Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Существуют специфические особенности мотивации занятий спортивной деятельностью у каратистов и теннисистов.
2. У каратистов выраженными являются такие доминирующие цели (личностные смыслы) занятий спортом, как стремление к спортивным событиям ввиду их высокой эмоциональности, неформальности общения и стремление к изучению вопросов технической и тактической подготовки.
3. Для каратистов важными являются такие причины, которые побудили и побуждают продолжать заниматься выбранным им видом спорта, как развитие характера и психических качеств, физического совершенства, эстетического удовольствия и острых ощущений, приобретения полезных для жизни умений и знаний, потребность в одобрении, повышение престижа и желание славы, коллективистская направленность.
4. Возможно, теннисисты ещё находятся на второй стадии (выделенной спортивными психологами В. Гошеком, М. Ванеком и Б. Свободой), развития мотивационной структуры по отношению к результативности, которая характеризуется желанием заниматься спортом в зависимости от роста спортивных результатов и получением удовольствия от процесса. Каратисты находятся на стадии перехода от второй стадии к третьей, которая характеризуется доминированием мотивов самоутверждения, стремлением удержать высокую результативность спортивной деятельности. Мотивационная структура спорсменов-каратистов специфирована и упрочена.
Библиографический список
1. Асеев, В. Г. Проблема мотивации и личности / В. Г. Асеев // Теоретические проблемы психологии личности. - М., 1974. - 122 с.
2. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. - М., 1990. - 288 с.
3. Гошек, В. Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности: Психология и современный спорт / В. Гошек, М. Ванек, Б. Свобода. - М., 1973. - 145 с.
4. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М., 1977. - 304 с.
5. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции / А. Н. Леонтьев. - М., 1971. - 40 с.
6. Леонтьев, В. Г. Мотивация и психологические механизмы её формирования / В. Г. Леонтьев. - Новосибирск, 2002. - 264 с.
7. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - 3-е изд. - СПб., 2003. - 352 с.
8. Пилоян, Р. Мотивация спортивной деятельности / Р. Пилоян. - М., 1984. - 198 с.
9. Узнадзе, Д. Н. Психологические мотивации поведения человека / Д. Н. Узнадзе. - М., 1969. - 213 с.
10. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: пер. с нем. / Х. Хекхаузен. - М., 1986. - 392 с.
11. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения: пер. с англ. / Х. Хекхаузен. - СПб., 2001. - 240 с.
12. Ханин, Ю. Л. Проблемы мотивации в спорте: Спорт в современном обществе / Ю. Л. Ханин. - М., 1980. - 208 с.
© Власова Е. Н., 2015
УДК 364.04
ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО АЛГОРИТМА ПОМОЩИ МОЛОДЁЖИ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
О. Ю. Гребешкова, А. В. Мантикова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье представлен обзор литературы по проблеме использования понятия «ситуация» в психологии. Раскрыто психологическое содержание понятия «трудная жизненная ситуация». На примере молодёжи представлен вариант создания модели психологического сопровождения человека в трудной жизненной ситуации.
Ключевые слова: психология, трудная жизненная ситуация, молодёжь, Escape, психологическое сопровождение, алгоритм, совлада-
ние.
В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится подросткам и молодёжи, с их ещё не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Крушение идеалов, предлагаемых молодёжи обостряет естественный юношеский нигилизм, что порождает у многих молодых людей апатию, безразличие к себе и другим и грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации. Это позволяет говорить о данной категории населения как об одной из самых уязвимых. Выявляя основные проблемы социализации и адаптации молодёжи в обществе, её экономические, возрастные, психологические и социальные особенности, её социальный статус и основные тенденции развития субкультуры в современных условиях, следует подчеркнуть крайнюю необходимость социальной работы в отношении этой группы населения.
