Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ'

ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
380
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ / ПОДРОСТОК / ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ / СЕМЬЯ / СВЕРСТНИКИ / ЗДОРОВЬЕ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рослякова С.В., Пташко Т.Г., Перебейнос А.Е., Павленко Е.Ф.

Интерес к проблеме ценностей подростков выражается в постоянном появлении новых публикаций по данной теме в рецензируемых научных изданиях. Цель статьи - изучить отечественные и зарубежные исследования начала ХХ1 века и выявить, какие ценности подростков представляли интерес для ученых и какие, по результатам исследований, являлись приоритетными для подростков. Используемыми методами явились: систематический обзор, методы интеллектуального анализа данных и интеллектуальный анализ текста. Обзор и анализ научных источников показал, что аксиологическая тематика становится год от года актуальней; исследователи в качестве объекта изучения выбирают как терминальные, так и инструментальные ценности подростков; наиболее значимыми для подростков являются ценности: «семья», «общение», «самореализация», «социальная активность», «здоровье», «образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рослякова С.В., Пташко Т.Г., Перебейнос А.Е., Павленко Е.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF THE VALUES OF MODERN ADOLESCENTS IN DOMESTIC AND FOREIGN STUDIES

Interest in the problem of adolescent values is expressed in the constant appearance of new publications on this topic in peer-reviewed scientific publications. The purpose of the article is to study domestic and foreign studies of the beginning of the 21st century and to identify which values of adolescents were of interest to scientists and which, according to the results of the research, were a priority for adolescents. The methods used were: the systematic review, data mining methods and text mining. The review and analysis of scientific sources showed that axiological topics are becoming more relevant from year to year; the researchers choose both terminal and instrumental values of adolescents as an object of study; the most significant for teenagers are the following values: “family”, “communication”, “self-realization”, “social activity”, “health”, “education”.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ»

education, No. 6, pp. 14-26.

Контактная информация: vu2014@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.03.2022

УДК 159.92

ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Светлана Васильевна Рослякова, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Геннадьевна Пташко, кандидат педагогических наук, доцент, Артем Евгеньевич Пе-ребейнос, кандидат исторических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет; Елена Федоровна Павленко, кандидат географических наук, доцент, Челябинский государственный университет, Челябинск

Аннотация

Интерес к проблеме ценностей подростков выражается в постоянном появлении новых публикаций по данной теме в рецензируемых научных изданиях. Цель статьи - изучить отечественные и зарубежные исследования начала ХХ1 века и выявить, какие ценности подростков представляли интерес для ученых и какие, по результатам исследований, являлись приоритетными для подростков. Используемыми методами явились: систематический обзор, методы интеллектуального анализа данных и интеллектуальный анализ текста. Обзор и анализ научных источников показал, что аксиологическая тематика становится год от года актуальней; исследователи в качестве объекта изучения выбирают как терминальные, так и инструментальные ценности подростков; наиболее значимыми для подростков являются ценности: «семья», «общение», «самореализация», «социальная активность», «здоровье», «образование».

Ключевые слова: ценности, иерархия ценностей, подросток, обзор исследований, трансформация ценностей, семья, сверстники, здоровье, образование.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p613-618

PROBLEM OF THE VALUES OF MODERN ADOLESCENTS IN DOMESTIC AND

FOREIGN STUDIES

Svetlana Vasilievna Roslyakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer; Tatyana Gennadyevna Ptashko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Artem Evgenyevich Perebeynos, the candidate of historical sciences, senior lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University; Elena Fedorovna Pavlenko, the candidate of geographical sciences, senior lecturer, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk

Abstract

Interest in the problem of adolescent values is expressed in the constant appearance of new publications on this topic in peer-reviewed scientific publications. The purpose of the article is to study domestic and foreign studies of the beginning of the 21st century and to identify which values of adolescents were of interest to scientists and which, according to the results of the research, were a priority for adolescents. The methods used were: the systematic review, data mining methods and text mining. The review and analysis of scientific sources showed that axiological topics are becoming more relevant from year to year; the researchers choose both terminal and instrumental values of adolescents as an object of study; the most significant for teenagers are the following values: "family", "communication", "self-realization", "social activity", "health", "education".

