Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАПРОСОВ ЭКОНОМИКИ НА СТРУКТУРУ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА'

ВЛИЯНИЕ ЗАПРОСОВ ЭКОНОМИКИ НА СТРУКТУРУ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАКАЛАВРИАТ / РЫНОК ТРУДА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ДИСБАЛАНС / СТРУКТУРА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ДОГОВОРНАЯ ОСНОВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Репринцева Елена Васильевна

Дисбаланс между рынком труда и системой высшего образования в Российской Федерации имеет высокую актуальность для обсуждения в педагогической среде. Преодоление структурных проблем является сложной задачей, особенно в условиях экономического кризиса. Переход российского высшего образования на Болонскую модель осложнился множеством факторов. Дополнительной задачей в этот момент стала необходимость реформации структуры выпуска специалистов, поскольку по ряду из них наблюдался большой переизбыток на рынке труда, а по другим недостаток. Помимо этого нарастающий процесс цифровизации вызвал необходимость подготовки достаточного количества специалистов в областях, обеспечивающих распространение информационных технологий. Государственная политика в сфере высшего образования изменила численность обучающихся по наиболее популярным программам бакалавриата и отразилась на их структуре в зависимости от формы оплаты за обучение. В ходе исследования установлено, что общая численность обучающихся по наиболее популярным направлениям подготовки - экономика, менеджмент и юриспруденция - сократилась, однако они сохранили свое лидерство, причем, в структуре студентов по этим специальностям преобладают те, кто обучается на договорной основе. Вместе с тем запросы экономики вызвали достаточно быструю реакцию системы высшего образования и привели к увеличению численности обучающихся по направлениям подготовки лингвистика, информационные системы и технологии, дефектологическое образование. В результате государственной поддержки, несмотря на сокращение общей численности, в структуре обучающихся увеличилась доля бюджетных и целевых студентов по тем профессиям, которые сейчас наиболее востребованы в экономике: строительство, электроэнергетика и электротехника, агроинженерия, информатика и вычислительная техника, прикладная информатика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF ECONOMIC QUERIES ON THE STRUCTURE OF UNDERGRADUATE EDUCATION

The imbalance between the labor market and the higher education system in the Russian Federation is highly relevant for discussion in the pedagogical environment. Overcoming structural problems is a difficult task, especially in the context of an economic crisis. The transition of Russian higher education to the Bologna model was complicated by many factors. An additional task at this point was the need to reform the structure of the output of specialists, since for some of them there was a large oversupply in the labor market, and for others there was a lack. In addition, the growing process of digitalization has made it necessary to train a sufficient number of specialists in the areas that ensure the spread of information technologies. State policy in the field of higher education has changed the number of students enrolled in the most popular bachelor's degree programs and has affected their structure depending on the form of tuition fees. The study found that the total number of students in the most popular areas of training-economics, management and law-has decreased, but they have retained their leadership, and the structure of students in these specialties is dominated by those who study on a contractual basis. At the same time, the demands of the economy caused a fairly rapid reaction of the higher education system and led to an increase in the number of students in the areas of linguistics, information systems and technologies, and defectological education. As a result of state support, despite the reduction in the total number of students, the share of budget and target students in those professions that are now most in demand in the economy has increased: construction, electric power and electrical engineering, agricultural engineering, computer science and computer engineering, applied computer science.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАПРОСОВ ЭКОНОМИКИ НА СТРУКТУРУ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА»

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

РЕПРИНЦЕВА Елена Васильевна ВЛИЯНИЕ ЗАПРОСОВ ЭКОНОМИКИ ...

