Научная статья на тему 'Комплексная социально-психологическая помощь семье в рамках психологической службы образования'

Комплексная социально-психологическая помощь семье в рамках психологической службы образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3594
478
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЕСПОСОБНОСТЬ СЕМЬИ / ПРОБЛЕМНАЯ СЕМЬЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ / FUNCTIONAL CAPACITY OF A FAMILY / A PROBLEM FAMILY / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / PREVENTIVE MAINTENANCE AND CORRECTION OF DISFUNCTIONAL FAMILY RELATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бонкало Т. И.

В статье представлены результаты исследования проблемы организации в образовательном учреждении комплексной социально-психологической помощи семье. На основании анализа эмпирических данных предпринята попытка раскрыть механизмы развития способности семьи к нормальному функционированию, определить содержание и направленность деятельности школьной социально-психологической службы по психологическому сопровождению и психологической поддержке семьи каждого школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF SCHOOL SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL SERVICE OF A FAMILY

The article presents the results of researching a problem of the organisation in educational institution of the complex socially-psychological family help. On the basis of the analysis of the empirical data the attempt to reveal mechanisms of development of family ability to normal functioning is undertaken, the article defines the maintenance and an activity orientation of school socially-psychological service of psychological support and a psychological family support service of each schoolboy.

Текст научной работы на тему «Комплексная социально-психологическая помощь семье в рамках психологической службы образования»

УДК 159.9

КОМПЛЕКСНАЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ В РАМКАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ

© 2010 Т.И.Бонкало

Московский Государственный областной социально-гуманитарный институт

Статья поступила в редакцию 25.11.2009

В статье представлены результаты исследования проблемы организации в образовательном учреждении комплексной социально-психологической помощи семье. На основании анализа эмпирических данных предпринята попытка раскрыть механизмы развития способности семьи к нормальному функционированию, определить содержание и направленность деятельности школьной социально-психологической службы по психологическому сопровождению и психологической поддержке семьи каждого школьника.

Ключевые слова: функциональная дееспособность семьи, проблемная семья, психологическая поддержка, психологическое сопровождение, профилактика и коррекция дисфункциональных семейных отношений.

В связи с актуализацией проблем семьи, вызванной ее современным кризисным состоянием, отражающимся в росте разводов, неполных семей, детей, рожденных вне брака, в увеличении количества подростковых преступлений, суицидов и других девиаций, интенсифицировались процессы разработки и внедрения многочисленных авторских программ, нацеленных на совершенствование деятельности специалистов разного профиля по оказанию комплексной медико-социально-психологической помощи семье. В настоящее время наметилась устойчивая тенденция к увеличению количества служб помощи семье, к расширению сети семейных консультаций, психолого-педагогических кабинетов, центров практической психологии и т.п. Однако эффективность деятельности таких учреждений ограничена в силу того, что, во-первых, многие из них работают на коммерческой основе, что делает их услуги недоступными для социально незащищенных слоев общества; во-вторых, российское население в целом характеризуется низким уровнем психологической культуры. Испытывая определенные трудности в семейном взаимодействии, большинство российских граждан обращаются за помощью отнюдь не к специалистам, а к родственникам, друзьям, знакомым или, полагаясь на свой жизненный опыт и весьма специфические социально-психологические знания, отраженные в народных мифах, пословицах и поговорках, сами разрабатывают стратегию своего поведения в целях разрешения возникшей трудной жизненной ситуации. В-третьих, деятельность учреждений и организаций службы помощи семье нацелена в основном на решение актуальных, уже сформировавших-

о

Бонкало Татьяна Ивановна, кандидат педагогический наук, доцент кафедры социальной психологии и педагогики. Е-mail: BonKaLoSerG@yandex. т

ся внутрисемейных проблем. Психопрофилактике, предупреждающей формирование и развитие в каждой семье дисфункциональных отношений, внимания уделяется неоправданно мало. В-четвертых, учреждения службы помощи семье относятся к разным ведомствам, что обусловливает разрозненность и бессистемность их деятельности.

