Таким образом, проведённое исследование позволяет прийти к следующим заключениям:
- выявленные различия немногочисленны, но на их основе можно сделать вывод, что эмоциональные состояния старших школьников испытывают незначительное влияние со стороны мозговой латерализации функций;
- «чистые» правши более склонны к тому, чтобы пребывать в состоянии эйфории; им же более присуще проявление комфортности;
- меньшую склонность, по сравнению с остальными группами, «чистые правши» показали к проявлению состояния напряжённости;
- остальные группы испытуемых имеют противоположные по полюсу проявления эмоциональных состояний по сравнению с группой правшей. Они чаще подвержены проявлениям дисфорических эмоций, а также менее склонны находиться в состоянии комфортности;
- выявлена повышенная напряжённость у групп амбидекстров и праворуких. Возможно, она обусловлена самим моментом проведения исследования.
Сравнение полученных нами данных с результатами других исследований (например: [5; 7; 9]) показало, что
левое полушарие участвует в эмоциональном регулировании, при этом оно отвечает за положительные эмоции.
Библиографический список
1. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. - СПб.: Питер, 2002. - 312 с.
2. Экман, П. Послесловие / П. Экман // Ч. Дарвин. Выражение эмоций у человека и животных. - Лондон: Harper Collins. 1998. - С. 363393.
3. Анохин, П. К. Эмоции / П. К. Анохин // Большая медицинская энциклопедия; под ред. А. Н. Бакулева. - В 36 т. Т. 35. - М.: Гос. изд-во медицинской литературы «МЕДГИЗ», 1964. - С. 339- 367.
4. Симонов, П. В. Эмоциональный мозг / П. В. Симонов. - М.: Наука, 1981. - 215 с.
5. Выготский, Л. С. Проблемы эмоций / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1958. - № 3 - С. 74-79.
6. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология: учебник для вузов / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 454 с.
7. Хомская, Е. Д. Латеральная организация мозга как нейропсихологическая основа типологии нормы / Е. Д. Хомская // Хрестоматия по нейропсихологии; сост. Е. Д. Хомская. - М, Изд-во РПО, 1999. - С. 410-414.
8. Добровидова, Н. А. Особенности эмоциональных состояний подростков, увлекающихся компьютерными играми / Н. А. Добровидова // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 323 - С. 316-319.
9. Молодых, Е. С. Моторные и сенсорные асимметрии, психические особенности и успеваемость старших школьников / Е. С. Молодых // Известия АГУ. - 2003. -№ 3(29). - С. 99-103.
© Ботнарь О. В., 2015
УДК 159.95
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Е. Н. Власова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье представлены результаты исследования особенностей мотивации занятий спортивной деятельностью у спортсменов-теннисистов и спортсменов-каратистов. Выявлены специфические особенности мотивации занятий спортивной деятельностью у каратистов и теннисистов.
Ключевые слова: мотивация, спортивная деятельность, каратисты, теннисисты.
Мотивационно-потребностная сфера является центральным образованием личности, поэтому её изучение чрезвычайно важно для психологической науки и практики. Мотивация определяет направленность личности и является главной движущей силой человеческого поведения.
Мотивации и мотивам посвящено большое количество работ как отечественных [1; 2; 4; 5; 6], так и зарубежных авторов [7; 10; 11]. Но, несмотря на наличие целого ряда работ, посвящённых разным аспектам проблемы мотивации, она по сей день остаётся актуальной.
Знания о мотивации человека помогают людям в той деятельности, которую они для себя выбрали, в том числе и спортивной. Без знания и понимания мотивов и потребностей человека, а также правильного использования стимулов к деятельности невозможно эффективное управление. Для правильного и успешного управления тренеру необходимо учитывать индивидуальные особенности спортсмена, так как эффективность деятельности тренера находится в прямой зависимости от степени мотивированности спортсменов.
Целью исследования стало выявление особенностей мотивации занятий спортивной деятельностью у спортсменов-теннисистов и спортсменов-каратистов.
Исходя из цели исследования были сформулированы следующие задачи: 1) выявить доминирующие цели (личностные смыслы) занятий спортом спортсменов-теннисистов и спортсменов-каратистов; 2) выяснить сте-
пень важности различных причин (ситуаций, обстоятельств), которые побудили и побуждают спортсменов-теннисистов и спортсменов-каратистов продолжать заниматься выбранным видом спорта.
В основу данного исследования положена концепция А. Н. Леонтьева о мотивационной сфере личности.
Для достижения поставленной цели был использован следующий психодиагностический инструментарий: методика «Изучение мотивов занятий спортом» (В. И. Тропникова); методика «Мотивы занятий спортом» (А. В. Шаболтас); методы математической статистики: пакет программы SPSS for Windows-20 (критерий U-Манна-Уитни).
