Научная статья на тему 'Проблема целостности системы семейного строительства'

Проблема целостности системы семейного строительства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
142
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема целостности системы семейного строительства»

ний, самоактуализации и трансценден-ции. На данном этапе эффективным приемом работы является ведение двухчаст-

с доминированием диалога. В процессе

этой лекции студенты получают возможность свободно общаться и высказывать ного дневника. В одной половине запи- собственное мнение на основе сопостав-

сывается какая-либо цитата из текста, в ления различных точек зрения. Анализ

другой — комментарии. Комментарии «продвинутой» лекции позволяет четко

могут быть трех видов: ассоциации из личного опыта, ключевая идея (идеи)

выделить каждую стадию модели восприятия информации. В ходе дискуссии с пре-текста, вопросы и противоречия. Данный подавателем развиваются мобильность по-

прием направлен на развитие осознающей рефлексии, позволяющей студенту осознать самого себя как творческого

ведения, креативность, любознательность, толерантность, лояльность.

Использование указанной технологии

субъекта профессиональной деятельности, в учебном процессе педвуза приводит к На V курсе доминирующим каче- развитию различных навыков интеллектуальной деятельности в сочетании с умением гибкого общения и толерантностью поведения. Сегодня это особенно

ством в структуре субъектности студен-

тов педвуза является педагогическии такт как закрепившееся личностно ориентированное отношение, проявляющееся в положительном восприятии личности учащегося, основанном на безуслов-

и

актуально для высшей школы, так как целью образования становятся саморазвитие творческих способностей челове-ной любви и эмпатийном принятии его. ка, самостоятельное обретение им раци-

Эти качества помогают субъекту осуще- ональных, универсальных способов де-

ствлять оптимальный выбор в соотноше- ятельности, обеспечивающих субъекту

нии способов и приемов поведения на профессиональной деятельности воз-

основе соблюдения чувства меры в об- можность реализации субъектности.

щении, гибкого мышления и оптимис-

Таким образом, адаптация нами тех-

тичного подхода к человеку. Проявлен- нологии ЧПКМ показала, что ее исполь-

ный педагогический такт персонифицирует личностные качества и является показателем психологической культуры будущего учителя. Эффективным приемом

зование в педвузе создает оптимальные условия для развития у будущих учителей критического мышления и опосредованно способствует развитию всех групп

развития педагогического такта являет- профессионально значимых личностных ся «продвинутая» лекция, вернее, лекция качеств педагога.

Поступила 25.11.02.

ПРОБЛЕМА ЦЕЛОСТНОСТИ СИСТЕМЫ СЕМЕЙНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Ф.А. Ильдарханова, начальник Управления ЗАГС Кабинета министров

Республики Татарстан, доцент

Под термином семейное строитель- кого порядка с новыми свойствами, ко-ство мы понимаем двоякий процесс: с торых нет ни у одной из составляющих одной стороны, это создание дееспособ-

ной семьи, а с другой

процесс реали-

ее подсистем.

Первая подсистема способной семьи —

создание дее-

зации семейной политики государственных и негосударственных органов влас- пени противостоит второй

в определенной сте-

— процессу

ти и управления.

Таким образом, семейное строи-

— это дихотомический про-

тельство

реализации общественно-государственной семейной политики: если первая проявляется как специфическая деятель-

цесс, т.е. процесс объединения двух ность двух дееспособных личностей — подсистем в одну систему более высо- мужчины и женщины, то вторая проявля-

Ф.А. Ильдарханова, 2002

149

ЗЯ8Я88888888Я8& ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ется в деятельности надличностных об- социально-правовых отношений в обще-

щественно-государственных институтов.

Вполне очевидно, что пара людей разного пола, рассматриваемая вне общества, может образовать в лучшем случае малую группу, преследующую цели взаимного сексуального удовлетворения, производства потомства и совместного ведения хозяйства. При этом ни о каком нормативно-нравственном регулировании такого рода отношений не может быть и речи, так как нормы морали и права —

стве, ментальных факторов.

