ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
А. В. Коваленко, аспирант, кафедра философии и культурологии, Ростовский государственный экономический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЬИ
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
Семья всегда представляла и продолжает представлять особый интерес для исследования, так как она является одной из самых важных форм отношений между людьми, которая, так или иначе, сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Значимость ее непосредственного влияния на личность, вся ее сложность и многогранность как раз и объясняют колоссальное различие подходов к изучению семьи, с которыми автор сталкивается в научной литературе.
Стоит отметить, что в науке часто предпринимаются попытки совместить подходы к исследованию семьи и как группы, и как социального института. Одним из возможных вариантов такой интеграции микрогруппового и институционального подхода может являться системный анализ семьи, рассматривающий ее как целостную, значимую для формирования общества, субстанциональную основу.
Принято считать, что системный подход — это своего рода особая форма приложения теории познания, в первую очередь методологии, к исследованию процессов, так или иначе происходящих в обществе, природе и мышле нии, как целостных процессов.
Анализ истории разработки опреде лений понятия «система» свидетельству
Люди, составляющие семью, совершают поступки под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу.
ет о том, что каждое из них открывает по-своему все новые стороны из его многогранного и богатого содержания. При этом все определения можно условно разделить на две основные группы. Одна более близка к философскому осмыслению понятия система. Здесь общепризнанным является исключительно философское определение, данное в 1974 г. В. Н. Садовским.
Другая группа определений берет свое начало в практическом использовании системной методологии и стремится к выработке единого, общенаучного понятия системы. Она наиболее широко представлена в так называемом зарубежном системном движении, основателями которого являются один из самых известных специалистов по системологии Дж. Клир, английский психиатр и специалист по кибернетике = У. Р. Эшби и другие исследователи.
В теории систем существуют два понятийных уровня. Первый уровень — иерархический, согласно которому система, находящаяся на более высоком иерархическом уровне (организационном или структурном), охватывает все системы, находящиеся на более низких иерархических уровнях, в качестве предметов или подсистем. Второй понятийный уровень — логический.
Справедливо считать, что именно логический понятийный уровень может быть выведен из теории логических типов известного мыслителя, математика и философа Б. Рассела, согласно которому «система, находящаяся на более высоком логическом уровне, как правило, включает в себя системы более низких логических уровней».
Возвращаясь к определению системного подхода, безусловно, нельзя не отметить, что он является одним из направлений методологии исследования, в основе которого лежит исследование объекта как некого целого, состоящего из множества элементов в совокупности связей и отношений между ними. Таким образом, в рамках системного подхода объект принято рассматривать как систему.
Автору представляется, что, когда речь идет о таком социально-историческом феномене, как семья, системный анализ оказывается вполне применим к ее исследованию как наиболее древней формы социальной общности людей. Семью следует рассматривать как целостную субстанциональную основу, имеющую огромное значение для общества.
Система сама по себе, в особенности если это социальная система, — крайне сложное образование. Во-первых, социум, в силу своей постоянной подвижности, находится в динамичном взаимовлиянии и взаимной обусловленности как структурных элементов, так и связей между ними. Во-вторых, при анализе или системном подходе к изучению социальных образований автор должен учитывать и обратные процессы, т. е. влияние системы как целого на процессы трансформации ее структурных единиц.
Семейная система является открытой системой, которая находится в непрерывном взаимодействии с окружающей средой. Согласно А. В. Черникову, семья является самоорганизующейся системой, что говорит о том, что поведение этой системы целесообразно, и источник преобразований лежит внутри ее самой. Очевидно, что «люди, составляющие семью, совершают поступки под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу»1.
«Семья — оплот любого государства. Ведь именно она обеспечивает его роль
в мировом сообществе, социальное благополучие и стабильность»2. Стоит также отметить, что семья, в свою очередь, являясь социальной структурой, или точнее — подсистемой общества, рассматривается среди других социальных институтов общества как часть, взаимодействующая с этими институтами и с обществом как целым.
Совершенно очевидно, что семья является важным формирующим моментом в становлении личности, именно она является основным фактором нравственного, психического, духовного развития индивидов. Можно сказать, что «именно от отношений внутри семьи зависит успешность прохождения растущим человеком процесса социализации, уровня его личностного развития, развития способностей, творческих потенциалов. Снижение роли семьи в становлении подрастающего поколения, заставляет всех педагогов работающих с молодежью, уделять большое внимание вопросам социализации личности; воспитанию ценностей семьи, полноценного родительства, здорового образа жизни, психологической поддержки»3.
Источником абсолютно всех внутрисемейных взаимодействий являются определенные ролевые действия или игры, в которых участвуют все ее члены, играя каждый свою поистине уникальную и конкретную роль во всей многогранной и сложной системе взаимоотношений. Справедливо отметить, что, несмотря на многообразие ролевых значений, при их зарождении или формировании в первую очередь зарождаются:
— начальные отношения супругов между собой;
— начальные отношения родителей между собой.
Смысл ролевых значений обусловлен тем, что в первую очередь от них непосредственно зависит статус каждого члена семьи, права, обязанности и ответственность каждого по отношению к другому.