Знания о мотивации человека будут помогать людям в той профессии, которую они для себя выбрали. Выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию. Внутренняя мотивация - это побуждение к деятельности благодаря собственному внутреннему стремлению к получению удовлетворения от работы. Внешняя мотивация - это побуждение к деятельности только с целью получения вознаграждения извне.
При возникновении внешней мотивации внутренняя, как правило, ослабевает [9]. Усиливать внутреннюю мотивацию могут внешние вознаграждения только одного типа. Если работа доставляет человеку удовольствие и приносит удовлетворение, то он счастлив и доволен. Работая над поставленными перед ним задачами, человек растёт как личность и испытывает чувство удовлетворения.
Мотивация спортивной деятельности определяется как внутренними, так внешними факторами, меняющими своё значение на протяжении спортивной карьеры [12]. Как сказал один из известных в нашей стране футболистов, в юности никто не приходит в футбол ради благ, напротив, приходят с благими намерениями. Это можно отнести и к другим видам спорта. Чешские спортивные психологи [3] выявили динамику мотивации спортивной деятельности и обозначили её как стадии генерализации, дифференциации, стабилизации и инволюции. Для I стадии характерны: меньшая разборчивость при выборе спортивной деятельности, распылённость спортивных интересов, непосредственность и эмоциональная окраска, значительная текучесть состава спортивных секций и сильное влияние внешних факторов. Вторая стадия характеризуется наличием уже определённых мотивов спортивной деятельности, среди которых мотивы самоутверждения, соперничества одерживают верх над желанием просто удовлетворить потребность в двигательной активности. Желание заниматься спортом на этой стадии находится в прямой зависимости от роста спортивных результатов. Эмоциональный подход (получение удовольствия от процесса) дополняется рациональным - изучением содержания и теоретических принципов данного вида спорта. На III стадии доминируют мотивы самоутверждения и соревнования, связанные со стремлением удержать высокую результативность спортивной деятельности. Мотивационная структура на данной стадии уже дифференцирована, специфицирована, упрочена. На IV стадии проявляется инволюция мотиваци-онной структуры, которая связана со снижением результативности. На этой стадии мотивационная структура постоянно перегруппировывается: мотивы соревнования и достижения результатов отступают на задний план, а на передний выходит мотив занятий спортом ради самой деятельности. В. Гошек с соавторами отмечают, что развитие мотивационной структуры занятий спортом в отдельных случаях очень индивидуально, её периоды у разных лиц могут быть различными по своей выраженности и продолжительности дифференциации. Соотношение между духовными потребностями (самовыражение, самоутверждение, исполнение общественного долга) и материальным с возрастом и соответственно со спортивным стажем существенно изменяется [8]. У подростков и юношей наблюдается значительное превалирование духовных потребностей над материальными, а в конце спортивной карьеры начинают превалировать материальные потребности. Характерно, что наибольшая выраженность тех и других потребностей наблюдается в юниорском возрасте, что связано с переходом спортсменов к самостоятельной жизни, то есть с новым этапом взросления.
В нашем исследовании приняли участие 12 спортсменов, занимающихся настольным теннисом, и 12 спортсменов, занимающихся каратэ; обе группы занимаются в ДЮСШ г. Абакана. Все 24 человека - это подростки, мужского пола. Стаж спортивной деятельности составляет от двух лет до шести лет (среди них - один кандидат в мастера спорта).
При выявлении доминирующих целей (личностных смыслов) занятий спортом у двух исследуемых групп спортсменов - теннисистов и каратистов - были выявлены следующие мотивы-категории (рис. 1):
Как видно из рисунка 1, для теннисистов более выраженным является мотив эмоционального удовольствия (средний балл - 18), что свидетельствует о стремлении, которое отражает радость движения и физических усилий; мотив физического самоутверждения (средний балл - 13,8) - это стремление к физическому развитию, становлению характера; мотив социального самоутверждения (средний балл - 12,3) - это стремление проявить себя, выражающееся в том, что занятия спортом и достигаемые при этом успехи рассматриваются и переживаются с точки зрения личного престижа, уважения знакомыми, зрителями.
Что касается каратистов, то ведущими мотивами занятий спортом у них являются: мотив достижения успеха в спорте (средний балл - 16,4) - это стремление к достижению успеха, улучшению личных спортивных результатов; также как и у теннисистов, на втором месте - мотив физического самоутверждения (средний балл - 15,2)
- это стремление к физическому развитию, становлению характера; социально-эмоциональный мотив (средний балл - 4,5) - это стремление к спортивным событиям ввиду их высокой эмоциональности, неформальности общения, социальной и эмоциональной раскованности; мотив эмоционального удовольствия (средний балл -14,08), что свидетельствует о стремлении, которое отражает радость движения и физических усилий.
