Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА С ОСОБЕННОСТЯМИ ЕГО СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА С ОСОБЕННОСТЯМИ ЕГО СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
553
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ТИП НАПРАВЛЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРАВА ПОДРОСТКА / ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ADOLESCENT / PERSONALITY ORIENTATION / TYPE OF ORIENTATION / SOCIAL ENGAGEMENT / ADOLESCENT RIGHTS / EGOCENTRIC ORIENTATION / INTERACTION ORIENTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пташко Татьяна Геннадьевна, Черникова Елена Геннадьевна, Перебейнос Артём Евгеньевич, Соколова Надежда Анатольевна, Сиврикова Надежда Валерьевна

Проблема и цель. Статья посвящена проблеме проявления активности личности подростков в социально значимых сферах. Цель исследования: определить взаимосвязь типа направленности личности подростка с особенностями его социальной активности. Методология. Основой изучения взаимосвязи типа направленности и социальной активности подростка стали следующие методологические подходы: структурный подход к изучению личности, анализ и обобщение научно-теоретических источников. Для сбора эмпирической информации применялись различные виды опроса: в целях изучения социальной активности подростков была использована специально разработанная анкета Е. Г. Черниковой, состоящая из блоков, направленных на выявление их отношения к актуальным проблемам современного общества, наличию прав в различных аспектах общественной жизни; для исследования типов направленности использовался опросник «Диагностика интерактивной направленности личности» (Н. Е. Щурковой в модификации Н. П. Фетискина). Для математической обработки результатов исследования использовался U критерий Манна-Уитни. Выборку составили 192 подростка 8-9 классов. Результаты. В ходе исследования было установлено, что у большинства подростков не сформировался какой-то определенный тип направленности личности. Можно говорить лишь о тенденциях его формирования. Исследование не выявило высокого и даже среднего уровня сформированности исследуемых типов направленности. Было получено относительно более высокое среднее значение по направленности на взаимодействие и сотрудничество, менее остальных видов направленности среди участников исследования выражена эгоцентрическая направленность. При изучении социальной позиции подростков было установлено, что они считают важными проблемы мира и сотрудничества с другими странами; отмечают наличие у себя прав на жизнь, образование, жилище и охрану здоровья; хотят иметь благополучную счастливую семью, любимую профессию, друзей и материальный достаток. Результаты исследования показали, что между уровнем выраженности различных типов направленности и отдельными аспектами социальной активности подростков существует связь: более высокий уровень эгоцентрической направленности подростков связан с оценкой важности проблем международного сотрудничества и сохранения природы, а также с наличием права на охрану жизни и здоровья, желанием иметь высокое материальное благополучие. Более высокий уровень направленности на взаимодействие подростков оказался связанным с интересом к проблемам общества, соблюдением их гражданских прав, желанием иметь домашних животных и высокое материальное положение. Более высокий уровень маргинальной направленности оказался выше у подростков, которые хотят иметь стабильное экономическое и политическое положение в стране, они проявляют интерес к вопросу защиты своих прав, желают иметь высокое материальное благополучие. Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о наличии связи между типом направленности личности и проявлениями активности по отношению к обществу, собственным желаниям и правам. На основе полученных результатов делается вывод о специфике влияния типа направленности (личностной, социальной, маргинальной) на ее социальную активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Пташко Татьяна Геннадьевна, Черникова Елена Геннадьевна, Перебейнос Артём Евгеньевич, Соколова Надежда Анатольевна, Сиврикова Надежда Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE TYPE OF ADOLESCENTS’ INDIVIDUAL PERSONALITY ORIENTATION AND CHARACTERISTICS OF THEIR SOCIAL ENGAGEMENT

Introduction. The article focuses on social involvement of adolescents. The purpose of the study is to specify the relationship between the type of adolescents’ personality orientation and characteristics of their social engagement. Materials and Methods. The research adopts a structural approach to personality studies, reviewing and analysis of scholarly literature. Various types of surveys were used to collect empirical data. In order to study social engagement of adolescents, the authors employed E. G. Chernikova’s questionnaire, containing blocks aimed at identifying their attitude to significant problems of modern society and civil rights. ‘Measuring the interactive orientation of the personality questionnaire’ designed by N. E. Shchurkova and modified by of N. P. Fetiskin was used to identify types of personality orientation. Mathematical data processing was performed using the Mann-Whitney U test. The sample consisted of 192 adolescents of 8th-9th grades. Results. The study found that most adolescents did not develop any particular type of personality orientation. Only the trends towards formation of personality orientation were revealed. The study identified neither high nor medium levels of types of personality orientation. The findings showed a relatively higher average value for orientation toward interaction and cooperation, on the other hand, an egocentric orientation was expressed less than other types. When studying the social position of adolescents, it was found that they considered the problems of peace and cooperation with other countries as the most important. Moreover, the participants emphasized the importance of such civil rights as rights to life, education, housing and health protection. They expressed their desire to have prosperous happy families, beloved professions, friends and material wealth. The research findings showed links between the intensity of various types of orientation and certain aspects of adolescents’ social engagement. For instance, a correlation was found between a higher level of egocentric orientation and valuing the issues of international cooperation and nature conservation, right to protect life and health, and high material well-being. A higher level of focus on interaction was associated with an interest in society, respect for civil rights, a desire to have pets and a high financial well-being. A higher level of marginal orientation turned out to be higher among adolescents who wanted to have a stable economic and political situation in the country, they showed interest in protecting their rights, and wish to have high material well-being. Conclusions. The research revealed the relationship between the type of personality orientation and manifestations of activity in relation to society, personal desires and rights. Based on the results obtained, a conclusion is drawn on the specifics of how the type of personality orientation (personal, social, marginal) influences adolescents’ social engagement.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА С ОСОБЕННОСТЯМИ ЕГО СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»

Science for Education Today

2020, том 10, № 1

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

© Т. Г. Пташко, Е. Г. Черникова, А. Е. Перебейнос, Н. А. Соколова, Н. В. Сиврикова

DOI: 10.15293/2658-6762.2001.05

УДК 159+373

Взаимосвязь типа направленности личности подростка с особенностями его социальной активности

Т. Г. Пташко, Е. Г. Черникова, А. Е. Перебейнос, Н. А. Соколова, Н. В. Сиврикова (Челябинск, Россия)

Проблема и цель. Статья посвящена проблеме проявления активности личности подростков в социально значимых сферах. Цель исследования: определить взаимосвязь типа направленности личности подростка с особенностями его социальной активности.

