Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ'

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школа / образовательная среда / воспитание / культурное взаимодействие / school / educational environment / education / cultural interaction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубровина Ирина Владимировна

Актуальная проблема воспитания учащихся изучается путем создания в школе культурно-образовательной среды, которая рассматривается в контексте организации культурного взаимодействия всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Обосновывается положение о том, что целью такого взаимодействия является создание в школе социальной ситуации культурного развития ее воспитанников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SCHOOL AS A CONDITION OF EDUCATION

The current problem of educating students is considered in the context of creating a cultural and educational environment at school, which is considered in the context of organizing cultural interaction of all subjects of the educational process. The thesis is substantiated that the purpose of such interaction is to create a social situation in the school for the cultural development of its students.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ»

Self-Regulated Learning Processes and Children's Writing from: Handbook of Self-Regulation of Learning and Performance Routledge,187-202

25. Heritage, M. (2010). Formative assessment: Making it happen in the classroom. Thousand Oaks, CA: Corwin Press

26. Meltzer, L. (2010). Promoting Executive Function in the Classroom. 252 p.

27. Mischel W. (2004) Toward an integrative science of the person. Annual Review of Psychology, 55, 1-22

28. Popham J. W. (2008). Transformative Assessment. Alexandria: ASCD. 115 p

29. Schunk, D. H. (1996). Goal and self-evaluative influences during children's cognitive skill learning. American Educational Research Journal, 33, 359-382

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ

Дубровина Ирина Владимировна

Академик Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, Московский государственный психолого-педагогический университет (г. Москва). e-mail: iv.dubrovina@yandex.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-3-175-184 Аннотация:

Актуальная проблема воспитания учащихся изучается путем создания в школе культурно-образовательной среды, которая рассматривается в контексте организации культурного взаимодействия всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Обосновывается положение о том, что целью такого взаимодействия является создание в школе социальной ситуации культурного развития ее воспитанников.

Ключевые слова: школа, образовательная среда, воспитание, культурное взаимодействие.

CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SCHOOL AS A CONDITION OF EDUCATION

Dubrovina Irina Vladimirovna

Academician of the Russian Academy of Education, Doctor of Psychology, Professor, Moscow State Psychological and Pedagogical University (Moscow), e-mail: iv. dubrovina@yandex.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-3-175-184

Annotation:

The current problem of educating students is considered in the context of creating a cultural and educational environment at school, which is considered in the context of organizing cultural interaction of all subjects of the educational process. The thesis is substantiated that the purpose of such interaction is to create a social situation in the school for the cultural development of its students.

Key words: school, educational environment, education, cultural interaction.

Система образования существует не сама по себе, а в пространстве современного общества в условиях быстро меняющегося социально-культурного мира, цифровизации образовательного процесса, усложняющихся межпоко-ленческих отношений и пр. В этих условиях особое внимание следует уделять воспитанию подрастающего поколения как важнейшей части образовательного процесса.

Образование взаимосвязано с культурой: культура определяет смысл, ценность и содержание образования, образование, осуществляя историческую преемственность поколений, сохраняет культуру, развивает и передает ее из века в век. Когда эта связь нарушается, падает уровень воспитания на всех этапах непрерывного образования, снижается культурный уровень общества. По мысли Л.С. Выготского, именно «врастание» ребенка в культуру является развитием в собственном смысле слова, а «история культурного развития ребенка приводит нас вплотную к вопросам воспитания» [4, с.291]. Культура должна выступать для школьников ориентиром в развитии смыслов жизни и стратегий поведения в обществе. Овладевая культурой, ребенок одновременно овладевает собой и своим поведением, - «культура как бы предоставляет человеку инструментарий, соответствующее материальное оснащение и духовное оборудование для его поведения и деятельности» [10, с. 13].

Учитывая, что «в культуре представлена важнейшая способность человека и всего человеческого рода - способность к саморазвитию» [13, с.25], образование на всех возрастных этапах должно создавать условия для формирования, развития и удовлетворения культурных потребностей человека. «Врастание ребенка в культуру» формирует такие качества личности, которые помогают растущему человеку не только устанавливать позитивные отношения со всеми видами окружающей среды, но и противостоять различным негативным влияниям и соблазнам [8].

