Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ В ОБУЧЕНИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС'

ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ В ОБУЧЕНИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Проблема свободы / процесс обучения / образовательная система / методы

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ералы Кадыркулов, Бахтигуль Норбердиева, Гульсанам Файзуллаева

В статье "Проблема свободы в обучении " рассматривается сложный и многогранный вопрос, связанный с ролью свободы в процессе обучения и развития личности. Поднимается вопрос о том, как свобода влияет на процесс обучения, какие преимущества и недостатки она может принести, и как можно найти баланс между свободой и структурой в образовательных системах. В первой части статьи рассматривается исторический контекст развития образовательных систем и подчеркивается важность свободы в обучении. Он анализирует различные подходы к образованию, начиная от традиционных систем, ориентированных на передачу знаний, и заканчивая инновационными методами, которые подчеркивают роль самостоятельного поиска и творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ В ОБУЧЕНИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС»

ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ В ОБУЧЕНИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

ПРОЦЕСС

Ералы Кадыркулов

Преподаватель кафедры Общей психологии и педагогики НУУЗ

Бахтигуль Норбердиева, Гульсанам Файзуллаева

Студенты НУУЗ

АННОТАЦИЯ

В статье "Проблема свободы в обучении " рассматривается сложный и многогранный вопрос, связанный с ролью свободы в процессе обучения и развития личности. Поднимается вопрос о том, как свобода влияет на процесс обучения, какие преимущества и недостатки она может принести, и как можно найти баланс между свободой и структурой в образовательных системах. В первой части статьи рассматривается исторический контекст развития образовательных систем и подчеркивается важность свободы в обучении. Он анализирует различные подходы к образованию, начиная от традиционных систем, ориентированных на передачу знаний, и заканчивая инновационными методами, которые подчеркивают роль самостоятельного поиска и творчества.

Ключевые слова: Проблема свободы, процесс обучения, образовательная система, методы.

ABSTRACT

The article "The Problem of Freedom in Learning" examines a complex and multifaceted issue related to the role of freedom in the process of learning and personal development. The question is raised about how freedom affects learning, what advantages and disadvantages it can bring, and how a balance can be found between freedom and structure in educational systems. The first part of the article examines the historical context of the development of educational systems and emphasizes the importance of freedom in learning. He analyzes different approaches to education, ranging from traditional systems that focus on the transfer of knowledge to innovative methods that emphasize the role of independent discovery and creativity.

Keywords: The problem of freedom, the learning process, educational system, methods.

199

https://nuu.uz/

27-mart, 2024

Respublika ilmiy-amaliy konferensiyasi

Свобода в сфере образовании - одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является свободное развитие личности. В законе «об Образовании» говорится, что один из принципов, на которых основывается государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования - это «свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализаций каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставления права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а так же предоставления педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания»[1,36].

Первый президент Республики Узбекистан Ислам Каримов уделял большое внимание образованию в Узбекистане, осознавая его ключевую роль в формировании качества жизни и будущего страны. Ислам Каримов Выделял проблемы, связанные с недостаточным финансированием образования, нехваткой мест в детских садах, аварийным состоянием школьных зданий и другими, аспектами, которые препятствовали полноценному развитию образовательной системы.

Инициативы Первого Президента по созданию целевых программ, фонда поддержки одаренно молодежи, направлению талантливых студентов за границу, развитию детских садов на дому и другие меры были направлены на улучшение образовательной инфраструктуры, повышение доступности образования и развитие талантливых молодых людей.

Эти шаги способствовали улучшению условий обучения и воспитания молодежи, расширению возможностей для саморазвития и профессионального роста. Развитие образования - это важный фактор для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны и подготовки квалифицированных специалистов для будущего.

Конституция Республики Узбекистан, Закон «Об образовании» -юридическая основа развития образования в государстве. С обретением Республикой Узбекистан независимости все сферы нашей жизни стали претерпевать глубокие изменения. Эти изменения потребовали адекватной перестройки всей системы образования, изменения целей, задач, содержания деятельности образовательных учреждений и органов управления ими. У истоков национального и духовного развития личности стоит школа. В своей