Итак, можно выделить основные компоненты ролевых игр внутрисемейных взаимоотношений, среди которых: отношения муж-жена; отношения отец-мать; отношения отец-мать-ребенок; отношения бабушка-дедушка; отношения бабушка-дедушка-ребенок; отношения бабушка-дедушка-внук; отношения бабушка-дедушка-правнук; отношения между каждым членом
семьи в отдельности; совместные и общие отношения между каждым членом семьи.
Ролевые игры имеют немаловажное значение, так как выполняют целый ряд определенных функций. Например, отношения муж-жена предполагают отношения хозяйственные, сексуальные, отношения заботы, ответственности. Далее, часть из сложившихся отношений муж-жена трансформируются в отношения отец-мать с появлением ребенка. Здесь уже отношения заботы и ответственности переносятся на детей и, если они развиты слабо в отношении муж-жена, то и в отношении отец-мать они будут также слабыми. Стоит отметить, что приведенные компоненты ролевых игр — это та постоянная и неизменная область или сфера, в которой непрерывно идет так называемая проработка внутрисемейных взаимоотношений.
Ни для кого не секрет, что для того, чтобы хотя бы в какой-то мере исследовать семью, необходимо изучать не одного ее члена, а всех представителей одновременно, причем в их ролевых взаимодействиях и отношениях. Данный подход как раз таки принято называть системным. Основным обоснованием или теоретической базой системного подхода является теория систем, разработанная известным математиком и кибернетиком Людвигом фон Бер-таланфи, в основе которой лежат два основных положения — холистический взгляд на мир (аристотелевское положение о том, что целое больше суммы своих частей — для того чтобы изучить и понять систему, недо-
статочно только лишь изучить все ее части, а необходимо составить полное представление об их взаимодействии) и взаимная обусловленность и взаимное влияние всех процессов и частей системы.
Согласно системному подходу семья существует, функционирует и развивается под действием двух законов: гомеостаза и закона развития. Первый — заключается в том, что каждая семья стремится к тому, чтобы сохранить свое положение, что требует от нее оставаться без каких-либо перемен и изменений. Второй — подразумевает то, что каждая семья должна пройти свой жизненный цикл, таким образом, постоянно пребывая в процессе изменения. Тем самым, перед автором становится некий диалектический парадокс: с одной стороны, семья стремится сохранить неизменным свое состояние, с другой — смена этапов ее развития требует от нее постоянных изменений. Если в сложившейся ситуации вся семейная система не может эффективно перестраиваться и приспосабливаться к новым изменениям, то в ее развитии наступает определенный период напряженности, и она, вследствие этого, переживает кризис.
Главное или основное положение системного подхода относительно семьи заключается в том, что семья — это такой вид социальной системы, помощь которой невозможно оказать, не имея необходимых знаний законов существования и функционирования систем, так же, как и невозможно вылечить человека, не зная его анатомии и физиологии.
Семья как система, как правило, состоит из нескольких подсистем, например, таких, как супружеская подсистема (супружеская пара) и детская подсистема (дети), каждая из которых является определенной средой для другой подсистемы.
Если мы говорим о семье как системе, то нельзя не отметить тот факт, что помимо подсистем ей характерна среда, под которой подразумевается совокупность всех объектов, так или иначе воздействующих на систему, и чьи свойства могут изменяться под воздействием самой системы. Таким образом, к внешней среде семейной системы относятся родительская семья, школа, работа, различного рода общественные и государственные службы и т. д. Безусловно, как влияние учителей, так и непосредственно сами отношения с родственниками могут самым прямым образом влиять на всю структуру внутрисемейных взаимоотношений. Также существует и обратная тенденция — дисгармоничные семейные отношения и конфликты могут влиять на учебу или работу.
Согласно системному подходу семья проходит так называемые определенные этапы или циклы развития, каждый из которых включает в себя ряд трудностей, которые, так или иначе, вызывают сопротивление семейной системы тем изменениям, происходящим на каждом новом этапе.
Таким образом, системный анализ семьи требует рассматривать такие ее параметры, как: особенности взаимоотношений членов семьи; гласные и негласные правила жизни в семье; семейные мифы; семейные границы; стабилизаторы семейной системы.
Первый параметр — особенности взаимоотношений членов семьи — проявляется в общении, под которым понимается любое событие, происходящее в семье. Общее веселье, праздники, откровенный разговор, покупки и даже приготовление еды — все это и есть особенное, уникальное, информа-
Семейный миф, как правило, отвечает на вопрос: «Кто мы?», он порождает нормы, правила и ритуалы. Нарушение семейных правил может разрушить миф.
тивное общение, которое свойственно данной системе. Здесь стоит пояснить, что даже отсутствие общения — молчание — также является достаточно сильным информативным сообщением. Ведь когда мы перестаем разго-
варивать с человеком — это явное выражение недовольства и неодобрения.
Само общение может быть как вербальным, так и невербальным, однако, в большинстве случаев оно бывает одновременно и тем и другим. Активная жестикуляция, хлопанье дверьми — все это и многое другое является также невербальным выражением душевного состояния человека, а также говорит и том, что он намерен таким образом сообщить о своем состоянии членам своей семьи.