Методология. Основой изучения взаимосвязи типа направленности и социальной активности подростка стали следующие методологические подходы: структурный подход к изучению личности, анализ и обобщение научно-теоретических источников. Для сбора эмпирической информации применялись различные виды опроса: в целях изучения социальной активности подростков была использована специально разработанная анкета Е. Г. Черниковой, состоящая из блоков, направленных на выявление их отношения к актуальным проблемам современного общества, наличию прав в различных аспектах общественной жизни; для исследования типов направленности использовался опросник «Диагностика интерактивной направленности личности» (Н. Е. Щурковой в модификации Н. П. Фетискина). Для математической обработки результатов исследования использовался и критерий Манна-Уитни. Выборку составили 192 подростка 8-9 классов.

Пташко Татьяна Геннадьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: ptashko75@mail.ru

Черникова Елена Геннадьевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: Helen1268@mail.ru

Перебейнос Артём Евгеньевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: nos75@mail.ru

Соколова Надежда Анатольевна - доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: sokolovana-2011@mail.ru

Сиврикова Надежда Валерьевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: Bobronv@cspu.ru

© 2011-2020 Science for Education Today Все права защищены

2020, том 10, № 1 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Результаты. В ходе исследования было установлено, что у большинства подростков не сформировался какой-то определенный тип направленности личности. Можно говорить лишь о тенденциях его формирования. Исследование не выявило высокого и даже среднего уровня сформированности исследуемых типов направленности. Было получено относительно более высокое среднее значение по направленности на взаимодействие и сотрудничество, менее остальных видов направленности среди участников исследования выражена эгоцентрическая направленность. При изучении социальной позиции подростков было установлено, что они считают важными проблемы мира и сотрудничества с другими странами; отмечают наличие у себя прав на жизнь, образование, жилище и охрану здоровья; хотят иметь благополучную счастливую семью, любимую профессию, друзей и материальный достаток.

Результаты исследования показали, что между уровнем выраженности различных типов направленности и отдельными аспектами социальной активности подростков существует связь: более высокий уровень эгоцентрической направленности подростков связан с оценкой важности проблем международного сотрудничества и сохранения природы, а также с наличием права на охрану жизни и здоровья, желанием иметь высокое материальное благополучие. Более высокий уровень направленности на взаимодействие подростков оказался связанным с интересом к проблемам общества, соблюдением их гражданских прав, желанием иметь домашних животных и высокое материальное положение. Более высокий уровень маргинальной направленности оказался выше у подростков, которые хотят иметь стабильное экономическое и политическое положение в стране, они проявляют интерес к вопросу защиты своих прав, желают иметь высокое материальное благополучие.

Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о наличии связи между типом направленности личности и проявлениями активности по отношению к обществу, собственным желаниям и правам. На основе полученных результатов делается вывод о специфике влияния типа направленности (личностной, социальной, маргинальной) на ее социальную активность.

Ключевые слова: подросток; направленность личности; тип направленности; социальная активность; права подростка; эгоцентрическая направленность; направленность на взаимодействие.

Постановка проблемы

Актуальность исследования обусловлена важностью понимания аспектов, от которых зависит поведение подростков в целом, и, в частности, что влияет на проявление их социальной активности. В рамках нашего исследования мы рассматриваем аспект значимости и влияния вида направленности.

Вопрос социальной активности подрастающего поколения был актуален в разные исторические эпохи [6; 7; 10; 15]. Поднимая этот вопрос в современных условиях, необходимо подчеркнуть, что формирование данного качества в подростке обусловлено социальным заказом и связано с ориентиром политики

нашего государства на построение гражданского общества. Социальная активность растущей личности должна проявляться в том, чтобы в будущем, с опорой на собственные силы, суметь создать свое дело, уметь реализовать личностные интересы в экономической и политической сферах как для собственного развития, так и на благо общества.

Также ориентир общества связан с формированием у человека социально активной позиции, такого уровня мышления, который позволит четко понимать социальные процессы, происходящие не только в России, но и в мировом сообществе, правильно их анализировать и адекватно оценивать. В этой связи,

© 2011-2020 Science for Education Today

Все права защищены

80

2020, том 10, № 1

чтобы сформировать активность у подростков, надо знать какой тип направленности им помогает, какой мешает уметь управлять этим процессом, создавать условия для формирования у личности определенного вида направленности, повышать ее уровень для успешной жизнедеятельности в социуме.

Рассмотрим исследования, которые выявили зависимость поведения подростков от типа направленности, определим личностные показатели, к которым приводит доминанта той или иной направленности. Под направленностью понимают вектор развития личности, обусловленный системой мотивов. Стержнем личности как члена общества, является тип ее направленности. Под типом направленности понимают доминирующую мотивацию, определяющую избираемые человеком жизненные цели и способы самоутверждения [17].

Вопрос влияния личностной направленности на особенности поведения личности подростка исследовала И. П. Шахова. Данная доминанта приводит к преобладанию мотивов сотрудничества, связанных с творчеством, совместным решением проблем и стремлением к достижению целей [17]. А. А. Кириенко, основываясь на результатах исследования Д. И. Фельдштейна1, приходит к выводам, что это будет влиять на усвоение личностью социальных норм, установление позитивных отношений с людьми. Но вместе с тем могут

проявляться эгоистические тенденции, что

2

приводит к асоциальному поведению .

ISSN 2658-6762

Влияние личностной направленности на формирование деструктивных образований подчеркивает в своей работе исследователь Н. П. Фетискин [13].

В статье С. В. Молчанова, Н. Н. Поскребышева, А. А. Запуниди, О. С. Маркина обнаружено, что подростки с высоким уровнем личностной направленности в когнитивном аспекте проявляют высокую самооценку моральных качеств, а в эмоциональном - ориентированы на ценности справедливости [6].

Взаимосвязь личностной направленности с формированием чувства ответственности доказывает в своих исследованиях и Е. В. Маликова [5]. Н. Н. Толстых [12] подчеркивает, что личностная ориентация приводит к самосовершенствованию, творению, т. е. проявлению активности личности, либо к формированию эгоистических тенденций. Ориентация на эгоизм выражена в меньшей степени, но она присутствует. Это подтверждают и исследования О. Н. Алехина, М. В. Данилова. Именно личностная направленность с выраженной высокой самооценкой способствует ориентиру только на свое собственное лич-

3

ностное развитие .

Преобладание эгоцентрической направленности для самоосуществления подчеркивают и Н. Ф. Голованова, И. Б. Дерманова [3].

