Социология и социальная работа 52 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2008, № 4 (12), с. 52-58
УДК 316
ПОРТРЕТ РОДИТЕЛЯ ГРУППЫ РИСКА ПО СОЦИАЛЬНОМУ СИРОТСТВУ
© 2008 г. И.И. Осипова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 06.11.2008
Представлены данные авторского исследования социально-демографических и психологических особенностей родителей детей-сирот, обусловливающих особый тип внутрисемейных отношений, который приводит к воспроизводству социального сиротства и семейной неуспешности. Анализируется динамика основных социальных, экономических и психологических показателей в нескольких поколениях семей респондентов и обосновывается вывод о межпоколенной устойчивости деструктивных форм семейной организации.
Ключевые слова: социальное сиротство, репликативное сиротство, социально-психологический портрет группы риска по социальному сиротству.
В 2007 г. в России в приютных учреждениях воспитывалось около 170 тысяч детей-сирот из общего количества в 742 тысячи сирот [1]. Подавляющее большинство этих детей имеют родителей и других родственников, которые, однако, не принимают участия в их воспитании и не несут ответственности за их настоящее и будущее. Если личностные особенности детей-сирот хорошо изучены, то социально-психологические черты родителей ребенка-сироты анализу, как правило, не подвергаются, и данная тема остается в рамках криминологических исследований.
Тем не менее социально-психологический портрет представителей группы риска по социальному сиротству и социального сироты как такового был бы неполным без социальнопсихологического портрета родителей. Именно семейная структура является ведущим фактором репликативного сиротства, и без детального анализа семейных отношений невозможно прийти к глубокому пониманию исследуемого феномена.
Социально-экономические трансформации оказали резкое негативное влияние на семью, ее функции и ценности [2]. Тем не менее случаи, когда нормальная семья становится девиантной, к счастью, не носят абсолютного и массового характера, хотя статистика и выглядит угрожающе. Таким образом, по всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие по отношению к ребенку, определяющими являются
субъективные факторы и причины психологопедагогического свойства, то есть нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях и дефекты воспитания детей в семье. Другими
словами, патогенным фактором выступает в конечном итоге не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия или принятия общественных ценностей, а сформировавшийся в ней психологический климат и опыт преодоления деструктивных внутрисемейных явлений.
Авторское исследование было проведено по данным детского дома № 37 г. Москвы, выборка из 58 респондентов-подростков в возрасте от 10 до 18 лет. Можно предположить, что полученная картина крайней степени семейного неблагополучия и выводы автора по каждому из его критериев являются типичными и для других регионов России. Результатом исследования стал социально-психологический портрет родителя, лишенного родительских прав.
Репликативный характер семейного неблагополучия обусловливает актуальность сравнительного анализа семейных структур в предыдущих поколениях. На рис. 1
представлена в виде диаграммы структура неблагополучных семей по количеству детей и полноте состава родителей в поколении воспитанников и их родителей. Данная диаграмма отражает в значительной мере особенности выборки конкретно нашего исследования и не может служить полностью репрезентативным аналитическим
инструментом для всех представителей соответствующих возрастных когорт.
На рис. 2 показано, как распределилось количество детей в исследованных семьях.
В прародительских семьях воспитанников преобладают семьи с большим количеством детей, что характерно для военных и
Зб-І^
30 25 20 15'
10' б 0'
Полная семья Неполная семья Многодетная семья
Рис. 1. Структура неблагополучных семей по количеству детей и полноте состава родителей, %
□ Первое поколение
□ Второе поколение
30-
25-
20-
15-
10-
□ Первое поколение
□ Второе поколение
1 ребенок 2 ребенка 3 ребенка Более 3-х детей
Рис. 2. Количество детей в семьях детей-сирот в двух поколениях, %
послевоенных лет; в семьях 2-го поколения, как свидетельствуют данные исследования, преимущественно по 2-3 ребенка. Как правило, все дети находятся в государственных учреждениях для сирот разного типа: домах ребенка и детских домах, коррекционных детских домах и детских домах для детей-инвалидов. Родственные связи, как правило, разрушены, детей достаточно редко навещают родители и другие родственники, характерна также слабая сформированность связей между родными братьями и сестрами.
