МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕНДЕНЦИЙ ГАРМОНИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОРА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ
Г.И. Репринцева
В статье среди разнообразных подходов обоснована целесообразность интегрированного междисциплинарного подхода к изучению проблем гармонизации детско-родительских отношений в сельской семье как целостной воспитательной системе. Охарактеризованы позитивные тенденции гармонизации детско-родительских отношений, выявленные в результате комплексного социальнопедагогического исследования и опытно-экспериментальной работы.
Ключевые слова: гармонизация детско-родительских отношений, сельская семья, социальное воспитание, интегративный межведомственный подход.
Исследования показывают, что переживаемое сегодня многими сельскими семьями ухудшение социально-экономического положения приводит к дестабилизации внутрисемейных супружеских, межпоколенных отношений, что вызывает депрессивные состояния, неудовлетворенность, конфликтность общения и, как следствие, нарушения в поведении детей и подростков, дисгармонию отношений детей и родителей. Дестабилизированная семья как деформированный социальный институт общества, в свою очередь, не в состоянии полноценно и качественно выполнять свои экономические, социализирующие, воспитательные функции, поддерживать гармоничные детско-родительские отношения.
Проведенные к настоящему времени исследования разнообразных проблем сельской семьи в целом позволяют достаточно объемно представить противоречивые тенденции ее развития, связанные, прежде всего, с утратой многих традиционных признаков жизнедеятельности. Однако специальных исследований тенденций и специфики развития детско-родительских отношений - этой наиболее уязвимой подсистемы внутрисемейных отношений, а также возможностей их гармонизации как фактора социального воспитания в социальной педагогике - пока нет. А между тем практика развивающейся социально-педагогической работы с сельской семьей в условиях объективно затянувшегося социального кризиса нуждается в теоретически обоснованных положениях, моделях и технологиях поддержки и сопровождения детей и родителей с учетом специфики и возможностей именно сельского социума, позволяющих специалистам при необходи-
мости квалифицированно выполнять функции семейного социального педагога, воспитателя, социального педагога, педагога-психолога, не имеющих права на ошибку в выборе средств гармонизации этой хрупкой сферы отношений.
Анализируя сельскую семью как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства в условиях изменяющегося традиционного для сельской местности образа жизни, выполняющую важнейшие функции социального воспитания адаптивной личности, способной жить в динамично и противоречиво развивающемся социуме, детско-родительские отношения мы рассматриваем как моменты и процессы взаимосвязи и взаимозависимости между детьми и родителями, являющимися базовыми элементами семьи как целостной воспитательнообразовательной системы. Эти моменты и процессы взаимосвязи и взаимозависимости определяются не только достаточно стабильными характерологическими личностными особенностями детей и родителей и развивающимися их потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативной и иными сферами, но отражают и характер взаимосвязей с другими членами сельской семьи, проживающими чаще всего рядом или вместе, а также другими субъектами окружающего их социума. Вот почему, с одной стороны, выявляемая сегодня трансформация детско-родительских отношений, как мы полагаем, отражает динамику развития личности детей и родителей, воспитательного потенциала сельской семьи в целом, характер ее отношений с социумом, а с другой сторо-
ны, изменения в социуме и семье (как одной из составляющих социума) обусловливают изменения в детско-родительских отношениях, отражаясь, в свою очередь, в качественной динамике социального воспитания и развития детей, углублении родительской компетентности.
Исследования показывают, что системному регулированию подлежит лишь определенная часть внутренних семейных отношений. В целом внутрисемейные, в т. ч. детско-родительские, отношения, особенно в сельской семье, функционируют прежде всего на основе общепризнанных в сельском социуме норм морали, личностных особенностей, индивидуальных образцов поведения взрослых членов семей. Деструктивные процессы в системе отношений детей и родителей связаны в первую очередь с деформацией именно норм моральных ценностей в обществе.