Таким образом, кризисное состояние института семьи, обусловленное как социально-экономическими, так и культурно-историческими факторами, разрозненность деятельности служб помощи семье и отсутствие у большинства российского населения мотивации к обращению за специализированной помощью диктуют необходимость рассмотрения в качестве центрального компонента системы социально-психологической помощи семье образовательное учреждение, специфика деятельности которого позволяет обеспечить профилактику и коррекцию дисфункциональных отношений в семье каждого школьника. Это обусловлено, во-первых, вынужденным долговременным взаимодействием семьи с работниками образовательного учреждения; во-вторых, возможностью охвата широких слоев населения; в-третьих, возможностью использования как открытых непосредственных и опосредованных, так и скрытых способов психологического воздействия на семейные взаимоотношения.

Однако вопросы взаимодействия школы и семьи до сих пор остаются за пределами психологической науки и, следовательно, психологической практики. На наш взгляд, вопросы взаимодействия школы и семьи, традиционно рассматриваемые с позиций педагогики и педагогической психологии, должны стать предметом нового направления социальной психологии, т.к. в основе взаимодействия работников образовательного учреждения с семьями учащихся лежат

определенные социальные отношения, характер и содержание которых обусловлены, во-первых, целями, задачами и направленностью взаимодействия; во-вторых, социально-психологическими закономерностями влияния установок и убеждений субъектов взаимодействия, взаимозависимости и взаимосвязанности их поведения, направленного друг другу; в-третьих, механизмами взаимного восприятия и формирования взаимной оценки личности друг друга, а также субъектной интерпретацией социальных условий и социальных ситуаций взаимодействия. Изучение обозначенных социально-психологических аспектов взаимодействия школы и семьи, в условиях его измененной направленности и ориентации на оказание помощи семье каждого школьника, позволяет сформировать целостное представление о работе с семьей, что значительно расширяет прикладное значение социальной психологии как в сфере образования, так и в области сохранения психического здоровья населения. На наш взгляд, взаимодействие школы и семьи должно иметь синергетический и когерентный характер: две актуальные проблемы - проблема привлечения родителей к сотрудничеству со школой, преодоления конфронтации и противоречий между ними и проблема массовой профилактической и психокоррекционной работы с российскими семьями - становятся взаимосвязанными и взаимообусловленными. В этом заключается сущность нового методологического подхода к организации в школе комплексной системы деятельности социально-психологической службы семьи, содержанием которой является оказание семье каждого школьника своевременной и необходимой социально-психологической помощи.

Система социально-психологической помощи семье относится к сложным системам; она включает в себя три взаимосвязанные подсистемы: подсистему психологического сопровождения функционально дееспособных семей; подсистему психологической поддержки проблемных семей и подсистему психологического обеспечения правовой защиты детства.

Под психологическим сопровождением функционально дееспособной семьи понимается комплекс мер, реализуемых в деятельности всех работников образовательного учреждения и направленных на: 1) профилактику развития в каждой семье дисфункциональных отношений;

2) предупреждение потенциально возможных нарушений в семейном функционировании, обусловленных закономерностями и логикой развития семьи в процессе своей жизнедеятельности;

3) оказание каждой семье своевременной помощи в преодолении ею возникших трудных жизненных ситуаций. При этом под функционально дееспособной семьей понимается семья, способ-

ная четко и дифференцированно выполнять свои функции, в результате чего удовлетворяются существенные потребности ее членов1. Функционально дееспособной может быть названа любая семья, имеющая полную организационную структуру, где отсутствует психически или соматически больной, и ведущая просоци-альный образ жизни. В рамках разработанного системно-ресурсного подхода, предполагается, что такая семья изначально обладает способностью к нормальному функционированию, однако, в силу определенных психологических и социально-психологических причин, способность эта имеет разный уровень своего развития. В результате многолетних исследований были выделены следующие показатели функциональной дееспособности семьи: 1) семейно обусловленные психические состояния супругов;

2) социально-психоло-гическая структура семьи;