Школьное образование по своей сути призвано помогать ученику войти в мир культуры, раскрывать ему смысл бытия человека через понимание характера и способов его гуманистического взаимодействия с этим миром. Ведь усвоение в школе знаний - не самоцель, а, по утверждению Л.С. Выготского, средство, ориентированное на развитие чувств, мыслей и созидательных начал ребенка. Он писал: «Преподавание предметов, географии, истории и пр. - должны выйти за пределы сухих логических систем и стать предметом и работой не только

мысли, но и чувства» [3, с.141]. Это необходимо для того, чтобы растущий и взрослеющий человек мог осваивать культуру, постепенно накапливать интеллектуальные, эмоциональные и нравственные силы для достойного включения в жизнь общества своего времени.

Известно, что основная характеристика условий, которые обеспечивают развитие, связана с понятием «социальная ситуация развития». Ее основу составляют переживания ребенком среды своего обитания и себя в этой среде. Постепенно в результате комплекса субъективных переживаний создается внутренний мир ребенка, который, как замечает Л.И. Божович, выступает в роли своеобразной «внутренней среды» [2, с.28] и вступает во взаимодействие со средой (средами) внешней. Под влиянием этого взаимодействия формируется внутренняя позиция растущего человека в отношении к самому себе, к окружающему миру и своему месту в этом мире.

Л.С. Выготский отмечал, что внешняя среда по социальному вектору воздействия может как содействовать, так и препятствовать процессу позитивного становления личности. Все зависит от культурной наполненности среды, смысл и содержание которой составляют общечеловеческие ценности - наука, искусство, литература, нравственность, общение, межличностное взаимодействие и пр. И где в сотрудничестве со взрослым происходит процесс его культурного развития - основы психологического здоровья формирующейся личности [9], предполагающего развитие психологических свойств личности, которые обеспечивают адекватную гуманистическим ценностям, социальным нормам общества, культуре нравственный характер регуляции поведения, деятельности, отношений, переживаний. Создание такой среды зависит от культурного уровня взаимодействующих с детьми взрослых: «способности и качества личности складываются и развиваются в процессе онтогенеза при решающей роли сотрудничества ребенка со взрослым и при определяющей роли воспитания и образования» [7, с.138].

Образовательную среду школы можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия взрослых субъектов учебно-воспитательного процесса (учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, администрации) друг с другом, с учащимися и с их родителями. Целью взаимодействия является создание в школе социальной ситуации культурного развития, благоприятной для полноценного проживания растущим и взрослеющим человеком каждого возрастного периода, для реализации заложенных в соответствующем этапе онтогенеза потенциальных возможностей развития личности. Поэтому можно говорить о необходимости культурного взаимодействия сотрудников образовательного учреждения. Задача психолога - содействовать тому, чтобы в центре этого взаимодействия находились интересы ребенка как формирующейся, развивающейся и взрослеющей личности со всеми проблемами его психического развития, возрастными и индивидуальными особенностями, интересами, увлечениями, взаимоотношениями со взрослыми (в семье, школе), со сверстниками, с окружающим миром и самим собой.

Создание такой среды требует, во-первых, глубокого понимания сути сложного и многоаспектного феномена «взаимодействие в образовательном учреждении»; во-вторых, - определения и принятия профессионально-личностных принципов психолого-педагогической деятельности, необходимых для того, чтобы культурно-образовательная среда стала социальной ситуацией культурного развития школьника. Л.С. Выготский предупреждал о том, что внимание лишь к внешней стороне жизни ребенка не является достаточным, что «самый существенный поворот, который должен быть сделан при изучении среды, - это переход от ее абсолютных показателей к относительным. Изучать надо среду ребенка: раньше всего надо изучать, что она означает для ребенка, каково отношение ребенка к отдельным сторонам этой среды, ... каково внутреннее отношение ребенка как человека к тому или иному моменту действительности» [5, с.381].