Свойство зрелости, или целостности, системы семейного строительства имеет две основные составляющие:

— инвариантную относительно кон-

кретной историческои эпохи, характеризующую исторически сложившуюся форму семейных отношений в обществе;

переменную, определяемую теку-

порождение социальной жизни людей. Семьи вне конкретного общества, в полном смысле этого слова, быть не может.

Очевидно также и то, что семейная политика государства и негосударственных учреждений и организаций обладает своими специфическими свойствами, но никакая политика в отрыве от конкретного мужчины и конкретной женщины не способна создать никакую, пусть даже самую захудалую, семью.

Таким образом, лишь объединение двух вышеуказанных подсистем в одну порождает систему, обладающую уникальными специфическими свойствами. Эту систему мы называем системой се-

щими факторами состояния общества.

Представляется важным проследить процесс становления и сущность целостных систем, их инвариантные и переменные характеристики применительно к системе семейного строительства.

Становление любой системы, как и ее возникновение, проходит ряд этапов, каждый из которых можно рассматривать как развитие отдельной системы. Утверждающаяся форма взаимодействия между элементами, или, что то же самое, новая форма движения, или ее разновидность распространяется по всему возможному пространству, захватывая все более обширные его области, пока не станет структурно подобной элементарной системе — носителю новой формы

мейного строительства. Она представ- движения. Иначе говоря, как только до-ляет собой явление, исторически сложив- стигается структурная тождественность

шееся в ходе развития той или инои цивилизации. Ее характеристики в каждый конкретный момент определяются теку-

части и целого, процесс становления прекращается. Особенно отчетливо это видно на социальных системах. Если это щим состоянием как семейной политики, зрелая рабовладельческая формация, то так и всей совокупности процессов семей- все атрибуты рабовладельческих отноше-

ного строительства, протекающих в данном обществе на уровне конкретных семейных образований.

Понятно, что состояние семейной политики в конкретный момент зависит от других факторов, достаточно динамично изменяющихся во времени, — состояния экономики, состояния и характера социально-правовых отношений в обществе, ментальности.

На уровне конкретных семей мы также видим, что процесс семейного строительства находится под влиянием весьма большого числа факторов и в каждой конкретной семье он протекает уникальным, особым, присущим только этой семье образом. В целом, однако, эти иро-

нии мы встречаем на всех уровнях человеческих объединений. Если это капитализм на стадии своей зрелости, то капиталистические отношения пронизывают общество от семейных отношений до чиновничьей иерархии. Таким образом, структурно-организационная тожде-

ственность частей и целого, подсистем и системы — один из важных признаков зрелости, развитости системы (см.: Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. М., 1985. С. 194—195).

Применительно к системе семейного строительства структурная тождественность части и целого, т.е. ее изоморф-

ность, обеспечивается подсистемой вос-цессы подчиняются статистическим за- питания и образования личности. Дей-

кономерностям и также зависят от состо- ствительно, «сущность процесса образо-

яния экономики, состояния и характера вания личности заключается в том, что в

№ 4, 2002

мозгу человека образуется как бы уменьшенная модель окружающего мира — экспериментальная площадка. Наличие такой объективной отражающей площади подобно зеркалу есть условие объективного отражения природного и общественного миров, в том числе и самого себя в самом себе. Но более всего эта экспериментальная площадка (потому мы, вслед за Э. Нойманом, и называем ее эксперимен-

ний. При этом мы видим, что структурная изоморфность системы семейного строительства в целом и составляющих ее подсистем есть характеристика, определяющая инвариантную составляющую целостности системы семейного строительства.

Возникает вопрос о том, насколько в оперативном плане, в плане зависимости от переменных факторов семейной

тапьной) позволяет создавать, конструи- макро- и микросреды, эти виды деятель-

ровать, планировать новые образования, следить и управлять их становлением» (Дармодехин С.В. Семья как объект государственной политики. М., 1998. С. 164).