Несмотря на обилие государственных программ, направленных на адресную поддержку молодёжи в различных трудных жизненных ситуациях (концепций поддержки работающей молодёжи, молодёжи, не имеющей профессиональных навыков, безработной молодёжи и т. п.), имеется актуальная потребность в разработке единой стратегии анализа трудной жизненной ситуации, в которой находится представитель молодёжи. При этом
данная аналитическая стратегия главным образом должна использоваться самим представителем молодёжи (самостоятельно либо с помощью другого лица) как стратегия, актуализирующая потенциал, формирующая на интенциональном уровне рефлексивный взгляд на ситуацию, готовность проявлять активность, инициативу в формировании стратегий совладания с трудной жизненной ситуации различного формата. Поэтому создаваемый алгоритм должен отвечать критериям операционализируемости и возможности практического применения для анализа трудной жизненной ситуации и выработки первых шагов по её активному преобразованию, а не существовать как ещё одна умозрительная теоретическая выкладка.
В последнее время в психологии возникают новые направления, целью которых является сближение социально-психологического знания и онтогенетической реальности, такие, как психология социальных ситуаций. Интерес исследователей привлекает изучение специфики поведения человека в социальных ситуациях, механизмы понимания и восприятия социальных ситуаций, воздействие ситуаций на человека и поиск путей конструктивного их разрешения. Выраженная социальная направленность указанных исследований, безусловно, способствует оптимизации социально-психологических и методических предпосылок деятельности организаций и специалистов социальной сферы.
Ситуационный подход к анализу психологических проблем, употребление термина «ситуация» как элемента психологического тезаурурса используется отечественными психологами уже почти на протяжении века (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и др.). Однако, с методологической точки зрения, использование данного термина вызывает разночтения. Понятие «ситуация» рассматривается в рамках измерительного, компонентного, поведенческого, средового, экологического, этогенетического, синергетического подходов.
Часто ситуация определяется как система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность. С другой точки зрения, ситуации - это внешние ситуации в интерпретации отдельным человеком [1].
В данной статье речь пойдёт о классе ситуаций, называемых трудными. Одной из основных характеристик трудных жизненных ситуаций является неадекватность алгоритмов привычного социального поведения [2]. Субъект, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, нуждается не только в конкретной помощи и поддержке, но и в формировании у него новых социально-психологических компетентностей, которые выведут его на конструктивное преодоление трудной жизненной ситуации.
Трудные жизненные ситуации (ТЖС) как класс ситуаций необходимо рассматривать с точки зрения разных дисциплин. По мнению Е. А. Петровой, предметом собственно психологического подхода к ТЖС является её изучение как социально-психологического феномена, раскрытие закономерностей формирования, динамики и завершения разных видов ситуаций, выявление специфики их переживания, проживания и совладания представителями различных этносов и культур, отдельных групп и лиц с разными социально-психологическими особенностями [2]. В качестве центральной научной проблемы Е. А. Петрова выделяет социальную и индивидуальную детерминацию и управление ТЖС. Центральными в практическом плане становятся вопросы о стратегиях и технологиях совладания с ТЖС.
Н. К. Василевская рассматривает методологические трудности в определении термина «трудная жизненная ситуация» (ТЖС) [3]. Под трудной жизненной ситуацией понимают: ситуацию социальной нестабильности (В. В. Антипов и Б. А. Сосновский, Э. Д. Телегина, Н. Ф. Наумова); стрессогенную ситуацию (Л. Пельцман, А. К. Болотова); кризисную ситуацию (А. К. Болотова), критическую ситуацию (Е. Ф. Василюк); неопределённую ситуацию (Г. Н. Солнцева); переломную ситуацию (Л. И. Анцыферова). По мнению Н. К. Василевской, отличительной особенностью ТЖС является комплексное воздействие нескольких факторов, причём каждый из этих факторов, взятый в отдельности, не будет критерием трудности сложившейся ситуации: 1) фактор вероятностного прогнозирования - исходя из анализа своего прошлого опыта, человек оценивает вероятность наступления события как нулевую или минимальную; 2) когнитивный фактор - отсутствие знаний, умений и навыков для жизни в данной ситуации; 3) поведенческий фактор - отсутствие сформированных моделей поведения; 4) витальный фактор - невозможность жить в навязанной ситуации; 5) экзистенциальный фактор - ощущение смыслоутраты [3]. Далее Н. К. Василевская отмечает, что перечисленные выше факторы относятся только к характеристикам ситуации, действительно трудной её делает личностная трудность (выделено Н. К. Василевской), а также взаимодействие характеристик ситуации и идентичность личности.