Keywords: values, hierarchy of values, teenager, research review, value transformation, family, peers, health, education.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из задач, стоящих перед современной наукой, является изучение ценностей подрастающего поколения, что в значительной степени определит характер поведение

человека в обществе в будущем. Интерес к проблеме ценностей подростков выражается в постоянном появлении новых публикаций по данной теме в рецензируемых научных изданиях. Ученые стремятся отразить результаты исследований о представлениях подростков о ценностях, сформированности того или иного вида ценностей [5, 9], показать влияние ценностей на процесс формирования личности подростка [3, 5], определить, что влияет на данный процесс [8, 9, 18]. Данные об этом сосредоточены в публикациях двух последних десятилетий.

Видим необходимым проанализировать и обобщить полученные отечественными и зарубежными исследователями результаты в изучении ценностей подростков. В связи с этим цель исследования: на основе проведенного обзора статей из баз данных Scopus и Web of Science определить какие ценности подростков представляли интерес для исследователей в первые десятилетия ХХ1 века и какие ценности, по результатам исследований, являлись в этот период приоритетными для подростков.

Для достижения цели был проведен обзор и анализ статей по данной теме, представленных в базах данных Scopus и Web of Science в период с 2017 по 2021 гг. Поиск публикаций включал автоматический, полуавтоматический поиск и ручной отбор. В исследовании использовался систематический обзор, метод интеллектуального анализа данных и интеллектуальный анализ текста.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

С начала ХХ1 века все чаще ученые стали поднимать вопрос о трансформации ценностей подрастающего поколения, указывая на то, что все большую популярность набирают ценности потребления. В 2000 году исследователи R. Inglehart, W.E. Baker указали на то, что экономическое развитие влияет на переход от абсолютных ценностей к рациональным, «основанным на участии». С.Я. Ягубова, ссылаясь на работы ученых конца ХХ века и начала ХХ1 века, также отметила, что происходит постепенная замена общечеловеческих ценностей прагматическими, соответствующими утилитарным потребностям рынка, жизненному стилю западной цивилизации.

Обзор публикаций из баз данных Scopus и Web of Science отечественных и зарубежных авторов позволил нам отметить один факт: с наибольшей частотой статьи, направленные на исследование ценностей подростков, стали публиковаться, начиная с 2016 года. В 2018 году исследователями изучалась готовность подростков Сигапура к проявлению доброты и участия по отношению к своим престарелым родителям. Было отмечено, что подростки, несмотря на их разное отношение к старости, все же готовы заботиться о своих престарелых родителях и ценность семьи для них значима. Причинами заботы являются чувство ответственности, выражение любви, моральные ценности [5].

В Китае и Франции в 2018 году было проведено исследование, направленное на изучение ценности денег для подростков. Было выявлено, что привязанность к сверстникам формирует неэтичные намерения в отношении денег, семья же в большей степени предотвращает их [9].

В 2019 году российскими исследователями изучалась ценность общения. Авторами выявлено, что общение занимает первое место в структуре их свободного времени [6]. Общение, дружба, эмоциональная близость, по мнению другой группы ученых, особенно важны для подростков, имеющих трудности в развитии когнитивной сферы [1]. В рамках проведенного в этом же году социологического опроса выявлены особенности взаимодействия подростков в социальных сетях: общение в интернете ценно для молодых людей, так как позволяет расширить свои социальные контакты, девушки же больше используют информационные и образовательные функции сети [16].

A. Bojanowska, K. Piotrowski, провели в 2019 году психологическое обследование и выявили связи между ценностями и психологическим благополучием подростков, выделив четыре ценностных кластера: «Молодые волки», «Постматериалисты», «Духовные

традиционалисты», «Неопределившиеся» [3]. Учеными Russo-Netzer, Pninit, Shoshani, Anat выявлена значимость для подростков «внутреннего компаса» (понимания смысла жизни) и его связь с позитивностью, что положительно, по мнению ученых, сказывается на субъективном благополучии [14].

