Научная статья на тему 'Изучение представлений старших дошкольников о семейных отношениях'

Изучение представлений старших дошкольников о семейных отношениях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
301
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гольберт Евгения Владимировна

Данная статья посвящена изучению представлений старших дошкольников о семейных отношениях. Автор проводит сравнительную характеристику представлений детей воспитывающихся в полных семьях и проживающих с одним из родителей, выявляет представления детей о ролевой структуре семьи, ее иерархических связях, показывает степень эмоциональной близости ребенка к тому или иному взрослому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение представлений старших дошкольников о семейных отношениях»

УДК37.01

Гольберт Евгения Владимировна

Старший преподаватель кафедры психологии образования, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского, evg5539@ yandex.ru, Чита

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ О СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Golbert Evgeniya Vladimirovna

The senior teacher of the education's psychology chair, Zabaykalsky gumanitarno -pedagogicaluniversityof N. G. Chernyshevsky's, [email protected], Chita

INVESTIGATING OF THE CHILDREN'S SENIOR UNDER SCHOOL AGE NOTIONS ABOUT FAMILY RELATIONS

Семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональной потребности, которые дают возможность человеку ощущать свою принадлежность к обществу. Семья отличается от других малых групп многообразием, глубиной и длительностью связей, объединяющих ее членов. Именно эти особенности семьи делают её незаменимой в воспитании подрастающего поколения, т. к. они обеспечивают длительное, глубоко эмоциональное и многостороннее влияние на формирование личности ребенка.

На важность влияния семьи на воспитание ребенка указывали педагоги и психологи. По мнению Б. И. Кочубея, В. К. Лосевой, А. И. Лунькова, А. С. Макаренко, В. Сатир, А. И. Сорокиной, Е. Токаревой, большое значение в развитии полноценных семейных отношений имеет дошкольный возраст, когда дети, воспитываясь в семье, приобретают представления о семейных ролях, которыми наделены их родители. Именно дошкольный возраст является сенситивным периодом в формировании представлений о своих правах и обязанностях как сына, мужа и отца, члена семьи, соответственно - дочери, жены, матери. [1; 2; 3; 4; 5; 6].

Проведенное нами исследование отношений ребенка с близкими ему людьми позволяет выявить тех важных лиц, которые включаются или исключаются из представлений детей о семье.

Представление ребенка о семейных отношениях рассмотрены посредством составления образцов реальной, идеальной и будущей семьи ребенка.

Дети определили следующую модель представлений о семейных отношениях: во главе семьи стоит мать, которая эмоционально более близка к ребенку, это рефлексия ребенка на ее отношение. Мама чаще хвалит его за успехи и достижения, жалеет при неудачи, дает больше положительных эмоций и телесного контакта. Многие дети делятся своими горестями и радостями именно с мамой, не боясь быть отвергнутыми или наказанными ею. А наказания или страх наказания, которые допускаются, больше связа-

ны с другими членами семьи: «Вот придет отец...», «Расскажу отцу, он...». Кроме того, жизнедеятельность детей чаще связана с матерь, чем с отцом. В рассказах о семье можно услышать: «Мама готовит, убирает, гладит, шьет мне платья, читает, занимается со мной, и т. д.», т. е. ребенок, в большей степени, наблюдет за ролью женщины в семье как матери, жены, хозяйки, хранительницы очага. Он замечает, что ее семейные роли, обычно, направлены на него и остальных членов семьи и значительно реже, она что - то делает для себя: «читает, играет на компьютере и т. д.». Во время перечисления обязанностей мамы одна девочка увлекшись этим занятием с грустной интонацией сообщила: «Как тяжело быть мамочкой!...». То, что женщина занята на производстве, «мама работает», отмечают не все дети работающих матерей, и если упоминают об этом, то в скользь.

Далее следует отец, т. е., дети понимают, что он, так же как и мама, является необходимым членом семьи, но при этом наделяют его функциями, которые чаще выполняются вне дома: экономические и досуговые, например: «Папа работает, ездит на машине, делает ремонт, ловит рыбу или охотится, учит меня чинить, дрова колет и т. д.». При этом почти все дети отмечают, что папа должен быть главным, но на данный момент главная - мама.

Некоторые дети во главу семьи ставят бабушку: «Бабушка играет со мной, занимается, читает мне, помогает маме и т. д.», но она оценивается ими с позиции эмоциональной приближенности. Участие бабушки в семейных отношениях расценивается ребенком как необходимое именно потому, что она достаточно много времени проводит с ним, удовлетворяя тем самым потребности в эмоциональном общении, она часто положительно оценивает ребенка, с точки зрения подобия себе, но уже не части собственного «Я», тем самым, относясь терпимее к его потребностям. Если же бабушка дает отрицательную оценку поступкам ребенка, то делает это открыто, не пряча свое недовольство: «Бабушка честно ругается.», «Бабушка меня любит, но иногда ругает.».