Изучение идентичности личности имеет в психологии свои традиции [5; 6]. Н. К. Василевская предлагает именно критерий идентичности личности рассматривать в качестве критерия «трудности». Если человеку удаётся придать смысл непрерывности изменениям, а также в случае непротиворечивости личностных позиций и образов «Я» (например, «Я»-прошлого и «Я»-настоящего) можно говорить об идентичности человека. В случае же попадания человека в ТЖС, его автобиографическая память претерпевает изменения, из обнаруженных наиболее яркими являются обеднение прошлого, утрата детства и онтологизация настоящего. Человек становится нетождественен самому себе.
Со схожих позиций рассматривает ТЖС Н. Г. Осухова [5]. В качестве значимого критерия ТЖС она предлагает использовать категорию образа мира как личностного мифа человека. Она также указывает на изменения в структуре идентичности: у человека, находящегося в ТЖС, идентификация подавлена, включается крайняя негативная форма обособления - отчуждение, вся активность приобретает защитный характер.
В нашей статье мы рассматриваем механизмы совладания с ТЖС такой социальной категорией, как молодёжь. Молодёжь как особая социальная группа традиционно понимается как профессиональный, творческий и социально-демографический потенциал общества. Поэтому помощь и поддержка молодёжи является приоритетной задачей государственной молодёжной политики в целом и органов и служб социальной работы с молодёжью в частности. Особенно актуальной проблема социальной поддержки молодёжи становится применительно к различным кризисным жизненным ситуациям и обстоятельствам, определяемым как трудные жизненные ситуации. Это связано с тем, что, с одной стороны, экономические и социокультурные изменения в обществе провоцируют возникновение и расширение круга трудных жизненных ситуаций, частоту их встречаемости и всё более глобальный характер их последствий. С другой стороны, молодёжь как группа, имеющая переходный характер от детства к взрослости, часто оказывается наиболее уязвимой по отношению к различного рода кризисным социальным и экономическим явлениям.
В связи с этим всё более приоритетный характер приобретает социальная помощь и поддержка молодёжи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, поиск эффективных технологий психо-социальной работы. Существующие трудности такой помощи и поддержки, прежде всего, сводятся к двум основным моментам. Во-первых, происходящее углубление и расширение кризисных ситуаций приводит к множественности групп лиц, в том числе и молодёжи, которым такая помощь необходима. Каждая такая выделенная группа (например, правонарушители, лица с наркотической и алкогольной зависимостью и т. д.) характеризуется особым сочетанием методов и техник социальной помощи и поддержки. Это приводит ко всё более узкой специализации социальных работников, умеющих эффективно помогать определённой группе лиц с тяжёлой жизненной ситуацией, и не представляющих себе работу с другой такой группой. Во-вторых, такая дефрагментация техник и технологий является следствием потери (или отсутствия) целостного взгляда на проблему трудной жизненной ситуации как психосоциального феномена.
Молодёжь как особая социальная группа постоянно находится в фокусе исследований социологов, поскольку именно она является чутким индикатором происходящих перемен и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодёжи, её установки, жизненные планы, во многом зависит способ преодоления молодёжью трудных жизненных ситуаций [6; 7].
Современный темп жизни и социально-экономические условия, а также нестабильность системы ценностей, культивируемых обществом конструируют необходимость выработки у представителей юношеского и молодого возраста такой социально-психологической компетенции, как паттерн конструктивного преодоления сложившейся трудной жизненной ситуации. Можно отметить, что в современных условиях такой поведенческий паттерн становится настолько значимым, что его наличие либо несформированность могут определять, в общем смысле, прогресс или стагнацию человеческой популяции.