Так, согласно результатам исследования, средний возраст и отца, и матери, лишенных родительских прав, составил 37 лет. Средний возраст умерших неблагополучных отцов - 36 лет, неблагополучных матерей - 39 лет. В исследование были включены 20 матерей-
одиночек и 31 полная семья с полным составом родителей, лишенных родительских прав. В 7 случаях матери отказались от детей после
рождения. В момент исследования у 58 сирот были живы 19 отцов и 27 матерей. Как правило, после нескольких лет пребывания ребенка в приютном учреждении лишенные своих прав родители погибают от алкоголя и пьяных драк (рис. 3).
Взрослые члены семьи с алкогольной
зависимостью, как отмечают психологи, забыв о родительских обязанностях, целиком и
полностью погружаются в «алкогольную субкультуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации [3]. В конечном итоге семьи с алкогольной или наркотической зависимостью становятся
5
0
40-
3б-
30-
2б-
20-
1б-
10-
б-
0-
□ Матери
□ Отцы
Ї:
Алкоголизм
Другие причины Насильственная смерть
Рис. 3. Причинні смерти родителей детей-сирот, %
70
60
б0
40
30
20
10
0
Л л
f3
Первое поколение Второе поколение Третье поколение
(до 18 лет)
Рис. 4. Алкоголизация неблагополучных семей в трех поколениях, %
социально и психологически
неблагополучными. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях [4].
Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным психологическим деформациям у всех членов семьи, комплекс которых обозначается специалистами термином созависимость. Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданиям всей семейной группы. Особенно уязвимыми являются дети, чье состояние усугубляется отсутствием жизненного опыта, неспособностью
противостоять деструктивным воспитательным практикам и насилию со стороны родителей.
Наиболее логичным следствием подобных процессов должна стать повышенная алкоголизация детей-сирот вследствие
повышенной способности негативных субкультур к самовоспроизводству и отсутствия положительных примеров, способных составить конкуренцию наблюдаемым деструктивным семейным практикам.
По мнению экспертов, реальное число молодых людей и подростков, больных алкоголизмом, в 2-3 раза выше числа
фактически взятых на учет, а страдающих
наркоманиями и токсикоманиями - в 6-10 раз. Наиболее распространенным сегодня является «пивной» алкоголизм. Во многом это
обусловлено тем, что значительная часть
подростков, употребляющих наркотические и
2б
20
1б
10
б
—а
Алкоголизм в Психопатологии Физические Туберкулез, возрасте до 18 патологии гепатит С
лет
Рис. 5. Последствия алкогольной зависимости родителей, % 80-.''"
70-
60
б0
40
30
20
10
0
□ Матери □ Отцы
Не имеют законченного школьного образования
9 классов
11 классов
Высшее
образование
Рис. б. Уровень образования родителей детей-сирот, %
токсические вещества, проживают в неблагополучных семьях, где родители редко дают согласие на обследование и лечение ребенка, а употребление пива родители (даже благополучные) не всегда относят к числу серьезных проступков и слишком поздно обращаются за помощью.
В рамках интервьюирования подростков нам удалось проследить определенную динамику в нарастании алкогольной девиации в семейных историях воспитанников. Так, в первом поколении, в семьях бабушек и дедушек, уровень алкоголизации составлял 25%, т.е. практически в каждой третьей
прародительской семье был член семьи, страдающий или страдавший алкоголизмом. Во втором поколении, т.е. среди отцов и матерей респондентов, уровень
алкоголизации достиг 60%. К сожалению, в государственном учреждении для сирот, где воспитываются дети в возрасте до 18 лет, уже состоят на учете в наркологических центрах с
алкогольной зависимостью 2% подростков от общего числа воспитанников (рис. 4).
Алкоголизация детей, воспитывающихся вне семьи, отличается крайними вариантами. В исследовании И.Н. Гурвича было обнаружено, что воспитание вне семьи обусловливает в подростковой среде как очень раннюю (до 7 лет), так и сравнительно позднюю (17-19 лет) первую пробу алкоголя [5].
Помимо наследственной алкоголизации, вызванной ранним усвоением норм алкогольной субкультуры, родительские пороки
обусловливают у детей многочисленные психоэмоциональные и физические нарушения, раннее развитие туберкулеза и повышенный риск заражения гепатитом С (рис. 5).