3) уровень внутрисемейной адаптивности; 4) уровень знания членов семьи о личности друг друга, характер созданных ими взаимных образов и паттернов взаимодействия, а также 5) родительское отношение к детям и 6) эмоциональная защищенность детей в семье, т.е. степень уверенности их в любви к ним родителей, в понимании их проблем и в родительской помощи и защите. Результаты корреляционного анализа эмпирических данных, полученных при обследовании 256 функционально дееспособных семей, свидетельствуют о наличии достоверно значимых тесных связей между показателями точности представлений членов семьи о личности друг друга с другими показателями функционально дееспособной семьи. Этот факт позволяет рассматривать в качестве главного механизма развития способности семьи к нормальному функционированию оптимизацию коммуникационных процессов в семье, обеспечивающую исправление искаженного представления членов семьи о личности друг друга, формирование положительных взаимных образов, развитие коммуникативной компетентности членов семьи и отработку навыков совместного обсуждения проблем. Исследования внешних и внутренних факторов, детерминирующих уровень развития функциональной дееспособности семьи, свидетельствует о том, что такими факторами являются: 1) образ жизни семьи, наличие или отсутствие общих для всех ее членов интересов и стремлений, обусловливающих характер их семейного досуга; 2) тип коммуникационной системы семьи, наличие или отсутствие в ней коммуникативных проблем; 3) тип диадического копинг-поведения супругов, способа выработки

1 Бонкало Т.И. Коммуникационная система семьи как детерминанта ее функциональной дееспособности // Российский научный журнал. - 2009. - № 1. - С. 115 - 121

решения возникшей трудной жизненной ситуации. Следовательно, основными направлениями деятельности школьной психологической службы семьи по профилактике формирования в ней дисфункциональных отношений должны стать: 1) оптимизация коммуникационных процессов в семье посредством исправления искаженного представления членов семьи о личности друг друга, развития их коммуникативной компетентности и устранения коммуникативных проблем и барьеров; 2) формирование и развитие навыков совместного обсуждения и решения возникающих проблем; 3) формирование и развитие общих интересов в семье, стимулирование совместной деятельности, помощь в организации семейного досуга, изменение привычного пассивного и инертного образа жизни.

Потенциально возможные нарушения в функционировании семейной системы связаны прежде всего с закономерными, или нормативными кризисами семьи. Известно, что каждая нуклеарная семья в процессе своей жизнедеятельности проходит через определенные кризисы развития, способные вызывать значительное эмоциональное напряжение во внутрисемейном взаимодействии. При всем многообразии исследовательских представлений о нормативных семейных кризисах, или о горизонтальных стрессорах, можно выделить единую точку зрения на то, что кризисы семьи так или иначе связаны с возрастными особенностями ребенка. Так, кризис семьи, когда ребенок поступает в школу (6 - 7 лет), кризис семьи, когда ребенок достигает подросткового возраста (10 - 12 лет), и кризис семьи, воспитывающей ребенка - старшего подростка, приходятся на период обучения ребенка в школе, что еще раз доказывает целесообразность организации в образовательном учреждении комплексного психологического сопровождения семьи каждого учащегося. Каждый новый этап развития семьи, сопряженный с кризисными явлениями, связан не только с трудностями в детско-родительском взаимодействии, но и с необходимостью изменения всех основных параметров семейной системы2. Следовательно, существенным направлением, определяющим содержание деятельности специалистов по комплексному психологическому сопровождению функционально дееспособных семей, должно стать оказание помощи семье в преодолении нормативных кризисов развития.

Психологическая и психопрофилактическая помощь семье в кризисный период обязательно предполагает диагностику, профилактику и коррекцию детско-родительских отношений.

2 Олифирович Н.И., Т.А.Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. Семейные кризисы: феноменология, диагностика, психологическая помощь. - М.; Обнинск: 2005.