ности являются целостными, насколько они обладают полнотой охвата и разрешения всех сторон, проблем и нюансов семейного строительства. Очевидно, В процессе образования личности если отсутствует целостность семейно-происходит изоморфное отображение го строительства на конкретно-личност-

социальных институтов общества в мозгу человека, в его мозговой экспериментальной площадке. Образовательный процесс есть средство обеспечения целостности системы человек — общество.

Поэтому и процесс создания дееспособной семьи оказывается структурно тож- нарушена целостность семейного стро-дественным процессу семейного строительства в целом: конкретные мужчина и женщина строят семью по своему соб-

ном уровне, то в результате мы получим в той или иной степени ущербную, проблемную семью. Если же нарушена целостность семейной политики, то в результате действия закона изоморфизма целого и частного в последующем будет

ительства и на личностном уровне.

Отметим, что на практике закон изоморфизма части и целого проявляется прежде всего как закон круговой причинности, который заключается в том, что в дициям, нормам и правилам, законам и целостной системе процессы, происходя-представлениям о том, что правильно и щие в одной подсистеме, выступают в

ственному желанию, но подчиняясь существующим в обществе ритуалам и тра-

качестве причины процессов в другой подсистеме, и наоборот.

При рассмотрении вопроса о целостности системы семейного строительства, как в инвариантном плане, так и в оперативном, необходимо ориентироваться на общие методологические подходы к анализу целостных систем.

Целостность, или зрелость, системы определяется наряду с другими признаками также и наличием в единой системе доминирующих противоположных подсистем, каждая из которых объединяет элементы, обладающие функциональными качествами, противоположными функциональным качествам другой подсистемы. Система из доминирующих противоположных подсистем может находиться в относительно устойчивом состоянии. Но это состояние временно, ибо интенсивность взаимодействия как между противоположностями, так и внутри семейно-ориентированной деятельное- каждой из них непрерывно меняется, тью социальных институтов и учрежде- Характер процессов в зрелой системе

что неправильно.

Семейная политика государства и других общественных институтов также изоморфна структуре семейного строительства в целом. Действительно, она не может не отражать процесс создания и развития семьи на уровне отдельных личностей: в противном случае отсутствует сам предмет семейной политики. Но в то же время семейная политика не может не отражать и состояние самой себя, так как иначе исчезает вектор ее развития, определяемый направлением от существующего положения вещей в семейной политике к желательному ее состоянию.

Итак, семейное строительство есть процесс, на личностном уровне обеспечиваемый первоначально воспитанием и образованием личности и реализуемый в последующем деятельностью конкретных личностей по созданию дееспособной семьи, а на социальном уровне —

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

обусловлен противоречивым состоянием целостной системы (см.: Аверьянов А.Н. Указ. соч. С. 195).

Раздвоение системы на противоположности обеспечивает ее относительно равновесное состояние и возможность длительного существования, в период которого изменения происходят преимущественно в количественном соотношении противоположных элементов. В конечном счете количественные изменения неизбежно приводят к качественным изменениям (там же. С. 197—198).

Итак, фундаментальным признаком целостной системы является наличие в ней доминирующих противоположных подсистем. Рассмотрим это положение применительно к системе семейного строительства.

Выше мы уже показали противоположность и единство подсистемы семейного строительства на личностном уровне и подсистемы семейной политики. Подчеркнем, что свойство целостности — зрелости в процессе своего развития должны приобретать и сами эти под-

высшей системы, элементом которой она становится (там же. С. 198).

Целостность системы строительства дееспособных семей проявляется на статистическом уровне, так как она состоит из большого числа элементов —процессов строительства отдельных конкретных семей. Поэтому нужно исследовать, подчиняется ли распределение семей по признаку целостности на той или иной территории (в регионе) нормальному закону распределения. Если да, то можно считать, что подсистема строительства дееспособных семей на данной территории является целостной; в противном случае — нецелостной, и тогда есть основания для более углубленного исследования причин этой нецелостно-сти.

