Научная статья на тему 'Гармонизация детско-родительских отношений как основа профилактики суицидального поведения'

Гармонизация детско-родительских отношений как основа профилактики суицидального поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1164
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ГАРМОНИЗАЦИЯ / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / СУИЦИД / ПРИЗНАКИ-НАМЕРЕНИЯ СУИЦИДА / ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рычкова Лидия Сергеевна, Смирнова Т.А., Конева Оксана Борисовна, Махнина Н.И., Ботова Н.Д.

В статье приведен анализ проблемы детско-родительских отношений, деформация которых может стать причиной суицида; рассмотрены признаки-намерения совершения подросткового суицида, предложены конкретные рекомендации родителям по гармонизации детско-родительских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рычкова Лидия Сергеевна, Смирнова Т.А., Конева Оксана Борисовна, Махнина Н.И., Ботова Н.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARMONIZATION OF PARENT-CHILD RELATIONSHIPS AS THE BASIS OF PREVENTION OF SUICIDAL BEHAVIOR

The article is devoted to analysis of parent-child relationships, deformation which may cause suicide. Studied and considered signs of the intentions of committing suicide teenagers. Specific recommendations to parents on harmonization of child-parentrelationship

Текст научной работы на тему «Гармонизация детско-родительских отношений как основа профилактики суицидального поведения»

УДК 616.89-008.44-084 ББК 56.14

ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

РЫЧКОВА Л.С12, СМИРНОВА Т.А.2, КОНЕВА О.Б.1, МАХНИНА Н.И.3, БОТОВА Н.Д.1 1 ФГАОУВО ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, Россия 2 ГБУЗ ОКСПНБ №1, г. Челябинск, Россия 3 ОПО ФКУ УИИ ГУФСИН России по Челябинской области, г. Челябинск, Россия

Аннотация

В статье приведен анализ проблемы детско-родительских отношений, деформация которых может стать причиной суицида; рассмотрены признаки-намерения совершения подросткового суицида, предложены конкретные рекомендации родителям по гармонизации детско-родительских отношений.

Ключевые слова. детско-родительские отношения, гармонизация, суицидальное поведение у детей и подростков, суицид, признаки-намерения суицида, профилактика суицидального поведения.

Актуальность. деформацию детско-родительских отношений и семейную дезорганизацию в целом можно считать одной из главных социально-психологических причин суицидов. Установлено, что дети, совершающие самоубийства, как правило, проживают в неблагополучных семьях, отличающихся конфликтным асоциальным характером отношений между родителями и детьми. Также может стать причиной выбора суицидального решения для подростка ранняя потеря родителей или нарушение с ними конструктивных отношений, неполная семья, экономические проблемы в семье [1, 3,

4, 6].

Многочисленные исследования

свидетельствуют, что в ХХ1 веке семейный институт претерпел значительные изменения, что обусловлено ускоряющимся темпом жизни, изменением ценностных ориентиров в обществе. Баланс духовных и материальных ценностей сдвинулся к полюсу материальной обеспеченности. Тем не менее, основой жизнедеятельности семьи остаются межличностные, внутрисемейные

взаимоотношения, контакты с окружающим миром, в том числе с ближайшим социумом. Особое место занимает взаимодействие между членами семьи в ходе обмена информацией, отдыха и совместной деятельности, осуществляемой с учетом индивидуальных особенностей каждого

члена семьи. Влияние семьи на ребенка затрагивает все сферы его личности: аффективную, когнитивную, поведенческую и коммуникативную [1, 3, 4, 6].

Известно, что отношение родителей к ребенку в некоторой степени является амбивалентным, включающим проявление безусловной любви и принятия к своим детям, и в то же время объективное оценочное отношение, способствующее воспитанию важных качеств и социально приемлемых способов поведения. Одной из самых трудных задач для любого родителя является сохранение баланса между безусловным принятием ребенка и воспитанием нравственной

социализированной личности. Сохраняя необходимый баланс, родители должны иметь в виду те благоприятные факторы для гармоничного развития личности ребенка, которые обусловливают его

доброжелательные взаимоотношения с родителями. Это такие родительские проявления, как искренний интерес к делам ребенка, эмпатия по отношению к его эмоциям и чувствам, разделение интересов, понимание актуальных проблем,

потребностей, мечтаний и желаний своего ребенка. Деформация родительской позиции может нейтрализовать и даже дезорганизовать развитие ребенка и нивелировать все его потенциальные возможности [1, 2, 5, 6].