О. Е. Ярошенко, А. И. Щербина в своих исследованиях отмечают, что у подростков -мальчиков доминируют такие показатели, как самоуверенность, самоценность, самопринятие. Аналогично и у девочек приобретают

http://sciforedu.ru

1 Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности: избранные труды. 2-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2005. - 1024 с.

2 Кириенко А. А. Формирование направленности современных подростков // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и куль-

туры: материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Оренбург: Изд-во ОГУ, 2018. -С. 4212-4217. Шр8://еИЪгагу.ги/йет.а8р?1а=32690469 3 Алехина О. Н., Данилова М. В. Самооценка подростков в связи со сформированностью доверия к себе и особенностями межличностных взаимодействий // Научные исследования выпускников факультета психологии. - СПбГУ. - 2015. - Т. 3. - С. 12-19.

© 2011-2020 Science for Education Today

Все права защищены

81

2020, том 10, № 1

ценность такие же показатели. Это говорит о приоритете личностной направленности [18]. О. А. Тихомандрицкая, Н. Г. Малышева, З. Д. Шаехов, Н. А. Кабальнов отмечают, что у подростков, у которых проявляется благополучие, наиболее значимыми оказались показатели по шкалам «личностный рост» и «цели в жизни», т. е. личностная направленность4. По данным целого ряда исследований, у подростков в динамике преобладает направленность на удовлетворение личностных ценностей (иметь профессию, семью, бизнес [13; 14; 16; 29].

Таким образом, проявления личностной направленности способствуют развитию у подростков творческого потенциала, формированию моральных качеств, стремлению к достижению цели, но вместе с тем может формироваться асоциальное поведение, собственная выгода и приспособленчество.

В научной литературе представлены исследования подростков с направленностью на взаимодействие. У таких испытуемых, по мнению И. П. Шаховой, помимо мотивации сотрудничества отмечаются и мотивации избегания, приспособления. В работах Е. Е. Роговой также отражено, что у ребенка может даже проявляться временное одиночество. Однако у подростков с просоциальной направленностью временное одиночество коррелирует с такими ценностями, как помощь и милосердие к другим людям, познание нового в мире, природе, человеке [9, с. 43]. Это отражает в своих работах С. В. Молчанов5.

Н. Н. Толстых рассматривает направленность на взаимодействие через фактор «Инди-

ISSN 2658-6762

видуализм - коллективизм». Данная направленность способствует формированию у подростков установки на поддержку других в трудные моменты с готовностью быть исполнительным и в чем-то ограничивать себя [12].

Таким образом, проявление ориентира на взаимодействие способствует формированию стремления понять себя, усваивать моральные ценности, нормы и следовать им, приводит к формированию положительных эмоций.

В рамках маргинальной направленности подростков (по анализу данных проведенных исследований) было обнаружено следующее. В работах Н. Н. Толстых маргинальная направленность (по шкале закрытости) формирует критичность к себе, несформирован-ность ожидания уважения со стороны других [12].

В рамках зарубежных исследований рассматривается зависимость поведения от просмотров в YouTuber. Авторы считают, что подростки уходят от действительности (мар-гинальность), руководствуясь моделями, которые наблюдают через просмотр [26]. Они связывают маргинальную направленность с уходом в себя, депрессией [19], формированием чувства одиночества, и как следствие, уход от действительности в виртуальный мир, там, где дети находят удовольствия, им встречаются новые люди, удовлетворяются потребности подростков в общении и развлечениях [24]. Следствием сформированной маргиналь-ности является застенчивость, одиночество, что приводит к уходу в интернет-зависимость. Это подчеркивают ученые D. K. Prievara, B. F. Piko, A. Luszczynska [27].

http://sciforedu.ru

4 Тихомандрицкая О. А., Малышева Н. Г., З. Д. Шаехов

З. Д., Кабальнов Н. А. Роль личностных ценностей в

психологическом благополучии современных стар-

шеклассников // Психологические исследования. -2019. - Т. 12, № 63.

5 Молчанов С. В. Морально ценностные ориентации как функция социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте // Культурно-историческая психология. - 2007. - № 1. - С. 73-79.

© 2011-2020 Science for Education Today

Все права защищены

82

Science for Education Today

2020, том 10, № 1

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

О. В. Гребенникова, Г. Р. Хузеева отмечают, что маргинальная направленность, проявляющая себя в зависимости от интернет-пространства формирует негативные состояния. Хотя ученые отмечают, что современные технологии позволяют личности уже в юном возрасте самоопределяться и развиваться, достигать высших точек в деятельности [1], но и зарубежные исследования подтверждают негативное воздействие. Авторы [22] отмечают явление киберзапугивания, дети ищут стратегии выживания.

Таким образом, по результатам анализа вышеизложенных исследований можно сделать следующие выводы.

1) У подростков преобладает в большей степени личностная направленность.

2) Проявление личностной направленности способствует развитию творческого потенциала личности, формированию моральных качеств, стремлению к достижению цели, но вместе с тем, может формировать асоциальное поведение, стремление к собственной выгоде, приспособленчество.

3) Проявление ориентира на взаимодействие способствует формированию стремления понять себя, усваивать моральные ценности, нормы и следовать им, приводит к формированию положительных эмоций.

4) Маргинальная направленность порождает пассивность, критичность к себе, ожидание отсутствия одобрения от окружающих, приводит к одиночеству.

В рамках проанализированных исследований не обнаружено данных, связанных с проявлением социальной активности подростков.

Рассмотрим исследование вопроса взаимосвязи направленности личности подростков с проявлением их социальной активности в научной литературе. Социальная активность включает в себя такие составляющие, как желание проявлять интерес к проблемам

общества (участвовать в деятельности общественных объединений, нести ответственность за выбор, отношение к политике, реформированию), правовую грамотность и активность реализовать собственные желания и планы.

Данные исследований свидетельствуют о достаточно сформированной гражданской ответственности подростков как в России, так и за рубежом [2; 21; 26].

Снижение активности подростков может быть по причине того, что их голос не будет услышан [30; 20]. Исследование J. Serek, P. Jugert посвящено исследованию влияния индивидуальных переменных на активность европейского гражданства подростков. Было выявлено, что чем больше уровень когнитивного взаимодействия подростка с политикой (например, собственный политический интерес), тем больше подростков будут проявлять активность [28].

