Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН «МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» КАК КУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ФЕНОМЕН «МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» КАК КУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / взаимодействие / школа / учитель / психолог / родители / education / interaction / school / teacher / psychologist / parents

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубровина Ирина Владимировна

В статье акцентируется внимание на том факте, что школа помогает ученику войти в мир культуры и знаний не только содержанием учебных курсов и формой обучения, но и культурной атмосферой образовательной среды, приобретающей особенно важное значение в условиях социокультурных изменений в обществе и цифровизации педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF “INTERPERSONAL INTERACTION” AS A CULTURAL COMPONENT OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article focuses on the fact that the school helps the student to enter the world of culture and knowledge not only by the content of training courses and the form of training, but also by the cultural atmosphere of the educational environment, which is particularly important in the context of sociocultural changes in society and the digitalization of the pedagogical process.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН «МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» КАК КУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

5. Шивачева В. Взаимодействието на преподавателя и студента в условията на дистанцион-но-електронно обучение // Взаимодействие на преподавателя и студента в условията на универ-ситетското образование: Актуални проблеми, съвременни изследвания, опит. Сборник с научни доклади / четвърта книга /. — Габрово, 2020, с. 146—159.

6. Щерева Д. Проблеми на взаимодействието преподавател-студент в условията на онлайн обучение по време на карантина // Взаимодействие на преподавателя и студента в условията на университетското образование: Актуални проблеми, съвременни изследвания, опит. Сборник с научни доклади / четвърта книга /. — Габрово, 2020, с. 151—154.

ФЕНОМЕН «МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» КАК КУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Дубровина Ирина Владимировна (Москва, Россия), доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: ivdubrovina@yendex.ru

Аннотация. В статье акцентируется внимание на том факте, что школа помогает ученику войти в мир культуры и знаний не только содержанием учебных курсов и формой обучения, но и культурной атмосферой образовательной среды, приобретающей особенно важное значение в условиях социокультурных изменений в обществе и цифровизации педагогического процесса.

Ключевые слова: образование, взаимодействие, школа, учитель, психолог, родители.

THE PHENOMENON OF "INTERPERSONAL INTERACTION" AS A CULTURAL COMPONENT OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Dubrovina Irina Vladimirovna (Moscow, Russia), Doctor of Psychological Sciences, Professor, Chief Researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. E-mail: ivdubrovina@yendex.ru

Abstract. The article focuses on the fact that the school helps the student to enter the world of culture and knowledge not only by the content of training courses and the form of training, but also by the cultural atmosphere of the educational environment, which is particularly important in the context of sociocultural changes in society and the digitalization of the pedagogical process.

Keywords: education, interaction, school, teacher, psychologist, parents.

Образование человека и в широком, и в узком смысле этого понятия происходит в поле человеческой культуры, осуществляется в определенных условиях среды, определяется характером социального взаимодействия людей. Содержание и смысл культурного компонента любой окружающей человека среды составляют общечеловеческие ценности. Л.С. Выготский доказал, что именно «врастание ребенка в культуру является развитием в собственном смысле слова» [1, с. 292]. Культурная среда, в которой дети, подростки, старшеклассники приобретают опыт учения, общения и совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, является решающим условием нравственного развития, становления гуманистического мировоззрения, задает ту или иную направленность их сознания, ценностей, поведения. В противном случае происходит неконструктивная направленность развивающегося мировоззрения и мотивационно-смысловой сферы личности, утрачивается доверие к взрослому человеку, обесценивается общение, не формируются чувства ответственности, товарищества, уважения, доброжелательности, сочувствия и пр.