УДК 378.1:338

DOI: 10.26140/bgz3-2021-1001-0052

ВЛИЯНИЕ ЗАПРОСОВ ЭКОНОМИКИ НА СТРУКТУРУ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА

© Автор(ы) 2021 AuthorID: 777546 SPIN: 4216-3383

РЕПРИНЦЕВА Елена Васильевна, кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Курский государственный медицинский университет

(305033, Россия, Курск, ул. К.Маркса, 3, e-mail: elena.reprin@yandex.ru) Аннотация. Дисбаланс между рынком труда и системой высшего образования в Российской Федерации имеет высокую актуальность для обсуждения в педагогической среде. Преодоление структурных проблем является сложной задачей, особенно в условиях экономического кризиса. Переход российского высшего образования на Болонскую модель осложнился множеством факторов. Дополнительной задачей в этот момент стала необходимость реформации структуры выпуска специалистов, поскольку по ряду из них наблюдался большой переизбыток на рынке труда, а по другим недостаток. Помимо этого нарастающий процесс цифровизации вызвал необходимость подготовки достаточного количества специалистов в областях, обеспечивающих распространение информационных технологий. Государственная политика в сфере высшего образования изменила численность обучающихся по наиболее популярным программам бакалавриата и отразилась на их структуре в зависимости от формы оплаты за обучение. В ходе исследования установлено, что общая численность обучающихся по наиболее популярным направлениям подготовки - экономика, менеджмент и юриспруденция - сократилась, однако они сохранили свое лидерство, причем, в структуре студентов по этим специальностям преобладают те, кто обучается на договорной основе. Вместе с тем запросы экономики вызвали достаточно быструю реакцию системы высшего образования и привели к увеличению численности обучающихся по направлениям подготовки лингвистика, информационные системы и технологии, дефектологическое образование. В результате государственной поддержки, несмотря на сокращение общей численности, в структуре обучающихся увеличилась доля бюджетных и целевых студентов по тем профессиям, которые сейчас наиболее востребованы в экономике: строительство, электроэнергетика и электротехника, агроинженерия, информатика и вычислительная техника, прикладная информатика.

Ключевые слова: высшее образование, бакалавриат, рынок труда, цифровизация, дисбаланс, структура, федеральный бюджет, договорная основа.

THE IMPACT OF ECONOMIC QUERIES ON THE STRUCTURE OF UNDERGRADUATE EDUCATION

© The Author(s) 2021

REPRINTSEVA Elena Vasilievna, candidate of pharmaceutical sciences, associate professor of department «Economics and management» Kursk State Medical University (305033, Russia, Kursk, K.Markx St., 3, e-mail: elena.reprin@yandex.ru) Abstract. The imbalance between the labor market and the higher education system in the Russian Federation is highly relevant for discussion in the pedagogical environment. Overcoming structural problems is a difficult task, especially in the context of an economic crisis. The transition of Russian higher education to the Bologna model was complicated by many factors. An additional task at this point was the need to reform the structure of the output of specialists, since for some of them there was a large oversupply in the labor market, and for others there was a lack. In addition, the growing process of digitalization has made it necessary to train a sufficient number of specialists in the areas that ensure the spread of information technologies. State policy in the field of higher education has changed the number of students enrolled in the most popular bachelor's degree programs and has affected their structure depending on the form of tuition fees. The study found that the total number of students in the most popular areas of training-economics, management and law-has decreased, but they have retained their leadership, and the structure of students in these specialties is dominated by those who study on a contractual basis. At the same time, the demands of the economy caused a fairly rapid reaction of the higher education system and led to an increase in the number of students in the areas of linguistics, information systems and technologies, and defec-tological education. As a result of state support, despite the reduction in the total number of students, the share of budget and target students in those professions that are now most in demand in the economy has increased: construction, electric power and electrical engineering, agricultural engineering, computer science and computer engineering, applied computer science.

Keywords: higher education, bachelor's degree, labor market, digitalization, dis-balance, structure, federal budget, contractual basis.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Советское образование было одним и лучших в мире, но, к сожалению, в сложнейший период 1990-х годов, когда были потеряны целые научные школы, страну покинули лучшие интеллектуальные ресурсы, а система высшего образования была вынуждена выживать в условиях отсутствия необходимого финансирования, произошли необратимые изменения. Своевременно адаптировать систему высшего образования к рыночным условиям не удалось, поэтому решено было воспользоваться зарубежным опытом и перейти на Болонскую модель высшего образования, тем более нарастающая глобализация должна была открыть двери российским специалистам на зарубежные рынки более широко [1-3].