Взаимодействие как психологический феномен

Взаимодействие людей, как известно, - сложное психологическое явление. В его основе - целостные системы взаимных отношений и действий, между которыми возникает причинная зависимость. Взаимодействие включает в себя ряд необходимых компонентов: коммуникативный компонент - обмен мыслями, знаниями, идеями, то есть информацией; перцептивно-эмоциональный компонент - процесс восприятия партнерами друг друга; деятельностный компонент - обмен действиями, способами деятельности. Только в совокупности все эти компоненты обеспечивают взаимодействие людей [1].

В школе все учебно-воспитательные и социальные процессы пронизаны взаимоотношениями людей разного пола, возраста, социального статуса и пр. Поэтому особенностью феномена «культурное взаимодействие в школе» является его многоаспектность:

- культурное взаимодействие взрослых субъектов образовательного процесса, основанное на взаимном уважении, желании понять друг друга, прислушаться друг к другу, не только способствует их собственному личностному взаимообогащению и развитию, но и создает нравственную ауру образовательного учреждения; вводит школьников в психологическую культуру человеческих отношений и служит одним из источников развития их внутренней культуры;

- культурное взаимодействие учащихся решает сложную и многостороннюю проблему создания условий для развития позитивного межличностного общения учащихся как важнейшего фактора социализации их личности, предупреждает появление и развитие их асоциального поведения, негативного отношения друг к другу;

- культурное взаимодействие ученика и учителя на уроке при любых формах обучения в контексте освоения учебного материала составляет специфическое образовательное пространство, наполняемое особым психологическим содержанием и для каждого ученика, и для учителя: происходит взаимодействие двух личностей - взрослого (учителя) и растущего человека (ученика). В этом процессе реализуется суть процесса обучения, которую имел ввиду К.Д. Ушин-ский: восхождение ученика от незнания к знанию [16], когда интеллект учителя

«не противостоит «незрелому уму» [16, с. 131] ученика, а опускается до него, чтобы вместе с ним придти к пониманию и решению проблемы. Потому никто и ничто (например, интернет) заменить учителя не может;

- культурное взаимодействие классного руководителя и учителей предметников как бы «регулирует» отношения учителей с учащимися, способствует созданию условий для доверительного, нерегламентированного их общения, для раскрытия потенциальных способностей и обсуждения позитивных особенностей личности каждого ученика, и пр.;

- культурное взаимодействие семьи и школы - один из основных факторов в сложном комплексе условий, формирующих личность ребенка. Суть этого взаимодействия заключается в том, что образ жизни, ценности, культура родителей и профессионализм, ценности и культура учителя, взаимодействуя, являются условием развития тех или иных личностных качеств школьника. Связующим звеном между ними является ученик, именно он - смысловой центр их взаимодействия и взаимных отношений.

Любое взаимодействие людей основано на их общении. «Общение - это сложнейшее переплетение отношений общающихся друг к другу, к совместной деятельности и ее результатам, и к самим себе» [3, с 6]. В процессе общения внутренний мир, отраженный в мыслях и чувствах одного человека, взаимодействует с внутренним миром, мыслями и чувствами другого человека. Именно в этом взаимном узнавании - источник духовного и профессионального обогащения.

Несмотря на то, что в настоящее время все большее место занимает виртуальное общение, культурно-образовательная среда школы предполагает живое общение ее субъектов, которое порождает мысли, эмоции, чувства, переживания, что является непременным условием определения их профессионально или учебно-личностных отношений. Именно такое общение предупреждает многие трудности в работе педагогов с учащимися. И для педагога-психолога живое общение - важнейший элемент его профессиональной деятельности. Носителем информации в общении людей является речь. В.П. Зинченко замечал, что именно благодаря практической ориентации основным орудием, инструментом психологии, наконец, становится слово, которое прямо и непосредственно отражает нашу душевную жизнь, что слово - это самый надежный, самый могучий ото-бразитель наших волнений, мыслей и хотений.

Условием позитивного, результативного общения является понимание людьми друг друга, «.. .те, кто хочет общаться, должны настроиться на общую волну, стремиться к взаимопониманию» [12, с. 604]. Взаимодействие невозможно без взаимопонимания. А.А. Бодалев замечает: «Общение - яркий показатель умения общающихся понять и объективно оценить друг друга; от того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности» [3, с.5, 6]. Понимание людьми друг друга в процессе общения обусловлено их взаимным доверием, взаимной заинтересованностью в успешности совместной деятельности. Чувство доверия, по

определению В.П. Зинченко, - это устойчивое ощущение безопасности, уверенности в другом, оно возникает в «круговороте общения» между людьми и принадлежит к числу важнейших психических состояний человека. Такое общение предполагает, что, полученная информация не просто «принята», но и понята, осмыслена, оценена.