Цель исследования L. Lannegrand-Wil-lems, B. Chevrier, C. Perchec, A. Carrizales состояла в анализе связи гражданской активности с личностной и социальной идентичностью. Исследование обнаружило, что проявление личностной идентичности ведет к пассивности в проявлении гражданской активности, отказу от социальной идентичности [24].

Исследования были направлены на обнаружение связи между личностными качествами, направленностью на взаимодействие и влиянием этих факторов на активность. Было установлено, что межличностные отношения или оптимизм не оказывают прямого влияния на готовность к участию в социальных событиях. Основным источником готовности подростков к политическим действиям являются их личные политические убеждения [29].

Таким образом, мы обнаружили недостаточность исследований по определению наличия связи между типом направленности и социальной активностью подростков.

Science for Education Today

2020, том 10, № 1

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

В этой связи целью нашего исследования являлось выявление взаимосвязи типа направленности личности подростка с особенностями его социальной активности.

Методология исследования

Для определения типов направленности личности подростков мы использовали опросник «Диагностика интерактивной направленности личности» (Н. Е. Щурковой в модификации Н. П. Фетискина). Назначение опросника - выявление типа направленности и личностной социализации современных школьников. Исследуется три типа направленности: ориентация на личные (эгоистические интересы), ориентация на взаимодействие, сотрудничество с другими людьми, маргинальная ориентация.

Для изучения социальной активности подростков была использована специально разработанная анкета Е. Г. Черниковой, состоящая из блоков, направленных на выявление

их отношения к актуальным проблемам современного общества, наличию прав в различных аспектах общественной жизни; целеполагание на ближайшую и более отдаленную перспективу.

Взаимосвязь типа направленности и особенностей социальной активности определялась с помощью и критерия Манна-Уитни. Выборку составили 192 подростка 8-9 классов из общеобразовательных школ г. Челябинска и г. Пласта Челябинской области.

Результаты исследования

Анализ средних тенденций, отражающих выраженность отдельных видов направленности у подростков, принимавших участие в исследовании, показал, что в стремлениях подростков сбалансированы (не принимают экстремально высоких значений) личные интересы, потребность поддержания конструктивных отношений с другими и склонность подчиняться другим (табл.1)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Описательные статистики распределения видов направленности

Table 1

Descriptive statistics on the distribution of types of orientation

Направленность Количество человек Среднее значение по группе Среднеквадратическое отклонение

эгоцентрическая 190 8,64 3,217

на взаимодействие 190 12,05 4,523

маргинальная 190 9,60 3,757

Относительно более высокое среднее значение по направленности на взаимодействие и сотрудничество подтверждает особую значимость для этой возрастной группы деятельности, связанной с общением и взаимодействием с другими людьми. Интересно, что менее остальных видов направленности среди участников исследования выражена эгоцентрическая направленность, которая указывает на пресле-

дование целей удовлетворения личных потребностей вплоть до игнорирования интересов и ценностей других или рассмотрения их в исключительно практическом контексте. Относительно малые показатели личной направленности позволяют прогнозировать успешность подростков, принимавших участие в исследовании, в межличностной адаптации и разрешении конфликтов. Однако в социальном плане исследователи обнаружили, что проявление личностной

Science for Education Today 2020, том 10, № 1 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

идентичности ведет к пассивности в проявлении гражданской активности, отказу от социальной идентичности [21].

В рамках данного исследования анализировалась взаимосвязь выраженности отдельных видов направленности личности подростков с их представлениями об актуальных проблемах общества, правах, собственных желаниях и планах.

Анализ мнения подростков о том, какие проблемы являются самыми важными для людей в данный момент, показал, что более половины из них обеспокоены возможностью новой мировой войны (64,2 %), мирным сосуществованием и сотрудничеством с другими государствами (49,7 %) [14]. При анализе зависимости направленности личности от

оценки важности мировых проблем было установлено, что уровень эгоцентрической направленности связан с оценкой важности подростками таких проблем, как сохранение природы, дружбы с другими государствами и свободного передвижения по миру (табл. 2). При этом более высокий уровень эгоцентрической направленности наблюдается среди тех подростков, для которых важными являются проблемы взаимоотношения с другими государствами (р<0,05) и свободного въезда в другие страны (р<0,05). Меньший уровень эгоцентрической направленности отличает подростков, которые считают важной проблему сохранения природы, от тех сверстников, которые так не считают (р<0,01).

Таблица 2

Взаимосвязь направленности личности и оценки значимости для людей на земле общемировых проблем

Table 2

Correlation ofpersonality focus and assessment of significance for all people on earth of global problems

Исследуемые параметры Вид направленности среднее значение по группе (балл)

Эгоцентрическая На взаимодействие Маргинальная

Проблема сохранения природы

Подростки, НЕ считающие проблему важной Среднее значение 8,92 11,92 9,47

Кол-во человек 133 133 133

Подростки, считающие проблему важной Среднее значение 7,96 12,33 9,89

Кол-во человек 57 57 57

Уровень достоверности различий 0,005 0,15 0,554

Проблема дружбы, сотрудничества с другими государствами

Подростки, НЕ считающие проблему важной Среднее значение 8,40 12,31 9,57

Кол-во человек 8,40 12,31 9,57

Science for Education Today

2020, том 10, № 1

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Окончание таблицы 2

Подростки, считающие проблему важной Среднее значение 9,87 10,71 9,74

Кол-во человек 9,87 10,71 9,74

Уровень достоверности различий 0,034 0,518 0,4

Проблема свободного выезда в другие страны

Подростки, НЕ считающие проблему важной Среднее значение 8,40 12,31 9,57

Кол-во человек 159 159 159

Подростки, считающие проблему важной Среднее значение 9,87 10,71 9,74

Кол-во человек 31 31 31

Уровень достоверности различий 0,027 0,109 0,994

Активность подростков проявляется в наличии правовой грамотности, в их потребности и стремлении знать свои права и то, как они реализуются на практике. В нашем исследовании практически три четверти обследуемых подростков считают, что имеют гражданские права, закрепленные в Конституции РФ, в их числе - право на жизнь (82,3 %), право на образование (74,1 %). Более половины подростков (54,4 %) реализуют право на жилище,

Таблица 3

Взаимосвязь направленности личности с оценкой подростками наличия у себя права на охрану здоровья

Table 3

Correlation ofpersonality focus and adolescents 'assessment of their right to health care

а также право на охрану здоровья (51,9 %). Значимые различия обнаружились между подростками с разными взглядами на наличие у них права на охрану здоровья. Подростки, которые считают, что у них есть право на охрану здоровья отличаются от своих сверстников, не имеющих такого мнения, меньшим уровнем эгоцентрической направленности (р<0,05).

