ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ББК 63.3(2)522-412
О. А. Чапурина Администрация Ленинского района г. Астрахани
ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ЛИБЕРАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ К. Д. КАВЕЛИНА
Дискуссии о судьбе России не утихают на протяжении последних двух веков.
Вопрос о выборе путей развития в середине XIX - конце XX вв. был связан с глобальными преобразованиями, происходившими в России и затрагивающими все сферы жизни общества.
На современном этапе в России проводятся реформы, основанные на принципах либерализма, в связи с чем пристальное изучение идей первых русских либералов становится исключительно востребованным.
В середине XIX в., на волне Просвещения и признания ценности человека, размышления о развитии общества и государства рассматриваются через призму человеческой личности, ее ценности, самодостаточности, что составляет одну из главных сторон русского либерализма этого времени.
В центре любых политических и философских концепций стоит человек, а государство рассматривается как гарант обеспечения гармоничного развития личности, неотъемлемым атрибутом которой является свобода.
Теория естественного права с ее принципами правового государства и гражданского общества нашла свое развитие в трудах первых русских либералов, в том числе и у Константина Дмитриевича Кавелина.
Одной из центральных у основателя классического русского либерализма К. Д. Кавелина является проблема личности, её статуса в общественном и государственном устройстве.
Первые русские либералы четко рисуют образ «нового» человека, способного жить в свободном государстве. «Человек не средство для чужих целей, он сам абсолютная цель, - писал Б. Н. Чичерин, - ... идея свободы сосредотачивает в себе всё, что даёт цену жизни, всё, что дорого человеку» [1, с. 19].
Особенно заметны в этом отношении работы К. Д. Кавелина. В его концепции главное внимание уделяется проблематике человека, личности, ее индивидуальности, творческим способностям.
Б. Н. Чичерин писал, что К. Д. Кавелин «старался в раскрываемых опытом внутренних стремлениях человека найти точку опоры для нравственных требований» [2, с. 90].
И в «Задачах психологии», и в «Задачах этики» (основных его философских трудах), и во множестве написанных им статей К. Д. Кавелин постоянно возвращается к теме личности, в центре его интересов человек, его отношение к миру, его индивидуальные творческие способности, свободное проявление личности в мире.
Главной идеей, лежавшей в основе либеральной концепции реформирования России, была мысль о том, что возможность и успех любых преобразований напрямую связаны с уровнем развития личности, ее просвещенностью и благосостоянием. Именно от этих факторов зависит то, в какой степени общество воспримет предложенные ему реформы, и решат ли они в конечном итоге стоящие перед ним задачи.
К. Д. Кавелин очень много занимался проблематикой правовых и юридических отношений в старой Руси. Во многом благодаря его исследованиям было прояснено место и значение личности в русском государственном строе.
И всё же взгляд этот был в основном исторический. В отличие от Б. Н. Чичерина, создавшего свою «Философию права» и разрабатывавшего перед тем эту тематику на протяжении многих лет, К. Д. Кавелин, кроме упоминавшихся работ, не оставил фундаментального философско-правового исследования. Его интересовала больше так называемая практическая сторона либерализма.
Развитие личностного начала для К. Д. Кавелина - это основная задача современного ему общества. Он утверждает, что во всех переменах общественного быта видится одно высказанное стремление: дать человеку, личности сколь возможно более развития, сколько дозволяют условия общественной безопасности и спокойствия.
В конце такого развития предвидится не царство абсолютного закона, а совершенно свободная деятельность лица; абсолютный закон всё более и более сводится к самой общей внешней категории - не мешай другим, не стесняй их, ибо без этого невозможно общежитие.
К. Д. Кавелин, извлекая уроки из истории, откликаясь на запросы своего времени, приходит к выводу о необходимости укрепления личности «изнутри» как путем научной разработки вопросов психологии и этики, так и посредством выработки чувств и воли каждого человека в постоянном, неуклонном, внутреннем стремлении к правде, добру и истине.
Главная забота ученого - развитие у граждан России личностного начала - приобретает отчетливо выраженный двуединый характер: «Необходимо предстоящее обновление поднятием нравственности, опирающейся на социологию, и развитием правового порядка» [3, с. 38].
Теоретик раннего русского либерализма видел в развитии личности смысл и движущую силу истории.
Особый интерес К. Д. Кавелина к личности вызывался тем, что он пытался совместить ее свободу с сильной государственной властью, в которой, в условиях России, находил единственный источник преобразований, способный к тому же при их проведении обеспечить социальную стабильность.
В борьбе за права и свободы личности первым русским либералам приходилось преодолевать как произвол власти, влияние традиционалистских структур и сознания, так и устремления революционных сил, отстаивающих идею насильственных изменений существующих порядков во имя принципа социальной справедливости.