Понимание человека человеком - сложный процесс. Профессионально-личностное непонимание - самая распространенная ошибка в общении и взаимоотношениях взрослых и друг с другом и с учащимися. Прежде всего, взрослые не всегда понимают себя и своих коллег в контексте современной социокультурной действительности, не всегда могут увидеть и осознать общую, важную для всех проблему. Взаимное непонимание взрослых субъектов образовательного процесса обуславливает нередко их слабую центрацию и на понимании внутреннего мира ученика, его неудовлетворенных потребностей, причин его переживаний, самого разного рода его личностных проблем, им самим еще не всегда осознаваемых, но уже тревожащих.

Взаимодействие учителя и ученика на уроке происходит лишь тогда, когда они понимают и уважают друг друга, доверяют друг другу. Ю.М. Лотман справедливо утверждает, что «взаимодействие между людьми столь разного возраста, как учитель и ученик, и столь разных интересов, жизненного опыта, целей, установок - всегда чудо. Чтобы это чудо произошло, необходимо доверие учеников учителю» [12, с.158]. Источником доверия являются любовь, внимание и доверие взрослых, проявляющиеся в общении со школьниками во всех ситуациях и на всех этапах онтогенеза. Такое взаимодействие помогает достичь основной цели образования: знание становится личностным достоянием школьника. «Цели образования - дело тонкое. Они либо принимаются, либо нет. Даже когда они принимаются учителем, школой, это не значит, что они будут достигнуты. В это «уравнение» входит еще ученик, который их либо принимает, либо тихо уходит от них заниматься своим делом» [10, с.24]. Урок выполняет свою развивающую, обогащающую ум и душу ученика функцию, когда между ним и учителем происходит диалог. Основу диалогического общения составляют равноправное партнерство, потребность друг в друге, взаимопонимание. «Для того, чтобы я мог тебя обучать, т.е. передать тебе знания, мало того, чтобы я хотел передать, нужно еще, чтобы ты хотел принять. Обучение подразумевает, что один хочет учить, а другой хочет учиться» [12, с.158].

Культурно-образовательная среда - среда единомышленников

Взаимодействие разных специалистов как основа их сотрудничества в образовательном учреждении возможно лишь при условии, во-первых, ясного понимания и четкого выполнения всеми специалистами своих функциональных и профессиональных обязанностей. Полноценность их взаимодействия достигается тогда, когда педагог (учитель, воспитатель, наставник) становясь единомышленниками, четко соблюдают свои профессиональные функции и возможности. Педагог не подменяет психолога, психолог - педагога, социального работника и пр. Именно взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний разных

специалистов в подходе к каждому ребенку и к решению возникающих самых разнообразных проблем, их сотрудничество на равных на всех стадиях работы и с отдельными детьми и с детскими группами и коллективами - необходимое условие создания культурно-образовательной среды школы.

Во-вторых, создание культурно-образовательной среды, которая являла бы собой социальную ситуацию культурного развития школьника, предполагает не только серьезное владение учителем предметом, который он преподает, и новыми приемами технической оснащенности педагогического процесса [4, с.365], но и реализацию в учебно-воспитательной деятельности ряда общих для всего педагогического коллектива сложнейших профессионально-личностных принципов работы со школьниками, ясного понимания и принятия общих культурно-нравственных профессионально-личностных позиций. Причем, на каждом возрастном этапе существуют главные проблемы культурного развития школьников, требующие особого психолого-педагогического внимания.