Следующее место в иерархии семейных отношений занимают братья и сестры, которые много времени проводят с ребенком, создают ему конкуренцию в отношениях со взрослыми членами семьи и ближайшего окружения, а также чаще могут давать негативные оценки: «Она всегда ябидняча-ет...», «Когда мы играем, она всегда учительница, а я то же хочу.», «Мы всегда вместе помогаем.», «Он меня защищает..»и т. д.

Последние место занимают другие родственники ребенка (тети, дяди) и близкие друзья семьи. Эти люди чаще могут давать отрицательные оценки, которые вследствие малого числа контактов и их насыщенности, запоминаются ребенком.

Значительных расхождений в представлениях детей воспитывающихся в полных и неполных семьях нами выявлено не было. Но отношения ребенка с близкими взрослыми построены таким образом, чтобы компенсировать отсутствие отца. Нами отмечено, что дети, воспитывающиеся в неполных семьях, включают в состав семьи отсутствующих отцов: «За мной придет

папа, и мы пойдем гулять и т. д.», или наделяют функциями отца дедушек или друзей семьи. Иногда, дети, рассуждая на тему отцов с завистью рассказывают об их наличии у других детей: «Петька вчера с папой в гараж ходил и Коля, (вздыхает), а у меня нет папы. Есть Саша (дядя), но когда он приедет.». Мама Миши П. рассказывала, что когда ее сын подрастал, несколько раз спрашивал у мужчин из семьи (дедушки, дяди и мужа подруги) можно ли их называть папой, обещая при этом, что будет хорошо себя вести. И лишь в категории «будущая семья» 36,6% детей воспитывающихся без отца не указывают на наличие в будущем супруга: «Будем жить Я, мама и мои дети». Нами отмечено, что эти дети растут в семье, где женщины сложно переживали ситуацию развода и в данный момент негативно отзываются о своем браке. Такие дети рассказывают, что папа плохой, он их не любит, без него лучше ит.д.

Так же следует отметить, что лишь 4,3% детей отмечают присутствие в будущей семье других родственников, что представляется возможным объяснить близкими эмоциональными отношениями с данными людьми и желанием переноса этих отношений на будущую семью. В высказываниях детей можно услышать: «Я ее люблю.», «Я хочу быть как он.», «Мне нравится когда он (она) приходит.».

Т. о., можно говорить о том, что ребенок, в достаточной мере зная, какую ролевую функцию в семье выполняет каждый названный им взрослый, выделяет главенствующие роли в семье, опираясь на эмоциональные предпочтения. Т. е. первенство отдается тем взрослым, которые в большей степени и активнее принимают участие в его жизнедеятельности.

На основании теоретического анализа литературы по проблеме исследования нами были выделены следующие показатели семейных отношений: поле представлений, внутреннее психологическое пространство, вклад в семью, система отношений.

Представленные выше показатели мы рассматриваем на трех уровнях:

- когнитивный - характеризуются тем, что информация находится на уровне представлений, знаний, и убеждений.

- эмоциональный - выражаются в общем - позитивном или негативном отношении субъекта к образу представлений;

- поведенческий - выражается в реализации знаний об образе представлений в деятельности.

Мы считаем, что согласованность знаний, представлений и установок супругов, определяет тип взаимодействия: «контактный» либо «конфликтный», а их различие может играть существенную роль в дестабилизации семьи.

Полученные результаты исследования в соответствии с выделенными нами 4-мя критериями моделей семейных отношений распределились следующим образом:

I модель: Поле представлений: В ходе беседы и наблюдения выяснилось, что все дети, отнесенные нами к данной модели семейных отношений

в достаточной степени обладают знаниями о семейных отношениях. Они без затруднений называют всех необходимых членов семьи, а так же определяют, кто из них должен присутствовать обязательно, а кто нет. Кроме того, дети с легкостью, в силу возрастных особенностей, определяют функции семьи Дети с готовностью рассказывали о внутрисемейных отношениях, подкрепляя свои высказывания примерами.

Внутреннее психологическое пространство: Дети, отнесенные нами к данной модели семейных отношений, любят бывать в гостях, с удовольствием принимают у себя других, как взрослых, так и детей. Они готовы делиться игрушками и с удовольствием рассказывают, в какие игры они играли. Так же эти дети любят оставаться у бабушек и дедушек, они не воспринимают данное обстоятельство как средство, с помощью которого родители пытаются от них «избавиться».