Согласно результатам диспансеризации воспитанников детского дома, у 4.1% детей выявлены психопатологии, физиологические нарушения в развитии наблюдаются у 20.9% детей, 8.1% детей имеют социально опасные контакты и заболевания, приобретенные в период проживания с родителями. Практически
0
60
50
40
30
20
10
0
□ Матери
□ Отцы
Работают
Не работают по болезни
Не работают
Рис. 7. Включенность родителей детей-сирот в рынок труда, %
У А /
у
у
У
У
У
У
У / >1 А /
У
/^7' '
/ / -У
10
9-
8-
7-
6
5-
4
3-
2
1
0
Мать Отец Сестра/брат Дедушка
Рис. 8. Показатели судимости у ближайших родственников, %
100% воспитанников, изъятые из
неблагополучных семей, имеют хронические простудные и воспалительные заболевания.
Традиционно успешность человека, степень его востребованности обществом определяются целым рядом социально-демографических и экономических критериев. В качестве таких показателей выступают уровень образования и профессиональных навыков, включенность в рынок труда, наличие семьи и её качество, уровень заработной платы, качество отдыха, наличие жилья, личного транспорта, предметов роскоши и т.д. Согласно результатам проведенного интервьюирования, 14,4% отцов в неблагополучных семьях имеют образование 9 классов, 7% - 11 классов, 3,6% - высшее образование. 75% отцов не имеют законченного образования обязательной средней школы. Уровень образования девиантных матерей ещё
более низкий: 36% имеют образование 9 классов, 7% - 11 классов. 57% не имеют законченного среднего школьного образования. Можно предположить с большой долей вероятности, что качество семьи и семейных отношений напрямую зависит от уровня образованности родителей, от наличия у них мотивации к повышению образовательного, культурного уровней. Следует учесть, что речь в исследовании идет о родителях, период детства которых пришелся на сравнительно благополучные 80-90 годы прошлого столетия, когда образование, здравоохранение и досуг были бесплатными и общедоступными. Однако период взросления этого поколения пришелся на времена трансформационных процессов, затронувших фундаментальные сферы бытия. Их дети -основной контингент приютных учреждений сегодняшней России (рис. 6).
40'
35
30
25'
20'
15'
10'
5
Первое поколение Второе поколение Третье поколение
Рис. 9. Динамика развития социального сиротства в трех поколениях, %
Показатели трудовой занятости родителей детей-сирот также крайне низкие. В нашем исследовании анализировались показатели по трем возможным вариантам включенности в рынок труда. Родители воспитанников могли быть работающими, не занятыми по причине инвалидности, заболевания или вследствие иных причин. Третью группу составили родители, не работающие без уважительных причин. Результаты распределились согласно рис. 7.
Так, работающих матерей - 34.6%, не работают по инвалидности или по старости -11.6%, не работают - 53.8%. Работающих отцов в выборке оказалось 17.4%, не работают по инвалидности или по старости - 23.2%, не работают - 59.4%. Широко распространенный стереотип о том, что семейное неблагополучие является результатом низкого уровня материального благосостояния, т.е. родители работают и имеют низкий уровень заработной платы, для данной категории не
подтверждается. Согласно нашему
исследованию, картина диаметрально
противоположная: в дисфункциональных
девиантных семьях родители, как правило, не хотят работать и живут за счет пособий, пенсий и других нетрудовых доходов. Неудивительно, что у детей, воспитывавшихся в условиях такой семьи, очень редко присутствует мотивация на получение образования, трудовых навыков, они являются изгоями в школе, у них нет друзей среди сверстников, их друг - улица.
На качестве социализации подростков не может не сказываться наличие у родителей судимости. Исследование влияния
криминальной субкультуры на воспроизводство делинквенций у подростков, проведенное А.Н.
Ильяшенко, подтвердило, что у каждого пятого юноши и у каждой четвертой девушки, совершивших преступления, имеет судимость отец, у каждого одиннадцатого юноши и у каждой восьмой девушки была осуждена мать. В семье каждого шестого несовершеннолетнего преступника был судим брат и другие близкие родственники [6]. Постоянное общение с криминально настроенными членами семьи отражается и на направленности преступных посягательств подростков. Так в 41,7% девушек, в семьях которых имелись судимые родственники, были привлечены к уголовной ответственности за аналогичные преступления. Причем 80% несовершеннолетних преступниц последовали криминальному примеру матери [7] (рис. 8).
Процесс деградации института материнства и отцовства, начавшийся в 90-е годы ХХ века, не прекращается. Так, социальных сирот в поколении прародителей в нашей выборке было на уровне 1.74%, в поколении родителей -1.76%, а в третьем поколении в одной и той же семейной группе - 38.86%. Таким образом, социальное сиротство имеет тенденцию к прогрессированию, в нашем исследовании было зафиксировано увеличение данного показателя в 20 раз (рис. 9).
