globalization, standardization and unification of education. The indicated problem is considered by cultural and social philosophical positions.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА»

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ХАСИЕВА Мария Алановна ПРОБЛЕМА ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ...

УДК 372.881.1

DOI: 10.26140/bgz3-2021-1001-0070

ПРОБЛЕМА ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

© Автор(ы) 2021 SPIN: 7728-4909 AuthorlD: 882412 ORCID: 0000-0002-0179-1874

ХАСИЕВА Мария Алановна, кандидат философских наук, преподаватель Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), (129337, Россия, Москва, Ярославское шоссе, д.26, e-mail: [email protected]) Аннотация. Целью данной статьи является выявление взаимосвязи между цифровизацией образования и общим процессом формирования информационного общества, неразрывно связанным с технизацией пространства жизни человека. Наблюдаемые в современном мире глобализация, информатизация и виртуализация жизни общества являются следствием фундаментальных экономических, политических и культурных изменений. Взаимоотношения человека и техники активно трансформируются на протяжении XIX— XX в.в., а особенно значимыми эти изменения становятся в XXI в. Методы исследования включают в себя описательную характеристику наиболее значимых работ, тематически связанных с рассматриваемой проблемой, а также герменевтический и сравнительный подходы при анализе литературы. В результатах исследования раскрывается, что возникновение киберпространства, полностью отражающего все сферы социальной жизни, приводит к формированию нового типа человека «третьей волны»: человек информационного общества постоянно погружен в киберсреду, способен воспринимать потоки огромного количества сжатой, переработанной и «нарезанной» информации. Процесс цифровизации образования является естественным продолжением развития информационного общества. Выводы статьи касаются процесса цифровизации образования, по-новому расставляющего акценты в осуществлении социализации: доступ к информации и коммуникация в процессе обучения не ограничиваются пространством учебного заведения, вовлеченность в процесс обучения достигается в большей степени благодаря самостоятельному вкладу и инициативе обучающегося. В то же время, цифровизация может приводить к глобализации, стандартизации и унификации образования. В статье проведится исследование обозначенной проблемы с культурфилософских и социально-философских позиций.

Ключевые слова: Цифровизация образования, онлайн-образование, медиа, человек и техника, информационное общество, информационная среда, цифровые образовательные программы, системы универсальной индентифи-кации, постиндустриализм, информационная глобализация.

THE PROBLEM OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT DIGITALIZATION IN TERMS OF INFORMATION SOCIETY CONCEPT

© The Author(s) 2021

KHASIEVA Maria Alanovna, Candidate of Philosophical Sciences, Tutor Moscow State University of Civil Engineering (National Research University), (129337, Russia, Moscow, Yaroslavskoe shosse, 26, e-mail: [email protected]) Abstract. Objective of this article is to determine the relationship between the digitalization of education and general process of forming the information society, connected with the technicalization of human life space. The globalization, informatization and virtualization of modern social life are the result of fundamental economic, political and cultural changes. The relationship between man and technics is being actively transformed during of the 19th - 20th centuries. These changes become especially significant in the 21st century. Applied methods include descriptive characteristics of the most significant works, related to the considered problem, as well as hermeneutic and comparative approaches in the analysis of literature. Results of the article reveal that the appearance of cyberspace, reflecting all spheres of social life, brings the formation of the new type of "third wave" man: constantly immersed to informational space person, who is able to perceive the streams of compressed and "clipped" information. The digitalization of education process is the natural consequence of the networked society's development. Conclusion the article concerns the digitalization of education changes the focus of the socialization: access to information and educational communication are not limited to the space of the school, high involvement in the learning process is achieved due to the independent interest and initiative of the student. At the same time, digitalization is accompanied by globalization, standardization and unification of education. The indicated problem is considered by cultural and social philosophical positions.

Keywords: Digitalization of education, online education, media, Man and Technics, information society, information environment, digital educational programs, systems of universal identification, post-industrialism, information globalization.

ВВЕДЕНИЕ

Мир человека стремительно расширяется с появлением скоростных видов транспорта, новых коммуникационных устройств, новых способов передачи и распространения информации. Процессы глобализации, урбанизации, усиления миграции населения сопровождаются глубинными изменениями в культуре и обществе. Образы мира и кругозор человека прошлых эпох формировался под воздействием ограниченного круга источников, информации было немного, она передавалась через малое количество каналов. Формирование новой информационной среды и нового, информационного типа общества неразрывно связано с процессом индустриализации.