Нельзя недооценить роль контекста не только в формировании, но и в функционировании личности. Чтобы описать механизм вовлечения представителей молодёжи в трудную жизненную ситуацию или инициации трудной жизненной ситуации самой молодёжью, нужно рассматривать её в контексте не только социальных процессов в обществе, но и конкретных социальных ситуаций.
13 ноября 2015 г. в Республике Хакасия проведен Республиканский круглый стол, в котором приняли участие специалисты управления социальной поддержки населения г. Абакана и других муниципальных образований республики (г. Абаза, с. Аскиз, г. Белый Яр, г. Черногорск, г. Сорск). Итогом работы круглого стола стало создание и обсуждение комплексной модели «Escape» - централизованного алгоритма работы с молодёжью Республики Хакасия, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. В ходе обсуждения проблемы со специалистами управлений социальной поддержки населения муниципальных образований Республики Хакасия, работающими с молодёжью в различных трудных жизненных ситуациях (на круглом столе), а также в ходе видеоинтервью представителей молодёжи Республики Хакасия, имеющих позитивный опыт преодоления трудных жизненных ситуаций, была собрана информация о проблемном поле исследования. Проведен конкурс студенческих работ видеоинтервью «Я - молодой, и у меня всё получилось!». Самые эффективные интервью просмотрены с комментариями в ходе работы круглого стола. Полученный опыт был обобщён, проанализирован, выделены сильные и слабые стороны сложившейся системы практики. По итогам работы круглого стола в ходе дальнейшей аналитической работы создан алгоритм работы с молодёжью Республики Хакасия, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.
В условиях обилия программ, нацеленных на работу с молодёжью, первостепенной задачей становится формирование у молодого поколения активной позиции по отношению к трудной жизненной ситуации, недо-
пущение социального иждивенчества. А. В. Мантиковой был предложен алгоритм, способный инициировать такую позицию у представителя молодёжи по отношению к его ситуации [7]. В активную позицию входят: всесторонняя рефлексия ситуации (а не поиск виноватых); формирование чувства причастности к ситуации («это моя проблема»); ревизия жизненных установок, проявившихся через отношение к конкретной трудной жизненной ситуации; поиск ресурсов, информационная поддержка и этап перехода интенции к действию. Алгоритм представляет собой шестишаговую модель анализа (либо самооанализа) ситуации, помогающую сформировать у представителя молодёжи адаптивный копинг по совладанию с трудной жизненной ситуацией.
Алгоритм работы с молодёжью Республики Хакасия в трудной жизненной ситуации «Escape» включает:
- этап Самоопределения или «постановки диагноза»: «Я - в трудной жизненной ситуации»;
- этап Рефлексии «Моя трудная жизненная ситуация - объективного или субъективного характера»:
1) что привело меня к тому, что в данное время я нахожусь в трудной жизненной ситуации?
2) сколько времени я уже пребываю в трудной жизненной ситуации?
3) причастность. Кто (если имеется) вовлёк меня в трудную жизненную ситуацию? Кого (если имеется) я уже вовлёк в трудную жизненную ситуацию?
4) могу я остановить дальнейшее вовлечение людей в эту трудную жизненную ситуацию? (имеется в виду, в саму ситуацию, а не в её разрешение).
5) степень контроля. Каким аспектом трудной жизненной ситуации я могу управлять? Что неподвластно мне в этой трудной жизненной ситуации?
6) ревизия. Изменит ли эту ситуацию пересмотр своих мыслей, чувств о ней, своего поведения?
7) что мне следует пересмотреть, чтобы уменьшить негативное влияние на меня этой ситуации?
8) вывод о типе трудной жизненной ситуации: субъективная, объективная, сочетающая оба фактора (пропорция).
- поиск ресурсов. Какие я имею внутренние и внешние ресурсы, чтобы справиться с трудной жизненной ситуацией?