Исследуемые параметры Вид направленности среднее значение по группе (балл)

эгоцентрическая на взаимодействие маргинальная

Проблема сохранения природы

Подростки, не отметившие наличие у себя права на охрану здоровья Среднее значение 9,11 11,82 9,80

Кол-во человек 98 98 98

Подростки, считающие что у них есть право на охрану здоровья Среднее значение 8,13 12,29 9,39

Кол-во человек 92 92 92

Уровень достоверности различий 0,049 0,267 0,725

Science for Education Today

2020, том 10, № 1

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

В рамках исследования изучались притязания подростков. Оказалось, что больше всего в жизни они хотят иметь благополучную семью (69,3 %), любимую профессию (68,3 %), друзей (60,8 %) и материальный достаток (57,7 %).

В ходе исследования обнаружилась взаимосвязь между притязаниями подростков и различными видами направленности (табл. 4). При этом более высокий уровень маргинальной направленности характеризует тех подростков, которые хотят иметь стабильность в стране, а низкий уровень маргинальной направленности

характеризует тех из них, для кого это не входит в число приоритетных желаний (р<0,003).

Больший уровень эгоцентрической направленности (р<0,0001) и меньший уровень направленности на взаимодействие (р<0,048) характерен для подростков, которые хотят иметь в жизни высокое материальное положение, по сравнению с их сверстниками, не имеющими таких притязаний. Что согласуется с результатами ряда исследований, где у подростков в динамике преобладает направленность на удовлетворение личностных ценностей (иметь профессию, семью, бизнес [12; 13; 29].

Таблица 4

Table 4

Взаимосвязь направленности личности и притязаний подростков Correlation of personality orientation and adolescent claims

Сравниваемые группы Вид направленности среднее значение по группе (балл)

Эгоцентрическая На взаимодействие Маргинальная

Желание иметь высокое материальное положение

Подростки, НЕ отметившие притязание в числе своих приоритетов Среднее значение 7,65 12,64 9,20

Кол-во человек 81 81 81

Подростки, отметившие притязание в числе своих приоритетов Среднее значение 9,37 11,61 9,90

Кол-во человек 109 109 109

Уровень достоверности различий 0,0001 0,048 0,229

Желание иметь животных в доме

Подростки, НЕ отметившие притязание в числе своих приоритетов Среднее значение 8,80 11,77 9,69

Кол-во человек 153 153 153

Подростки, отметившие притязание в числе своих приоритетов Среднее значение 7,95 13,19 9,22

Кол-во человек 37 37 37

Уровень достоверности различий 0,141 0,046 0,628

2020, том 10, № 1 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Окончание таблицы 4

Желание иметь стабильное экономическое и политическое положение в стране

Подростки, НЕ отметившие притязание в числе своих приоритетов Среднее значение 8,73 12,13 9,27

Кол-во человек 164 164 164

Подростки, отметившие притязание в числе своих приоритетов Среднее значение 8,04 11,50 11,65

Кол-во человек 26 26 26

Уровень достоверности различий 0,209 0,49 0,003

Подростки, которые хотят иметь домашних животных отличаются от своих сверстников более высоким уровнем направленности на взаимодействие (р<0,046). В исследовании О. В. Гребенниковой и Г. Р. Хузеева подчеркивается, что направленность на общение, взаимодействие способствует большему проявлению

положительных социальных эмоции (переживаний) [1].

Значимые различия наблюдаются в выраженности эгоцентрической направленности у подростков, которые в качестве причины, мешающей достижению их целей, видят неуверенность в себе, в своих способностях (табл. 5).

Таблица 5

Взаимосвязь направленности личности с оценкой вероятных препятствий на пути к достижению целей

Table 5

Correlation ofpersonality focus and assessment ofprobable causes on the way to achieving goals

Сравниваемые группы Вид направленности среднее значение по группе (балл)

Эгоцентрическая На взаимодействие Маргинальная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Неуверенность в себе как возможное препятствие на пути достижения цели

Подростки, НЕ указавшие данную причину Среднее значение 9,25 11,60 9,61

Кол-во человек 93 93 93

Подростки, указавшие данную причину Среднее значение 8,05 12,47 9,59

Кол-во человек 97 97 97

Уровень достоверности различий 0,007 0,124 0,872

При этом более низкий уровень эгоцентрической направленности характеризует тех из них, кто неуверенность в себе считает возможной причиной, препятствующей достижению

целей, а более высокий уровень эгоцентрической направленности характеризует тех, кто не указал подобной причины в своих ответах.

Science for Education Today

2020, том 10, № 1

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Заключение

Исследование типов направленности личности подростков не выявило высокого и даже среднего уровня сформированности исследуемых типов. В ходе исследования было установлено, что в структуре потребностей и интересов подростков, принимавших участие в исследовании, сбалансированы личные интересы, потребность поддержания конструктивных отношений с другими и склонность подчиняться другим. Относительно более высокое среднее значение было получено по направленности на взаимодействие и сотрудничество, менее остальных видов направленности среди участников исследования выражена эгоцентрическая направленность. При изучении социальной позиции подростков было установлено, что они считают важными проблемы мира и сотрудничества с другими странами; отмечают наличие у себя прав на жизнь, образование, жилище и охрану здоровья; хотят иметь благополучную счастливую семью, любимую профессию, друзей и материальный достаток.

Результаты исследования показали, что между уровнем выраженности различных типов направленности и отдельными аспектами социальной активности подростков существует связь. В частности, было установлено, что направленность личности подростков связана с оценкой значимости общемировых проблем, оценкой наличия гражданских прав, оценкой вероятных причин на пути к достижению целей, притязаниями.

Результаты исследования позволили сделать следующие выводы.

1. Более высокий уровень направленности на эгоистические интересы характерен для подростков, которые считают важными проблемы сотрудничества с другим странами

(дружбы и возможность свободного выезда) и хотят иметь высокое материальное положение. Менее высокий уровень направленности, связанной с мотивами своего благополучия характерен для подростков, считающих важной проблему сохранения природы и считающих, что у них есть право на охрану жизни и здоровья.

2. Более высокий уровень ориентации на сотрудничество с другими людьми отличает подростков, которые хотят иметь домашних животных, от их сверстников, не имеющих такого желания. Менее высокий уровень потребности в поддержании конструктивных отношений с членами малой группы, эмпатии и интереса к совместной деятельности свойственен подросткам, которые хотят иметь высокое материальное положение, не интересуются проблемами общества, но считают важным соблюдение их гражданских прав.