В Алжире в 2019 году было проведено исследование по изучению ценности социального участия подростков и отмечено, что опрошенные мало вовлечены в жизнь учебного заведения и не имеют структур для выражения своего мнения, но считают это важным в своей жизнедеятельности.

В 2020 году эстонские ученые заинтересовались проблемой изучения ценностей подростков и их представления о ценностях своих родителей. Было выявлено, что подростки открыты к изменению ценностей, но считают в то же время, что их родители к этому не готовы. Доброжелательность и самоуправление, по мнению подростков, являются ценностями, принятием которых они отличаются от родителей [17].

Немаловажным показателем успешности в жизни, по результатам исследования Chen S. HO, K.Y. Walter, подростки считают опыт физической активности, здоровый образ жизни [4]. В 2021 году учеными, опрашивавшими подростков Хорватии, Португалии, Литвы и Польши, отмечена важность для них физической культуры: они в основном положительно относятся к ней, причем мальчики (во всех четырех странах) придают ей большее значение, чем девочки [12].

В исследовании Wu, Mei-Ying, проведенном на Тайване, было выявлено, что подростки нацелены на здоровьесберегающее поведение. Результаты говорят о том, что внимательное отношение подростков к здоровью снижается с возрастом. У старших подростков-мальчиков знаний о здоровье больше, однако девочки-подростки ему уделяют больше внимания [18].

Литовские ученые в 2020 году выявили, что современные подростки обращают внимание на нормы экологически безопасного поведения. Для них обретают важность экологически безопасные путешествия, покупка экологически чистых товаров и качество питьевой воды из-под крана [2]. Все названные исследования ученых доказывают значимость для подростков ценности здоровья и физической активности.

В 2020 году в исследовании английских ученых было отмечено что подростки готовы к обсуждению ценностей, их они определяют как «мораль», «во что вы верите», «стремления» и «качества». Среди групп ценностей подростки выделяют: отношения и их качество («моя семья», «доверие»); образование, обучение и упорный труд («Я думаю, что для меня самым важным является, вероятно, мое образование»); самосовершенствование и лучшее «Я» («будь лучшим, кем я могу быть»); наслаждение и счастье («самое главное - просто быть счастливым»); независимость («Я хотел бы иметь возможность просто выйти в свет и заниматься чем-то своим») и ответственность [11].

Зарубежные авторы отметили важность для подростков толерантности и идентичности [7], ценности цели в жизни, чувства собственного достоинства и эмпатии. Отечественные ученые (E.G. Chernikova, N.V Sivrikova и др.) исследуя иерархию ценностей, выявили, что первое место в ней у российских подростков занимает семья (77,8%). Наличие опыта физической активности и здоровья поставлено подростками на второе место (76,7%). Замечено, что важными для подростков являются такие качества, как доброта и честность, материальная же обеспеченность поставлена на одно из последних мест [6].

По мнению E. Sagone, M.E. De Caroli, подростки ХХ1 века ценят навыки, которые помогут им в жизни: эмпатическая самоэффективность, самоэффективность в решении проблем и навыки устойчивости [16]. Это говорит о важности инструментальных ценностей.

Российскими исследователями в 2020 было установлено, что школьники считают важными проблемы мира и сотрудничества с другими странами (E.G. Chernikova, A.E. Perebeinos, N.A. Sokolova) [13]. В работе M. Gil-Lacruz, Shek отмечена важность для под-

ростков получения образования [10].

ВЫВОДЫ

Проведенный обзор и анализ публикаций позволил заключить: 1) наибольшая исследовательская активность в изучении ценностей подростков наблюдается с 2017 года, ученые почти со всех континентов - Азии, Африки, Восточной и Западной Европы, Южной и Северной Америки - обращаются к этой проблеме; 2) исследователи обращаются к изучению либо конкретных ценностей (деньги, забота о родителях, физическая активность и др.), либо к их иерархии, связи с различными личностными образованиями (с психологическим благополучием, пониманием смысла жизни и др.); наиболее часто исследуемыми ценностями являются: «общение», «семья», «самореализация», «социальная активность», «здоровье, образование»; 3) для подростков значимы как терминальные (семья, здоровье, жизненные цели), так и инструментальные (опыт физической активности, навыки в решении проблем) ценности; приоритетными в иерархии являются семья, здоровье и активный образ жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Structural Components of Friendship in Adolescents with Cognitive Disorders / Alekhin, A. N, Vaknin, E. E. Zmanovskaya, E. V., Lapteva, A. V. // Siberian journal of psychology. - 2019. - Issue 74.