200

книге «Узбекистан свой путь обновления и прогресса» Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов пишет, что «... конечной целью должно стать построение сильного демократического правового государства и гражданского общества, с устойчивой рыночной экономикой, открытой внешней политикой. Только такое общество может гарантировать достойную жизнь народа Узбекистана, его права и свободу, обеспечить возрождение национальных традиций и культуры, духовно-нравственное развитие человека как личности». Эти задачи невозможно выполнить без учителя, без новой национальной школы. За годы независимости в вопросах народного образования произошли большие изменения. Принят ряд документов по образованию. Среди них первая Конституция (8 декабря 1992 г.), Закон «Об образовании» (1997 г.), Национальная программа по подготовке кадров (1997 г.). Эти документы поставили задачи: изменить содержание работы средней школы, создать национальную школу, которая будет строить учебно-воспитательную работу на основе общечеловеческих ценностей и национально-культурных традиций исторического опыта узбекского народа. Закон «Об образовании» (1997 г.) определил целью образования развитие интеллектуального и научного потенциала республики, формирование всесторонне развитой свободной личности, осознающей ответственность перед обществом, семьей, государством. «Об образовании» названы «Основные принципы государственной политики в области образования»: гуманистический, демократический характер обучения и воспитания; непрерывность и преемственность образования; научной, светский характер системы образования, общедоступность образования в пределах государственных стандартом; поощрение образованности и таланта и др. Первой и основной задачей, стоящей перед современной школой, является общее среднее образование, Закон «Об образовании». Согласно в республике устанавливаются государственные стандарты образования, учебные заведения могут выбрать свой вариант учебного плана, свою программу, но стандарт в них должен быть единым. Иными словами, цель образования одна, но пути достижения могут быть разные. Гуманистический и демократический характер обучения и воспитания предполагает гуманитаризацию содержания образования, которая должна обеспечить развитие устной и письменной речи, понимание людей, историческое мышление, разумное отношение к природе. Демократизация образования - обеспечить всем и каждому доступ к достижениям культуры, в раскрытии способностей детей, учета национальной и культурной специфики. Принцип одаренности и таланта . Для реализации этого принципа сложилась

201

целостная система работы с талантливыми, способными детьми и молодежью. Для работы с одаренными детьми принята программа «Обеспечение поиска, воспитание и обучение одаренных детей»; ежегодные слеты одаренных детей; телевизионный конкурс «Уйла, изла, топ»; одаренным стипендии: президентские, фондов М.Улугбека, «СоFлом авлод учун», «Фонд Форум» и др. С 1992 г. победители республиканской олимпиады зачисляются в вузы без тестовых испытаний.

Изучение понятия свободы в контексте психологии действительно является важными и актуальным направлением исследований. Психологическая свобода, как внутренняя реальность, играет значительную роль в формировании личности, ее ценностных ориентаций и поведенческих моделей. Психологи, в отличие от философов, изучающих различные аспекты феномена свободы, интересовала внутренняя (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) или психологическая свобода (Д.А. Леонтьев), которая может рассматриваться как психическая реальность». Духовные основания свободы, связанные с моральными и этическими принципами, имеют особое значение в современном обществе, где распространение негативных представлений о свободе может привести к деградации личности и общества в целом. Понимание свободы как ответственности, выбора и самоопределения помогает человеку развивать свою индивидуальность и осознанно принимать решения.

Исследования возрастных особенностей понимания свободы могут помочь выявить специфику формирования этого понятия на различных этапах жизни человека и разработать методики работы с различными возрастными группами для развития понимания и ценности свободы как важного аспекта личностного роста.

Л.С. Выготский действительно сделал значительный вклад в изучение внутренней психологической свободы человека и ее роли в развитии личности. Он рассматривал свободу как способность встать над ситуацией и над собственным аффектом, что позволяет человеку осуществлять осознанные и осмысленные действия в жизненном пространстве.

Для Выготского свобода была не только способностью к самоосвобождению, но и возможностью максимальной реализации имеющихся возможностей и достижения общего блага через речевое мышление [3]. Он подчеркивал важность развития речи и мышления для формирования понимания свободы и ее использования в повседневной жизни.

Выготский видел свободу как ключевой аспект развития личности, который позволяет человеку активно участвовать в жизни, осуществлять

202

выборы и принимать ответственность за свои действия. Его работы о внутренней психологической свободе продолжают оставаться актуальными и важными для современной психологии.

Л.И. Божович действительно продолжила и развила идеи Л.С. Выготского, уделяя особое внимание внутренней свободе личности и ее развитию. Она выделила идею самотрансцендентности и приоритет общечеловеческих ценностей в процессе обретения внутренней свободы, что подчеркивает важность духовной детерминации этого процесса.

Л.И. Божович также описала онтогенетические этапы развития внутренней свободы и механизм обретения воли, подчеркивая важность волевой регуляции для управляемости процессом самоосвобождения. Ее работы являются ценным вкладом в изучение внутренней психологической свободы и ее развития.