Родители являются самыми важными, значимыми и любимыми для ребенка людьми. Это особенно касается периода раннего и дошкольного детства, когда авторитет родителей является

непререкаемым и абсолютным. При этом родителям следует помнить, что их, казалось бы, безобидные словесные обращения к ребенку могут оказать впоследствии негативное и даже драматическое воздействие, проявиться в нежелательном поведении в будущем, инициируя девиантность, асоциальность, суицидальные наклонности. Родителям стоит быть осторожными с высказываниями типа "отстань от меня, я сейчас занят", "вечно ты везде суешь свой нос", "Прибью тебя!" - для ребенка это воспринимается созвучно слову "убью"). Брошенные родителями в адрес ребенка фразы закрепляются в его подсознании, в связи с чем ребенок отдаляется от родителей, у него появляется скрытность, неуверенность в себе, и впоследствии на бессознательном уровне ребенок может прийти к мысли о том, он не нужен миру, мешает и просто недостоин существовать.

Высказывания ребенка о том, что его никто не любит, в первую очередь свидетельствуют о необходимости родительской любви. Но при этом родители не осознают, что отсутствием внимания они больно ранят своих детей, что их небрежно брошенные реплики могут привести к непредсказуемым последствиям, несмотря на то, что родители с их точки зрения хотят и делают "как лучше"... В действительности при появлении психологических проблем вдумчивые, внимательные родители могут обратиться к компетентным, грамотным специалистам - психологам, врачам, учителям, которые помогут взамен неадекватной, негативной родительской программы "запустить" другую, гораздо более позитивную. Специалисты подскажут, что слова добра и любви необходимы для роста и процветания внутреннего мира ребенка, который должен слышать, что он самый любимый, что он очень многого может достичь, что близкие радуются его успехам и всегда готовы помочь [1, 2, 4, 6].

Родителям следует иметь в виду, что душевная работа продолжается постоянно, днем и ночью, формирование личности

ребенка зависит от того, какую информацию он получает. Препятствием для становления ребенка как здоровой и счастливой личности будут служить чувства покинутости и отчужденности, вины и стыда. Часто ребенок нуждается просто в успокоении и поддержке и в безоценочном принятии его поведения и поступков [4, 6].

Проблема детско-родительских

отношений является сложной по своей объектной структуре, характеризующейся многооаспектостью взаимоотношений детей и родителей, нарушения которых оказывают негативное влияние на адекватность характеристик взросления ребенка и его психологическое благополучие в семье и социуме. Поэтому при изучении детско-родительских отношений следует обращать внимание на особенности семейного воспитания, такие, как стили и типы воспитания, родительские реакции и установки, уровень родительской

компетенции.

При анализе детско-родительских отношений необходимо учитывать, что особенно сензитивным является

подростковый возраст, когда взрослеющие дети особенно чувствительны ко всем макро-и микросоциальным воздействиям на семью и ее внутреннюю структуру, к изменению стереотипов повседневной жизни. Известно, что именно семейные конфликты наиболее часто провоцируют суицидальное поведение подростков [3, 4, 6].

Подростковый суицид является, как правило, криком о помощи, который никто не услышал. Однако можно выделить определенные признаки-намерения,

предшествующие совершению суицида, такие как, словесные, поведенческие, ситуационные. К словесным признакам-намерениям можно отнести прямые и косвенные высказывания ребенка о смерти, когда он сообщает, что собирается покончить с собой, не может так дальше жить, не хочет обременять никого своей проблемой, что родителям больше не придется о нем беспокоиться. Либо подростки могут много шутить на тему самоубийства и проявлять интерес к вопросам смерти. Поведенческие признаки-намерения могут проявляться в том, что подростки упорядочивают

незавершенные дела, круто меняют свои поведенческие привычки, разрешают

конфликтные отношения с давними оппонентами, дарят другим значимые для себя личные вещи, проявляют признаки отчаяния, уныния, сниженного настроения, потери интереса к текущим делам. Ситуационные признаки-намерения

приближающегося суицида могут проявляться в социальной изолированности подростка, чувстве отверженности, ощущении себя жертвой насилия и наличием слишком критического настроения по отношению к себе [1, 6].

В любом случае, к угрозам самоубийства со стороны подростка необходимо относиться серьезно. Надо иметь в виду: что бы ни говорил ребенок о желании умереть, на самом деле это совсем не то, чего он не хочет. В действительности он хочет найти поддержку, оптимизм, которые помогли бы ему утвердиться в желании жить, и в первую очередь он рассчитывает на понимание родителей, на их искреннюю любовь и принятие. Следует учитывать, что существует большое различие: ребенок чувствует, что его любят действительно, или ему только часто повторяют, что его любят [4, 6].