- P. 139-151.

2. Balunde, A. Sustainability in Youth: Environmental Considerations in Adolescence and Their Relationship to Pro-environmental Behavior / Balunde, A., Perlaviciute, G., Truskauskaite-Kuneviciene, I. // Frontiers in psychology. - 2020. - Vol. 11. - Article Number: 582920.

3. Bojanowska, A. Values and psychological well-being among adolescents - are some values 'healthier' than others? / Bojanowska, A., Piotrowski, K. // European journal of developmental psychology.

- 2019. - Vol. 16. - Release 4. - P. 402-416.

4. Physical Activity and Its Relationship with Life Satisfaction among Middle School Students: A Cross-Culture Study / Chen, S. HO, Walter, K. Y., Dilsad, Ahmed Md. // Sustainability. - 2020. - Vol. 12. - Issue 17. - URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/12/17/6932 (дата обращения: 18.02.2022).

5. Will teenagers today live with and care for their aged parents tomorrow? / Cheong, C. Y., Ha Ngoc, H. L., Choo Robin, W. M., Yap Philip, L. K. // Geriatrics and gerontology international. - 2018. -Vol. 18. - Issue 6. - P. 957-964.

6. Personal values of adolescents in small and large cities and risks in the process of their formation / Chernikova, E. G., Ptashko, T. G., Perebeinos, A. E., Sivrikova, N. V.// Science for Education Today. - 2019. - № 2. - P. 215-233.

7. Dahl, V. Reducing Adolescents' Approval of Political Violence The Social Influence of Uni-versalistic and Immigrant-Friendly Peers / Dahl, V. // Zeitschrift fur psychologie-journal of psychology. -2017. - Vol. 225. - Release 4. - P. 302-312.

8. Duduciuc, A. Teenagers, risk behaviours and the use of new technologies for health / Duduciuc, A. // The Power of the Media in Health Communication. - 2016. - P. 169-180.

9. Gentina, E., Tang, T. Li-Ping, Gu Q. Do Parents and Peers Influence Adolescents' Monetary Intelligence and Consumer Ethics? French and Chinese Adolescents and Behavioral Economics / Gentina, E., Tang, T. Li-Ping, Gu Q. // Journal of business ethics. - 2018. - Vol. 151. - Issue 1. - P. 115-140.

10. Health-related quality of life in young people: the importance of education / Gil-Lacruz, M., Gil-Lacruz, A. I., Gracia-Perez, M. L. // Health and quality of life outcomes. - 2020. - Vol. 18. - Issue 1. -Article Number: 187.

11. Lewis-Smith, I. How adolescents understand their values: A qualitative study / Lewis-Smith, I., Pass, L., Reynolds, S. // Clinical child psychology and psychiatry. - 2021. - Vol. 26 (1). - Р. 231-242.

12. Middle school students' views about physical education: A comparative study between four European countries / Periae, A., Rodrigues, A., Pankowska-Jurczyk, K., Batutis, O., Costa, J., Onofre, M., Martins, J. // Retos-nuevas tendencias en educacion fisica deporte y recreacion. - 2021. - Issue 39. - P. 396-402.

13. Relationship of the type of personality of the adolescent personality with the features of his social activity / Ptashko, T. G., Chernikova, E. G., Perebeinos, A. E., Sokolova, N. A., Sivrikova, N. V. // Science for Education Today. - 2020. - Vol. 10. - №. 1. - P. 79-96.