Еще в XX в. исследователи начали активно обращаться к вопросу о влиянии новой информационной среды на сознание человека. Информационное общество, кото-

рое одним из первых определил Д. Белл, характеризуется переходом от материального производства товаров к росту доли сферы услуг в экономическом секторе [1, с. 330—342]. Смена экономической и технологической основы жизни общества неизбежно влечет за собой изменение информационной среды: значительно увеличивается объем накапливаемой и передаваемой в обществе информации [2, с. 61-163]. Д. Гэлбрейт также связывает процесс формирования информационной среды с закономерностями экономического развития [3].

Другой, не менее важной теорией, посвященной проблемам технологического и информационного развития общества, является концепция постиндустриального общества Э. Тоффлера. Описывая процесс изменения общества в стадиальной смене трех «волн», Тоффлер затрагивает тему формирования новой информационной среды. Так, он описывает явление «демассификации»

KHASIEVA Maria Alanovna

THE PROBLEM OF THE EDUCATIONAL ..

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

СМИ, выражающееся в переориентации содержания информационных источников на конкретные социальные группы. Тоффлер отмечает, что в обществе третьей волны все события и явления общественной жизни протоколируются, подвергаются описанию и обсуждению в СМИ [4, с. 112-128].

Ряд исследователей указывает, что модели, выстраиваемые Тоффлером и Беллом, позитивно определяют процесс цифровизации информационной среды и имеют некоторые техноутопические коннотации с проектами других футурологов, отчасти восходящих к традиции европейского утопизма [5, 6, 7].

М. Кастельс в своем исследовании информационного общества делает акцент на цифровой коммуникации: сетевое информационное поле и сетевая коммуникация открывают беспрецедентные возможности социальной консолидации, свободы передачи и распространения информации. [8, с. 28] Понятие «сетевого общества», используемое им, включает в себя также экономический, политический и культурные факоры социальной жизни. Сетовое общество Кастельс связывает прежде всего с глобальной информационной экономикой [9, с. 2]. Информационные технологии позволяют современному человеку конструировать «реальную виртуальность», в которую погружено коллективное сознание общества. В работах отечественных исследователей, посвященных теории сетевого общества М. Кастельса, возникновение сетевого общества напрямую связывается с развитием информационной среды [10, с. 1]. Для характеристики изменений, предоспределивших формирование сетевого общества, используется понятие «информационно-технологической революции» [11, с. 164]. Существование сетевого общества переносится в информационную среду, отказавшись от нее, человек оказывается исключен из социума. Компьютеризация и автоматизация среды человеческого обитания, неразрывно связанная с развитием информационных сетей, бесспорно, оказывает значимое влияние на сознание человека. Технология может быть определена как «важнейшее измерение ценности образования» [12, с. 24].

Процесс цифровизации образования особенно активизировался во второе десятилетие 21 в. Применение информационных технологий позволило расширить перспективы и повысить качество дистанционного образования, открыло новые возможности научной коммуникации с обучающимися, сделало обучение более наглядным [13, с. 53-54]. Проблемы цифровизации образования исследуются как отечественными, так и зарубежными специалистами. В ряде работ отечественных исследователей, посвященных данной теме, расмматри-вается преимущественно влияние цифровых технологий на формируемые навыки и компетенции обучающихся [14, с. 740-744]; [15, с. 6-9]. В большинстве научных статей, затрагивающих тему цифровизации образования, отражен педагогический и социологический исследовательские дискурсы. Особенно важной и новаторской в этой связи представляется интерпретация этой проблемы с философских позиций. Актуальность темы исследования обусловлена широким распространением информационных технологий в современном образовании, необходимостью внедрения дистанционных форм обучения, а также повышения доступности и качества образования в современном обществе.

МЕТОДОЛОГИЯ

В статье используется описательный метод исследования (проводится характеристика наиболее значимых работ, тематически связанных с рассматриваемой проблемой), также применяется герменевтический и сравнительный подходы при анализе литературы. Целью статьи является определение взаимосвязей между процессами цифровизации образования и общим процессом технизации пространства жизни человека. Наблюдаемые в современном мире глобализация, информатизация и виртуализация жизни общества являются следствием 300

фундаментальных экономических, политических и культурных изменений. Взаимоотношения человека и техники активно трансформируются на протяжении XIX—XX в.в., а особенно значимыми эти изменения становятся в XXI в. Возникновение виртуальной реальности, полностью отражающей все сферы социальной жизни, приводит к формированию нового типа человека «третьей волны», иначе воспринимающего информацию, неразрывно связанного с техникой, почти непрерывно находящегося в киберпространстве. Существуют различные трактовки этой трансформации человека. Несмотря на некоторые отрицательные интерпретации значения цифровизации информационной среды для интеллектуальных способностей и психоэмоционального здоровья человека, большинство исследователей относится скорее к позиции информационно-технологического оптимизма. Так, Л. Мамфорд склонен позитивно определять постиндустриальный этап взаимодействия человека и техники: неотехника будет отличаться все более высокой эффективностью и экологичностью, а счеловек станет обладать более высокой квалификацией и запаом научных знаний для управления этой техникой [16, с. 18].