- решение. Какой первый шаг я сделаю, чтобы совладать с трудной жизненной ситуацией?
- информационная поддержка. Куда я могу обратиться за консультацией, информацией?
- действие. Сегодня я звоню в.../отправляюсь в... .для того чтобы узнать о... [7].
Главная задача использования алгоритма «Escape» - содействие навыку точно диагностировать собственные затруднения, их сферу, определять возможные пути решения и находить адресатов, которые могут оказать информационную поддержку, а также создание зоны персональной ответственности за сложившуюся ситуацию. Данный шестишаговый алгоритм может использоваться как специалистами в области социальной работы в качестве ещё одного инструмента помощи молодёжи, так и самостоятельно представителями молодёжи для анализа сложившейся ситуации.
Для специалиста в области социальной работы предлагается следующий алгоритм психологического сопровождения, предложенный Н. Г. Осуховой [4]. Психологическое сопровождение определяется как специально организованный процесс, направленный на создание «переходного пространства», - безопасных условий, в которых становится возможным выход человека из негативного отчуждения (от себя, от других, от мира в целом), восстановление связи с самим собой, миром людей и обществом, реконструкция субъективного образа мира и освоение новых моделей поведения. Процесс сопровождения осуществляется на всех этапах перехода от старого, искаженного (или распавшегося) образа мира к новому. Специалист выполняет функцию посредника между человеком и миром. Динамическая модель сопровождения включает в себя: 1) создание безопасного пространства, обеспечивающего чувство безопасности в физическом пространстве бытия, доверие к специалисту по сопровождению; 2) работу по возрождению чувств и отреагированию травматического опыта, побуждающую у человека желание жить и веру в возможность позитивного будущего; 3) работу с разрушительными чувствами; 4) принятие и укрепление своего «Я»: принятие ценности себя и своей жизни, осознание себя не частью семьи или группы, а необходимой частью жизни; 5) расширение внешнего пространства, изменений отношений с окружающими и способов взаимодействия с ними; 6) освоение новых жизненных ролей и моделей поведения, обретение уверенности в своих силах; 7) готовность к переменам за пределами переходного пространства, в реальной жизни.
Таким образом, нами была предпринята попытка внести определённой вклад в проблему создания единого алгоритма помощи молодому человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. Мы рассмотрели понятие трудной жизненной ситуации в рамках ситуационного подхода в психологии, остановились на взглядах представителей субъективного подхода, рассмотрели модель психологического сопровождения, предложенную Н. Г. Осуховой. Также в качестве предложения к использованию выдвинули наш собственный централизованный шестишаговый алгоритм помощи молодому человеку в трудной жизненной ситуации, ставший итогом работы Республиканского круглого стола, в котором приняли участие специалисты управления социальной поддержки населения г. Абакана и других муниципальных образований Республики Хакасия.
Библиографический список
1. Липатов, С. А. Социально-психологический анализ и оценка трудных жизненных ситуаций // Человек в трудной жизненной ситуации: тезисы докл. научно-практич. конф. (Москва, 24 дек. 2003 г. и 8 дек. 2004 г.) / С. А. Липатов. - М., 2004. - С. 12-15.
2. Перова, Е. А. Трудные жизненные ситуации в предметном поле социальной психологии // Человек в трудной жизненной ситуации: тезисы докл. научно-практич. конф. (Москва, 24 дек. 2003 г. и 8 дек. 2004 г.) / Е. А. Перова. - М., 2004. - С. 10-12.
3. Василевская, К. Н. Трудная жизненная ситуация: проблема определения и диагностики / К. Н. Василевская // Человек в трудной жизненной ситуации: тезисы докл. научно-практич. конф. (Москва, 24 дек. 2003 г. и 8 дек. 2004 г.). - М., 2004. - С. 41-46.
4. Морогин, В. Г. Структурные особенности ценностно-потребностной сферы личности студентов техникума / В. Г. Морогин, Е. Л. Ша-нова // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. - 2013. - № 3. - С.114-116.