14. Russo-Netzer, P. Authentic inner compass, well-being, and prioritization of positivity and meaning among adolescents / Russo-Netzer, P., Shoshani, A. // Personality and individual differences. -2020. - Vol. 167. - URL: https://af.booksc.org/book/83086228/a8a8d8 (дата обращения: 18.02.2022).

15. Resilience and perceived self-efficacy in life skills from early to late adolescence / Sagone, E., De Caroli, M. E., Falanga, R., Indiana, M. L. // International journal of adolescence and youth. - 2020.

- Vol. 25. - Issue 1. - P. 882-890.

16. Sobkin, V. S. Social Media as a Field of a Modern Teenager's socialization / Sobkin, V. S., Fedotova, A. V // Counseling Psychology and Psychotherapy. - 2019. - Vol. 27(3). - Р. 119-137.

17. Tamm, A. To What Extent Do Perceived Parental Socialization Values Match Estonian Adolescents' Personal Values? / Tamm, A, Tulviste, T. // Child indicators research. - 2020. - Vol. 153. - Release 5. - P. 1811-1825.

18. Wu, Mei-Ying, Exploration of Kaohsiung City Adolescents' Health Knowledge, Attitudes, and Behavioral Literacy / Wu, Mei-Ying, Hong, Zuway-R // Journal of research in education sciences. - 2020.

- Vol. 65. - Issue 3. - P. 187-223.

19. Zilka, G. Cohen Teenagers connected to digital environments - what happens when they get to school? Commonalities, similarities and differences from their perspective / Zilka, G. // Education and information technologies. - 2019. - Vol. 25. - Issue 3. - P. 1743-1758.

REFERENCES

1. Alekhin, A. N, Vaknin, E. E. Zmanovskaya, E. V., Lapteva A. V. (2019), "Structural Components of Friendship in Adolescents with Cognitive Disorders", Siberian journal of psychology, Issue 74, pp. 139-151.

2. Balunde, A., Perlaviciute, G., Truskauskaite-Kuneviciene, I. (2020), "Sustainability in Youth: Environmental Considerations in Adolescence and Their Relationship to Pro-environmental Behavior", Frontiers in psychology, Vol. 11, Article Number: 582920.

3. Bojanowska, A., Piotrowski, K. (2019), "Values and psychological well-being among adolescents - are some values 'healthier' than others?", European journal of developmental psychology, Vol. 16, Release 4, pp. 402-416.

4. Chen, S. HO, Walter, K. Y., Dilsad, Ahmed Md. (2020), "Physical Activity and Its Relationship with Life Satisfaction among Middle School Students: A Cross-Culture Study", Sustainability, Vol. 12, Issue 17, available at: https://www.mdpi.com/2071-1050/12/17/6932 (accessed: 15.02.2022).

5. Cheong, C. Y., Ha Ngoc, H. L., Choo Robin, W. M., Yap Philip, L. K. (2018) "Will teenagers today live with and care for their aged parents tomorrow?", Geriatrics & gerontology international, Vol. 18, Issue 6, pp. 957-964.

6. Chernikova, E. G., Ptashko, T. G., Perebeinos, A. E., Sivrikova, N. V. (2019) "Personal values of adolescents in small and large cities and risks in the process of their formation", Science for Education Today, № 2, pp. 215-233.

7. Dahl, V. (2017) "Reducing Adolescents' Approval of Political Violence The Social Influence of Universalistic and Immigrant-Friendly Peers", Zeitschrift fur psychologie-journal of psychology, Vol. 225, Release 4, pp. 302-312.

8. Duduciuc, A. (2016) "Teenagers, risk behaviours and the use of new technologies for health", The Power of the Media in Health Communication, pp.169-180.

9. Gentina, E., Tang, T. Li-Ping, Gu, Q. (2018) "Do Parents and Peers Influence Adolescents' Monetary Intelligence and Consumer Ethics? French and Chinese Adolescents and Behavioral Economics", Journal of business ethics, Vol. 151, Issue 1, pp. 115-140.

10. Gil-Lacruz, M., Gil-Lacruz, A. I., Gracia-Perez, M. L. (2020) "Health-related quality of life in young people: the importance of education", Health and quality of life outcomes, Vol. 18, Issue 1, Article Number: 187.