К. Д. Кавелин опирался в своих построениях на постулаты органической теории, доказывал как закономерный, естественный характер социального неравенства, так и опасность социальных революций, приводящих, в силу их стихийного, насильственного характера, к трагическим последствиям. Социальное неравенство, по мысли ученого, является естественным результатом развития человеческого общества, вытекающим из естественного неравенства, существующего между людьми.
Попытка насильственного установления социального равенства могла нарушить органическую структуру общества, исказить естественный характер его развития.
Возникающие же социальные противоречия он объяснял эгоизмом и даже безнравственностью высших слоев общества, низким культурным уровнем развития народа, слабой выраженностью личного начала.
Как истинный либерал, разрешение подобных противоречий К. Д. Кавелин надеялся осуществить благодаря всестороннему развитию личности, сотрудничеству сословий, достигаемому политикой либеральных реформ, проводимых сильным государством, просветительской деятельностью интеллигенции.
Именно этот путь, по глубокому убеждению мыслителя, ведет к обеспечению мирного обновления России и преодолению социокультурного раскола, грозящего ей катастрофическими последствиями.
Такой взгляд на возможные перспективы развития страны определял его критику идей социализма и революции. Социалистическая теория, где на первый план выдвигается благо всего общества, воспринималась либералами как антииндивидуалистическая, превращающая человека в средство, а не самоцель развития общества. Подобные теории считались утопическими.
Либерализм середины XIX в. был скорее общественной идеологией, нежели политической.
Именно в то время становления русского либерализма как видного общественного течения могли складываться предпосылки для оформления его политической программы. Поэтому, стремясь захватить власть над умами людей, русские либералы призывали к действию не политическому, а умственному, отчетливо сознавая, что лишь мирное созидание может гуманизировать существующие отношения, обеспечить постепенное продвижение на пути к справедливости и свободе.
Первые русские либералы, в том числе и К. Д. Кавелин, ориентировали интеллигенцию на упорный повседневный труд, направленный на повышение культурного уровня народа, развитие личности и поддержку преобразовательных устремлений власти.
Противостоя радикалам, либералы отчетливо понимали, что самая правильная и справедливая идея не может осуществиться вдруг, тем более с помощью насилия. Она требует определенного уровня развития общества, созревания условий для ее адаптации, происходящей к тому же естественным путем.
В своей знаменитой брошюре «Разговор с социалистом-революционером», изданной в Берлине в 1880 г., К. Д. Кавелин писал: «Насильно освобождать, кого бы то ни было, значит убивать свободу в самом его источнике, обращать людей в рабов свободы, то есть нравственных уродов» [4, с. 12].
Время показало, насколько точны были его прогнозы. Как и предсказывали первые русские либералы, не в парламент пошел освобожденный русский мужик, испокон веков понимавший свободу как своеволие и произвол, - он предпочел сокрушить все на своем пути.
Проект преобразований общества у Каверина синтезировал традиционный коллективизм с либеральным индивидуализмом, сильную государственную власть с гражданскими свободами и правами, народную культуру и европейское просвещение, ориентировал Россию на мирное, не повторяющее пути Запада вхождение в контекст мировой цивилизации, был призван спасти страну как от стагнации, так и от опасных для ее судьбы революционных экспериментов.
Наследие К. Д. Кавелина не только в практическом, но и в теоретическом плане составляет славную страницу в истории русского либерализма.
Образование государства, политической власти и права, в понимании представителя классического русского либерализма, основано на признании у лица свободной воли, которая и выступает в качестве творческой, созидающей силы.
Чрезвычайно важной чертой мировоззрения К. Д. Кавелина является защита им, как бы мы сказали сегодня, плюрализма в общественном создании.
Он прямо утверждает: «Мне кажется, что нельзя ни теоретически, ни практически относиться только отрицательно к какому бы то ни было миросозерцанию» [5, с. 16].
Общечеловеческие истины могут быть раскрыты, по мнению К. Д. Кавелина, только при наличии широкого спектра мнений, в спорах и полемике между различными направлениями человеческой мысли.
Как либерал, К. Д. Кавелин исходит из того, что индивидуальность есть почва всякой свободы и всякого развития, без неё немыслим человеческий быт.
Более того, личность - та точка отсчета, которая даёт единство мировому прогрессу. В основе истории лежит одно начало - человек.
Основное, магистральное направление общественного развития в России, по мысли К. Д. Кавелина, - это воспитание и всё более глубокое проникновение и укоренение в массах общества идей законности и справедливости, ведущих к осознанию необходимости полного воцарения правильного гражданского и юридического быта, достойного человека, личности.