Такие дети предпочитают заниматься с родителями совместной деятельностью: «Мы ходили...», «Мы смотрели....», т. е. часто в рассказах употребляется местоимение «Мы».

Вклад в семью: Так же как и родители, дети, приоритет в вопросах экономики семьи отдают мужчине, а в решении бытовых вопросов, связанных с ведением хозяйства приоритет, отдается женщине. Дети без затруднений распределяют роли в бытовых вопросах между мужчинами и женщинами, а так же указывают на то, что по хозяйству при выполнении женских функций, они помогают маме, а мужских - папе. При этом, уточняя, что все должны помогать друг другу. А так же дети легко перечисляют те семейные обязанности, которые имеют сами.

Так же, нами отмечено, что дети, относящиеся к этой модели семейных отношений отмечают, что оба супруга должны заниматься воспитанием ребенка.

Система отношений: Дети, представления которых отнесены нами к I модели семейных отношений, определяют микроклимат своей семьи как благополучный. Они в равной степени готовы поделиться своими горестями и радостями с обоими родителями.

IIмодель: Поле представлений: Дети, отнесенные нами к данной модели семейных отношений, так же как и в предыдущей, называли необходимых членов семьи, но чаще указывали на присутствие прародителей, отмечая при этом, что «.... а еще бабушка, но она в гости приходит» и т. д. Тем не менее, во время беседы периодически ребенком вспоминались и другие родственники. Детьми так же были названы и семейные функции при ответе на вопрос «А зачем нужна семья?», но в отличие от предыдущей группы для этого потребовалось задать ряд наводящих вопросов.

Внутреннее психологическое пространство: Так же как и в предыдущей группе, дети любят бывать вне семьи, но не всегда довольны тем, куда они идут в тот или иной момент. Некоторые отмечают, что с теми детьми, с которыми им иногда приходится общаться не интересно, потому что они являются старшими или младшими, или что они «глупые и капризные, а еще

обижают.». Такие дети любят бывать у бабушек, но не очень часто и тогда, когда прародители готовы предоставить одобренную самим ребенком развлекательную программу, при этом, такие дети любят, что бы на ночь они обязательно были дома.

Эти дети так же не отказываются от совместной деятельности, но предпочитают это делать по собственной инициативе, а предложения родителей внимательным образом рассматриваются и выносится решение: «а может лучше..», «мне не хочется.»ит.д.

Вклад в семью: Так же как и в предыдущей модели семейных отношений, приоритет в вопросах экономики семьи отдается мужчине. Но при ответе на вопросы, детям чаще приходилось задавать уточняющие вопросы. Достаточно часто, они начинали свой ответ с наделения той или иной функцией мать, а чуть позже изменяли вариант ответа. Кроме того, в некоторых случаях внутрисемейные функции распределяются между ближайшими родственниками.

Дети, относящиеся к этой модели семейных отношений, отмечают, что мама должна помогать папе, а ребенок маме, или девочка должна помогать маме, а мальчик - папе. А так же воспитанием мальчика, должен заниматься папа, а девочки - мама. Т. е. можно говорить о том, что в представления детей II модели семейных отношений, сформированы по типу главенства. Кроме того, дети свои обязанности в семье определяли как: «заниматься», «помогать» и не давали им развернутой характеристики.

Система отношений: Дети, представления которых отнесены нами ко II модели семейных отношений, определяют микроклимат своей семьи как благополучный. Но, тем не менее, радостями они в первую очередь поделятся с папой, а огорчениями с мамой. Это может свидетельствовать о том, что дети чаще получают положительно окрашенные эмоциональные ощущения от матерей, чем от отцов.

На вопрос: «Если бы дома долго никого ни было, как бы тебе хотелось, что бы кто первым зашел в комнату?», они отвечают: «Мама, а потом папа и бабушка». Но, тем не менее, дети говорят о том, что когда вырастут, они хотят вести себя так же как родители, и готовы играть со своими детьми так же, как сейчас с ними играют их родители.

IIIмодель: Поле представлений: Дети, отнесенные нами к третей модели семейных отношений без затруднений перечисляли людей, которых они относят к проживающим в их семье. Но в отличие от предыдущих, сюда относились все близкие родственники, с которыми ребенок время от времени общается. На вопрос «Зачем нужна семья?», дети отвечали: «Жить вместе», «Играть» и т. д. Т. е. представления о функциях семьи у детей сформировано не четко.

Внутреннее психологическое пространство: Дети, отнесенные нами к данной модели, по большей части любят находиться дома, а если и соглашаются пойти в гости, то только к хорошо знакомым людям. Они не часто составляют компанию своим родителям и с нежеланием принимают гостей

у себя. Если же такое случается, то без удовольствия делятся своими игрушками и предпочитают не делиться своими игрушками. С бабушками и другими родственниками общаются с неохотой, не любят оставаться у них переночевать, предпочитая оставаться дома.