- Отношение взрослых к школьнику как к формирующейся личности на всех возрастных этапах - решающее условие его позитивного развития. Разгадку «ставшей личности» надо искать на ранних этапах ее развития [7, с. 111). Взрослым следует понимать всю меру своей ответственности за формирование человека. М.И. Лисина замечала, что взрослый провидит в новорожденном человека, только потому новорожденный и становится человеком [11]. Так важно, чтобы учитель уже в первокласснике «провидел» будущего гражданина страны, тогда он им и станет. В.А. Сухомлинский доказательно утверждал, что: «одна из важнейших задач состоит в том, чтобы в процессе овладения знаниями каждый ребенок переживал чувство гордости. Учитель не только открывает мир перед учеником, но и утверждает ребенка в окружающем мире как активного творца, создателя, испытывающего чувство гордости за свои успехи» [14, с.166].

- В школу приходят очень разные дети, каждый из которых нуждается в личностно-профессиональном внимании учителя. Неудовлетворенная потребность школьников в доверительном общении с учителем ведет к формированию у них повышенной тревожности, к возникновению чувства неуверенности в себе, неустойчивой самооценки, обиды, и др. Для каждого, а не только для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так важно доброжелательное внимание учителя (психолога, социального педагога, директора), обращенное лично к нему.

- Ориентация современного образования на личностный смысл учения предполагает особое внимание к переживанию ребенка в процессе обучения, к его эмоциональному отношению и к учителю, и к уроку, и к учебнику, и к одноклассникам. Не случайно, Л.С. Выготский обращал внимание на то, что «эмоциональная сторона личности имеет не меньшее значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу в такой же мере, как ум и воля... Ведь эмоции не менее важный агент, чем мысль» [4, с.142]. Чувства органично связаны с познавательными процессами и влияют не только на качество обучения, на развитие способностей, но и на складывающееся мировоззрение ученика, составляют

суть формирующегося внутреннего мира растущего человека. Интеграция рационального и эмоционального познания мира учеником - через знания и переживания - закладывает условия для развития нравственных качеств, которые определяют поступки и отношения человека.

- Развивающаяся личность школьника не может быть понята вне развития его способностей: как общих, так и специальных. Именно взаимообусловленность развития способностей и личности растущего человека во многом определяет направленность - просоциальную или асоциальную - его поведения. Задача школы - создание условий, при которых каждый ученик мог бы почувствовать себя способным хотя бы в одной из многочисленных сфер науки или деятельности. Б.М. Теплов подчеркивал, что способности развиваются не иначе, как в процессе той или иной деятельности, а «отсюда следует, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. И дело не в том, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы «пределы» развития способностей немедленно повысились» [15, с.20, 39].

- Оценка, которую получает школьник на уроке, имеет отношение не только к его знаниям, но и к становлению его личности. Она влияет на формирующуюся самооценку, на то, какое направление примет развитие локуса контроля ученика - внутреннее или внешнее и пр.;

- Основной принцип взаимодействия с ребенком - индивидуальный подход к нему как к зарождающейся личности и индивидуальности. Учителю «нельзя отвлекаться от вопроса о неодинаковости людей, т.к. конкретные проявления законов психики всегда включают в себя «фактор личности», «фактор индивидуальности». [15].

- Большего внимания заслуживает знание и понимание взрослыми того, с кем и как проводят школьники так называемое свободное время, каким содержанием, какой деятельностью наполнены часы их досуга, какие факторы - как вредные, так и благоприятные - оказывают воздействие на их организм, их личность, формирующееся мировоззрение.

- Классный руководитель «является с психологической точки зрения организатором воспитывающей среды» [4, с.82-83], создает условия для доверительного, нерегламентированного общения учащихся со взрослыми, решает сложную проблему создания условий для развития позитивного межличностного общения и взаимодействия учащихся как важнейшего фактора социализации их личности; организует систему отношений школьников через разнообразные виды их деятельности, ориентируясь на доказанное В.В. Давыдовым положение о том, что труд, организованный как подлинно коллективная деятельность с общественно полезным результатом, создает «благоприятные возможности для раскрытия нравственного смысла, духовной стороны трудовой деятельности» [3, с. 126]; и пр.

Конечно, организация культурно-образовательной среды зависит во мно-

гом от директора школы и его заместителей, от уровня их культурного и профессионального развития, от их способности и желания «создать» из представителей разных специальностей - учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и др. - коллектив единомышленников.