Одним из эффективных способов профилактики суицидального поведения можно рассматривать умение родителей повышать самооценку ребенка. Важно, чтобы у ребенка возникало ощущение успешности, сознание определенных достижений в значимых областях - все это улучшает состояние, повышает уверенность в своих силах и вселяет оптимизм в отношении будущего. Защитить детей и подростков от психологических коллизий, напряженности и стресса помогает позитивная самооценка. Для укрепления этой важной психологической характеристики, которая может служить своего рода

противодействием суицидальному

поведению, родителям следует стараться находить и подчеркивать все сильные стороны личности, присущие ребенку, не оказывать жесткого давления на него, не возлагать на него ответственность за невозможность достичь максимальных результатов (в учебе, в спорте, в жизни и т.д.) и в целом повышенную респектацию, развивать самостоятельность ребенка, не быть для него слишком строгими судьями и вообще стремиться поменьше оценивать.

Родителям важно помнить, что основой повышения самооценки являются

собственные умения и самостоятельность ребенка. Следует избегать сравнения ребенка с другими, более успешными детьми, так как это ведёт к понижению его самооценки и усилению у ребенка чувства бессилия и ненужности. Примером для ребенка может быть только он сам в те моменты, когда он успешно справлялся с трудностями [4, 6].

Родителям следует усвоить, что одним из главных условий успешности ребенка и его адекватного поведения является умение родителей принять его таким, какой он есть, и, более того, полюбить его таким, какой он есть. Дети и подростки должны чувствовать, что родительская любовь всегда присутствует в их жизни [4, 6].

В тех случаях, когда суицидальный риск реально существует или уже произошла попытка суицида, надо иметь в виду, что чаще всего дети и подростки находятся в состоянии стресса, и одной из главных причин является нарушение детско-родительских отношений и потеря родительской любви. В результате ребенок испытывает дефицит личностно значимого общения, проявляющийся в невозможности обсудить с кем-то волнующие его внезапно возникшие проблемы. Поэтому чрезвычайно важным для ребенка в этот момент является установление диалога между ним и понимающим взрослым, и хорошо, если этим человеком окажется ближайший член семьи [1, 4, 5, 6].

Установление доверительного общения всегда надо рассматривать как первый шаг в предупреждении самоубийства. Однако препятствием к эффективной коммуникации часто является боязнь близких усилить суицидальные тенденции разговором о самоубийстве и обсуждением суицидальной тематики. Но при этом взрослым полезно знать, что именно завершенные суициды у подростков являются следствием того, что они не встретили поддержки и понимания. В критический предсуицидальный период семье подростка необходимо проявить внимания к тому, что он говорит, принимать это всерьез, оказывать поддержку и при затруднениях обращаться за помощью к профессионалам [1, 3, 5, 7].

Еще раз подчеркнем, что в одну из главных задач профилактики суицидов входит умение

установить с ребёнком доверительные отношения, чтобы он мог рассказать взрослому, пришедшему ему на помощь, обо всех своих внутренних переживаниях и чувствовал бы себя понятым и принятым. Если попытаться действовать как эксперт или учитель, директивно и авторитарно воздействуя на ребенка, это может оттолкнуть переживающего кризис и не позволит ему раскрыться [5, 6, 7].

Обсуждение с ребёнком темы суицида является чрезвычайно сложной проблемой не только для родителей и учителей, но и для психологов, поскольку эта тема часто затрагивает их собственные

внутриличностные психологические

конфликты и неразрешенные эмоциональные проблемы. В связи с этим взрослые могут испытывать противоречивые чувства, проявляющиеся как в желании и необходимости поговорить с ребенком, так и в возникновении страха перед этой беседой. В итоге проблема не выходит на уровень обсуждения, и конструктивного диалога не происходит [1, 6].

В сущности, аналогичные противоречивые переживания испытывает и ребенок: с одной стороны, он желает поддержки и помощи, а с другой стороны, чувствует страх и недоверие. Чтобы достичь взаимопонимания и предотвратить суицидальную попытку, взрослому следует проявлять терпение, максимальное сочувствие, эмпатию и любовь

[4, 6].

Можно привести несколько практических рекомендаций для родителей по профилактике суицидального поведения:

- Используйте простые, прямые уточняющие вопросы о том, что у ребенка случилось, что произошло. Подобная форма обращения носит менее угрожающий оттенок, чем вопросы сложного, конфликтогенного характера, создающие впечатление пристрастного допроса.

- Важно понять и принять позицию ребенка, в критической ситуации встать на его сторону независимо от обстоятельств.

- Не осуждайте чувства, не "запрещайте" ребенку чувствовать, что бы то ни было -злость, отчаяние... Эмоции, проявленные в разговоре, встретившие принятие другого человека, понимание, становятся менее интенсивными, перестают причинять столь сильную боль, следовательно, ребёнок, чьи

чувства выражены и приняты, становится менее импульсивным. Вместо того, чтобы говорить ребенку "Да ладно, не плачь!", "Что ты так сильно из-за этого переживаешь", "Как ты смеешь так злиться!", "Сам/а виноват/а!" и что-то подобное, помогите ему понять, что он чувствует.