Таковы общие методологические подходы к определению уровня целостности рассматриваемой подсистемы в системе семейного строительства. Одна-

ко возникает следующий вопрос: каким образом можно оценить состояние целостности той или иной семейной системы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

системы: лишь в этом случае вся систе- (конкретной семьи)?

ма семейного строительства становится целостной.

Действительно, с одной стороны, система, вступившая в период зрелости целостности, одновременно становится развитым элементом высшей системы. С другой стороны, любая система с момента возникновения одновременно является и элементом, ибо она возникает в существующей системе. Но в данном случае система и сама по себе, и как элемент

Нам представляется, что количественно целостность семейной системы можно определить по числу содержащихся в ней доминирующих противоположных подсистем: чем больше таких подсистем, тем более целостной является данная система. При таком подходе целостность системы предстает как многомерное явление, описываемое системой координатных осей, каждая из которых имеет как положи-

еще не развита. Развиваясь как система, тельное, так и отрицательное направление, т.е. связывает два противоположных начала (мужское и женское,

завершающая один вид движения, она развивается и как элемент — носитель новой формы движения, а это значит, что ее развитие неизбежно подчиняется потребностям высшей системы. Иначе говоря, высшая система оказывает воздействие на характер дифференциации системы, становящейся ее развитым элементом. Зрелая система есть конкретная, определенная система; конкретность зрелой системы заключается в характере ее функционирования, в специализации ее функций. Система специализируется и приспособляется к определенному способу взаимодействия с окружающей средой, который способствует и существованию

ро; штельское и детское, материальное и духовное и т.д.).

Процесс строительства дееспособной семьи на первоначальном этапе есть процесс взаимодействия двух личностей мужчины и женщины, которые, по своей сути, есть противоположные подсистемы на всех этапах семейного строительства. Таким образом, на первом этапе строительства семьи возникает одна доминирующая ось, отражающая отношения противоположных полов.

На этапе бракосочетания к этой оси добавляется супружеская ось муж

жена, характеризующая социально-ролевые и правовые отношения между противоположными субъектами брака.

На том же этапе возникают две противоположные системы — семейная микросреда и семейная родовая макросреда; соответствующая ось показывает отно-" шения супругов с их ближайшими родственниками, которые весьма сильно влияют на становление и развитие молодой семьи.

По мере развития семьи возникают еще две противоположные подсистемы — родительская и детская, т.е. родители и дети образуют две системы, обладающие в значительной мере противоположными свойствами. Так добавляется еще одна ось, характеризующая целостность семейной системы.

Следующие две подсистемы соответ-свуют процессам воспитания и образования личности, которые протекают как внутри семьи, так и за ее пределами, прежде всего в образовательных учреждениях (отсюда и проистекает их противоположность):

внутрисемейное воспитание — вне-семейное (общественное) воспитание;

домашнее образование — обучение в образовательных учреждениях.

Экономика семьи характеризуется осью, на одном направлении которой — внесемейный труд как средство получения денежных и иных доходов для семьи, а на другом — домашний труд, выполняющий как экономическую, так и иные функции (педагогическую, общения, рекреационную и т.д.).

Две оси относятся к внутрисемейному распределению труда: одна ось — мужские и женские работы в домашнем хозяйстве, вторая — труд взрослых и труд детей.

Ось досуг — труд определяет принятое в семье соотношение подсистемы организации и проведения семейного досуга и подсистемы труда членов семьи.

Бюджетная ось семьи характеризует подсистемы получения доходов (кто зарабатывает) и расходов (кто распоряжается деньгами и другими ценностями —

кто и как расходует).

Властная ось определяет две противоположные подсистемы: источника власти в семье и подчиненную.

Коалиционная ось отражает наличие в семье различных коалиций, группировок (мать и дочь против отца, мать с детьми против отца и т.п.).