Одним из самых главных пунктов, позволяющих квалифицировать К. Д. Кавелина как либерала, является его вполне осознанное понимание необходимости установления правовых отношений в обществе.
Его апелляции к свободной, творческой личности идут рука об руку с требованиями предоставления этой личности возможностей для ее развития, что, по мнению К. Д. Кавелина, может быть осуществлено лишь в правовом обществе.
Извлекая уроки из своей предшествующей деятельности, мыслитель, не нашедший широкой социальной поддержки, приходит к выводу о необходимости укрепления личности «изнутри» как путем научного анализа вопросов психологии и этики, так и посредством «выработки чувств и воли каждого человека в постоянном, неуклонном, внутреннем стремлении к правде, добру и истине».
Личность не задана природно, она вырабатывается в историческом движении человеческой цивилизации.
«Для народов, - писал К. Д. Кавелин, - призванных ко всемирно-историческому действо-ванию в новом мире, такое существование без начала личности невозможно» [5, с. 22].
Процесс формирования личности - длительный и сложный этап эволюции, основной массе людей, живущих во внеличностном мир, приобщиться к нему сложно. Однако именно гармонично развитая личность является залогом существования независимого общества.
В России, как нигде в Европе, государство не обладало такой властью над жизнью и собственностью своих подданных. Собственно, и личность в такой стране появлялась с трудом, с чувством вины за свою особенность, исповедуя культ народа, общинного сознания, что вело в результате к отрицанию самой идеи личности.
Уже после революции Н. А. Бердяев писал: «Одна и та же болезнь нашего национального духа обнаруживается на противоположных полюсах. Та же нераскрытость и неразвитость у нас личного начала, культуры личности, культуры личной ответственности и личной чести. Та же неспособность к духовной автономии, та же нетерпимость, искание правды не в себе, а вне себя... Русский «коллективизм» и русская «соборность» почитались великим преимуществом русского народа, возносящим его над народом Европы. Но в действительности это означает, что личность, что личный дух недостаточно ещё пробудились в русском народе, что личность ещё слишком погружена в природную стихию народной жизни» [6, с. 190].
В обществе, где человек - лишь частица единой силы, единого общества, этот человек оказывается чрезвычайно одиноким и беззащитным.
Государство не печется об отдельном человеке. Он может полагаться только на собственную изворотливость, умение терпеть и быть незаметным.
Иными словами, не имея сообщества независимых людей, которые могли бы ему помочь, он, не становясь личностью, становится гораздо большим индивидуалистом, чем любой буржуа на Западе.
Деструкция личности ведет к деструкции общества, которое способно держаться лишь жесточайшим насилием и принуждением, если отсутствует самодеятельный индивид.
Мыслитель отчетливо это понимал, описывая, в сущности, то состояние российского хаоса, коснувшееся и духовной жизни, которое выражено известным рефреном, проходящим через все века и подтвержденным множеством примеров из отечественной истории: «Земля наша велика, но порядка в ней нет».
Учитывая особенности русского самосознания и менталитета, самобытность отечественной истории, построение нового гражданского общества и правового государства на современном этапе должно идти исключительно по пути продолжения традиций первых русских либералов, по пути внимательного и глубокого изучения концепции русского либерализма, анализа его теории и небольшой практики, выявления недостатков и позитивного опыта.
Именно в этом скрыт глубокий смысл возрождения России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Чичерин Б. Н. Собственность и государство. - Ч. 2. - М.: Типо-литограф. т-ва И. Н. Кушнера и К.,
1882. - 432 с.
2. Чичерин Б. Н. Воспоминания // Философия науки. - 1993. - № 3. - С. 89-92.
3. Кавелин - Д. А. Корсакову, 22 апреля 1883 г. // Вестн. Европы. - 1888. - № 5.
4. Кавелин К. Д. Разговор с социалистом-революционером. - Берлин, 1880.
5. Кавелин К. Д. Наш умственный строй: статьи и заметки по философии русской истории и культуры. -М.: Правда, 1989. - 653 с.
6. БердяевН. А. О русских классиках. - М.: Флинта, 1993. - 310 с.
Получено 14.11.2006
PROBLEM OF PERSONALITY FORMATION IN K. D. KAVELIN'S LIBERAL CONCEPT
O. A. Chapurina
The article speaks about one of the central themes of the representative of classical Russian liberalism, K. D. Kavelin - a person and his place in system of liberal values, which still remains actual due to the processes taking place in a society reformation, based on principles of liberalism. The purpose of the article is to show, that in the middle of XIX century Russian liberals, including K. D. Kavelin, first of all, put a person in the center of their conceptual investigation, saw ways of transformations of the state and the society in gradual development of the human personality and principles of freedom.