- В состоянии предсуицида у ребенка возникает потребность поделиться личными эмоциональными переживаниями, поэтому развивайте беседу в сторону волнующей ребенка проблемы, а не уходите от неё.

- Чем более искренен будет подросток, делясь своими переживаниями, тем вероятнее снижение его эмоционального напряжения и переход на уровень когнитивной оценки происходящего. Рационально-интеллектуальный взгляд на кризисную ситуацию чрезвычайно важен, так как позволяет индивидууму избежать импульсивности и принять решение в пользу сохранения жизни.

- Важно не указать ребенку на правильное решение, а подвести его к самостоятельному, осознанному выбору и помочь ему найти собственный конструктивный выход.

- Особое внимание родителей хочется обратить на вербальные и поведенческие паттерны, которых следует избегать в беседе с ребенком, находящимся в кризисной ситуации: например, показывать, что вы заняты, что у вас нет времени, слишком часто перебивать, проявлять слишком сильные эмоции, демонстрировать шок от происходящего, допускать двусмысленность в высказываниях и задавать провокационные и назойливые вопросы, занимать жесткую авторитарную или покровительственную позицию.

Таким образом, можно считать, что основой профилактики суицидального поведения служит гармонизация детско-родительских отношений, которые включают в себя умение открыто обсуждать семейные и личные проблемы детей и подростков; помогать своим детям ставить оптимальные цели в жизни и достигать их, содействовать в преодолении препятствий; одобрять словом и делом любые стоящие положительные начинания детей и подростков, не применять физические наказания ни при каких обстоятельствах, быть внимательными, понимающими и любящими родителями.

Следует отметить, что основными звеньями детско-родительских отношений для благополучного развития ребенка и профилактики суицидального поведения являются гармоничные межличностные

семейные отношения, наличие семейных традиций, соблюдение норм

внутрисемейного поведения и

благоприятный нравственно-духовный

климат семьи.

Список литературы

1. Бисалиев Р.В. Суицидальное поведение у аддиктов и их родственников / Р.В. Бисалиев, С.А. Вешнева. -Астрахань: Издательство АГТУ, 2013. - 276 с.

2. Воликова С.В. Школьное насилие (буллинг) и суицидальное поведение детей и подростков / С.В. Воликова, А.В. Нифонтова, А.БХолмогорова //Вопросы психологии. - 2013. - №2. - С. 24-31.

3. Психологическая оценка суицидального риска у детей в период пубертатного развития / О.Б. Конева [и др.] // Материалы Всероссийской междисциплинарной научно-практической конференции "Актуальные проблемы возрастной наркологии и профилактики аддиктивных состояний". - Челябинск, Изд-во "ПИРС", 2014. - С. 8488.

4. Конева О.Б. Семейная психотерапия детей с отклонениями в развитии: учебное пособие / О.Б. Конева. -Челябинск: ИЦЮУрГУ, 2010. - 94 с.

5. Аффективные расстройства как предикторы суицидального поведения у детей и подростков /Л.С. Рычкова [и др.] // Материалы всероссийской междисциплинарной научно-практической конференции "Актуальные проблемы возрастной наркологии и профилактики аддиктивных состояний " Вестник СМУС 74. - Том 4, №4 (15) - 2016. - С. 104-110.

6. Рычкова Л.С. Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие / Л.С. Рычкова. - Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2013. -134 с.

7. Чебан А.Ю. Суицидальное поведение как проявление девиантности у подростков /А.Ю. Чебан, Л.С. Рычкова // Молодой исследователь: материалы II научной выставки-конференции научно-технических и творческих работ студентов. - Челябинск: ИЦ ЮУрГУ. -2015. - С. 320-325.

HARMONIZATION OF PARENT-CHILD RELATIONSHIPS AS THE BASIS OF PREVENTION OF SUICIDAL BEHAVIOR

RYCHKOVA L.S.1,2, SMIRNOVA T.A.2, KONEVA O.B.1, MAHNINA N.I.3, BOTOVA N.D.1 1FSAEI HE SUSU (CRU), Chelyabinsk, Russia

2 CBHCIRCSPH №1, Chelyabinsk, Russia

3 RPFSICEIMDFSEP, Chelyabinsk, Russia

Abstract

The article is devoted to analysis of parent-child relationships, deformation which may cause suicide. Studied and considered signs of the intentions of committing suicide teenagers. Specific recommendations to parents on harmonization of child-parentrelationship.

Keywords: parent-child relationships, harmonization, suicidal behavior in children and adolescents, suicide, signs of intent of suicide, the prevention of suicidal behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.