В России, как и в других странах СНГ, имеются

единые особенности в развитии конъюнктуры рынка труда - отмечаются территориальные и профессионально-квалификационные дисбалансы на рынке труда [4]. Поэтому вопрос популярности специальностей бакалавриата в системе российского высшего образования и особенности его получения с позиции формы оплаты обучения является весьма актуальным на современном этапе развития экономики.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Структурные проблемы, нарастающие год от года, не позволяли полноценно и поэтапно осуществить переход к новой модели высшего образования, что в свою очередь отразилось негативно на качестве образования и привело к его обесцениванию как такового в обществе [5, 6]. На развитие

REPRINTSEVA Elena Vasilievna

THE IMPACT OF ECONOMIC QUERIES ...

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

негативных тенденции в системе высшего образования также повлияло его превращение в рынок услуг, что коренным образом изменило подход к системе преподавания и снизило его ценность с позиции социального статуса, так как образование превратилось в услугу [7]. При этом сильно пострадал преподавательский корпус, что в перспективе может вызвать серьезные сложности в преподавании и развитии новых направлений и специальностей, потребность в которых может резко возникнуть в условиях распространения цифровизации и становления инновационной экономики [8-10]. При этом современный вуз должен не только отвечать на запросы динамично меняющейся экономики, но и опережать их, выступая как элемент и как инструмент инновационной системы страны [11].

Цифровизация, активно поглощающая все сферы социальной и экономической деятельности государства, неизбежно приведет к изменениям на рынке труда, что отразится в виде исчезновения из экономики одних профессий и появлении новых [12-16]. Цифровизация изменит и саму модель получения образования, что при недостаточно хорошо адаптированной к условиям российской реальности Болонской модели высшего образования может только усугубить имеющиеся проблемы

[17, 18].

Следовательно, на современном этапе очень важно не упустить момент преодоления несогласованности спроса и предложения на рынке труда и перестроить систему высшего образования с отставания от запросов национальной экономики к их опережению [19, 20].

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Рассмотреть динамику численности студентов, обучающихся по наиболее популярным программам бакалавриата в Российской Федерации, и оценить изменение структуры обучающихся в зависимости от формы оплаты за обучение.

Постановка задания. Проанализировать динамику численности студентов, обучающихся по наиболее популярным программам бакалавриата, где численность студентов превышает 35 тыс.чел., и изменения в структуре обучающихся в зависимости от формы оплаты за обучение в период 2015-2019 гг.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В работе использовались общенаучные инструменты анализа, обобщение и интеллектуальный анализ данных и статистические методы анализа [21]. Статистической базой для анализа стали данные Министерство науки и высшего образования Российской Федерации [22].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Общая численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, в Российской Федерации снизилась за пять лет на 20,8%. Связано это как с социально-демографическими процессами, так и с изменениями в системе высшего образования страны [22]. Среди специальностей бакалавриата, реализуемых в России, по состоянию на 2019 г. можно выделить семнадцать, численность обучающихся по которым превышает 35 тыс. чел. (рисунок 1).

Несмотря на тенденцию к резкому сокращению в вузах бюджетных мест по экономическим специальностям и юриспруденции, как и самих направлений подготовки внутри вузов, юриспруденция, экономика и менеджмент являются самым популярными специальностями среди обучающихся. Сокращение численности студентов связано с государственной политикой в отношении этих специальностей, направленной на устранение избытка специалистов с экономическим и юридическим образованием на рынке труда. Больше всего сократилось количество студентов, обучающихся менеджменту (-49,0%), на 47,3% сократилось количество экономистов, а количество юристов снизилось на 38,0%. Свыше 20% соста-

вило сокращение численности обучающихся управлению персоналом, строительству, а также осваивающих психолого-педагогическое образование.

Рисунок 1 - Динамика численности студентов, обучающихся по наиболее популярным программам бакалавриата в 2015-2019 гг., тыс. чел.