Вот почему гармонизацию детско-родительских отношений можно рассматривать как процесс, направленный на установление согласованного общения и взаимопонимания между детьми, родителями и прародителями, составляющими семью как целостную нравственную систему, обеспечивающую социальное воспитание детей. В процессе гармонизации детско-родительских отношений предметом коррекции являются феномены межличностного взаимодействия детей и родителей: взаимопонимание, взаимовлияние, взаимные действия, взаимоотношения, межличностное общение, совместимость, сраба-тываемость.
Исследование педагогического потенциала гармонизации детско-родительских отношений мы связываем с изучением, с одной стороны, социально-педагогических
возможностей и средств их гармонизации в условиях сельского социума, с другой -влияния процесса гармонизации детско-родительских отношений на образовательные процессы в развитии личности детей и родителей и укрепление семьи как целостной нравственной воспитательной системы.
На наш взгляд, именно социально-педагогическая парадигма осуществления системного, междисциплинарного исследования детско-родительских отношений обеспечивает восприятие сельской семьи как системного объекта в динамике его внутренних и
внешних связей. Замкнутость как традиционная характеристика отношений детей и родителей в сельских семьях исследователем может быть воспринята лишь как условное определение, ибо каждый из субъектов этой диады взаимосвязан прямыми и опосредованными отношениями родителей-супругов (супружеские отношения), прародительскими, родственными, а также многообразными внесемейными отношениями в неоднородном сельском социуме, связанном многими сетями экономической и социально-педагогической поддержки с городом, особенно при утрате сельской семьей какого-либо ресурса как фактора ее выживания и нормального функционирования.
Восприятие сельской семьи как системного объекта, внутри которого наряду с другими зарождаются, противоборствуют, складываются, развиваются детско-родительские отношения, обусловленные общепризнанными и несовпадающими воспитательными ценностями, требует и системного подхода к их изучению, включая фокусировку внимания на субъектности ребенка и родителя(ей) как отдельных самоценных единицах, однако включенных во взаимосвязь и взаимозависимость друг с другом, а также с другими членами семьи и другими людьми вне ее. При таком взгляде на исследуемые детско-родительские отношения наиболее целесообразен, как мы полагаем, именно междисциплинарный (а нередко - полипарадигмальный) подход, позволяющий интерпретировать концепции и исследовательские методики (диагностические, коррекционные, развивающие) разных наук (философских, экономических, психологических, социально-педагогических и др.) для всестороннего анализа факторов, затрудняющих развитие детско-родительских отношений или способствующих их гармонизации, укреплению сельской семьи и ее воспитательного потенциала.
Не случайно анализ социально-педагогической практики гармонизации детско-родительских отношений свидетельствует об объективной необходимости соблюдения психологами, социальными педагогами, воспитателями и учителями интегрирующего подхода к выбору технологий диагностики и коррекции различных подсистем внутрисемейного общения, прямо и опосредованно обусловливающих характер и динамику раз-
вития отношений детей и родителей. Именно поэтому изучение и гармонизацию детско-родительских отношений как ресурс воспитательного потенциала сельской семьи наиболее целесообразно осуществлять:
- в контексте выявления всевозможных (социально-экономических, социально-педагогических, социально-психологических, социокультурных) факторов, влияющих на семью и ее воспитательный потенциал средствами анализа данных наблюдений, статистики, социолого-педагогогических, социальнопедагогических и т. п. опросов, а также соответствующих видов социальной помощи и поддержки;
- в контексте выявления особенностей общения и взаимоотношений супружеской пары и степени вовлеченности в эту воспитательную подсистему ребенка средствами соответствующего диагностического инструментария, а также просвещения, консультирования и тренинговой работы с родителями (прародителями, опекунами);
- в контексте исследования воспитательных возможностей межличностных отношений в системе «родитель - ребенок» глазами ребенка средствами соответствующего диагностического инструментария, а также просвещения, консультирования и тренинговой (коррекционной) работы;
- в контексте исследования воспитательных возможностей межличностных отношений в системе «родитель - ребенок» глазами родителя (прародителя, опекуна) средствами соответствующего диагностического инструментария, а также просвещения, консультирования и тренинговой (коррекционной) работы;
- в контексте исследования воспитатель-
ных возможностей развития детско-родительских отношений в различных видах деятельности и общения: игровой, учебной, культурно-образовательной, эстетической,
досуговой, общественно-направленной и других на различных этапах развития семьи.
