Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО В ЧЕЛОВЕКЕ ПО МНЕНИУ СОКРАТА'

ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО В ЧЕЛОВЕКЕ ПО МНЕНИУ СОКРАТА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОКРАТ / ИСТИНА И СПРАВЕДЛИВОСТЬ / "ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА" / ДОБРОДЕТЕЛЬ / ДОБРО И ЗЛО / ДУША / ЧЕЛОВЕК / СУТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ / ЭТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ / SOCRATES / TRUTH AND JUSTICE / "PERSON'S UPBRINGING" / VIRTUE / KINDNESS AND EVIL / SOUL / MAN / THE ESSENCE OF HUMAN LIFE / ETHICAL RATIONALISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Обухова Н.А., Ковыршина С.В.

В данной статье говориться о «воспитании человека», о том, что в современном мире собственно истина и справедливость являются самыми сложными категориями морали. В следствии чего Сократ считал, процедуры вместо ломать чтобы такой мир, исследования следовало относительно задавать познание самим Проблема о сути человеческой жизни становится главной в учении Сократа. В этом и заключается своеобразие его позиции, из-за чего ее часто называют этическим рационализмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FORMATION OF HUMAN QUALITIES IN HUMAN ACCORDING TO SOCRATES

This article talks about the "person’s upbringing ", about fact that truth and justice are the most difficult categories of morality in the modern world.. As a result, Socrates believed that we should ask questions to ourselves instead of asking the world. The problem of the human life’s essence becomes principal in doctrine Socrates. This is the originality of his position, which is why it is often called ethical rationalism..

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО В ЧЕЛОВЕКЕ ПО МНЕНИУ СОКРАТА»

одновременно с познанием первых и важных истин. Без человечности невозможна душевная красота человека.

Использованные источники:

1. Человеческое в человеке//Электрон. дан. Режим доступа URL: https://www.proza.ru/2012/06/11/94/ (дата обращения 11.12.2018)

2. Человек и его потребности. Любовь//Электрон. Дан. Режим доступа URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=30596( дата обращения 11.12.2018)

УДК - 128/129

Обухова Н.А. студент 2 курс Институт горного дела и геосистем Ковыршина С.В., к.ф.н. доцент кафедры СГД Сибирского государственного индустриального университета

Россия, г. Новокузнецк

ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО В ЧЕЛОВЕКЕ ПО

МНЕНИУ СОКРАТА

Аннотация: В данной статье говориться о «воспитании человека», о том, что в современном мире собственно истина и справедливость являются самыми сложными категориями морали. В следствии чего Сократ считал, что \вместо того, \чтобы вопрошать \мир, нам \следовало бы \задавать вопросы \ самим себе. Проблема о сути человеческой жизни становится главной в учении Сократа. В этом и заключается своеобразие его позиции, из-за чего ее часто называют этическим рационализмом.

Ключевые слова: Сократ, истина и справедливость, «воспитание человека», добродетель, добро и зло, душа, человек, суть человеческой жизни, этический рационализм.

Obukhova N.A. student 2 course Institute of Mining and Geosystems of Siberian State Industrial University Russia, Novokuznetsk city Kovyrshina S. V. Candidate of Philosophy.

Assistant Professor of Social Humanities Department of Siberian State Industrial University Russia, Novokuznetsk city THE PROBLEM OF FORMATION OF HUMAN qualities in HUMAN

ACCORDING TO SOCRATES Abstract: This article talks about the "person's upbringing ", about fact that truth and justice are the most difficult categories of morality in the modern world.. As a result, Socrates believed that we should ask questions to ourselves instead of asking the world . The problem of the human life's essence becomes principal in

doctrine Socrates. This is the originality of his position, which is why it is often called ethical rationalism..

Keywords: Socrates, truth and justice, "person's upbringing", virtue, kindness and evil, soul, man, the essence of human life, ethical rationalism.

По мнению Сократа "воспитание человека", смысл которого он|видел в дискуссиях и беседах, а не в систематическом изложении какой-то области знаний. Он ¡никогда не Iсчитал себя Г'мудрым",|а философом ¡"любящим мудрость" . Звание мудреца, по его мнению, приличествует богу.

Главнойзадачей философии ¡он полагал ¡рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным. Сократ -принципиальный враг ¡изучения природы. ¡Работу разума ¡человека в ¡этом направлении он считал без божеством. Он считал, что мир есть творение "божества" великого и всемогущего.