Поскольку структура детско-родительского взаимодействия чрезвычайно сложна, а эмоциональное благополучие ребенка всецело зависит от отношения к нему родителей и от их позиции во взаимодействии с ним, оказание помощи семье в воспитании собственного ребенка должно рассматриваться, вслед за традиционными представлениями, в качестве одного из центральных и приоритетных направлений комплексного сопровождения функционально дееспособных семей. Основными задачами реализации данного направления должны стать: 1) повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей, предполагающей наличие необходимых знаний о возрастных особенностях ребенка, о его проблемах и потребностях, а также навыков общения с ребенком, корректировки своего поведения в соответствии со сложившейся ситуацией детско-родительского взаимодействия и др.; 2) формирование и развитие социально-психологической компетентности родителей посредством развития их эмпатической культуры, способности к рефлексии и потребности в самосовершенствовании и самореализации; 3) гармонизация детско-родительского взаимодействия.

Для реализации обозначенных направлений профилактической деятельности школьной социально-психологической службы семьи были проведены исследования, задачами которых стали выявление эффективности традиционных форм взаимодействия школы и семьи, а также разработка принципиально новой модели взаимодействия. Оптимизировать коммуникационные процессы в семье - это значит побудить членов семьи общаться друг с другом, причем такое общение должно быть открытым, эмпа-тичным и нацеленным на взаимное познание личности друг друга. Чтобы ответить на вопрос: «Как это сделать?», с учетом неосознанных представлений членов семьи о необходимости какого-либо изменения и отсутствия у них мотивации к обращению за психологической помощью к психологу, было конкретизировано само понятие «общение» и проанализированы традиционные формы работы с семьями.

Согласно интеракционистскому направлению в социологии и социальной психологии, общение - это система взаимно ориентированных действий, акций и реакций, развернутых во времени. На то, что интерактивная сторона общения является детерминирующей, указывают многие исследователи: Д.Мид, Г.Блумер, Т.Ньюк, Т.Шибутани, Э.Гофман, С.Московичи, Г.Тэджфел, В.М.Соковнин, О.В.Сольвьева и др. Процесс общения - это процесс взаимодействия, состоящий из индивидуальных действий, направленных общающимися друг к другу. Мотивацией к совершению определенного действия

служат эмоции, переживаемые индивидом в той или иной ситуации. Эмоции фильтруют человеческое восприятие и, следовательно, организуют и направляют само действие. Возникновение у человека определенных эмоций зависит прежде всего от характера эмоциогенной ситуации, в которую он попадает. Общая эмоциогенная ситуация актуализирует адекватные эмоциональные состояния каждого члена семьи, которые «фильтруют» их восприятие друг друга и мотивируют их действия, обусловливая соответствующий характер всей коммуникационной системы. Таким образом, создавая общие для всех членов семьи позитивные эмоциогенные ситуации, возможно оптимизировать процесс внутрисемейного общения, который позволит членам семьи лучше узнать друг друга. Возможно также изменить и их образ жизни. Внутреннее ощущение психологического равновесия, достигнутого членом семьи в результате участия в новой совместной деятельности и вызванное чувством удовлетворения существенной для него потребности в гармоничном внутрисемейном общении, приводит к развитию интереса и стремления к такой деятельности, так как возникает потребность в регулярном повторении получаемых от нее ощущений. То есть, развивая мотив, понимаемый человеком, посредством включения его в новую деятельность, возможно добиться перехода данного мотива в мотив «реального действия», обусловливающего формирование принципиально новой для него потребности -потребности в полезном семейном досуге.

Структура психологического сопровождения функционально дееспособных семей включает в себя диагностические, обучающие, развивающие, профилактические, коррекционные и организационные мероприятия, направленные на достижение главной цели сопровождения - развитие функциональной дееспособности семьи, обусловливающей гармонизацию внутрисемейного взаимодействия. В структуре сопровождения выделяются соответствующие блоки: Диагностический блок, состоящий из диагностических процедур, реализуемых на всех этапах взаимодействия школы и семьи: 1) экспресс-диагностика, ориентированная на первоначальное изучение особенностей функционирования семьи и определение уровня развития ее функциональной дееспособности. Осуществляется посредством педагогической диагностики и психодиагностики посредством использования разработанной диагностической системы. 2) уточняющая диагностика, реализуемая специалистами при организации индивидуальных и групповых форм взаимодействия школы и семьи. Осуществляется с помощью арсенала психодиагностических методов и методик, направлен-