3. Более высокий уровень маргинальной направленности (склонности подчиняться обстоятельствам и импульсивности поведения) характерен для подростков, которым стабильное экономическое и политическое положение в стране важнее возможности выезжать за пределы страны и высокое материальное благополучие.

Несформированность определенного типа направленности личности позволяет говорить о том, что этот процесс продолжается в подростковом возрасте, и дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение факторов и технологий формирования социальной активности подростков, направленных на воспитание гражданина нашего общества, способного к самореализации и самоосуществлению в современном мире.

2020, том 10, № 1

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гребенникова О. В., Хузеева Г. Р. Особенности восприятия социальной действительности современными подростками // Психологические исследования. - 2018. - Т. 11, № 58. - С. 6. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36307010

2. Гребенникова О. В. Особенности социальных представлений современных российских подростков // Психологические исследования. - 2010. - № 2. - С. 6. URL: https://eli-brary.ru/item .asp?id=13922159

3. Голованова Н. Ф., Дерманова И. Б. Направленность самоосуществления и личностное развитие подростка // Психолого-педагогические исследования. - 2018. - Т. 10, № 3. - С. 126134. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2018100311 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=36318224

4. Макеев П. С. Поколенческий анализ современных детей и подростков: количественный анализ характеристик // Социальная политика и социология. - 2015. - Т. 14, № 3-1. - С. 52-61. DOI: https://doi.org/10.17922/2071-3665-2015-14-3-1-52-61 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=24391947

5. Маликова Е. В. Особенности проявления ответственности подростков с различной направленностью личности // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 6-1. - С. 92-94. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16341367

6. Молчанов С. В., Поскребышева Н. Н., Запуниди А. А., Маркина О. С. Развитие личностной автономии как условие формирования ориентации подростка в моральной сфере // Культурно-историческая психология. - 2015. - Т. 11, № 4. - С. 22-29. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2015110402 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25238658

7. Перебейнос А. Е., Пташко Т. Г. Участие учащейся молодежи Урала в общественной, культурной и политической жизни во второй половине XIX - начале XX веков // Новый исторический вестник. - 2018. - № 3. - С. 42-58. DOI: https://doi.org/10.24411/2072-9286-2018-00022 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36881283

8. Пташко Т. Г., Черникова Е. Г. Система социального образования студента в условиях педагогического процесса вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 4. - С. 95-100. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29345648

9. Рогова Е. Е. Переживание одиночества подростками с разной социальной направленностью // Вопросы психологии. - 2007. - № 5. - С. 39-46. URL: https: //elibrary.ru/item .asp?id=18922968

10. Рослякова С. В., Пташко Т. Г., Черникова Е. Г. Особенности социализации современных подростков // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7, № 4. - С. 292-296. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36746068

11. Селиванова З. К. О жизненных целях и профессиональных предпочтениях старших подростков // Социологические исследования. - 2017. - № 5. - С. 51-56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29276827

12. Толстых Н. Н. Подростки и их родители: что ценят и чего хотят сегодня // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 4 - С. 70-78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18948825

13. Фетискин Н. П. Концептуальные основания деструктивных новообразований в структуре личностной направленности девиантного подростка // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - Т. 23, № 3. -С. 56-65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30621542

© 2011-2020 Science for Education Today Все права защищены

90

Science for Education Today

2020, том 10, № 1

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

14. Черникова Е. Г., Пташко Т. Г., Рослякова С. В. Ценностные ориентации современных городских подростков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. - № 1. - С. 333— 337. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36922562

15. Черникова Е. Г., Пташко Т. Г., Соколова Н. А. Социально-психологические особенности современного подростка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 5. — С. 267—284. DOI: https://doi.org/10.25588/CSPU.2018.83..5..021 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36915423

16. Черникова Е. Г., Пташко Т. Г., Перебейнос А. Е., Сиврикова Н. В. Личностные ценности подростков малого и большого городов и риски в процессе их формирования // Science for Education Today. — 2019. — № 2. — С. 215—233. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.1902.15 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38191475

17. Шахова И. П. Характеристика направленности личности в подростковом и юношеском возрастах // Вестник Московского государственного областного университета: Серия психологические науки. — 2010. — № 3. — С. 159—167. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15567045

18. Ярошенко О. Е., Щербина А. И. Гендерные особенности самоотношения и социально-психологических установок старших подростков // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2015. — № 37. — С. 186—190. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25054691

19. Beaudry M. B., Swartz K., Miller L., Glazer K., Wilcox H. Effectiveness of the Adolescent Depression Awareness Program (ADAP) on Depression Literacy and Mental Health Treatment // Journal of School Health — 2019. — Vol. 89 (3). — Р. 165—172. DOI: https://doi.org/10.1111/josh.12725

20. Campbell D. E., Wolbrecht C. The Resistance as Role Model: Disillusionment and Protest Among American Adolescents After 2016 // Political Behavior. — 2019. — Vol. 19. — Р. 1—26. DOI: https://doi.org/10.1007/s11109-019-09537-w

21. Dahl V. Reducing Adolescents' Approval of Political Violence: The Social Influence of Universal-istic and Immigrant-Friendly Peers // Zeitschrift fur psychologie. — 2017. — Vol. 225 (4). — P. 289— 290. DOI: https://doi.org/10.1027/2151-2604/a000298

22. Khatcherian E., Zdanowicz N. Why do cyberbullied adolescents stay in contact with their harasser? A literature review and reflection on cyberbullied adolescents' coping strategies // Psychiatria Dan-ubina. - 2018. - Vol. 30. - P. 537-540. PMID: 30439842 URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pub-med/30439842

23. López C., Hartmann P., Apaolaza V. Gratifications on Social Networking Sites: The Role of Secondary School Students' Individual Differences in Loneliness // Journal of Educational Computing Research. — 2019. — Vol. 57 (1). — Р. 58—82. DOI: https://doi.org/10.1177/0735633117743917

24. Lannegrand-Willems L., Chevrier B., Perchec C., Carrizales A. How is Civic Engagement Related to Personal Identity and Social Identity in Late Adolescents and Emerging Adults? A Person-Oriented Approach // Journal of Youth and Adolescence. — 2018. — Vol. 47 (4). — Р. 731—748. DOI: https://doi.org/10.1007/s10964-018-0821-x