Если сам процесс освоения любых знаний в процессе обучения должен пониматься, по мысли Л.С. Выготского, как средство «вхождения в культуру, ориентированную

на развитие чувств, мыслей и социальных начал в человеке», то эффективность образования и, следовательно, психического и личностного развития школьников зависит от того:

• насколько содержание, методы и средства обучения и воспитания разрабатываются и реализуются с учетом психологических закономерностей не только возрастного, но и индивидуального развития современных школьников;

• в какой степени эти методы и средства опираются не только на уже имеющиеся возможности, способности, умения учеников, но и задают перспективу их дальнейшего развития;

• в какой степени педагоги понимают, что для каждого школьника любого возраста, а не только для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так важно доброжелательное внимание взрослого (учителя, психолога, социального педагога), обращенное лично к нему;

• насколько в работе со школьниками разного возраста акцентируется внимание на формировании и развитии у них:

— интереса к окружающей жизни, стремления и умения учиться, потребности и способности к самостоятельному добыванию знаний;

— ведущей для возраста деятельности: учебной, деятельности общения, психологической готовности к самоопределению;

— не только общих (что необходимо!), но и специальных способностей и их творческой реализации в различного рода внеурочной деятельности. Детям так важен успех в значимой для них деятельности, благожелательный интерес к их увлечениям, занятиям, жизни;

— интереса и уважения к окружающим людям — сверстникам, взрослым;

— чувства товарищества, дружбы, сопереживания;

— чувства собственного человеческого достоинства.

Не случайно, В.А. Сухомлинский писал: «Учитель не только открывает мир перед учеником, но и утверждает ребенка в окружающем мире как активного творца, созидателя...» [5, с. 115].

Благоприятная для развития школьников образовательная среда, которую формируют педагоги, администрация, родители, вмещает определенное культурное содержание:

• сложившиеся нормы и формы общения взрослых на основе взаимного уважения, их внутренняя порядочность и, как результат, доброжелательность в отношениях;

• уважение правил, традиций, культурных и социально значимых событий, существующих и происходящих не только в стране, но и в школе, и в семьях учителей и учащихся;

• позитивный подход к решению возникающих проблем, уважение эмоциональных переживаний людьми разного возраста и различного статуса;

• ответственность, мотивом которой «выступает не столько профессиональный долг, юридическая ответственность, страх наказания и потеря профессии, сколько духовная субстанция в виде доверия, которое люди оказали тебе» [4, с. 92].

Создание такой среды возможно только на основе позитивного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Обеспечивает такое взаимодействие (во всяком случае, должна это делать) администрация школы. А для психолога содействие продуктивному взаимодействию всех участников педагогического процесса друг с другом и со всеми вместе в их стремлении понять психические и личностные особенности ребенка с учетом его возраста и возрастных задач развития, истории его жизни и воспитания — сложнейшая задача и одно из важнейших условий его эффективной профессиональной деятельности.

Свои профессиональные задачи и учитель, и психолог, и социальный педагог могут решать только совместно, используя свои профессиональные методы и вместе обсуждая

полученные результаты. Смысл этого взаимодействия в том, чтобы попытаться найти ответ на фундаментальный, экзистенциональный по своей сути, гуманитарный вопрос: в какой мере сотрудники содействуют созданию в школе условий для комфортного, эффективного и по-человечески полноценного существования и развития детей, подростков, старшеклассников, в какой мере решается проблема культурного развития личности современного учащегося.

Взаимодействие или сотрудничество возможно лишь при условии ясного понимания и четкого выполнения всеми субъектами образовательного процесса своих функциональных и профессиональных обязанностей: психолог, педагог (учитель, воспитатель, социальный педагог), родитель (родители), с одной стороны, становятся единомышленниками, а с другой — четко различают свои функции и возможности, не подменяют друг друга, а сотрудничают. Доверие друг к другу, взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний в подходе к ученику, их тесное сотрудничество на равных на всех стадиях работы и с отдельными детьми, и с коллективами — необходимое условие для эффективной работы школы.

Культурно-профессиональное взаимодействие взрослых вводит школьников в психологическую культуру познания мира, деятельности и человеческих отношений, служит одним из источников развития их внутренней культуры.

Для психолога важно осознание того, что в школе главной фигурой реализации функции образования был и остается учитель. Успешное решение сложных задач обучения и воспитания школьников в решающей степени зависит как от деятельности всего педагогического коллектива, так и от каждого учителя, его профессионального мастерства, эрудиции, культуры.