Наименьшее сокращение коснулось специальностей, связанных с информатикой, нефтегазовым делом и агроинженерией. По ряду специальностей, наоборот, отмечается увеличение численности обучающихся: максимальный прирост среди лингвистов, тех, кто получает дефектологическое образование и изучает информационные системы и технологии. Увеличение интереса к информационно-технологическим специальностям связано с повсеместным распространением цифровых технологий, требующих большого количества специалистов, способных обеспечить бесперебойную работу информационных систем на предприятиях. Рост спроса на дефектологическое образование связан с изменением структуры получения дошкольного и среднего образования, где основным трендом сейчас является интеграция детей с особенностями развития с детьми, которые имеют нормальное развитие. Увеличение численности лингвистов обязано распространению глобализации, как с точки зрения экономического сотрудничества, так и с точки зрения расширяющихся возможностей для миграции в поисках более выгодных мест для работы.

Определяющим для населения для получения образования является вопрос его финансовой доступности. На фоне снижения реальных доходов населения, сама подготовка школьников к поступлению в вуз на бюджетные места, количество которых ежегодно снижается, является довольно затратной из-за необходимости получения услуг репетиторства. Это опять же стало мерой необходимости из-за изменения системы получения среднего образования и снижением его качества, которое в условиях обязательной сдачи ЕГЭ и только на основании очень высоких результатов по профильным предметам может дать шанс на получение высшего образования бесплатно. В подавляющем большинстве проходной балл на наиболее востребованные специальности является высоким. Вузы, получившие малое количество бюджетных мест или не получившее их вовсе, устанавливают плату за обучение на той или иной специальности не без учета различных рисков, которые в условиях перехода вузов на самофинансирование должны быть компенсированы, в том числе, и за счет средств, полученных от обучающихся на договорной основе, иначе вуз может столкнуться с серьезными проблемами, вплоть до реорганизации.

Несмотря все на сложности, родители, воспитанные в советское время, стараются дать лучшие возможности для устройства в жизни своим детям, а в СССР - это было высшее образование. Поэтому вопреки экономическим кризисам и прочим сложностям многие родители стараются обеспечить детям получение высшего образования и на договорной основе, если нет возможности для поступления на бюджет, в том числе по целевым на-

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

РЕПРИНЦЕВА Елена Васильевна ВЛИЯНИЕ ЗАПРОСОВ ЭКОНОМИКИ ...

правлениям.

За 2015-2019 гг. кардинальных изменений в структуре обучающихся по наиболее популярным специальностям бакалавриата в зависимости от формы оплаты обучения не произошло (таблица 1).

Таблица 1 - Изменение структуры обучающихся по наиболее популярным специальностям бакалавриата в зависимости от формы оплаты за обучение в 2015-2019 гг., %

2015 г. 2019 г.

Специальность Федеральные бюджетные средства Договор- средств региональных бюдже- Федеральные бюд- средства Договор- средств региональных бюдже-