18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
123456789 10 ■ Теннисисты □ Каратисты
Рис. 1. Доминирующие цели занятий спортом (методика А. В. Шаболтас) (средний балл): 1 — мотив эмоционального удовольствия; 2 — мотив социального самоутверждения; 3 — мотив физического самоутверждения; 4 — социально-эмоциональный мотив; 5 — социально-моральный мотив; 6 — мотив достижения успеха в спорте;
7 — спортивно-познавательный мотив; 8 — рационально-волевой мотив;
9 — мотив подготовки к профессиональной деятельности; 10 — гражданско-патриотический мотив
Обнаружены статистически значимые различия в мотивах занятий спортом между теннисистами и каратистами (табл. 1). Так, для каратистов статистически значимым является социально-эмоциональный мотив; это свидетельствует о том, что им очень нравятся занятия спортом, так как соревноваться очень интересно и достигнутые успехи приносят радость. Для каратистов статистически значимым является социально-эмоциональный мотив, что свидетельствует о том, что им очень нравятся занятия спортом, потому что соревноваться очень интересно и достигнутые успехи приносят радость.
На уровне тенденции к различию у каратистов обнаружен более развитый спортивно-познавательный мотив, что свидетельствует о том, что им важно знать технику и тактику борьбы, а также то как правильно тренироваться.
Таблица 1
Статистические показатели различий в мотивах занятий спортом (по Манна-Уитни)
Шкалы ЭУ СС ФС СЭ СМ ДУ СП РВ ПД ГП
Испытуемые 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Каратисты 52,5 51,5 52 38* 53 48,5 ~43 52 51 47
Теннисисты
р < 0,05* р < 0,01** икр. = 42; р < 0,05* икр. = 31; р < 0,01*
Примечание: 1 - мотив эмоционального удовольствия; 2 - мотив социального самоутверждения; 3 - мотив физического самоутверждения; 4 - социально-эмоциональный мотив; 5 - социально-моральный мотив; 6 - мотив достижения успеха в спорте; 7 - спортивно-познавательный мотив; 8 - рационально-волевой мотив; 9 - мотив подготовки к профессиональной деятельности; 10 - гражданско-патриотический мотив
При выявлении степени важности различных причин, которые побудили и побуждают спортсменов продолжать заниматься выбранным ими видом спорта, были получены следующие результаты исследования (рис. 2).
Как видно из рисунка 2, для теннисистов более выраженной причиной, побуждающей заниматься выбранным ими видом спорта, являются физическое совершенство (средний балл - 4,2), развитие характера и психических качеств (средний балл - 3,8), повышение престижа и желание славы (средний балл - 3,3). Наименее значимыми оказались такие причины, как познание и материальное благополучие (средний балл - 2,2 для обеих причин), приобретение полезных для жизни знаний и умений (средний балл - 2,4).
Рис. 2. Причины, побуждающие спортсменов продолжать заниматься выбранным ими видом спорта (методика В. И. Тропникова) (средний балл): 1 - общение; 2 - познание; 3 - материальное благополучие;
4 - развитие характера и психических качеств; 5 - физическое совершенствование;
6 - улучшение самочувствия и здоровья; 7 - эстетическое удовольствие и острые ощущения;
8 - приобретение полезных для жизни умений и знаний; 9 - потребность в одобрении;
10 - повышение престижа и желание славы; 11 - коллективистская направленность
Что касается каратистов, то ведущими причинами, побуждающими заниматься спортом, являются: физическое совершенство (средний балл - 4,6), развитие характера и психических качеств (средний балл - 4,8), повышение престижа и желание славы (средний балл - 4,3). Несмотря на сходство ведущих причин у каратистов и теннисистов, все же у каратистов они имеют более высокие показатели.
Наименее значимыми для каратистов оказались такие причины, как познание и материальное благополучие (средний балл - 2,3 для обеих причин), улучшение самочувствия и здоровья (средний балл - 2,7).
Обнаружены статистически значимые различия между теннисистами и каратистами в причинах, побуждающих заниматься спортом (табл. 2).
Так, для каратистов статистически значимыми является довольно большое количество причин, по которым они занимаются спортом: это развитие характера и психических качеств, физического совершенства, эстетического удовольствия и острых ощущений, приобретения полезных для жизни умений и знаний, потребность в одобрении, повышение престижа и желание славы, коллективистская направленность. Возможно, такое значительное различие вызвано тем, что большая часть среди каратистов занимается спортом более четырёх лет в отличие от теннисистов, стаж спортивной деятельности которых составляет более трёх лет.