Вклад в семью: Дети, отнесенные нами к III модели семейных отношений приоритет в вопросах экономики семьи, так же отдают мужчине, но при этом не исключается и мать, женщина. При выяснении семейных обязанностей, дети перечисляли те из них, которые традиционно относятся к женским. Функции же отца в семье дети чаще определяют как «работать», «ездить на машине», «ремонтировать машину» и т. д., т. е. определяются те функции, которые непосредственно связаны с внешними факторами. Свои же обязанности дети перечислить не смогли, ответив на вопросы «не знаю», «у меня их нет» и т. д. по мнению ребенка все должны помогать маме.

Так же, приоритет в вопросах воспитания детей отдается матери и ближайших родственников (бабушки, тети), они чаще занимаются с ребенком, играют с ним, гуляют и т. д. Ребенок уточняет, что «папа работает, а мы гуляем», «бабушка меня заберет, и пойдем в гости» и т. д.

Система отношений: Нами отмечено, что дети, определяют микроклимат в семье как неблагоприятный. Часто, они готовы поделиться своими приятными и неприятными впечатления сначала с животными, потом с бабушкой, мамой и лишь потом с отцом. Они чаще, чем другие дети боятся наказания со стороны отца и матери, а так же отмечают, что когда вырастут будут вести себя по другому, причем не всегда уточняя как.

Нами отмечено, что существенных разногласий между детьми воспитывающихся в полных и неполных семьях нет. Отличие проявляется только в том, что дети, из неполных семей представляя ролевые функции отца в семье, все же отмечают, что их выполняет мать. Так же нами отмечено, что даже при упоминании обоих родителей, ребенком при перечислении на первое место ставится мать. Например, на вопрос: «Кто в твоей семье главный», ребенок отвечает: «Мама и папа». Что на наш взгляд может свидетельствовать о большей эмоциональной близости, а соответственно и значимости роли матери, чем роли отца в семье. В соответствии с характеристиками яркости, четкости и полноты представлений нами выделены модели семейных отношений у детей в полных и неполных семьях.

У большинства детей воспитывающихся в полных семьях представления о моделях семейных отношений свойственны I и II моделям. У детей, воспитывающихся в неполных семьях, этот показатель несколько ниже. В III же модели, наоборот. В данном случае, большее число детей, воспитывающиеся матерями, чем детей, воспитывающиеся обоими родителями, отнесены нами к III модели семейных отношений.

Данные показатели, можно объяснить тем, что дети из полных семей имеют больше возможности, чем дети из неполных семей, наблюдать за внутрисемейными и межполовыми отношениями, а так же ролевыми отношениями в семье, примеривая эти роли на себя. В неполных же семьях,

часто, роль отца исполняет кто - либо из родственников мужского пола. В случаях, когда отец участвует в воспитании ребенка, ролевые функции в семье смазаны и не дают детям полного представления о межполовых и внутрисемейных отношениях. Кроме этого, мать вынуждена совмещать по мере возможности как мужские, так и женские внутрисемейные роли.

Нами отмечено, что нет ни одного ребенка, представления которого соотносились бы с показателями IV модели семейных отношений, что может быть следствием отсутствия данной модели у матерей, которые эмоционально более близки к ребенку и в большей степени влияют на построение его взаимоотношений во внутрисемейном пространстве, чем отцы.

Т. о. нами сделан вывод о том, что неблагоприятная эмоциональная атмосфера в семье прямым образом задаёт положительный или отрицательный фон ощущений у ребенка и влияет на формирование представлений детей о семейных отношениях.

Библиографический список

1. Кочубей, Б. И. Мужчина и ребенок. [Текст]/ Б. И. Кочубей. - М.: Знание, 1990. - 80 с.

2. Лосева, В. К. Техника ролевой игры [Текст]/ В. К. Лосева, А. И. Луньков // Семейная психология и семейная терапия № 4, - 1998.

3. Макаренко, А. С. Книга для родителей.[Текст]/ А. С. Макаренко. - М.: Учпедгиз, 1950. - 360 с.

4. Сатир, В. Как строить себя и свою семью.[Текст]/ В. Сатир. - М.: Педагогика - Пресс, 1992. - 192 с.

5. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду. [Текст]/ А. И. Сорокина. - М.: Просвещение, 1982. 98 с.

6. Токарева, Е. Женское одиночество. [Текст]/ Е. Токарева. // Узы брака, узы свободы. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 205 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.