Юриспруденция S.1 91.7 0,3 10,4 89,2 0,4

Экономика 11,7 87,7 0,6 11,9 87,3 0,8

Менеджмент 13,9 35.4 0,7 12,2 87,2 0,6

Педагогическое образование 50,1 43,8 6,0 46,1 47,4 6,5

Строительство 48,2 51,3 0,4 50,0 49,5 0,5

Электроэнергетика н электротехника 49,1 50,3 0,6 50,4 48,9 0,7

Психолого-педагогическое образование 43,9 51,9 4,2 45,5 51,1 3,4

Информатика н вычислительная техни- 53,8 45,3 0,9 60,2 38,8 1=0

ЛингБистика 27,2 68,9 4,0 20,1 77,3 2,6

Агроннженерня 65.S 33,4 0,8 70,6 28,8 0,6

Прикладная информатика 47,0 51,4 1,6 51.1 47,4 1=4

Информационные

гни 60,4 38,4 1,2 55,1 43,7 1,2

Дефектологическое 44.1 50,2 5,6 38,7 55,7

Психология 13,0 84.5 2,5 19,6 78,2 2,1

Нефтегазовое дело 25,7 72,2 2,1 28,6 69,3 2,0

Эксплуатация траиспортно-

машин и комплексов 51,3 48,5 од 53,4 46,2 0=4

Управление персо- 11,3 88.1 0,6 9,3 90,2 0,5

По наиболее популярным направлениям подготовки (юриспруденции, экономике и менеджменту) свыше 87% обучающихся приходится на тех, кто получает образование на договорной основе. Следовательно, несмотря на избыток специалистов на рынке труда, низкое количество бюджетных мест в вузах по этим направлениям и высокую стоимость обучения, они продолжают быть востребованными, что косвенно влияет на цену обучения в сторону сохранения ее высокой величины. В свою очередь, такое положение дел выгодно вузам, поскольку согласно законам рынка, когда спрос не снижается, а количество мест для обучения ограничено, цена падать не будет. Относительный баланс между теми, кто обучается на договорной основе и за счет бюджетных мест наблюдается среди обучающихся на педагогических и психолого-педагогических специальностях - почти 50/50. По направлениям «информационные системы и технологии» и «дефектологическое образование» в силу роста спроса на данные образовательные программы произошли изменения в сторону увеличения доли обучающихся на договорной основе. Ощутимые изменения со смещением структуры на несколько процентов в сторону увеличения обучающихся на бюджетных местах произошли по направлениям подготовки строительство, электроэнергетика и электротехника, агроинженерия, информатика и вычислительная техника, прикладная информатика, т.е. по специальностям, которые стали более востребованными в текущих экономических условиях Это является положительным моментом, так как свидетельствует о довольно быстрой реакция образования на запросы экономики, а в условиях становления инновационной экономики современное образование должно опережать запросы народного хозяйства на несколько лет вперед.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Мы согласны с авторами, которые придерживаются мнения о том, что из-за цифрови-зации может усугубиться дисбаланс между системой получения высшего образования и рынком труда [22, 24].

Вместе с тем в ходе исследования мы заметили, что постепенно растет интерес к профессиям, за которыми,

по предположению различных специалистов, будущее -это профессии, связанные с информационно-технологическим обеспечением, а также профессии, очень тесно связанные с наукой (химией, биологией, генной инженерией, медициной). Поэтому мы разделяем точку зрения Авдеевой Е.С [25], что необходимо сокращать отрыв образовательной сферы от конкретных производств и преодолевать отсутствие целевой подготовки специалистов на начальном образовательном уровне.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. В ходе исследования мы установили, что, не смотря на активную политику государства в отношении сокращения численности выпускаемых специалистов в области экономики, менеджмента и юриспруденции, при колоссальном уменьшении обучающихся по этим направлениям они сохраняют свое лидерство среди других профессий. На это также не влияет и тот факт, что в структуре обучающихся по этим направлениям преобладают те, кто обучается на договорной основе. Среди наиболее популярных профессий, связанных с информационными технологиями и педагогическим образованием, в динамике прослеживаются изменения в структуре обучающихся в зависимости от формы оплаты за обучение, отчасти отвечающие законам рынка и зависящие от государственной политики.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Вопрос дисбаланса между сферой высшего образования и рынком труда носит высокую актуальность в Российской Федерации. Очень остро стоит вопрос доступности высшего образования для населения и повышения популярности профессий, которые нужны экономике в текущий момент и будут требоваться в ближайшем будущем, следовательно, изыскания в данном направлении не потеряют своей важности в среднесрочной временной перспективе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Тавхитова Е.Р. Актуальные проблемы развития современной системы высшего образования в России // Доклады Башкирского университета. 2020. Т. 5. № 4. С. 261-265.

2. Леканова Е.Е., Хохлова Е.В. Конвергенция Болонской модели образования и российской системы образования // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. С. 113.

3. Крючкова С.Е., Меликов И.М., Храпов С.А. Глобализация высшего образования: социокультурный аспект //Logos et Praxis. 2018. Т. 17. № 1. С. 40-48.

4. Вишневская Н.Г. Рынок труда стран СНГ: сравнительный анализ конъюнктурных особенностей //Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 37 (412). С. 58-71

5. Ширинкина Е.В. Тенденции и проблемы развития системы высшего образования в России // Современная научная мысль. 2016. № 3. С. 148-154.