Тоффлер отмечает, что проведенные в XX в. нейрофизиологические исследования демонстрируют стимулирующее, благотворное влияние, которое оказывает на физиологические характеристики мозга постоянное пребывание человека в информационно насыщенной среде, предполагающей решение большого количества интеллектуальных задач, Весьма перспективным в этом смысле представляется процесс цифровизации образовательной среды, являющийся закономерным следствием вышерассмотренных явлений [4, с. 125].

РЕЗУЛЬТАТЫ

В работах Белла, Тоффлера, Кастельса, Гэлбрейта и других иследователей формирование современной информационной среды напрямую связывается с технологическим и экономическим развитием общества. В информационном обществе СМИ претерпевают серьезные изменения. Так, Тоффлер отмечает, что де-массификация информационной среды способствует культурной диверсификации в современном мире и позволяет компенсировать недостаток культурного разнообразия, обусловленный урбанизацией и глобализацией. Содержание информационных ресурсов становится более специфичным, подстраивается под интересы определенной категории людей, в зависимости от круга интересов, религиозной принадлежности и политических взглядов, возраста, гендера, профессии, социального статуса аудитории. В связи с этим возникает тенденция выделения субкультур, т.е. социальных групп, чьи ценности и образ жизни отличаются от распространенных в обществе. Процесс выделения субкультур противоположен социальной гомогенизации, сопутствующей формированию глобальной массовой культуры.

С развитием интернета возрастают публичность повседневной жизни и разнородность информационного пространства. Процесс демассификации информационного пространства продолжается и усиливается в интернет-пространстве. Помимо селективных возможностей информационных площадок и ресурсов, интернет предлагает возможности интерактивности, немыслимые в сфере телевизионных и радиокоммуникаций. Интернет-пространство требует от аудитории большей активности, а также навыка поиска необходимой информации и избирательного к ней отношения. Это полностью соотносится с повышением многообразия и насыщенности информационной среды, наблюдаемыми в современном обществе.

Цифровизация образования — комплексный и разнонаправленный процесс, включающий в себя целый ряд компонентов. Ее необходимым условием является развитие материальной инфраструктуры (развитие сетевых и коммуникационных технологий, разработка программного обеспечения и устройств для использования циф-

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ХАСИЕВА Мария Алановна ПРОБЛЕМА ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ...

ровых учебных ресурсов, строительство дата-центров). Стратегически важной с этой точки зрения представляется разработка ПО, специально предназначенного для осуществления учебного процесса с учетом специфики учебных дисциплин и технических требований в зависимости от вида учебной деятельности. Отдельной задачей в рамках цифровизации образования является создание систем управления обучением, то есть программ по администрированию и контролю учебных курсов, а также систем универсальной идентификации обучающихся. В некоторых статьях приводятся результаты исследований по выявлению закономерностей в формировании навыков и компетенций обучающихся в цифровой образовательной среде. Так, ряд исследований содержит выводы о том, что обучающихся в электронной образовательной среде в большей степени выражена склонность к проявлению самостоятельной инициативы в исследованиях, они нацелены на применение своего личного опыта в обучении [17, с. 170]; [18, с. 13-22]. Цифровизация образования по-новому расставляет акценты в осуществлении социализации: доступ к информации и коммуникация в процессе обучения не ограничиваются пространством учебного заведения, вовлеченность в процесс обучения достигается в большей степени благодаря самостоятельному вкладу и инициативе обучающегося. В то же время, цифровизация может приводить к глобализации, стандартизации и унификации образования.