Концепция С.Л. Рубинштейна также играет важную роль в изучении проблемы свободы как самоопределения человека. Он выделил свободу как психический феномен, проявляющийся в познании, жизнедеятельности, взаимодействии с другими людьми, саморегуляции и ответственности. Это позволяет рассматривать свободу как сложное явление, связанное с различными аспектами жизни человека [7].

Исследования зарубежных психологов-экзистенциалистов, таких как Р. Мэй, В. Франкл, Э. Фромм, И. Ялом и другие, действительно вносят значительный вклад в понимание феномена свободы как фундаментальной характеристики человеческого существования. Они подчеркивают значение ответственного и осознанного выбора личностью направления своей жизни и развития, основанного на осознании сути своего экзистенциального Я.

Они уделяют особое внимание ценностной и духовной детерминации внутренней свободы, выделяя важность осознания человеком своего существования и отделения своего экзистенциального Я от конкретных характеристик и атрибутов, с которыми он обычно себя идентифицирует. Такой подход позволяет рассматривать свободу как процесс самопознания и самоопределения, основанный на глубоком понимании себя и своих ценностей.

Исследования этих психологов расширяют понимание свободы как явления, тесно связанного с духовными и ценностными аспектами человеческой личности, и представляют важный вклад в развитие современной психологии личности [9, 22].

В старшем школьном возрасте эффективное самоуправление, волевые качества и жизнестойкость отражают понимание психологической свободы.

203

Причем компонент управляемости активно проявляется как у старших Степанова Н.А. особенности понимания психологической свободы личности в подростковом, старшем школьном и студенческом возрасте [10]. Школьников, предпочитающих внешнюю свободу, так и у старших школьников, предпочитающих внутреннюю свободу; а такой компонент, как удовлетворенность жизнью, связан с обоими типами свободы в равной степени. Но у внутренне свободных старших школьников сильнее проявляется духовность, когнитивная и ценностная автономия. В данном случае внутренняя «свобода для» может свидетельствовать об устойчивости морально нравственных убеждений, независимости в суждениях, осознанности в выборе внутренних ценностей, высокой жизнестойкости и стрессоустойчивости, эффективности системы самоуправления, выраженном ощущении счастья и наполненности жизнью. Внешняя «свобода от» у старших школьников тоже отражает высокий уровень счастья, самостоятельности и эффективного самоуправления. Но в данном возрасте сильнее, чем у подростков, выражена направленность на себя, на внешние атрибуты успешности при отсутствии стремления к саморазвитию, что впоследствии может привести к искажению личностного развития и зависимому, а не свободному поведению.

Духовность является значимым структурным компонентом психологической свободы, детерминирующим ее содержание в случае, когда остальные компоненты еще недостаточно развиты, слабо проявляются или не столь значимы, особенно в подростковом возрасте. Полученные результаты позволяют предположить, что именно снижение роли духовности приводит к обострению внутренних противоречий, борьбе мотивов, неустойчивости жизненных целей, ценностей и идеалов, что негативно отражается на понимании психологической свободы и является благодатной почвой для формирования патологических зависимостей. В данном случае развитие духовного компонента психологической свободы может предотвратить негативные внутриличностные изменения, связанные с неопределенностью жизненных смыслов и ориентиров, способствовать повышению устойчивости личности к воздействию неблагоприятных внешних и внутренних факторов и пониманию ценности истинной внутренней свободы.

REFERENCES

1. Бородастов Н.И. Качество образования. Системный подход. Ставрополь, 2011. Стр-36

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.

27-mart, 2024

https://nuu.uz/ Respublika ilmiy-amaliy konferensiyasi

204

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование. М.: Педагогика, 1984. С. 91—318.

5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Мышление и речь. С. 5— 261.

6. Егорова Т.Е., Скуратовский С.М., Никольская А.А. Теоретические аспекты исследования понятия внутренней свободы в контексте субъектности и активности человека // Успехи современной науки. 2017. Т. 5. № 2. С. 96—99.

7. Кузьмина Е.И. Диалектическое единство свободы и ответственности // Мир образования — образование в Мире. 2015. № 1. С. 111—123.

8. Кармазина Е.В. Свобода и система: дилемма субъектности и объективации: монография. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2015. 336 с.

9. Леонтьев Д.А. Экзистенциальный подход в современной психологии личности // Вопросы психологии. 2016. № 3. С. 3—15.

10. Степанова Н.А. Психологическая свобода личности как основа профилактики зависимого поведения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2017. № 3. C. 121 — 133. doi: 10.18384/2310-7235-2017-3-121-133.

205

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.