6. Кузьминов Я. И. Вызовы и перспективы развития университетов в России // Университетское управление: практика и анализ.

2018. Т. 22, № 4 (116). С. 5-8.

7. Сорос, Дж. Открытое общество. Реформируя Глобальный капитализм/ Дж.Сорос; пер с англ. О. Алякринский [и др.]; науч. ред. С.Афонцев. — М.: Некоммерческий фонд «Поддержки культуры, образования и новых информационных технологий», 2001. — 464с.

8. Скляр Е.С. Конкурентоспособность преподавателя вуза как одно из условий повышения качества образовательных услуг //Иннов: электронный научный журнал. 2018. № 5 (38). С. 14.

9. Турко Л. В. Сущность феномена цифровой экономики, анализ определения понятия «цифровая экономика» //Российский экономический интернет-журнал. 2019. № 2. С. 88.

10. Эскиндаров М.А., Масленников В.В., Масленников О.В. Риски и шансы цифровой экономики в России // Финансы: теория и практика.

2019. Т. 23. № 5 (113). С. 6-17.

11. Дегтярев А.К., Воденко К.В. Вуз как социально-экономическая система инновационного типа // Гуманитарий Юга России. 2018. Т. 7. № 2. С. 109-121.

12. Капелюшников Р. И. Технологический прогресс—пожиратель рабочих мест? Серия WP3 «Проблемы рынка труда». М.: ВШЭ, 2017 // URL: https://wp.hse.ru/data/2017/09/27/1159159417/WP3_2017_03__ ff.pdf

13. Соловьева Т.Н., Зюкин Д.А., Матушанская Е.Е. Активизация инновационных процессов в российской экономике на примере отдельных отраслей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 317-321.

14. Прохорова М.П., Шкунова А.А., Булганина А.Е., Григорян К.М. Направления трансформации высшего образования в русле цифрови-зации //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 299-302.

15. Лаврова Т.Б. Кадровое обеспечение государственной службы:

REPRINTSEVA Elena Vasilievna

THE IMPACT OF ECONOMIC QUERIES ...

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

вопросы цифровой трансформации // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 85-88.

16. Петрук Г.В., Шашло Н.В., Семенов А.С. Концептуальная модель системы стратегического управления организациями дополнительного образования школьников в условиях цифровизации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 281-285.

17. Гуськова И.В., Серебровская Н.Е., Егоршин А.П. Основные тенденции и аспекты развития профессионального образования в России в условиях развития цифровой экономики // Казанский экономический вестник. 2017. № 5 (31). С. 65-74.

18. Антюхова Е.А. Компенсаторная роль образования в условиях глобальной цифровизации // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2020. № 4 (363). С. 102-113.

19. Абрамкина ДА. Структурная безработица как индикатор несогласованности спроса и предложения на рынке труда: профессионально-квалификационный аспект //Вестник НГИЭИ. 2020. № 1 (104). С. 107-116.

20. Варшавская Е.Я., Котырло Е.С. Выпускники инженерно-технических и экономических специальностей: между спросом и предложением //Вопросы образования. 2019. № 2. С. 98-128.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Применение методов статистики: теория и практика: учебное пособие / Д.А. Зюкин, О.В. Святова, С.А. Беляев и др. — Курск: КГМУ, 2017. -164 с.

22. Статистическая информация в сфере научных исследований и разработок в сфере высшего образования. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/stat/highed/index. php (Дата обращения: 01.01.2021 г.).

23. Сенокосова О.В. Воздействие цифровизации на рынок труда России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. № 10-2. С. 81-83.

24. Платов А.В., Тарчоков С.К., Удалов Д.Э. Вызовы образованию в период становления цифровой экономики // Экономика и предпринимательство. 2019. № 7 (108). С. 1077-1080.

25. Авдеева Е.С., Миронова В.В. Формирование групп стратегических профессий как один из инструментов достижения стратегической конкурентоспособности предприятий // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. Т. 7. № 2 (23). С. 148-160

Статья поступила в редакцию 02.01.2021 Статья принята к публикации 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.