Развитие онлайн-обучения означает в том числе постепенный отказ от бумажных информационных носителей, что соответствует задачам снижения ангропоген-ного воздействия на окружающую среду. Формирование цифровой образовательной среды открывает новые возможности интерактивной работы с обучающимися: выполнение практических заданий на занятии в режиме совместного использования и совместной демонстрации экрана позволяет улучшить качество синхронного взаимодействия с обучающимися. Демонстрационные возможности платформ, предназначенных для проведения видеоконференций, стремительно развиваются, что подразумевает появление новых возможностей репрезентации теоретического учебного материала. Изменяющиеся условия жизни современного общества стимулируют дальнейшее развитие информационных технологий и формулируют дополнительные задачи для современной цифровой образовательной среды. Весьма важной в этом контексте является задача создания комфортной цифровой среды для научной коммуникации, обмена педагогическим и исследовательским опытом.

ВЫВОДЫ

Цифровизация информационной и образовательной среды является частью общего процесса технологического развития и предполагает новые возможности развития образовательного сектора, существенно влияет на формирование не только прикладных навыков и специальных компетенций, но, в том числе, и общих мировоззренческих установок обучающихся.

Глобальный и комплексный характер цифровизации образования обусловлен несколькими ключевыми факторами развития информационного общества. Прежде всего, это интеграция и гомогенизация информационного пространства, связанная с общими процессами социокультурной и экономической глобализации. Не менее важным является совершенствование технологической базы, необходимое для увеличения объемов накапливаемой информации и скорости ее передачи В отдельных исследованиях отмечается также процесс «интеллектуализации» как развития навыков работы с информацией у участников сетевого пространства [19, с. 3].

Дальнейшие перспективы цифровизации образования включают в себя расширение интерактивных и демонстрационных возможностей образовательной среды, интеграцию игровых элементов нового типа в процесс обучения, что может улучшить общий уровень освоения материала и повысить способность обучающихся при-

менять полученные знания на практике. В то же время, исследователи усматривают в цифровизации образовательной среды опасности дегуманизации образовательного процесса и ограничивающей персонализации информации, создания так называемого «информационного кокона» для обучающегося или научного работника [20, с. 11]. При этом не подлежит сомнению, что необходимым условием для реализации потенциальных возможностей цифровизации образования является дальнейшее развитие информационных технологий. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. — М.: Прогресс, 1986. — с. 330—342.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество / М.: Академия, 1999. — 400 с.

3. Гэлбрейт, Дж. К. Новое индустриальное общество /М.: АСТ, 2004. — 608 с.

4. Тоффлер Э. Третья волна /М.: АСТ, 2004. — 261 с.

5. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации / М.: ВЛАДОС, 1994. — 336 с.

6. Тузовский, И. Д. Утопия-ХХ1: глобальный проект «Информационное общество» / И. Д. Тузовский; Челяб. гос. акад. культ. и искусств. — Челябинск, 2014. — 389 с.

7. Уэбстер, Фрэнк Теории информационного общества / М.: Аспект Пресс, 2004.— 400 с.

8. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.

9. Курочкин А.В., Антонов Г.К. Концепция сетевого общества в системе социального знания // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №12. С. 1-4

10. Степанова И.Н. Детерминация социального поведения в обществе сетевых структур (концепция М. Кастельса) // Общество: философия, история, культура. 2016. №12. С. 1-5.

11. Серкина Н.Е. Понятие сетевого общества М. Кастельса // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. №2. С. 161-169

12. Грехнёв В. С. Философия образования. Учебник для бакалавриата и магистратуры. — Издательство Юрайт Москва, 2016. — 311 с.

13. Добринская Д.Е. Киберпространство: территория современной жизни // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2018. №1. С. 52-70

14. Восковская А.С., Карпова Т.А. Применение инновационных стратегий обучения в условиях цифровизации современного образования. // Наука и образование: новое время. Чебоксары, 2019 1 (30), с. 738-746

15. Козлова Н.Ш. Цифровые технологии в образовании //Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. №1. С. 1-9

16. Хасиева М.А. Человек и техника в философии Л. Мамфорда // Философия и культура. — 2020. — № 4. — С. 11 — 19.

17. Неборский Е.В., Богуславский М.В., Ладыжец Н.С., Наумова Т.А. Цифровизация: вызовы и проблемы высшего образования / Возможности и угрозы цифрового общества. Материалы конференции Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. А.В. Соколова, А.А. Фролова. 2020. С. 168-171

18. Цифровизация как приоритетное направление модернизации российского образования / РЭУ им. Г.В. Плеханова. Под ред. Н.В. Горбуновой. Саратов, 2019. — 152 с.

19. Павленко И.И. Информатизация как всеобщий социальный процесс информационного общества // Социодинамика. — 2016. — № 7. - С. 1 - 9

20. Строков А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы //Вестник Мининского университета. 2020. №2 — С 1-14

Статья поступила в редакцию 03.11.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.