При этом важно вскрыть позитивные факторы гармонизации детско-родительских отношений, обладающие скрытым или явным образовательно-воспитательным потенциалом, способствующим укреплению и развитию семьи, обеспечивающей всем ее субъектам благополучную траекторию жизни.
Междисциплинарный подход к анализу семьи позволяет зафиксировать различные грани характеристик детско-родительских отношений.
Так, при социологическом подходе семья рассматривается как социальный институт, выступающий посредником между индивидуумом и обществом в различных сферах его жизнедеятельности, поэтому внутрисемейные, в т. ч. детско-родительские, отношения рассматриваются в философском аспекте как механизмы стабилизации или дестабилизации семьи.
Чрезвычайно интересен социолого-педа-гогический подход к изучению сельской семьи, позволяющий рассматривать ее как социальный институт, формирующий определенный образ жизни, ценности, философию жизни этой первичной общественной ячейки и ее субъектов. Детско-родительские и другие внутри- и межсемейные отношения рассматриваются сквозь призму социологического и философско-педагогического контекстов (Г.Г. Силласте, А.И. Антонов).
При психологическом подходе семья рассматривается как социальная система, наиболее приспособленная для влияния на индивидов - членов семьи, а детско-родительские отношения - как один из механизмов и способов непосредственного взаимодействия и взаимовлияния детей и родителей.
Наконец, социально-педагогический подход ориентирован на семью как на приоритетную сферу социальной поддержки, обеспечивающую полноценное выполнение семьей воспитательных и иных функций (В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, М.М. Плот-кин, Г.И. Репринцева, Е.И. Холостова и др.), где детско-родительские отношения рассматриваются как базовые в системе внутрисемейных отношений, включенные наиболее сложным взаимозависимым образом в многообразные внутри- и внесемейные связи в открытом социуме, обеспечивающие трансляцию фундаментальных духовных ценностей от поколения к поколению.
Сегодня существует множество концепций и соответствующих технологий семейной психотерапии, позволяющих гибко осуществлять индивидуальные, групповые и межгрупповые семейные встречи и использовать их в психологической и социально-
педагогической практике гармонизации детско-родительских отношений.
Анализ классификации школ по семейной терапии показывает, что специалисты выделяют три теоретические позиции, базирующиеся на концепции психодинамики и теории системы.
Так, сторонники индивидуальной ориентации в работе с членами семьи (в рамках психоаналитической теории) рассматривают семью как стрессовый фактор и помогают члену семьи справиться с ним. Сторонники межличностной ориентации в работе с семьей (в рамках системной теории) видят в каждом члене семьи «носителя симптома» семейного стресса, отражающего неблагополучие и разбалансировку всех подсистем внутрисемейных отношений. В своей работе эти специалисты ориентированы на разрешение актуальных проблем во взаимоотношениях без особого внимания на прошлое и воспитательные ошибки взрослых наставников.
Наконец, обратим внимание на интенсивно развивающееся направление в поддержке семьи, характеризующееся интегрированным подходом, допускающим и психодинамические, и системные концептуальные понятия и соответствующие им технологии работы со всеми членами семьи, включенными прямо и опосредованно в воспитательный процесс.
Межпредметность системного социально-педагогического исследования объективно требует от специалистов интегрированного знания о развитии семьи. В этом мы видим объективный смысл и результат подлинного взаимопроникновения наук о человеке как целостной системе и формах его бытия.
Итак, анализ существующих сегодня теоретико-методологических оснований изучения детско-родительских отношений показывает, что решение проблем их гармонизации в различных типах семей требует соблюдения интегрированного подхода.