25. Oosterhoff B., Ferris K. A., Palmer C. A., Metzger A. Longitudinal associations among adolescents' organized activity involvement and sociopolitical values // Social development. — 2017. — Vol. 26 (4). — P. 846—859. DOI: https://doi.org/10.1111/sode.12230

26. Pérez-Torres V., Pastor-Ruiz Y., Abarrou-Ben-Boubaker S. You Tubers videos and the construction of adolescent identity // Comunicar. Media education research journal. — 2018. — Vol. 26 (55). — P. 61—70. DOI: https://doi.org/10.3916/C55-2018-06

27. Prievara D. K., Piko B. F., Luszczynska A. Problematic Internet Use, Social Needs and Social Support Among Youth // International Journal of Mental Health and Addiction. — 2018. — Vol. 17 (4), pp. 1008—1019. DOI: https://doi.org/10.1007/s11469-018-9973-x

© 2011-2020 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today

2020, том 10, № 1

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

28. Serek J., Jugert P. Young European citizens: An individual by context perspective on adolescent

European citizenship // European Journal of Developmental Psychology. - 2018. - Vol. 15 (3). -P. 302-323. DOI: https://doi.org/10.1080/17405629.2017.1366308

29. Serek J., Machackova H., Macek P. Who crosses the norms? Predictors of the readiness for nonnormative political participation among adolescents // Journal of Adolescence. - 2018. - Vol. 62. -P. 18-26. DOI: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2017.11.001

30. Zani B., Cicognani E. Young people as engaged citizens: A difficult challenge between disillu-sionments and hopes // Contucci P., Omicini A., Pianini D., Sîrbu A. (eds) The Future of Digital Democracy. Lecture Notes in Computer Science, 2019, vol. 11300. Springer, Cham DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-05333-8_1

© 2011-2020 Science for Education Today Все права защищены

2020, Vol. 10, No. 1 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

DOI: 10.15293/2658-6762.2001.05

Tatyana Gennad' evna Ptashko

Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor,

Social Work, Pedagogics and Psychology Department,

South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk,

Russian Federation.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0235-4190 E-mail: ptashko75@mail.ru Elena Gennadyevna Chernikova

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor,

Social Work, Pedagogics and Psychology Department,

South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk,

Russian Federation.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8858-9790 E-mail: Helen1268@mail.ru Artem Evgenyevich Perebeynos

Candidate of Historical Sciences, Assistant Professor, General History Department,

South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3269-0440 E-mail: nos75@mail.ru Nadezhda Anatolyevna Sokolova Doctor of Education, Professor, Social Work, Pedagogics and Psychology Department, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2110-8320 E-mail: sokolovana-2011@mail.ru Nadezhda Valeryevna Sivrikova

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Psychology of Social Work, Pedagogics and Psychology Department, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9757-8113 E-mail: Bobronv@cspu.ru

The relationship between the type of adolescents' individual personality orientation and characteristics of their social engagement

Introduction. The article focuses on social involvement of adolescents. The purpose of the study is to specify the relationship between the type of adolescents'personality orientation and characteristics of their social engagement.

Materials and Methods. The research adopts a structural approach to personality studies, reviewing and analysis of scholarly literature.

© 2011-2020 Science for Education Today All rights reserved

Abstract

93

2020, Vol. 10, No. 1 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

Various types of surveys were used to collect empirical data. In order to study social engagement of adolescents, the authors employed E. G. Chernikova's questionnaire, containing blocks aimed at identifying their attitude to significant problems of modern society and civil rights. 'Measuring the interactive orientation of the personality questionnaire' designed by N. E. Shchurkova and modified by of N. P. Fetiskin was used to identify types of personality orientation. Mathematical data processing was performed using the Mann-Whitney U test. The sample consisted of 192 adolescents of 8th-9th grades.

Results. The study found that most adolescents did not develop any particular type ofpersonality orientation. Only the trends towards formation of personality orientation were revealed. The study identified neither high nor medium levels of types of personality orientation. The findings showed a relatively higher average value for orientation toward interaction and cooperation, on the other hand, an egocentric orientation was expressed less than other types. When studying the social position of adolescents, it was found that they considered the problems of peace and cooperation with other countries as the most important. Moreover, the participants emphasized the importance of such civil rights as rights to life, education, housing and health protection. They expressed their desire to have prosperous happy families, beloved professions, friends and material wealth. The research findings showed links between the intensity of various types of orientation and certain aspects of adolescents' social engagement. For instance, a correlation was found between a higher level of egocentric orientation and valuing the issues of international cooperation and nature conservation, right to protect life and health, and high material well-being. A higher level of focus on interaction was associated with an interest in society, respect for civil rights, a desire to have pets and a high financial well-being. A higher level of marginal orientation turned out to be higher among adolescents who wanted to have a stable economic and political situation in the country, they showed interest in protecting their rights, and wish to have high material well-being.

Conclusions. The research revealed the relationship between the type of personality orientation and manifestations of activity in relation to society, personal desires and rights. Based on the results obtained, a conclusion is drawn on the specifics of how the type ofpersonality orientation (personal, social, marginal) influences adolescents' social engagement.

Adolescent; Personality orientation; Type of orientation; Social engagement; Adolescent rights; Egocentric orientation; Interaction orientation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Grebennikova O. V. Khuzeeva G. R. Features of the perception of social reality by modern teenagers. Psychological Research, 2018, vol. 11 (58), pp. 6. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36307010

2. Grebennikova O. V. Social representations peculiarities in modern Russian teenagers. Psychological Research, 2010, no. 2, pp. 6. (In Russian) URL: https ://elibrary.ru/item.asp?id= 13922159

3. Golovanova N. F., Dermanova I. B. Directivity of self-fulfillment and personal realization of teenager. Psychological and Pedagogical Research, 2018, vol. 10 (3), pp. 126-134. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2018100311 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36318224

4. Makeev P. S. Pokolenichesky analysis of modern children and adolescents: A quantitative analysis of characteristics. Social Policy and Sociology, 2015, vol. 14 (3-1), pp. 52-61. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.17922/2071-3665-2015-14-3-1-52-61 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24391947

© 2011-2020 Science for Education Today All rights reserved

Keywords

REFERENCES

94

Science for Education Today

2020, Vol. 10, No. 1 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762

5. Malikova E. V. Peculiarities of the responsibility of adolescents from personal orientation. The world of Science, Culture, Education, 2010, no. 6-1, pp. 92-94. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16341367