5. Осухова, Н. Г. Человек в трудной жизненной ситуации: феноменология и психологическая помощь / Н. Г. Осухова // Человек в трудной жизненной ситуации: тезисы докл.научно-практич.конф. (Москва, 24 дек. 2003 г. и 8 дек. 2004 г.). - М., 2004. - С. 15-17.
6. Фотекова, Т. А. Этническая идентичность студентов Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова / Т. А. Фотекова, Т. Б. Гусева, А. В. Мантикова // Вестник ХГУ им. Н.Ф. Катанова. - 2012. - № 1. - С. 94-98.
7. Чупров, Л. Ф. «Escape» - Централизованный алгоритм работы с молодёжью Республики Хакасия в трудной жизненной ситуации / Л. Ф. Чупров, А. В. Мантикова, О. Ю. Гребешкова // ЭНЖ «ПЭМ: Психология. Эдукология. Медицина». - 2015. - № 3. - С. 1-23. -URL: http://pem.esrae.ru/pdf/2015/3/76.pdf (дата обращения: 10.04.2015).
© Гребешкова О. Ю., Мантикова А. В., 2015
УДК 159.9.07
ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ В ЛОКАЛЬНЫХ СОБЫТИЯХ
В. К. Кемелова
Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына
Данная работа посвящена анализу посттравматического стресса и влияния его на организм человека. Посттравматическое стрессовое расстройство развивается у людей, переживших событие, которое является в высшей степени травмирующим практически для любого человека.
Ключевые слова: локальные события, чрезвычайные ситуации, посттравматическое стрессовое расстройство, психическое здоровье, стресс, тревожность, депрессия, суицид, реабилитация.
На современном этапе развития общества среди общемедицинских проблем особую актуальность приобретает проблема патологии аффективной сферы, особенно тревожных и депрессивных расстройств. Медико-психологические последствия массовых беспорядков, чрезвычайных ситуаций, катастроф, стихийных бедствий, вооружённых столкновений вызывают серьёзную озабоченность из-за выраженности и негативного влияния на психическое здоровье населения в целом. Травматический стресс неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека, проявляясь в тревожности. А тревожность может вызывать состояние беспокойства, напряжения, нарушение поведения. Безусловно, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом. Наиболее болезненным является травматический стресс, который наступает в результате таких опасных для жизни событий, как военные конфликты, стихийные бедствия, автокатастрофы, физическое насилие и т. д. В последней международной классификации болезней (МКБ-10) выделена рубрика F43.1 «Посттравматическое стрессовое расстройство» (ПТСР).
Для возникновения ПТСР необходимо, чтобы человек испытал действие стрессора, выходящего за рамки обычного человеческого опыта и способного вызвать дистресс. К такого рода стрессорам мы относим серьёзную угрозу для жизни или физической целостности, вынужденное убийство человека, серьёзное физическое повреждение (ранение), смерть или калечащее ранение [4]. Посттравматические стрессовые расстройства можно определить как состояние, которое развивается у человека, испытавшего эмоциональный или физический стресс достаточной выраженности, способный быть травматичным практически для любого человека [1]. Посттравматическое стрессовое расстройство проявляется в виде тревожности, депрессии, раздражительности, эмоциональной отчуждённости, навязчивых переживаний, импульсивности, враждебности, нарушениями сна с кошмарными сновидениями, посещением мысли о самоубийстве.
Близкие люди должны создавать атмосферу, в которой можно ощущать себя в безопасности, выговориться, обсудить со своими близкими пережитое [3]. Отсутствие видимых сдвигов в сторону улучшения условий жизни большинства людей, разочарование в происходящих переменах, ухудшение материального положения, страх за своё будущее и будущее своих близких как действие хронического стресса воздействуют на поведение и деятельность людей. Одни, оставаясь наедине со своей проблемой, будучи в состоянии безысходности, совершают суицидальные попытки. Другие активно пытаются изменить ситуацию, участвуя в различных митингах и массовых беспорядках в условиях экономически-социальной нестабильности, испытывая