При анализе тенденций гармонизации детско-родительских отношений как фактора социального воспитания детей в сельских семьях в нашем исследовании мы проанализировали основные группы причин их деструкции, ресурсы их преодоления, а также показатели эффективной работы специалистов в данном направлении. С этой целью методом анкетного опроса и интервью были проведены
комплексные социально-педагогические исследования «Влияние социально-педагогических факторов на обучение и воспитание детей в сельской школе» (2003-2005 гг.) и «Влияние семьи и детско-родительских отношений на потребности родителей в профессиональном содействии развитию ребенка» (2006-2007 гг.) под научным руководством автора статьи коллективом Института социально-педагогических проблем сельской школы РАО при участии сотрудников системы образования различных регионов в рамках Комплексной программы РАО «Системная модернизация образования как фактор социального развития села». Эти исследования отразили представления сельских специалистов в сфере образования 20 регионов России, знающих сложившуюся ситуацию в каждой семье, где есть дети, а также мнения сельских детей, родителей и других селян, проживающих рядом с ними. Кроме того, исследование включало опытно-экспериментальную работу по выявлению воспитательного потенциала гармонизации детско-родительских отношений, осуществленную автором и под его руководством специалистами образовательной и социальной сфер в сельской местности различных регионов России.
Характеризуя основные тенденции социально-педагогической деятельности специалистов по гармонизации детско-родительских отношений, выявленные в результате исследования, отметим, что нестабильность социально-экономического развития сельского социума в современный период обусловливает неравномерное развитие социально-педагогических факторов, оказывающих неоднозначное, часто противоречивое влияние на устойчивость института сельской семьи, характер взаимоотношений между всеми ее членами и степень гармоничности детско-родительских отношений, их воспитательный потенциал.
Хотя необходимость интеграции усилий всех субъектов образования и социальной защиты в процессе поддержки сельской семьи и гармонизации отношений между ее членами как фактора укрепления ее воспитательного потенциала признается большинством специалистов, тенденции полноценного их взаимодействия в данном направлении в большинстве обследуемых регионов пока находятся на этапе формирования, что зави-
сит от уровня их социально-экономического развития, а также обеспеченности социальной, социокультурной и социально-педагогической инфраструктур.
Исследование подтвердило целесообразность интегрированного подхода в процессе изучения тенденций и осуществления гармонизации детско-родительских отношений в сельской семье, представляющей сложную неоднородную систему связей и воспитательных взаимозависимостей составляющих ее членов. Интегрированный подход обеспечивает целостность, согласованность усилий всех субъектов гармонизации детско-родительских отношений, а также всех видов, приемов и методов индивидуальной, групповой диагностической и коррекционной деятельности специалистов, восстанавливающих и развивающих воспитательные функции сельской семьи. При этом в работе с детьми, родителями и другими членами семьи основное внимание уделяется сохранению, восстановлению и обогащению позитивных, созидательных ресурсов личности каждого участника процесса гармонизации отношений, опоре на них, а также на конструктивные ресурсы вне семьи на институциональном и межинституциональном, традиционном и инновационном уровнях функционирования сельского социума, освоения, развития и транслирования духовных ценностей сельской семьи.