11. Lewis-Smith, I., Pass, L., Reynolds, S. (2021) "How adolescents understand their values: A qualitative study", Clinical child psychology and psychiatry, Vol. 26 (1), pp. 231-242.

12. Periae, A., Rodrigues, A., Pankowska-Jurczyk, K., Batutis, O., Costa, J., Onofre, M., Martins, J. (2021) "Middle school students' views about physical education: A comparative study between four European countries", Retos-nuevas tendencias en educacion fisica deporte y recreacion, Issue 39, pp. 396-402

13. Ptashko, T. G., Chernikova, E. G., Perebeinos, A. E., Sokolova, N. A., Sivrikova, N. V. (2020) "Relationship of the type of personality of the adolescent personality with the features of his social activity", Science for Education Today, Vol. 10, №. 1, pp. 79-96.

14. Russo-Netzer, P., Shoshani, A. (2020) "Authentic inner compass, well-being, and prioritization of positivity and meaning among adolescents", Personality and individual differences, Vol. 167, available at: https://af.booksc.org/book/83086228/a8a8d8 (accessed: 18.02.2022).

15. Sagone, E., De Caroli, M. E., Falanga, R., Indiana, M. L. (2020) "Resilience and perceived self-efficacy in life skills from early to late adolescence", International journal of adolescence and youth, Vol. 25, Issue 1, pp. 882-890.

16. Sobkin, V. S., Fedotova, A. V. (2019) "Social media as a field of a modern teenager's socialization", Counseling Psychology and Psychotherapy, Vol. 27(3), pp. 119-137.

17. Tamm, A, Tulviste, T. (2020) "To What Extent Do Perceived Parental Socialization Values Match Estonian Adolescents' Personal Values?", Child indicators research, Vol. 153, Release 5, pp. 18111825.

18. Wu, Mei-Ying, Hong, Zuway-R. (2020) "Exploration of Kaohsiung City Adolescents' Health Knowledge, Attitudes, and Behavioral Literacy", Journal of research in education sciences, Vol. 65, Issue 3, pp. 187-223.

19. Zilka, G. (2019) "Cohen Teenagers connected to digital environments - what happens when they get to school? Commonalities, similarities and differences from their perspective", Education and information technologies, Vol. 25, Issue 3, pp. 1743-1758.

Контактная информация: roslyakova71@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.03.2022

УДК 159.9.07

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДЕФЕКТА У БОЛЬНЫХ РАССЕЯННЫМ

СКЛЕРОЗОМ

Наталья Алексеевна Селиверстова, кандидат психологических наук, Татьяна Николаевна Резникова, доктор медицинских наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой Российской академии наук, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты комплексного психологического исследования больных рассеянным склерозом с ремиттирующим типом заболевания. Показано, что у больных наблюдались нарушения психологических функций в виде снижения непосредственной памяти и концентрации внимания, повышения тревоги, чувства вины и снижения адаптивных возможностей личности. Корреляционный анализ выявил значимые взаимосвязи когнитивных функций с эмоционально-личностными показателями, а также длительностью и тяжестью заболевания. Полученные результаты свидетельствуют о наличии у больных рассеянным склерозом психологического дефекта, который представлен в виде взаимосвязанных компонентов нарушенных функций (когнитивных, эмоциональных, личностных).

Ключевые слова: рассеянный склероз, психологический дефект, психологическая диагностика.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p618-621

THE STUDY OF PSYCHOLOGICAL DEFECT IN PATIENTS WITH MULTIPLE

SCLEROSIS

Natalya Alekseevna Seliverstova, the candidate of psychological sciences, Tatyana Nikolaevna

Reznikova, the doctor of medical sciences, professor, N.P. Behtereva Institute of the Human Brain of the Russian Academy of Sciences, St. Petersburg

Abstract

The article presents the analysis of the results of the comprehensive psychological study of patients with multiple sclerosis with remitting type of disease. It is shown that the patients had violations of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.