ных на выявление специфики взаимодействия в подсистемах семьи, отношений, складывающихся между субъектами образовательного процесса в школе. 3) контролирующая диагностика, нацеленная на выявление характера влияния предпринимаемых мер на особенности семейного функционирования. Осуществляется с помощью разработанной программы определения эффективности взаимодействия школы и семьи. Обучающий блок представлен комплексом общих, групповых и индивидуальных форм сопровождения, нацеленных на просвещение членов семьи в области психологии семейных отношений, возрастной психологии и психологии развития. Программы в рамках обучающего блока разрабатываются в соответствии с возрастными особенностями детей, этапами семейной жизнедеятельности, а также индивидуальными особенностями членов семьи и специфики их взаимодействия. Профилактический блок включает в себя комплекс мер, ориентированных на: 1) предупреждение формирования и развития в школе негативных общественных явлений: нравственной деформации личности учащихся, их деви-антного поведения, в т.ч. алкоголизма, наркомании, табакокурения, компьютерной зависимости, гендерных девиаций, суицидального поведения и пр.; 2) формирование здорового образа жизни учащихся; 3) их профессиональное развитие. Профилактика обязательно предполагает работу как с детьми, так и с их родителями. Основополагающим данного блока является информирование родителей о механизмах, факторах, условиях формирования отклонений в психосоциальном развитии личности, формирование у них профессиональных умений и навыков общения с детьми в ситуации риска. Коррекци-онный блок представляет собой комплекс индивидуальных и групповых форм психологического сопровождения, нацеленных на коррекцию выявленных в процессе уточняющей диагностики нарушений в детско-родительском и супружеском взаимодействии. Этот блок ориентирован также на исправление искаженного представления членов семьи о личности друг друга посредством оптимизации в семье процесса взаимного познания. Развивающий блок является центральным в общей структуре психологического сопровождения. Реализуемый через весь комплекс разработанных и традиционных форм и методов психологического сопровождения, он преследует достижение его основной цели -развитие способности семьи к нормальному функционированию. Под методами психологического сопровождения функционально дееспособных семей понимаются такие способы психологического вмешательства, которые позволяют развивать способность семьи к нормальному

функционированию посредством воздействия на межличностные отношения во всех семейных подсистемах. Методы психологического сопровождения можно условно подразделить на опосредованные методы воздействия на семейные взаимоотношения и методы непосредственного взаимодействия с членами семьи. В свою очередь опосредованные методы психологического воздействия могут быть контактными и дистантными. К последним, в частности, относится метод дистантного психологического воздействия. Сущность данного метода заключается в том, что психолог разрабатывает серию специфических домашних заданий, которые учитель-предметник предлагает своим ученикам. Содержание домашних заданий должно быть различным и определяться как схожими (типичными), так и конкретными (специфическими) проблемами семьи, но выполнение таких заданий обязательно предполагает создание в семье определенной эмоциогенной ситуации, обусловливающей активизацию процессов взаимного познания членов семьи, оптимизацию внутрисемейной коммуникации, предоставление для членов семьи новых сфер общения и достижение как учебных, так и развивающих целей того или иного задания. В результате то, что кажется членам семьи спонтанным (совместное принятие решения, обсуждение разнообразных проблем (общественных, политических, экономических, эстетических, семейных и др., открытие новых качеств в членах семьи, получение новых сведений об их жизни, достижение взаимопонимания и т.д.), оказывается тщательно спланированным психологом. Выполнение домашних заданий анализируется и впоследствии обсуждается при индивидуальной и групповой встрече с членами семьи.