Стоит отметить, что вербальная и невербальная части сообщения взаимодополняют друг друга и находятся в согласованности или гармонии. Но бывает и так, что данные части противоречат друг другу. Когда эти противоречия вербального и невербального планов попадают во внутрисемейные отношения и становятся правилом общения, то нередко возникают достаточно серьезные нарушения поведения и самочувствия членов семьи, в первую очередь детей.
Если говорить о втором параметре — правилах жизни семейной системы — то стоит отметить, что эти правила бывают заданными культурой и социумом или они бывают уникальными для каждой семьи в отдельности и тогда они известны исключительно членам семьи.
Правила — это распределение семейных функций и ролей, мест в семейной иерархии, а также определение того, что приемлемо, а что нет.
Семейный миф — третий параметр семейной системы — это идея или идеология, которая объединяет всех членов семьи. Семейный миф, как правило, отвечает на вопрос: «Кто мы?», он порождает нормы, правила и ритуалы. Нарушение семейных правил может разрушить миф. Кроме того, значение мифа заключается в том, что он является как бы девизом или своего рода знаменем, под которым вся семья собирается воедино. Если кто-то из членов семьи не разделяет миф, то он не может считаться признанным ее членом и система его изгоняет.
Четвертый параметр семейной системы — это семейные границы. Каждый член семьи имеет представление о том, кто еще
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
входит в состав его семьи. Это представление как раз таки и задает границы семьи. Иногда у людей, живущих в одной семье, представление о ее границах может отличаться. Так, например, мужчина женился на женщине с ребенком. Если мужчина считает, что его семья — это он и супруга, то для жены семья — это она, муж и ребенок. Такое несовпадение пред-
Семья - это и есть группа людей,
объединенная общим мифом, который является одним из основ ных условий ее существования.
принятым стандартам (что такое «хорошо», что такое «плохо»).
9. У каждого члена семьи есть ощущение, что ему нравится жить в этой семье.
10. Члены семьи используют друг друга как источник обратной связи и опыта, но не как средство эмоциональной разрядки.
11. Каждый четко знает свои и чужие обя-
ставлений о семейных границах может порождать внутрисемейные конфликты и может являться источником разногласий.
Пятый параметр семейной системы — это стабилизатор, т. е. то, что объединяет систему, что помогает людям быть и держаться вместе. Все вышеописанные параметры можно отнести к стабилизаторам, особенно семейный миф. Семья — это и есть группа людей, объединенная общим мифом, который является одним из основных условий ее существования. Сразу же стоит отметить, что в разные периоды жизни семьи существуют и разные стабилизаторы. Среди остальных стабилизаторов, присущих каждой семье, можно также отметить такие, как общий семейный бюджет, общие дети, ведение хозяйства, а также страх одиночества.
Можно обозначить 11 признаков здоровой функционирующей семьи, которые выделил М. Боуэн:
1. Оптимальный уровень дифференциации (автономности) членов семьи.
2. Низкий уровень тревоги.
3. Четкие границы между поколениями при наличии хорошего эмоционального контакта и связи между поколениями.
4. Эмоциональные проблемы не локализуются в ком-то из членов семьи, а отмечается вклад каждого в гармоничные семейные отношения.
5. Члены семьи минимально симбио-тичны и минимально дистанцированы при решении проблем.
6. Каждая диада может справляться без привлечения третьего.
7. Каждый может общаться с другими на эмоциональном и на интеллектуальном уровне.
8. Сохранение хорошего эмоционального климата важнее, чем следование обще-
занности4.
Поскольку автор говорит о том, что именно системный подход позволяет наиболее точно интегрировать микрогрупповой и институциональный подходы к пониманию семьи, безусловно, можно утверждать и его значение. Стоит упомянуть, что системный анализ семьи рассматривает ее именно как целостную, значимую для формирования общества, субстанциональную основу.
Таким образом, системный подход представляет собой форму приложения теории познания, прежде всего методологии, к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении, как целостных процессов. Данное направление позволяет более детально рассмотреть такой социально-исторический феномен, как семья.
В заключение стоит отметить, что, изучая семью, необходимо рассматривать данный объект исследования как некоторое целостное множество элементов, в конечном итоге и образующих сам системный объект. Кроме того, семья, как подсистема общества, должна рассматриваться исключительно среди других социальных институтов общества и, по-видимому, она всегда будет находиться в поле научного исследования. ^
1. Черников А. В. Системная семейная терапия: Инте-гративная модель диагностики. Изд. 3-е испр. и доп. — М.: Независимая фирма «Класс», 2001. С. 11-12.
2. Павлов Б. С., Бондарева Л. Н. Особенности культуры демографического поведения молодых семей на Урале // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2012. № 6 (24) июнь. С. 86.
3. Янгуразова С. В. Семейное воспитание и его роль в формировании личности // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2010. № 6 июнь. С. 103.
4. Хамитова И. Ю. Теория семейных систем Мюррея Боуэна // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 3 сентябрь. С. 147.