Каждый учитель-предметник является персонифицированным посредником между культурой, накопленной человечеством в определенной области науки, и растущим человеком, вступающим в этот огромный мир культуры и знания. Каждый классный руководитель — не только учитель-предметник, но и призван быть (не отчеты и «докладные» писать) духовным посредником между обществом и ребенком в освоении культуры межличностного взаимодействия, накопленной тем же человечеством. Поэтому любые преобразования школы должны начинаться с укрепления позиции учителя. Чем ярче и самобытнее личность учителя, тем выше его профессиональное мастерство и тем более значительно его позитивное влияние на формирующуюся личность ребенка.

Однако это влияние может состояться только тогда, когда учитель для ученика — уважаемый человек. Потому очень важно укреплять авторитет учителя в глазах учеников, их родителей, педагогического коллектива, общества в целом, поддержать учителя не только как мастера педагогического труда, но и как уникальную личность. Помочь самому учителю осознать свое чрезвычайно ответственное — перед детьми, обществом, перед настоящим и будущим страны — положение, поддержать и укрепить его чувство уверенности в себе [2]. А это значит:

• помочь учителю понять свою индивидуальность, раскрыть свой талант, раскрепостить свои эмоции, способствовать утверждению чувства собственного достоинства;

• стремиться к созданию такой психологической атмосферы в школе, в которой учитель чувствовал бы себя спокойным, необходимым, получал бы удовлетворение от занятий с детьми, дружеского общения с коллегами, делового анализа своей профессиональной деятельности со стороны администрации;

• раскрыть перед учениками, родителями, коллегами неординарность учителя, обращать их внимание на его сильные стороны как специалиста и личности. Школа должна гордиться своими учителями;

• развивать чувство уважения родителей к учителю, объяснять им, что это уважение очень важно для интеллектуального и, главное, для личностного становления их ребенка. Ребенок растет, переходит из одного социального института в другой, но влияние на него семьи сохраняется. Семья неизменно присутствует на всех жизненных этапах ребенка, оказывает на него свое влияние, не учитывать этого нельзя.

Связующим звеном между школой и семьей является ученик, именно он — смысловой центр их взаимодействий и взаимных отношений. Доброжелательное взаимодействие родителей и учителей складывается постепенно на основе взаимного признания ребенка как ценности. Только такая позиция оберегает взрослых от взаимных претензий друг к другу, позволяет родителям спокойно многое узнавать о своем ребенке в общении с учителем, а учителю — расширять и углублять свое представление об ученике в беседах с родителями.

Умение инициировать и укреплять культурное взаимодействие учителей и родителей, умение пробуждать и укреплять их желание сотрудничать друг с другом на основе взаимного уважения — одна из важнейших и труднейших задач школьного психолога. Он может служить в какой-то степени посредником между школой и семьей.

Психолог заинтересован в профессиональном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса, но не всегда умеет его организовать, нередко испытывает значительные трудности, причины которых могут быть самыми разнообразными: неумение увидеть или сформулировать проблему, отсутствие такта и опыта общения с людьми разного возраста и социального статуса, слабое владение коммуникативными методами, некоторые личные качества. Представляется, что основные причины этого — просчеты в подготовке будущего специалиста в вузе:

— недостаточное внимание обращается на развитие у студентов уважения и интереса к самобытности другого человека и как профессионала, и как личности. Будущих специалистов учат «сопровождать» педагогов и их деятельность, и не учат «сотрудничеству» с педагогами;

— недооценка того, что школьному психологу необходимо понимать предназначение профессии «учитель», осознавать и прочувствовать суть его педагогической деятельности, психологию, культуру человека, который реализует образовательный процесс;

— недостаточное внимание уделяется формированию осознания студентами сущности взаимодействия людей, развитию потребности во взаимодействии. Стоит прислушаться к предупреждению Ю.М. Лотмана о том, что надо научиться говорить с другими людьми, которые совсем иначе думают. Надо научиться ценить других людей за то, что они другие, совсем не требовать, чтобы они были похожи на нас. ... У нас нет культуры ценить другого человека, мы все хотим, чтобы он был такой, как я, чтобы мне с ним легче было разговаривать [3].

Литература

1. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. - М., 1984.

2. Дубровина И.В. Психологическое благополучие школьников. — М., 2017.

3. Лотман Ю.М. Воспитание души. — СПб., 2003.

4. Пономаренко В.А. Нравственное небо. — М., 2010.

5. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. — М., 1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.