Подводя итог, можно сказать, что реализация культурного взаимодействия членами педагогического коллектива требует серьезной профессиональной подготовки. Образованию в педагогическом вузе очевидно следует больше внимания обращать на:

- развитие у студентов устойчивых эмоциональных отношений к людям разного возраста, действительности,

- понимание того, что в профессиональную компетентность учителя, педагога-психолога, социального педагога непременно входит этическое осмысление каждого шага своей профессиональной деятельности, каждого момента общения и взаимодействия с коллегами, школьниками, их родителями и самыми разными людьми. [9];

- осознание сущности взаимодействия людей, развитие способностей к сотрудничеству и умений анализировать и преобразовывать вместе с коллегами школьную образовательную среду с точки зрения обеспечения в ней условий, благоприятных для развития и удовлетворения культурных потребностей учащихся.

- развитие потребности в сотрудничестве с коллегами, понимание того, что возникающие проблемы они могут решать только совместно, используя свои профессиональные методы и совместно обсуждая полученные результаты.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1980.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.,

2008.

3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. -М.; Изд-во Московского Ун-та, 1982.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., Педагогика, 1991.

5. Выготский Л.С . Собр. соч. - М., Педагогика, 1983. Т.3.

6. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. - М., Педагогика, 1984. Т. 4

7. Давыдов В.В. Личности надо «выделаться» /С чего начинается личность. Под ред.Р.И. Косолапова: М., политиздат, 1979, с. 109-140.

8. Дубровина И.В. Методика преподавания психологии в высшей школе. - М., Юрайт, 2001.

9. Дубровина И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования - М.: МПСУ, 2014.

10. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. - М., Гардарики, 2003. - 432 с.

11. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении - СПб., 2009

12. Лотман Ю.М. Воспитание души. СПб, : «Искусство-СПб», 2003.

13. Межуев В.М. Современное знание о культуре. - СПб.: СПб ГУП, 2008

14. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Л. 1974.

15. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2 т томах. Т. 1 - М., Педагогика. 1985

16. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. - М., 2004.

References

1. Andreeva G.M. Social'naja psihologija [Social Psychology]. Moscow, 1980.

2. Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. SPb., 2008.

3. Bodalev A.A. Vosprijatie i ponimanie cheloveka chelovekom [Perception and understanding of man by man]. M.; Izd-vo Moskovskogo Un-ta, 1982.

4. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaja psihologija [Pedagogical psychology]. M., Pedagogika, 1991

5. Vygotskij L.S . Sobr. Soch. [Collection op]. M., Pedagogika, 1983. T.3

6. Vygotskij L.S. Sobr. soch. V 6 t. [Collection op. In 6 volumes]. M., Pedagogika, 1984. T. 4

7. Davydov V.V. Lichnosti nado «vydelat'sja» [A personality needs to "stand out"]. S chego nachinaetsja lichnost'. Pod red.R.I. Kosolapova: M., politizdat, 1979, p. 109-140.

8. Dubrovina I.V. Metodika prepodavanija psihologii v vysshej shkole [Methods of teaching psychology in higher education]. M., Jurajt, 2001

9. Dubrovina I.V. Prakticheskaja psihologija v labirintah sovremennogo obrazovanija [Practical psychology in the labyrinths of modern education]. M.: MPSU, 2014

10. Zinchenko V.P. Psihologicheskie osnovy pedagogiki [Psychological foundations of pedagogy]. M., Gardariki, 2003. 432 p.

11. Lisina M.I. Formirovanie lichnosti rebenka v obshhenii [Formation of a child's personality in communication]. SPb., 2009.

12. Lotman Ju.M. Vospitanie dushi [ducation of the soul]. SPb, : «Iskusstvo-SPb», 2003.

13. Mezhuev V.M. Sovremennoe znanie o kul'ture [Modern knowledge about culture]. SPb.: SPb GUP, 2008

14. Suhomlinskij V.A. Serdce otdaju detjam [I give my heart to children.].L.

1974.

15. Teplov B.M. Izbrannye trudy. V 2 t tomah. T. 1 [Selected works. In 2 volumes. T. 1]. M., Pedagogika. 1985

16. Ushinskij K.D. Chelovek kak predmet vospitanija [Man as a subject of education]. M., 2004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.