Тем не менее исследование показало, что образ родителей в глазах детей-сирот носит идеализированный характер, они
воспринимаются ими как малопьющие или бросившие выпивать, добрые и слабые. Более того, подростки воспринимают утраченную семью как основной источник поддержки [8]. Образ родителей идеализируется, дети любят придуманный идеальный образ матери, однако
0
реальных же матерей нередко стесняются, на похоронах родителей ведут себя отстраненно и сдержанно.
Несоответствие реального образа родителя некоторым характеристикам идеального образа (не пьет, не бьет) свидетельствует о противоречивости образа и преимущественно защитном характере позитивных характеристик реального родителя у подростков из
неблагополучных семей с
десоциализирующими факторами. У
подростков, таким образом, наблюдается дефицитарная (в плане позитивных характеристик) модель родительского
поведения. Идеализированный,
противоречивый и малодифференцированный характер образов других значимых людей у подростков из неблагополучных семей служит серьезным препятствием к построению
конструктивных отношений с людьми в настоящей и будущей жизни.
Проведенное интервьюирование подростков показало значительную степень социальнопедагогической дезадаптации детей. Только 50% воспитанников общаются с родственниками, точно знают возраст, образование родителей, имена, возраст своих бабушек и дедушек, вспоминают какие-то светлые моменты из детства. Затруднились с ответом о возрасте родителей 1.74%, не знают уровня образования родителей 10.44%, ничего не могут сказать о своих бабушках и дедушках 37.8% детей - воспитанников детского дома. Ответы детей: «Бабушки и дедушки, конечно, есть, но они далеко живут, поэтому мы с ними не общались. Бабушка поругалась с мамой, и мы не общались. Бабушка выгнала маму из дома, и я её не знаю».
Специфика родительско-детских отношений в девиантных семьях позволяет выявить
характерные особенности подросткового восприятия образа родителей и утраченной семьи.
Во-первых, необходимо отметить незнание подростками своей семейной истории. Ребята не знают конкретных данных о своих родителях, близких родственниках, не помнят ни их возраста, ни имен. Расхожий стереотип о повышении роли бабушек в жизни внуков в случае деградации родительской семьи в нашем случае не нашел подтверждения. С родственниками поколения прародителей наблюдается аналогичная ситуация. Дети не помнят бабушек, многие из которых не общаются со своими детьми и не видели внуков с рождения.
Во-вторых, можно наблюдать конфликтные отношения с собственными братьями и сестрами вследствие разрушения семейных связей и отсутствия взаимной привязанности.
Резюмируя данные, можно сделать вывод о типичных социально-психологических
особенностях родителей - представителей группы риска по социальному сиротству. Для них характерны разрушенные семейные связи, алкоголизм, тунеядство, низкий уровень образования, слабая вовлеченность в рынок труда, отсутствие мотивации к изменениям, наличие девиаций в семейной истории, неуспешность в нескольких поколениях.
Список литературы
1. Доклад директора департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ А.А. Левитской на Всероссийском совещании «Инновационные подходы в деятельности органов опеки и попечительства по защите прав детей».
Москва, октябрь 2008.
2. Осипова И.И. Социальное сиротство в контексте объективистского и субъективистского
PORTRAIT OF THE PARENTS-AT-RISK IN THE SOCIAL ORPHANAGE
I.I. Osipova
In the article are presented results of the author’s research about the socio-demographic and psychological features of the social orphan’s parents, which produce a special type of the relationships within the families. It reproduces a social orphanage and family failure. Dynamics of the basic social, psychological and economical indicators is analyzed, substantiates an idea about intergenerational steadiness of the destructive form of the family organization.
подходов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Н. Новгород, 2008, № 5. С. 324-328.
3. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная
болезнь. М.: ПЕР СЭ, 2006. 352 с.
4. Понятие и типы неблагополучных семей // Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. С. 32.
5. Гурвич И.Н. Уровень и модели употребления алкоголя подростками // Мир детства. № 2. 2002. С. 24-31.
6. См.: Реан А.А., Дандарова Ж.К.,
Прокофьева В.А. Социальное сиротство в современной России / Аналитический доклад / Под общей ред. проф. А.А. Реана. М., 2002. С. 37.
7. Там же.
8. Смирнова Н.С. Интерперсональные
отношения подростков из социально неблагополучных семей / Автореф. дис... канд. псих. наук, М., 2008. С. 8.