Ось семейных ценностей — подсистема материальных ценностей (квартира, машина и т.д.) и подсистема духовных ценностей (в том числе семейные традиции, взаимоотношения между членами семьи, рассматриваемые как особого рода духовная ценность личности).

После того как определена некоторая система осей целостности, мы можем провести анализ конкретной семейной системы (семьи) на предмет ее целостности (зрелости). При этом осуществляется ее числовая оценка:

— если та или иная ось в семейной системе не представлена совсем, то ей соответствует число 0;

— если она представлена, но не как совокупность противоположных подсистем, а как нечто единое, неструктурированное (например, нет ясности в вопросах о том, как формируются доходы семьи и кто за это несет основную ответственность, как осуществляются расходы и кто принимает основные решения по этому вопросу), то такой оси соответствует число 1/2;

— если ось представлена как совокупность двух ярко выраженных противоположных подсистем, то ей соответствует число 1.

В результате суммирования полученных по всем осям чисел получаем число — показатель целостности данной семейной системы.

Проанализировав целостность семейных систем в той или иной выборке, можно построить график распределения семей по этому признаку (горизонтальная шкала — показатель целостности семей, по вертикали — частота встречаемости данных значений в рассматриваемой выборке) и сделать вывод о том, является ли данное распределение нормальным или нет. В первом случае мы говорим, что на данной территории сложилась целостная система строительства дееспособных семей. Во втором делаем вывод о том, что на этой территории действует некий фактор, противодействующий процессу строительства благополучных (целостных) семей.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Теперь нам необходимо рассмотреть вопрос о том, как оценить целостность подсистемы семейной политики, реализуемой на конкретной территории (в регионе).

При оценке целостности подсистемы семейной политики, реализуемой на той или иной территории (в регионе), мы будем придерживаться того же методологического подхода, который мы использовали при анализе подсистемы строительства дееспособной семьи. Это озна-

чает, что мы будем выделять в ней доминирующие противоположные подсистемы, и чем больше таких подсистем мы сумеем определить в структуре семейной политики в том или ином конкретном регионе, тем выше будет оцениваться ее

целостность.

Вообще говоря, в семейной политике можно выделить следующие доминирующие противоположные подсистемы:

1 Подсистема семейной политики государства О Подсистема семейной политики негосударствен*

ных учреждений и организаций

2 Политика разделения зон ответственности за^ Политика интеграции действий органов власти и

управления при решении вопросов семейной политики

3

4

5

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

состояние семейной политики органов влас-

ти и управления

Подсистема научного обеспечения семейной О Подсистема центров реализации семейно-ориен-политики тированных проектов и программ

Подсистема политики в отношении матери- О Подсистема политики в отношении духовной сфе-

альной сферы семейных отношений ры семейных отношений

Пропаганда общечеловеческих семейных цен- О Подсистема этноконфессионального семейного ностей воспитания

6 Политика поддержки функционирования се- <=> Политика обеспечения беспрепятственного до-мейно-ориентированных средств массовой ступа семьи к источникам информации информации, издательской деятельности

Подсистема развития семейного государст- О Политика развития неправовых регуляторов се-венного права мейных отношений

Развитие подсистемы фамилистической экс- О Развитие подсистемы независимой фамилистичес-пертизы проектов законов и нормативных ак- кой экспертизы

тов государства

Политика обеспечения родительских прав Политика защиты детства граждан

Политика, ориентированная на семейную^ Политика, ориентированная на укрепление родо-

микросреду

Правовая поддержка и просвещение семьи Политика помощи в создании семьи

вых связей, родовой макросреды ^ Формирование активной правовой позиции семьи О Политика ограничения возможности вступления в брак

Политика обеспечения прав граждан на рас- О Политика в отношении сохранения семей, умень-торжение брака шения количества расторжений брака

Политика поощрения рождаемости О Политика ограничения рождаемости

Политика внесемейного воспитания Политика внутрисемейного воспитания

Политика семейно-ориентированного общего & Поддержка системы образования на дому, дистан-и профессионального образования ционного образования, развития домашней обра-