Опытно-экспериментальная работа по гармонизации детско-родительских отношений дала возможность охарактеризовать воспитательные ресурсы различных видов совместной деятельности и проведения досуга детей и родителей (познавательной, трудовой, культурно-образовательной, благотворительной, социокультурной и досуговой), а также эффективность разнообразных технологий социально-педагогической и психоло-го-педагогической деятельности специалистов с сельскими семьями, переживающими разнообразные проблемы отношений детей и родителей. Среди показателей эффективности работы специалистов по гармонизации детско-родительских отношений как фактора социального воспитания в различных семьях выявились тенденции:
- улучшения субъективного эмоционально-психологического самочувствия детей и взрослых членов семьи в процессе под-
держания и развития гуманных общинных сельских традиций взаимоподдержки, взаимопонимания, прощения;
- улучшения отношений в сельских семьях между родителями, прародителями и детьми, снижение директивности общения представителей взрослых субьектов детско-родительского и межпоколенного общения;
- изменения родительских установок и деструктивных стереотипов воспитания детей, особенно в кризисные возрастные периоды их развития, а также при затруднениях в обучении и общении;
- овладения родителями навыками и способами конструктивного взаимодействия между собой и с детьми; восстановления душевного равновесия членов семьи (разных поколений) на разных этапах развития семьи и в периоды кризисных переживаний, обусловленных различными внешними и внутренними факторами;
- снижения конфликтности и агрессивности детей, обогащения содержательных связей с родителями, другими членами семьи, со сверстниками, возрастания их стрес-соустойчивости в периоды затруднений в обучении (благодаря психологической и иной поддержки родителей, учителей), повышения мотивации к учению, творчеству и построению собственных перспектив развития и дальнейшей жизни;
- формирования при поддержке специалистов психологической готовности и реальной способности взрослых (родителей, прародителей) и детей к конструктивному критическому анализу сложившихся внутрисемейных коллизий, своей позиции во внутрисемейных отношениях и к их преобразованию, выработке умений более гибко выполнять свои ролевые функции в семье, не смешивая и не подменяя их;
- формирования конструктивной позиции членов семьи в процессе семейного консультирования, занятий коррекционных родительских групп, межсемейного общения и др., сфокусированной, прежде всего, на поддержке младших поколений (детях всех возрастов), а также прародителей как основных носителей и хранителей позитивных традиций общения и воспитания в сельской семье;
- выработки достаточно устойчивого и относительно безболезненно переживаемого опыта конструктивного взаимодействия чле-
нов семьи в кризисе и специалистов социальной сферы села, профессионально владеющих арсеналом социально-педагогических технологий поддержки семей и гармонизации внутрисемейных и детско-родительских отношений;
- объективного уменьшения количества семей, ориентированных на развод, сглаживания острых внутрисемейных и межсемей-ных конфликтов (за счет профилактической социально-педагогической и психологической работы), снижения алкоголизации некоторых членов семьи и их деструктивного воспитательного влияния, а также снижения числа созависимых детей и взрослых, депри-вированных и дезадаптированных детей;
- возрастания числа молодых сельских семей, планирующих рождение второго и третьего ребенка, что свидетельствует о зарождении надежды и уверенности в будущем своей семьи, в своих возможностях и способностях обеспечить благополучное развитие и воспитание своих детей, об улучшении общей психологической атмосферы в семье;
- обогащения связей семьи с другими социальными, образовательными, социокультурными и медицинскими институтами сельского социума по вопросам обеспечения благоприятных условий развития и воспитания детей и семьи в целом;
- обогащения социокультурных традиций взаимодействия детей, родителей и дру-
гих членов сельской семьи при поддержке специалистов в процессе приобщения детей к поликультурным ценностям развития российской семьи, к труду, к общественной и благотворительной деятельности, к ценностям православия в контексте мировой культуры, к ценностям культурного семейного досуга на основе возрождения традиций;
- формирования достаточно устойчивой, налаженной, систематически обновляющейся, скоординированной системы социальнопедагогической поддержки сельских семей в ряде регионов, оперативно реагирующей на предотвращение различных экономических и социально-психологических факторов деформации детско-родительских отношений.
Поступила в редакцию 20.09.2008 г.
Reprintzeva G.I. Methodological approaches to the study of tendencies in harmonization of children-parents relations as a factor of children’s social education in a contemporary rural family. The integrated interdepartmental approach to the study of problems of harmonization of the children-parents relations in a rural family as an entire educating system is substantiated to be expedient. Some positive tendencies towards the harmonization are characterized being revealed in the process of both complex social and pedagogic researches and experimental work.
Key words: harmonization of the children and parents relations, Rural Family, Social Education, the integrated interdepartmental approach.