В Довременном мире ■именно истина [и справедливость ¡»являются самыми ! сложными категориями ! морали, человек стремится I к деньгам, забывая о том, что может поступать по отношению к другим несправедливо. Истина тоже не всегда важна для такого человека, он готов пойти и на обман лишь бы получить заветное для него богатство. Именно отсутствие у многих людей внутренних ¡представлений о ¡истине и ¡справедливости приводит ¡к разложению современного общества на моральном уровне.

Добродетель, т.е. познание того, что есть благо, могут достичь лишь "благородные люди". "Земледельцы и другие, работающие|весьма далеки от того, чтобы знать самих себя.Ведь они знают лишь то, что надлежит телу и служит ему. А потому, если познание самого себя есть закон разума, никто из этих людей ¡не может ¡быть разумным ¡от знания ¡своего призвания". ¡Как жестко Сократ отделят один класс от другого таков характер его религиозно - этического учения.

Сократ изменяет|саму направленность интеллектуальных поисков. Он ставит и решает вопрос: "В чем природа и последняя реальность человека, что есть сущность человека?" При этом, Сократ приходит к ответу: человек -это 1его душа, ¡но с ¡того момента, ¡как душа ¡становится действительно человеческой, зрелой, способной быть отличием человека от других существ. "Душа" - это разум, мыслящая активность, нравственное поведение. Душа в данном понимании [- философское открытие j Сократа. Это [открытие конституировало ¡моральную и ¡интеллектуальную традицию ¡в культуре Запада. [1]

Сократ считал, что вместо того, чтобы вопрошать мир, нам следовало бы задавать вопросы самим себе. Он присвоил себе знаменитое изречение «Познай самого себя».

Мир форм является единственным реальным миром, который к тому же обладает универсальностью. В нем каждая отдельная форма отлична от другой. [Этот мир [форм обладает [иерархичностью, которая [достигает

вершины в таких вселенских идеях, как Добро, Красота и Истина. Воспринимая |конкретные предметы, |мы получаем ¡представление о |таких абстрактных | качествах, как | доброта, красота | и истина. | Таково тайно-мистическое | отношение к |миру. Оно | созвучно идее | индусов, от которой, скорее всего, и произошло, — идее о том, что мир — это призрачное покрывало Майи, которое для хорошего человека становится прозрачным. Согласно Сократу, эти универсальные идеи имеют для мира главенствующее значение, человек же воспринимает их через знакомство с реальным миром. [2]

Вопрос о сути человеческой жизни становится главным в учении Сократа. И как раз ответ на вопрос о природе «наилучшего», к которому стремится человек в своей скоротечной жизни, обнаруживает противоположность во взглядах Сократа и его современника Протагора. Именно софисты взялись учить юношей тому, как выяснять мотивы своего поведения. Ведь только осознав скрытые мотивы своих действий, человек может придать им статус осознанных целей. И в этом одно из условий личного успеха. Но существует еще одна причина для анализа индивидом своих поступков. Человек живет не в одиночестве. А значит каждый, даже эгоистический поступок должен быть оправдан в глазах других людей, будь то сородичи или сограждане. Вот почему софисты учили юношей не только ставить ясные цели, но и доказывать свою правоту во всех возможных обстоятельствах. Суть такой процедуры в том, чтобы выдать частный интерес за общий, доказывая при помощи софистических приемов, что из моего эгоистического поступка следует общая польза.

Все добродетели человека, в конечном счете, определяются умением различать Добро и Зло. Зная смысл такой добродетели как мужество, человек, по убеждению Сократа, будет во всех отдельных случаях вести себя мужественно. А зная суть Добра и Зла, человек, согласно Сократу, станет проявлять добродетель во всех возможных формах. Как видим, знание добродетели у Сократа совпадает с самой добродетелью, т. е. нравственным поведением человека. По сути нравственность, с этой точки зрения, невозможна без понятия о ее основах, а овладев таким понятием, человек не может поступить безнравственно. В таком сближении и даже отождествлении знаний и поступков в нравственной сфере заключается своеобразие позиции Сократа, из-за чего эту позицию часто называют этическим рационализмом.

[3]

Использованные источники:

1. Аристотель. Мифопоэтический образ философии Этические сочинения.

2. Стретерн Пол. Сократ за 90 минут.

3. С. Мареев, Е. Мареева. Сократ о человеке и сути добродетели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.