зовательной среды

Политика общественного семейного досуга О Политика внутрисемейного досуга Профилактика детской безнадзорности и пре- ^ Развитие подконтрольной семье системы детско-

ступности

Политика помощи матерям-одиночкам Политика поддержки проблемных семей

го самоуправления ^ Политика порицания рождения детей вне брака ^ Политика поддержки перспективных семей, в том

числе воспитывающих талантливых детей Подсистема разрешения семейных кризисов О Подсистема профилактики семейных кризисов Государственное семейное воспитание детей- ^ Развитие института приемных семей сирот и детей, лишившихся родительского

попечения

23 «Женская» семейная политика повышение«Мужская» семейная политика — повышение статуса материнства, воспитание будущих ма- статуса отцовства, воспитание будущих от-

терей, медико-гинекологическая профилактика женских болезней

24 Политика охраны репродуктивного здоровья населения

25 Политика развития системы семейного медицинского обслуживания

26 Государственная подсистема обеспечения здоровья детей

27 Политика борьбы против алкоголизма, наркомании, табакокурения и токсикомании

28 Политика адресной социальной поддержки экономически несостоятельных семей

29 Политика государственного обеспечения пожилых граждан

30 Политика в отношении внесемейного труда

31 Жилищно-коммунальная политика государства

32 Развитие производства инструментов и оборудования для приусадебного и садово-дачного хозяйства

33 Развитие технологий производства продуктов быстрого приготовления еды, облегчения домашнего труда

цов, профилактика урологических заболеваний

О Политика планирования семьи

О Поддержка активной позиции семьи в отношении здорового образа жизни, ее медицинской активности

О Формирование стереотипа поведения семьи относительно укрепления и сохранения здоровья детей <=> Пропаганда и развитие среды культурного потребления алкогольных напитков <=> Политика формирования экономической состоятельности семьи О Политика стимулирования помощи родителям со стороны их детей <=> Политика в отношении внутрисемейного труда (в том числе труд женщины в семье, семейное народное творчество и предпринимательство)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<=> Поддержка активности семьи в улучшении ее жилищно-бытовых условий, развитие рынка жилья О Политика поддержки приусадебного и садово-дачного хозяйства граждан

Пропаганда и поддержка домашней кулинарии и производства продуктов питания в домашних условиях

Из вышеприведенных пар подсистемы 1—8 выделяются в одну группу, а подсистемы 9—33 — в другую. Такое разбиение на группы связано с тем, что подсистемы первой группы по своему характеру ориентированы на решение ставлена, но не как совокупность выде-

ственных органов власти и управления, функционирующих на данной территории, то этой паре подсистем соответствует число 0;

— если рассматриваемая пара пред-

вопросов семейной политики, а подсис- ленных противоположных подсистем се-

темы второй группы

на решение во-

просов строительства дееспособной семьи. Мы видим, что подсистема семейной политики оказывается структурно тождественной (изоморфной) структуре семейного строительства в целом. Но это и есть, в соответствии с общефилософ-

меинои политики, а как нечто единое, неструктурированное (или представлена лишь одна из подсистем рассматриваемой пары), то такой паре соответствует число 1/2;

— если пара подсистем семейной политики представлена как совокуп-

ской методологией формирования це- ность двух ярко выраженных противо-лостных систем, неотъемлемая характе-

ристика целостной системы.

Теперь можно оценить целостность семейной политики, реализуемой на той или иной территории (в регионе). Для этого мы поступаем таким же образом, как при оценке целостности подсистемы строительства дееспособной семьи:

— если та или иная пара противоположных подсистем не представлена в политике государственных и негосудар- целостность семейной политики.

положных подсистем, то ей соответствует число 1.

В результате суммирования чисел, полученных по всем парам противоположных подсистем, представленным в таблице, мы получаем число — показатель целостности семейной политики, реализуемой на данной территории (в регионе). Разумеется, чем больше будет это число, тем выше будет оцениваться

Поступила 09.09.02.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.