6. Molchanov S. V., Poskrebysheva N. N., Zapunidi A. A., Markina O. S. Development of autonomy as a precondition of adolescents' orientation in moral sphere. Cultural-Historical Psychology, 2015, vol. 11 (4), pp. 22-29. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2015110402 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25238658

7. Perebeynos A. E., Ptashko T. G. The participation of student youth in the social, cultural and political life of the Ural Region in the second half of the 19th -Early 20th centuries. New Historical Messenger, 2018, no. 3, pp. 42-58. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.24411/2072-9286-2018-00022 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36881283

8. PtashkoT. G., Chernikova E. G. System of student social education in the conditions of higher education pedagogical process. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2017, no. 4, pp. 95-100. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29345648

9. Rogova E. E. Experience of loneliness in adolescents of different social inclinations. Psychology Issues, 2007, no. 5, pp. 39-46. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18922968

10. Roslyakova S. V., Ptashko T. G., Chernikova E. G. Peculiarities of socialization of modern teenagers. Baltic Humanitarian Journal, 2018, Vol. 7 (4), pp. 292-296. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36746068

11. Selivanova, Z. K. Life goals and professional preferences of older adolescents. Sotsiologicheskie Issledovaniya, 2017, no. 5, pp. 51-56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29276827

12. Tolstykh N. N. Adolescents and their parents: what are the values and what do they want today? Psychological Science and Education, 2012, no. 4, pp. 70-78. (In Russian). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18948825

13. Fetiskin N. P. Conceptual foundations of destructive new formations in the structure of the personal orientation of a deviant teenager. Bulletinof Kostroma State University, 2017, Vol. 23 (3), pp. 5665. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30621542

14. Chernikova E. G., Ptashko T. G., Roslyakova S. V. Value orientations of modern urban adolescents. Scientific Notes of the University. P.F. Lesgaft, 2019, no. 1, pp. 333-337. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36922562

15. Chernikova E. G., Ptashko T. G., Sokolova N. A. Social and psychological features of modern adolescence. Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University, 2018, no. 5, pp. 267-284. (In Russian)URL: DOI: https://doi.org/10.25588/CSPU.2018.83..5..021 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36915423

16. Chernikova E. G., Ptashko T. G., Perebeinos A. E., Sivrikova N. V. Adolescents' personal values in towns and cities and risks in their development. Science for Education Today, 2019, vol. 9 (2), pp. 215-233. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.1902.15 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38191475

17. Shakhova I. P. Characteristics of personality orientation in adolescence and youth. Bulletin of Moscow State Regional University, 2010, no. 3, pp. 159-167. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15567045

18. Yaroshenko O. E., Scherbina A. I. Gender characteristics of self-attitude and socio-psychological attitudes of older adolescents. Scientific and Methodological Electronic Journal Concept, 2015, no. 37, pp. 186-190. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25054691

© 2011-2020 Science for Education Today All rights reserved

2020, Vol. 10, No. 1 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

19. Beaudry M. B., Swartz K., Miller L.,Glazer K., Wilcox H. Effectiveness of the adolescent depression awareness program (ADAP) on depression literacy and mental health treatment. Journal of School Health, 2019, vol. 89 (3), pp.165-172. DOI: https://doi.org/10.1111/josh.12725

20. Campbell D. E., Wolbrecht C. The resistance as role model: Disillusionment and protest among american adolescents after 2016. Political Behavior, 2019, vol. 19, pp. 1-26. DOI: https://doi.org/10.1007/s11109-019-09537-w)

21. Dahl V. Reducing adolescents' approval of political violence: The social influence of universalistic and immigrant-friendly peers. Zeitschrift fur Psychologie-Journal of Psychology, 2017, vol. 225 (4), pp. 289-290. DOI: https://doi.org/10.1027/2151-2604/a000298

22. Khatcherian E., Zdanowicz N. Why do cyberbullied adolescents stay in contact with their harasser? A literature review and reflection on cyberbullied adolescents' coping strategies. Psychiatria Danubina, 2018, vol. 30, pp. 537-540. PMID: 30439842 URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/30439842

23. López C., Hartmann P., Apaolaza V. Gratifications on social networking sites: The role of secondary school students' individual differences in loneliness. Journal of Educational Computing Research, 2019, vol. 57 (1), pp. 58-82. DOI: https://doi.org/10.1177/0735633117743917

24. Lannegrand-Willems L., Chevrier B., Perchec C., Carrizales A. how is civic engagement related to personal identity and social identity in late adolescents and emerging adults? a person-oriented approach. Journal of Youth and Adolescence, 2018, vol. 47 (4), pp. 731-748. DOI: https://doi.org/10.1007/s10964-018-0821-x

25. Oosterhoff B., Ferris K. A., Palmer C. A., Metzger A. Longitudinal associations among adolescents' organized activity involvement and sociopolitical values. Social Development, 2017, Vol. 26 (4), pp. 846-859. DOI: https://doi.org/10.1111/sode.12230

26. Pérez-Torres V., Pastor-Ruiz Y., Abarrou-Ben-Boubaker S. YouTubers videos and the construction of adolescent identity. Comunicar, 2018, vol. 26 (55), pp. 61-70. DOI: https://doi.org/10.3916/C55-2018-06

27. Prievara D. K., Piko B. F., Luszczynska A. Problematic internet use, social needs, and social support among youth. International Journal of Mental Health and Addiction, 2018, Vol. 17 (4), pp. 1008-1019. DOI: https://doi.org/10.1007/s11469-018-9973-x

28. Serek J., Jugert P. Young european citizens: An individual by context perspective on adolescent european citizenship. European Journal of Developmental Psychology, 2018, vol. 15 (3), pp. 302323. DOI: https://doi.org/10.1080/17405629.2017.1366308

29. Serek J., Machackova H., Macek P. Who crosses the norms? Predictors of the readiness for nonnormative political participation among adolescents. Journal of Adolescence, 2018, vol. 62, pp. 1826. DOI: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2017.11.001

30. Zani B., Cicognani E. Young people as engaged citizens: A difficult challenge between disillusionments and hopes. In: Contucci P., Omicini A., Pianini D., Sirbu A. (eds) The Future of Digital Democracy. Lecture Notes in Computer Science, 2019, vol. 11300. Springer, Cham. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-05333-8_1

Submitted: 28 September 2019 Accepted: 09 January 2020 Published: 29 February 2020

© ®

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).

© 2011-2020 Science for Education Today

All rights reserved

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.