Семьи, не имеющие предпосылки для нормального функционирования, относятся к проблемным семьям. Технологии психологического вмешательства школьной социально-психологической службы в функционирование проблемных семей составляют общую структуру их психологической поддержки в образовательном учреждении. Психологическая поддержка проблемных семей есть комплекс мер, направленных на профилактику или коррекцию возможных или реально существующих дисфункциональных нарушений, обусловленных первичной, внешне наблюдаемой проблемой семьи. Поэтому содержание и направленность деятельности школьной социально-психологической службы по поддержке проблемных семей дифференцируется в соответствии с закономерностями влияния первичной проблемы семьи на особенности ее функционирования. Каждая проблемная семья нуждается в индивидуальной помощи и

поддержке. Наличие объективных факторов, обусловливающих развитие дисфункциональных отношений, могут стать источниками самых разнообразных психологических проблем в семье. Вместе с тем во многих семьях наблюдаются схожие проблемы, которые и должны стать «полем деятельности» педагогов и практических психологов системы образования. Так, содержание психологической поддержки неполных семей должно включать в себя четыре основных блока: диагностический, обучающий, профилактический и коррекционно-развивающий, которые соотносятся с содержанием соответствующих блоков психологического сопровождения функционально дееспособных семей и дополняются и заменяются следующими направлениями: коррекция материнского отношения к детям; помощь в преодолении «комплекса неполной семьи»; снятие психического напряжения родителя; отработка навыков полового воспитания ребенка в условиях неполной семьи; - функционально неполных семей: профилактика и коррекция созависимого поведения; предупреждение развития и нейтрализация патологизи-рующих ролей в семье; оказание оперативной помощи в кризисной ситуации внутрисемейного насилия; - семей с 2-я или более детьми, один из которых - ребенок с ограниченными возможностями: нормализация отношений между сиблингами; предупреждение или коррекция отношений притеснения в сиблинговой подсистеме семьи; помощь нормально развивающемуся ребенку (учащемуся общей средней школы) в принятии своего «нетипичного» брата или сестры; нормализация детско-родительского взаимодействия и развитие функциональной дееспособности семьи; - замещающих семей (опекунских и приемных): психолого-педагогическое просвещение родителей; профилактика и коррекция отношений между родными и приемными детьми; помощь в преодолении кризисов развития замещающей семьи; коррекция негативного прошлого ребенка.

Основным условием эффективности функционирования разработанной системы социально-психологической помощи семье в образовательном учреждении является достаточный уровень развития у его работников коммуникативной и социально-психологической компетентности, формируемый в процессе их психологического сопровождения. Основными направлениями психологического сопровождения педагогов во взаимодействии с семьями учащихся являются: - формирование у учителей готовности к реализации новых методов взаимодействия; -изменение директивных установок педагогов в контактах с родителями; - разрушение стереотипов педагогической деятельности и поведения

педагогов во взаимодействии с родителями учащихся; - формирование психологических знаний о закономерностях функционирования семейных систем и практических навыков реализации психотерапевтической и коммуникативной функций учителя в работе с семьями учащихся.

Реализация разработанной концепции школьной социально-психологической службы

семьи позволила, по данным экспериментального исследования, значительно повысить уровень развития способности семей к нормальному функционированию, а также преодолеть имевшие место разногласия и противоречия между работниками образовательных учреждений с родителями учащихся, снизить уровень их конфликтности.

THE CONCEPT OF SCHOOL SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL SERVICE OF A FAMILY

© 2010 T.I.Bonkalo"

Moscow State Regional Institute of Social Sciences and Humanities

The article presents the results of researching a problem of the organisation in educational institution of the complex socially-psychological family help. On the basis of the analysis of the empirical data the attempt to reveal mechanisms of development of family ability to normal functioning is undertaken, the article defines the maintenance and an activity orientation of school socially-psychological service of psychological support and a psychological family support service of each schoolboy.

Key words: functional capacity of a family, a problem family, psychological support, psychological support, preventive maintenance and correction of disfunctional family relations.

o

Bonkalo Tatyana Ivanovna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of Social Psychology and Pedagogics Department. E-mail: BonKaLoSerG@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.