Таблица 2
Статистические показатели различий в причинах, побуждающих заниматься спортом (по Манна-Уитни)
Шкалы О П МБ РХиПС ФС УСиЗ ЭУиО ППУ ПО ПП КН
Испытуемые 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Каратисты 65 64 64 32* 41,5** 66 39,5* а** 29** 29** 21**
Теннисисты 6**
р < 0,05* р < 0,01** икр. = 42; р < 0,05* икр. = 31; р < 0,01*
Примечание: 1 - общение; 2 - познание; 3 - материальное благополучие; 4 - развитие характера и психических качеств; 5 - физическое совершенствование; 6 - улучшение самочувствия и здоровья; 7 - эстетическое удовольствие и острые ощущения; 8 - приобретение полезных для жизни умений и знаний; 9 - потребность в одобрении; 10 - повышение престижа и желание славы; 11 - коллективистская направленность
Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Существуют специфические особенности мотивации занятий спортивной деятельностью у каратистов и теннисистов.
2. У каратистов выраженными являются такие доминирующие цели (личностные смыслы) занятий спортом, как стремление к спортивным событиям ввиду их высокой эмоциональности, неформальности общения и стремление к изучению вопросов технической и тактической подготовки.
3. Для каратистов важными являются такие причины, которые побудили и побуждают продолжать заниматься выбранным им видом спорта, как развитие характера и психических качеств, физического совершенства, эстетического удовольствия и острых ощущений, приобретения полезных для жизни умений и знаний, потребность в одобрении, повышение престижа и желание славы, коллективистская направленность.
4. Возможно, теннисисты ещё находятся на второй стадии (выделенной спортивными психологами В. Гошеком, М. Ванеком и Б. Свободой), развития мотивационной структуры по отношению к результативности, которая характеризуется желанием заниматься спортом в зависимости от роста спортивных результатов и получением удовольствия от процесса. Каратисты находятся на стадии перехода от второй стадии к третьей, которая характеризуется доминированием мотивов самоутверждения, стремлением удержать высокую результативность спортивной деятельности. Мотивационная структура спорсменов-каратистов специфирована и упрочена.
Библиографический список
1. Асеев, В. Г. Проблема мотивации и личности / В. Г. Асеев // Теоретические проблемы психологии личности. - М., 1974. - 122 с.
2. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. - М., 1990. - 288 с.
3. Гошек, В. Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности: Психология и современный спорт / В. Гошек, М. Ванек, Б. Свобода. - М., 1973. - 145 с.
4. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М., 1977. - 304 с.
5. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции / А. Н. Леонтьев. - М., 1971. - 40 с.
6. Леонтьев, В. Г. Мотивация и психологические механизмы её формирования / В. Г. Леонтьев. - Новосибирск, 2002. - 264 с.
7. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - 3-е изд. - СПб., 2003. - 352 с.
8. Пилоян, Р. Мотивация спортивной деятельности / Р. Пилоян. - М., 1984. - 198 с.
9. Узнадзе, Д. Н. Психологические мотивации поведения человека / Д. Н. Узнадзе. - М., 1969. - 213 с.
10. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: пер. с нем. / Х. Хекхаузен. - М., 1986. - 392 с.
11. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения: пер. с англ. / Х. Хекхаузен. - СПб., 2001. - 240 с.
12. Ханин, Ю. Л. Проблемы мотивации в спорте: Спорт в современном обществе / Ю. Л. Ханин. - М., 1980. - 208 с.
© Власова Е. Н., 2015
УДК 364.04
ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО АЛГОРИТМА ПОМОЩИ МОЛОДЁЖИ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
О. Ю. Гребешкова, А. В. Мантикова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье представлен обзор литературы по проблеме использования понятия «ситуация» в психологии. Раскрыто психологическое содержание понятия «трудная жизненная ситуация». На примере молодёжи представлен вариант создания модели психологического сопровождения человека в трудной жизненной ситуации.
Ключевые слова: психология, трудная жизненная ситуация, молодёжь, Escape, психологическое сопровождение, алгоритм, совлада-
ние.
В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится подросткам и молодёжи, с их ещё не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Крушение идеалов, предлагаемых молодёжи обостряет естественный юношеский нигилизм, что порождает у многих молодых людей апатию, безразличие к себе и другим и грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации. Это позволяет говорить о данной категории населения как об одной из самых уязвимых. Выявляя основные проблемы социализации и адаптации молодёжи в обществе, её экономические, возрастные, психологические и социальные особенности, её социальный статус и основные тенденции развития субкультуры в современных условиях, следует подчеркнуть крайнюю необходимость социальной работы в отношении этой группы населения.
Несмотря на обилие государственных программ, направленных на адресную поддержку молодёжи в различных трудных жизненных ситуациях (концепций поддержки работающей молодёжи, молодёжи, не имеющей профессиональных навыков, безработной молодёжи и т. п.), имеется актуальная потребность в разработке единой стратегии анализа трудной жизненной ситуации, в которой находится представитель молодёжи. При этом